.RU

Впереди - океан - "Что сгорит, то не сгниет" 3


^ Впереди - океан
Лет тридцать тому назад, когда Западную Европу волной накрывало движение «новых левых», в молодежной среде Советского Союза происходили свои перемены: время романтиков-целинников уходило в прошлое, наступало время романтиков-геологов. Поступить в вуз нефтегазового профиля было, пожалуй, ничуть не легче, чем во ВГИК. И мало кто из архангельских старшеклассников, бредивших геологией, добычей и переработкой полезных ископаемых, догадывался тогда, что открытие нефтегазовых специальностей в родном и близком АЛТИ уже не за горами.

Время нового мышления

Потребовалось около двух десятилетий, чтобы за нефтегазовый проект в техническом вузе взялись люди, наделенные подлинно государственным мышлением, и среди них тогдашний ректор Олег Соколов с руководителями ОАО «Архангельскгеолдобыча». В 1997 году Архангельский государственный технический университет получил лицензию Министерства образования и произвел набор на первые три специальности: разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений; проектирование, сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ; машины и оборудование нефтяных и газовых промыслов. В следующем году набрали студентов на четвертую специальность - бурение нефтяных и газовых скважин.

- Никакого специального структурного подразделения на тот момент не было, - рассказывает директор Института нефти и газа (ИНиГ) Николай Дундин. - Студентов, поступивших к нам, распределяли по разным факультетам: будущие инженеры по машинам и нефтегазовому оборудованию учились на механическом, проектировщики — на строительном, разработчики и буровики - на факультете природных ресурсов. Но численность студентов росла, и в мае 2000 года ИНиГ появился на свет.

В начале наступившего века правительство России принимает стратегически важное решение: месторождение «Приразлом-ное», запасы которого оцениваются в 70 миллионов тонн нефти, а также газоконденсатное месторождение «Штокмановское» (3,6 триллиона кубометров газа) в Баренцевом море должны разрабатываться с участием международных инвесторов. Норвегия отреагировала на это адекватно. Две норвежские нефтяные компании - «Гидро» и «Статойл» предложили Институту нефти и газа АГТУ помощь в подготовке специалистов по разработке морских месторождений. В 2005-2006 годах с компаниями были подписаны соглашения о сотрудничестве.

Вложения в кадры

- Нередко слышу вопрос: а зачем «норвегам» все это нужно?

- размышляет профессор Анатолий Золотухин, технический директор представительства в России компании «СтатойлГидро» (две компании произвели дружественное слияние капитала 1 октября 2007 года). - У каждой компании есть программа корпоративной социальной ответственности. Это вложение денег не только в прямой бизнес, но и в развитие социальной инфраструктуры, местной промышленности, в кадры. Мы еще в 1991 году начали сотрудничество с московским Университетом нефти и газа имени Ивана Губкина, потом продолжили чтение лекций в санкт-петербургском политехе. Сейчас работаем в рамках трехстороннего соглашения между компанией «СтатойлГидро», Университетом Ставангера и АГТУ. Что предусматривает так называемая интегрированная помощь? На первом этапе

- чтение лекций, а на следующем

- включение специализации «Освоение морских месторождений» в общероссийский реестр Министерства образования и науки. Восемь дисциплин читаются три раза. Сначала полный курс читает норвежский профессор. На второй год он работает в паре с архангельским коллегой. На третий год российский профессор ведет сто процентов курса. Мы хотим создать международную комиссию по оценке качества образования. Она будет оценивать наш конечный продукт - качество подготовки студентов.

С чистого листа

Кафедра транспорта и хранения нефти и газа — самая молодая в ИНиГ.

— Кадровый состав пришлось формировать с чистого листа, - вспоминает заведующий кафедрой, профессор, доктор геолого-минералогических наук Марсель Губайдуллин. - Сегодня у нас восемь человек профессорско-преподавательского состава (из них три профессора и три доцента). Формирование кафедры продолжается, в научную и преподавательскую работу вовлекаются молодые кадры. При поддержке компании «Гидро» два студента и два аспиранта проходят стажировку в Норвегии, получают стипендии. Компания предоставила нам гранты на поддержку научно-исследовательских работ и научно-педагогической деятельности. Расширяем учебно-лабораторную базу. Есть у нас лаборатории компьютерного проектирования, прикладной геоэкологии, подводных технологий добычи нефти и газа. Компания «Гидро» предоставила действующий макет установки для добычи газа на больших глубинах и специализированную профессиональную программу «OLGA» для расчетов трубопроводов с многофазными потоками. У кафедры хорошие деловые отношения и с российскими ООО « Роснефть-Архангельскнефтепродукт», ОАО «Варандейский нефтяной терминал», ООО «Севергазпром».

