.RU

Введение - Рекомендации относительно политики в области стандартизации Рабочая группа по политике в области технического...


Введение

9. Обсуждения в рамках разных международных организаций и форумов свидетельствуют о наличии очевидного стремления к сближению технических регламентов с целью ограничить препятствия в международной торговле и облегчить доступ на рынки. Уже существует несколько международных технических регламентов, однако они отличаются громоздкостью и перегружены деталями. Их подготовка также оказалась трудным делом. Вследствие этого такие регламенты, уже будучи созданы, с трудом поддаются корректировке. Зачастую бывает сложно добиться подробных соглашений между большим числом регулирующих органов, и достичь полного консенсуса в связи с такого рода регламентами, как правило, не удается.


10. Возможно, было бы проще разработать международную регламентационную систему с широкими общими целями регулирования, в рамках которой было бы легче найти консенсус. Для выработки подробных требований, обеспечивающих реализацию общих целей регулирования, можно было бы использовать сложившиеся механизмы международных органов по стандартизации, которые служат форумом для всех заинтересованных сторон (включая регулирующие органы) и обладают устоявшимся авторитетом на международном уровне.


11. Эти проблемы были признаны Рабочей группой ЕЭК ООН по политике в области технического согласования и стандартизации (РГ.6), которая на своей девятой сессии в мае 1999 года поручила группе специалистов изучить данный вопрос. Эта группа получила условное обозначение "СТАРТ" (START - STandardization And Regulatory Techniques), и Комитет ЕЭК ООН по развитию торговли, промышленности и предпринимательства подтвердил решение о ее создании. Деятельность Группы рассчитана на разработку рекомендаций в отношении надлежащей регламентирующей практики и создание механизма сотрудничества между регламентирующими органами, ведомствами, отвечающими за стандартизацию, и промышленностью в целях надлежащего использования стандартов в законодательстве.


12. Предпринимаются энергичные усилия в плане устранения технических препятствий к торговле, в особенности в рамках Соглашения ВТО о ТБТ, и было бы целесообразно предпринять дальнейшую проработку практических аспектов процедур, дополняющих Соглашение о ТБТ и согласующихся с ним. Это можно было бы сделать за счет общего механизма увязки международно признанных технических регламентов и международных стандартов. При разработке предлагаемой ниже предварительной "международной модели" была использована информация, почерпнутая также из полезной работы, предпринятой на других международных форумах. Речь идет, в частности, о работе ВТО по обзору торговой политики, о работе ОЭСР по реформе механизмов регулирования и международным стандартам, а также о работе Форума Азиатско-Тихоокеанскогого экономического сотрудничества (АТЭС) и совещаний Азия - Европа по разработке руководящих принципов по надлежащей практике регулирования.


13. Так, например, предполагается, что при подготовке нового или пересмотренного технического регламента (ТР; используемые сокращения см. в приложении А) регламентирующие органы должны придерживаться принципов, фигурирующих в Соглашении ВТО о ТБТ. В частности, предполагается, что технические регламенты должны основываться на соответствующих международных стандартах, когда таковые уже существуют, либо будут непременно составлены, за исключением тех случаев, когда такого рода стандарты были бы неэффективны или непригодны для соответствующего технического регламента, что ТР не должны быть более ограничительны с точки зрения торговли, чем это необходимо, и что они не должны носить дискриминационный характер.


14. Когда заинтересованные страны считают целесообразным проведение согласования, проект "международной модели" предусматривает практические шаги, направленные на облегчение и ускорение согласования технических регламентов за счет согласования общих целей регулирования (ОЦР) в отношении соответствующих продуктов или групп продуктов (секторов).

Предложение относительно модели согласования технических регламентов и свободного обращения продуктов, отвечающих установленным требованиям

^ Основные элементы по вопросам согласования и свободного обращения

15. "Международная модель" определяет те шаги, которые надлежит предпринять в том случае, когда ряд стран - членов ООН выступают за согласование технических регламентов. По своей природе такое согласование было бы предпочтительнее ограничивать достижением согласия по "Общим целям регулирования" (ОЦР). Такие цели должны учитывать законные интересы правительств, например интересы в области охраны здоровья и безопасности населения или защиты окружающей среды. Основные элементы, подлежащие включению в ОЦР, изложены в приложении В. ОЦР будут инкорпорироваться в технические регламенты на национальном уровне странами, одобрившими их. Механизм инкорпорирования ОЦР на национальном уровне должен определяться отдельными странами - членами ООН в соответствии с их национальной правовой практикой. В качестве одного из возможных способов демонстрации соблюдения ОЦР могло бы выступать обращение к соответствующим международным стандартам.


