.RU

Взаимоотношения родителей и детей в семье - Гендерная


Взаимоотношения родителей и детей в семье

Гендерные отношения родителей и детей складываются, казалось бы, в условиях конвергенции полов: муж и жена заводят детей и должны совместно их воспитывать. Следствием конвергенции должны быть гармоничные отношения как между мужем и женой, так и между родителями и детьми (обоего пола). Но и здесь существует скрытая половая сегрегация, проявляющаяся в различном выполнении родительских ролей.

По данным Э. Маккоби (Maccoby, 1999) и цитируемых ею авторов, гендерные роли матери и отца по отношению к детям существенно различаются в следуюицгх аспектах:

Взаимоотношения родителей и детей в семье 319

  1. разделение видов ответственности за детей;

  2. стили поведения матери и отца;

  3. демонстрация в поведении гендерно-типичных черт своего пола;

  4. различие стиля поведения по отношению к сыну и дочери;

  5. желание усиливать половую сегрегацию или конвергенцию по отношению к детям.

Все эти особенности влияют на взаимоотношения, которые складываются у матери и отца с детьми. Они также влияют на супружеские отношения. Рассмотрим эти особенности более подробно (обращаясь к данным из книги Маккоби — все исследования в этом разделе цит. по: Maccoby, 1999).

Разделение видов ответственности за детей

В большинстве культур муж и жена разделяют функции в семье. Выше уже говорилось, что Т. Парсонс и Р. Бейлз назвали их роли инструментальной и экспрессивной соответственно (муж — добытчик, жена создает хорошую психологическую атмосферу в семье). Когда появляются дети, супруги продолжают такое разделение. Муж заботится о финансовой стороне воспитания, он должен заработать деньги, чтобы дети могли быть накормлены, одеты, получили образование и т. п. Жена выполняет домашнюю работу и воспитывает детей.

Попытки изменить этот традиционный стереотип ни к чему не привели. По данным Рассела, некоторые мужчины при рождении детей оставались дома и занимались домашней работой, но долго это не продолжалось.

Кросс-культурные исследования в 15 странах, которые провел Стоун, продемонстрировали следующее: хотя работающие матери проводят с детьми меньше времени, чем домохозяйки, это все же большее время, чем у работающих отцов. Матери часто остаются наедине с ребенком, в то время как отцы занимаются с ребенком в основном в присутствии матери. Также обнаружилось, что когда оба родителя находятся дома с ребенком, основное психологическое внимание ему уделяет мать: она стимулирует его активность, выражает свое эмоциональное отношение, при необходимости утешает, в то время как отец читает или смотрит телевизор.

Когда дети вырастают и идут в школу, большая часть ответственности за их повседневную жизнь все равно остается на плечах матери (Расселл и коллеги).

В США неоднократно раздавались призывы изменить ситуацию, от компаний и организаций требовали, чтобы они предоставили мужчинам возможность заниматься воспитанием детей. Появилось понятие «новое отцовство»: молодые отцы, приходя с работы, активно вовлекаются в заботу о детях — пеленают ребенка, кормят и купают его. Организации освобождают таких отцов от командировок, чтобы они могли проводить время с семьей, а жены получают возможность совмещать заботу о детях с учебой или карьерой.

Однако в целом это не меняет ситуацию. Когда жены пошли работать, мужья стали проводить времени с детьми всего на 45 минут в неделю больше, чем раньше (Бернетт и коллеги).

Существуют и другие семьи, где один супруг идет на работу, а другой остается с ребенком, и работа позволяет им делать это но очереди.

Замечена и еще одна тенденция — «бегство отцов из семьи» (Грисвольд). Эта тенденция усиливается тем обстоятельством, что даже отец, занимающийся ре-

320 Глава 9. Гендерные отношения

бенком и проводящий с ним много времени, не освобождается от основной своей ответственности — обеспечивать семью материально (Маккоби и коллеги), поэтому, несмотря на благие намерения, объективные требования жизни (поддержанные субъективными переживаниями по поводу своего отцовства и материнства) приводят к тому, что мужчины и женщины в разной степени вовлечены в воспитание детей.

Лэмб и коллеги выделили 3 вида родительского вовлечения в воспитание детей:

  1. взаимодействие — прямые контакты с ребенком, ежедневные действия по заботе о нем и управление его активностью;

  2. присутствие — наблюдение за ребенком без контактов и взаимодействия с ним;

  3. ответственность — родитель вселяет уверенность в ребенка, мобилизует его внутренние ресурсы., заботится о его здоровье.

