.RU

В.В. Бахов - Г. Б. Добрецов 32 Вопросы оптимизации бюджетного процесса в целях обеспечения системного управления...


^ В.В. Бахов
Студент магистратуры

Научный руководитель –

Аврамчикова Н.Т.

СибГАУ, г. Красноярск

Совершенствование административно-территориального устройства на региональном уровне.

Реформа административно-территориального устройства РФ – это один из самых основных и сложных вопросов, решение которого, в стратегической перспективе, стоит перед нашей страной весьма остро. Текущая схема федерального и муниципального деления России является устаревшей и весьма далекой от совершенства. Разделение на множество субъектов, абсолютно не равных друг другу по экономическому потенциалу, размеру территорий и национальному составу, несет в себе ряд проблем, решения которых можно добиться только путем реформирования всей системы административно-территориального деления. По данным проводимых в последние годы исследований 70% руководителей законодательной и исполнительной властей 34 субъектов РФ признали существующую структуру административно-территориального деления неэффективной, довольны ей были лишь 26%. Многие отмечали, что состав Федерации получился слишком раздробленным, некоторые малонаселённые регионы не вполне оправдано обладают полновесными полномочиями субъекта Федерации.

Большое количество субъектов несет в себе ряд проблем, возникающих в процессе управления федерацией. Во-первых – это высокая сложность управления. Федеральному центру РФ приходится руководить деятельностью 83 регионов, вместо 20-30, как это принято в других странах. Для упрощения контроля федерация делегирует часть полномочий на муниципальный уровень, что приводит к различиям в местном законодательстве от субъекта к субъекту. Некоторые регионы получают от федерации больше узаконенных прав и приоритетов, чем другие, что ведет к усилению неравенства субъектов. Во-вторых – снижение экономического потенциала страны. Сильные, платежеспособные регионы вынуждены отдавать львиную долю своих доходов федерации для покрытия нужд выдачи дотаций слабым регионам. Слабые же безвозмездно получают деньги из федерального центра, абсолютно не стремясь к самостоятельному развитию. В итоге развитие сильных регионов тормозится из-за обильного количества слабых, не мотивированных к развитию субъектов. В-третьих – национальное неравенство. Разделение РФ по национально-территориальному признаку, являющееся исторически сложившимся фактом, негативно влияет на общее развитие страны. В силу амбиций той или иной титульной нации, субъекты стремятся отличаться от других, как в вопросах законотворчества, так и в вопросах хозяйствования. В России, далеко не всегда россияне являются титульной нацией. По-крайней мере не везде существует понятие «гражданин России». Жители субъектов предпочитают называть себя исходя из исторических традиций, а не принадлежности к определенному государству. Все эти факторы рождают ряд проблем осложняющих управление и экономическое развитие в рамках региона, и приводят к возникновению межнациональных конфликтов. Сам факт многонациональности на федеральном уровне деления ведет к повышению нестабильности федерации.

На муниципальном уровне ситуация еще более сложна. В Красноярском крае, например, сейчас насчитывается около 600 муниципальных образований, что в разы усложняет управление регионом. Основной экономический потенциал сосредоточен в наиболее заселенных южных районах и на территории Норильского производственного района, в то время как большая часть северных территорий слабо заселена и практически не имеет инфраструктуры. В условиях практического отсутствия производства, а значит и налогооблагаемой базы, данные территории становятся проблемными, регулярно выкачивая деньги из бюджета субъекта.

В целом, реформа административно-территориального деления РФ на муниципальном уровне сейчас представляется как абстрактная парадигма, а не набор конкретных мер и действий. Существующие проекты требуют доработки под текущую ситуацию. И если на федеральном уровне уже есть определенные приоритеты для работы, то на муниципальном такого понимания конечного результата пока нет. Требуется выработать концепцию укрупнения внутри регионального устройства, основными приоритетами которой должны быть те же цели и задачи, что и на федеральном уровне, но проецированные на каждый конкретный регион и учитывающие его специфику. Важно не просто упростить систему административно-территориального деления, а выработать схему, которая будет применима к каждому субъекту. Данная схема должна учитывать весь комплекс экономических и демографических факторов, влияющих на развитие региона. Как экономических, так и демографических. Уменьшение количества муниципальных образований должно вести к экономическому усилению региона, увеличению конкуренции и стремления к внешнему и внутреннему развитию. Очевидно, что во избежании сепаратизма и неравенства, должны быть также сформированы пределы укрупнения. Слишком крупные и сильные муниципальные образования в любом случае будут доминировать над остальными, но это превосходство должно быть оправданным и носить характер лидерства, а не диктатуры.