Специалисты по разработке морских нефтегазовых место рождений, уверен профессор Губайдуллин, должны иметь не только хорошую общетехническую, но и узкоспециальную подготовку. Среда арктического шельфа, в которой находятся Штокмановское и Приразломное месторождения, и сурова, и очень уязвима одновременно. А разработка месторождений сопровождается усилением техногенного пресса. Что противопоставить ему? Ответу на этот вопрос посвящена существенная часть исследований, которые ведутся на кафедре под руководством профессора Губайдуллина. Одна из разрабатываемых здесь тем - оценка экологических рисков при освоении прибрежной зоны Баренцева моря.

- Продолжавшаяся почти месяц стажировка в Норвегии, в Университете Ставангера, которую мы проходили вместе с моим коллегой - профессором Михаилом Дорфманом, была весьма полезной, — рассказывает М. Г. Губайдуллин.

Помимо обмена научно-исследовательским опытом, ученые из АГТУ принимали участие в учебном процессе университета-партнера. Они посещали лекции, знакомились с лабораториями, научно-технической библиотекой, беседовали со студентами, преподавателями, аспирантами и, конечно же, прошли дополнительное обучение по спецпрограммам, получили соответствующие сертификаты.

По специальности работают все

- Общение и контакты всегда полезны, - не сомневается профессор Губайдуллин. - Если сравнивать их и нашу систему образования, я бы однозначно признал, что в области фундаментальных исследований и обучения фундаментальным наукам мы в чем-то норвежцев превосходим. А вот в обеспеченности лабораторным оборудованием мы им существенно уступаем. Надеюсь, что с развитием нефтегазовой отрасли в регионе не только зарубежные, но и отечественные компании внесут свой вклад в развитие материально-технической базы института. Ведь готовим мы кадры не для Западной Сибири или Сахалина - основная часть выпускников остается в регионе, на работу по специальности устраиваются все. И те, кто в ближайшем будущем получит диплом со специализацией «Разработка морских нефтегазовых месторождений», будут трудоустроены. Год-два - и разработка наших месторождений начнется. Газпромом принято решение о включении в число партнеров по разработке Штокмана «СтатойлГидро» (24% акций). А кадровая ниша в отрасли пока еще не заполнена специалистами такого профиля. Наша общая с норвежскими коллегами задача - готовить профессионалов. А настоящие профессионалы, как правило, быстро становятся руководителями .

Сегодня кадровый вопрос играет решающую роль в судьбе нефтегазовой отрасли на шельфе арктических морей. Для того чтобы добывать 200 миллионов тонн нефтяного эквивалента в год с арктического шельфа России, нужно иметь десятки тысяч различных специалистов. Арктический шельф, согласно официальным прогнозам, должен обеспечивать энергетическую безопасность России в течение 150 лет. Для этого необходимо воспроизводство человеческих ресурсов: каждый год Россия должна выпускать из учебных заведений не менее тысячи специалистов. И один из вузов, на которые делается стратегическая ставка, - Архангельский государственный технический университет.

Павел Васильев

01.11.2007 «Правда Севера»

