.RU

ЯБЛОКО С ШАМАНСКОЙ ЯБЛОНИ, ИЛИ ДАР, ПОЛУЧЕННЫЙ В НАСЛЕДСТВО - Эта прослеживается и во многих последующих главах,...



^ ЯБЛОКО С ШАМАНСКОЙ ЯБЛОНИ, ИЛИ ДАР, ПОЛУЧЕННЫЙ В НАСЛЕДСТВО


Начинать рассказ о современных шаманах, удаганках и целителях Якутии, живущих рядом с нами, надо по праву с Владимира Алексеевича Кондакова, имя, книги и взгляды которого уже не раз были упомянуты и процитированы в предыдущих главах. Это он взял на себя непростую миссию с началом перестройки, как только были сняты идеологические препоны, начать возрождение древней веры и обрядов, собрать воедино людей, отмеченных особым даром. Так была создана Ассоциация народной медицины Якутии, а В.А. Кондаков стал ее первым президентом Лидерство его и огромный авторитет никем не оспариваются и сегодня, спустя десяток лет с тех памятных дней. Благодаря ему, нынешние наследники айыы ойунов были легализованы и в глазах общественного мнения, и в целительской практике. Сегодня в Республике Саха ни один национальный праздник ысыах — и улусного, и городского, и республиканского уровня — не начинается без традиционного благословения белых шаманов и старинных ритуалов, а все страждущие наравне с официальной медициной могут воспользоваться услугами народных целителей.

Недаром существует мнение, что талантливый человек, как правило, талантлив во многих сферах. Владимир Кондаков — яркое тому подтверждение. Доктор медицины и психологии, профессор, наделенный уникальным дарами айыы ойуна, целителя и биоэнергетика, он, кроме того, еще и историк по первому образованию, член Союза писателей, прекрасный поэт, мастер резьбы по дереву, музыкант, обладатель редкого по красоте и силе баса, заслуженный работник культуры Отдельная тема — воссозданные и разработанные им концепции шаманизма и духовности с делением их на особые ступени, земные и небесные сферы, о чем мы уже говорили ранее.

И всех этих высот, вполне достаточных для десятка различных талантливых личностей, он достиг собственным трудом и усилиями, хотя, конечно, не без божьего промысла. Появившись на свет перед самой войной, Володя очень рано стал сиротой, испытал и холод, и голод, и обиды. И, может быть, как защиту от несправедливой и безрадостной жизни и получил он поначалу свой дар. Кстати, разговаривая с современными шаманами-целителями (и тому позже еще будут подтверждения), я для себя отметил, что именно обиженным судьбою и окружением детям природа и ее невидимые добрые божества часто дарили для компенсации и защиты свои тайные силы.

Владимир Алексеевич рассказывает в одной из своих книг о подобном случае так:

"Однажды в детстве, проходя мимо могилы древнего шамана, я стал свидетелем очень интересного явления. Передо мной вдруг появилась юрта. Было солнечно, светло. Я воочию ярко и наяву видел само жилище и дверь, к которой была привязана толстая плетенная белая волосяная веревка. У двери на крючке висели конская сбруя и уздечка. Я только захотел открыть дверь, как она тут же исчезла. Я нисколько не испугался. Видимо, древний шаман показал мне все это из добрых намерений, как бы защищая меня, так как я шел, плача от обиды, нанесенной мне моими отцом и мачехой..."

Далее автор приводит "рассказ человека, ставшего впоследствии настоящим сильным шаманом":

"Тогда я учился в четвертом классе. Как-то весной я проходил мимо могилы великого шамана. Вдруг, как по радио, четко услышал слова: "Я превращусь в тебя. Пришло время мне возвратиться к людям". Потом говоривший сказал мне свое имя и попросил, чтобы я его не боялся. А ночью во сне, а может, наяву он вошел с бубном в мою комнату... Так он являлся каждую ночь и учил меня искусству шаманить и лечить людей".

