.RU

Взаимодействие СМИ и аудитории - часть 8

Анализ данных об использовании СМИ разного уровня приводит к выводу о том, что активное использование СМИцентрального уровня не мешает использованию местных СМИ.

Аналогичная тенденция проявляется и в отношении характеристик использования различных средств массовой информации.Высокий уровень регулярности обращения к печати, как правило, сочетается с регулярным использованием радио и телевидения как источников информации. То жепроисходит и внутри системы однотипных каналов. В современной аудитории распространено чтение нескольких газет, причем регулярное (наиболее характерныйнабор газет: 1—2 центральные и местная печать). Тоже самое происходит и в сфере телеканалов. Зрители предпочитают смотреть как центральные телеканалы, так иместные, впрочем, чаще всего это только выпуски новостей.

2. Личность в сфере влияния СМИ.

Существует противоречие между объективной воз­можностью влияния средств массовой информации на личность и их реальным влиянием.Изучение важнейших закономерностей этого влияния и определение путей повышения его эффективности — задача как исследова­телей, так и руководителей СМИ.

Массовая коммуникация представляет собой процесс, скла­дывающийся из деятельности нескольких социальных субъектов. Исходя из этого, исследователивыделяют следующие основные этапы данного процесса: целеполагание (субъект деятельности—издатель), отражение, моделирование социальной действительности(субъект деятельности — коммуникатор), тиражирование и рас­пространение массовой информации (субъект деятель­ности—технический персонал СМИ),восприятие и по­требление массовой информации (субъект деятельно­сти — аудитория) и предлагают определять эффектив­ность каждого из них в отдельности.

Первые три этапа составляют так называемую предкоммуникативную фазу массовой коммуникации, т. е. период, предшествующийнепосредственному «контакту» читателя, слушателя, зрителя с массовой информацией. Определение эффективности ее составляющих имеет са­мостоятельноезначение для совершенствования управ­ления данным социальным процессом. В практике дея­тельности СМИ уже выработались общепризнанные критерии оценки эффективностиэтих этапов. Сложился также определенный стереотип оценки эффективности и заключительного этапа массовой коммуникации, кото­рый нередко описывается «поаналогии»: в терминах деятельности коммуникатора, а не в терминах деятель­ности аудитории. Однако возможны случаи, когда сооб­щения, адекватно реализующиецелевые установки изда­теля, подготовленные на высоком журналистском и тех­ническом уровне, все же не воспринимаются теми или иными читателями, слушателями,зрителями или интер­претируются ими неадекватно намерениям издателя и коммуникатора. При совмещении этих принципиально различных ситуаций — когдаситуация восприятия и по­требления массовой информации, описываемая в «систе­ме координат» аудитории, на самом деле описывается по аналогии с ситуациейпроизводства и распространения массовой информации, в «системе координат» коммуни­катора — возникает своего рода «оптический обман», иллюзия: как самособой разумеющееся предполагается влияние СМИ там, где его нет, или же имеется влияние, противоположное намерениям издателя и коммуника­тора (так называемый«эффект бумеранга»).

Таким образом, возникает проблема определения — теоретического и эмпирического анализа — эффективно­сти той части процесса массовойкоммуникации, которая начинается с момента восприятия читателем, слушателем, зрителемсообщений СМИ. Решение данной проблемы, на наш взгляд, является однимиз существенных аспек­тов определения эффективности всего процесса в целом, так как только в этом случае массовая коммуникация рассматривается с позицийчитателя, слушателя, зрите­ля, т. е. в качестве объекта исследования выступает про­цесс включения личности в сферу влияния СМИ. Этот процесс «в большинствеслучаев рассматривается как нечто простое, нерасчлененное, если угодно, всего лишь как акт (серия актов) взаимодействия реципиента с источником (реже группойисточников) информации». В действительности же он отличается крайней сложностью и включает в себя ряд существенно различающихся типов «контакта» личности ссообщениями СМИ. Б. А. Грушин, например, выделяет шесть типов таких «контактов»: с источником информации,с информацией, прием информации, освоение информации, выработка отношения к информации, запоминание ин­формации. Подобное расчленение данного процессазначительно облегчает определение его эффек­тивности, в том числе и операциональное определение используемых понятий. Однако, хотя концепция поэтап­ногоизмерения эффективности включения личности в сферу влияния СМИ не ограничивается непосредствен­ным восприятием сообщений, она все же не выходитза рамки самой массовой коммуникации. Впрочем, такой выход возможен (и необходим) прежде всего «по вертикали вглубь», т. е. в иные виды социаль­нойдеятельности личности, реализующиеся до потребле­ния массовой информации, во время или после него.

