.RU

Язык культуры в эпоху масс-медиа в современной России

Язык культуры в эпоху масс-медиа в современной России

Юрин Е.А., студент МГТУ им. Н.Э. Баумана кафедра «Космические аппараты и ракеты-носители»

Поднятая тема очень актуальна в современной России, так как в эпоху масс-медиа человек теряет, прежде всего, грамотность, а именно, грамотно писать, излагать свои мысли, вести диалог. Она важна практически во всех профессиях, которые подразумевают высшее образование. Кроме того, язык масс-медиа является сегодня не только одной из самых востребованных форм языка, но и принял на себя функцию языка - эталона.

Целью данной работы является изучение специфики формирования современного русского языка под влиянием масс-медиа. Для реализации данной цели мы предполагаем решить следующие задачи: выявить особенности формирования масс-медиа в современной России; исследовать роль масс-медиа в процессе коммуникации; рассмотреть особенности медиакультуры в условиях формирующейся инфосферы.

Используя языковые способы передачи информации в СМИ, опишем объект этого исследования: язык современных масс-медиа.

В начале своей работы хочу перечислить факторы, которые повлияли на преобразование культуры языка в современной России:

демократические свободы (печати, слова);

отмена цензуры;

перестройка самой системы СМИ - это конкуренция, коммуникация между

людьми (смена статуса - интернет);

смена идеологических (пропаганда, агитация) СМИ на информационные и

развлекательные.

Все эти факторы, так или иначе, сделали наш язык общения другим. Сменился формат общения между людьми. Раньше чтобы сообщить какие-нибудь новости человек писал письмо тому, кому хотел поведать что-либо о себе, событиях. Это требовало усилий и культуры грамотно и интересно излагать свои мысли в предложениях. С появлением широкой телефонной сети (стационарной) люди стали меньше писать. Достаточно было набрать телефонный номер и говорить без ограничения с родными, друзьями. Но все же и здесь речь была более полной и объемной.

Благодаря новым научным открытиям в физике и разработкам в радиоэлектронике человечество вошло в эпоху Интернет и сотовой связи. Имея у себя сотовые телефоны и персональные компьютеры, люди стали общаться может и чаще, но время общения сократилось до кратких СМС-сообщений, звонков, смысл которых сводиться к сжатой информации. На место эпистолярного жанра пришло время on-line переписки (электронная почта, социальные сети и on-line чаты).

В современной России человек в своём языке общения стал активно употреблять больше английских слов, так как, работая на компьютере, он вынужден сталкиваться с англоизмами, без которых невозможно компьютерное общение.

Социальные сети и TV сделали «медиа» жаргон нормой общения в определенных социальных кругах.

Культура письма и чтения приобрела формы короткого сообщения и сокращенного получения информации. Люди сознательно уходят от литературно-языковой нормы. В образовании русского человека появились такие формы, как краткое изложение романа. (вся классика русской литературы из школьной программы существует в сокращенном варианте, например, «Война и мир» Л.Н. Толстого).

Сейчас в России наблюдается падение общего уровня языковой культуры на TV, радио и в печатных изданиях. В эту сферу пришли работать люди, которые сформировались и получили образование в эпоху перемен в России, когда все отрицалось, рушилось. Само образование стало сплошным экспериментом над школами и ВУЗами.

С телевидения и радио ушли передачи, которые строились на документальных и научно-познавательных материалах, где требовалось от автора, делающего тот или иной материал, хорошего владения русским языком, умения интересно и понятно донести до зрителя или слушателя свою идею.

Телевидение стало коммерческим, цель его - рейтинг, поэтому новости, реклама, шоу различного формата полностью заполняют информационное пространство человека. Обладая современными средствами распространения информации, СМИ активно воздействуют и по-своему обогащают современный язык человека. Взять хотя бы одну, пожалуй, самую популярную фразу, пришедшую из TV в нашу речь: «Угадай с трёх раз.»