У наследников ойунов не приято в подобных случаях называть имена, поэтому вполне вероятно, что речь идет о самом Владимире Кондакове. Тем более что именно в четвертом классе, по его словам, Володя спонтанно провел свой первый сеанс целительства. Ему стало очень жаль учительницу, у которой очень болела голова и слезились глаза. Сидя за партой, он мысленно произнес несколько раз: "Болезнь уходит, болезнь уходит", хотя ничего не подозревал о существовании подобной техники гипноза или ментального воздействия. Каково было его удивление, когда недуг тут же словно сняло рукой. Мальчик побоялся признаться кому-либо в своем "волшебстве", но время от времени стал его тихонько применять — когда его, жившего в людях, заставляли нянчить маленьких ребятишек и почти не оставляли времени на учебу, он пением и мысленными установками быстро усыплял малышей. Со временем Владимир почти забыл о своих детских опытах, но в студенческие годы наткнулся на литературу по гипнозу, а затем встретился с двумя великими шаманами — Георгием Герасимовым и Никоном, и они, отметив дар молодого человека, благословили его продвижение по своей стезе. Сегодня Владимиру Алексеевичу подвластны все методы и секреты целительства и ритуального воздействия, за исключением разве что бескровных операций. Он владеет гипнозом, исцеляя с его помощью от различных недугов и пороков, прекрасно знает лечебные травы, способы их заготовки и применения, умеет, подобно далеким предкам, выпускать с помощью рога "плохую" кровь и прижигать особые точки полынными "мушками", применять в виде снадобий желчь, жир и костный мозг различных животных, птиц и рыб, мастерски выполняет бесконтактный массаж, сопровождая его старинными "волшебными" словами. Тысячи людей лечились у него от разных болезней и, как правило, благодарили за выздоровление. Еще в 1992 году он организовал первые курсы по обучению целителей, и с той поры постоянно окружен учениками, продолжателями и единомышленниками. Интересно, что курсы Кондакова прошли многие представители официальной медицины, а некоторые из них продолжают на них регулярно заниматься до сих пор. В 1995 году по приглашению Владимира Кондакова в Якутске побывал президент Всемирной ассоциации профессиональных экстрасенсов, известный и признанный теоретик и практик гипноза Виктор Кандыба. После личного общения с Владимиром Алексеевичем и чтения работ современного айыы ойуна, Виктор Михайлович написал о нем большую главу, открывшую одну из его последних книг, и назвал ее "Тайны великого шамана".

Действительно, Владимир Алексеевич владеет многими тайнами и не раз, по его утверждениям, был свидетелем так называемых паранормальных явлений и проявлений. Об одном из них он поведал следующее:

— Это случай имел место в арктическом поселке Тикси. Мы: хозяин дома, хозяйка и я втроем обедали в зале. Вдруг я услышал, как по радио, тихое камлание шамана. Подумал, что идет какая-то передача, и не обратил внимания. Но, к моему удивлению, звуки камлания усиливались и стали различимы слова. Показалось, что шаман со своим ритуалом постепенно приближается к нам. Я посмотрел на хозяев и увидел, что они тоже были крайне удивлены происходящим. Тогда я спросил: "Откуда идет передача? Или это магнитофон включен?" На что хозяева ответили: "Непонятно. Радио и телевизор выключены, а магнитофона у нас вообще нет". Между тем камлание все приближалось, и мы четко услышали слова, которые можно было перевести с якутского так: "Я — величайший, старейший главарь-шаман, облачившись в свою одежду с побрякушками и колокольчиками, могучим пением скажу несколько слов..." Низкий голос с хорошей дикцией усиливался, теперь были различимы уже и звуки побрякушек, колокольчиков, подвесок на костюме ойуна. Хозяин вскочил и пошел в коридор, откуда как бы и доносилось пение. За ним двинулся я. И тут голос стал отдаляться от нас и скоро исчез. Хозяин еще раз проверил теле- и радиотехнику вплоть до телефона — все было выключено. Нам с хозяйкой оставалось только разочарованно упрекнуть его, что он помешал услышать, что же хотел сказать шаман, а вдруг даже и увидеть его. Ко всему этому могу добавить, что никто из нас троих никогда не страдал психическими расстройствами и галлюцинациями, спиртным мы тоже не баловались...

