.RU

Взаимосвязь самооценки и статусного положения в системе межличностных отношений в группе учащихся младшего подросткового возраста

Министерство общего и специального образования

Российской Федерации


Правительство Ленинградской области

Ленинградский областной государственный университет

имени А.С. Пушкина

Кафедра практической психологии
На правах рукописи
Бекленищева Татьяна Николаевна
Взаимосвязь самооценки и статусного положения в системе межличностных отношений в группе учащихся младшего подросткового возраста
Специальность: 0204400 - Психология

Выпускная квалификационная работа (диплом)


Научный руководитель: Шабанов З.Н.


Рецензент:


Екатеринбург

2000


Министерство общего и специального образования

Российской Федерации

Правительство Ленинградской области

Ленинградский областной государственный университет

имени А.С. Пушкина

Кафедра практической психологии
На правах рукописи
Бекленищева Татьяна Николаевна
Взаимосвязь самооценки и статусного положения в системе межличностных отношений в группе учащихся младшего подросткового возраста
Специальность: 0204400 - Психология

Выпускная квалификационная работа (диплом)


Научный руководитель: Шабанов З.Н.


Рецензент:


Оглавление

Стр.

Введение 3 Глава 1. Особенности развития межличностных взаимоотношений и самооценки детей младшего подросткового возраста 7

Глава 2. Экспериментальное изучение межличностных

взаимоотношений и самооценки детей младшего

подросткового возраста 33

Глава 3. Практическая часть 41

Выводы и рекомендации 57

Заключение 59

Список использованной литературы 60

Приложения 62

Екатеринбург 2000


ОТЗЫВ


На дипломную работу Бекленищевой Татьяны Николаевны «Взаимосвязь самооценки и статусного положения в системе межличностных отношений в группе учащихся младшего подросткового возраста».

Дипломная работа содержит большой теоретический и практический материал по проблеме общения в подростковом возрасте. Особое внимание уделяется в ра­боте на изучение межличностных взаимоотношений детей младшего подросткового возраста, на изучение самооценки детей данного возраста.

Делается заключение, что причины трудностей об­щения в подростковом возрасте часто становятся очень актуальными в школе. Часто такого рода трудности возника­ют из-за личностных особенностей подростков.

Работа состоит из трех глав. В первой главе подробно освещаются теоретические вопросы по проблеме межличностных взаимоотношений в младшем подростковом возрасте, даётся общая харак­теристика подросткового возраста, показана специфика обще­ния, его особенностей, названы основные причины трудностей, возникающих в процессе общения. Во второй главе даётся описание методик, которые способствуют выявлению статусного положения подростка в системе межличностных взаимоотношений, определению уровня самооценки. В третьей главе описывается исследование проведенное на базе средней школы № 96 г. Екатеринбурга. В работе делается заключение, что самооценка зависит от статусного положения подростка в группе.

Дипломная работа имеет практическое значение для работы школьного психолога, классных руково­дителей. Проблемы общения, которые затрагивает автор дип­ломной работы, являются актуальными, особенно в условиях современной школы.

Данная дипломная работа заслуживает положительной оценки.


З.Н. Шабанов


Реферат

Тема данной выпускной квалификационной работы – «Взаимосвязь самооценки и статусного положения в системе межличностных отношений в группе учащихся младшего подросткового возраста». Цель работы: изучить влияние статусного положения ребенка в группе на формирование его самооценки.

Объектом исследования являются дети младшего подросткового возраста в возрасте 10 – 11 лет, в количестве пятидесяти человек.

В процессе работы были изучены основные аспекты межличностных отношений в группе детей младшего подросткового возраста, даны представления о самооценке детей данного возраста.

В исследовательской части на основе изучения межличностных отношений в группе детей младшего подросткового возраста был определен социальный статус каждого ребенка в группе, определен уровень самооценки у каждого ребенка в группе, выявлена взаимосвязь между статусным положением ребенка в группе и уровнем его самооценки.

Дипломная работа состоит из трех частей:

Далее следуют выводы, рекомендации, заключение, приложения.

Все полученные данные отражены в графиках, таблицах, в приложении.


