.RU

Введение - Программа Развития ООН «Инициатива Местного Самоуправления» «Инициатива Фискальной Децентрализации»





Введение

Развитие процессов демократизации общественной жизни Азербайджанской Республики, положившее начало формированию органов местного самоуправления в стране, стало основой превращения муниципальных органов в самостоятельный демократический институт участия населения в решении местных вопросов в рамках законов государства.

За последние 5 лет органы местного самоуправления Азербайджанской Республики прошли сложный и трудный путь от организационного становления до превращения в субъект управления, повышающий ресурсы и профессионализм в сфере управления общественными услугами. Во многих регионах страны органы местного самоуправления стали признанным фактором эффективного и заинтересованного решения территориальных проблем, вопросов местного значения.

Формирование и совершенствование правовой базы местного самоуправления в Азербайджанской Республике, рост его ресурсов, развитие финансового и экономического потенциала муниципальных органов придает определенный динамизм развитию местного самоуправления в стране, несмотря на объективные и субъективные трудности переживаемого периода.

Исследования системы и финансовой жизнеспособности местного самоуправления в Азербайджане позволили авторам настоящей работы значительно расширить свои знания в данной области, изучить состояние вопросов местного самоуправления в стране, сформировать свое отношение и рекомендации по проведению реформ, реализации правовых, организационных, экономических и финансовых мер, направленных на совершенствование деятельности муниципальных органов.

Неотъемлемой частью общего исследования стало изучение кадрового потенциала, человеческих ресурсов органов местного самоуправления Азербайджана, правовых основ их организационной деятельности, существующей системы обучения и подготовки кадров для муниципальных органов страны.

Общеизвестно, что эффективность функционирования органа управления напрямую связана с наличием достаточных ресурсов, выбором оптимальной структуры управления применительно к условиям функционирования субъекта управления и наличием условий реализации стратегии управления.

Логика данного тезиса отвергает нехватку ресурсов как главный фактор недееспособности субъекта управления, на который так часто ссылаются руководители органов местного самоуправления и ставит во главу угла как важную задачу формирование и развитие политического и административного менеджмента.

Формирование муниципального менеджмента выдвигает на первый план необходимость освоения эффективных способов управления ресурсами для реализации целей, стоящих перед органами местного самоуправления.

Изложенный подход стал основной платформой в исследовании становления и развития муниципального менеджмента в Азербайджанской Республике, кадрового потенциала местного самоуправления.

Настоящая работа завершает исследования в области состояния местного самоуправления в Азербайджане, определяя картину кадрового потенциала муниципальных органов, функционирующего в существующей системе местного самоуправления и обеспечивающего рост ресурсов муниципальных органов, направленных на организацию общественных услуг.

В ходе работы авторы исследования пришли к заключению, что состояние кадрового потенциала местного самоуправления в Азербайджане является одной из малоизученных сторон деятельности муниципальных органов. Об этом свидетельствует малое количество научных исследований в этой области. В тоже время, принимая во внимание историю и глубокие традиции местного самоуправления в других странах, в первую очередь Европы и Северной Америки, следует отметить наличие в них глубоких и широких исследований в области кадрового потенциала местного самоуправления и подготовки кадров для муниципальных органов. Об этом свидетельствуют работы Карла Роджерса (Carl Rogers) Малкольма Ноулза (Malcolm Knowles), Дональда Киркпатрика (Donald Kirkpatrick), Мак Гихи и Сейера (Mc Gehee and Thayer), Хортона (Horton), Стоута (Stout), Ших Хсиен Чана (Shih Hsiyen Chan), Даниеля Сербана (Daniel Serban) и других ученых.

В Обращении в связи с Декларацией Тысячелетия ООН говорится, что «взращивание лидеров будущего, повышение их необходимых знаний, умения и навыков будет одним из важных условий в предстоящие годы»1.

Исследования показали, что ученые считают возможными следующие принципы из ряда стратегических мероприятий, применимых для решения проблем, стоящих перед муниципальными органами: «изучить работу до её исполнения», «изучать работу в процессе её исполнения» и наконец «изучить работу после её исполнения». Авторы исследования пришли к выводу, что для нынешнего состояния муниципальной службы в стране наиболее приемлем вариант стратегии «изучать работу в процессе её исполнения».

Сохраняя в данной работе преемственность с прежними исследованиями системы местного самоуправления в Азербайджанской Республике авторы

дополнили общие выводы, содержащиеся в первой работе, конкретным анализом деятельности ряда органов местного самоуправления республики на базе эмпирических сведений, полученных в ходе мониторинга, собственных исследований, а также анализов экспертов в области местного самоуправления.

Выделяя задачу формирования муниципального менеджмента как главное условие обеспечения эффективной деятельности органов местного самоуправления авторы исследования уделили основное внимание более детальному изучению социологических аспектов муниципальных органов, их организационных структур и кадрового потенциала.

В качестве препятствия для более детального исследования поставленной задачи на базе социологического опроса большего количества муниципальных органов с учетом их специфики стало отсутствие финансовых средств для подготовки и тиражирования опросных анкет, а также оплаты услуг интервьюеров.

Несмотря на это обстоятельство, авторы считают, что настоящее исследование позволяет в достаточной мере оценить состояние кадрового потенциала органов местного самоуправления Азербайджанской Республики, правовые основы их организационной деятельности. Настоящая работа содержит выводы и рекомендации, реализация которых, по мнению авторов, позволит добиться положительных изменений в состоянии и развитии кадрового потенциала органов местного самоуправления страны.

Тема настоящего исследования, его план и формат отчета – представления определены на первом семинаре в январе 2003-го года в Анталье (Турецкая Республика) в рамках проекта «Инициатива фискальной децентрализации» и впоследствии, в марте – апреле нынешнего года, в уточненном виде утверждены на семинаре, состоявшемся в городе Друскининкай (Литовская Республика).

Настоящее исследование представляет собой целостную работу, несмотря на подготовку его составных частей отдельными авторами, членами рабочей группы и является итоговым документом их коллективного труда.

Авторы исследования выражают благодарность и признательность организаторам семинара в городе Друскининкай, а также экспертам, рекомендации которых послужили хорошей практической базой для реализации настоящего проекта. Авторы считают необходимым особо отметить заслуги господина Свяневича в подготовке настоящего исследования и благодарят за рекомендации и советы госпожу Козакову, господина Шимека и господина Де Сильва.


^ ГЛАВА I. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ


    1. Организационная структура и правовая база органов местного самоуправления. Муниципальная служба.