На важный для нас вопрос, можно ли считать шаманизм религией, Владимир Кондаков отвечает так: — Да, я считаю, что шаманизм — очень древняя и первая религия всех народов Земли. Она возникла в результате зарождения у людей веры в существование Высших Сил и в возможную связь с ними через определенные обряды, молитвы, преклонения и заклинания. Впоследствии данную веру назвали мистикой. Значит, мистика была спутником человека с самого начала его истории. А шаманизм, конечно, является мистикой. Хотя многие сейчас и вздрагивают при слове "мистика", но нет ничего плохого и страшного, если человек верит в существование сверхъестественных сил и возможности связи с ними. В результате своего развития шаманизм в древности стал главной религией народов, охватил все аспекты оккультизма и эзотерики в понятиях человека того времени. При дальнейшем развитии у него появились ветви со своими плодами, он стал подразделяться на различные культы — светлого, доброго начала, целителей, предсказателей, черного и злого начала. А у якутского шаманизма возник еще и культ Айыы — вера в существование небесного пантеона богов и преклонения перед ним...

— Есть ли у якутов какое-то свое тайное учение?

— В целом это неизвестно. У нас очень многое забыто. Забыли свою письменность, свою древнюю историю, свое верование. Вероятно, забыли и свое тайное учение. Но все-таки остались тайные наставления и обряды предков, в особенности, кангалассцев, которые передаются по наследству от отца к сыну. Это внутреннее, секретное учение в некоторых родословных сохраняется, безусловно, как часть древнего тайного учения. Обнародование его запрещено законами предков. Более простая тайна — это то, что в каждом способном человеке в глубоко скрытой форме живут все способности и силы Создателя Вселенной...

Этот краткий рассказ о Владимире Алексеевиче Кондакове можно значительно расширить, прочитав его собственные книги, число которых приближается к десятку. Жаль только одно, что большинство его произведений написано на якутском языке. Но со временем, думаю, все они найдут своих переводчиков. И еще об одном хотелось бы сообщить напоследок: недавно Владимир Кондаков создал либретто в стихах, посвященное Верховному божеству народа саха Юрюнг Аар Тойону, и на его основе талантливый композитор Владимир Ксенофонтов практически закончил писать первую в истории якутской музыки духовную оперу. Как утверждает автор солидной по объему партитуры, работалось ему на удивление легко и быстро: "Музыка словно сама лилась на меня с небес..." А может, так оно и было?..

Петр Николаевич Илъяхов— Хамса — тоже человек разносторонний и многогранно талантливый — он не просто народный целитель, но член Союза писателей, прозаик и поэт, член Союза журналистов, ученый-исследователь, кандидат исторических наук, защитивший диссертацию по северному шаманизму и борьбе с ним Советской власти. Написать научную работу на подобную тему, выпустить на ее основе публикации, конечно же, стало возможным только в наше время, когда рухнули прежние идеологические запреты. Петр Николаевич — автор пяти художественных и 11 историко-этнографических книг, в том числе — о его земляке великом шамане Константине Чиркове, о наиболее известных и признанных народных целителях Якутии, методах их лечения.

И еще Ильяхов очень интересен как человек, которого древняя вера предков, ее незримая сила в буквальном смысле заставили радикально поменять собственные взгляды и убеждения Профессиональный партийный работник, идеолог, два десятилетия утверждавший атеизм и по долгу службы боровшийся с "религиозными предрассудками", он в определенный момент вдруг стал совершенно иной личностью.

Детство Петра Ильяхова тоже оказалось очень трудным Он появился на свет в одном из самых дальних и северных районов Якутии — Абыйском, куда цивилизация пришла очень поздно, где даже в послевоенные годы было очень мало грамотных людей, и во многих селах не существовало начальных школ Вот и маленькому Пете пришлось учиться в людях, он дважды едва не умер от голода, и вся тогдашняя жизнь, по его словам, была "сплошной борьбой за выживание" Тем не менее, он выстоял, сумел закончить "школу" в темном крошечном балагане при керосиновой лампе, используя вместо чернил бычью кровь Затем пробился в город, со временем поступит в университет и без всяких протекций и помощи, как принято сейчас выражаться, сделал сам себя — вывел в люди И это тоже говорит о неординарности и силе его личности Особый дар Петра Ильяхова, хоть и проявился неожиданно и в зрелом возрасте, но возник не на пустом месте Его отец, безграмотный таежный охотник, был явно отмечен тайными силами, иначе великий шаман Чирков не выбрал бы его своим помощником-кутуруксутом Ильяхов-старший обладал даром предвиденья, он знал заклинания и шаманские обряды, целительство, умел общаться с духами. А еще был прекрасным певцом-импровизатором. Все это передалось сыну.

