.RU

Впоследнее десятилетие в России быстро развивается инду­стрия туризма: появляются новые гостиницы, туристские ком­плексы, туроператорские и турагентские фирмы


Введение


В последнее десятилетие в России быстро развивается инду­стрия туризма: появляются новые гостиницы, туристские ком­плексы, туроператорские и турагентские фирмы, экскурсионные бюро, предприятия по производству сувениров, информацион­ные и рекламные службы. Индустрия туризма сегодня- это большой хозяйственный комплекс, в котором занято множество людей, от квалификации которых зависит продуктивность рабо­ты этого комплекса.

В связи с появлением новых требований к квалификации специалистов, занятых в сфере туризма и гостиничного бизнеса, стали появляться новые специальности и новые учебные заве­дения, занимающиеся подготовкой кадров этого профиля. Не­смотря на это, грамотных, творческих специалистов пока еще недостаточно.

Особенно остро ощущается нехватка специалистов по орга­низации интересного, полноценного досуга в туристских ком­плексах, гостиницах, турбазах, пансионатах и санаториях. В за­рубежной практике специалистов по организации досуга на таких предприятиях принято называть туристскими аниматорами. Именно оттуда и пришло в туристский обиход это понятие.

Туристская анимация - это своеобразная услуга, целью кото­рой является повышение качества обслуживания, вовлечение туристов в разнообразные досуговые мероприятия туркомплекса. Благодаря анимации туристы получают положительные эмо­ции и стремятся вновь и вновь посетить именно то туристское предприятие, где они уже были. Следовательно, можно с пол­ным правом утверждать, что анимация - это своеобразная фор­ма рекламы, привлечения гостей и их знакомых, преследующая цель продвижения туристского продукта на рынке для повыше­ния доходности и прибыльности туристского бизнеса.

Следует отметить, что менеджмент туристской и гостиничной анимации имеет свою специфику, обусловленную тем, что:

• туристские и гостиничные комплексы являются предпри­ятиями замкнутого технологического цикла обслуживания тури­стов в ограниченное турпутевкой время;

• на разработку и реализацию анимационных программ от-' водится довольно короткий промежуток времени;

• контингент потребителей анимационных услуг, различаю­щийся по половозрастным, этническим, религиозным и другим признакам, постоянно меняется.

Будущий менеджер гостиничной анимации должен четко представлять, что является субъектом и объектом управления в менеджменте гостиничной анимации, как действует связь этих подсистем, что входит в понятия функ­ций планирования анимационной деятельности, ее организации, мотивации труда аниматоров и контроля выполнения планов.


^ 1. Определение анимации в туризме и гостеприимстве

Понятие «анимация» имеет латинское происхождение (aniта - ветер, воздух, душа; animatus - одушевление) и означает воодушевление, одухотворение, стимулирование жизненных сил, вовлечение в активность.

Анимация - это своеобразная услуга, преследующая цель - повышение качества обслуживания, и в то же время - это свое­образная форма рекламы, повторного привлечения гостей и их знакомых, тоже преследующая цель - продвижение туристского продукта на рынке для повышения доходности и прибыльности турбизнеса.

^ Гостиничная анимация является одним из эффективных средств привлечения гостей в отель. Она влияет и на позитив­ную оценку работы отеля в целом. Это своеобразные дополни­тельные услуги клиенту, цель которых пробудить в нем поло­жительные эмоции, почувствовать удовлетворение от отдыха и желание приехать в этот отель еще раз.

^ Туристская анимация - это туристская услуга, при оказа­нии которой турист вовлекается в активное действие. Основана на личных контактах аниматора с туристами, на совместном участии их в развлечениях, предлагаемых анимационной про­граммой туркомплекса. Это разновидность туристской деятель­ности, осуществляемой в туркомплексе, отеле, круизном тепло­ходе, поезде, которая вовлекает туристов в разнообразные меро­приятия через участие в специально разработанных программах досуга.

^ Туристская анимация - это наиважнейшая часть совокуп­ной деятельности на туристском предприятии, выражение высокой степени ее профессионализма, важнейшая составная часть турпродукта. Поэтому, как и всякая другая деятельность на туристском предприятии, анимация должна быть планируе­мой, четко регламентируемой, организационно управляемой и обеспеченной материальными, финансовыми и кадровыми ресурсами.

Конечной целью туристской анимации является удовлетво­ренность туриста отдыхом - его хорошее настроение, положи­тельные впечатления, восстановление моральных и физических сил. В этом заключаются важнейшие рекреационные функции туристской анимации.

Таким образом, значение туристской анимации заключает­ся в повышении качества, разнообразия и привлекательности туристского продукта; увеличении количества постоянных кли­ентов и спроса на турпродукт; повышении нагрузки на матери­альную базу турпредприятия, а следовательно, и в повышении эффективности ее использования, доходности и рентабельности туристской деятельности.


^ 2. Организация досуга с древности до наших дней. Предпосылки развития туристской анимации

Туранимация - это новое направление в туризме, которое, однако, в той или иной форме существовало и раньше, но имело другие названия и способы выражения.

