.RU

Взаимодействие банков с органами финансового надзора - часть 7

Вольфсбергские принципы содержат приоритетные направления политики банков и основные элементы механизмов по предотвращению использования банковской системы для легализации доходов, полученных преступным путем. В основе политики любого банка в соответствии с Вольфсбергскими принципами должно лежать правило, согласно которому банк может устанавливать отношения только с теми клиентами, в отношении источников доходов или финансирования которых может быть в разумных пределах подтверждено их законное происхождение. Вместе с тем Вольфсбергские принципы предполагают, что конкретные механизмы противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, могут определяться по усмотрению банка.

В целях более активного применения международных стандартов в области осуществления мер борьбы с отмыванием «грязных» денег Банк России направил для использования в работе кредитных организаций Вольфсбергские принципы для разработки ими собственной политики противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, а также для организации работы с клиентами.

Останавливаясь более подробно на Вольфсбергских принципах необходимо отметить содержащиеся в них аспекты, заслуживающие отдельного внимания. Данные принципы не являются для кредитных организаций обязательными для исполнения, а лишь носят рекомендательный характер. Целью соблюдения кредитными организациями правил, указанных в этом документе, является организация мер по предотвращению использования транснациональных операций для преступных целей.

В данных принципах особое место уделяется идентификации клиентов банков и, в случае сомнения на этот счет, принятия дополнительных мер по проверке или установлению истиной личности клиента.


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БАНКОВ С ОРГАНАМИ ФИНАНСОВОГО НАДЗОРА 2.1. Взаимодействие с целью недопущения криминальных капиталов в банки при регистрации и лицензировании

В целях противодействия отмыванию денег на стадии недопущения криминальных капиталов в банки международная практика показала обязательность контроля со стороны органов банковского надзора за структурой собственности кредитных организаций. Преследуя цель минимизировать вероятность проникновения преступных капиталов в банковскую систему, Банк России, как банковский надзорный орган, должен убедиться в том, что прямыми или косвенными владельцами кредитной организации являются лица с незапятнанной репутацией. Оценка Банком России на стадии лицензирования корпоративных связей и структуры создаваемого банка исключительно важна. Она создает основу для последующего эффективного надзора за кредитной организацией, позволяет предотвратить установление контроля над банком со стороны структур, не попадающих в поле зрения органов банковского надзора.

Представляется очевидным, что в настоящее время нормативная правовая база в Российской Федерации по недопущению криминального капитала в кредитные организации на стадии лицензирования и регистрации банков не отвечает современным требованиям законодательства по борьбе с отмыванием преступных денег. Тем не менее, Законом «О банках и банковской деятельности» [10] предусмотрено, что отказом в выдаче лицензии на проведение банковских операций может служить:

· отсутствие у кандидатов на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера кредитной организации и его заместителей высшего юридического и экономического образования и опыта руководства подразделением кредитной организации, деятельность которых связана с банковскими операциями, либо отсутствие двухлетнего опыта руководства таким подразделением;

· наличия судимости за совершение преступлений в сфере экономики у предполагаемых кандидатов на указанные должности;

· в течение последних двух лет администрацией расторгался трудовой договор в отношении лиц, предполагаемых на указанные должности, предусмотренным п.2 ст. 254 Кодекса законов о труде Российской Федерации [5], т.е. из-за совершения работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, виновных действий, приводящих к потере доверия к нему со стороны администрации[16] .

· совершения в течение одного года административного правонарушения в области торговли и финансов.

Существуют в российском законодательстве и косвенные законодательные положения по недопущению проникновения преступных капиталов в банковскую систему, которые, однако, больше относятся к предотвращению финансовых злоупотреблений в процессе банковской деятельности, чем к самому аспекту отмывания «грязных» денег. В частности, Федеральным законом «О банкротстве кредитных организаций» [11] устанавливается, что:

· учредители (участники) кредитной организации, признанные судом виновными в доведении кредитной организации до банкротства, не вправе в течение 10 лет приобретать акции или доли другой кредитной организации, составляющие более 5 процентов ее уставного капитала;

· члены совета директоров, руководители кредитных организаций, признанные судом виновными в ее банкротстве, не вправе в течение 5 лет занимать должности руководителей кредитных организаций.