16. Следует проводить различие между применимыми к продуктам спецификациями как таковыми и требованиями к оценке соответствия, которые должны использоваться для обеспечения соответствия предлагаемых на рынке продуктов требуемым характеристикам. ОЦР должны охватывать эти аспекты.


17. Для обеспечения эффективности системы ОЦР в ракурсе облегчения торговли надо было бы разработать механизмы, обеспечивающие, чтобы подпадающие под сферу действия ОЦР продукты, соответствующие их условиям и аттестованные на этот счет надлежащим образом, могли выпускаться на рынки стран, достигших согласия по ОЦР.


18. Страны, достигшие согласия по ОЦР, должны обеспечивать, чтобы продукты, соответствующие ОЦР, могли выпускаться на их рынок в свободное обращение безотносительно к любым дополнительным требованиям в том, что касается характеристик продукта или оценки соответствия (например, тестирования или сертификации). Если та или иная страна вводит дополнительные требования, несмотря на признание ею ОЦР, она должна информировать об этих мерах другие страны (через Европейскую экономическую комиссию Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН)). В таких обстоятельствах другие страны были бы вправе принимать надлежащие меры и в конечном итоге ограничивать свободное обращение на своих рынках соответствующих продуктов из страны, установившей дополнительные требования.

^ Выявление потребностей в согласовании

19. Ответственность за технические регламенты и за их согласование несут национальные регулирующие органы. Необходимость согласования технических регламентов может быть выявлена за счет, среди прочего, одного из следующих "триггерных" механизмов:









20. Когда речь идет о новом или пересмотренном техническом регламенте, существующие процедуры уведомления в соответствии с Соглашением ВТО о ТБТ требуют систематического уведомления о предлагаемых технических регламентах/ процедурах оценки соответствия. Это могло бы рассматриваться в качестве "триггерного" механизма, свидетельствующего о необходимости изучения потребностей в ТР. В случае признания такой потребности другими странами они могли бы заявить о своей заинтересованности в разработке международно согласованного ТР.

^ Процесс установления ОЦР

21. Страна - член ООН, заинтересованная в использовании механизма данной "международной модели" для согласования технических регламентов путем установления ОЦР, может обратиться к Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН) с просьбой о направлении "призыва об участии" к другим государствам – членам Организации Объединенных Наций (процедуры будут изложены в приложении С). Цель такого призыва состояла бы в изучении заинтересованности в международном согласовании за счет согласованных ОЦР применительно к соответствующим продуктам или группам продуктов. Если такой призыв получает положительный отклик со стороны других стран – членов Организации Объединенных Наций, соответствующие страны приступали бы к совместному составлению ОЦР.


22. Процедура, предлагаемая для формулирования или пересмотра ОЦР, и юридические формы их одобрения излагаются в приложении С. На основе предложения об ОЦР заинтересованные страны (да, собственно, и любая страна, положительно откликнувшаяся на призыв об участии) сотрудничают в составлении ОЦР. В ходе подготовки ОЦР группой заинтересованных стран любая другая страна - член ООН могла бы присоединиться к этой группе или участвовать в ее работе в качестве наблюдателя.


23. По завершении подготовки текста ОЦР согласовавшие ее страны - члены ООН в целях обеспечения открытого и транспарентного процесса сообщают Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН) о своем намерении реализовать ее на национальном уровне в рамках своих национальных технических регламентов. Другим странам – членам Организации Объединенных Наций было бы предложено на добровольной основе реализовать ее незамедлительно или в надлежащие сроки. Организация Объединенных Наций производила бы регистрацию ОЦР и фиксировала бы ее реализацию в рамках национальных технических регламентов. Такая информация предавалась бы широкой гласности.


24. Параллельно с подготовкой ОЦР странам следует изучить вопрос о наличии соответствующих международных стандартов, которые могли бы рассматриваться в качестве эталона для формулирования ОЦР. В случае отсутствия таких стандартов страны могут провести консультации с соответствующими международными органами по стандартизации (МОС) через своих официальных представителей на предмет развертывания работы над новыми стандартами в порядке поддержки конкретных положений ОЦР. Предполагается, что страны, сотрудничающие в рамках подготовки ОЦР, оказывали бы поддержку соответствующей деятельности по разработке стандартов в пределах имеющихся у них ресурсов. Ожидается также, что они воздерживались бы от деятельности, способной вступить в противоречие с проводимой работой по подготовке стандартов или поставить ее под угрозу.