Оказалось, что соотношение вовлечения матерей и отцов по указанным видам следующее: по присутствию — 2:1, по взаимодействию — 3:1, а по ответственности — 10:1.

Эти результаты демонстрируют значительно большее участие американских матерей в воспитании детей по сравнению с отцами. В нашей культуре также принято возлагать ответственность за воспитание детей на мать, причем даже при условии, что она работает. В этом плане наши женщины-матери значительно более перегружены — не только по сравнению со своими мужьями, но и по сравнению со своими зарубежными коллегами, и психологически наше общество не готово сочувствовать трудностям матери, которая «сидит дома и ничего не делает». Нужны специальные исследования того, как такая ситуация сказывается на отношении матери к ребенку и на ее взаимоотношениях с супругом, а пока очевидно, что вовлечение матери во взаимодействие с ребенком значительно больше, чем у отца. и это обстоятельство нельзя считать позитивным фактором воспитания детей.

Следующий фактор, влияющий на гендерные отношения, — стиль поведения родителей.

Стили поведения матери и отиа

Различия между женщинами и мужчинами обнаруживаются:

  1. в использовании инструментального или экспрессивного лидерского стиля;

  2. в степени грубого физического взаимодействия;

  3. в различной сенситивности к проявлениям эмоций у детей;

  4. в проявлении либо взаимности, либо властной ассертивности при предъявлении требований;

  5. в конфронтации и дисциплине;

  6. в обучении и информировании детей.

Рассмотрим различные проявления стилей более подробно.

Инструментальный и экспрессивный стили. Здесь необходимо снова вспомнить о теории половых поведенческих стилей Т. Парсонса и Р. Бейлза — для мужчин характерен инструментальный, а для женщин экспрессивный стиль. Но выше уже было показано, что мужчины и женщины (в частности, руководители) не всегда ведут себя в соответствии с традиционным распределением гендерных ролей, что полностью подтвердилось и в случае с поведением родителей. По данным

Взаимоотношений родителей и детей в семье 321

Коллинза, отцы в своих взаимоотношениях с детьми демонстрируют только экспрессивный стиль (играя с ребенком, эмоционально его поддерживая), причем в такой же степени, как и матери, а матери — в равной степени оба стиля.

Кстати, аналогичные данные (женщины-руководители успешно используют оба стиля) были получены и при сравнении лидеров разного пола. И в случае с матерью, и в случае с менеджером такое использование различных стилей является свидетельством большей эффективности женщины при выполнении соответствующей роли. Мужчины же, выполняя роль отца, по существу уклоняются от эффективного взаимодействия с сыном или дочерью. Такое распределение стилей также нельзя считать позитивным фактором воспитания детей. Было бы более полезно, чтобы и женщина и мужчина проявляли в роли родителя сильные стороны своего пола: папа бы учил ребенка конкретным навыкам и решению проблем, а мама поддерживала эмоционально и учила искусству взаимоотношений с людьми. Прка же обе роли выполняет одна мама.

^ Степень грубого физического взаимодействия. Кроме меньшего взаимодействия с ребенком отец демонстрирует в этом взаимодействии грубый физический стиль, т. е. проявляет в своем поведении прямой физический контакт и физическую активность. Например, он подбрасывает младенца вверх, а позже учит ребенка ездить на велосипеде, бегает и прыгает с ним. По Йогмену, в такие игры играли и такой вид активности использовали 70% отцов и только 4% матерей.

Мамы же обычно играют в дистантные игры: они улыбаются младенцу, разглядывают его, гулят, разговаривают и поют, показывают ему игрушки. Когда дети становятся старше, мать использует игрушки для того, чтобы вовлечь ребенка во взаимодействие — поиграть с ним в какую-то игру. Отец же стимулирует ребенка к физической активности: бегать, прыгать, падать и т. п. Хотя оба родителя побуждают ребенка к активным и возбуждающим играм, стиль отца — более «возбуждающий».

При этом нацеленность отцов на физический контакт и физическую активность — позитивный фактор, и если отцы будут уделять больше внимания детям, то можно надеяться на гармоничное сочетание стилей отца и матери. Кроме того, для гармонии супружеских и родительских отношений оба родителя могут играть с детьми в одни и те же игры: физические, интеллектуальные, эмоциональные.

^ Сенситивность к проявлениям эмоций у детей. Отцы менее часто, чем матери, контактируют с младенцем: прикасаются к телу, смотрят в глаза, улыбаются и используют вокализацию (Филд и коллеги). По-видимому, и младенцы (такие данные есть, но их немного) проявляют большую голосовую активность по отношению к матери, чем к отцу. Таким образом, матери более внимательны к проявлениям эмоций у детей, чем отцы, и, по-видимому, более склонны к такой активности. В результате ребенок привыкает жаловаться на свои эмоциональные проблемы именно маме.