Все вышеописанные проблемы заставляют уже сейчас искать оптимальные пути решения вопроса административно-территориального устройства как федеральных, так и муниципальных образований. Существует несколько проектов по реформированию федерации и укрупнению регионов, наиболее приемлемым из которых, по мнению действующего правительства РФ, является проект СОПС, авторами которого являются В. Кистанов и А. Адамеску. Данный проект сейчас находится на рассмотрении в Государственной Думе РФ. Но на муниципальном уровне данный вопрос изучен слабо и каких либо схем или проектов нет. Скорость реализации реформирования, в будущем будет зависеть от готовности каждого из субъектов к пересмотру вопросов своего положения и роли в федерации, а также акцентов внутренней экономическо-территориальной политики. А к этому, на данный момент, готовы далеко не все регионы.


Литература:

  1. Алампиев П.М. Вопросы экономического районирования Восточной Сибири // Проблемы экономики Восточной Сибири. Новосибирск: Наука, 1998.

  2. Кистанов В.В. Научные проблемы совершенствования экономического районирования // Проблемы теории и практики размещения производительных сил СССР. М., 2001.

  3. Кистаннов В. В. Объединение регионов России. Экономика, 2007 г.

  4. www.krskstate.ru – официальный сайт администрации Красноярского Края. Электронный ресурс.



^ В.М. Аврамчиков
Программист

СибГАУ, г. Красноярск

Форекс и государственное регулирование

Форекс (от англ. FOReign Exchange – валютный обмен) представляет собой рынок межбанковского обмена валют по свободным ценам (котировка формируется без ограничений или фиксированных значений). Обычно используется сочетание «рынок Форекс» (англ. Forex market, FX- market). Термин «Форекс» принято использовать для обозначения взаимного обмена валют, а не всей совокупности валютных операций.

Форекс базируется на принципе свободной конвертации валют, который предполагает отсутствие государственного вмешательства при заключении валютнообменных сделок (нет официального валютного курса, нет ограничений на направление, цены и объемы сделок) и на гарантиях свободы подобных операций. В то же время обычно устанавливаются прежде всего взаимоотношения клиента (трейдера) и посредника (брокера). Операции на рынке Форекс могут быть торговыми, спекулятивными. Хеджирующими и регулирующими (валютные интервенции центробанков).

Регулирование биржевого рынка или биржевой деятельности - это упорядочение работы на нем его участников и операций между ними со стороны государства и организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Биржа может иметь как внешнее, так и внутреннее регулирование. Внутреннее регулирование - это подчиненность ее деятельности собственным нормативным документам: Уставу, Правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность данной биржи в целом, ее подразделений и работников. Внешнее регулирование - это подчиненность деятельности биржи нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.
Регулирование биржевой деятельности осуществляется органами или организациями, уполномоченными и на выполнение функций регулирования.

С этих позиций различают:

- государственное регулирование биржевой деятельности, которое осуществляется государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;

- общественное регулирование или регулирование через общественное мнение; в конечном счете именно реакция широких слоев общества в целом на какие-то действия на биржевом рынке является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка.

Регулирование биржевого рынка имеет следующие цели:

- поддержание порядка на биржевом рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;

- защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций и преступников вообще;

- обеспечение свободного и открытого процесса биржевого ценообразования на основе концентрации спроса и предложения;

- создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и каждый риск адекватно вознаграждается;

- создание новых биржевых рынков, поддержка биржевых структур, начинаний и нововведений и т.п.; воздействие на биржевой рынок с целью достижения каких-то общественных целей (например, понижения биржевых цен).