Эффективное решение вопросов отнесенных законодательством к компетенции органов местного самоуправления в первую очередь зависит от создания их оптимальной структуры. Для этого необходимы благоприятные правовые и экономические условия.

Организационные основы органов местного самоуправления Азербайджана регулируются Конституцией страны, законами «О статусе муниципалитетов»2, «Об утверждении Положения о постоянных и других комиссиях муниципалитетов»3, «О муниципальной службе»4 и рядом других законов.

В соответствии с существующим законодательством в организационной структуре муниципалитетов напрямую избираемый населением орган занимает особое место. Этот орган принимает решения по вопросам экономики, социальной сферы, экологии, культуры и другим вопросам, отнесенных к компетенции муниципалитета. В структуре муниципалитетов, наряду с представительным органом, формируемым на выборной основе, функционирует и исполнительный орган, создаваемый по принципу назначения. В соответствии с Законом Азербайджанской Республики «О статусе муниципалитетов» исполнительный орган муниципалитета осуществляет функцию исполнения решений выборного органа – собрания муниципалитета. В состав исполнительного аппарата входят председатель муниципалитета, структурные подразделения муниципалитета, формируемые в порядке, определенном законодательством и его уставом, а также другие исполнительные структуры, создаваемые в соответствии с уставом муниципалитета. Принципы формирования исполнительного аппарата муниципалитета определены законодательством следующим образом: структура исполнительного аппарата муниципалитета утверждается решением собрания муниципалитета в зависимости от стоящих перед ним задач и финансовых ресурсов. Председатель муниципалитета избирается из числа членов муниципалитета и является, в тоже время, руководителем исполнительного аппарата. Председатель назначает руководителей и работников структурных подразделений исполнительного аппарата. В то же время назначение руководителей исполнительных структур, создаваемых в целях реализации программ по оказанию услуг местному населению, экономического и социального развития осуществляется председателем муниципалитета только на основании решения выборного органа муниципалитета.

Как видно из сказанного, создание организационной структуры муниципального органа по принципу «сильный совет – слабый мэр» в известной степени ставит руководителя исполнительного аппарата органа местного самоуправления в зависимость от его выборного органа. Члены муниципалитета обладают правом отстранить в любое время нежеланного председателя муниципалитета. Это автоматически приводит к смене руководителя исполнительного органа муниципалитета.

Другим важным звеном в организационной структуре муниципальных органов являются постоянные и другие комиссии. В соответствии с существующим законодательством постоянные и другие комиссии органов местного самоуправления создаются в целях подготовки и предварительного рассмотрения вопросов, отнесенных к компетенции муниципальных органов, оказания помощи в исполнении решений муниципального органа, осуществления контроля за деятельностью предприятий, управлений и организации, находящихся в ведении органов местного самоуправления. Постоянные и другие комиссии могут заслушивать на своих заседаниях доклады руководителей структурных подразделений исполнительного аппарата муниципального органа, обладают правом дачи поручений исполнительному аппарату органа местного самоуправления. В состав постоянных и других комиссий входят члены муниципального органа. Наряду с этим члены муниципалитета, не входящие в состав данной комиссии, а также специалисты могут принимать участие в ее заседаниях с правом совещательного голоса, внесения предложений.

Следует отметить, что правовая база организационной деятельности органов местного самоуправления, и в особенности Положение «О постоянных и других комиссиях» изрядно регламентирует порядок и принципы организации комиссий, а также их деятельности. Это отрицательно влияет на возможности создания оптимальной организационной структуры муниципальных органов.

Как следует из сказанного, организационная структура муниципальных органов состоит из выборного органа (муниципального совета), постоянных и других комиссий, а также исполнительного аппарата муниципалитета. В эту систему входят и такие институты, как председатель муниципалитета и его заместитель (заместители), решающий вопросы, отнесенные к его компетенции председателем или осуществляющий полномочия председателя в период его отсутствия. Наряду с этим в соответствии со статьей 24 Закона Азербайджанской Республики «О статусе муниципалитетов» муниципальные органы могут предусмотреть в своих уставах создание других органов и назначение соответствующих должностных лиц.

Создание оптимальной организационной структуры муниципальных органов не является единственным условием в деле предоставления качественных общественных услуг. Для обеспечения исполнения стоящих перед ними задач муниципальные органы должны обладать соответствующим персоналом, опытным кадровым потенциалом исполнительного аппарата, что позволило бы максимально эффективно использовать возможности существующей организационной структуры и финансовых ресурсов, предоставить населению качественные общественные услуги. Это требует создания необходимого правового и экономического обеспечения.

Законодательство Азербайджана подразделяет работников сферы управления на две категории – государственные и муниципальные служащие. Порядок и условия осуществления ими службы, уровень квалификации и другие критерии регулируются различными законодательными актами.

Наличие наряду с государственной службой муниципальной связано с отнесением законодательством страны органов местного самоуправления к негосударственной системе. В Конституции Азербайджанской Республики статус муниципальных органов определен не в разделе «Государственная власть», а в разделе «Местное самоуправление». А в статье 14-ой Закона Азербайджанской Республики «О статусе муниципалитетов» указано что, «муниципалитеты и их органы не входят в систему органов государственной власти».

Закон Азербайджанской Республики «О муниципальной службе» определяет муниципальную службу как постоянную профессиональную деятельность в органах местного самоуправления для исполнения их полномочий. Закон, состоящий из 14-ти статей, содержит только общие положения, связанные с организацией муниципальной службы. Законом не определены конкретные положения и условия приема на муниципальную службу, перемещения муниципальных служащих, их освобождения от службы. Имеется только общее определение, что муниципальный служащий с назначением на работу в органах местного самоуправления является должностным лицом, осуществляющим свою службу на платной основе. Введение в Закон положения «с назначением» выделяет председателя муниципалитета, как руководителя исполнительного аппарата из рядов муниципальных служащих. Закон предоставляет право председателю муниципалитета самостоятельно принимать решения, связанные с приемом на муниципальную службу. Закон не содержит никаких условий, связанных с профессиональной подготовкой и уровнем квалификации лиц, желающих поступить на муниципальную службу. Статья 6-ая Закона считает повышение квалификации и профессиональной подготовки правом муниципальных служащих.

Наличие в законодательстве о муниципальной службе общих положений в определенной степени понятно по причине новизны института местного самоуправления в стране. Применение впервые в стране принципов местного самоуправления предопределяло отсутствие опыта и кадров в этой области. В первые годы предоставление муниципальным органам самостоятельности в вопросах формирования кадрового потенциала представлялось более целесообразным. Однако, рабочая группа считает, что такой подход, если и не стал до настоящего времени причиной серьезных проблем в этой области, может породить определенные трудности в последующие годы развития местного самоуправления в стране. Существует опасность создания условий для прихода на муниципальную службу не компетентных, не профессиональных, не имеющих опыта в сфере управления людей. Это может в значительной степени отрицательно сказаться на эффективности развития местного самоуправления в стране. Поэтому уже сейчас необходимо проводить работу по совершенствованию законодательства в области муниципальной службы.