25. В случае наличия у международных органов по стандартизации соответствующих международных стандартов в ОЦР должны включаться ссылки на них, а также определяться условиях их использования.

^ Определение и обеспечение соответствия ОЦР

26. ОЦР должна содержать требования о том, каким образом надлежит обеспечивать и демонстрировать соответствие ее условиям. Всякий раз, когда уместно, в качестве основания для допущения о соответствии должно выступать заявление поставщика о соответствии (ЗПС). Однако в других случаях, в особенности, когда важное значение имеют такие факторы, как безопасность и здоровье населения, формулирующие ОЦР страны могут счесть необходимым прибегать к более строгим процедурам обеспечения соответствия. В любом случае, т.е. когда считается достаточным наличие ЗПС или когда требуется более строгая процедура, эти процедуры должны быть специфицированы в ОЦР. В случае признания необходимости оценки третьей стороной в ОЦР должно указываться, что оценка и аттестация соответствия производятся "признанными органами по оценке соответствия" (ПООС).


^ Признанные органы по оценке соответствия (ПООС)


27. Требования к технической компетентности органов по оценке соответствия (ООС) в области, определяемой сферой охвата ОЦР, должны определяться в качестве неотъемлемой части ОЦР. Страны, достигшие согласия по ОЦР, могут определять ООС в качестве "признанных" для осуществления оценки и аттестации в соответствии с ОЦР. Перечень таких признанных органов (ПООС) должен широко распространяться, например, прилагаться к ОЦР, и такие органы должны регистрироваться Организацией Объединенных Наций (ЕЭК ООН).

^ Заявление поставщика о соответствии ОЦР

28. Продукты, относящиеся к сфере охвата ОЦР, сопровождаются определенными документами (например, ЗПС или сертификат соответствия), подтверждающими либо заявления поставщиком о соответствии ОЦР, либо проведение ПООС оценки и аттестации соответствия. В любом случае вместе с продуктом должны представляться документированные свидетельства соответствия. Характер таких свидетельств должен быть специфицирован в ОЦР. Все заявления о соответствии должны включать ссылку на применимую ОЦР, например регистрационный номер, присвоенный Организацией Объединенных Наций (ЕЭК ООН) применимой ОЦР.

^ Надзор за рынком и защитительная оговорка

29. Страны, достигшие согласия по ОЦР, несут ответственность за осуществление надзора за рынком на своей территории и имеют право изымать продукты со своих отечественных рынков, в случае их несоответствия ОЦР.


30. В случае, если продукт соответствует ОЦР, однако, как считается, ставит под угрозу здоровье и безопасность ее населения или другие законные интересы, страна может принять необходимые меры к изъятию такого продукта с рынка или ограничить его свободное обращение путем ссылки на защитительную оговорку ОЦР (подробную информацию см. в приложении В).


31. Страны должны сообщать о таких действиях, касающихся как отечественных, так и иностранных продуктов, Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН) и указывать мотивы такого решения.


* * * * * *

^ ПРИЛОЖЕНИЕ А


Перечень сокращений, используемых в "международной модели"


ООС Орган по оценке соответствия


ОЦР Общая цель регулирования


МОС Международный орган по стандартизации


ЗО Защитительная оговорка


ПООС Признанный орган по оценке соответствия


ЗПС Заявление поставщика о соответствии


ТР Технический регламент


ЕЭК ООН Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных Наций


__________


^ ПРИЛОЖЕНИЕ В


Основные элементы для включения в ОЦР


ОЦР представляет собой взаимно согласованный документ, зарегистрированный Организацией Объединенных Наций (ЕЭК ООН) и широко обнародованный. Путем разработки такого документа заинтересованные страны согласовывают следующие элементы:

^ Сфера применения

Перечень продуктов или групп продуктов, охватываемых ОЦР.


Страны должны согласовать продукты, в отношении которых необходимо установить законные цели регулирования. Для этого страны могут использовать международные классификационные схемы, такие, как Согласованная система описания и кодирования товаров.