Вот что Петр Николаевич вспоминает из самого раннего своего детства:

"Пока отец охотился далеко от дома на сохатого или дикого оленя, нам надо было чем-то питаться Поэтому мать с утра где-то поблизости ставила и проверяла петли на зайцев и куропаток, сети на озерах и речках, а меня оставляла спящим в балагане Когда я просыпался, в доме был полумрак, в камельке едва трепетал огонь Мне было боязно одному, и первое время я долго плакал по утрам Поблизости никого не бы то, никто никогда к нам не заезжал Но как сейчас помню, стоило мне открыть глаза, как из-за камелька выходил мальчик моего роста и возраста Мы с ним очень подружились и постоянно играли Выглядел он тоже бедно в старой дошке из оленьей шкуры, рваных торбазах, без головного убора Волосы у него были рыжеватые и длинные Как только на улице кто-то появлялся, он сразу уходил за камелек и исчезал. Отцу и матери я о нем никогда не рассказывал, да они меня и не спрашивали, хотя, может, о чем-то и догадывались..."

Когда Петр чуть подрос, он несколько раз стал свидетелем ритуалов Константина Чиркова. Помогавший великому шаману отец раскуривал для него трубку, просушивал у камелька бубен, легонько проверял его звучание колотушкой и даже что-то негромко напевал, подражая камланию. В это время сам ойун в сосредоточенном раздумье постепенно входил в особое состояние. Затем бубен передавался шаману, а его ассистент становился тенью ойуна, держась за вожжи-хвост и неотступно следуя по пятам.

В детской памяти ярко запечатлелись потрясавшие всех моменты, когда Старик насквозь протыкал себя пешней, лизал раскаленные на огне железные предметы или на его бубне вдруг огнем вспыхивали буквы. Естественно, став по воле судьбы партийным работником, Петр Ильяхов мог негромко рассказывать обо всех этих вещах только самым близким людям. Оказавшись заложником идеологии и обстоятельств, он лишь в наши дни смог с горечью покаяться: "Почти всю сознательную жизнь я посвятил борьбе против истиной веры, духовной культуры своего народа, против своего собственного предназначения и горько за это расплатился. Единственный мой сын от первого брака студентом университета пропал без вести, умерла первая жена и родная сестра, еще раньше ушли родители. Я остался один..."

Как же Петр Николаевич стал сегодняшним Ильяховым? Вот в некотором сокращении его рассказ из подаренной мне книги "Наследники древних целителей Якутии":

"В 1975 году о народных целителях, экстрасенсах и им подобных даже разговоров не было. Я работал в ту пору инструктором отдела пропаганды Якутского обкома КПСС. Летом мы всей семьей отправились в отпуск в мои родные места — в абыйское село Сыаганнах — сестра тогда работала там председателем сельсовета. Стоял август, дни были теплые, сухие. С сыном сестры мы поехали рыбачить в места, где когда-то охотились и рыбачили вместе с моим отцом. Увлеченный ловом, я уходил все дальше и дальше в тайгу, пока не оказался у "нашего" с отцом озера. Вокруг никого не было, с неба ярко светило солнце, я был совершенно здоров и чувствовал себя очень хорошо. И вдруг моментально потерял сознание и тут же пришел в себя, но с таким ощущением, будто у меня с головы до ног обнажено все тело. При этом так сильно вспотел, словно выскочил из горячей бани на улицу. Когда я опомнился, то обнаружил, что смотрю прямо в ту сторону, где отец, тогда еще помощник шамана, прятал между деревьями бубен ойуна и его плащ и строго мне наказывал никому об этом не рассказывать и никогда близко не подходить... Признаюсь, я сильно перепугался, быстро подхватил свои рыбацкие снасти и побежал на ближайшую ферму к людям. Никому я об этом происшествии не рассказал, даже родной сестре. Спустя три месяца я сильно заболел. Болезнь была странная — я спал в сутки всего-навсего полтора часа, а остальное ночное время просто лежал и слушал разговоры каких-то неведомых мне людей. Пропал аппетит, я стал раздражительным, искал одиночества, предпочитал полумрак. Был такой упадок сил, что я даже не мог разговаривать. Иногда во сне, как наяву, двое здоровых мужчин, одетых в черное, схватив меня за ноги, волокли из урасы и палатки. Сильно били и заставляли "быть шаманом". Я отказывался, твердил, что не верю в это, а они били меня еще сильнее, до синяков. Показывали, из какого дерева сделать шаманский бубен, говорили, что оно растет в моих родных местах. Позже, когда я снова побывал там, и впрямь увидел его. Действительно, это было необычное дерево, само по себе похожее на бубен. Мучился я долго, лежал в разных больницах, где все время мне лечили сердце. Но точный диагноз никто поставить так и не мог, да и я практически не чувствовал никаких сердечных болей. Встал вопрос: куда ехать за исцелением — на курорт или на родину? Решил — на Север — и взял отпуск без содержания.