При совершенствовании законодательства в этой области необходимо точно определить критерии приема на муниципальную службу, правила и условия её осуществления, уровень квалификации работников муниципальной службы, принципы повышения их квалификации и перемещения. В целях повышения эффективности муниципальной службы необходимо предусмотреть и такие средства, как поощрение муниципальных служащих, стимулирование повышения их профессиональной подготовки.

Формирование кадрового потенциала органов местного самоуправления и механизма управления имеет большое значение в деле обеспечения органов местного самоуправления создаваемой оптимальной организационной структурой, предоставления качественных общественных услуг населению. Для этого, в первую очередь, должна быть создана совершенная правовая база.


    1. ^ Пути совершенствования законодательства в области правового обеспечения организационной деятельности местного самоуправления.


Эффективность предоставляемых общественных услуг в значительной степени зависит от организационной деятельности органов местного самоуправления. Организация эффективной деятельности муниципальных органов требует наличия у них оптимальной организационной структуры. Важными условиями при определении организационной структуры органов местного самоуправления являются такие критерии, как характер и объем задач, стоящие перед муниципальными органами, пределы их полномочий, специфика и размеры охватываемой ими территорий.

Анализ существующего положения показывает, что при определении организационной структуры органов местного самоуправления в Азербайджане в большинстве случаев эти критерии во внимание не принимаются. В основном это связано с принципами и положениями, определенными существующим законодательством.

В Законе Азербайджанской Республики «О статусе муниципалитетов» положения о полномочиях органов местного самоуправления носят общий характер. По этой причине до сих пор нет четкого разграничения полномочий между муниципальными органами и органами исполнительной власти на местах. Такое положение, естественно, затрудняет создание оптимальной организационной структуры органов местного самоуправления. К примеру, статья 4-ая Закона «О статусе муниципалитетов» предоставляет муниципальным органам полномочия по подготовке и исполнению программ местной социальной защиты и местного социального развития. Они могут охватывать мероприятия по обеспечению сохранности и использованию зданий учреждений дошкольного воспитания, образования, здравоохранения, культуры, нежилых зданий, организации, содержанию и развитию учреждений санитарии, строительству жилья, организации транспортного обслуживания, услуг связи, торговли, общественного питания и быта, а также по другим областям местной инфраструктуры. В Законе в общем виде отмечается, что цель программ местной социальной защиты и местного социального развития заключается в решении социальных вопросов местного значения, не предусмотренных реализуемыми государственными программами социального развития, или являющихся дополнением к ним. В то же время наделение другими законодательными актами этими полномочиями местных органов исполнительной власти, а также отсутствие конкретного разделения полномочий приводит к фактическому пользованию указанными полномочиями местными органами исполнительной власти. При таком положении дел создание в составе муниципальных органов структурных подразделений, ведающих вопросами общественных услуг, к примеру, в области образования или здравоохранения, не имеет никакого смысла. Подобная ситуация характерна и для программ местного экономического развития и местных экологических программ. По этой причине необходимо четкое разграничение в законодательном порядке полномочий между муниципальными органами и органами местной исполнительной власти, как представительными органами центральной власти на местах.

Законодательство страны, определяющее организационную структуру муниципальных органов, подразделяет её на выборные и назначаемые органы. Подобное разделение понятно. Вместе с тем рабочая группа считает невозможным одновременное исполнение руководителем выборного органа функций руководителя исполнительного органа. Подобное положение при формировании выборных и исполнительных органов муниципалитетов в рамках существующих положений не может считаться приемлемым вариантом. Причина состоит в том, что в соответствии с существующим законодательством председатель муниципалитета выбирается из числа членов его выборного органа. Руководство исполнительным аппаратом осуществляет председатель муниципалитета. В то же время председатель муниципалитета может быть отстранен от должности голосованием большинством голосов из числа членов муниципалитета. В таком случае автоматически меняется и руководитель исполнительного аппарата. 5-летний опыт деятельности органов местного самоуправления Азербайджана показывает, что подобная ситуация может сложиться в любое время. В целях решения этой проблемы целесообразно было бы проведение правовой реформы, предусматривающей прямые выборы председателя муниципалитета.

С другой стороны лица, выбранные в сформированные населением страны на определенной территории органы местного самоуправления, должны заниматься деятельностью, более обладающей политической «нагрузкой», или, другими словами, наряду с участием в процессах принятия решений муниципальных органов они должны осуществлять властные полномочия, полученные у избирателей. Они не должны принимать участие в повседневной хозяйственной и управленческой деятельности муниципальных органов. В этой связи осуществление руководства исполнительным аппаратом муниципального органа со стороны выборного председателя муниципалитета выглядит, мягко говоря, не серьезно. Исполнительными аппаратами муниципальных органов должны руководить приглашаемые на муниципальную службу и прошедшие жесткий конкурс менеджеры.

Постоянные и другие комиссии муниципальных органов занимают особое место в их организационной структуре. В соответствии с существующим законодательством целесообразность образования постоянных и других муниципальных органов зависит от стоящих перед ними задач, специфики охватываемой ими территории и других критериев. Вместе с тем регламентация 22-ой статьей Положения «О постоянных и других комиссиях муниципалитетов» перечня постоянных комиссий, рекомендованных к образованию муниципальными органами противоречит содержанию местного самоуправления. Рабочая группа считает, что в данном вопросе необходимо дать муниципальным органам полную самостоятельность. Органы местного самоуправления должны сами определять целесообразность образования той или иной комиссии, а также принципы её деятельности. Рабочая группа полагает, что в Положении «О постоянных и других комиссиях муниципалитетов» нет необходимости.

С этой точки зрения правовые нормы, регламентирующие деятельность исполнительных органов муниципалитетов, представляются более прогрессивными. Существующее законодательство предусматривает возможность создания в составе исполнительных аппаратов муниципальных органов управлений, отделов и других структурных подразделений для реализации местных программ социальной защиты, социального и экономического развития, по другим видам общественных услуг. Муниципалитеты как органы, обладающие на местах полномочиями в принятии решений имеют право самостоятельно определять структуру своих исполнительных аппаратов.