Возможно, отцы считают такой стиль подчеркнуто «фемининным» и избегают его. Однако это не означает, что они не способны понять ребенка, посочувствовать ему. Возможно, здесь необходима специальная работа по разъяснению отцам важности в том числе и эмоционального контакта с ребенком.

^ Конфронтация и контроль дисциплины. Отцы гораздо чаще матерей прибегают к директивным формам во взаимодействии с детьми: они повышают голос, кричат, дают указания в повелительной форме, т. е. вступают с детьми в конфрон-

11 Sat 28»

322 Глава 9. Гендерные отношения

тацию, не потакая им, и дети воспринимают отца как более авторитетного члена
семьи.

В эксперименте Андерсена дети 4-7 лет, играя в кукольный театр, изображали отца говорящим повелительно, громким голосом, а мать — говорящей деликатно, намеками. Это свидетелствует о том, что дети различают стили матери и отца. Более того, по-видимому, привыкнув к тому, что повелительный тон и повышение голоса до крика — это характеристика отца, дети именно с ним связывают все, что имеет отношения к дисциплине, а мягкий тон матери ассоциируется с нетребова-. тельностыо и отсутствием дисциплины. Конечно, это упрощение. Наверное, можно себе представить мать, которая добивается дисциплины и выполнения ее требований без крика и приказов. Однако здесь может играть роль еще один фактор. Женщина может намеренно (сознательно или неосознанно) демонстрировать свою беспомощность в наведении дисциплины, чтобы привлечь отца к воспитанию детей. Она говорит мужу: «Дети слушаются только тебя» или «Приструни их, они совсем распустились», детям же грозит: «Вот придет отец, он вам задаст». Так создается стереотип, что «папа поругает, а мама пожалеет». Мне кажется, что такая демонстрация различных стилей не слишком благоприятна для воспитания ребенка. Строгой может быть и мама, а папа — добрым и понимающим. И некоторые мужчины справедливо возмущаются, что жены отводят им роль полицейского или надсмотрщика. Других же мужчин такая роль может и устраивать — наказал сына или дочь — и вот уже принял участие в воспитании. По видимому, родителей разного пола следует обучать расширению репертуара своих стилей.

^ Обучение и информирование. Отцы чаще матерей демонстрируют интеллектуальное общение с детьми. Они обучают их, объясняют непонятное, дают информацию (Бронштейн), более активно, чем матери, развивают у детей мотивацию к успеху и интеллектуальные интересы (Коулмен и коллеги).

Возможно, женщины часто не владеют той информацией, которая есть у мужчин, и не могут ответить на многие вопросы ребенка. Мне кажется, что этот фактор тоже может быть важным для восприятия отца как более авторитетного члена семьи. С другой стороны, женщины должны расширять кругозор, чтобы быть интересными своим детям и уметь ответить на их вопросы. Мне кажется, что, несмотря на имеющиеся знания и интеллект, мужчина может также уклоняться от ответа на вопросы ребенка, говоря, к примеру: «Отстань, я устал». Поэтому отцам необходимо разъяснять их позитивную роль в воспитании детей.

Следующий фактор, который оказывает мощное влияние на гендерные отношения в семье, — это соответствие поведения мужчин и женщин гендерным стереотипам (типичное или нетипичное поведение).

Демонстрация гендерно-типичных черт своего пола в повелении

Выясняется, что мужчины в своем поведении больше заботятся о гендерной типичности. Женщина может чаще отступать от правил своего пола (например, быть то мягкой, то строгой), что было замечено и в поведении маленьких девочек. Мужчины же должны непременно быть маскулинными (мужественными, строгими и т. п.) Возможно, западная культура, в основном маскулинная, предъявляет повышенные требования к маскулинности мужчин, а возможно, такие различия просто функциональны: поскольку большая часть ответственности за ребенка воз-

Взаимоотношения родителей и детей в семье 323

ложена на мать, она порой вынуждена выполнять обе роли — и заботливой мамы, и строгого отца, поскольку часто папе просто некогда или он не хочет выполнять свою роль. Необходимо продолжить исследования, чтобы выяснить, как сказывается на гендерных отношениях супругов, а также родителей и детей в семье то обстоятельство, что мама и папа меняются ролями (мама — маскулинна, а папа — фемининен) или когда они оба демонстрируют сходные характеристики: фемининные, маскулинные или андрогинные. Пока жеотмечу неблагоприятную роль гендерного стереотипа маскулинности, который заставляет отцов вести себя не в соответствии с ситуацией (когда, может быть, надо проявить по отношению к ребенку мягкость) или со своими склонностями (хочется приласкать и пожалеть ребенка), а в соответствии с принятыми в обществе нормами.

