.RU

Взаимодействие субъекта и объекта управления

Морозов А.В.

Совместная деятельность людей предполагает контакты между ними и обмен необходимой информацией. Только на этой основе люди, объединенные в организацию, могут достигать своих целей. Любая организация, в том числе и на уровне малой группы, обязательно имеет соответствующую систему коммуникаций (связей), которая обеспечивает обмен информацией между ее членами.

Для осуществления любой коммуникации необходимы как минимум два человека - отправитель информации (коммуникатор) и ее получатель (коммуникант, или реципиент). Отметим, что вся деятельность по управлению любым трудовым коллективом представляет собой не что иное, как постоянные коммуникационные акты, участниками которых являются его члены.

В соответствии с основными функциями современного производственного коллектива можно назвать следующие основные цели осуществляемых в нем коммуникаций:

решение официальных задач коллектива в сфере производственной или общественно-политической деятельности;

удовлетворение социальных потребностей его членов (в общении, в привязанности, в информации и т. д.).

Исходя из направления потока информации в организации, различают коммуникации нисходящие - направленные "сверху вниз" (от руководителей к подчиненным), восходящие - направленные "снизу вверх" (от подчиненных к руководителям), и горизонтальные - осуществляемые между членами трудового коллектива, равными по своему служебному положению.

Совокупность горизонтальных и вертикальных связей образует пирамиду коммуникаций, на вершине которой находится руководитель наивысшего (в данной организации) ранга, а в основании – рядовые работники, не имеющие подчиненных. В зависимости от количества управленческих уровней выделяются "высокие" или "плоские" пирамиды коммуникаций.

Взаимодействие субъекта и объекта управления осуществляется посредством вертикальных коммуникаций (нисходящих и восходящих), которые мы и будем рассматривать далее.

При изучении коммуникаций в организации обычно исходят из модели К. Шеннона [289], в соответствии с которой можно выделить следующие основные элементы коммуникационной цепи:

источник информации;

передатчик;

)приемник;

получатель информации.

Рассмотрим основные элементы коммуникационной цепи применительно к организациям.

Под источником информации понимается лицо или группа лиц, составляющие определенное организационное целое и располагающие той или иной информацией. Эти данные кодирует на основе какой-либо системы знаков отправитель информации (коммуникатор) и передает далее сообщение соответствующему лицу или группе в целом. Иногда отправитель информации является в то же самое время и ее источником, однако их не следует полностью отождествлять.

Преобразование данных в те или иные сигналы производится отправителем информации посредством передатчика, в роли которого могут выступать биологические органы (например, голосовые связки) или технические устройства (например, автоматическое электротабло).

Эти сигналы поступают к приемнику, который, как и передатчик, представляет собой биологический орган или техническое устройство с функцией декодирования полученного сообщения.

Коммуникационную цепь замыкает получатель информации (реципиент) - лицо или группа лиц, учитывающих так или иначе в своей деятельности полученные сведения.

Весь путь от отправителя информации до ее получателя называется каналом коммуникации (имеется в виду как физическая, так и социальная среда). Следует отличать каналы от различных средств, используемых при передаче информации. В качестве таких средств выступают письменные документы, сообщения по телефону, радио, телевидению и т. д. Передача информации может быть осуществлена и непосредственным образом - когда участники коммуникации взаимодействуют на основе устной речи лицом к лицу.

Подчеркнем, что роли участников коммуникации нельзя разделить на активные (отправители информации) и пассивные (получатели информации). Последние также должны проявлять определенную активность, чтобы адекватно интерпретировать информацию. Кроме того, отправитель информации и ее получатель могут меняться своими ролями в ходе коммуникационного процесса.

Одна из первейших проблем, с которыми встречается каждый коммуникатор, заключается в необходимости привлечь внимание реципиента к предстоящему сообщению. Можно назвать две очевидные характеристики коммуникации, позволяющие удерживать внимание получателя информации. Это новизна и значимость для него данного сообщения. Таким образом, коммуникатору важно иметь ясное представление о том круге сведений, которым располагает будущий адресат информации, и об иерархии его ценностных ориентации.

Для адекватного понимания какого-либо сообщения необходима определенная общность "тезаурусов" отправителя информации и ее получателя. В данном случае под тезаурусом понимается вся совокупность информации, которой располагает данный человек. Большие различия в запасе и характере информации препятствуют эффективным коммуникациям. Так, известно, что члены каждой профессиональной группы имеют свой специфический язык, широко используемый в практике их трудовой деятельности. С одной стороны, наличие такого языка помогает специалистам быстрее обмениваться информацией друг с другом, с другой стороны, использование ими элементов своего профессионального жаргона в общении с представителями других профессиональных групп отрицательно сказывается на взаимопонимании участников данных коммуникаций (см. лекцию 15, барьеры, общения).