В управлении, в том числе и в местном самоуправлении, человеческий ресурс играет большую роль. Наряду с наличием совершенной организационной структуры муниципальных органов особое значение имеет и наличие правовых критериев соответствия муниципальных служащих занимаемым должностям , отбор и их размещение в соответствии с этими критериями. Муниципалитеты должны обладать кадровым потенциалом, способным решать поставленные перед ними задачи, не испытывающим трудности в предоставлении качественных общественных услуг независимо от объема финансовых и других ресурсов. Для создания такого кадрового потенциала необходим точный правовой механизм. К сожалению, действующий Закон «О муниципальной службе» не является носителем этого механизма. Положения существующего в стране Закона «О государственной службе» не распространяются на муниципальных служащих. Как отмечалось выше, существующее законодательство Азербайджана не относит органы местного самоуправления к системе государственной власти и вопросы связанные с муниципальной службой стоят в стороне от законодательства, регламентирующего государственную службу. Если в соответствии с рекомендациями Конгресса Местных и Региональных Властей Совета Европы Азербайджан внесет поправки касательно отнесения муниципальных органов к системе государственной власти, тогда с учетом небольших поправок можно распространить положения Закона «О государственной службе» и на муниципальных служащих. Возвращаясь к Закону «О муниципальной службе» следует отметить, что он не определяет никаких ограничений при приеме на муниципальную службу. Закон не содержит требований к квалификации, навыкам, опыту работы муниципального служащего. Складывается ситуация, согласно которой любой человек может быть назначен на любую должность в органах местного самоуправления. Такое назначение исходит из субъективных соображений руководителя муниципалитета или структурного подразделения исполнительного аппарата органа местного самоуправления.

Необходимо отметить, что в ряде муниципалитетов при подборе кадров на должности по конкретным видам деятельности дается преимущество кадрам соответствующей специальности. Однако это основывается не на правовом механизме, а на личных соображениях руководителя структурного подразделения исполнительного аппарата, рекомендующего назначаемого на муниципальную службу. Это является причиной отсутствия точного правового механизма, регулирующего порядок и принципы подбора и назначения кадров на конкретную должность в соответствии с их специальностью.

Наряду с этим необходимо отметить бессистемность нормативных правовых актов, регулирующих вопросы подготовки и переподготовки муниципальных кадров. Закона касательно данной области нет. Имеющиеся же в ряде законодательных актов положения по вопросам повышения квалификации, профессиональной подготовки носят противоречивый или абстрактный характер. К примеру, статья 5-ая Закона «О муниципальной службе» относит организацию работы в вопросах повышения квалификации кадров к компетенции председателя муниципалитета и руководителей структурных подразделений исполнительного аппарата. В то же время статья 6-ая этого же Закона относит вопросы повышения квалификации и профессиональной подготовки к правам муниципальных служащих. Получается так, что муниципальный служащий в порядке использования своего права может посетить курсы повышения квалификации и профессиональной подготовки, организованные председателем муниципалитета или руководителем структурного подразделения исполнительного аппарата. В то же время это не является его обязанностью. Или же обратим внимание на другой законодательный акт. Согласно Положению «О Центре Работы с Муниципалитетами и Методологической Помощи Муниципалитетам при Министерстве Юстиции Азербайджанской Республики» Центр готовит бюллетени, обозрения, методические указания по вопросам деятельности муниципальных органов, организует дискуссии для членов муниципалитетов и работников их исполнительных органов по отдельным вопросам, проводит семинары, собрания. Как видно из изложенного это положение довольно – таки абстрактно и не содержит в себе правового механизма. Основываясь на приведенных доводах, рабочая группа считает, что существует необходимость в подготовке законодательного акта, регулирующего вопросы усиления профессиональной подготовки и повышения квалификации муниципальных служащих. Наряду с этим государство должно выделять необходимые средства на разработку стратегии обучения и её реализацию.

Как видно из сказанного, существует серьезная необходимость в формировании правовой базы, которая обеспечила бы эффективность организационной деятельности органов местного самоуправления, повысила бы их потенциал. В этих целях рабочая группа считает целесообразным проведение следующих реформ в правовых основах организационной деятельности органов местного самоуправления:




Глава 2. Кадровый потенциал органов местного самоуправле-ния, пути его развития


2.1.1. Существующая система обучения кадров муниципальных органов. Формы и методы обучения кадров, формирование и совершенствование учебных программ, увязка их с вопросами повышение эффективности общественных услуг.


Создание в Азербайджанской Республике системы местного самоуправления поставило перед кадрами новые задачи в общественной и политической жизни страны. Они выдвинули на первый план необходимость совершенствования знаний и подготовленности кадров, повышения их управленческих навыков.

Главная цель настоящей главы заключается в обобщении итогов исследований некоторых аспектов изучаемой темы.

Одним из важных итогов исследования является заключение авторов о том, что за прошедшие 4,5 года муниципальные органы страны сформировались. Именно по этой причине на современном этапе государственной и муниципальной службы муниципальные органы выступают партнерами органов государственной власти. Для реализации этой роли необходимо оценить кадровый потенциал муниципальных органов и периодически обеспечить его усиление.

Основная цель образования, обучения, профессиональной подготовки и переподготовки кадров местного самоуправления заключается в обеспечении местного населения качественными общественными услугами. В этой связи расширение базы обучения и тренинга является одним из важных условий настоящего периода. Важным условием повышения эффективности деятельности муниципальных органов является соответствие их кадрового потенциала современным требованиям.

Исследование кадрового потенциала института местного самоуправления страны, зародившегося в 1999 году, показало неравномерный уровень образования, профессионального опыта, навыков и подготовленности членов выборных органов муниципалитетов и муниципальных служащих.

«Организации, стремящиеся к достижению более высокой эффективности, добиваются своей цели в то время, когда они при подготовке программы развития кадрового потенциала избавляются от забытых стратегий5». С этой точки зрения обучение и тренинг муниципальных служащих, конкретизация тем, методов обучения, формирование контингента преподавателей и тренеров и степень их подготовленности являются в настоящее время актуальными вопросами. В этом направлении существует государственная политика. Основа этой политики была заложена в 1994 году, когда решением Кабинета Министров Азербайджанской Республики при Институте Управления Народным Хозяйством Азербайджанской Республики была создана школа Высшего Государственного Управления. Указ президента Азербайджанской Республики Г.Алиева от 29-го декабря 1998 года по вопросам создания государственной комиссии в целях проведения реформ в системе государственного управления стал одним из основных стратегических мер в этом направлении.

В рамках основных положений, включенных во многие программы стратегического назначения Азербайджанской Республики, в том числе и в Государственную Программу по Снижению Уровня Бедности и Экономического Развития «достижение общего технологического прогресса, повышения уровня образования, развития профессиональных навыков и интеллектуального потенциала в стране является одним из основных приоритетов»6.