Следующий фактор, влияющий на гендерные отношения, — отношение к детям разного пола.

Различия в отношении к сыновьям и дочерям

Отцы по-разному ведут себя с сыновьями и дочерьми (данные Маккоби, Сигала, Гуденаф и др.). Сына отец больше контролирует, более строг к нему, делает больше замечаний, больше обращает внимания на дисциплину. Его контакты с ним более грубые и «физические» (активные подвижные игры, например шуточная борьба). Отцы демонстрируют резко отрицательную реакцию на проявления фемининности у сыновей (в этом выражается гомофобия мужчин — боязнь гомосексуальности), в то же время, начиная с младенчества, они больше интересуются сыновьями и больше занимаются и играют с ними, когда те становятся старше. Совместных занятий с сыновьями больше, чем с дочерьми. Позднее отцы охотнее разговаривают с ними, чем с дочерьми, степень психологической близости с сыном возрастает по мере его взросления.

С дочерью, напротив, стиль обращения более нежный и рыцарский: не прямые требования, а в виде предложений (например, «может быть, ты'сделаешь то-то...»). В общественных местах отец проявляет больше заботы и беспокойства о маленькой дочери (1-2 года), чем о сыне. Позднее взаимоотношения с дочерью напоминают, по терминологии Гуденафа, «легкий флирт»: отец говорит девочке комплименты по поводу ее красивой одежды, длинных волос и т. п., т. е. ведет себя с ней как с маленькой женщиной. Когда девочка становится старше, отец резко уменьшает степень психологической близости с ней.

Матери, в отличие от отцов, примерно одинаково ведут себя с сыновьями и дочерьми.

По-видимому, роль матери проявляется в заботе о ребенке — слабом и беззащитном. Она обращается с ним, как играет в куклы — его надо качать и баюкать, кормить и утешать. Почему это сохраняется и по мере взросления сына, непонятно. Она могла бы позволить сыну проявлять заботу о ней, что было бы более ген-дерно-типичным. Так и делают некоторые женщины. Но исследования демонстрируют преобладание первой тенденции.

Роль отца выглядит более естественной — менять свой стиль по мере взросления дочери или сына. Здесь сильно заметен сексуальный компонент: но если по отношению к маленькой девочке этот компонент выглядит просто милой особенностью, то по отношению к дочери-красавице приобретает другой оттенок. Однако это предположение нуждается в экспериментальной проверке. Но, учитывая

324 Глава 9. Гендерные отношения

разницу в сексуальных установках мужчин и женщин, можно заметить эту разницу и в родительском поведении.

Наконец, еще один важный фактор, влияющий на гендерные отношения, — это явное (или скрытое) стремление усилить одну из тенденций — сегрегацию или конвергенцию и, как следствие, конфронтацию полов или их гармонию.

^ Желание усиливать конфронтацию или гармонию полов во взаимоотношениях в семье

Гендерные отношения супругов в процессе выполнения ими родительских ролей зависят от того, какой стратегии они придерживаются. Если их цель — улучшать свои отношения и воспитать хороших детей, то в отношении к ним они выступают «единым фронтом». Они не подрывают авторитет мамы или папы вылазах ребенка, поддерживают требования и действия другого супруга. И напротив, супруги могут вести войну друг с другом, вовлекая в нее и детей:

В исследованиях было установлено, что отцы в два раза чаще поддерживают мать, чем наоборот. Возможно, это связано с тем, что мать больше занимается ребенком и супруг считает, что она более компетентна и делает все правильно. А возможно, женщины больше стремятся воевать со своими мужьями, выражая в этой войне свою обиду на нежелание мужчин участвовать в воспитании детей и ведении домашнего хозяйства. Эмпирически были установлены проявления разных стратегий взаимодействия супругов при воспитании детей. Маккоби приводит примеры таких стратегий:

  1. комбинирование усилий родителей (мать и отец вместе ведут одну линию, помогая и дополняя друг друга);

  2. отец выступает в роли помощника матери (она — главный воспитатель, он поддерживает ее и помогает ей);

  3. отец использует ребенка, чтобы показать свою власть и превосходство над женой (к примеру, открыто смеется, когда ребенок не слушает ее, или иронически отзывается о формулировке ее требований);

