.RU

Встреча четвертая: прорабатываем проекты - «Развитие села: предпринимательская пассивность населения и способы ее преодоления»


^ Встреча четвертая: прорабатываем проекты
Встреча будет посвящена проработке проекта или комплекса проектов.

У некоторых групп может возникнуть нежелание в детальной проработке проекта. Она говорят, что хотят быстрее приступить к делу, мол, все равно всех деталей учесть невозможно и люди могут перегореть, и т.д. Мастер сопровождения должен убедить группу работать над проектом. Он может привести свои аргументы. Мы не раз были свидетелями, когда группы, выиграв грант, затем не решались приступать к его реализации. Они вдруг осознавали, какой груз ответственности лег на них, что нужно теперь привлекать людей, встречаться с разными ответственными лицами, организовывать доставку материалов, работу свою и многих людей, отчитываться перед донорами и вообще у них ничего еще не готово, то есть не готовы они сами. Но если бы у них была такая же возможность, как у нашего актива, для детального и коллективного обсуждения проектов, они бы никогда не отказались от детальной предпроектной подготовки. Затем они бы начали проект еще до получения денег, потому как те же встречи с ответственными лицами из различных администраций и организаций можно делать уже сейчас, а также распределить ответственность, определить сроки выполнения всех проектных этапов, информировать население и т.д.

Наиболее нетерпеливыми могут быть группы, нацеленные на проекты с экономическим содержанием. Им уже грезятся перерабатывающие линии, банки с готовой продукцией, в то время как не выяснена потребность в этой продукции, не подсчитана рентабельность, не заключены договоры на поставку сырья и материалов и т.д. Но пусть попробуют представить, что технологическая линия уже стоит и нужно только включить рубильник. И что же произойдет? Через полгода линию разворуют, растащат по домам, потому что не было выполнено ни одно из подготовительных мероприятий: ни люди не обучены, ни каналы сбыта не налажены, с ГОСТами не знакомы, не говоря уже о бренде и товарном знаке. А уже нужно платить за аренду помещения, налог на движимость и недвижимость. А если ко всему взяли кредит?

Поэтому группы должны ценить, что у них есть время, и это время – до начала работ, когда уже поворот назад будет не столь прост, – нужно использовать с максимальной пользой.

Разработка проектов происходит, как правило, в три этапа. На первом этапе группа коллективно обсуждает проект, накидывает основное содержание. На втором этапе тот член группы, который имеет способности к обобщению (обычно тот, кто и будет координатором), прописывает групповые наработки в заданной проектной форме. На третьем этапе проект корректируется группой.

Нам более важен первый этап, поскольку именно на нем рождается сам проект. Мастер должен организовать работу группы. Если группа ранее в таком составе не работала, можно предложить распределить роли в группе и попробовать проектирование в режиме деловой игры. Роли следующие (примерные, не исчерпывающие, не обязательные в применении в полном составе), описанные в одном из пособий по групповому проектированию:

Председатель (фасилитатор, chairman) – организатор ведения дискуссии, социальный лидер группы. Его задача – организовывать процесс выработки решения группой и следить за регламентом и правилами, поддерживать игроков. Никаких замечаний, осуждений, оценок, полное принятие любых мнений, защита всех членов группы друг от друга.

Генератор идей – интеллектуальный лидер группы, выступает первым после председателя. Его задача – высказывать идеи по решению проблемы. Не спорить, выдерживать регламент, формулировать кратко и понятно.

Регистратор (оформитель, shaper) – аналитик группы, регистрирует все, что происходит, для всей группы, схематизируя, приводя в систему связей и показывая наглядно весь процесс, происходящий в группе, все идеи и мнения. Не отвлекается на дискуссии. Придает законченную форму действиям команды, направляет внимание и пытается придать определенные рамки групповым обсуждениям и результатам совместной деятельности (для начала на бумаге).

Опора команды (team worker) – поддерживает силу духа в участниках проекта, оказывает им помощь в трудных ситуациях, пытается улучшить взаимоотношения между ними и в целом способствует поднятию командного настроя. Другими словами, такой человек выполняет в команде роль «дипломата», души-человека.