Уже в глубокой древности в постоялые дворы, харчевни и другие заведения для размещения и питания путников замани­вали гостей всевозможными развлекательными мероприятиями и спортивными состязаниями. Попытаемся проследить истори­ческую линию развития организации досуга с тех пор, как поя­вилась необходимость организации путешествий, обустройства и развлечений путников и превращения ее в определенные ту­ристские услуги.
^ Развлечения древних греков
В Древней Греции возникали таверны, постоялые дворы, ка-тагогии (гостиницы), становившиеся важным элементом соци­альной и религиозной жизни. Уже в те древние времена хозяева постоялых дворов и таверн заботились о досуге своих постояль­цев. Для развлечения гостей они приглашали музыкантов, тан­цоров и акробатов, устраивали всевозможные состязания, а так­же бои животных и птиц: кошек, собак, петухов, перепелов. Распространенной была игра коттаб, суть которой сводилась к тому, чтобы выплеснуть оставшееся в чаше вино в мишень. Очень любили древние греки игру в кости и спортивные турни­ры. Недаром именно там зародились первые грандиозные спор­тивные состязания - Олимпийские игры.

Частыми посетителями таверн были мужчины, однако жен­щинам разрешалось развлекать гостей песнями и танцами. Для этой цели древнегреческие женщины, называемые гетерами, или спутницами, получали специальное образование: обучались виртуозной игре на музыкальных инструментах и ведению ост­роумной, интересной беседы для увеселения мужских застолий. Обычно гетерами становились красивые девушки из низших слоев коренного населения или чужеземки.

Древние греки уделяли организации досуга большое внима­ние. Особенно тщательно готовили они традиционные праздни­ки и соревнования, на которые съезжались люди со всей Греции и подчиненных ей колоний. Их всех необходимо было размес­тить, тщательно продумать и подготовить программу.

Примером тому могут служить Олимпийские игры. В Олим­пию стекались знаменитые спортсмены со всей Греции, где в течение месяца они должны были тренироваться и готовиться к соревнованиям. Для этого были построены стадионы, гимнасии (площадки для бега и метания), палестры (места для подго­товки к прыжкам и борьбе) и т. д. Уже тогда вставал вопрос о размещении и питании не только спортсменов, но и зрителей, поэтому рядом со спортивными сооружениями и храмами стро­ился леонидайон (гостиница для почетных гостей). Соревнова­ния проводились в четкой последовательности, были заранее продуманы и организованы.

У древних греков было много различных праздников. Наибо­лее крупные афинские праздники были традиционными, строго регламентированными и длились по нескольку дней. Праздники включали и заранее продуманные, хорошо организованные культовые церемонии, и торжественные шествия, и хоровые, музыкальные, гимнастические и прочие состязания с присуждением наград победителям, а также безмятежное народное гулянье, когда каждому была предоставлена свобода веселиться так, как он хотел.

Не менее популярными и многолюдными в Древней Греции были театральные представления, которые устраивались в честь бога виноделия Диониса. На их организацию афиняне не скупи­лись, считая это делом государственного престижа. Ежегодно к этому празднику поэты сочиняли песни, которые исполняли танцоры и хор. За лучшее выступление присуждались призы. Первоначально хоры выступали на рыночных площадях, а позд­нее для зрелищ был построен открытый театр на склоне Акро­поля, неподалеку от храма Диониса. Затем театры на большое (даже по современным понятиям) количество зрителей стали строиться по всей Греции.

Главным угощением на древнегреческих праздниках в честь бога виноделия было, конечно, вино. Пиршество непременно сопровождалось развлекательными программами для участни­ков. Появлялись ряженые - буйная свита Диониса (сатиры, вак­ханки, которых изображали переодетые юноши), веселый пас­туший бог Пан с растрепанными волосами и козлиными ногами. Под звуки флейт начинались пляски и песни.

Кульминацией праздника были драматические состязания, к которым в Афинах тщательно готовились. Они продолжались с восхода до заката. Главным назначением всех подобных праздников было отвлечение участников от повседневной буд­ничной жизни, наполнение их сердец праздничным, радостным настроением.
^ Организация досуга у древних римлян
Не меньшее внимание организации развлечений и сооруже­нию специальных досуговых учреждений отводилось и в Древ­нем Риме, но там к этому был свой подход.

Римская империя имела огромные размеры, поэтому боль­шому числу чиновников, воинов, купцов приходилось много ездить по делам. В результате для их размещения стала склады­ваться довольно разветвленная сеть постоялых дворов, мансионов (гостиниц) и таверн. Отсюда же берут начало и популярные в современном мире национальные парки и сады.

Своеобразными культурно-досуговыми центрами в Древнем Риме были бани (термы), которые в эпоху империи строились в виде огромных сооружений с роскошным внутренним убран­ством. Руины таких бань свидетельствуют о том, что это были громадные здания со сложной системой нагрева и подачи воды. Тысячи римлян проводили в них свое свободное время: перед купанием на площадках для спортивных упражнений играли в мяч, состязались в беге, борьбе и поднятии тяжестей, затем мылись и плавали в бассейнах. Термы предназначались не толь­ко для купания и спортивных тренировок, в них были также библиотеки и залы для занятий. Здесь можно было встретиться с друзьями, узнать последние новости, сделать прическу и вкус­но поесть.

Очень любили древние римляне скачки, которые устраивали в так называемом цирке, и кровавые гладиаторские бои. Для них строились специальные сооружения - амфитеатры. «Хлеба и зрелищ!» - это была особая политика древнеримских прави­телей, сопровождавшаяся бесплатными раздачами продовольст­вия и показами разнообразных зрелищ.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что уже в Древ­нем мире уделяли большое внимание организации досуга. Ви­димо, и тогда были люди, которые управляли этим процессом, ведь кто-то же должен был продумывать сценарии подобных мероприятий, следить за размещением зрителей и пр. Известно, например, о существовании специальных гладиаторских школ, т. е. к проведению всех этих зрелищных мероприятий тщательно готовились.
^ Проведение досуга в Средневековье
В Средневековье были своеобразные организаторы досуга и артисты. Эти люди благодаря церковной пропаганде вызывали у всех одновременно и страх, и восхищение. Церковь разрешала христианам смотреть театральные представления только с биб­лейскими сюжетами. Уличных певцов и артистов, устраивавших представления на другие темы, церковь проклинала, обещая им вечные муки на том свете. Большая неприязнь церковных слу­жителей к бродячим артистам объяснялась их стойким убежде­нием, что люди, умеющие с помощью масок, кукол и других приспособлений перевоплощаться, являются сродни дьяволу.