  4. мать тайком разрушает влияние отца на ребенка ( в отсутствие отца позволяет ему делать то, что запретил отец, или даже прямо говорит: «Подожди, папа уйдет, и я тебе включу компьютер»);

  5. мать — посредник между отцом и ребенком (у ребенка и отца нет времени на общение, или они не понимают друг друга, или ребенок боится поговорить с отцом, и мама помогает им наладить отношения; здесь важно помнить, что подлинно гармоничные отношения возникают все же при прямом общении, поэтому такая стратегия возможна лишь как временное средство);

  6. родители имеют в виду разные цели при воздействии на ребенка (к примеру, мать, жалея плачущего сына, думает о сиюминутном его состоянии, а отец, будучи к нему строгим, заботится о его будущем — когда тот будет взрослым).

Эти разные стратегии порождают различные типы гендерных отношений — как между супругами, так и между родителями и детьми. Совершенно очевидно, что одни стратегии ведут к конфронтации полов, а другие — к их гармонии. Важно информировать родителей о том, какая из стратегий ведет к ухудшению или улучшению взаимоотношений, и учить их создавать хорошую атмосферу в семье.

Девиантные отношения 325

Таким образом, реализуя свои родительские роли, женщины и мужчины либо усиливают конфронтацию полов, либо уменьшают ее. Девочки и мальчики, наблюдая за поведением родителей, усваивают гендерные роли матери и отца. И в своих будущих семьях они будут воспроизводить ситуацию, которую видели в своей родительской семье. Поэтому исключительно важна исследовательская и коррекционная работа с мужчинами и женщинами для благородной цели — создания гармоничных взаимоотношений в семье и в целом между представителями разных полов в обществе.

Однако отношения полов могут принимать форму открытой вражды. Наверное, правомерно назвать их девиантными. Их мы и рассмотрим далее.

^ Девиантные отношения

Под таким названием я объединила поведение мужчин и женщин и их взаимоотношения в конфликтных ситуациях и в условиях правонарушения.

При разрешении конфликтов необходимо учитывать различные особенности участников переговоров, в том числе и гендерные.

По моему представлению, гендерный подход к разрешению конфликтов состоит в учете гендерных различий по личностным характеристикам и социальному поведению участников конфликта, в учете гендерных стереотипов, на основе которых строятся представления участников конфликта друг о друге, и в ожидании соответствующего поведения, а также в коррекции этих представлений' и ожиданий в соответствии с данными научных исследований и практикой общения с конкретным участником.

Как показывают данные исследований, половые различия поведения в конфликтной ситуации проявляются:

  1. в наличии гендерных стереотипов, влияющих на восприятие участника конфликта — представителя другого пола;

  2. в существовании у мужчин и женщин личностных черт, которые могут вести к конфликту;

  3. в предпочитаемых способах разрешения конфликта;

  4. в использовании разных речевых паттернов на переговорах, которые могут вести к взаимному непониманию обоих полов.

Рассмотрим эти особенности более подробно.

Существующие гендерные стереотипы оказывают влияние на поведение участников конфликта. Некоторые свойства личности (например, склонность к агрессии) Е. Н. Иванова (1997) справедливо связывает с конфликтностью людей. Обычно мужчинам приписывается большая агрессивность, ассертивность, конкурентность, доминантность, а женщинам — большая эмоциональность и меньшая агрессия, кооперативное поведение, подчиненность.

Если проанализировать этот «гендерный набор», то может сложиться впечатление, что по целому ряду качеств (исключая, возможно, малую эмоциональность) мужчины, согласно стереотипу, обладают качествами, провоцирующими конфликт. Однако строгие научные исследования далеко не всегда подтверждают существующие стереотипы. Напомним результаты, которые можно интерпретиро-

326 Глава 9. Гендерные отношения

вать как имеющие отношение к конфликтам (о них шла речь в главе о личностных характеристиках).

Личностные характеристики

Если мужчины превосходят женщин по проявлению прямой физической агрессии, то женщины — по скрытой вербальной агрессии. Вряд ли эти данные можно интерпретировать как большую агрессивность, провоцирующую конфликты, у какого-то одного пола: скрытая агрессия может быть в такой же степени конфликто-генной, как и явная.

Доминантность и ассертивность — качества, которые также могут быть связаны со склонностью к конфликтам, особенно если носителями их являются несколько участников конфликта. Хотя в исследованиях было установлено превосходство мужчин над женщинами по доминантности и ассертивности, девочки и женщины тем не менее не являются более «подчиненным» полом, проявляя контрдоминантность. И такое сочетание личностных черт у мужчин и женщин может вести к межполовым конфликтам.

