.RU

XI. Перед пришествием Христа - В. Л. Теуш краткий очерк внутренней истории еврейского народа


XI. Перед пришествием Христа


Приближалось центральное событие истории нашего космоса - Земли и человечества, о котором было сказано во Введении. Направление эволюции человечества вниз, погружение в материю, должно было измениться на обратное - вверх, в духовный мир, на духовную прародину человека. Причем, вниз человека, как бы помимо его воли, влекли, тянули привитые ему извне соответствующие силы: соблазны физической природы человека, силы эгоизма, а также тяга к внешнему познанию физического мира и желание подчинить его себе. Обратно же, вверх, человека влечет, поднимает изнутри личная и в то же время универсальная Божественная сила - Христос, Водитель всего земного космоса. При этом не следует думать, что момент вхождения Христа в наш космос в начале I века новой эры - был в полном смысле моментом механического переключения направления эволюции. Нисхождение человеческой эволюции продолжалось и после пришествия Христа и, по-видимому, продолжается до настоящего времени, как бы плавно замедляясь и постепенно переходя на подъем.

Таким образом, импульс Христа был дан в начале новой эры как бы с упреждением, если применить здесь механическую аналогию. Во всяком случае, от события Христа до нашего времени христианство переживало еще лишь начальный, детский период своего развития, и настоящая христианская эпоха еще впереди, хотя многим кажется, что христианство уже угасает.

Как же, каким способом, произошло внедрение, нисхождение Божественного существа Христа в человеческие души, вернее - в человеческие существа (целиком)?

Для этого, по законам нашего мира, Христос, как Бог, должен был однажды воплотиться в человеческое существо и в таком виде - внешне, физически видимым образом, - жить некоторое время на Земле среди людей, затем быть убитым, распятым на их глазах, причем его кровь должна быть пролита на Землю, и, наконец, Он должен был воскреснуть. Это и произошло в 30-33 годах I века новой эры в Палестине.

Кто хочет что-нибудь понять в христианстве и его возникновении, должен попытаться отказаться от применения здесь столь привычного для нас в XX веке обычного представления о процессе возникновения новых учений, теорий, даже религиозных течений или сект при помощи организации партий приверженцев, возникающих, в свою очередь, благодаря сознательной пропаганде этих учений. Это в данном случае - непригодное представление. Христианство есть мистический факт внедрения в наш космос Христова импульса, и иначе понять его невозможно. И произошло это физически невидимо и бесшумно.

О том, что нисхождение Христа в земное человечество должно произойти именно путем страданий и смерти, и именно - крестной смерти и воскресения некоего Бога, об этом говорят длительные тайные духовно-религиозные предчувствия многих передовых, культурных народов.

В последнем тысячелетии до Р.Х. египетско-переднеазиатская культурная область была наполнена мифом, описывающим драму умирающего и воскресающего бога.

"Озирисов плач звучал в Египте, начиная со времен Моисея. Финикияне совершали траурные церемонии на смерть Адониса, месопотамские народы - над мертвым Таммузом. И были лишь отдаленные вспышки мессианских чаяний, которые к мысли о смерти или сумерках богов присоединяли мысль о воскресении бога. Но и эти дохристианские представления о боге были не чем иным, как теневыми восприятиями и предчувствиями существа и судьбы Христа"*.

________________

* Em. Bock. Kindheit und Jugend Jesu. S.64.


Возьмем, например, мифологический цикл о главном египетском боге - Озирисе, сыгравший большую роль и в мифологии других народов, вплоть до греческого.

"Озирис был сыном бога солнца, братом его был Тифон-Сет (вражда), сестрою - Изида", на которой он женился. Однажды Тифон, овладев телом Озириса, разрезал его на 14 частей, которые разбросал по различным странам. Изида (любовь) сберегла и сохранила части мертвого тела, и тогда Озирис встал из преисподней, победил Тифона, и луч его озарил Изиду, которая родила ему сына Горуса.