Несмотря на все запреты, трубадуры, жонглеры, шуты и дру­гие бродячие артисты пользовались в те времена большой по­пулярностью. Жизнь средневекового человека, заключенного в неприступных замках, редко покидавшего родной дом, была достаточно скучной, поэтому появление бродячих артистов все­гда было праздником.

Наиболее привилегированными среди артистов того времени были трубадуры - поэты, исполнявшие свои стихи под музыкальный аккомпанемент. Песни, сочиненные трубадурами, ис­полняли и бродячие певцы, которые, как правило, для привле­чения внимания зрителей чередовали исполнение песен с жонг­лированием и фокусами, за что их и называли жонглерами. Большой популярностью пользовались и цирковые номера с дрессированными животными: собаками, кошками и особенно обезьянами, которых считали человеческим отражением. Не менее популярными среди бродячих артистов были шуты и ми­мы, которые беспощадно высмеивали всевозможные человече­ские пороки и непристойные поступки.

Средневековая знать увлекалась охотой и конными скачками, к которым детей приучали с 10-12 лет. Для более успешного усвоения знаний писали специальные руководства: по охоте на зайца, оленя, кабана, по сигналам охотничьего рожка, выслежи­ванию и разделке дичи, а также по уходу за гончими.

Модным увлечением в те времена была игра в карты, на которых до наших дней сохранилось изображение дам и ры­царей в средневековых костюмах. Кроме игры в карты, рас­пространенной среди знати, была игра в шахматы. Простона­родье же больше увлекалось игрой в кости. Несмотря на мно­гие ограничения, в жестокое Средневековье устраивались шум­ные праздники, соревнования и, конечно, знаменитые рыцар­ские турниры - военные состязания, которые происходили на специально устроенной арене, окруженной местами для зрителей.

Место для проведения турниров выбиралось наиболее люд­ное, чаще всего около больших городов, чтобы можно было привлечь большее количество зрителей. Участвовали иногда целые отряды рыцарей или оруженосцев. Обычно турниры на­значались по особенно торжественному случаю. На такие состя­зания съезжалось очень много народу (участники состязаний, почетные гости и знатные дамы, артисты, поэты и просто любо­пытствующие). .

Рыцарские турниры служили своеобразной тренировкой пе­ред настоящими боями, поэтому на них разрешалось использо­вать только копья с закругленными концами и затупленные ме­чи, чтобы наносимые ими удары не представляли серьезной опасности для жизни. Нельзя было наносить удары в лицо про­тивнику, по его седлу и лошади, а также нападать на него со спины. Несмотря на все эти предосторожности, несчастные слу­чаи были не такими уж редкими. Случались и трагические исхо­ды, хотя турниры проводились по тщательно разработанным инструкциям, строго определявшим критерии отбора участни­ков и правила их поведения.

Допуск к участию в турнире давали герольды, которые тща­тельно проверяли знатность рода и заслуги участников. Героль­ды отрабатывали программу празднества и не меньше чем за месяц до его проведения знакомили с ней потенциальных участ­ников и гостей. По сути герольды являлись своеобразными ме­неджерами на подобных мероприятиях, поскольку занимались их организацией и контролем за соблюдением игравшими пра­вил и регламента.

Турнир продолжался несколько дней, в течение которых могли быть разыграны различные «стандартные ситуации» бит­вы (атака бастиона, взятие приступом вала, защита моста через реку и др.). По условиям турнира победители могли брать со­перников в плен, забирать их коней и оружие, получать выкуп. Позже излюбленным состязанием стал рыцарский поединок один на один, когда два соперника при полном снаряжении ста­рались свалить друг друга с коня, используя щит и копье.

Награждали рыцаря за победу золотом, драгоценностями или боевым конем с полным снаряжением. Одним из самых вол­нующих моментов на рыцарском турнире был выбор победите­лем «дамы сердца». После этого начинался грандиозный пир, на котором выступали артисты и поэты.

Таким образом, в суровое Средневековье досуг был проду­манным и организованным. Пышные зрелища и развлечения в городах и крупных поселениях помогали организовывать тор­говые, ремесленные и религиозные гильдии. Большие средства тратились на театральные представления, мистерии, храмовые праздники.
^ Досуг на Руси с древних времен до наших дней
Жизнь древних русичей была тяжелой, приходилось много трудиться, чтобы заработать свой хлеб насущный. Свободного времени было не так уж много. Однако, когда такое время вы­падало, проводилось оно красиво и весело.

К первоначальным формам досуга можно отнести культовые праздники, которые проводились в соответствии с земледельче­ским календарем. Праздниками отмечались все важные для кре­стьян виды сельскохозяйственных работ, особенно начало сева и уборка урожая. Много праздников было в зимнюю пору, когда у крестьян высвобождалось время для развлечений. Тогда устраивались всевозможные вечеринки, посиделки, снежные игры, колядки. До наших дней дошли шумные языческие праздники - Святки, Масленица, ночь на Ивана Купала и др.