Мальчики и девочки прибегают к разным манипулятивным стратегиям (макиавеллизм): первые используют прямое принуждение по отношению к другим детям, а последние действуют более тонко. Взрослые мужчины — большие макиа-веллы, чем женщины. Эти половые различия также могут вызывать конфликты между тем, кто манипулирует, и тем, на кого направлено манипулятивное влияние.

Большая эмоциональность женщин, связанная с одним из наиболее устойчивых и распространенных гендерных стереотипов, также может ассоциироваться с конфликтогенностью. Однако в исследованиях было установлено, что'по одним проявлениям более эмоциональны женщины, а по другим — мужчины. «Мужские» гнев, агрессия и презрение, так же как и «женские» печаль, страх и тревога, могут одинаково осложнять взаимопонимание между полами в конфликтной ситуации.

Проявление различных эмоциональных реакций женщинами и мужчинами в одной и той же конфликтной ситуации может вести к взаимному непониманию и усугублять конфликт. Логика участников может быть примерно такой: «Мне тоже тяжело, но почему я не гневаюсь (или не показываю страха)?»

На вопрос о том, какой пол является более конкурентным, а какой — кооперативным, пожалуй, нет определенного ответа. Довольно часто обнаруживается, что мужчины и женщины не отличаются друг от друга в этом плане. Пожалуй, более важными являются возраст испытуемых и отношения с партнером по конкурентной ситуации: если мальчики и девочки порой демонстрируют одинаковую конкурентность, то молодые девушки уже не решаются конкурировать со своими друзьями противоположного пола. Можно сказать, что мужчины и более конкурентны, и более кооперативны (см. главу о социальном поведении).

Половые различия в конкурентном поведении могут проявляться и при разрешении конфликта. Что же показали конкретные исследования?

Предпочитаемые способы разрешения конфликта

В ряде зарубежных исследований обнаружено, что в этом плане также существуют гендерные различия (здесь данные цит. по: Cross, Madson, 1997). Женщины

Девиантные отношения 327

выбирают те стратегии, которые способствуют сохранению существующих взаимоотношений, а не достижению личных целей (например, сделку, компромисс, уменьшение враждебности). Мужчины же используют давление и стараются доминировать над партнером, чтобы добиться своего (Линда и коллеги).

В этом плане женщины и мужчины оказались похожими на представителей соответственно восточной коллективистской и западной индивидуалистической культур (Льюинг и коллеги).

Американские психологи С. Кросс и Л. Мэдсон (Cross, Madson, 1997) объясняют эти данные наличием различных я-концепций у женщин и мужчин: у первых она «взаимозависимая», т. е. построена на связи с другими людьми, а у последних — «независимая», когда взаимоотношения с другими людьми служат лишь средством к достижению индивидуалистических целей (более подробна эта концепция изложена в главе 1).

Половые различия в способах разрешения конфликтов были обнаружены и в отечественных исследованиях.

В дипломнойч работе Л. А. Волосевич, выполненной под моим руководством, лри изучении 20 супружеских пар, половина которых имела стаж супружеской жизни от 1 года до 5 лет (группа А), а другая половина — от 20 до 25 лет (группа Б), выяснилось, что длительность брака является более мощным фактором, чем ген-дер: более опытные супруги обоего пола отличались от неопытных по частоте использования конструктивных способов разрешения конфликтов (50 описаний таких способов оценивались 15 профессиональными психологами, состоящими в браке, либо как конструктивные, например: «Мы стараемся найти компромиссное решение, удовлетворяющее нас обоих», либо как деструктивные, например: «Во зремя конфликта я всегда настаиваю на собственной правоте»). В то же время с помощью методики К. Томаса были выявлены гендерные различия: если не было возможности избежать конфликта, то женщины демонстрировали поведенческую реакцию, характеризующуюся как приспособление, а мужчины — конкуренцию. Впрочем, мужчины с большим супружеским стажем обнаружили тенденцию к использованию приспособления, что противоречит существующему гендерному стереотипу. В молодых парах ведущую роль в разрешении конфликта играли мужчины, а в опытных — женщины.

Другая моя дипломница, О. Н. Пауль, изучив 10 мужчин и 10 женщин (возраст — от 18 до 52 лет), клиентов центра психологической консультации, установила, что в конфликтной ситуации женщины предпочитают стратегию избегания и сотрудничества, а мужчины — компромисс и избегание; наименее предпочитаемой стратегией для обоих полов является приспособление (Томас).