Возьмем еще греческий миф о ^ Дионисе. Дионис - сын Зевса и смертной матери Семелы. Он известен как бог радости жизни, зарождения и роста, и в честь его устраивались Дионисийские празднества.

В мифе о нем рассказывается, что мать богов Гера возбуждает титанов (низшую природу человека) против Диониса-младенца, они разрывают его на части, но Афина-Паллада спасает еще бьющееся сердце и приносит его Зевсу ("Отцу"), который вторично воссоздает из него "Сына".

Философы и посвященные первых веков христианства отчетливо ощущали в драме Диониса - символ события Христа.

Перейдем к области чистого мышления. Обратимся к великому философу древности - Платону. Как он ощущал пришествие Христа, за 5 столетий до которого жил?

В диалоге "Тимей" Платон повествует о драме Бога, создавшего мир. Бог-Отец создал мир из мирового тела и мировой души. Мировое тело образовалось из смешения стихий в совершенных пропорциях. На этом мировом теле крестообразно распростерта, распята мировая Божественная душа, принявшая крестную смерть, чтобы мир мог существовать.

Природа - могила Божественного, по Платону, но не могила мертвеца, а могила Бога, зачарованного в природе. Этот Бог - мировая душа - должен воскреснуть от смерти. Где? - В душе человека, в душе посвященного, мудрого. Это Воскресение, или освобождение, Бога есть не что иное, как познание.

А это - чистое христианство, его глубочайшая идея.

Недаром Платона прозвали позже христианином до Христа.

Далее. Какова та сила, которая непосредственно соединяет то многообразие, множественность вещей, частей, на которую распалось единство распятого Бога?

Сила, которая стремит эти распавшиеся части к единству и гармонии Бога, есть любовь, эрос. Эта идея сквозит в диалоге Платона "Пир".

Мы видели, что эту роль у египтян выполняла Изида.

-----------------------------

Из этих фрагментов отчётливо видно, что в передовых странах Ближнего Востока в ту пору явно жило предощущение некоей драмы распятого Бога, с трудом укладывающееся в тривиальные представления современного естественнонаучного мышления. Особенно были сильны эти ощущения в виде мессианских ожиданий у многострадального еврейского народа, ощущавшего себя наиболее близким к Богу. И сами страдания свои евреи рассматривали как "предмессианские муки" (Хевлей-Машиах) - реальное представление, живое и верное до сих пор.

Эти настроения и ощущения вызывали у людей напряженное ожидание, страстную тоску по пришествию некоего Бога-Спасителя и Искупителя страшного мирового зла, грозящего затопить человечество. И понятно, что без такой призывной тоски, духовной жажды и "вакуума" невозможно представить себе пришествие "с неба" духовного существа Христа-Бога в род человеческий.

Эти события в духовном мире напоминают физическую картину смерча на море. Сверху ("в небе") появляется вращающийся и спускающийся к земле воронкообразный воздушный столб; навстречу ему поднимается притягиваемая им же водяная воронка, вращающаяся вокруг оси пониженного давления (вакуума), которая и поднимает воду вверх. Обе воронки зачастую сходятся и образуют на время сплошной вращающийся водо-воздушный столб между "небом" ("духом") и "землей" - водой, как бы символизирующий соединение, "поцелуй" Неба и Земли, духовно оплодотворяющий наш земной мир.

К основным христианским понятиям, означающим Христа, относятся: Сын Божий и Логос (Слово). О Сыне Божием мы часто слышим от рядовых христиан ("Господи, Иисусе, Сыне Божий"), о Слове, как Христовом имени, читаем в Евангелии от Иоанна:

"В начале было Слово,

И Слово было у Бога,

И Слово было Бог,

     Оно было в начале у Бога..."

Не только автор этих слов - еврей, святой христианский апостол и пророк Иоанн (Иоханан), "ученик, которого любил Иисус". Оказывается, что и первый мыслитель, разработавший еще до явления Христа (и, разумеется, до Иоанна) идеи Логоса-Слова и Сына Божия, послужившие в значительной мере потом основанием христианской философии и теологии, был тоже еврей - знаменитый александрийский философ Филон Александрийский (или Филон-Иудей). Он жил во времена Иисуса Христа (20 г. до Р.Х. - 54 г. после Р.Х.), ничего, однако, не зная о нем.