Эффект коммуникации зависит также от ряда социально-психологических факторов, сопутствующих процессу передачи и восприятия информации.

Рассматриваются, например, особенности социальных ролей участников коммуникации, престижность коммуникаторов, социальные установки получателя информации, особенности протекания его психических процессов и т. д. Имеются экспериментальные данные А. А. Бодалева, Г. М. Андреевой, О. Г. Кукосяна и других исследователей, свидетельствующие о том, что возрастные, профессиональные и ролевые характеристики личности существенно влияют на процессы восприятия и понимания людьми друг друга.

Эффективным коммуникациям в производственном коллективе могут препятствовать различные помехи. Иногда отправитель информации неправильно ее кодирует, например выражает свое сообщение несоответствующими словами. Процесс передачи информации также может сопровождаться помехами, в итоге чего информация поступает к получателю в искаженном виде. Это бывает, например, тогда, когда информация проходит через большое число иерархических уровней организации. По данным американских авторов, в устном сообщении при каждой последующей передаче теряется около 30% информации. Отметим, наконец, что человек, которому адресована информация, может просто ее неправильно понять.

Западные исследователи уделяют много внимания рассмотрению различных барьеров на пути коммуникаций в организациях (К. Роджерс, Ф. Ротлисбергер). Так, когда речь идет о коммуникациях "лицом к лицу", главным барьером называют тенденцию к преждевременной оценке сообщения, его одобрению или неодобрению, вместо того чтобы сохранять нейтральную позицию в процессе обмена мнениями. К возможным барьерам, препятствующим эффективным коммуникациям, относят также различия в образовании, опыте, мотивации и другие.

При рассмотрении путей информации в социальной среде различают формальные (официальные) и неформальные (неофициальные) каналы. Формальные каналы установлены административно в соответствии с должностной организационной структурой производственного коллектива. Они связывают людей в этой структуре как по вертикали, так и по горизонтали.

К неформальным каналам коммуникаций относятся все те, которые не совпадают с официально установленными. Можно выделить две основные причины, побуждающие работников использовать неформальные каналы:

потребность членов организации в социальных контактах, которая в пределах системы официальных коммуникаций никогда не удовлетворяется полностью;

низкая эффективность отдельных элементов официальной системы.

В пределах неформальных групп информация распространяется быстрее, чем в формальных. Однако неформальные коммуникации могут возникать не только между членами неформальных групп. Хорошие личные взаимоотношения между теми или иными работниками облегчают неформальную передачу информации. Главное преимущество системы неформальных коммуникаций - в ее большей гибкости, что нередко благоприятствует скорейшему распространению информации.

Для эффективного функционирования производственного коллектива необходимо наличие в нем систем как формальных, так и неформальных коммуникаций. Если организация обладает только системой формальных коммуникаций, процесс прохождения информации будет бюрократизироваться. Если же окажется превалирующей система неформальных коммуникаций, это приведет к распространению слухов и предположений, мешающих деятельности организации. Таким образом, нужен определенный баланс данных систем, оптимальное соотношение между ними. Каждый член организации занимает определенное место как в формальной, так и в неформальной системе коммуникаций, проявляя при этом соответствующую активность.

Информация, циркулирующая в пределах производственного коллектива, направлена не только на оптимизацию (в технологическом, организационном и экономическом смысле) выпуска соответствующей продукции. Значительная часть сообщений, передаваемых работниками друг другу, касается социальной жизни предприятия. Конечно, деятельность предприятия, рассматриваемая в целом, представляет собой единство двух сторон - производственной и социальной. Поэтому в социально-психологическом плане правомерно говорить о специфической социально-производственной информации, которая отражает все стороны жизни предприятия и способствует оптимальному функционированию производственного коллектива. Задача целенаправленного и систематического обеспечения работников данной информацией решается посредством официальной системы вертикальных коммуникаций предприятия как нисходящих, так и восходящих.