Эти данные не вполне согласуются с существующими гендерными стереотипами. Оказалось также, что стратегия поведения в конфликтной ситуации связана с личностными качествами испытуемого: чем выше его самооценка и эмоциональная устойчивость, тем чаще он прибегает к сотрудничеству и реже — к компромиссу.

Кого эмоционально сильнее затрагивает конфликтная ситуация? Согласно стереотипу — женщин, в силу их якобы большей эмоциональности. Однако напомню изложенные выше данные о том, что мужчины (по крайней мере, по их мнению) более тяжело по сравнению с женщинами переживают разрыв романтических отношений, инициаторами же такого разрыва чаще выступают женщины. В то же время в семье женщины чаще мужчин подвергаются серьезным оскорбле-

328 Глава 9. Гендерные отношения

ниям и обидам со стороны партнера по браку, и, может быть, поэтому они реже мужчин вступают в повторный брак после развода. Женщины более сильно переживают и дистресс, связанный с конфликтами во взаимоотношениях с друзьями. При разрешении конфликтов часто используются переговоры, где участниками являются мужчины и женщины.

Использование различных речевых паттернов на переговорах

У. Ф. Линкольн, О. В. Аллахвердова и коллеги (1998) справедливо замечают, что не все конфликты могут быть предметом переговоров, однако эти переговоры играют важную роль в разрешении целого ряда конфликтов. Поэтому интересно рассмотреть, как ведут себя на них женщины и мужчины. Напомню результаты исследований половых, различий речевого поведения (о них говорилось в главе 8).

И в деловых и в интимных переговорах мужчины больше говорят и чаще прерывают партнера, а женщины задают много вопросов, часто их повторяя. Женщины также чаще выражают сомнение или отрицание по поводу своих высказываний, чтобы смягчить свое мнение и выразить хотя бы минимальную поддержку другому говорящему. Были обнаружены гендерные различия и в невербальном поведении, в частности в улыбке и смехе, — женщины смеются и улыбаются чаще мужчин.

В то же время получены данные о речевых различиях у лидеров и последователей разного пола. Менеджеры обоего пола говорят как мужчины, а подчиненные — как женщины.

Интимные партнеры ведут себя сходным образом, причем это обнаруживается и в гетеросексуальных парах, и в парах гомосексуалов обоего пола. Лидеры во всех трех типах пар чаще прерывают партнера по общению, чем ведомые, а последние чаще используют поддерживающие речевые паттерны.

Добавлю и другие данные (цит. по: Hustone, Aschmore, 1986). В гетеросексуальных интимных парах партнеры разного пола используют различные речевые стратегии. Мужчины, чтобы добиться своего, прибегают к директивному стилю: они настойчивы, дают указания, настаивают, торгуются, убеждают женщин. Женщины же прибегают к деликатной стратегии: используют намеки, советы, уходы, отказ от обещания (Фалбо и коллеги).

Такое различие речевых паттернов может вызывать раздражение и непонимание у обоих полов. Он может упрекать ее: «Скажи прямо, чего ты хочешь», а она — его: «Неужели нельзя быть поделикатнее?» Поэтому часто в интимных взаимоотношениях во время конфликта женщины плачут, сердятся и критикуют мужчин за недостаток внимания и нечувствительность. Мужчины же в это время гневаются, отвергают слезы и призывают к логическому и неэмоциональному подходу к проблеме и сами ищут логические причины объяснения конфликта (Келли и коллеги). Очевидно, что каждая сторона считает свое поведение более приемлемым, и такое сочетание стратегий не будет способствовать разрешению конфликта.

О чем бы ни говорили супруги (на интимные или не интимные темы), жены чаще обнаруживают большую эмоциональную вовлеченность и личностные переживания (Мортон). Они пропускают через себя мировые события, что непонятно для мужей.

