.RU

Введение в предмет гипноза - часть 2

Транс, или гипнотическое переживание

При осуществлении простой гипнотической индукции (см. главу 2), котораяподчеркивает глубокую физическую и умственную релаксацию, а также, возможно, приглашает субъекта представить нечто приятное, и сверх этого не делаетсяничего, субъекты, будучи разбужены, обычно заявляют, что ничего особо примечательного не произошло. Возможно, они скажут, что испытали выраженноерасслабление и погрузились в образы, описанные гипнотизером, но они также наверняка заявят, что находились в состоянии бодрствования, ни в коем случае неспали и не были без сознания, понимали, где находятся, слышали голос гипнотизера и даже фоновые звуки, а также могут восстановить большую часть,если не все, из того, что произошло в промежутке между тем, как они закрыли и открыли глаза. В случае самогипноза, когда субъектам предлагают самостоятельнопройти сквозь эти процедуры, их переживание, вероятно, окажется не богаче того, что только что было описано.
Это состояние душевного расслабления, поглощенности такими внутренними переживаниями, как воображение, воспоминания и ощущения, иотрешенности от текущих событий внешнего мира может быть обозначено как "транс". Кое-кого это слово способно смутить, поскольку порождаетассоциации со спиритизмом и сверхъестественным, однако повседневное значение данного термина прекрасно поясняет, что именно подразумевается в данномконтексте. Мы знаем, что имеем в виду, когда говорим, что быть в таком-то и таком-то состоянии значит быть "в трансе" или: "Должно быть, янаходился в трансе, когда сделал это". Обычными примерами этого бывают моменты, когда мы погружаемся в сны, но в фокусе нашего внимания может такжеоказаться внешний мир - книга, телевизионная программа или какая-нибудь волнующая музыка. Фактически в своем субъективном качестве гипнотический иповседневный транс очень похожи. В обоих случаях индивид может искаженно воспринимать время, как правило, находя, что реальное время пролетело гораздобыстрее, чем обычно: так, что субъект по пробуждении может посчитать полчаса гипноза 10 или 15 минутами. Временами может спонтанно развиваться амнезия,оказывающаяся либо обратимой, либо нет, и это может происходить во время повседневных трансов так, как было описано в данной главе выше. Вследствиегипнотической индукции, как и в результате других методов релаксации, некоторые субъекты могут сообщать о своем искаженном восприятии собственного тела - их,конечности, например, кажутся сильно вытянутыми, или же положение тела видится измененным.
В дополнение приводится ряд важных признаков или допущений, сделанных в отношении гипнотического транса:
1. Измененное восприятие. Только что я упоминал изменения в восприятии времени и в сборе и восстановлении информации.Измененное восприятие, спонтанное или суггестированное, может считаться свидетельством переживания транса. Раньше я утверждал, что гипнотическиесуггестии должны вести к автоматическим и диссоциированным действиям, и люди различаются в своей способности к подобному ответу на суггестии. Задачей индукцииявляется приведение субъекта в состояние, в котором он сможет откликнуться на суггестию настолько, насколько позволяет запас его восприимчивости к гипнозу.
Хилгард (Hilgard, 1986), используя метод "тайного наблюдателя", исследовал в эксперименте диссоциирующие свойства болееглубоких изменений восприятия. Например, высоко гипнабельным субъектам давали суггестию аналгезии кисти и предлагали погрузить ее в емкость со льдом и водой.Затем их просили оценить испытанную боль по десятибалльной шкале. В норме баллы должны были бы возрастать пропорционально затраченному времени (допустим, 2, 4,6, 8); однако после суггестии аналгезии кисти они приблизительно оставались в интервале 0-2. Субъектам также внушили, что, несмотря на то что они находилисьпод действием гипноза и их кисть оставалась нечувствительной к боли, в их сознании сохранялся другой участок - "участок тайного наблюдателя",который сознавал болевое ощущение и мог предоставить, независимо от сознания субъекта, истинную оценку уровня перенесенной боли. Эти оценкификсировались свободной рукой либо письменно, либо путем нажатия пронумерованных клавиш, и Хилгард с коллегами (Hilgard, 1986) обнаружили, чтотаковые соответствовали оценкам, высказанным устно, без суггестии аналгезии (2, 4, 6 и т. д.). Похожие эксперименты проводились при исследовании гипноамнезии игипнотически суггестированной глухоты.