^ Требования к продуктам

Законные цели регулирования отражают потребности правительств в защите общественных интересов в таких областях, как здоровье и безопасность населения, защита жизни или здоровья животных или растений или окружающей среды. Требования, необходимые для защиты законных целей, должны определять принципиальные вопросы, вызывающие озабоченность, и излагаться в виде эксплуатационных требований, а не конструкционных или описательных характеристик. Требования должны ограничиваться значимыми аспектами и быть пропорциональны той угрозе, которая присуща данному продукту или группам продуктов.


Подробные положения, касающиеся способов обеспечения соответствия требованиям ОЦР, было бы предпочтительно определять в международных стандартах. В ОЦР будут включены ссылки на такие стандарты.

^ Положение о ссылке на стандарты

ОЦР должна содержать перечень применимых международных стандартов, которые полностью или частично соответствуют установленным требованиям.


ОЦР может содержать положение о том, что продукты, соответствующие указанным международным стандартам, рассматриваются в качестве соответствующих установленным требованиям.

^ Положение о соответствии

ОЦР должна содержать положение о способе демонстрации соответствия.


Страны должны согласовать охват и содержание возможных процедур оценки соответствия, которые рассматриваются в качестве обеспечивающих необходимый уровень защиты в соответствии с ОЦР. В ОЦР также должны указываться условия, в которых поставщики могут осуществлять выбор при наличии вариантов. Такими вариантами, например, являются заявление поставщика о соответствии, сертификация или инспекция третьей стороной.


В соответствующих случаях ОЦР должна также содержать положения об органах оценки соответствия, определенных в качестве признанных для осуществления оценки и аттестации соответствия, а также о критерии в плане компетентности, которым должны отвечать такие органы.

^ Надзор за рынком и защитительная оговорка

Страны, достигшие согласия по ОЦР, несут ответственность за осуществление надзора за рынком на своей территории и имеют право изымать продукты со своих отечественных рынков в случае их несоответствия ОЦР.


ОЦР должна содержать положение (защитительную оговорку) на тот счет, что если та или иная страна установит, что продукты, претендующие на соответствие ОЦР, в действительности не соответствуют ее требованиям, то такая страна может, руководствуясь защитой своих законных интересов, изъять такой продукт со своего рынка. Кроме того, ОЦР должна содержать положения о том, что страна, использующая защитительную оговорку, должна сообщить Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН) о том, какие именно продукты были изъяты с ее рынка и какие требования ОЦР, в отношении которых было сделано заявление о соответствии, не были выполнены.


В случае, если продукты соответствуют ОЦР или применимым международным стандартам, но по прежнему рассматриваются в качестве создающих угрозу для законных интересов, страна, одобрившая ОЦР, может изъять такие продукты со своего рынка или ограничить их свободное обращение. В данном случае использование защитительной оговорки должно быть также сопряжено с условием, что страна, использующая ее, должна сообщить о ее использовании Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН) и указать мотивы этого решения.


__________


^ ПРИЛОЖЕНИЕ С


Административные процедуры и институциональные положения

(включая предложение об участии в выработке "Общих целей регулирования"

и в подготовке этих целей)


Статья 1


Общая институциональная основа


1.1 За регистрацию общих целей регулирования (ОЦР) и толкование положений "международной модели" отвечает Рабочая группа ЕЭК по политике в области технического согласования и стандартизации (Рабочая группа 6–РГ.6), которая обеспечивает координацию работы в соответствии с запросами в области технического согласования, поступающими в секретариат ЕЭК ООН. В соответствующих случаях Рабочая группа 6 может создавать группы экспертов для контроля и практической реализации такой работы.


Статья 2


Предложение об участии


2.1 Страна/страны (по крайней мере три страны, желающие согласовать свои технические регламенты в соответствии с "международной моделью" и предложить другим странам присоединиться к такому процессу), составляют "предложение об участии" и направляют его через секретариат ЕЭК ООН всем государствам - членам Организации Объединенных Наций. "Предложение" должно содержать необходимую информацию для выработки ОЦР (см. приложение В). Страны, желающие присоединиться к работе в соответствии с "предложением", должны обратиться в секретариат в течение трех месяцев (со дня передачи "предложения" секретариатом ЕЭК ООН) с указанием своей заинтересованности в этой работе. Страны, желающие присоединиться к указанной работе, могут начать процесс технического согласования через три месяца после даты передачи "предложения".


2.2 На основе ответов на "предложения" создается целевая группа открытого состава с участием заинтересованных стран с целью совместной разработки общих целей регулирования (ОЦР) в области безопасности, охраны здоровья человека и окружающей среды и в других областях, к которым правительства предъявляют обоснованный интерес и которые связаны с конкретными продуктами или группами продуктов.