Критик – анализирует проблемы с прагматической точки зрения, оценивает идеи и предложения таким образом, чтобы команда могла принять сбалансированные решения. В большинстве случаев такой человек поступает как «скептик», уравновешивая оптимистические предложения оформителя и генератора идей. Критик хорошо знает, что новые технологии отнюдь не всегда работают, обещания партнеров иногда не сбываются и все может пойти не так, как было задумано.

Добытчик (resource investigator) – обнаруживает и сообщает о новых идеях, разработках и ресурсах, имеющихся за пределами проектной группы, налаживает внешние контакты, которые могут быть полезными для команды, и проводит все последующие переговоры. Командный добытчик имеет много друзей и связей, с помощью которых можно одолжить необходимые ресурсы.

Таким образом, с принятием ролей каждый пункт обсуждения можно проводить через генерацию, одобрение, критику, привлечение ресурсов и конечную формулировку.

Процесс обсуждения начинается с правил ведения дискуссии. Сельчане любят покричать, они иногда беспардонно перебивают друг друга (особенно мужчины, как ни странно) и вскоре опускаются до личных неприятных замечаний. Чтобы этого не происходило, людей нужно учить общаться, для чего сразу договориться о правилах, среди которых самые необходимые:

– «правило единого круга» – перед обсуждением необходимо договориться о лимите времени, общем для всех. Ведь если кто-нибудь раньше покинет обсуждение, единый круг сразу разорвется и это резко снизит динамику и результативность. Поэтому договариваемся: «У нас есть два часа, и мы не выходим за рамки этого времени, но мы добросовестно отработаем два часа, и если и прервем преждевременно обсуждение, то только в случае исчерпанности вопроса»;

– «правило поднятой руки» – говорить по одному, не перебивать, уважать мнение присутствующих;

– «критика объекта» – критиковать можно только объект обсуждения, а не субъект, то есть не опускаться до личных оценок.

Есть еще большое количество правил, но вводить более трех в первый раз и более одного нового при последующих встречах нецелесообразно: все равно придерживаться не будут. Обычно правила покупаются «кровью», то есть группа, набив шишек, самостоятельно приходит к выводу о необходимости их принятия.

За выполнением этих правил вначале следит мастер, а затем эта роль переходит к председателю.

Если идея прошла изучение через SWOT-анализ, можно рассматривать ее в качестве проектной. Данный анализ был предыдущим этапом. Поэтому мы будем считать, что идея (комплекс идей) нуждаются только в своей разработке и формализации в виде проекта.

Идея суть некий механизм или «ход конем», оригинально или эффективно решающий проблему либо способствующий ее решению. Как известно, мало какую проблему, тем более если она не технического плана, возможно решить за небольшой период времени, который отводится на проект. Поэтому часто идея является сконцентрированным выражением стратегии (концепции развития, в нашем случае) на несколько лет по решению данной проблемы, а проект является первым этапом на данном пути, конкретизацией идеи.

Идею конкретизирует цель, которая, отсекая нереальное, четко очерчивает то, что можно добиться в данном месте, в данное время, в рамках данных средств и знаний. Если проект пишут женщины, да еще гуманитарного склада ума, то их стандартной ошибкой является глобализация цели. Вместо того чтобы, к примеру, «организовать молодежный клуб волонтеров в селе N для помощи ветеранам и престарелых», они ставят целью «развитие добровольческого движения». Развивать добровольческое движение можно бесконечно, как угодно и где угодно, силами всей Российской Федерации. Проект же прежде всего характеризуется и ограничивается :

1) рамками места (село) и времени (чем компактнее будут проекты на ранних стадиях становления актива или тем более инициативной группы, тем лучше);

2) конкретной командой исполнителей;

3) ресурсами: имеющимися (помещения, аппаратура, деньги…), привлекаемыми (волонтерский труд населения, вложения партнеров, в т.ч. администрации села, административный ресурс районного муниципалитета…) и запрашиваемыми (деньги).

Если цель определена, с задачами уже проще. Цель чаще всего одна (тем более для невеликих сельских масштабов), задач же может быть несколько. Задачи суть направления, которые необходимо развить, чтобы достичь цели. То есть если это тот же молодежный волонтерский клуб, то задачами, предположительно, будут:

– обучение волонтеров способам общения с бенефициарной группой (блок обучения);

– проведение 5 волонтерских акций (блок действия);

– издание молодежного вестника (блок pr-продвижения).

Далее задачи расписываются подробно, в итоге получается тело проекта.