Другой разновидностью диссоциации, которую можнообнаружить при глубоком изменении восприятия и потому лишь в высоко внушаемых субъектах, является "логика транса" (Orne, 1959, 1962). Представьте,что субъектам дали гипнотическую суггестию, внушив, что они, когда откроют глаза, не увидят стоящего перед ними стула. Некоторые высоковосприимчивыесубъекты заявляют, что не видят стула, однако они, когда их просят встать и пройти вперед, обходят этот стул стороной! Субъекты, которых попросили только притвориться глубоко загипнотизированными, наталкиваются на стул чаще. В другом эксперименте субъекты, которые способны были вызвать "галлюцинацию" -фигуру друга, сидящего на стуле напротив них, могли также описать те части стула, которые должны были быть скрыты телом сидящего. Опять же имитаторы былиболее склонны отрицать свою способность сделать это. Наконец, Oрн (Orne, 1972) описывает, как субъекта, который претерпел возрастную регрессию и в возрасте, ккоторому регрессировал, владел только немецким языком, несколько раз спросили по-английски, понимает ли он этот язык (всякий раз с использованием новойфразеологии), и он неизменно отвечал на это: "Nein".
"Тайный наблюдатель" и "логикатранса" критикуются как с методологической, так и с теоретической точек зрения (см. Wagstaff, 1981, 1988). Уогстафф (Wagstaff, 1981) предполагает, чтоданные формы диссоциации насамом деле являются способами, которыми субъекты сознательно могут разрешить дилемму, предложенную "гипнотизером", аименно: следовать суггестиям гипнотизера и все же оставаться при этом честным. Они, таким образом, посредством "тайного наблюдателя" правдивоописывают свои, скорее, осознанные, чем бессознательные переживания. По поводу дальнейшей дискуссии на данную тему заинтересованный читатель может такжеобратиться к Шихану (Sheehan, 1986).
2. Измененное мышление. Вышеприведенные примеры"логики транса" показывают, как нелогично могут вести себя посредством механизма диссоциации субъекты, находящиеся под действием гипноза,что распознается незагипнотизированными субъектами даже тогда, когда последним велели притвориться загипнотизированными. В противоположность мышлениюбодрствования, мышление в состоянии транса расценивается как более нелогичное, более буквальное, возможно - более эмоциональное, менее вербальное, менеекритическое и менее ориентированное во времени. Кроме того, эти особенности мышления были отнесены к правому мозговому полушарию, и эту точку зренияразделяют Алладин и Хип в главе 4 (см. также Pedersen, 1990).
3. Доступ к бессознательному. На качестве 2основывается предположение о большем доступе к бессознательному материалу, который включает в себя воспоминания, фантазии и эмоции, не подпадающие подконтроль сознания, но тем не менее влияющие на ощущения пациента. (В клинических условиях речь идет обычно о деструктивном влиянии). Гипноз,следовательно, способен как усиливать диссоциацию переживаний, так и улучшать воссоединение материала, представленного в диссоциированной форме. При этом неимеется в виду, что память благодаря гипнозу улучшается в целом; это - миф, и на деле воспоминания, вызванные действием гипноза, рискуют быть засореннымифантазиями или наводящими вопросами (Mingay 1988).