Участие личности в процессе массовой коммуникации не сводится только к восприятию сообщений СМИ: оно включает в себя освоение,выработку отношения и за­поминание информации, а также такие формы участия, которые, по сути дела, совпадают с производством (об­ратная связь) ираспространением (ретрансляции, об­суждение воспринятых сообщений СМИ) информации. Поэтому вполне правомерным, на наш взгляд, представ­ляетсявыделение массово-коммуникативной деятельно­сти как особого, специфического вида социальной дея­тельности, которая при тотальном распространении идоступности массовой информации становится важным, а иногда необходимым условием и средством осуществ­ления практически любой деятельности личности:позна­вательной, общественно-политической, трудовой.

Определение эффективности включения личности в сферу влияния СМИ зависит также от того, реализация каких функций СМИ становитсяпредметом изучения. Большинство исследователей массовой коммуникации различают два основных уровня функционирования СМИ. На первом изучается реализациясоциально-психологических или психологических функ­ций- целей, связанных с удовлетворением потребностей личности в снятии психологического напряжения, раз­влечении,сопереживании, общении и т. д. В этом случае оцениваются различные эффекты восприятия конкретной личностью конкретных сообщений СМИ. На втором уров­неизучается реализация собственно социальных функ­ций-целей, связанных с удовлетворением потребностей социальных субъектов в управлении и воспитании,фор­мировании и выражении социальной активности. Чита­тель, слушатель, зритель выступают не как конкретная и единственная в своем роде личность, а какперсонифи­цированный социальный тип, коммуникатор — не как конкретный журналист, а как социальный институт. Со­циальные функции-цели СМИ при этомвыступают в качестве терминальных (цели-ценности) и могут быть определены как социально-стратегические, а социально-психологические и психологическиефункции-цели вы­ступают в качестве инструментальных (цели-средства) и определяются как социально-прагматические, имеющие подчиненный по отношению кпервым характер.

Следовательно, системный анализ включения лично­сти в сферу влияния СМИ с необходимостью предпола­гает выход за рамки массовойкоммуникации «по верти­кали вглубь», так как реализация социально-стратегиче­ских функций-целей СМИ выходит за рамки массово-коммуникативной деятельностиличности. Результаты реализации данных функций СМИ впроцессе влияния на личность можно определить в соответствии с основными видами социальнойдеятельности: как уровень познава­тельной, общественно-политической и трудовой активно­сти личности. Сравнение этих результатов с исходнымисоциально-стратегическими (терминальными) целями дает представление об эффективности включения лично­сти в сферу влияния СМИ.

Рассматривая массовую коммуникацию как деятельность газет, радио и телевидения по отражению окру­жающего мира, созданию моделейсоциальной действи­тельности в комплексе с деятельностью читателей, слушателей, зрителей по восприятию этих моделей, отме­тим, что реализациясоциально-стратегических целей осуществляется коммуникатором посредством моделиро­вания социальной действительности в сообщениях СМИ через различныехарактеристики их содержания, а со­циально-прагматических целей — посредством коммуни­кативного выражения избранной модели, «картины мира», через различныехарактеристики их формы . Коммуникатор в системе массовой коммуникации симво­лизирует социальный институт и остается функционером. В модели же, ожидаемой аудиторией,приоритет при­надлежит социально-психологическим функциям-целям, так как читатель, слушатель, зритель «всегда остается личностью «для себя» и «для нас»также, как может быть «частичной личностью»—«функционером» для себя и для других, если таковы его индивидуальные особен­ности. Иными словами, он остаетсясвободным в своем отношении к массовой коммуникации, единственные ме­ханизмы контроля — его ориентации и склонности, его привычки и интересы, его рассудок ипредрассудки. Таким образом, процесс включения личности в сферу влияния СМИ можно представить как единство двух процессов: реализации коммуникаторомпредлагаемой модели социальной действительности (модель как систе­ма определенных знаний, ценностей, норм поведения), как бы «материализующейся»,«опредмеченной» в сооб­щениях СМИ — с одной стороны, и реализации аудито­рией ожидаемой модели социальной действительности (модель как система информационныхинтересов, ожи­даний), начинающейся с момента выбора источника ин­формации и восприятия, «распредмечивания» конкрет­ного сообщения — с другой.