За каждым мероприятием закрепляется ответственный, назначаются сроки. Будучи выстроенными в хронологическом порядке, мероприятия предстают в форме календарного плана.


Мероприятия

Сроки

Ответственный

Проведение волонтерской акции

Март 2008 г.

Попова М.М.










Теперь нужно спрогнозировать результаты проекта. Они обычно выражаются в количественном и процентном отношениях. Например, 1) будет вовлечено в волонтерскую деятельность до 50 человек из числа школьников и работающих молодежи; 2) будет выпущено 4 номера молодежного вестника тиражом в 30 экз. каждого номера…

Следующий пункт для нас самый важный, но он редко когда подносится «на блюдечке» исполнителями – влияние проекта на село. Вероятно, что в ходе проекта образуется команда единомышленников, работающая совместно с главой поселения, вырабатывается алгоритм решения задач местного самоуправления, зависящих от самих жителей. Возможно, активом будет получен определенный опыт по развитию села… Все это возможно, и оценивается, как правило, мастером, РЦ и сопровождающей организацией. Однако актив или инициативная группа также могут прогнозировать влияние.

При оценке проектов мы пропускаем их через матрицу SMART-анализа. Это международные принятые критерии: specific (конкретность; проект действительно даст на выходе продукт, нужный сообществу и обозначенный в концепции развития), measurable (исчисляемость; этот продукт можно исчислить), area-specific (территориальность; проект воздействует на данную территорию, село), realistis (реальность; проект выполним данной ГР, при соответствующей поддержке администрации села, района, местных предпринимателей, при условии привлечения населения), time-bound (проект возможно выполнить за указанное время).

Более подробная оценка проектов, включая процедуры, прописывается сопровождающей организацией или РЦ в соответствующем положении о конкурсе целевых проектов для фокусных поселений. Но и сами члены сельского актива должны понимать, что сопровождающая организация и ее доноры заинтересованы в проектах, направленных на устойчивое развитие. Грантовые деньги не должны, образно, уйти в песок, дабы через год и следов не осталось от минувшей проектной деятельности. Актив или группа конкретного проекта могут самостоятельно разработать критерии успешности проекта.

Можно подсказать некоторые бесспорные критерии. Проект называется устойчивым, если:

  1. проект нужен создателю. Вроде можно применить к каждому из проектов, когда-либо подававшихся на финансирование, однако если он писался по принципу «что бы нам сморозить, чтобы денег получить», то вряд ли он действительно нужен своим создателям;

  2. проект нужен сообществу. Для того чтобы убедиться в этом, актив или ИГ проводили анкетирование, делали аналитический срез общественного мнения. И после утверждения проекта сопровождающей организацией актив (в том числе и ради этого пункта) должен провести сход села (см. далее) и обсудить этот проект с населением;

  3. проект нужен власти (крупному бизнесу). Под властью мы понимаем муниципалитеты и региональные органы власти, заинтересованные в успешной реализации проекта и согласные ради этого успеха вкладывать в проект бюджетные средства и административный ресурс;

  4. проект вживлен в систему, питающую сообщество. Мы имели ряд организаций, сумевших притянуть достаточно устойчивое финансирование районного и даже краевого центра: ставки, оплата помещений, расходов и др.;

  5. продукт проекта пользуется спросом. Это могут быть услуги (технические, гуманитарные), которые востребованы населением, даже если оно не всегда платежеспособное. Это может быть конкретный продукт – сельскохозяйственный, или туристическая услуга, и этот продукт делает проект рентабельным, экономически устойчивым.

Более подробный курс проектирования мы излагали для своих РЦ на сетевых встречах, и в этой книге, посвященной преимущественно эмпирическому исследованию, останавливаться на нем подробно невозможно.

Теперь о более насущном: о юридическом лице. В «слепом» грант-раунде мы финансировали инициативные группы через счета школ, сельских администраций и РЦ. Было очень много проблем: и с районными управлениями образования, с главами, бухгалтерами, казначейством… Положение может быть кардинально решено только через регистрацию общественных организаций или предприятий, которые создаются при содействии сельского актива или инициативной группы. Таким образом, мастеру необходимо убеждать актив в необходимости получения юридического лица для себя (общественная организация) и для предприятия (кооператив, ИП и товарищество, фермерское хозяйство и товарищество). Тем более что регистрация не так страшна, как им кажется. В рамках своего образовательного компонента мы старались облегчить ее предоставлением услуг консалтингового центра, при котором можно было пройти обучение, получить регистрационные формы, типовые уставы, освоить отчетность и делопроизводство.