zakonodatelstvo-rf-o-nalogah-i-sborah-obshie-principi-postroeniya-nalogovoj-sistemi-rf.html
zakonodatelstvo-v-sfere-nedvizhimosti.html
zakonodatelstvo-vas-idet-v-obhod-vedomosti-gazeta-moskva-aleksandr-muranov29-04-2011-7-stranica-13.html
zakonom-rsfsr-ot-15-dekabrya-1978-goda-ob-ohrane-i-ispolzovanii-pamyatnikov-istorii-i-kulturi.html
zakonomernosti-dzhejms-trefil.html
zakonomernosti-i-principi-obucheniya-detej-doshkolnogo-vozrasta.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-uchebnomu-predmetu-mirovaya-hudozhestvennaya-kultura-yavlyaetsya-sostavnoj-chastyu-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-nachalnogo-osnovnogo-obshego.html
  • books.bystrickaya.ru/e-v-gorbacheva-nach-otdela-ncpi-stranica-5.html
  • student.bystrickaya.ru/-investicii-v-osnovnoj-kapital-barnaula-znachitelno-vishe-chem-vo-vseh-ostalnih-gorodah-altajskogo-kraya-vmeste-vzyatih.html
  • college.bystrickaya.ru/1-chast-principi-polzovatelya-1-ponyatie-sushnost-i-osnovnie-harakteristiki-nedvizhimosti.html
  • exam.bystrickaya.ru/vdoklade-obosnovivaetsya-neobhodimost-analiza-deyatelnosti-predpriyatiya-i-predlagaetsya-vozmozhnost-ego-avtomatizacii.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zvuchit-tiho-muzika-i-na-eyo-fone-razdayotsya-stuk-serdca.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-1-voj-vozrozhdenie-dikoj-zhenshini-skazka-kak-lekarstvo.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-3-maksimalnij-razmer-riska-na-odnogo-zaemshika-agentstva-respubliki-kazahstan-po-regulirovaniyu-i-nadzoru.html
  • tasks.bystrickaya.ru/23-osobennosti-nalogovogo-administrirovaniya-federalnogo-i-regionalnogo-urovnej.html
  • shkola.bystrickaya.ru/posle-takogo-razyasneniya-krestyane-otvernulis-ot-kupcov-i-ne-stali-pokupat-travu-tabaka.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nalichie-sil-i-sredstv-likvidacii-chrezvichajnih-situacij-generalnij-plan-krasnoselovskogo-selskogo-poseleniya-petropavlovskogo.html
  • tests.bystrickaya.ru/koncepciya-vospitatelnoj-sistemi-10-analiz-itogov-obrazovatelnogo-processa-za-2008-2009-god-vvedenie.html
  • report.bystrickaya.ru/itogo-auditornaya-nagruzka-publichnij-otchet-mou-sangarskaya-gimnaziya-za-2009-2010-uchebnij-god-sangar-2010-god.html
  • lesson.bystrickaya.ru/nacionalnaya-sokrovishnica-chudo-vin.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/sbitni.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tropar-tavife-prav-andrej-slyushkin.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/novosti-kommersant-dengi-rubriku-vedet-dmitrij-polonskij-03112008-043-str-8-10.html
  • exam.bystrickaya.ru/vopros-o-medicinskom-prave-kratkij-obzor-ajrapetov-r-g.html
  • college.bystrickaya.ru/1-vam-vipal-neudovletvoryayushij-vas-otvet-2-kniga-posvyashena-shamanstvu-konkretno-tradicionnomu-iskusstvu-gavajskih.html
  • education.bystrickaya.ru/311samomassazh-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-gumanitarnih-vuzov-moskva-soyuz-2000.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/urok-vvedenie-v-tehniku-trenirovki-pamyati-urok-mehanizmi-pamyati-stranica-13.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sovet-starejshin-balkarskogo-naroda-vnov-obratilsya-k-visshim-organam-gosudarstvennoj-vlasti-rossii.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zhanr-raboti-stranica-10.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/upravlenie-i-ekonomika-hraneniya-dokumentov-spisok-profilej-podgotovki-bakalavra-po-napravleniyu-034700.html
  • books.bystrickaya.ru/bti-altgtu-dlya-vnutrivuzovskogo-ispolzovaniya-v-kachestve-uchebnogo-posobiya-bijsk-izdatelstvo-altajskogo-gosudarstvennogo-tehnicheskogo-universiteta-im-i-i-polzunova-2008.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programmi-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-gorodskogo-poseleniya-g-dankov-na-2010-2012-godi.html
  • lesson.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-mou-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-7-stranica-15.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vliyanie-psihodinamicheskih-svojstv-uchashihsya-na-uspeshnost-formirovaniya-navikov-i-umenij-v-processe-obucheniya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/soderzhanie-lotov-zayavka-na-uchastie-v-aukcione.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/predstavlenie-vozmozhnih-affiliacionnih-otnoshenij-v-sisteme-nezavisimih-bazovih-harakteristik.html
  • college.bystrickaya.ru/2-sochineniya-yamvliha-a-f-losev-istoriya-antichnoj-estetiki-poslednie-veka.html
  • institut.bystrickaya.ru/tak-chto-zhe-takoe-skazkoterapiya-pervoe-chto-prihodit-v-golovu-terapiya-ili-lechenie-skazkami-no-ne-putajte-skazka-eto-odno-a-skazkoterapiya-sovershenn.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lentaru-httpwwwlentaru-31102008-pervij-kanal-novosti-31-10-2008-pankratova-yuliya-18-00-10.html
  • desk.bystrickaya.ru/p-g-ermishin-osnovi-ekonomicheskoj-teorii.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/viktorina-po-skazkam-poigraem.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.