.RU

Время как психологическая категория

«ВРЕМЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ»

ПЛАН:

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

1. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ВРЕМЯ»…………………………….....5

1.1. ПОНИМАНИЕ ПОНЯТИЯ «ВРЕМЯ» В ФИЛОСОФИИ И

ФИЗИКЕ…………………………………………………………………5

1.2. ИЗУЧЕНИЕ ВРЕМЕНИ В ПСИХОЛОГИИ………………………….9

2. ОСНОВНЫЕ ТЕМПОРАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ………………………………..13

3. ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ ЧЕЛОВЕКОМ…………………………………..16

3.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПРОБЛЕМУ И ОСНОВНЫЕ

ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………16

3.2. РАЗЛИЧИЯ В ВОСПРИЯТИИ ВРЕМЕНИ У РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП

ЛЮДЕЙ……………………………………………………………………..20

4. КАУЗОМЕТРИЯ КАК БАЗОВЫЙ МЕТОД ДИАГНОСТИКИ И

ПСИХОТЕРАПИИ В ПСИХОЛОГИИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ…………..25

4.1. ПРИМЕР АНАЛИЗА КАУЗОМЕТРИИ………………………………….27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..31

ВВЕДЕНИЕ.

На заре человечества осознание времени формировалось в мифологических образах, а с зарождением философии началась многовековая история философского осмысления времени. Искусство никогда не находилось в стороне от жизнеполагающих проблем человеческого бытия.

Время — это цикл нашей жизни, ее длительность, ритм, ее периоды, которые имеют разное значение и смысл для личности. Время — это ценность, поскольку нам удается наполнить его глу­боким содержанием и реализовать себя в нем. Время является определенной мерой скорости, продуктивности и т. д.; вместе с тем происходят растраты, т. е. уничтожение времени, виной ко­торых незаметно являемся мы сами. Итак, время — это темпы, скорость, сроки и ритмы, периоды, этапы и определенные струк­туры самых различных процессов и явлений. Объединяя все эти временные структуры и явления, можно сказать: время необходимо включает в себя энергетический аспект, время — это энергия нашей жизни.

В психологи проблема понимания времени важна с практической точки зрения. На состояние личности влияет множество временных факторов: способность организовать время, личностные представления и времени, соотношение прошлого и будущего, заполненность времени т.д., а их неправильное соотношение может вызвать множество негативных последствий, таких как депрессия, тревога, стресс и многое другое. В подтверждение можно привести высказывание Фрица Перлза: «Tревога — разрыв, напряжение между «сейчас» и «тогда». Неспособность людей принять это напряжение заставляет их планировать, репетировать, пытаться обеспечить свое будущее». Поэтому очевидно, что, изучив психологическую и физическую природу времени, возможно использовать полученные знания в диагностике и психотерапии. На сегодняшний день этим комплексным методом является каузометрия, которой я уделила особое внимание в своей работе.

Исследования проблемы времени в психологии осуществлялись в целом ряде направлений, которые фактически мало связаны друг с другом. Это классические исследования восприятия времени (Ю. М. Забродин, Ф. Е. Иванов, Е. Н. Соколов, П. Фресс и др.), переживания времени (Д. Гарбетте, Р. Кнапп и др.), временной перспективы (Р. Кастенбаум, Дж. Нюттен и др.) Однако они ока­зались оторванными от целого исследовательского направления, в котором изучались нейрофизиологические, психофизиологические особенности временной организации человека. Можно предполагать, что этот разрыв определялся тем, что первые были отнесены к области изучения субъективного психологического времени (или, как принято гово­рить в отечественной психологии, субъективного отражения вре­мени), а вторые — фактически — к области, в которой исследова­лась объективная временная организация самой психики.

Тенденция технического прогресса растет непропорционально профессиональному прогрессу, опережая развитие временных спо­собностей человека. Этот дисбаланс ведет не только к росту ава­рийности, но к утрате человеком рабочего и жизненного комфорта, перенапряжению, нервно-психическому износу и кризису экологии человека. Происходит исчезновение временных перспектив, необходимых для развития цивилизации, человек утра­чивает жизненные перспективы, восприятие будущего. Недавно проведенный программой телевидения опрос показал, что люди не хотят жить в будущем, а только в прошлом или настоящем. В силу этого проблема организации времени должна ставиться и решаться как комплексная проблема не только технического, но и духовного прогресса человечества и его экзистенциального бытия как лич­ности.

Исходя из этого, целью моей работы стало изучение разных аспектов понимания времени в теоретической и практической психологии (особенности восприятия, личностной организации времени и методы диагностики и психотерапии), чтобы составить общую картину того, насколько изучена сейчас категория времени и какие перспективы её изучения и применения в будущем.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ВРЕМЯ».

1.1. ПОНИМАНИЕ ПОНЯТИЯ «ВРЕМЯ» В ФИЛОСОФИИ И ФИЗИКЕ.

ВРЕМЯ КАК ФИЗИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ.