Необходимо отметить, что международные организации с 1994 года проделали в Азербайджане не мало работы в этом направлении. Еще в 1994 году, в целях организации обучения в государственных и местных органах власти, была начата подготовка преподавателей и инструкторов в институте Управления Народным Хозяйством при Кабинете Министров Азербайджанской Республики при финансовой поддержке программы TACIS. Реализация программы была поручена Евросоюзом Университету Ноттингем Тренд из Великобритании. В течении 3-х лет преподаватели и профессора этого университета подготовили в городе Баку 25 педагогов и инструкторов.

Права муниципальных служащих в вопросах повышения квалификации и профессионального уровня были закреплены в Законе Азербайджанской Республики «О муниципальной службе», принятом 1999 году7.

Таким образом, обучение членов муниципальных органов и служащих, повышение их квалификации является государственной стратегией.


2.1.2. Инфраструктура образования в области местного самоуправления.


Указом президента Азербайджанской Республики в 2000-ом году была создана Академия Государственного Управления при президенте Азербайджанской Республики. Она является ведущим в стране высшим учебным заведением в области образования и переподготовке, повышения квалификации государственных служащих. Академия в этой области осуществляет как научные функции, так и функции образования и методики. Основной целью создания Академии является организация обучения и переподготовки государственных служащих и муниципальных кадров, подготовка и применение в этой области новых программ, учебно – методических материалов, учебных пособий. В Академии дается образование по специальности «Государственное и муниципальное управление» в степени бакалавра и магистра. Наряду с этим Академия организует и 2-х недельные курсы по повышению квалификации для членов муниципальных органов и муниципальных служащих.

В вопросах развития инфраструктуры обучения и образования муниципальных кадров важную роль сыграло и учреждение Центра по Работе с Муниципалитетами и Методологической Помощи Муниципалитетам при Министерстве Юстиции Азербайджанской Республики. В деятельности школы Правового Обучения, функционирующего при этом министерстве, основное внимание уделяется вопросам обучения и образования в области юридических знаний. Только в 2002 году более 550-ти членов муниципалитетов и муниципальных служащих повысили свою квалификацию на курсах организованных в этой школе.

Наряду с этим в системе обучения муниципальных кадров действует и ряд негосударственных центров образования. Одним из них является университет Кавказ, в котором уже на протяжении почти 10-ти лет готовятся муниципальные кадры в степени бакалавра.

Одним из международных организаций, действующих в системе обучения муниципальных кадров, является Международный Фонд по Избирательным Системам «IFES». Эта организация в 2000 – 2001-ом годах осуществила в рамках 2-х и 3-х месячных краткосрочных курсов специальные программы обучения как для граждан, проживающих на муниципальных территориях, так и для членов муниципальных органов и муниципальных служащих, подготовила и распространила необходимые учебные и тренинговые материалы.8

В этой области действует и Всемирный Банк. В 2003-ем году он провел для стран Южного Кавказа тренинг курсы по теме «Межбюджетная фискальная децентрализация и управление финансовыми ресурсами органов местного самоуправления», на которых с Азербайджанской стороны приняли участие 13 человек.

В целях повышения кадрового потенциала органов местного самоуправления Азербайджаном Обществом Технического Сотрудничества «GTZ» Федеративной Республики Германии в 7-ми районах страны были реализованы программы обучения. Эта работа продолжается и в настоящее время.

Наряду с этим необходимо отметить, что в системе обучения муниципальных кадров действует и неправительственные организации. Особо хотелось бы отметить из их числа 2 организации. Одна из них Центр Гражданских Инициатив, который действует с 2000-го года. Центром публикуется журнал «Вопросы местного самоуправления», который играет большую роль в повышении теоретических и практических знаний муниципальных кадров. Наряду с этим центр подготовил и опубликовал для муниципальных органов книги по темам «Демократические основы местного самоуправления» и «Словарь разъяснения терминов». В 2002 – 2003-ем годах Центром были проведены в несколько этапов тренинги по теме «Бухгалтерский учёт в муниципалитетах», которые оказали помощь в повышении квалификации муниципальных служащих, работающих в этой области.

Другим примером может служить Центр «К Гражданскому Обществу», который был учрежден в 2000-ом году. В последующие 3 года Центр провел в городах Баку и Сумгайыте, а также в 32-х районах страны тренинги и занятия по вопросам статуса и полномочий муниципалитетов, их экономических и финансовых основах, стратегического планирования, развития муниципальной инфраструктуры. Начиная с 2003-го года и по настоящее время, Центр проводит занятия по подготовке кадров в целях социально – экономического развития муниципальных территории, через которые проходит нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан. Эта организация достигла определенных успехов в распространении опыта зарубежных стран и использования его на тренинг занятиях. Центром опубликованы 5 книг и 3 брошюры по вопросам муниципального управления.

Таким образом, профессиональное обучение муниципальных кадров организовано как в системе государственных и частных учебных заведений, так и в системе неправительственных и международных организаций.


^ 2.1.3. Принципы организации обучения муниципальных кадров.


В настоящее время подготовка муниципальных кадров в стране осуществляется в следующих формах:



Образование и обучение муниципальных кадров осуществляется в основном в соответствии с несколькими методами. Наибольшее применение находит метод традиционной лекции и семинарских занятий. Наряду с этим используются и другие методы активного образования, в том числе подготовка рефератов по определенным темам и их представление. Вместе с тем необходимо отметить, что в процессе обучения не используются такие методы, как моделирование, «мозговая атака», методика смены ролей в процессе обучения и другие интерактивные методы обучения. Наблюдения показывают слабое использование и такого метода, как «case study», заключающегося в широком и всестороннем анализе объекта, представленного в учебном процессе в качестве образца.9 Авторы исследования считают, что желаемые формы тренингов могут быть следующими:


Формы и методы обучения кадров:



^ 2.1.4. Формирование и совершенствование учебных программ.


На современном этапе в программах образования и обучения, а также в содержании тренингов, проводимых в муниципальных органах, обучение различным знаниям, в основном, политическим и юридическим занимает особое место. В этот перечень входят такие области знаний, как политология, социология, география и страноведение, основы финансовых и экономических знаний, основы местного управления и самоуправления, менеджмент, информационные технологии и иностранные языки.