Форма организации определится после выбора ключевого направления. Если это хозяйственные вопросы села, то подойдет ООС (Орган общественного самоуправления). Если что-то связанное с сельским хозяйством, то лучше формы потребительского кооператива предложить трудно. Если сельский актив решает работать сам, именно собственным составом, то, может быть, лучше выбрать форму НКО (Автономной некоммерческой организации, Общественной организации или др.).

Каждая форма имеет свои преимущества. ООС могут соединять функции некоммерческой и коммерческой организации, при этом они выпадают из-под отчетности перед РосРегистрацией. Потребительский кооператив представляет собой организацию для решения не собственных запросов, а запросов своих членов, владельцев личных подсобных хозяйств (ЛПХ) или фермерских хозяйств. Значит, финансовый оборот от продукции, поставляемой ЛПХ, уходит к этим же ЛПХ, которые освобождены от уплаты налогов. Таким образом, это очень щадящая форма для мелких сельхозпроизводителей. НКО, хотя и отчитывается перед РосРегистрацией и будет вынуждена проходить проверки, однако же имеет большие возможности для грантовой деятельности, которые с каждым годом все шире открываются на федеральном уровне.

Регистрация дает много неоспоримых преимуществ. Во-первых, актив или ИГ начинают работать с донорской организацией напрямую, они уходят из-под пресса посредников, предоставляющих свои расчетные счета. Во-вторых, актив или ИГ вправе самостоятельно выбирать направления развития, работать на расширение их количества, им не нужно будет согласовывать каждый шаг с организацией-заявителем. В-третьих, пока есть возможность «стартового капитала», который дает сопровождающая организация, обучения и сопровождения, наиболее благоприятно пройти как регистрацию, так и наработать первый опыт деятельности в форме организации; потом таких тепличных условий уже не будет. В-четвертых, если у новой организации будет свой бухгалтер с опытом, это решит массу проблем с дальнейшим освоением финансовых средств. Неизвестно, сколько просуществует актив и ИГ в зарегистрированной форме, но тем людям (это в-пятых), которые обретут опыт, работа в рамках собственной организации любым будущим работодателем зачтется как безусловный профессиональный рост. Готовить актив или ИГ к мысли о регистрации нужно уже с первой встречи.

Если концепция развития прописана и пилотный проект либо комплекс проектов уже готов и все они прошли согласование с РЦ и получили принципиальное одобрение сопровождающей организации, тогда активу или ИГ нужно довести свои инициативы до возможно большего числа жителей села. Для этого необходимо совместно с главой села подготовить и провести сельский сход. В связи с этим домашнее задание: разработать с главой программу схода, подготовить презентацию концепции и проектов. В качестве оборудования мастер может запросить проектор и ноутбук в своем РЦ, а также помочь подготовить активу или ИГ презентации, если в селе и активе нет людей, владеющих компьютерными технологиями.