Очевидно, что данные законодательные акты не могут рассматриваться достаточными и в полной мере предусматривающими невозможность проникновения преступных денежных средств в банковскую систему России.

Кроме того, в процессе выявления перечисленных сведений о структуре собственности кредитной организации, ее руководства необходимо тесное взаимодействие Банка России с органами финансового надзора, предполагающее выявление и проверку соответствующую информации. Предполагается, что данное взаимодействие имеет место, однако законодательством не прописано четкого легитимного механизма сбора данной информации.

2.2. Взаимодействие на стадиях выявления нарушений

С 1 февраля 2002 года вступил в силу Федеральный закон от 7.08.2001г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» (Закон №115-ФЗ), в соответствии с которым кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые и лизинговые компании, организации почтовой, телеграфной связи и иные некредитные организации, осуществляющие перевод денежных средств, а также ломбарды обязаны направлять сведения об операциях с «грязными» деньгами.

Рассматривая кредитные организации в качестве «проводников» денежных средств своих клиентов необходимо отметить, что основная часть «грязных денег» проходит именно через кредитные организации. Следовательно, наиболее пристальное внимание со стороны соответствующих органов в данном вопросе уделяется именно кредитным организациям.

В соответствии с Законом №115-ФЗ [6] предполагалось создание «уполномоченного органа» - аналитического центра учета и анализа операций с преступными средствами, которым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации [13] впоследствии стал Федеральный орган исполнительной власти – КФМ России. Однако согласно п.7 статьи 7 Закона, надзорным органом для кредитных организаций, устанавливающего порядок предоставления сведений о «подозрительных» операциях, по-прежнему является Банк России. То есть, Банк России, в очередной раз доказал свое монополистское право осуществлять банковский надзор.

По Закону о борьбе с отмыванием денег [6] все операции «с денежными средствами или иным имуществом», по которым сведения должны направляться в КФМ России, можно разделить на 2 категории:

· Операции, подлежащие «обязательному контролю»

(Операция, подлежащая обязательному контролю – это та операция с денежными средствами или иным имуществом, если сумма на которую она совершается равна или превышает 600 тыс. рублей, а по своему характеру эта операция относится к одному из видов операций указанных Статьей 6 Закона №115-ФЗ [там же])

· Операции с денежными средствами или иным имуществом, сведения по которым должны также предоставляться в КФМ России, если в процессе организации внутреннего контроля в банках возникли подозрения, что эти операции осуществляются в целях отмывания «грязных» денег, вне зависимости от суммы на которую они совершаются. При этом работники кредитных организаций не вправе информировать об этом клиентов и третьих лиц.

В соответствии с п.2 Статьи 7 Закона №115-ФЗ [там же] кредитные организации обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры для указанных целей.

С учетом изложенного, Банк России разработал рекомендации, отражающие необходимые принципы для установления в кредитных организациях внутреннего контроля по недопущению и пресечению использования кредитных организаций в целях отмывания преступных доходов. Внутренний контроль, помимо прочего, в обязательном порядке должен предусматривать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки «подозрительных» сделок.

Данные обязательные требования к организации внутреннего контроля были установлены в Законе №115-ФЗ [там же] в результате активного взаимодействия с представителями Банка России, заинтересованных органов исполнительной власти России, а также соответствующих органов власти других стран, имеющих опыт работы в данной сфере.