В моем Абые стояла осень. Я бродил в одиночку по лесу, лежал подолгу в стогах сена, смотрел на небо и мысленно о чем-то сам с собой разговаривал. Фактически никакого лечения не было, а время шло. Спал я по-прежнему плохо, но все же два раза видел сны. Первый был о том, будто я, больной, нахожусь недалеко от места, где когда-то видел одинокую куропатку, предвещавшую беду. Я лежу в урасе, и шаман Чирков меня лечит — поит травой, очищает огнем, совершает целительский ритуал.

Во втором сне двое незнакомых людей — высокий и маленький — вели меня на расстрел. Но мне было совсем не страшно. Меня поставили на краю пропасти, даже не завязав глаз, человек маленького роста взял карабин и прицелился. Я услышал, как щелкнул затвор, — осечка. Поругавшись немного, он прицелился вновь, но высокий его остановил, заметив: видно, ему еще рано умирать. Раз с первого раза не получилось, то грех второй раз пробовать. Он отобрал у маленького карабин, и они оба исчезли.

Я провел в отпуске еще месяц, но здоровье так и не восстановилось. Иногда приходила мысль, что лучше уж умереть, чем так мучаться, но одновременно какой-то голос твердил мне изнутри: ''Не сдавайся, это пройдет, у тебя впереди большая и интересная жизнь, поверь снам своим, будь сильным и мужественным". Болел П.Н.Ильяхов подобным образом почти два года, так и не услышав от врачей определенного диагноза и не понимая сам, что все это есть ни что иное, как желание духов превратить партийного неофита в шамана. Он в силу своих атеистических "грехов" никак не мог принять магическую школу, но, тем не менее, вдруг ощутил непреодолимую внутреннюю потребность лечить других людей. В октябре 1976 года, позвонив одному из находившихся в городе давних друзей-земляков и узнав, что тот тоже страдает какой-то непонятной болезнью головы, Петр Николаевич вдруг решил про себя попробовать его исцелить. "Приехав к другу, я с первого взгляда понял, что он серьезно болен — похудел, лицо бледное, глаза потускнели. Мы обнялись, как братья, сели поговорили, и я предложил ему подлечиться с моей помощью. Он категорически отказался. Но я настаивал, и он сел на стул. Я начал массировать его голову. Было такое ощущение, будто мои руки кто-то направлял. Так продолжалось 10—15 минут. Договорились встретиться завтра. Целый день и вечер я думал только о нем, молил духов, просил, чтобы мое лечение помогло..." Наутро друг снова стал упрямиться, даже обиделся на новоявленного самодеятельного "лекаря", но тот, можно сказать, насильно приехал к земляку и выполнил свои непонятные манипуляции. Затем снова была ночь упрашивания духов и еще один телефонный звонок. На сей раз друг не ругался и не упрямился, а тихим благодарным голосом произнес, что ему, кажется, полегчало. Более того, он сам попросил Петра приехать еще раз...

Оказавшись через месяц в командировке в Абые, Илья-хов "догнал" там друга и провел еще семь сеансов. После этого первый пациент Ильяхова больше никогда не жаловался на свою голову. Конечно, об этом своем успехе "шаману" от отдела пропаганды пришлось помалкивать, как не слишком распространялся он и обо всех последующих. Если бы подобные факты получили огласку в конце "застойных" семидесятых годов, его бы просто выгнали с работы с волчьим билетом... Сегодня Петр Николаевич — один из ведущих народных целителей республики, в его активе более четырехсот вылеченных больных. Специализируется Ильяхов по болезням головы, бронхитам, астме, радикулитам, гастритам, нервным заболеваниям. В последнее время стал успешно лечить и сердечно-сосудистые заболевания, инсульты, инфаркты.