vnutrennie-vodi-rf-i-sbz-reki-i-rechnoj-stok-kurs-lekcij-po-discipline-fizicheskaya-geografiya-rossii-tatarstana.html
vnutrennij-audit-investicionnih-proektov-na-primere-oao-taneko.html
vnutrennij-imidzh-kompanii.html
vnutrennij-kontrol.html
vnutrennij-sboj-shest-oshibok-vnutrennego-pr.html
vnutrennyaya-diagnostika-kompanii-opredelenie-silnih-i-slabih-storon.html
  • shkola.bystrickaya.ru/ob-izuchenii-redkih-inostrannih-yazikov-v-sisteme-obshego-obrazovaniya.html
  • tests.bystrickaya.ru/kombinirovannie-gipertonicheskie-rastvori-v-intensivnoj-terapii-kriticheskih-sostoyanij.html
  • books.bystrickaya.ru/detskaya-seksualnost-i-psihoanaliz-detskih-nevrozov-stranica-13.html
  • doklad.bystrickaya.ru/voda-nahoditsya-v-postoyannom-dvizhenii-isparyayas-s-poverhnosti-vodoemov-pochvi-rastenij-voda-nakaplivaetsya-v-atmosfere-i-rano-ili-pozdno-vipadaet-v-vide-osad.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-3-fopel-k-kak-nauchit-detej-sotrudnichat-psihologicheskie-igri-i-uprazhneniya-prakticheskoe-posobie-per.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/glava-6-malenkoe-tornado-protivnik-na-gorizonte-glava-1-goj-i-dzhoj.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-uchitelya-anglijskogo-yazika-mou-sosh-11.html
  • holiday.bystrickaya.ru/na-kamchatke-zavershilsya-mezhdunarodnij-chempionat-spasatelej-informacionnoe-agentstvo-vostok-media-04082011.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-ob-oblastnom-konkurse-metodicheskih-materialov-v-pomosh-organizatoram-turistsko-kraevedcheskoj-i-ekskursionnoj-raboti-s-obuchayushimisya-vospitannikami.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-gorode-moskve.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rekomendacii-po-podgotovke-k-itogovoj-attestacii-po-russkomu-yaziku-dlya-uch-sya-9-klassov-sostavitel-ashenkova-i-a.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/upravlenie-peregruzkami-pri-gruppovoj-peredache-predposilki-vozniknoveniya-setej-kratkaya-istoriya-razvitiya-evm-i.html
  • crib.bystrickaya.ru/httpyandex-ruyandsearchtextd0bad0b0d0bdd0b0d180d191d0b220d184d0bclr10748-stranica-9.html
  • college.bystrickaya.ru/3-trebovaniya-k-soderzhaniyu-i-sostavu-zayavki-na-uchastie-v-aukcione-2010-g-dokumentaciya-ob-otkritom-aukcione-v.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/malahov-gennadij-celitelnie-sili-tom1.html
  • desk.bystrickaya.ru/perevod-s-anglijskogo-o-kutuminoj-oformlenie-v-osipyana-stranica-6.html
  • shkola.bystrickaya.ru/sushnost-pozicionirovaniya-tovara-na-rinke-sbita.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-4-makroekonomicheskaya-nestabilnost-bezrabotica-i-inflyaciya-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/primer-2-model-osvesheniya-opengl-grafiki-i-multimedia.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-marketing-specialnost-080801-65-prikladnaya-informatika-po-oblastyam.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rukovoditel-diplomnogo-proekta-io-familiya-metodicheskie-ukazaniya-k-diplomnomu-proektirovaniyu.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rekomendacii-sluzhbi-zdravoohraneniya-ssha-i-amerikanskogo-obshestva-infekcionistov-1999g-sluzhba-zdravoohraneniya-ssha-i-amerikanskoe-obshestvo-infekcionistov-stranica-19.html
  • pisat.bystrickaya.ru/svoj-hiddink-nuzhen-kazhdomu-iz-nas-rabiner-i-r-12-euro-2008-bronzovaya-skazka-rossii.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/redakcionno-izdatelskim-sovetom-tomskogo-politehnicheskogo-universiteta-izdatelstvo-tomskogo-politehnicheskogo-universiteta-2011-681-3.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-ee-veshej-togda-blavatskaya-obratila-svoj-vzor-na-yuzhnuyu-ameriku-ona-sto-velikih-prorokov-i-verouchitelej.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-kursa-literatura-krasnoyarskogo-kraya.html
  • education.bystrickaya.ru/194-zaklyuchenie-konspekt-lekcij-po-kursu-bazi-dannih.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/rabota-s-excel-priyomi-oformleniya-dokumenta-otchyota.html
  • turn.bystrickaya.ru/osobennosti-ekvivalentnoj-sootnositelnosti-ekonomicheskih-terminov-anglijskogo-i-russkogo-yazikov-na-materiale-terminologii-upravlenie-personalom.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/raskritie-haraktera-makki-r-ml5-istoriya-na-million-dollarov-master-klass-dlya-scenaristov-pisatelej-i-ne-tolko.html
  • write.bystrickaya.ru/federalnaya-celevaya-programma-razvitie-vodohozyajstvennogo-kompleksa-rossijskoj-federacii-v-2012-2020-godah-pasport.html
  • bystrickaya.ru/zayavka-sovmestnogo-evropejskogo-proekta-chast-4.html
  • uchit.bystrickaya.ru/t-m-shadonova-rabochaya-tetrad-po-regionalnoj-ekonomike.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-10-biznes-planirovanie-turistskoj-deyatelnosti-cel-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-predprinimatelstvo.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rekomendacii-po-postroeniyu-modelej-portfolio-vipusknikov-osnovnoj-shkoli-metodicheskie-rekomendacii-po-vvedeniyu-predprofilnoj-podgotovki-v-obsheobrazovatelnih-uchrezhdeniyah-tambovskoj-oblasti.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.