Эти праздники были шумными, многолюдными, с хоровода­ми, гаданиями, веселыми играми, театральными представления­ми, песнями и плясками, а также с соревнованиями в ловкости и умении (кулачными боями, борьбой и т. д.). Любили во время праздников полакомиться пряниками, блинами и другими ла­комствами.

С появлением знати на Руси рождаются и новые формы про­ведения досуга: пышные пиры, военные состязания, звериная и птичья охота, хотя в народных праздниках князья еще долго принимали участие, да и к себе на пиры хлебосольные народ созывали.

Большие изменения в проведении досуга произошли с при­нятием христианства. Православная церковь не приветствовала многие из «бесовских игрищ», призывала к досугу степенному и достойному. Однако успешно справившись с самим язычест­вом, она так и не смогла до конца искоренить народные празд­ники. Смирившись, церковь подстроила эти праздники под православный календарь.

В Средневековье церковь взяла на себя роль своеобразного культурного центра, регламентируя дни работы и отдыха, со­средоточив в своих руках обучение грамоте, переписывание книг и пр.

Народное искусство стало развиваться в новых формах. Так же, как и в западноевропейских государствах, на Руси можно было увидеть бродячих артистов-скоморохов, забавлявших пуб­лику песнями, танцами, цирковыми номерами и шутками. Были среди них и дрессировщики, особенно часто с медведями, кото­рые разыгрывали перед зрителями занимательные действа. Зре­лища эти, несмотря на запрет церкви, пользовались большим успехом у публики.

И крестьяне, и простые горожане любили проводить свобод­ное время в питейных заведениях (харчевнях, корчмах, кабаках), где можно было не только поесть и выпить, но и пообщаться, развлечься.

Знать же предпочитала свои развлечения: пиры, игру в шах­маты, охоту, те же потехи, только в исполнении собственных шутейных артистов. Большинства этих радостей была лишена женщина. Если простые женщины (крестьянки), оторвавшись от тяжелых работ, могли принять участие во всеобщих праздниках, то знатные - могли лишь наблюдать за веселым препровожде­нием времени своих мужей издалека, в потайное окошечко, да и то не всегда.

Изменил такое положение русской женщины Петр Первый. Он произвел революцию в самой организации русского досуга: стал проводить знаменитые ассамблеи, устраивать многолюд­ные народные гулянья, приобщил россиян к европейским фор­мам проведения досуга.

В послепетровскую эпоху славные традиции, заложенные Петром, прижились и приумножились. Знать с удовольствием собиралась на балы, проводила досуг в светских салонах, играла в карты и шахматы, устраивала карнавалы.

Досуг же крестьян был более традиционным, поскольку их жизнь оставалась по-прежнему тяжелой. Праздников у крестьян было куда меньше, чем у знати, но они устраивали посиделки, на которых молодежь общалась, присматривала себе пару, во­дила хороводы, устраивала игры. Все любили традиционные календарные праздники: Святки, Масленицу и др. А народная русская свадьба была интереснейшим спектаклем со сватовст­вом, девичниками, мальчишниками, свадебным поездом, выку­пом невесты, русской баней и прочими атрибутами.

Начало XX в. характеризуется появлением новых форм до­суга. Зародившаяся буржуазия предпочитает теперь закреп­лять свои сделки посещением ресторанов и тратить деньги в казино. У рабочих же времени и средств на досуг практиче­ски не было.

В конце XIX - начале XX в. в России начинает распростра­няться туризм как одна из массовых форм досуга. Например, в 1907 г. была создана Комиссия «Образовательные экскурсии по России», целью которой было организация и проведение экс­курсий по крупным городам и природным заповедным местам Крыма, Кавказа, Урала, Средней Азии прежде всего для мало­обеспеченных слоев (народных учителей, преподавателей, сту­дентов и школьников).

С этой целью начали готовить и экскурсоводческие кадры, что способствовало быстрому развитию экскурсионного дела и расширению сети маршрутов. Для координации действий бы­ла создана Центральная экскурсионная комиссия, ставшая го­ловной организацией для многих учебных округов России. Ко­миссия располагала музеем и обширной библиотекой.

После революции 1905-1907 гг., когда были сняты ограниче­ния на передвижение по стране, туризм начинает охватывать все большие общественные слои: предпринимателей, интеллиген­цию, инженеров и служащих, выезжающих на заграничные и российские курорты.

Время было неспокойное, шла подготовка к следующей ре­волюции (1917 г.). В туризм стала активно вливаться демокра­тически настроенная молодежь, которая использовала турист­ские путешествия и экскурсии для агитации и пропаганды своих взглядов.

После революции 1917г. проведение свободного времени коренным образом изменилось. Все было пронизано идеей ре­волюции, даже досуг посвящался митингам, собраниям, чтению и обсуждению революционных книг. Положительным моментом того времени являлась ликвидация безграмотности, приобщение к чтению. Много стало отмечаться революционных и патриоти­ческих праздников.

В годы Советской власти туризм в нашей стране стал мас­совым. Благодаря профсоюзным дотациям внутренний туризм был вполне по карману работающему человеку. Досуг был неплохо организован, о нем заботились работники многочис­ленных клубов, домов отдыха, домов пионеров, библиотек, му­зеев, выставочных залов, руководители кружков, туристских станций и т. д.

Работа этой хорошо отлаженной системы была нарушена в годы перестройки. Прежние досуговые формы были перечерк­нуты, а взамен им ничего не предложено. В результате на не­сколько лет в досуговой сфере образовались пустоты, которые были заполнены массовым потреблением алкоголя, наркотиков, проституцией.