Насколько он хороший диагностик, могу сказать по собственному опыту. При первой нашей встрече и знакомстве Петр Николаевич попросил меня встать перед ним и, обведя в воздухе руками контуры моего тела, не только назвал все незначительные "болячки", накопленные к 50 годам, но и точно определил артериальное давление. "Позвоните, как только появится свободное время, — предложил он со своей доброй располагающей улыбкой, — я вас подлечу". Я сказал, что по окончании работы над книгой непременно это сделаю и тогда, наверное, напишу о Петре Николаевиче еще раз и с позиций собственного опыта. С большим интересом я ждал встречи и с известной в Якутии удаганкой Федорой (или, как ее чаще называют. Дорой) Кобяковой. Во-первых, потому, что она вышла из моего родного Кобяйского района и даже носит созвучную фамилию. Во-вторых, по причине того, что родилась рядом с местом, где похоронена знаменитая Анна Павлова, и, по слухам, обрела часть ее дара. А в-третьих — Дора не совсем обычная целительница, она больше лечит не людей, а... природу.

Знакомство меня не разочаровало, хотя, признаюсь, несколько ошеломило той эмоциональностью и поистине планетарными установками, которые несет в своей сущности Дора Иннокентьевна. Она буквально вихрем закрутила атмосферу небольшого редакционного кабинета и так же энергично из него выплеснулась, оставив долгое эхо присутствия.

— Да, я всегда была такой необычной, с самого детства, — призналась Дора Иннокентьевна, — меня уже с первого класса в школе и учителя, и дети выделяли. Говорили, что я не то чтобы ненормальная, но неординарная, не похожая на остальных...

Выделяли ее, видимо, не только люди. Странные таинственные сущности "воспитывали" Дору с той самой поры, как она научилась ходить и говорить. Они выглядели словно обыкновенные дети и подрастали вместе с ней. "Друзья" водили девочку в какие-то заповедные места, давали играть необыкновенными предметами и особенно любили неожиданно появляться рядом в моменты, когда происходили какие-то перемены в природе. А еще они просили никому о них не рассказывать, и Дора всегда следовала этим пожеланиям. К тому же она долго думала, что такие приятели есть у любого ребенка. Они же научили Дору лечить лошадей и коров, которые стали ее первыми пациентами.

Что касается Анны Павловой, то на мой вопрос о великой удаганке-красавице Кобякова ответила утвердительно: да, связь с ней действительно была и осталась. Когда Дора училась уже в одном из старших классов, давно умершая Анна однажды ночью пришла к ней и оставила на ее теле особую метку. Может быть, поэтому Дора Иннокентьевна пользуется точно такими же инструментами, что и ее великая предшественница. Она показала мне три разных по размерам коровьих рога для "высасывания" болезней, полую лебединую кость со вставленными внутрь ее ножницами и вроде бы ничем не примечательную с виду костяную палочку. "Нет, это очень необыкновенная палочка, — возразила Дора в ответ на мое замечание, — это кусок рога священного оленя, и он напрямую вытягивает болезнь". В арсенале Ко-бяковой — также четыре различных по звучанию варгана-хомуса, которыми она мастерски владеет и с помощью которых можно воздействовать и на пациентов, и на природу. Есть у нее и четыре бубна — большой, средний, поменьше и совсем маленький — невидимые простым глазом, можно сказать, символические. Но, "взяв в руки" один из них, Дора потрясла кабинет самым настоящим барабанным боем. Хорошо, что это был малый бубен. Да и большие можно использовать только в случае очень сильной болезни, стихийных бедствий или крупных общественных конфликтов, войн. Интересно, что инструменты, используемые Кобяко-вой для целительства, очень похожи на те, что были у жрецов Древнего Египта и посвященных Тибета.