Нужно понимать, что на протяжении долгих лет в России все СМИ носили сдержанный и официальных характер. Это подразумевало литературную речь, исключавшую в статьях или передачах TV разговорную, не говоря уже о жаргонной лексике.

Люди, работающие в современной России в индустрии масс-медиа, т.е. делающие новости и показывающие события в стране и мире, в основном молодые журналисты, которые не ставят себе цель грамотно, правдиво и интересно сделать свой материал. У них цель одна - быстро, сжато, а главное в свободной форме, с жаргоном, порой даже безграмотно, сделать заметку в журнале или репортаж на TV.

В научной статье кандидата философских наук, доцента МГУ им. Ломоносова В.Л. Иваницкого «Изменение норм языка СМИ под воздействием фирмы масс-медиа»[1] можно получить ответы на вопрос: «Как и почему повлияли СМИ на культуру речи человека в современной России?» Получив в 1990-1991 гг. полные права на распоряжение печатными ресурсами, в том числе на цензуру текстов, «фирма» (издательство) начала активно воздействовать на сложившиеся нормы языка СМИ. Из процесса создания (например: журнала) была исключена фигура корректора, что привело к массовым лексическим, пунктуационным, стилистическим ошибкам. В процессе подготовки текста к выходу «в свет» принимает непосредственное участие журналист. С него была снята ответственность за качество текста и точки зрения русского языка. В.Л. Иваницкий особое внимание уделяет уровню СМИ в целом. Качество СМИ стало падать из-за низкого профессионального уровня журналистов (заведующих отделами), самоустранения главных редакторов, руководителей электронных СМИ. Бюджет «фирмы» не предусматривает процесс сохранения норм языка СМИ и считает расходы на него неоправданными. В связи с этим расходы на поддержание качества текстов постоянно бюджетируются.

Субъективным фактором, повлиявшим на СМИ, выступило появление предпринимателей, ставших собственниками «фирм» масс-медиа, до этого не имевших к журналистике никакого отношения. Изменения норм языка СМИ идёт также и под воздействием правового фактора. «Фирма», действуя по своему усмотрению в языковом пространстве правом и законами никак не ограничена. Принятый в России 1 июня 2005 года закон «О государственном языке РФ», установив норму обязательного использования в стране нормированного грамотного русского языка, дальше декларации не пошел.

Автор статьи делает вывод: «Очевидно, что отчуждение фигуры журналиста и института журналистики от процесса создания сообщений СМИ работает на дальнейший процесс изменения языка в сторону ухудшения качеств его норм» [1].

Я солидарен с мнением В.Л. Иваницкого и считаю, что для улучшения качества языка СМИ необходимо повышать уровень профессиональной культуры журналистики.

Постоянно идущие репортажи на TV или заметки в журналах очень сильно повлияли на культуру речи в современной России. Мы утратили чувство стиля, нормы в языковой культуре в целом. Конечно же, язык стал более выразительным, но и более агрессивным. Стали размыты границы этической нормы. Мы перестали понимать где, что и как можно говорить. Прослеживая путь трансформации языка культуры в современной России, можно сделать вывод: от зашоренности, цензуры и идеологии во всём он [язык] стал либеральным и где-то даже вульгарным. К чему стремиться может и не надо. Может нужно вспомнить, что мы, россияне, обладаем русским языком с древней книжнописьменной традицией.

Хочется отметить еще одного эксперта в этой области - доктора философских наук, профессора, академика ЛГУ Б.В. Маркова и его статью «Проблема человека в эпоху масс-медиа»[2]. В современных масс-медиа все большее место занимают иллюстрации и фотографии. Главным источником информации и эстетических ценностей становится TV или Интернет. Современные дети уже не так охотно читают книги и гораздо больше времени проводят за телеэкраном или монитором компьютера. Книга учит думать, а экран - манипулировать. Это очень точно выражает сущность и отношение масс-медиа к человеку сегодня. Автор отмечает, что «человек не перестанет существовать, даже если он не будет больше читать книг, но это будет другой человек.» [2].