Люди с высоким достатком предпочитали проводить свобод­ное время за границей, потому что там сфере досуга уделяется гораздо больше внимания, чем в России. За рубежом бизнесме­ны вкладывают немалые средства в создание тематических пар­ков со всевозможными аттракционами, игровыми автоматами, развлекательными центрами, спортивными площадками, кото­рые со временем приносят большую прибыль их владельцам. Еще большую прибыль дают казино, боулинг-центры, ночные клубы, гольф-клубы.

На индустрию досуга работают промышленные предприятия, производящие соответствующее оборудование, программное обеспечение, мебель, декорации и прочие необходимые компо­ненты для обустройства развлекательных центров. В самой ин­дустрии развлечений и в отраслях, ее обеспечивающих, заняты тысячи людей. Наконец, за рубежом уже на протяжении десяти­летий идет подготовка квалифицированных кадров для сферы досуга и развлечений.

Теперь и в России стали понимать, что, если стране нужно здоровое молодое поколение, этой индустрии необходимо уде­лять больше внимания. Поэтому резко возрос интерес к актив­ным видам отдыха и развлечений. Стали возрождаться старые и разрабатываться новые игры, забавы, различные виды спор­та. Проблеме использования свободного времени стали посвя­щать новые издания, начали открываться новые специальности, заговорили, наконец, о хороших специалистах по туристской анимации.
^ Туристская анимация сегодня
Хотя и прослеживается история связи развлечений и госте­приимства через века от самых древних времен до наших дней, все же предпосылками возникновения туристской анимации в ее современном понимании являются негативные последствия индустриализации и урбанизации.

Следствием быстрого технического развития (индустриали­зации) являются такие факторы, как повсеместное техническое окружение и экологическое загрязнение, монотонность труда, физическая и психическая утомляемость, нехватка времени и сил на творчество и любимое дело (хобби).

Урбанизация также создала различные негативные последст­вия: повышенную плотность городского населения, увеличен­ные жизненные нагрузки, усталость от множественности слу­чайных, поверхностных (анонимных) человеческих контактов в городской среде.

Реакцией на эти негативные последствия является желание выехать из города на чистую природу, прикоснуться к духовным ценностям (истории, культуре, искусству), разнообразить жиз­ненные впечатления, устранить физическую и психическую усталость, познать новое, новых людей, найти и проявить себя в общении с ними, побыть среди своих родных в обстановке отдыха и развлечений. И как следствие этого - повышенный спрос на такие туристские услуги, как различные виды спортив­но-самодеятельного туризма, хобби-туры, экологические природоориентированные туры, экскурсионно-развлекательные мар­шруты, спортивно-увеселительные и лечебно-восстановитель­ные услуги.

Таким образом, изменение уклада, стиля жизни современно­го человека, характера его трудовой деятельности в связи с ин­дустриализацией и урбанизацией привело к изменению его по­требностей в отдыхе и соответственно к изменению содержания туристского продукта. Теперь помимо размещения и питания он стал включать и другие элементы, направленные на удовлетво­рение потребностей в развлечениях, веселом проведении досуга, в эмоциональной разгрузке. В обиходе туристской деятельности и терминологии гостиничного обслуживания возникло понятие «туристская анимация» — вид деятельности, направленной на удовлетворение анимационных потребностей туриста.

Простые формы анимации всегда являлись органичной ча­стью туристской деятельности и турпродукта, но массовым, индустриальным явлением туранимация становится в 1970-е годы в результате увеличения потребительского спроса на разнооб­разные турпродукты и услуги в разных странах, а также в ре­зультате отклика турпредприятий на этот спрос.

Технико-технологический прогресс позволял создать необхо­димое материально-техническое оснащение анимационных про­грамм. В эти годы уже большинство западных туристов не при­влекали туры и программы путешествий, предлагающие только проживание, питание и некоторый набор экскурсий. Возникла необходимость в разработке новой философии рекреационной деятельности в туркомплексах и гостиницах (от курортных до деловых и конгрессных), в разнообразии форм и программ. Пи­тание как услуга, например, приняло следующие виды: диетиче­ское питание, питание плюс медицинский контроль, приготов­ление пищи с участием туриста, лечебное питание, дегустация блюд, вин, праздники пива и др.

В СССР высоких вершин достигло русское чудо - самодея­тельный спортивный туризм. Это массовое явление, элементы которого стали развиваться и в западных странах. В США мощ­нейшее развитие получили клубный отдых и отдых в нацио­нальных парках среди девственной природы. Спортивные тан­цы, аэробика, спортивные игры, тренажеры, массажи, сауны, бани стали неотъемлемой частью гостиничных услуг.

Организация такого отдыха связана с формированием и реа­лизацией таких программ развлечений (анимационных про­грамм), которые бы отвлекали отдыхающего от повседнев­ных жизненных проблем, проводили его эмоциональную раз­рядку, являясь не только средством избавления от усталости, но и средством нейтрализации негативных сторон повседнев­ной жизни.

^ 3. Функции туристской анимации

Из трех главных рекреационных функций (лечебной, оздоро­вительной и познавательной) туристская анимация призвана выполнять прямым образом две функции - спортивно-оздорови­тельную и познавательную. Косвенным образом при соответст­вующих условиях выполняется и лечебная функция.