Процесс регулирования на биржевом рынке включает:

- создание нормативной базы его функционирования, т.е. разработка законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;

- отбор профессиональных участников биржевого рынка;

- современный биржевой рынок невозможен без профессиональных посредников, которые должны удовлетворять определенным требованиям по знаниям, опыту и капиталу, устанавливаемым уполномоченными на это регулирующими организациями или органами;

- контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка; этот контроль выполняется соответствующими контрольными органами;

- систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на бирже; такими санкциями могут быть: устные и письменные предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение их из членов биржи.

Принципы регулирования биржевого рынка отражают проверенную временем мировую практику биржевого рынка.

Основными из указанных принципов являются:

- разделение подходов к регулированию по отношению к внебиржевым участникам рынка, с одной стороны, и к профессиональным участникам биржевого рынка - с другой.

- максимально возможное раскрытие информации обо всем, что делается на биржевом рынке. Тем самым достигается не только возможность получения участниками рынка информации, необходимой для принятия деловых решений, но возрастает степень доверия к бирже и ее членам;

- обеспечение конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости;

- недопущение совмещения нормотворчества и нормоприменения в одном органе управления или регулирования;

- обеспечение гласности нормотворчества, публичное обсуждение проблем рынка;

- принципы преемственности мирового опыта российской системой регулирования биржевого рынка;

- оптимальное распределение функций регулирования биржевой деятельности между государственными и негосударственными органами управления.

Основные государственные органы непосредственного регулирования биржевой деятельности:

- Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку;

- Федеральная комиссия по товарным биржам;

- Министерство финансов РФ;

- Центральный банк Российской Федерации.

Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку напрямую регулирует деятельность фондовых бирж. Федеральная комиссия по товарным биржам осуществляет регулирующие функции по отношению к товарным биржам и фьючерсной торговле. Центральный банк регулирует деятельность валютных бирж.

Министерство финансов устанавливает правила бухгалтерского учета, осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение на биржах.

Основные законодательные акты, которыми регулируется российский биржевой рынок:

- Основы гражданского законодательства, части I и II (1995-1996 гг.);

- Закон «О банках и банковской деятельности» (1990 г.);

- Закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (1995 г.);

- Закон «О товарных биржах и биржевой торговле» (1992 г.);

- Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (1992 г.);

- Закон «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» (1992 г.);

- Закон об акционерных обществах (1996 г.);

- Закон о рынке ценных бумаг (1996 г.);

- Указы Президента по развитию рынка ценных бумаг;

- Постановления Правительства Российской Федерации, относящиеся к регулированию рынка государственных ценных бумаг.

Таким образом, система государственного регулирования биржевого рынка включает:

- государственные и иные нормативные акты;

- государственные органы регулирования и контроля.

Формы государственного управления рынком, которые включают:

- прямое, или административное, управление;

- косвенное, или экономическое, управление.

Прямое, или административное, управление осуществляется путем:

- принятия государством соответствующих законодательных актов;

- регистрации участников рынка;

- лицензирования профессиональной деятельности на биржевом рынке;

- обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;

- поддержания правопорядка на рынке.

Косвенное, или экономическое, управление биржевым рынком ведется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:

- систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобожденные от них);

- денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.);

- государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);

- государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли).