Филон - продолжатель Платона, а продолжатели Филона - это школа неоплатоников (Плотин, 205-270 гг. по Р.Х.). В то же время он - исследователь и толкователь Библии в духе аллегорическом, т.е. символическом, о котором мы говорили выше. Филон - истинный еврей, не только в своей духовной, но и в общественной деятельности. Так, он участвовал в делегации от александрийских евреев к сумасшедшему римскому императору Калигуле с жалобой на страшную резню евреев в Александрии в 38 году по Р.Х.

Таким образом, Филон - это тот великий еврейский мудрец, в душе которого иудаизм, эллинизм и христианство достигли однажды единства - причем не рассудочного, комментаторского, а творческого, духовного. Он свободно творил во всем царстве духа. И жил он в узловую эпоху мировой истории, вернее - мировой эволюции, в эпоху пришествия Христа. Филон - это тот единственный еврей, который однажды объединил в своей душе, можно сказать, все богатства мировой мудрости. Но еврейский народ не пошел по этой тонкой, еле видной среди звезд духовной тропе - не суждено было... (да и жил ведь Филон в Александрии, а не в Иерусалиме). И одновременно с физическим распятием Иисуса Христа наш народ разорвал душу своего прекрасного мудрого сына Филона, отдав достояние его, как и Иисуса, всем христианским народам, не взяв для себя ничего, ничего! Еврейский народ не знает Филона. Он бережно сохранил суждения всех, всех своих законоучителей-талмудистов, вплоть до самых глупых, но ничего не знает о Филоне. Зато после Филона наш народ, с его высокоразвитым, изощренным рассудочным интеллектом, погрузился во мрак духовного невежества и бесплодия на долгие века - на 1600 лет, вплоть до рождения другого великого мудреца - Баруха Спинозы (1632-1677 гг.), зачинателя новой европейской философии, достойной этого названия после Платона, Аристотеля, Филона и некоторых христианских философов, и которого "ученые" евреи, впрочем, тоже не узнали и не признали.

Каково же учение Филона о Логосе - Сыне Божием?

Согласно его убеждению, "чувственное воззрение и логическое рассудочное познание не ведут к божественному" и к познанию внутренней истины. "Но для души есть возможность подняться над этим низшим способом познания". Она усилием поднимается над своим низшим "Я", достигает просветления, и там она переживает божественное, которое не может быть выражено ни в логических мыслях, ни в понятиях, а именно только переживается. "И переживающий знает, что он никому не может сообщить об этом, так как единственный способ прийти к Божественному - это пережить его самому". Душа при этом ощущает в своих тайниках излившуюся от невидимого Бога мистическую сущность мира, исполненную мудрости и гармонии, которой следуют чувственные явления, т.е. образ и подобие Божества, о которых говорится на первой странице нашей Библии. Это - излившийся в мир Божественный дух: Мировой Разум, Логос или Сын Божий. "Логос является посредником между чувственным миром и недоступным представлению Богом".

Самое главное: человеческая личность, проникаясь познанием, мудростью, соединяется с Логосом. Логос воплощается в нем. Личность, развившаяся до духовности, является носителем Логоса. Выше Логоса стоит Бог ("Отец" - духовная первооснова мира); ниже его - преходящий мир. "Человек призван замкнуть цепь между обоими".

Итак, Логос замыкает цепь мироздания: в душе человека! Филон (в духе Платона) видит, таким образом, завершение великой мировой драмы, пробуждение зачарованного Бога, именно в судьбах человеческой души. Филон выразил это в таких словах: Премудрость ступает внутри человека, "подражая путям Отца, и создает формы, взирая на прообразы". Итак, человеческая душа - не какая-то бесформенная "надстройка" или "торба" на физическом человеке-животном, являющемся в лучшем случае свидетелем мироздания; она - непосредственный участник Божественного акта творения.