Ознакомление с учебными программами муниципального управления для бакалавров и магистров позволяет заключить, что ряд тем, имеющих важное значение в вопросах местного самоуправления, студентам не преподается. К ним можно отнести такие темы, как «создание команды», «проведение эффективных переговоров и привитие навыков презентации», «управление временем», «агитация кадров» или такие специфические темы, как «межбюджетные фискальные отношения», «подготовка прогнозов местных бюджетов», «подготовка программ местной социальной защиты, местного социального и экономического развития, местных программ экологии», «стратегическое планирование» и другие.


^ 2.1.5. Некоторые критические соображения в области развития кадрового потенциала органах местного самоуправления.


Изучение состояния кадрового потенциала муниципальных органов позволяет заключить, что в истекшем периоде не удалось обеспечить высокий профессиональный уровень обучения и подготовки членов муниципальных органов и муниципальных служащих. Можно предположить, что существует незавершенность государственной политики в этой области. Основной причиной этого авторы исследования считают не вхождение органов местного самоуправления в систему государственной власти. Устранение этой причины ускорило бы решение многих вопросов в области местного самоуправления10. Эта ситуация, а также пожелания по её исправлению, были отмечены и в подготовленных мониторинговой группой Совета Европы рекомендациях. В связи с этим необходимо отметить, что именно по этой причине невозможно распространить на муниципальных служащих положения Закона Азербайджанской Республики «О государственной службе». В законодательстве указывается, что продвижение муниципальных служащих по служебной лестнице основывается на их профессиональных и личных качествах11. Однако наблюдения и проведенные опросы свидетельствуют об обратном. По этой причине авторы считают, что необходимо определить критерии, учитывающие профессиональные знания и навыки муниципальных служащих. Они должны служить основой при приеме на работу в муниципальные органы. В связи с этим считаем, что неправительственные и международные организации при подготовке программ обучения должны учитывать эти обстоятельства. В то же время авторы считают, что нельзя ограничиваться в этой области только институциональными мерами. Инструменты и процессы, в том числе планирование, обеспечение ресурсами, процесс обучения и применение механизмов контроля, необходимые для формирования кадрового потенциала муниципальных органов, нуждаются в систематизации и взаимоувязке.

Другой причиной, негативно влияющей на формирование кадрового потенциала муниципальных органов, по мнению авторов, является не научный и бессистемный подход к определению потребностей муниципальных органов в обучении и тренинге. Отсутствие информации о потребности в муниципальных служащих, численности ежегодно подготавливаемых специалистов и другие схожие проблемы затрудняют работу в этой области.

Существует и такая проблема. Изучение показывает, что неправительственные организации, организующие обучения и занятия, не проводят официальную аккредитацию программ и тем занятий, что служит причиной несерьезного отношения к ним различных органов. Оценка этих программ и знаний обучающихся неправильно организовывается. Отсутствуют критерии, определяющие качество программ и учебных материалов, а также знаний участников курсов и тренингов.

Отказ в государственной регистрации ряда неправительственных организаций приводит к непризнанию государственными и муниципальными органами выдаваемых ими сертификатов и документов.

Изложенные соображения позволяют сделать вывод, что механизм управления системы подготовки муниципальных кадров сформирован не полностью.


    1. ^ Профессиональный уровень кадров управленческого аппарата органов местного самоуправления. Сменяемость кадров, их причины.


В настоящее время в органах местного самоуправления Азербайджанской Республики работают 22 тыс. выборных членов муниципалитетов и около 25 тыс. муниципальных служащих.

В данном разделе исследования изучены вопросы профессионального уровня кадров управленческого аппарата органов местного самоуправления, их сменяемости на базе социологического опроса, проведенного в ряде муниципальных органов страны. При этом в настоящий раздел включены итоги изучения организационной структуры муниципальных органов и их управленческих аппаратов на основе материалов, полученных в ходе их опроса.

В качестве отправной точки исследования стал принцип отбора субъектов изучения. Исходя из принципа эффективного использования имеющихся ресурсов, авторы исследования воспользовались потенциалом членов рабочей группы, а также материалами семинара в г. Друскининкай, ряда республиканских и региональных семинаров, исследований отечественных специалистов по вопросам местного самоуправления.

В отборе субъектов исследования использованы следующие принципы:

В результате отбора в качестве объекта исследования было определено 12 муниципалитетов, которые, в основном, отражают существующую ситуацию в стране.

С географической точки зрения исследованные муниципалитеты расположены:

С региональной точки зрения исследованные муниципалитеты расположены:

По численности населения исследованные органы местного самоуправления представляют муниципальные образования с населением от 1000 до 300000 человек (таблица № 1).

В ходе исследования изучены сельские, поселковые, районные, районные в городе, а также городские муниципальные органы (таблица № 2). Треть органов местного самоуправления, принявших участие в мониторинге, представляют сельские и поселковые муниципалитеты, каждый четвертый – районные и районные в городе. Городские муниципалитеты составили шестую часть органов местного самоуправления, принявших участия в опросе.

Во время изучения принимались во внимание следующие факторы, характерные для Азербайджанской Республики:


^ 2.2.1. Структура выборных подразделений органов местного самоуправления.


Анализ полученных в ходе исследования материалов позволяет констатировать, что органы местного самоуправления при формировании организационно – правовой системы руководствовались положениями законов Азербайджанской Республики «О статусе муниципалитетов»12 и «Об утверждении Положения «О постоянных и других комиссиях муниципалитетов».13

В соответствии с указанными законодательными актами во всех муниципалитетах созданы постоянные комиссии. Имеются многочисленные примеры образования других комиссий с привлечением экспертов и специалистов для реализации отдельных проектов и решения конкретных задач. В исследованных муниципальных органах функционируют 55 постоянных комиссий (таблица № 4).

Изучение показывает что, для большинства муниципальных органов приоритетными являются вопросы, связанные с бюджетом и экономическим развитием территории. В основном здесь представлены муниципальные органы, расположенные в экономически развитых регионах страны.

Ко второй группе приоритетов органы местного самоуправления отнесли социальные вопросы, вопросы социальной защиты и социального развития, а также экологии.

Третья группа приоритетов представлена вопросами местных услуг, связи и транспорта, юридическими вопросами.

Если сложить эти группы с другими постоянными комиссиями по содержанию их работы, то получается картина, согласно которой муниципальные органы отдают приоритет следующим вопросам:

Это позволяет заключить, что органы местного самоуправления в целом правильно определили стратегию деятельности, отдав предпочтение проблемам, напрямую связанным с вопросами социальной защиты населения, социального и экономического развития территории, экологии. Вхождение финансово – бюджетных вопросов в приоритетную группу позволяет прогнозировать внимание к финансовым ресурсам как к необходимому условию достижения целей, стоящих перед муниципальными органами.