vasilij-yakemenko-predstavil-stiva-voznyaka-molodim-uchenim-iz-rossii-otchet-po-presse-28-noyabrya-30-noyabrya.html
vatto-zhan-antuan.html
vavilon.html
vavlonske-carstvo.html
vazhnejshie-etapi-stanovleniya-teorii-menedzhmenta-smi.html
vazhnejshie-osobennosti-processa-razvitiya-apk-v-rossii-chast-2.html
  • assessments.bystrickaya.ru/d-ceppa-malin-misselden-man-plan-etoj-chasti-ot-istokov-do-platona-analiticheskie-dostizheniya-aristotelya.html
  • tests.bystrickaya.ru/mantri-dharani-mircha-eliade.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-publichnom-doklade-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/433-molochnie-produkti-dlya-lechebnogo-i-dieticheskogo-pitaniya-detskogo-pitaniya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ispaniya-na-mirovom-turistskom-rinke-chast-5.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-ii-korrekcionno-vospitatelnaya-rabota-s-doshkolnikami-s-narusheniyami-intellekta.html
  • esse.bystrickaya.ru/referat-po-fizike-na-temu-zvukovie-volni-.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kvalifikacionnie-testi-po-hirurgicheskoj-stomatologii-metodi-obezbolivaniya-v-hirurgicheskoj-stomatologii-stranica-4.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tajnaya-doktrina-stranica-44.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-raboti-uchebno-metodicheskogo-obrazovatelnogo-centra-na-2007-2008-uchebnij-god.html
  • student.bystrickaya.ru/15-20-povisheniya-nadezhnosti-raboti-oborudovaniya-na-10-15.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nelichnie-formi-glagola-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-inostrannij-yazik-nazvanie.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/institut-dokazatelstva-v-grazhdanskom-processe.html
  • studies.bystrickaya.ru/audit-lekcii-chast-11.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-teoriya-i-metodi-prinyatiya-reshenij-dlya-napravleniya-080500-62-menedzhment-avtor-programmi-v-v-podinovskij.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/issledovanie-potrebitelej-i-obrazovanie-strategicheskih-polej-deyatelnosti.html
  • shkola.bystrickaya.ru/upravlenie-predpriyatiyami-rosproma-materinskie-iupravlyayushie-kompanii-obvinitelnoe-zaklyuchenie-po-ugolovnomu-delu-18432766-07.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-7-obshie-tvorcheskie-sposobnosti-psihologiya-obshih-sposobnostej-izdanie-2-e-rasshirennoe-dopolnennoe.html
  • notebook.bystrickaya.ru/hochu-vas-vseh-poblagodarit-za-to-chto-nashli-vozmozhnost-i-vremya-i-priehali-na-etu-konferenciyu-geografiya-ochen-bolshaya-ot-sankt-peterburga-do-vladivostoka.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-sedmaya-boris-akunin.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zasedaniya-edinoj-komissii-po-rassmotreniyu-i-ocenke-kotirovochnih-zayavok-na-pravo-zaklyucheniya-municipalnogo-kontrakta-na-okazanie-uslug-po-ispolzovaniyu-buhgalter.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadachi-k-biletam-po-fizike-9-klass-literatura.html
  • writing.bystrickaya.ru/avram-v-egipte-preosvyashennejshij-veniamin-episkop-vladivostokskij-i-primorskij-professor-kandidat-bogosloviya.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/volya-do-zhittya.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadachi-posetit-dnevnoj-stacionar-otdeleniya-vosstanovitelnogo-lecheniya-shadrinskoj-gorodskoj-polikliniki-provesti-analiz-ambulatornih-kart-dnevnogo-stacionara.html
  • bystrickaya.ru/znachenie-igri-dlya-vsestoronnego-razvitiya-rebyonka-chast-4.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vlast-chast-4.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-ohrane-truda-v-zagorodnih-detskih-ozdorovitelnih-lageryah.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vi-spisok-bibliotek-imffpavlenkova-m-s-shekoldina-redaktor-l-s-vedernikova-kompyuternij-nabor-n-i-mimrina.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kakaya-alternativnaya-grazhdanskaya-sluzhba-v-rossii-budet-s-01012004-goda.html
  • institute.bystrickaya.ru/geografiya-mazmnina-araj-kartalar.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-3-sherlin-harris-klub-mertvyakov.html
  • student.bystrickaya.ru/113-sovershenstvovanie-zakonodatelstva-v-sfere-selskogo-hozyajstva-zemelnih-otnoshenij-lesopolzovaniya-prirodopolzovaniya-i-nedropolzovaniya.html
  • education.bystrickaya.ru/3-teoreticheskij-material-3-1-didaktika-nauka-ob-obuchenii-uchebno-metodicheskij-kompleks-umk-uchebno-metodicheskij.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-iv-upravlenie-sistemoj-visshego-i-poslevuzovskogo-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.