Введение

Становление личности индивида не может рассматриваться в от­рыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включа­ется. По словам К. Маркса, общество "не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды на­ходятся друг к другу".

Природа межличностных отношений в любых общностях доста­точно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональ­ные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реали­зует себя, отдавая об­ществу воспринятое в нем. Именно активность личности, её дея­ния явля­ются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержа­нию, ценно­стям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформаль­ных объединениях, - индивид про­являет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отно­шений с другими.

Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей и отношений. В детских и подростковых группах складыва­ются межличностные отно­шения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретно-исторической ситуации развития общества. Не­смотря на то, что проявления межличностных отно­шений в каждой кон­кретной группе имеют свою неповторимую историю, на разных возрас­тных этапах действуют общие закономерности их становления и разви­тия.

Первая из них отражает обусловленность природы межличностных отношений тем местом, которая возрастная социальная группа занимает в обществе. Вторая ха­рактеристика межличностных отношений – это их за­висимость от совместной дея­тельности, которая в любую историческую эпоху опосредствует развитие межлично­стных отношений в группе, оп­ределяет их строение. Третья особенность межлично­стных отношений за­ключается в их уровневой природе – сколько-нибудь сложив­шаяся группа имеет определенный уровень развития, от которого зависит наличие или отсутствие тех или иных её социально-психологических особенностей и характер её влияния на индивидов.

Любая группа на любой возрастной ступени характеризуется своей осо­бой социальной ситуацией развития. Понятие социальной ситуации развития было введено Л.С. Выготским для характеристики развития личности ребенка внутри определенного возрастного этапа на основе конкретно – исторической системы его отношений с социальной действи­тельностью. Понятие социальной ситуации развития может быть приме­нено и к характеристике детской группы.

Это прежде всего объективные условия существования данной группы, опреде­ляемые исторической эпохой, культурой и пр.

Другим компонентом социальной ситуации развития детской группы является её объективный социальный статус, определяемый пре­жде всего положением детства как социально – возрастной группы в структуре общества.

Помимо объективных условий социальной ситуации развития детской группы существует субъективный аспект социальной ситуации развития. Он представлен социальной позицией, т.е. отношение членов детской группы к этим объективным ус­ловиям , статусу, и их готовностью к принятию этой позиции и действиям в соответ­ствии с ней.

Анализ социальной ситуации развития позволяет раскрыть содержание меж­личностных отношений в детских группах. В детских и подростковых группах могут быть выделены функционально – ролевые, эмоционально – оценочные и личностно – смысловые отношения между сверстниками.

Эмоционально – оценочные отношения выявляются в непосредственном взаи­модействии детей, отражая систему их предпочтений. Знание этих отношений позво­ляет ответить на многие вопросы связанные с поведением ребенка. На первый план здесь выступают эмоциональные предпочтения – симпатии, антипатии, дружеские предпочтения и т.д.

В последнее время, с притоком новых социальных взглядов, когда многое ме­няется и нажитое за последние десятилетия переходит в небытие необходимо нахо­дить новые цели, новые способы деятельности, которые бы давали нам больше, по­зволяли бы более продуктивно работать в новой сложившейся ситуации. Отход от то­талитарного общества и попытки прийти к более демократичному укладу жизни тре­бует от нас пересмотра многих аспектов окружающей нас действительности.

Исходя из этого актуальность данной темы определяется следующими аспектами: наше внимание должно затрагивать особую ситуацию развития детей данного возраста, в данном случае 10-11 лет; необходимо найти точки соприкосновения изменяющегося мира и процесса становления такого вида деятельности ребенка в этом возрасте, как эмоционально – личностное общение, а также уточнить влияние сложившейся социальной ситуации на него; следующим аспектом можно назвать необходимость изучения мотивов эмоцио­нального выбора в межличностных отношениях подростков что в свою очередь вы­ражается необходимостью изменений в воспитательной работе школы, в связи с по­явлением новых воспитательных технологий. Большинство этих технологий нахо­дится только в стадии теоретической разработки и требуют скорейшей практиче­ской апробации, в то время как различные технологии обучения довольно успешно практикуются многими школами на всей территории Российской Федерации.