Сделанный вывод подтверждается практикой деятельности Сумгайытского, Кяпязского (г. Гянджа), Газахского, Ханларского и Бузовнинского (г. Баку) муниципалитетов, в которых устойчивая тенденция роста из года в год финансовых ресурсов позволяет расширять по объему и содержанию количество реализуемых социальных, экономических и экологических проектов, то есть повысить качество и количество предоставляемых общественных услуг.

В указанных муниципальных органах создана система квартального планирования работы постоянных комиссий, их отчетности и стимулирования.

Наряду с этим исследование показало, что принципы формирования организационно – правовой структуры органов местного самоуправления, её дальнейшего развития и совершенствования не в полной мере соответствуют задачам, стоящим перед муниципальными органами.

Группируя основные недостатки и ошибки в этой области, можно выделить следующие позиции:


^ 2.2.2. Структура управленческого аппарата органов местного самоуправления.


Одним из необходимых условий эффективного функционирования органов местного самоуправления является создание исполнительного органа муниципалитета, определение его структуры и формирование кадрового потенциала. Можно сказать, что в последние 4 года в Азербайджанской Республике были сделаны первые шаги по формированию административного менеджмента местного самоуправления.

Как показало исследование, в ходе формирования структуры управленческого аппарата во многих муниципальных органах республики за основу были приняты традиционные схемы исполнительного аппарата органов управления, дополненные новыми подразделениями в соответствии с целями и задачами органов местного самоуправления. При этом на местах руководствовались положениями Закона Азербайджаской Республики «О статусе муниципалитетов»14, уставов муниципалитетов.

В исследованных муниципальных органах при создании управленческого аппарата к первой группе приоритетов были отнесены общий (58,7%) и налоговый отделы (50%), бухгалтерия (33,3%) (таблица № 5).

Вторая группа приоритетов состоит из организационного (25%) и финансового (25%) отделов, отдела имущества и собственности (25%).

К третьей группе приоритетов отнесены отделы строительства и архитектуры (16,7%), информационный отдел (16,7%).

Наряду с этим в ряде муниципальных органов созданы отделы социальных вопросов и местных услуг, платежей и пошлин, международных связей, кадров и делопроизводства и др. (таблица № 6).

Анализ материалов, полученных в ходе опроса, а также дополнительное изучение ряда вопросов касательно структуры управленческого аппарата органов местного самоуправления позволяет сделать следующие выводы:


Наряду с этим в ходе исследования было обращено внимание на ряд факторов, сдерживающих повышение эффективности деятельности исполнительного аппарата муниципальных органов. К ним можно отнести:




^ 2.2.3. Профессиональный уровень кадров управленческого аппарата органов местного самоуправления.


Формирование управленческих аппаратов органов местного самоуправления Азербайджанской Республики в условиях нехватки кадров проходило сложно и противоречиво. «Нехватка кадров, способных обеспечить добросовестное управление на местном уровне и оказание общественных услуг населению является одной из главных проблем современного развития местного самоуправления и продвижения процессов децентрализации практически во всех постсоветских государствах»15. Это высказывание в полной мере характеризует состояние кадрового потенциала органов местного самоуправления и в Азербайджанской Республике.

Становление органов местного самоуправления, формирование муниципального менеджмента, создание управленческого аппарата происходило в условиях острой нехватки ресурсов и, в первую очередь, кадров.

Менее болезненно этот процесс шел в крупных городах, в которых более высокий уровень кадрового потенциала и культуры управления позволил муниципальным органам быстрее преодолеть период становления и организационного строительства. Важным фактором развития кадрового потенциала ряда органов местного самоуправления стала их приближенность к столице республики городу Баку, что позволило им чаще участвовать в семинарах, организуемых Министерством Юстиции страны, различными НПО и международными организациями.

Эти и другие факторы предопределили неравномерность уровня кадрового потенциала органов местного самоуправления страны. В результате в социально проблемных регионах республики функционируют слабые муниципальные органы, что ни как не отвечает задачам развития этих территорий, предоставления населению качественных общественных услуг.

Как правило, низкий профессиональный уровень работников управленческих аппаратов органов местного самоуправления приводит к низкому уровню принимаемых муниципальными органами решений, делопроизводства и контроля за исполнением собственных решений.

В процессе настоящего исследования были изучены различные аспекты кадрового потенциала органов местного самоуправления. Изучение показало, что выборные члены муниципалитетов и работники их исполнительных аппаратов до избрания и поступления на работу в муниципальные органы обладали соответствующей профессиональной квалификацией и работали в различных областях экономики, социальной сферы и территориального хозяйства. В ходе опроса, в котором участвовали 1200 членов муниципалитетов и работников управленческого аппарата, было установлено, что 4,8 процента из них работали руководителями крупных предприятий, 14,9 процента занимали различные должности на государственных предприятиях. 41,2 процента респондентов являлись служащими государственных предприятий, 8,6 процента занимались предпринимательством, 28,3 процента было занято на сельскохозяйственных предприятиях государственного сектора и 6,9 процента - частного сектора. 5,6 процента из числа опрошенных занимались политической деятельностью, 14,7 процента ранее были на партийной и комсомольской работе, 0,7 процента были специалистами других отраслей.16 В ходе опроса 91,8 процента респондентов на вопрос «есть ли необходимость в повышении специализации в вопросах муниципального управления» ответили утвердительно.16

В ходе исследования были изучены социально – демографические и профессиональные показатели работников управленческих аппаратов. Всего в участвовавших в опросе муниципальных органах работает в управленческом аппарате 264 человека. 58 из них, или 22 процента, это люди в возрасте до 30 лет. В составе исполнительных органов преобладают работники в возрасте от 30 до 55 лет. Таковых оказалось 171 человек, или 64,8 процента. Среди работников исполнительных органов лиц, старше 55 лет оказалось всего 35 человек или 13,2 процента.

Положительным является тот факт, что среди работающих в исполнительном аппарате муниципальных органов 185 человек, или 70 процентов, являются лица с высшим образованием. Вторую группу в исполнительных органах составляет лица с общим средним образованием – 40 человек или 15,2 процента. Почти на этом же уровне в исполнительных органах представлены лица со средне – специальным образованием.

Анализ работников с высшим образованием показывает, что 45 из них, или 24,3 процента, составляют лица с экономическим образованием. И лишь 15 человек, или 8,1 процента, являются специалистами в области управления. Следует отметить, что эти работники являются людьми нового поколения, получившими высшее образование в области государственного и муниципального управления.