Это одно из главных представлений, до которого должен пробиться мыслитель, если он намерен когда-нибудь понять христианство.

Нужно сказать, что термин "Логос", или "творческое Слово Божие", создан не Филоном. Он встречается и у более ранних философов, например, у Гераклита. Мы встречаем его и у нашего пророка Иешайи:

"...Слово Мое, исходящее из уст Моих... не возвратится ко Мне пустым, но только исполнив волю Мою и преуспев в том, для чего Я послал его" (Иешайя, 55:11).

По-видимому, это то же Слово, с помощью которого был создан мир: "И сказал Бог: да будет свет, и стал свет" - и так во все дни творения.

Повторяю, что Логос и Сын Божий - одно и то же понятие.

Посмотрим теперь, как Филон исследует Библию. Изложение ее он считает аллегорическим. "Читая повествование о мироздании, мы находим не только внешний, "предметный" рассказ, но и прообраз тех путей, которым должна следовать душа, чтобы достигнуть Божественного". Она должна микроскопически повторить в себе пути Божии. В каждой душе должна разыграться мировая драма макрокосма. Душевная жизнь мудреца есть исполнение того прообраза, который дан в библейской повести о мироздании. Моисей писал не для того только, чтобы рассказать об исторических событиях, но чтобы явить в образах путь души, жаждущей найти Бога.

Так, рассказ об исходе евреев из Египта имеет, по Филону, аллегорический или, вернее, - символический смысл. Нужно только иметь в виду, что здесь идет речь не о внешних символах-знаках (эмблемах), а о внутренних, реальных символах, имеющих как бы две реальности - и внешнюю, и внутреннюю, как, например, тот же рассказ об исходе евреев из Египта и странствовании их в пустыне, поучительный и как реалистический образный рассказ, и в скрытом, мистическом смысле.

Подобно Библии, другие великие книги древних посвященных имеют также символический или, как говорит Филон, аллегорический смысл. Сюда относится, конечно, и "Одиссея" Гомера, и в этом секрет ее неувядаемой красоты. Странствования Одиссея - это сложный путь человека, ищущего Божественное в своей душе, стремящегося к высшему знанию, посвящению. И с этой точки зрения "Одиссея" - мудрый путеводитель в духовном мире. Мы не будем здесь останавливаться на расшифровке "Одиссеи", которая не слишком трудна для желающего понять эти вещи. Обратим внимание только на элементарно понятный для нас теперь смысл нисхождения Одиссея в Аид, в подземное царство мертвых. Это, конечно, "прохождение через смерть", обязательное при всех способах посвящения.

Когда творческое Слово Божие оказывается понятым индивидуальной душой и творчески воспроизведенным ею, тогда человек духовно породил в себе Бога, вочеловечивающегося Духа Божия, Логоса, Мессию - Христа, - и Бог, излившийся в мир, празднует свое Воскресение. В этом смысле познание было для Филона и его единомышленников рождением в духовном мире Христа-Бога.

Вот каково высокое, космическое значение познания, человеческого познания. Отсюда следуют дальнейшие конкретные выводы о главной философской проблеме - теории познания. Отсюда и связь познания со всем мирозданием. Отсюда же истинный, глубокий смысл завещания греческих мудрецов: "Познай самого себя".


XII. Сошествие Христа на землю


Настал час выполнения еврейским народом его миссии, великий час в эволюции нашей Земли и человечества - сошествие Божественного существа Христа на Землю и воплощение его в одном человеке - этот человек был евреем, Иисусом из Назарета. Во время воплощения в нем Христа ему было 30 лет. Значит, это событие произошло в 30-м году Новой Эры, т.е. "от Рождества Христова", точнее - от рождения Иисуса. До тех пор существо Христа было видимо, как мы знаем, только в духовном мире великим человеческим посвященным - Заратустре, древнеиндийским посвященным, еврейским пророкам Моисею, Иешайе и др. Теперь же настал час Его физически зримого явления миру в человеческом облике для того, чтобы тем самым дать человечеству импульс к развитию в направлении Божественного достоинства, ибо людям дано было видеть "собственными" глазами их грядущий идеал - Человека, принявшего в себя Бога. Как сказал один христианин: Бог однажды стал человеком для того, чтобы человек мог стать Богом.