vzaimootnosheniya-mezhdu-roditelyami-i-detmi.html
vzaimootnosheniya-roditelej-i-detej-v-seme-gendernaya.html
vzaimootnosheniya-selskohozyajstvennih-predpriyatij-s-finansovoj-sistemoj-chast-14.html
vzaimootnosheniya-selskohozyajstvennih-predpriyatij-s-finansovoj-sistemoj-chast-8.html
vzaimootnosheniya-vsemirnoj-torgovoj-organizacii-i-ukraini.html
vzaimosvyaz-emocionalnogo-intellekta-i-trevogi-u-studentov.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-vvedenie-v-bd-i-subd-modeli-dannih-2-lekciya-infologicheskaya-model-sushnost-svyaz.html
  • lecture.bystrickaya.ru/816-svedeniya-o-sushestvennih-sdelkah-sovershennih-emitentom-456010-rossiya-chelyabinskaya-oblast-g-asha-mira.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-elektivnogo-kursa-po-himii-himiya-v-promishlennosti-stranica-4.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prikaz-ministerstvo-energetiki-rf-19-iyunya-2003-g-stranica-4.html
  • shkola.bystrickaya.ru/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-stranica-34.html
  • znanie.bystrickaya.ru/alpi-raskrutit-naggetsi-gosudarstvennoe-regulirovanie-myasnoj-otrasli-7.html
  • grade.bystrickaya.ru/minzdrav-provel-sledstvennij-eksperiment-kommersant-15-dekabrya-2010.html
  • composition.bystrickaya.ru/p-a-vertinskij-geoekologicheskie-problem-sovremennoj-raketno-kosmicheskoj-deyatelnosti-izbrannie-stati-i-pisma-2008-180-s.html
  • literature.bystrickaya.ru/chto-menya-tolknulo-pofludit-vam-na-dosuge-odni-i-te-zhe-voprosi-kotorie-povtoryayutsya-iz-topa-v-top-stranica-6.html
  • spur.bystrickaya.ru/matematikani-oitu-teoriyasi-pnn-ou-dstemelk-materiali.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/soderzhanie-i-obem-konceptualnogo-znaka-oboznachenie-yavlenij-po-stepeni-opredelennosti-i-mere-osushestvleniya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iz-knigi-ocherki-po-istorii-estestvoznaniyav-rossii-v-xviii-stoletii-19121914-gg.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obzor-krasnoyarskih-smi-c-11-po-17-aprelya-2011-goda.html
  • spur.bystrickaya.ru/kollektivnij-dogovor-programma-nauchno-prakticheskoj-konferencii-principi-partnerskih-vzaimootnoshenij-uchreditelya-i-teatra.html
  • holiday.bystrickaya.ru/n-g-osennij-raspisani-euchebnih-zanyatij-studentov.html
  • esse.bystrickaya.ru/publichnij-otchet-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej-detskogo-ozdorovitelno-obrazovatelnogo-plavatelnogo-centra-neptun.html
  • tasks.bystrickaya.ru/32-raspredelenie-chasov-po-temam-i-vidam-uchebnoj-raboti-kommerciya-torgovoe-delo.html
  • pisat.bystrickaya.ru/strategicheskoe-planirovanie-i-upravlenie-socialno-ekonomicheskim-razvitiem-municipalnogo-obrazovaniya-na-primere-gorodskogo-okruga-novozibkov.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-10steki-kommunikacionnih-protokolov-kurs-lekcii-po-kompyuternim-setyam-oglavlenie.html
  • letter.bystrickaya.ru/n-nazarbaev-matematika-sabainda.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-istoriya-i-predmet-informacionno-pravovih-sistem-uchebno-metodicheskij-kompleks-ufa-2009-udk-007-bbk-32-81.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-hirurgiya-dlya-specialnosti-060101-lechebnoe-delo.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-operacionnie-sistemi.html
  • bukva.bystrickaya.ru/personalnie-dannie.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kompleks-metodicheskih-materialov-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-podgotovki-bakalavrov-po-napravleniyu-022000-ekologiya-i-prirodopolzovanie-stranica-18.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-malchike-kotorij-umel-letat-ili-put-k-svobode-stranica-28.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vest-o-tom-chto-komandir-5j-batarei-oleg-mancev-shet-shinel-iz-admiralskogo-drapa-razneslas-po-linkoru-vkayut-kompanii-dazhe-posporili-o-prave-mladshih-ofic.html
  • lecture.bystrickaya.ru/7-lesopolzovanie-v-godi-vojni-i-r-shegelman-lesnie-transformacii.html
  • bukva.bystrickaya.ru/rastenievodstvo-chast-5.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-lekciya-predmet-teorii-veroyatnostej-prostranstvo-elementarnih-ishodov-algebra-sobitij-aksiomi-veroyatnosti.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primernaya-tematika-referatov-po-discipline-istoriya-mirovoj-kulturi-i-iskusstva-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-napravleniyu-040700-62-organizaciya-raboti-s-molodezhyu.html
  • writing.bystrickaya.ru/lekciya-n-mediko-takticheskaya-harakteristika-ochagov-porazheniya-stranica-6.html
  • bukva.bystrickaya.ru/roman-ob-istorii-filosofii-stranica-5.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-materiali-studentu-zaochniku-yuridicheskogo-fakulteta-specialnost-030501-yurisprudenciya-3-kursa.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lesohozyajstvennij-reglament-stranica-4.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.