В точных науках направленность времени рассматривается как свойство физических систем, а не как свойство самого времени. В естествознании же направленность времени существует всегда и связана с принципиальным отличием причин от следствий. С возникновением естествознания складываются методы эмпирического познания природы. Использование соответствующих научных средств позволяло получать утверждения о фактах временного характера, таких, как: в течение 5 сек. тело прошло расстояние х; “Два луча света начали одновременно распространяться из источников А и В”. Для их получения нужно было измерить время - единственный способ эмпирического познания, приемлемый для изучения времени, ибо наблюдать его нельзя, экспериментировать с ним тоже не удается, а измерять его можно.

На эмпирическом уровне научного познания определенные представления о времени фигурируют не только при измерении временной координаты события, но в неявном виде они пронизывают процесс получения эмпирических фактов о всех других явлениях действительности. Как известно, в повое время в процессе развития физики преимущественно под влиянием работ Г.Галилея возник экспериментальный метод исследования природы. С тех пор вплоть до 60-х годов XX в. стратегия экспериментального исследования соответствовала основным принципам классической физики. Развитие наук о природе и обществе, процесс дифференциации и интеграции наук ориентировали мышление ученых на использование методов и концепций других наук. Прежде всего это проявилось в использовании эмпирических методов исследования, процедуры измерения и экспериментирования.

Процедура измерения любой величины опирается на определенные представления о времени. Так, когда вводится единица измерения (длины, величины тока, количества информации, температуры и т. д.), предполагается, что ход времени не влияет на эталонный процесс, т. е. допускается однородность времени, по крайней мере локально, в системе отсчета экспериментатора. Более того, используется идеализация абсолютной одновременности событий на том этапе процедуры измерения, когда фиксируется показание приборов и допускается, что состоянию прибора и изучаемого объекта присуща одновременность.

Использование системы отсчета в процедуре измерения времени оказалось возможным благодаря геометрической модели времени, которая реализуется введением временной оси наряду с тремя пространственными осями. Временная ось объединяет такие временные особенности физических объектов, как длительность (временные интервалы на временной оси), последовательность моментов времени (временная ось - некоторое упорядоченное множество моментов), однородность, непрерывность, одномерность, направленность, бесконечность, безграничность.

Наряду с традиционной процедурой измерений предлагается и “необычный” способ измерения времени, используемый в физике Е. А. Милна. Его подход ко времени позволяет охватить временные отношения более широкого класса движений по сравнению с традиционной физикой. В физике Е. А. Милна в систему отсчета не входит измеряющая линейка, т. к. исходным понятием является время, а длина выражается через него.

Теория измерения времени - это плод длительного развития физики: с развитием науки эволюционирует и процедура измерения времени, дающая возможность получить определенную совокупность эмпирических фактов. Для измерения времени нужен эталон. Когда измеряется пространственное расстояние, можно прилагать к измеряемому предмету измеряющий стержень (эталон). Чтобы измерить время, т. е. приложить эталон-час к текущему времени, нужно остановить время, вытянуть моменты в актуально сосуществующий ряд. Избавиться от мимолетного настоящего, представить мир вне становления - вот задача, которую следует выполнить, если мы хотим измерить время. Именно это осуществляется в процессе геометризации времени - процедуре, являющейся одним из условий сложного процесса эмпирического познания времени.

ВРЕМЯ КАК ФИЛОСОФСКОЕ ПОНЯТЕ.

Ввиду особого статуса в жизни человека, проблема времени является одной из центральных тем философии. С давних времен мыслителей волновали вопросы о том, реально ли «течение» времени или же это лишь иллюзия человеческого разума, представляет ли время некую первичную, самое себя определяющую сущность или же оно есть нечто вторичное, производное, зависимое от чего-то другого, более фундаментального?

Первое упоминание категории времени приходится на античную мифологию и древнегреческий эпос. Исследования гомеровского эпоса показывают, что в «Одиссее» впервые упоминаются категории пространства и времени. В гесиодовской «Теогонии» присутствует представление о двух временах: одно–циклическое время несовершенного мира, другое – высшее время, в котором отсчитываются глобальные моменты в истории мира. Свое дальнейшее развитие эти еще недостаточно четкие идеи о наличии двух времен получили в античной натурфилософии, в философских теориях эпохи Возрождения и нового времени, в работах таких мыслителей как Сократ, Гераклит, Аристотель, Платон, Декарт, Демокрит, Кант, Бергсон, Гегель и др.