В практике анимационного дела для целевого конструировав ния анимационных программ можно выделить следующие функции туристской анимации:

• адаптационную, позволяющую перейти от повседневной обстановки к свободной, досуговой;

• компенсационную, освобождающую человека от физиче­ской и психической усталости повседневной жизни;

• стабилизирующую, создающую положительные эмоции и стимулирующую психическую стабильность;

• оздоровительную, направленную на восстановление и раз­витие физических сил человека, ослабленных в повседневной трудовой жизни;

• информационную, позволяющую получить новую инфор­мацию о стране, регионе, людях и т. д.;

• образовательную, позволяющую приобрести и закрепить в результате ярких впечатлений новые знания об окружающем мире;

• совершенствующую, приносящую интеллектуальное и фи­зическое усовершенствование;

• рекламную, дающую возможность через анимационные программы сделать туриста носителем рекламы о стране, регио­не, туркомплексе, отеле, турфирме и т. д.

Такое разнообразие функций туристской анимации обусло­вило и многообразие видов анимационной деятельности, а так­же большую разновидность анимационных программ и меро­приятий.


^ 4. Типология анимации

Различие понятий «анимация», «рекреационная анимация», «гостиничная анимация», «туристская анимация» связано с мно­гообразием существующих форм и программ досуговой анима­ционной деятельности. Это разнообразие сказывается не только в гостиничном бизнесе, при формировании туристских маршру­тов, но и вообще в организации досуга людей в современной жизни: в странах, городах, городских управах и муниципалите­тах, в парках, клубах и ассоциациях, в организациях и учебных заведениях. Поэтому можно говорить об анимационных про­граммах городских и муниципальных, клубных и парковых, производственных и учебных заведений (детских, юношеских, студенческих, для пенсионеров, семей, инвалидов, для нацио­нальных меньшинств и т. д.).

^ Рекреационная анимация - вид досуговой деятельности, направленной на восстановление духовных и физических сил человека. Программы, реализуемые с рекреационными целями, могут проводиться как туристскими предприятиями с туристами и гостями, так и досуговыми учреждениями с местными жите­лями. Это дает нам право утверждать, что понятие «рекреаци­онная анимация» шире, чем понятия «туристская анимация» и «гостиничная анимация».

Туристская и гостиничная анимации тесно связаны с рекреа­ционной, так как главная роль анимационных программ как в отелях, туркомплексах и санаториях, так и в специализирован­ных анимационных турах заключается в оздоровлении отды­хающих, отвлечении их от повседневных забот, в повышении настроения, т. е. в восстановлении жизненных сил и энергии.

^ Туристская анимация - это разновидность туристской дея­тельности, осуществляемой на туристском предприятии (туркомплексе, отеле) на транспортном средстве (круизном тепло­ходе, поезде, автобусе и т. д.) или в месте пребывания туристов (на городской площади, в театре или парке города и т. д.), кото­рая вовлекает туристов в разнообразные мероприятия через уча­стие в специально разработанных программах досуга. Другими словами, туристская анимация - это туристская услуга, при ока­зании которой турист вовлекается в активное действие.

При подготовке анимационных программ учитываются такие особенности туристов, как национальность, возраст, пол, чис­ленность (индивидуальная, групповая, массовая), а также актив­ность участия туристов.

Туристская анимация подразделяется на три основных типа по важности, приоритетности и объему анимационных про­грамм в общей программе путешествия (в турпродукте):

Первый тип. ^ Анимационные туристские маршруты - це­левые туристские поездки ради одной анимационной програм­мы, либо непрерывный анимационный процесс, развернутый в пространстве в форме путешествия, переезда от одной анима­ционной услуги (программы) к другой, которые предоставляют­ся в разных географических точках.

В данном случае анимационная программа является целевой, приоритетной и доминирующей в турпакете услуг не только по физическому объему, но и по содержанию, стимулирующему душевные силы. Такая анимационная программа является цено-образующим фактором в турпродукте. Обычно такие програм­мы предназначены для индивидуалов или однородных турист­ских групп, объединенных общим интересом (профессиональ­ным, хобби).

К таким анимационным программам относятся: культурно-по­знавательные и тематические, фольклорные и литературные, музыкальные и театральные, искусствоведческие и научные, фестивальные, карнавальные и спортивные или, например, тур-поездки по казино-центрам, расположенным в разных странах, организованные для любителей игры в казино.

Второй тип. ^ Дополнительные анимационные услуги в тех­нологических перерывах - программы, предназначенные для «поддержки» основных туристских услуг, оговоренных в турпа­кете, и действующие в обстоятельствах, обусловленных переез­дами, задержками в пути и в случаях непогоды (при организа­ции спортивных и самодеятельных туров, на пляжных курор­тах), а также в случае отсутствия снега на горнолыжных курор­тах и т. д.

Третий тип. ^ Гостиничная анимация - комплексная рекреа­ционная услуга, основанная на личных человеческих контактах тураниматора с туристом и совместном их участии в развлече­ниях, предлагаемых анимационной программой туркомплекса. Преследует цель реализации новой философии гостиничного обслуживания - повышения качества предоставления услуг и уровня удовлетворенности туриста отдыхом. Используется в маркетинговой стратегии гостиницы как одна из основных привлекательных услуг.

Гостиничная анимация - понятие наиболее узкое из трех рас­сматриваемых, поскольку предполагает только организацию досуга в местах размещения туристов: туркомплексах, отелях, гостиницах, турбазах и др. Иными словами, гостиничная анима­ция - это досуговая деятельность, предлагаемая гостиницами, отелями, туристскими комплексами. Это наиболее значимая часть туристской анимации. Анимационные программы разли­чаются при разной организации отдыха (в клубах, гостиницах разной целевой направленности и разной величины).