Хотели бы обратить внимание на то, что основные выводы сделанные на базе социально – демографического и профессионального анализа работников управленческого аппарата в целом совпадают с выводами, изложенными в работе «Муниципалитеты Азербайджана: первый опыт, основные проблемы и перспективы развития»17, при подготовке которой в опросе приняли участие 2193 работника исполнительных органов. Ссылаясь на этой источник, необходимо отметить, что большинство работников управленческого аппарата с высшим образованием являются экономистами – бухгалтерами (23,2%), инженерами (19,8 %), специалистами сельского хозяйства (19,3%) и педагогами (16,8%).

Подводя итоги исследования кадрового потенциала управленческого аппарата органов местного самоуправления, приводим следующие выводы:



^ 2.2.4. Сменяемость кадров управленческого аппарата органов местного самоуправления, их причины.


Результаты настоящего исследования показали, что сменяемость кадров присуще и управленческим аппаратам органов местного самоуправления. За исключением таких причин, как смена места жительства, призыв на воинскую службу, болезнь, трудоустройство по специальности, переход на высокооплачиваемую работу в других органах сменяемость управленческих кадров органов местного самоуправления диктуется:



В ходе исследования было установлено, что большинство респондентов (81%) не считают отсутствие условий для повышения и совершенствования знаний и профессиональных навыков фактором, влияющим на решение об уходе с муниципальной службы.



zaklyuchenie-materialnaya-otvetstvennost-rabotnika-za-usherb-prichinyonnij-rabotodatelyu.html
zaklyuchenie-na-zemnom-share-sushestvuyut-tisyachi-razlichnih-yazikov-ivse-zhe-mi-govorim-ne-tolko-o-yazikah-no-takzhe.html
zaklyuchenie-otchet-o-probnom-provedenii-zanyatij-i-metodicheskie-ukazaniya-po-organizacii-i-provedeniyu-speckursa-vvedenie.html
zaklyuchenie-prezentaciya-magisterskoj-dissertacii-42.html
zaklyuchenie-safronov-v-a.html
zaklyuchenie-strategiya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-municipalnogo-obrazovaniya-kotlas-do-2030-goda-sankt-peterburg.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/operacionnij-plan-ministerstva-ekonomiki-i-byudzhetnogo-planirovaniya-respubliki-kazahstan-na-2008-god-stranica-4.html
  • desk.bystrickaya.ru/pechat-shkoli-gorodskoj-konkurs-shkolnoj-ligi-kvn-g-minska-provoditsya-v-6-etapov-ietap.html
  • crib.bystrickaya.ru/igra-ee-funkcii-i-vidi.html
  • literature.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-za-2-kvartal-2010-goda.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-normi-rabochego-vremeni-normi-uchebnoj-nagruzki-i-poryadok-ee-raspredeleniya-v-dyussh.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ispolzovanie-blagopriyatnih-chistih-fitosanitarnih-uslovij-dlya-virashivaniya-zdorovogo-semennogo-materiala.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-2-rodovie-osobennosti-antisovetskogo-mishleniya-sergej-georgievich-kara-murza.html
  • thescience.bystrickaya.ru/issledovanie-urovnya-glyukozi-v-krovi.html
  • lesson.bystrickaya.ru/osobennosti-raboti-vospitatelya-v-detskom-sadu.html
  • urok.bystrickaya.ru/predki-karla-bryullova-bili-vihodcami-iz-severnoj-germanii-ego-praded-georg-bryullov-v-1773-g-pereehal-v-rossiyu-i-stal-stranica-7.html
  • pisat.bystrickaya.ru/svedeniya-ob-administrativnoj-praktike-upravleniya-v-otnoshenii-arbitrazhnih-upravlyayushih.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekcij-po-vichislitelnoj-matematike-ucheb-pos-centr-dizajna-i-poligrafi.html
  • institut.bystrickaya.ru/taktika-dejstvij-federacii-nezavisimih-profsoyuzov-rsfsr-v-predstoyashij-period-stranica-2.html
  • student.bystrickaya.ru/1-obshaya-harakteristika-eksperimentalnih-dannih-n-a-zadorina-obrabotka-eksperimentalnih-dannih-na-evm.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nazvanie-i-soderzhanie-razdelov-tem-stranica-19.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zimnij-turpoezd-v-gosti-k-dedu-morozu-v-velikij-ustyug-s-02-01-2011-po-05-01-2011.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-18-politicheskaya-globalistika-777-moskva.html
  • crib.bystrickaya.ru/kegoc-a-direktorlar-keesn.html
  • testyi.bystrickaya.ru/84-kontrolnie-ispitaniya-gosudarstvennij-standart-rossijskoj-federacii-apparatura-raspredeleniya-i-upravleniya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/volokonno-opticheskie-sistemi-peredachi-dannih.html
  • learn.bystrickaya.ru/folk-i-ist-kn-nauchnaya-rabota-velas-po-sleduyushim-20-napravleniyam.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bolshie-dozi-glyukozo-insulin-kalievoj-smesi-ne-umenshayut-smertnost-bolnih-ostrim-infarktom-miokarda-s-podemami-segmenta-st-na-ekg-stranica-5.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tematika-lekcionnih-zanyatij-12-chasov-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-bijsk-bpgu-imeni-v-m-shukshina.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-na-vii-mezhdunarodnoj-konferencii-pravo-i-internet.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/u-maketa-igra-v-associacii-14-zritelnij-i-zvukovoj-ryad-23.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-centr-informatizacii-i-avtomatizacii-grgu-im-ya-kupali-2002-2005.html
  • abstract.bystrickaya.ru/336-osnovi-moderna-232b-tanec-dlya-malenkih-ot-2-do-6-let-metodika-i-postanovki.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/premiya-arhiwood-za-luchshuyu-arhitekturu-iz-dereva-vruchaetsya-v-etom-godu-v-tretij-raz-generalnim-partnerom-proekta-po-tradicii-vistupaet-kompaniya-rossa-rake.html
  • tests.bystrickaya.ru/matematika-kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-obrazovatelnaya-programma-rassmotrena-na-pedagogicheskom-sovete-ot-2011-goda.html
  • turn.bystrickaya.ru/polisinteticheskie-yaziki-slovoobrazovanie.html
  • tasks.bystrickaya.ru/34-trebovaniya-k-uchastnikam-podtverzhdenie-sootvetstviya-predyavlyaemim-trebovaniyam.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vojni-svyashennie-stranici-naveki-v-pamyati-lyudskoj.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/mamedyarov-s-ponomariov-rdortmund-2010-round-9-07242010-match-kitaj-rossiya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/c-cvet-ahromaticheskij-s-yu-golovin-slovar-prakticheskogo-psihologa.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rezultati-ege-po-obshestvoznaniyu.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.