voprosi-istorii-otechestvennogo-beregovedeniya.html
voprosi-k-ekzamenu-po-predmetu-apparatnoe-obespechenie-evm-stranica-16.html
voprosi-k-ekzamenu-rabochaya-programma-po-kursu-matematika-naimenovanie-disciplini-dlya-specialnosti-010701.html
voprosi-k-gosekzamenu-po-specialnosti-nalogi-i-nalogooblozhenie-chast-4.html
voprosi-k-gosekzamenu-po-specialnosti-nalogi-i-nalogooblozhenie-chast-9.html
voprosi-k-testirovaniyu-po-kursu-disciplini-koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/infinite-prime-with-hybrid-connections-installation-manual-version-00-stranica-18.html
  • exam.bystrickaya.ru/visokovoltnij-vozdushnij-viklyuchatel-vvm-500.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-15-oborot-roznichnoj-torgovli-predpriyatiya-i-ego-razvitie-tematika-kursovih-rabot-i-metodicheskie-rekomendacii.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-10-uchastie-vojsk-garnizona-v-preduprezhdenii-vooruzhennih-sil-rossijskoj-federacii.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-1-processi-pamyati-v-snovideniyah-moskva-sankt-peterburg-nizhnij-novgorod-voronezh-rostov-na-donu-ekaterinburg.html
  • writing.bystrickaya.ru/glava-2-problema-yadernogo-razoruzheniya-v-70-e-80-e-gg-problemi-yadernogo-razoruzheniya-v-60-e-80-e-godi.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nauchnaya-sessiya-obshego-sobraniya-ran-16-dekabrya-2008-goda-vechernee-zasedanie.html
  • spur.bystrickaya.ru/kontrolnie-voprosi-struktura-ciklicheskogo-algoritma.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pervie-shagi-pyat-let.html
  • letter.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-kompleksnoj-programmi-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-leninsk-kuzneckogo-gorodskogo-okruga-stranica-38.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/nalog-na-dobavlennuyu-stoimost-3.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-po-russkomu-yaziku-dlya-inostrannih-studentov-3-4-kursov-obuchayushihsya-po-specialnostyam-lechebnoe-delo.html
  • uchit.bystrickaya.ru/svodka-chs-i-proisshestvij-s-29-fevralya-po-1-marta-2012-goda.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vedenie-poletnoj-dokumentacii-pri-provedenii-proverki-bili-rassmotreni-sleduyushie-voprosi.html
  • pisat.bystrickaya.ru/srok-zaklyucheniya-gosudarstvennogo-kontrakta-konkursnaya-dokumentaciya-po-provedeniyu-otkritogo-konkursa-na-pravo-zaklyucheniya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/54isklyucheniya-iz-oblasti-primeneniya-planirovanie-zakupok-17-2-sposobi-zakupok-18.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-evolyucionnoe-uchenie-naimenovanie-disciplini-dlya-specialnosti.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-istorii-dlya-5-9-klassov-rabochaya-programma-po-istorii-5-9-klassi.html
  • books.bystrickaya.ru/deyatelnost-komitetov-i-komissij-gd-gosduma-rf-monitoring-smi-1-3-maya-2008-g.html
  • urok.bystrickaya.ru/predostavleniya-svedenij-o-nachislennih-i-uplachennih-strahovih-vznosah-na-obyazatelnoe-pensionnoe-strahovanie-i-strahovom-stazhe-zastrahovannogo-lica-i-raschetov-po-stranica-7.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-10-razdel-osnovnie-ponyatiya-processnogo-upravleniya-v-restrukturizacii-predpriyatiya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rejting-plan-1-kurs-rejting-plan-po-discipline-nemeckij-yazik-samostoyatelnaya-rabota-20.html
  • writing.bystrickaya.ru/leonardo-shasha-kazhdomu-svoyo.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/shema-territorialnogo-planirovaniya-tambovskoj-oblasti-stranica-5.html
  • shkola.bystrickaya.ru/statya-1-stranica-3.html
  • pisat.bystrickaya.ru/stanislav-grof-puteshestvie-v-poiskah-sebya-stranica-4.html
  • bukva.bystrickaya.ru/mesto-modulnogo-elementa-v-obrazovatelnom-processe.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sb-rf-obsudil-situaciyu-vokrug-yuzhnoj-osetii-i-abhazii-na-zasedanii-sovbeza-rf-v-sochi-obsudyat-status-nepriznannih.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iz-brodyazhih-vospominanij-dalnevostochnogo-geologa-poiskovika-stranica-16.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prakticheskij-kurs-biznesmenu-predlozhenie-voprosi-obshestvennogo-znacheniya-na-doverii-poka-ne-poluchaetsya-stranica-7.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pravitelstvo-rossijskoj-federacii-postanovlenie-ot-10-maya-2007-g-n-280-o-federalnoj-celevoj-programme-stranica-2.html
  • uchit.bystrickaya.ru/svoboda-i-otvetstvennost-kak-princip-dzhim-kollinz-ot-horoshego-k-velikomu.html
  • doklad.bystrickaya.ru/utverzhdeni-postanovleniem-pravitelstva-rossijskoj-federacii-ot-200-g-izmeneniya-kotorie-vnosyatsya-v-postanovlenie-pravitelstva-rossijskoj-federacii-ot-12-oktyabrya-2005-g-609.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prikaz-stoyat-nasmert-i-ni-shagu-nazad-vladimir-liguta.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-ozhidanii-chistki-nezavisimaya-gazeta-kostenko-natalya-rodin-ivan-30112007-257-str-1.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.