Как известно, трехлетнее пребывание в мире среди людей Богочеловека Иисуса Христа, его деяния, учение, крестная смерть и Воскресение описаны в четырех Евангелиях - от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Три евангелиста - евреи, один - Лука - грек из Антиохии. Двое - Матфей и Иоанн - были непосредственными учениками (апостолами) Иисуса Христа, причем Иоанн был "любимый Господом ученик"; это был единственный посвященный из евангелистов и великий пророк; он - автор еще одной книги, именуемой "Откровение (или Апокалипсис) святого Иоанна", книги, замыкающей всё Священное писание Нового Завета и содержащей в зашифрованном виде описание грядущих судеб человеческого рода вплоть до отдаленнейшего будущего. Книга эта расшифрована только в XX веке посвященным нашего времени, на которого я уже неоднократно ссылался.

Евангелия - Новый Завет, эта вторая часть Библии, - написаны, как и Ветхий Завет, символически и тоже требуют расшифровки. Ведь в то время еще не было в обиходе (тем более у евреев) логического, рационального стиля изложения сложных, например, философских, идей, тем более религиозных, которые и в настоящее время не очень-то поддаются изложению и передаче без привлечения средств искусства, т.е. чисто духовных, образных.

Только в XX веке методом чтения Хроники Акаши посвященным - Рудольфом Штейнером - получены новые данные о жизни Христа и обнародовано написанное в современном стиле так называемое "Пятое Евангелие", в котором, в частности, приведены данные о жизни Иисуса от 12 до 30 лет, совершенно отсутствующие в древних четырех Евангелиях.

В данном случае, я, автор этих строк, некомпетентен и недостоин систематически излагать Евангелия и основы христианства, но позволю себе только коснуться некоторых событий из жизни Иисуса именно на основании Пятого Евангелия, более доступного нам по характеру изложения, а нескольких элементарных положений христианства, полагая, что некоторые мои читатели-соотечественники, может быть, не держали никогда в руках Евангелий...