2.3 Работа таких групп открытого состава должна носить транспарентный характер, а участие в них должно быть на любой момент открыто для любого другого государства   члена Организации Объединенных Наций, желающего присоединиться к этой работе. Целевые группы сами определяют свои процедуры работы. Целевые группы должны представлять в секретариат ЕЭК ООН информацию о своей работе, которая будет публиковаться соответствующим образом (например, в Интернете).


Статья 3


Регистр общих целей регулирования (ОЦР) ЕЭК ООН


3.1 Секретарит ЕЭК ООН создает и ведет регистр ОЦР в соответствии с "международной моделью". Этот регистр именуется "Регистр ОЦР ЕЭК ООН".


3.2 Страны, согласовавшие ОЦР, сообщают их Рабочей группе 6 через секретариат ЕЭК ООН.


3.3 Согласованные ОЦР, указанные в пункте выше, содержат основные элементы, определенные в приложении В к "международной модели". ОЦР не готовятся, не утверждаются или не применяются с целью создания ненужных препятствий в международной торговле.


3.4 При соблюдении формальных элементов в установленных ОЦР (в соответствии с Моделью) ОЦР считаются включенными в Регистр ЕЭК ООН со дня их представления в секретариат ЕЭК ООН.


3.5 При регистрации ОЦР секретариат прилагает копии всех соответствующих документов к представленным ОЦР. Вся документация, полученная секретариатом ЕЭК ООН в соответствии с положениями настоящей статьи, публикуется соответствующим образом (например, в Интернете).


3.6 Процесс дальнейшего пересмотра уже согласованных ОЦР должен осуществляться в соответствии с процедурами, установленными для "предложения об участии" в статье 2.


Статья 4


Подтверждение и уведомление о применении зарегистрированных

общих целей регулирования (ОЦР) на национальном уровне


4.1 Страна, определившая те или иные ОЦР, принимает меры по включению технических требований, предусмотренных в ОЦР, в свое собственное законодательство. Любая другая страна в любой момент может информировать секретариат ЕЭК ООН о своем намерении реализовать и применять ОЦР (и, следовательно, она будет следовать процедурам, предусмотренным в настоящей статье).


4.2 Страна, включающая ОЦР в свое собственное законодательство, уведомляет секретариат ЕЭК ООН в письменном виде о дате, с которой она начнет применять эти ОЦР. Уведомление предоставляется страной в течение 60 дней после принятия ОЦР.


4.3 Страна, указанная в пункте 1 настоящей статьи и не включившая по истечении одного года после даты регистрации ОЦР в Регистре ЕЭК ООН указанные ОЦР в свое законодательство, сообщает о статусе этих ОЦР на национальном уровне. В течение принятия таких мер к концу каждого последующего одногодичного периода представляется доклад о статусе ОЦР.


4.4 Страна, указанная в пункте 1 настоящей статьи и принимающая продукты, соответствующие техническим требованиям зарегистрированных ОЦР без включения ОЦР в свое собственное законодательство, уведомляет секретариат ЕЭК в письменном виде о дате, с которой она начала или начнет принимать такие продукты.


* * * * * *

-----


1 При этом всегда производится обмен документами на регулярной основе.

2В научно-технической литературе английское слово "standard" используется в двух различных значениях: как широко принятый письменно оформленный технический стандарт, руководство, техническое условие или аналогичный документ (на французском языке "norme") и как стандарт измерений (на французском языке "étalon"). В настоящей Рекомендации используются оба значения, а определение "письменно оформленный" в большинстве случаев для краткости опускается.