^ 5. Виды анимации как элементы анимационных программ

С точки зрения системного подхода туристская анимация -это удовлетворение специфических туристских потребностей в общении, движении, культуре, творчестве, приятном провож­дении времени, развлечении.

Диапазон этих потребностей очень широк, поскольку люди, отправляющиеся на отдых, вкладывают в это понятие совер­шенно разный смысл: для одних отдых - это путешествие, для других - чтение книг, прогулка по лесу, рыбалка и т. д. Соответ­ственно спросу и мотивации путешествий в практике турист­ского обслуживания складываются следующие виды анима­ции, удовлетворяющие различные потребности туристов (от­дыхающих):

• анимация в движении - удовлетворяет потребность со­временного человека в движении, сочетающемся с удовольстви­ем и приятными переживаниями;

• анимация через переживание — удовлетворяет потреб­ность в ощущении нового, неизвестного, неожиданного при общении, открытиях, а также при преодолении трудностей;

• анимация через общение - удовлетворяет потребности в общении с новыми, интересными людьми, в открытии внут­реннего мира людей и познании себя через общение;

• анимация через успокоение - удовлетворяет потребность людей в психологической разгрузке от повседневной усталости через успокоение, уединение, контакт с природой, а также по­требность в покое и «праздной лености»;

• культурная анимация - удовлетворяет потребность людей в духовном развитии личности через приобщение к культурно-историческим памятникам и современным образцам культуры страны, региона, народа, нации;

• творческая анимация - удовлетворяет потребность чело­века в творчестве, демонстрации своих созидательных способ­ностей и установлении контактов с близкими по духу людьми через совместное творчество.

Реальные анимационные программы носят чаще всего ком­плексный характер, а перечисленные виды анимации являются составляющими элементами этих программ.

Анимационные программы одновременно с чисто развле­кательными мероприятиями включают разнообразные спор­тивные игры, упражнения и соревнования. Такое сочетание де­лает эти программы более насыщенными, интересными и по­лезными для укрепления, восстановления здоровья, поэтому во взаимосвязи туристской анимации и спорта чаще всего и достигается наибольший восстановительно-оздоровитель­ный эффект.


Заключение


Чем интенсивнее становится труд человека, тем больше лю­дей нуждается в полноценном отдыхе. Не случайно во всем ци­вилизованном мире индустрии туризма и досуга уделяется большое внимание. Заработанные деньги с удовольствием тра­тятся на полноценный отдых: туристские путешествия, посеще­ния театров, музеев, парков, спортивных соревнований, игровых залов, клубов, казино и прочих мест отдыха. Поэтому индустрия туризма приносит экономике многих стран большую прибыль.

За рубежом бизнесмены вкладывают немалые средства в соз­дание туристских комплексов, включающих не только средства размещения и питания туристов, но и досуговые центры, казино, спортивные и зрелищные площадки, бассейны, аттракционы.

Для материального обеспечения анимационных (досуговых) программ в туркомплексах работают промышленные предпри­ятия, производящие соответствующее оборудование, программ­ное обеспечение, мебель, декорации и прочие необходимые компоненты для обустройства развлекательных центров. Все это позволяет обеспечить работой тысячи людей.

Назрела необходимость в новых формах и методах организа­ции досуга и в российских туркомплексах. Некоторые турист­ские предприятия начали заботиться о качественном анимаци­онном обслуживании и сразу же почувствовали огромный инте­рес к себе со стороны потребителей, поскольку именно анима­ционные услуги стали их главным привлекательным фактором. К сожалению, многие руководители до сих пор не понимают всю важность создания анимационной службы в своих предпри­ятиях и работают по старинке, а некоторые просто не имеют для этого достаточных средств.

Однако пока не будет привлекательных анимационных про­грамм в наших турцентрах, туркомплексах, санаториях, пансио­натах, ресторанах, музеях, парках, мы не сможем конкурировать с шагнувшими далеко вперед зарубежными туристскими и досуговыми предприятиями. Конечно, для нормального развития туристской анимации одного энтузиазма слишком мало

Назрела необходимость подготовки организаторов досуга и менеджеров туранимации, способных сделать отдых краси­вым, веселым, незабываемым. Используя собственный опыт и результаты исследований, авторы уверены, что востребованность специалистов-тураниматоров всех уровней будет расти с каждым годом, и надеются, что это учебное пособие по ме­неджменту туристской и гостиничной анимации поможет в под­готовке квалифицированных кадров данного профиля.

Список литературы


  1. Борисова Ю. Н., Гаранин Н. И. и др. Менеджмент гостинич­ного и ресторанного обслуживания. - М., 1997.

  2. Браймер Р. А. Основы управления в индустрии гостеприим­ства / Пер. с англ. - М.: Аспект Пресс, 1995.

  3. Булыгина И. И. Значение курса туранимации в подготовке менеджеров туризма // Актуальные проблемы туризма'99. - М., 1999.

  4. Гаранин Н. И. Менеджмент туранимации в туркомплексах // Актуальные проблемы туризма'99. - М., 1999.

  5. Квартальное В. А. Туризм: теория и практика: Избр. труды. В 5 т. - М.: Финансы и статистика, 1998.

  6. Менеджмент туризма: Туризм как объект управления: Учеб­ник. - М.: Финансы и статистика, 2002.

  7. Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. - М.: Дело, 1992.

  8. Основы туристской деятельности: Учебник для учащихся ту­ристских лицеев и колледжей. - М.: Советский спорт, 2001.

  9. Основы управления в индустрии гостеприимства / Пер. с англ. - М.: Аспект Пресс, 1995.