Девиантные отношения 329

Полученные данные объясняются следующим образом: речевые паттерны женщин

zhiznennij-cikl-cheloveka.html
zhiznennij-cikl-produkta-chast-2.html
zhiznennij-cikl-produkta.html
zhiznennij-cikl-tovara.html
zhizneopisanie-marii-styuart-s-cvejga-chast-2.html
zhiznv-dvuh-mirah-rekomendacii-dlya-chlenov-semi-i-druzej-215-10-kto-mozhet-pomoch-i-kak-242.html
  • lesson.bystrickaya.ru/tema-1-arifmeticheskij-sposob-resheniya-obrazovatelnie-programmi-teoriya-i-metodika-nachalnogo-obshego-obrazovaniya.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-23-vo-vlasti-otliva-starij-morskoj-volk-v-traktire-admiral-benbou.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zakonodatelnaya-baza-rossijskoj-reklami-stranica-11.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/gumanizaciya-otnoshenij-mladshih-shkolnikov-chast-3.html
  • testyi.bystrickaya.ru/analiz-riskov-vliyayushih-na-reshenie-takticheskih-zadach-i-dostizhenie-strategicheskih-celej.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sobornie-slushaniya-vera-i-znanie-nauka-i-tehnika-na-rubezhe-stoletij.html
  • abstract.bystrickaya.ru/17germanskij-standart-bsi-petrenko-s-a-simonov-s-v.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vliyanie-internet-na-razvitie-sovremennogo-obshestva.html
  • studies.bystrickaya.ru/boris-semenovich-yakobi-chast-2.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebnoj-i-uchebno-metodicheskoj-literaturi-rekomenduemoj-dlya-izucheniya-disciplin-stranica-2.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-4-kratkosrochnie-programmi-vospitaniya-metodicheskoe-posobie-moskva-2003-cvetkova-i-v-kak-sostavit-i-uspeshno.html
  • reading.bystrickaya.ru/literatura-kursi-dlya-sistemi-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-po-aktualnim-problemam-svyazannim-s-izmeneniyami.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-gbou-brgi-3-tema-nad-kotoroj-rabotaet-uchrezhdenie-stranica-2.html
  • grade.bystrickaya.ru/oboznachim-uporyadochennuyu-posledovatelnost-iz.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/press-reliz-koncerta-tvorcheskih-kollektivov-gruzinskoj-i-armyanskoj-diaspor-ritmi-kavkaza.html
  • literature.bystrickaya.ru/dopusheno-k-zashite-v-gak-nachalnik-kafedri-ugolovnogo-processa-k-yu-n-docent-2007-g-vipusknaya-kvalifikacionnaya-rabota-polnomochiya-suda-na-dosudebnih-stadiyah-ugolovnogo-processa-stranica-5.html
  • education.bystrickaya.ru/2kontrol-za-prohozhdeniem-programmnogo-materiala-i-stepenyu-obuchennosti.html
  • books.bystrickaya.ru/dlya-rukovoditelej-fgou-grafik-provedeniya-obektovih-trenirovok-v-obrazovatelnih-uchrezhdeniyah-moskovskoj-oblasti-v-period-s-1-po-28-fevralya-2012-goda-stranica-2.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zagadki-velikogo-okeana-stranica-9.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zakon-o-nagradah-i-pooshreniyah-v-respublike-komi.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-razdel-otoplenie-ventilyaciya-i-kondicionirovanie-73-40-01-11-ov-pz-direktor-morozov-m-g-gip-borisov-a-v.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/63-raschet-tokov-korotkogo-zamikaniya-diplomnij-proekt-studenta-gr-er-98-rodchenko-t-a-na-temu-proektirovanie.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pravila-vnutrennego-rasporyadka-dlya-obuchayushihsya-vospitannikov-s-ogranichennimi.html
  • student.bystrickaya.ru/35-obsluzhivanie-vspomogatelnih-mehanizmov-i-uhod-za-oborudovaniem-1-naznachenie-i-oblast-primeneniya-4.html
  • turn.bystrickaya.ru/po-dannim-koordinacionnogo-centra-domena-ru-hotya-bi-raz-v-mesyac-operatori-svyazi-dolozhili-o-gotovnosti-k-shtormovim.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-s-bezrukova-osnovi-duhovnoj-kulturi-stranica-9.html
  • lecture.bystrickaya.ru/6-gosudarstvennij-nadzor-reshenie-idti-na-risk.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sistema-standartov-bezopasnosti-truda-stranica-4.html
  • klass.bystrickaya.ru/6-pravovoe-regulirovanie-razvitie-grazhdanskoj-morskoj-tehniki.html
  • essay.bystrickaya.ru/chempionat-rossii-po-gornolizhnomu-sportu-2012.html
  • control.bystrickaya.ru/druzya-ne-nado-etih-zvukov-stranica-17.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/36-inie-prakticheskie-rekomendacii-sovershenstvovaniya-sistemi-obespecheniya-bezopasnosti-dorozhnogo-dvizheniya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/logicheskij-tip-dannih-operacii-sravneniya.html
  • student.bystrickaya.ru/28-netradicionnie-sredstva-ozdorovleniya-uchebnoe-posobie-izdatelstvo-tpu-tomsk-2006.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/5-kachestvo-podgotovki-specialistov-otchet-po-rezultatam-samoobsledovaniya-fakulteta-sociologii-po-napravleniyu.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.