В данной работе планируется подойти к решению некоторых из обозначенных проблем и оказать реальную помощь в которой нуждается практика современной общеобразовательной школы.

Цель работы: изучить влияние статусного положения ребенка в группе на формирование уровня его самооценки.

В данной работе нами решались следующие задачи:

  1. Проанализировать литературные источники по данной проблеме.

  2. На основе анализа источников построить схему исследования межличностных отношений и самооценки детей младшего подросткового возраста.

  3. Подготовить и провести необходимые исследования, позволяющие подтвердить или опровергнуть гипотезу.

  4. Обработать результаты и сделать соответствующие выводы.

  5. Ознакомить работников школьного учреждения с полученными результатами, а также дать необходимые рекомендации.

Гипотеза: дети с низким статусным положением в группе будут иметь более низкую самооценку, чем дети имеющие более высокий статус.

Предмет исследования: зависимость уровня самооценки ребенка младшего подросткового возраста от его статуса в данной группе.

Объект исследования:

Для изучения уровня самооценки каждого ребенка группы была использована методика самооценки качеств личности (Т. Дембо – С. Рубинштейна).

Для проведения диагностики межличностных отношений в группе подростков была использована методика выявления социометрического статуса личности и структуры межличностных связей в группе (социометрия).


Особенности развития межличностных взаимоотношений и самооценки детей младшего подросткового возраста
Психологическая характеристика группы и коллектива.

1.1.1. Социально-психологическая характеристика групп.


Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельно­сти, - важнейший вопрос социальной психологии.

Реальность общественных отношений всегда дана как реаль­ность отношений между социальными группами, поэтому для социо­логического анализа крайне важ­ным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию сле­дует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.

«Группа - это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с точки зре­ния социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности» [13]. Сразу же следует оговориться, что в общественных нау­ках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия “группа”. С од­ной сто­роны, в практике, например, демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются ввиду условные группы: произвольные объединения (группи­ровки) людей по какому либо общему признаку необходимому в данной системе ана­лиза.

С другой стороны, в целом цикле общественных наук под груп­пой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены одним общим признаком, разно­видностью совместной деятельности или помещены в какие-то иден­тичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.

Группы бывают: большими и малыми, от двух человек и более, ус­ловными и ре­альными. Реальные группы делят на малые и большие, офи­циальные и не официаль­ные, устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные, контактные и некон­тактные. Стихийные - К.К.Платонов на­звал «неорганизованными группами».

Группы состоят из людей, общества - из групп. Индивиды, группы и общества - это три современные реальности, они взаимосвязаны. Все группы более или менее специализированы. Их специализация зависит от потребности людей. Так, семья в промышленном городе имеет одновре­менно генетическую и воспитательную функ­ции. Другие группы выпол­няют другие функции. Индивиды участвуют в во многих группах. Неко­торые группы предполагают физическое присутствие ее членов. Одно­временно можно участвовать в нескольких группах: члены команды по футболу, учебные заведения. Существуют постоянные, временные, слу­чайные или спорадиче­ские группы. Некоторые группы созданы для дли­тельного существования и стремятся к этому: школы, деревня, предпри­ятия, заинтересованные в продолжении своего дела. Это группы, которые не хотят исчезнуть. Другие группы обречены на недлительное существо­вание (туристы). Некоторые группы являются свободными, другие имеют обязательный характер. Так, появившись на свет, мы не выбирали семью, этническую группу или нацию, другие группы, куда вступают по жела­нию: спортивный клуб, культурные общества или социальное объедине­ние. Формальные группы характери­зуются организованной структурой. Социальные отношения здесь носят безличный характер (различные пар­тии). В неформальной группе существуют личные, социаль­ные отноше­ния, которые осуществляются в ролях, определяемых внутренней средой, симпатиями (это друзья, приятели, “клуб по интересам”). Первичная или ограничен­ная группа является основой для человека это - семья. В ней происходит процесс культуризации. Вторичные группы - большие по размеру и отношения в них форма­лизованы. Пример: баскетбольный клуб в который входят несколько команд, - это вторичная группа. А одна ко­манда - первичная группа.