zhivaya-kuhnya-vse-moi-zhiznennie-voprosi-stali-myagko-reshatsya-vse-ulazhivaetsya-i-stanovitsya-na-mesta-zdorovo.html
zhivoe-plamya.html
zhivopis-azerbajzhana.html
zhivopisec-nesterov-mihail-vasilevich.html
zhivotnie-i-ih-mifologicheskie-obrazi-v-latinskih-nazvaniyah-kratkij-ocherk-istorii-razvitiya-studencheskogo-nauchnogo.html
zhivotnij-mir-bashkortostana.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-kompleksnoj-celevoj-programme-razvitiya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-2-tipi-perevodov-metodicheskie-rekomendacii-studentu-po-izucheniyu-disciplini-teoriya-i-praktika-perevoda.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kniga-rekordov-ginnesa-98-stranica-13.html
  • college.bystrickaya.ru/22-maya-2012-g-n-473-o-vozlozhenii-otvetstvennosti-za-svoevremennij-vvod-v-ekspluataciyu-v-2012-godu-obektov-gosudarstvennoj-investicionnoj-programmi-na-2012-god.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-2007-orenburg-soderzhanie-tema-soderzhanie-i-znachenie-finansovoj-strategii-firmi-4-stranica-5.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/amortizacionnaya-politika-predpriyatiya-i-ee-razvitie-chast-4.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/prikazivayu-stranica-2.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-rukovoditelya-v-sootvetstvii-s-utverzhdennoj-formoj.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sochinenie-na-temu-ya-blagodarna-uchitelyu.html
  • writing.bystrickaya.ru/bibliotekar-yuridicheskij-konsultant-2-2010-periodicheskie-izdaniya-postupivshie-v-centr-pravovoj-informacii-v-2010-godu.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-tematicheskij-plan-disciplini-menedzhment-ochno-zaochnaya-forma-obucheniya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/leonida-filatova-pro-fedota-strelca-udalogo-molodca.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-iii-inkrustaciya-iz-solomki-obrazovatelnaya-programma-hudozhestvennaya-obrabotka-drevesini-vozrastnoj-diapazon.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/smi-regionalnaya-pressa-monitoring-federalnoj-sluzhbi-po-tarifam-obzor-pressi-25-03-2011.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-i-zadanie-na-raschetnuyu-rabotu-po-discipline-teoriya-elektricheskoj-svyazi-dlya-studentov-dnevnoj.html
  • education.bystrickaya.ru/15-soderzhanie-disciplini-uchebno-metodicheskij-kompleks-rabochaya-uchebnaya-programma-dlya-studentov-ochnoj-i-zaochnoj.html
  • desk.bystrickaya.ru/osobennosti-krizisov-bankovskoj-sistemi-rossii-1998-i-2008-godov-prichini-i-posledstviya.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/psihoterapii-per-s-angl-spb-izdatelskij-dom-yuventa-m-ksp-2000-512-s-isvn-5-87399-097-2-stranica-25.html
  • student.bystrickaya.ru/19-iyulya-elo-yarosla-hilim-rebyonkom-pro-menya-v-polnoj-mere-mozhno-skazat-chto-ya-zhertva-medicini-neumerennie-priyomi.html
  • institut.bystrickaya.ru/statya-posvyashena-stilisticheskomu-priyomu-allyuzii-kotorij-rassmatrivaetsya-v-svete-teorii-intertekstualnosti-avtor-rassmatrivaet-razlichnie-podhodi-k-ponimaniyu-etogo-ponyatiya-privodit-klassifikacii-allyuzij.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-viii-xxi-nepismennoe-slovo-sohranyaetsya-na-segodnyashnij-moment-tolko-u-teh-narodov-kotorie-ne-hoteli.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-iii-kompleks-ov-dlya-nuzhd-fgup-rchc-dfo-g-habarovsk-2012-chast-i-aukcion.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-4-usloviya-i-faktori-opredelyayushie-socialno-ekonomicheskoe-razvitie-uchebnoe-posobie-dlya-magistrov-ekonomiki-sankt-peterburg.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-programma-disciplini-istoriya-zapadnoj-kulturi-dlya-napravleniya-031400-62-kulturologiya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obzor-armij-na-pole-bitvi-kurukshetra-stranica-31.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tablica-1-perechen-osnovnih-opasnostej-federalnoe-agentstvo-po-tehnicheskomu-regulirovaniyu-i-metrologii.html
  • writing.bystrickaya.ru/istoriya-razvitiya-sistem-zemledeliya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/spasateli-na-bort-smit-sahalina-podnyali-tela-odinnadcati-pogibshih-gazeta-rg-dalnij-vostok-internet-versiya-20122011.html
  • composition.bystrickaya.ru/pod-osobim-kontrolem-nahodyatsya-uchrezhdeniya-gde-viyavleni-grubie-narusheniya-poryadka-proizvodstva-evn.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obespechenie-obrazovatelnogo-processa-bibliotechno-informacionnimi-resursami-i-sredstvami-neobhodimimi-dlya-realizacii-obrazovatelnih-programm-pp-stranica-2.html
  • lecture.bystrickaya.ru/b3-finansovij-uchet-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-po-napravleniyu-080100-ekonomika-profil-finansi-i-kredit.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/risunok-554-doklad-o-polozhenii-detej-v-ivanovskoj-oblasti-ivanovo-2009.html
  • institut.bystrickaya.ru/statya-19-nenalogovie-dohodi-gosudarstvennogo-byudzheta-respubliki-saha-yakutiya-sokuon-a.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-v-tehnicheskaya-chast-konkursnaya-dokumentaciya-po-provedeniyu-otkritogo-konkursa-na-pravo-zaklyucheniya-gosudarstvennogo.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rimskoe-pravo.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.