zashita-dannih-ot-nesankcionirovannogo-dostupa.html
zashita-grazhdanskih-prav.html
zashita-informacii-osnovnie-metodi-zashiti-i-ih-realizaciya.html
zashita-informacii-v-ekonomicheskih-informacionnih-sistemah-eis.html
zashita-informacii-v-globalnoj-seti-chast-3.html
zashita-informacii-v-globalnoj-seti-chast-9.html
  • write.bystrickaya.ru/film-nepristojnoe-predlozhenie.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-dibovskogo-andreya-petrovicha-na-zasedanii-russkogo-geograficheskogo-obshestva.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-vodnogo-tura-agidel-krasavica-reka-vstrecha-gruppi.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tajna-zheleznogo-samsona-aleksandr-semenovich-drabkin.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-prazdnovaniya-v-vostochnom-administrativnom-okruge-goroda-moskvi-dnej-istoricheskogo-i-kulturnogo-naslediya-i-provedeniya-kulturno-obrazovatelnoj-akcii-noch-v-muzee-18-aprelya-i-18-maya-2012-goda.html
  • literature.bystrickaya.ru/elektivnij-kurs-tajni-zhivoj-prirodi-avtor-moiseeva-tatyana-nikolaevna-uchitel-biologii-visshej-kvalifikacionnoj-kategorii-g-novocheboksarsk-2006g.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/svojstva-test-osnovi-ekonomiki-i-organizacii-v-farmacii.html
  • control.bystrickaya.ru/chastyu-pravi-u-nih-sverhestestvennaya-intuiciya-zato-vse-ostalnoe-genrih-byoll-glazami-klouna.html
  • literatura.bystrickaya.ru/simfoniya-iz-bisera.html
  • urok.bystrickaya.ru/proektirovanie-vichislitelnih-sistem-na-osnove-mikroprocessorov-elbrus.html
  • pisat.bystrickaya.ru/uchebna-programa-na-disciplinata-teoriya-na-elektronnite-shemi.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sholohov-m-a-hudozhestvennaya-letopis-kollektivizacii.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/glava-35-o-vrede-toroplivosti-ili-o-tom-chto-tot-kto-bezhit-bistree-ne-vsegda-pribegaet-pervim.html
  • crib.bystrickaya.ru/izveshenie-o-provedenii-zaprosa-kotirovok-ot-14-10-2010g-648-stranica-9.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/asker-zade-n-gromkost-processa-menya-ne-osobo-volnuet-ruben-aganbegyan-prezident-mmvb1.html
  • student.bystrickaya.ru/3-besedi-o-serdce-i-lyubvi-serdce-i-um-cheloveka-v-skazkah-i-rasskazah-posobie-po-vospitaniyu-v-seme-i-shkole.html
  • reading.bystrickaya.ru/kondicionirovanie-prodovolstvennogo-magazina-v-gsaratove.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-provedeniya-praktiki-geografiya.html
  • desk.bystrickaya.ru/odinnadcataya-lekciya-vozvrashenie-hrista-palermo-18-aprelya-1910-goda-lekcij-v-yanvare-mae-1910-goda-v-raznih-gorodah.html
  • lesson.bystrickaya.ru/programma-kursa-matematika-dlya-gosudarstvennih-universitetov.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-vi-sostoyanie-doshkolnogo-obrazovaniya-doklad-o-polozhenii-detej-v-krasnoyarskom-krae-v-2010-godu.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tolstoj-ln-razrushenie-ada-i-vosstanovlenie-ego.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mi-deti-kosmosa-inash-rodimij-dom-tak-spayan-obshnostyu-i-nerazrivno-prochen-stranica-5.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-grazhdanskoe-pravo-dlya-specialnosti-021100-yurisprudenciya-sostavitel-stranica-5.html
  • spur.bystrickaya.ru/konkurs-zhariyalajdi-alali-mslihat-apparati.html
  • crib.bystrickaya.ru/istoricheskie-olimpiadi-shkolnikov-stranica-12.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-uroka-tajni-romantizma-zhukovskogo.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/100-velikih-akterov-stranica-61.html
  • universitet.bystrickaya.ru/spravochnie-tablici-po-fizike.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rekomenduemaya-literatura-brajana-grina-elegantnaya-vselennaya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/k-pyatiletnemu-vozrastu-pri-uspeshnom-osvoenii-programmi-dostigaetsya-sleduyushij-uroven-razvitiya-integrativnih-kachestv-rebenka.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-4-ispolzovanie-svobodnogo-programmnogo-obespecheniya-v-professionalnoj-deyatelnosti-administrativno-pedagogicheskih-rabotnikov.html
  • desk.bystrickaya.ru/ozero-yantar-s-t-a-l-k-e-r-shadow-of-chernobyl.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadanie-dlya-samostoyatelnogo-izucheniya-temi-uchebnoe-posobie.html
  • learn.bystrickaya.ru/ezhegodnij-doklad.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.