zadachi-po-finansovomu-menedzhmentu-2.html
zadachi-po-logistike-2.html
zadachi-po-teorii-upravleniya.html
zadachi-podgotovit-nauchnuyu-i-metodicheskuyu-bazu-dlya-obrazovatelnogo-processa-sozdat-tehnicheskie-vozmozhnosti-dlya-provedeniya-zanyatij.html
zadachi-proektnoj-deyatelnosti-obuchenie-detej-ponimaniyu-sebya-svoih-chuvstv-i-umeniyu-bit-v-ladu-s-soboj.html
zadachi-sistema-i-funkcii-organov-yusticii-rossijskoj-federacii.html
  • books.bystrickaya.ru/erivanskoe-hanstvo.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sledovateli-stanut-sudyami-rbk-daily-gazeta-moskva-yaroslav-nikolaev10-11-2011-7-stranica-4.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-gorodskogo-sorevnovaniya-klassov-nashe-zdorove-v-nashih-rukah.html
  • essay.bystrickaya.ru/dolzhna-bit-ukazana-na-titulnom-liste-na-kotorom-otrazhaetsya-sleduyushaya-informaciya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/tema-1bazovie-ponyatiya-o-kompyutere-tema-2-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/spisok-po-teme-formirovanie-informacionnoj-kulturi-uchashihsya-v-obrazovatelnoj-deyatelnosti-bedinskaya-e-osnovi-informacionnoj-kulturi-shkolnika-programma-dlya-uchashihsya-5-6-klassov-shkolnaya-biblioteka-2002.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/sudya-viricheva-e-v-delo-33-6430-08-dekabrya-2011-goda-dokladchik-divin-n-v.html
  • diploma.bystrickaya.ru/znaniya-i-naviki-neobhodimie-dlya-raboti-po-professii-provodnik-passazhirskogo-vagona-v-sostave-studencheskogo-otryada-provodnikov-osto-ekspress.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sobaki-v-imperatorskoj-seme.html
  • textbook.bystrickaya.ru/grammaticheskie-kategorii-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-sovremennij-russkij-yazik-dlya-studentov-3.html
  • teacher.bystrickaya.ru/eticheskie-vzglyadi-aristotelya-2.html
  • credit.bystrickaya.ru/perevel-s-polskogo-asar-eppel-stranica-2.html
  • letter.bystrickaya.ru/novosti-pervij-kanal-14032012-1200-teleprogramma-novosti-pervij-kanal-14032012.html
  • institute.bystrickaya.ru/g3-znacheniya-davleniya-ot-50-kpa-do-2-mpa-i-proizvedeniya-davleniya-na-obem-bolee-200-kpadm.html
  • student.bystrickaya.ru/2-uchebno-metodicheskoe-obespechenie-disciplini-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-5-kursa-zaochnoj-formi.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sheglova-n-muha-cokotuha-sobranie-sochinenij-v-6-ti-toforml-hudozh-l-zbarskogo.html
  • notebook.bystrickaya.ru/izdaetsya-po-resheniyu-uchenogo-soveta.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vodohranilisha-pravila-tehnicheskoj-ekspluatacii-elektricheskih-stancij-i-setej-rossijskoj-federacii-i-vvesti-ih.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vostochnaya-zhenshina-hudozhestvennoe-oformlenie-oblozhki.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-27-a-b-havin-sidorov-p-i-parnikov-a-v.html
  • predmet.bystrickaya.ru/socialnaya-zashishennost-razlichnih-sloev-naseleniya-v-rossii.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej-kollektiva-narodnoj-i-sovremennoj-horeografii-impuls-stranica-4.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-rajona-sv-belonozhkin-vedomosti.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chastyu-pomoshi-ot-nego-bi-ne-bilo-pisha-podspore-telu-no-ne-ego-chast-seneka-privetstvuet-luciliya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obsheobrazovatelnaya-programma-nachalnoe-obshee-obrazovanie-osnovnoe-obshee-obrazovanie-srednee-obshee-obrazovanie-podgotovka-detej-k-shkole-dopolnitelnaya-programma.html
  • bukva.bystrickaya.ru/rassolov-i-m-kandidat-yuridicheskih-nauk-docent-rassolov-i-m-pravo-i-kiberprostranstvo-stranica-8.html
  • tests.bystrickaya.ru/kreditorskaya-zadolzhennost-i-nachisleniya-ezhekvartalnij-otchet-otkritogo-akcionernogo-obshestva-shestaya-generiruyushaya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/62-prakticheskie-rekomendacii-pravoslavnij-missionerskij-centr.html
  • literatura.bystrickaya.ru/romantizm-i-ego-sudba-zakon-i-blagodat.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sergeev-v-i-logistika-v-biznese-uchebnik.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vneshneekonomicheskaya-deyatelnost-zabajkalskoj-zheleznoj-dorogi-chast-5.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/-1-planiruyushij-polet-po-pryamoj-pervij-kratkaya-harakteristika-ustrojstvo-i-aerodinamika-planerov.html
  • essay.bystrickaya.ru/byulleten-1-2.html
  • exam.bystrickaya.ru/zhivotnie-avstralii.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-oblastnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-nachalnogo-professionalnogo-obrazovaniya-professionalnogo-uchilisha-7-belovskogo-rajona-kurskoj-oblasti.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.