zhitie-svyatogo-andreya-hrista-radi-yurodivogo-zhitiya-svyatih-tom-10-oktyabr.html
zhitie-svyatogo-ioni-arhiepiskopa-novgorodskogo-zhitiya-svyatih.html
zhitie-svyatogo-stefana-carya-serbskogo1-zhitiya-svyatih-tom-12-dekabr.html
zhitiya-svyatih-tom-6-iyun.html
zhittvij-tvorchij-shlyah-gansa-saksa.html
zhittya-lyudini-za-mezhami-rdno-planeti.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/literatura-genetika-tekst-uchebnik-dlya-vuzov.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-ot-g-rabochaya-programma-kursa-russkogo-yazika-v-9-klasse-na-2010-2011-uchebnij-god.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-rukovoditelya-mezhregionalnogo-koordinacionnogo-centra-ooo-soyuz-mashinostroitelej-rossii.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/spisok-ispolzovannoj-literaturi-nergetiki-i-elektrifikacii-ees-rossii-obshie-tehnicheskie-trebovaniya-k-programmno-tehnicheskim.html
  • letter.bystrickaya.ru/missiya-obespechenie-formirovaniya-na-territorii-rossii-edinogo-informacionnogo-prostranstva-yavlyayushegosya-klyuchevim-usloviem-prevrasheniya-geograficheskih-osobennostej-rossii-v-ee-konkurentnoe-preimushestvo.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vorganizme-zhivotnih-sera-nahoditsya-glavnim-obrazom-v-vide-slozhnih-organicheskih-soedinenij-aminokislot-belka-vtele-zhivotnih-soderzhitsya-ot-012-015-seri-s.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/glava-i-obshie-polozheniya-statya-1-territorialnoe-obshestvennoe-samoupravlenie.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3trebovaniya-k-uchastnikam-podtverzhdenie-sootvetstviya-predyavlyaemim-trebovaniyam.html
  • report.bystrickaya.ru/issledovanie-inducirovannoj-shumom-sinhronizacii-v-sistemah-s-diskretnim-vremenem.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnie-polozheniya.html
  • credit.bystrickaya.ru/otkritie-magazina-salona-klassik-torzhestvennaya-chast-prazdnichnoj-programmi-posvyashennaya-dnyu-goroda-lyubimij.html
  • desk.bystrickaya.ru/ozhirenie-i-diabet-realnoe-lechenie-m-v-oganyan-zolotie-recepti-naturopatii-2006-g-.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/uchastie-v-municipalnih-regionalnih-federalnih-i-mezhdunarodnih-festivalyah-konkursah-smotrah.html
  • knigi.bystrickaya.ru/semya-iz-4-h-chelovek-roditeli-doch-14-let-sin-8-let-glavenstvuet-v-seme-mat-roditeli-pedagogi-sin-otricatelno-otnositsya-k-lyubomu-delu-kotoroe-pred-stranica-2.html
  • znanie.bystrickaya.ru/aksiologicheskie-osnovaniya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/professionalnaya-etika-yurista-3.html
  • turn.bystrickaya.ru/ponyatie-o-voobrazhenii-ego-osnovnih-vidah-i-processah.html
  • institut.bystrickaya.ru/ta-demeshkina-tomsk-aksenova-lpproblemi-formirovaniya-ritoricheskoj-kulturi-prepodavatelya-visshej-shkoli.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pravila-tehnicheskoj-ekspluatacii-zheleznodorozhnogo-transporta-rossijskoj-federacii.html
  • esse.bystrickaya.ru/rashodi-idut-v-otriv-kommersant-visloguzov-vadim-11072008-119-stolica-novosti-10-07-2008-kolosova-yuliya-16-30-8.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/preimushestva-himicheskih-ankerov-himtex-v-300ml-kartridzhah.html
  • thesis.bystrickaya.ru/primernaya-programma-professionalnogo-modulya-pm-1-proektirovanie-obektov-arhitekturnoj-sredi-2010-g-stranica-4.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-podgotovki-151000-68-02-nadezhnost-tehnologicheskih-mashin-i-oborudovaniya-neftegazovogo-kompleksa-kvalifikaciya-stepen-vipusknika.html
  • occupation.bystrickaya.ru/naimenovanie-znamenatelnih-dat-stranica-9.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konkurs-festival-provoditsya-po-7-nominaciyam-luchshij-populyarnij-ispolnitel.html
  • control.bystrickaya.ru/e-n-sherbak-raspisanie-letnej-sessii-studentov-3-kursa.html
  • control.bystrickaya.ru/chast-pravovoj-normi-ukazivayushaya-na-programma-disciplini-finansovoe-pravo-cikl-gos-vpo-opd-f-19-vhodit-v-chislo.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rumyancev-vladimir-petrovich-politika-ssha-i-velikobritanii-na-blizhnem-i-srednem-vostoke-v-1957-1964-gg-stranica-4.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-vozniknovenie-religij-drevnejshie-verovaniya.html
  • crib.bystrickaya.ru/itogi-raboti-morskogo-i-rechnogo-transporta-za-2005-god-i-zadachi-na-2006-god-materiali-k-rasshirennomu.html
  • control.bystrickaya.ru/centr-razvitiya-rebenka-detskij-sad-15.html
  • klass.bystrickaya.ru/6-logika-kak-sredstvo-razvitiya-veri-v-duhovnogo-nastavnika-prodolzhenie-kommentariya-k-lamrimu-25-iyulya-5-avgusta.html
  • institute.bystrickaya.ru/ezhednevnie-novosti-podmoskove-moskva-175-1982008-rabota-s-ogonkom.html
  • student.bystrickaya.ru/392294---28372-ezhekvartalnij-otchet-po-cennim-bumagam-za-2-kvartal-2006-goda.html
  • lesson.bystrickaya.ru/termicheskoe-otdelenie-dlya-neprerivnogo-otzhiga-metalla.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.