Социальная психология предпринимала многократные попытки по­строить клас­сификацию групп. Американский исследователь Ювенк вы­членил семь различных принципов, на основании которых строились та­кие классификации. Эти принципы были самыми разнообразными: уро­вень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобла­дающий тип контактов в группе. Однако общая черта всех пред­ложенных классификаций - формы жизнедеятельности группы.

Для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные. Она сосредоточивает свое исследование на реальных группах. Но среди этих реаль­ных существуют и такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологи­ческих исследованиях - реальные лабора­торные группы. В отличие от них сущест­вуют реальные естественные группы. Социально-психологический анализ возможен относительно и той, и другой разновидности реальных групп. Однако наибольшее значе­ние имеют реальные естественные группы. В свою очередь эти естествен­ные группы подразделяются на так называемые “большие” и “малые” группы. Малые группы - обжитое поле социальной психологии. И все же остановимся на ней.

Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены ко­торой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возник­новения эмоциональных отноше­ний, групповых норм и групповых про­цессов.

Целесообразность исследования групп очевидна, т.к. они являются удобной мо­делью изучения процессов внушаемости, конформности, сра­батываемости, общения и т.д. за определенный промежуток времени.

Лабораторные исследования малых групп могут быть приближены к реальным жизненным условиям двумя разными способами. Первый спо­соб идет по пути созда­ния экспериментов, изолирующих все важнейшие и второстепенные атрибуты этих ситуаций. Второй способ сближения идет по пути не только организаций условий эксперимента, но и включает ис­следования реальных контактных групп в “жизненных” (моделируемых) условиях взаимодействия.

И что ценно, в лабораторных исследованиях малых групп соблюда­ется обще - психологический принцип подбора испытуемых: они должны быть одного возраста, пола, близкого уровня образования.

Что же касается больших групп, то вопрос об их исследовании значи­тельно сложнее и требует особого рассмотрения. Важно подчеркнуть, что эти “большие” группы также представлены в социальной психологии не­равноценно: одни из них имеют солидную традицию исследования на За­паде (это по преимуществу большие, не организованные, стихийно воз­никшие “группы”, сам термин “группа” по отноше­нию к которым весьма условен), другие же, подобно классам, нациям значительно слабее пред­ставлены в социальной психологии в качестве объекта исследования. В группах первого вида, процессы протекающие в них, хорошо описаны в некоторых разделах социальной психологии, в частности при исследова­нии способов воздейст­вия в ситуациях вне коллективного поведения.

Точно также малые группы могут быть подразделены на две разно­видности: формирующиеся группы, уже заданные внешними социаль­ными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и кол­лективы, т.е. группы более высокого уровня развития, связанные со специфическими видами социальной дея­тельности. Группы первой разновидности можно обозначить как “становящиеся”.


Эта классификация может быть наглядно представлена в виде схемы представ­ленной в учебнике Г.М. Андреевой « Социальная психология» [1]:



znachenie-vzglyadov-aristotelya-dlya-istorii-i-filosofii-nauki.html
znacheniya-pokazatelej-podpokazatelej-rezultativnosti-predostavleniya-federalnoj-subsidii-byudzhetu.html
znachennya-vtamnv-v-obmn-rechovin-nasldki-h-vdsutnost-nestach-nadlishku.html
znak-chetiryoh-2.html
znaki-mincmejsterov-rabotavshih-v-moskve.html
znakomstvo-s-ciframi-doshkolnikov.html
  • studies.bystrickaya.ru/goncharov-i-a-oblomov-i-zahar-v-romane-i-a-goncharova.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-ratifikacii-dogovora-mezhdu-rossijskoj-federaciej-i-respublikoj-angola-o-vzaimnoj-pravovoj-pomoshi-po-ugolovnim-delam.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-mezhdunarodnogo-foruma-po-nanotehnologiyam-3-5-dekabrya-moskva-cvz-ekspocentr.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-polozheniya-ivkonkursa-dizajna-provodimogo-otdelom-dizajna-intererov-gruppi-kompanij-porcelanosa.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/proekt-normativno-tehnicheskogo-obespecheniya-proizvodstva-likerovodochnih-izdelij.html
  • control.bystrickaya.ru/bibliografiya-trudov-stranica-2.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/p-r-i-k-a-z-a-i-torchinskij-data-13-05-2008-g-podpis-i-o-familiya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-elektivnogo-kursa-vspomogatelnie-istoricheskie-disciplini-9-klass.html
  • diploma.bystrickaya.ru/zakoni-karmi.html
  • notebook.bystrickaya.ru/grazhdanskoe-pravo-chast-5.html
  • assessments.bystrickaya.ru/deyatelnost-komitetov-i-komissij-gd-semnadcat-komissij-i-plan-do-vesni-21-izvestiya-ilichev-georgij-31-01.html
  • institut.bystrickaya.ru/strahovanie-ot-neschastnih-sluchaev-na-proizvodstve-i-professionalnih-zabolevanij.html
  • tests.bystrickaya.ru/komponent-po-viboru-15-kreditov-kazahstan-uchrezhdenie-innovacionnij-evrazijskij-universitet.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/po-moemu-mne-udalos-najti-otvet-na-interesuyushie-menya-voprosi-ieto-ne-te-trivialnie-istini-kotorimi-pestryat-stranici-ne-plohie-zakoni.html
  • lecture.bystrickaya.ru/63soedinennie-shtati-ameriki-otchet-o-nauchno-issledovatelskoj-rabote-razrabotka-koncepcii-obedinennih-gosudarstvennih.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-2-avtorskoe-pravo-uchebnik-bliznec-i-a-leontev-k-b-pod-red-i-a-blizneca-.html
  • lecture.bystrickaya.ru/44-raschet-investicij-po-tablice-dvizheniya-denezhnih-sredstv-proizvodstvennoe-obedinenie-alina.html
  • report.bystrickaya.ru/karlik-s-kogtyami-a-k-prijma-professionalnij-pisatel-i-izvestnij-issledovatel-anomalnih-yavlenij-avtor-mnogih.html
  • nauka.bystrickaya.ru/voennie-metodi-mirnoj-reklami.html
  • shkola.bystrickaya.ru/sudi-spravedlivosti-v-anglii-xiv-xvi-vekov-chast-2.html
  • essay.bystrickaya.ru/dokladi-predstavlennie-gosudarstvami-uchastnikami-v-sootvetstvii-so-statej-9-konvencii-stranica-2.html
  • literatura.bystrickaya.ru/referat-po-matematike-na-temu-ponyatie-integrirovaniya-i-ego-primenenie.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-o-respublikanskom-konkurse-vokalnogo-iskusstva-muzikalnij-zvezdopad.html
  • klass.bystrickaya.ru/6-soderzhanie-kursa-lekcionnih-zanyatij-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-trudovoe-pravo-dlya-napravleniya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konfekcionirovanie-materialov-dlya-zhenskoj-kurtki-iz-plashevoj-tkani.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kratkij-slovar-nauchnih-terminov-sakralnoj-nauki-velikoj-rusi.html
  • urok.bystrickaya.ru/predstavlyaet-programmi-pobeditelej-konkursov-nacionalnogo-fonda-podgotovki-kadrov-letnie-strategicheskie-igri.html
  • shkola.bystrickaya.ru/strizhki-chast-8.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-en-v-01-mirovoj-rinok-obektov-intellektualnoj-sobstvennosti-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti.html
  • letter.bystrickaya.ru/navigatorinfoparametri-uchebno-metodicheskoe-posobie-tambov-2002-g-avtori-sostaviteli-ivanova-o-g-orlov-v.html
  • znanie.bystrickaya.ru/5-socialnaya-aktivnost-uchrezhdeniya-publichnij-doklad.html
  • shkola.bystrickaya.ru/osennij-semestr5-semestr-rabochaya-programma-f-tpu-1-2101-disciplini-inostrannij-yazik-v-sfere-professionalnoj.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/napoleon-kak-istoricheskaya-lichnost.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-metodicheskom-sovete-v-sfere-regulirovaniya-i-kontrolya-deyatelnosti-estestvennih-monopolij-i-organizacij-kommunalnogo-kompleksa.html
  • composition.bystrickaya.ru/organizaciya-proizvodstva-12.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.