  10. Уокер Д. Введение в гостеприимство. - М.: ЮНИТИ, 1999.

  11. Усыскин Г. С. Очерки истории российского туризма. - СПб.: Герда, 2000.

  12. Чепик В. Д., Квартальнов А. В. Специалисты менеджмента спортивного туризма // Актуальные проблемы туризма'99. - М., 1999.







vodootlivnaya-ustanovka.html
vodoprovodnaya-set-goroda.html
vodorod-hydrogenium-n-1-stranica-8.html
vodorod.html
vodorodnoe-toplivo-kak-alternativnij-vid-energii.html
vodosnabzhenie-i-vodootvedenie-na-gsh-3.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primernij-uchebnij-plan-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki.html
  • institut.bystrickaya.ru/tretej-glave-moskovskij-gorodskoj-pedagogicheskij-universitet.html
  • lesson.bystrickaya.ru/richard-b-sheridan-soperniki.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/moshe-dayan-zhit-s-bibliej-stranica-6.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/produktovie-nabori-dlya-socialno-demograficheskih-grupp-naseleniya-rossii-na-urovne-prozhitochnogo-minimuma-kg-v-god.html
  • spur.bystrickaya.ru/kursovaya-mikroprocessori-stranica-3.html
  • lecture.bystrickaya.ru/alternativnij-doklad-pravozashitnih-nepravitelstvennih-organizacij-rossii-v-komitet-protiv-pitok-oon-maj-2002-g-stranica-4.html
  • klass.bystrickaya.ru/43-plani-budushej-deyatelnosti-emitenta-gosudarstvennij-registracionnij-nomer.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-muzejno-kraevedcheskoj-praktiki-specialnost-020600-031401-kulturologiya-1.html
  • shpora.bystrickaya.ru/yuvsimachev-yu-v-simachev-uvazhaemie-kollegi-mi-ochen-priznatelni-chto-vi-nashli-vremya-prijti-na-obsuzhdenie.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-lavkah-zakusochnih-restoranah-referat-podgotovlen.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zaochnaya-sokrashennaya-forma-obucheniya-uchebnaya-programma-dlya-specialnosti-1-24-01-02-pravovedenie-fakultet-yuridicheskij.html
  • desk.bystrickaya.ru/planirovanie-i-podgotovka-treninga-izuchenie-gruppi-uchastnikov-trebovaniya-k-mestu-provedeniya-treninga-neobhodimoe-oborudovanie-treningovie-i-razdatochnie-materiali-stranica-3.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/malij-teatr-konstantin-sergeevich-stanislavskij.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-samoe-glavnoe-kakoe-vse-eto-imeet-otnoshenie-k-moej-zhizni-agolov-radi-zhizni-na-zemle.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sistema-socialnogo-obespecheniya-programma-utverzhdena-uchenim-sovetom-fakulteta-psihologii-moskovskogo-gosudarstvennogo.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-3-sredstva-dlya-raboti-s-tekstom-uchebnoe-posobie-dlya-specialnosti-prikladnaya-informatika-351400-moskva-2011.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sindrom-na-pridobitata-imunna-nedostatchnost.html
  • credit.bystrickaya.ru/pokazaniya-jerrold-rosenbaum-handbook-of-psychiatric-drug-therapy.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-sistema-kategorij-ekonomicheskoj-sociologii-uchebnoe-posobie-moskva-2008-udk-bbk-fedorov-i-v-novikova-m-a.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-vserossijskih-sorevnovaniyah-po-futbolu-v-kemerovskoj-oblasti.html
  • predmet.bystrickaya.ru/segodnya-mi-otkrivaem-pervuyu-nauchno-prakticheskuyu-konferenciyu-organizuemuyu-departamentom-prirodopolzovaniya-i-ohrani-okruzhayushej-sredi-goroda-moskvi-po-voprosu.html
  • student.bystrickaya.ru/3-organizaciya-ucheta-i-otchetnosti-spravochnik-normativnih-dokumentov-po-materialno-tehnicheskomu-obespecheniyu-territorialnih.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-6-rashodi-na-remont-osnovnih-sredstv-nalogovij-uchet-dlya-buhgaltera-2007-n-7.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/allergiya-i-allergicheskie-zabolevaniya-chast-6.html
  • school.bystrickaya.ru/blok-shema-predostavleniya-gosudarstvennoj-uslugi-ob-utverzhdenii-administrativnogo-reglament.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-v-pomosh-avtoru-vuzovskoj-knigi-ufa-2001.html
  • learn.bystrickaya.ru/finalnaya-vstrecha-hokkeistov-blagoveshenskogo-i-burejskogo-rajona-zakonchilas-skandalom-15.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/poltichn-poglyadi-zh-zh-russo.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/statya-13-garantii-predostavleniya-informacii-v-n-yasenev-informacionnaya-bezopasnost-v-ekonomicheskih-sistemah.html
  • university.bystrickaya.ru/g-ya-fetisova-redaktor-bibliograficheskogo-opisaniya-stranica-8.html
  • znanie.bystrickaya.ru/agressiya-v-doshkolnom-vozraste-chast-5.html
  • report.bystrickaya.ru/issledovanie-mezhpolusharnoj-assimetrii.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-14-finansovaya-nesostoyatelnost-bankrotstvo-predpriyatij-1-sushnost-i-funkcii-deneg-denezhnoe-obrashenie.html
  • turn.bystrickaya.ru/oformlenie-v-osipyana-rendlz-d-r39-paranormalnie-yavleniya-per-s-angl-n-oparina-stranica-17.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.