zaklyuchenie-trudovogo-dogovora-chast-3.html
zaklyuchenie-trudovogo-dogovora.html
zaklyuchenie-vipusknaya-kvalifikacionnaya-rabota-mestnoe-samoupravlenie-v-sovremennoj-rossii-pervie-itogi-reformi-specialnost.html
zaklyuchenie-znachenie-ikonopochitaniya-dlya-hristianskoj-zhizni-dissertaciya-na-soiskanie-uchenoj-stepeni.html
zaknchenij-ta-nezaknchenij-zlochin.html
zakon-gde-mozhno-zarabotat-v-internet-naibolee-populyarnie-sposobi-.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-urovnyu-trebovanij-k-specialistam-dlya-polucheniya-dopolnitelnoj-kvalifikacii-gradostroitel.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplina-ds-05.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dzhanni-rodari.html
  • textbook.bystrickaya.ru/instrukciya-po-poisku-i-spasaniyu-v-privolzhskoj-zone-aviacionno-kosmicheskogo-poiska-i-spasaniya-samara-2012-g-stranica-4.html
  • write.bystrickaya.ru/formuli-i-uravneniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-opd-f-menedzhment-dlya-specialnostej.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vii-ekonomicheskij-kontrol-i-totalitarizm-monografiya-perevod-m-b-gnedovskogo-1990-pervaya-publikaciya-voprosi-filosofii.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pervaya-ot-grazhdanina-k-poddannomu-m-shtaerman-stranica-24.html
  • notebook.bystrickaya.ru/iz-za-mobilnikov-deti-ploho-uchatsya-a-vzroslie-ranshe-vremeni-stareyut.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/proizvodstvo-plavlenogo-periklaza-iz-prirodnogo-brusita-chast-4.html
  • bukva.bystrickaya.ru/nachalo-i-konec-vselennoj-chast-7.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-12-rouz-s-r79-ustrojstvo-pamyati-ot-molekul-k-soznaniyu-per-s-angl.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zhiznennie-pozicii-scenarij-v-zhizni-vzroslogo-cheloveka.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodika-kak-nauka-bazovie-kategorii-metodiki-obucheniya-iya-inostrannij-yazik.html
  • predmet.bystrickaya.ru/solovki-14-j-den-devyatogo-mesyaca-chetverica-nachalo-dnya-delo-lis-oborotnej.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obshie-svedeniya-ob-obrazovatelnom-uchrezhdenii-stranica-7.html
  • institute.bystrickaya.ru/funkcionalnaya-verifikaciya-poyasnitelnaya-zapiska-k-kursovoj-rabote-po-discipline-vichislitelnie-mashini-sistemi-i-seti.html
  • thesis.bystrickaya.ru/proekti-po-izdaniyu-nauchnih-trudov-d-osnovnoj-konkurs-2008-goda-rossijskij-gumanitarnij-nauchnij-fond-rgnf.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rossijskaya-federaciya-g-moskva-109044-ul-krutickij-val-d-14-ofis-107.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vechnoj-pamyati-chistoj-i-svetloj-dushi-moego-brata-eliyahu-pogibshego-v-boyu-stranica-4.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/radiatori-medno-alyuminivie-regulus-g-kiev-ul-ya-ivashkevicha-5-of-216.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-opd-v-01-teplo-i-hladosnabzhenie-dlya-specialnosti-170600-mashini-i-apparati-pishevih-proizvodstv-napravlenie-655800-pishevaya-inzheneriya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-ekzamenacionnih-sessij-20102011-uch-goda-studentov-psihologicheskogo-fakulteta-specialnosti-psihologiya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rozhdestvenskie-chteniya.html
  • letter.bystrickaya.ru/monetk-a-stranica-7.html
  • university.bystrickaya.ru/formirovanie-kulturi-zdorovya-uchastnikov-vospitatelno-obrazovatelnogo-processa.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zakon-chuvashskoj-respubliki-stranica-29.html
  • crib.bystrickaya.ru/istoriya-gipsa-i-gipsokartona-gips.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pravila-vibora-i-ocenki-prigodnosti-tehnologiya-produktov-obshestvennogo-pitaniya.html
  • write.bystrickaya.ru/g14-otobrazhenie-informacii-operatoru-tehnologu-nergetiki-i-elektrifikacii-ees-rossii-obshie-tehnicheskie-trebovaniya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-3-problema-organizacii-fyucherskoj-torgovli-v-sovremennih-usloviyah-razvitiya-srochnogo-rinka.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-poryadke-i-usloviyah-oplati-truda-rabotnikov-uchrezhdenij-upravleniya-obrazovaniya-administracii-goroda-anzhero-sudzhenska-stranica-3.html
  • knigi.bystrickaya.ru/spisok-predpriyatij-dokumenti-po-lichnomu-sostavu-kotorih-peredani-na-municipalnoe-hranenie-v-arhivnij-otdel-administracii-goroda-po-sostoyaniyu-na-01-01-2010-stranica-11.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/ne-smotrite-na-chasi-u-i-m-sirs-gotovimsya-k-rodam-gl-1.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kak-menyayutsya-vremena-goda.html
  • composition.bystrickaya.ru/planirovanie-po-literature-dlya-uchashihsya-11-aklassa.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.