v-oblasti-zashiti-naseleniya-i-territorij-ot-chrezvichajnih-stranica-4.html
v-obsuzhdenie-programma-organizacii-obedinennih-nacij-po-okruzhayushej-srede-rabochaya-gruppa-otkritogo-sostava-storon.html
v-oprosi-duhovnoj-kulturi-istoricheskie-nauki-stranica-5.html
v-osnove-noosferi-sferi-razuma-lezhit-garmoniya-cheloveka-i-prirodi-semenova-nadezhda-kremnij-element-zhizni.html
v-ozhidanii-godo-kratkoe-soderzhanie-romana-t-drajzera-amerikanskaya-tragediya.html
v-p-erdakova-teoreticheskie-i-prakticheskie-stranica-15.html
  • essay.bystrickaya.ru/chastyu-bili-zahvacheni-a-chastyu-bezhali-za-granicu-polnij-kurs-lekcij-po-russkoj-istorii-petrograd-5-avgusta-1917-g.html
  • testyi.bystrickaya.ru/7-trebovaniya-k-specialnomu-oborudovaniyu-pravila-bezopasnosti-pri-stroitelstve-podzemnih-sooruzhenij.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/professionalnie-bolezni.html
  • university.bystrickaya.ru/godovoj-plan-gosudarstvennih-zakupok-tovarov-rabot-i-uslug-na-2010-god-institut-mikrobiologii-i-virusologii-komiteta-nauki-mon-rk-stranica-11.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-dpp-f-08-zoologiya-celi-i-zadachi-disciplini.html
  • studies.bystrickaya.ru/kino-kak-novij-eliment-kulturi-xx-veka-chast-4.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/primernaya-programma-professionalnogo-modulya-izgotovlenie-chelyustno-licevih-apparatov-2012-g.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/o-rajonnoj-celevoj-programme-razvitie-zemelnih-otnoshenij-v-mogojtujskom-rajone.html
  • school.bystrickaya.ru/konspekt-lekcij-sistemnoe-programmirovanie-semestr-2-vozle-nazvaniya-kazhdoj-lekcii-napisano-chislo-par-v-techenie-kotorih-ona-budet-chitatsya-sr-oboznachaet-stranica-14.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-h-kniga-pervaya-.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-3-mozhno-li-s-pomoshyu-ekonomiki-uluchshit-socialnij-stroj-makarenko-v-p-problema-obshego-zla-rasplata.html
  • report.bystrickaya.ru/ierarhiya-oektov-excel-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-ekonomicheskih-specialnostej-izdatelstvo-nizhegorodskogo.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/l-ekciya-10-elementi-teorii-prinyatiya-reshenij-obshaya-shema.html
  • desk.bystrickaya.ru/okno-v-evropu-provincialnij-vzglyad-yu-m-romanenko-s-peterb-gos-un-t-dokt-filos-nauk-prof.html
  • knigi.bystrickaya.ru/soderzhanie-rabot-po-razrabotke-i-realizacii-edinichnih-proektov-tema-proekta.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/valdman-leonid-dolgi-idollar1-.html
  • institute.bystrickaya.ru/fiziko-matematicheskie-nauki.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iz-rasskazov-shturmbanfyurera-stranica-9.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/poryadok-podgotovki-i-provedeniya-kandidatskogo-ekzamena-po-inostrannomu-yaziku.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-raboti-metodicheskogo-obedineniya-uchitelej-matematiki-informatiki-i-fiziki-mif-na-2010-2011-uchebnij-god.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/proklyatie-roda-maknejl-tihie-shagi-uzhasa-stranica-19.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-izdaniya-uchebnoj-metodicheskoj-i-nauchnoj-literaturi-nacionalnogo-issledovatelskogo-yadernogo-universiteta-mifi-na-2010-god-pp-stranica-12.html
  • turn.bystrickaya.ru/party-obshestvo-priglashennoe-na-chaj-coffee-stanovlenie-i-razvitie-anglijskoj-turistskoj-terminologii-i-ih-ekstralingvisticheskoj.html
  • gramota.bystrickaya.ru/yanush-vishnevskij-odinochestvo-v-seti-stranica-6.html
  • literatura.bystrickaya.ru/spisok-otechestvennih-knig-poluchennih-bibliotekoj-stranica-6.html
  • institut.bystrickaya.ru/titulnij-list-lico-deklaracii.html
  • crib.bystrickaya.ru/iii-predmetnie-interpretacii-simvolov-tablici-form-stranica-11.html
  • uchit.bystrickaya.ru/struktura-poznaniya-ego-vidi-i-formi-b-v-markov-voprosi-k-ekzamenu-po-specialnosti-literaturovedenie.html
  • literature.bystrickaya.ru/byudzhetnij-deficit-g-orla-i-metodi-ego-pokritiya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-utverzhdena-na-zasedanii-kafedri-sd-protokol-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-dpp.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/federalnij-gosudarstvennij-obrazovatelnij-standart-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-preemstvennost-i-novizna.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadachi-praktiki-napisanie-referata-na-predstavlennuyu-kafedroj-temu-mesto-provedeniya-praktiki.html
  • books.bystrickaya.ru/dante-aligeri-bozhestvennaya-komediya-stranica-9.html
  • testyi.bystrickaya.ru/5-ocenka-aposteriornoj-pogreshnosti-metodicheskoe-posobie-petrozavodsk-2004-vsyakij-specialist-stremitsya-dostich.html
  • esse.bystrickaya.ru/raschet-i-konstruirovanie-mashin-i-apparatov-avtomatizaciya-pishevih-proizvodstv.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.