Все современные масс-медиа функционируют в условиях новейших технологий в процессе перехода к информационному обществу. Можно говорить о формировании особой информационной среды - инфосферы, законы которой еще мало изучены. По мнению И.Е. Моториной, сегодня «межкультурная коммуникация все в большей степени осуществляется в рамках инфосферы, для детей и молодежи виртуальная реальность является неотъемлемой частью реальности социокультурной», а «процессы социализации и инкультурации .не могут проходить вне информационно-компьютерных технологий» [3, с. 136]. Новые технологии приводят к изменению индивидуального и массового сознания посредством обеспечения ее доступности, «унифицируют социальные практики, обеспечивают включение людей в глобальный информационный обмен и становятся инструментом психологического давления, ненасильственно вторгаясь в эмоциональноволевую сферу человека» [4, с.41].

Подведем итоги. Поставив своей целью изучить специфику формирования современного русского языка под влиянием масс-медиа, мы выявили особенности их формирования в современной России; исследовали роль масс-медиа в современной коммуникации, рассмотрели особенности медиакультуры в условиях формирующейся инфосферы. Очевидно, что проблема эта не исчерпывается рамками одной статьи, требует постоянного внимания и изучения. Ведь от того, каким будет наш язык, зависит будущее России.

Список литературы

Иваницкий В.Л. Изменение норм языка СМИ под воздействием фирмы масс-медиа //http://www.mediascope.ru/node/743 (дата обращения 08.02.2013)

Марков Б.В. Проблема человека в эпоху масс-медиа //http://anthropology.ru/ru/texts/markov/global2 05.html (дата обращения 12.02.2013)


vidi-medicinskoj-pomoshi.html
vidi-mnogopolosnoj-produkcii-ih-preimushestva-i-nedostatki-chast-10.html
vidi-mnogopolosnoj-produkcii-ih-preimushestva-i-nedostatki-chast-7.html
vidi-nadzora-v-stroitelstve.html
vidi-nalogov-za-rubezhom-chast-2.html
vidi-nalogovih-pravonarushenij-i-otvetstvennost-za-ih-sovershenie-2.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/la-restitution-aprs-les-destructions-lourdesvosstanovlenie-diska-posle-tyazhelih-razrushenij.html
  • education.bystrickaya.ru/24-ohrana-okruzhayushej-sredi-i-prirodnie-resursi-analiticheskij-doklad.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/muzej-muzika-deti-zurab-chavchavadze-blagotvoritelnost-stala-dlya-nas-obichnim-delom-30.html
  • assessments.bystrickaya.ru/ekologicheskaya-harakteristika-populyacii.html
  • spur.bystrickaya.ru/kotorie-perevozili-i-kormili-armiyu-dvinulis-s-zapada-na-vostok-k-granicam-stranica-9.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vrachebno-pedagogicheskoe-nablyudenie-za-yunimi-sportsmenami-uchebnaya-programma-kursa-perepodgotovki-soglasovano-direktor.html
  • composition.bystrickaya.ru/pdk-mgkg-konspekt-lekcij-sostavitel-k-t-n-professor-marshalkovich-a-s-moskv-a-2-0-0-9.html
  • control.bystrickaya.ru/chuvashavtotrans-stranica-2.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/6-mirovaya-imperiya-sergej-nefedov.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sistema-dokazivaniya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-6-instrukciya-po-snizheniyu-tehnologicheskogo-rashoda-elektricheskoj-energii-na-peredachu-po-elektricheskim.html
  • knigi.bystrickaya.ru/skazka-i-zhitie.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dejstvuyushie-lica-vera-40-let-leonid-40-let.html
  • reading.bystrickaya.ru/kollekciya-fotografij-dokumentalnogo-fonda-gosudarstvennogo-centralnogo-muzeya-sovremennoj-istorii-rossii-kak-istochnik-po-istorii-povsednevnosti.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mironchik-e-a-sivaev-a-a-nauchnij-kand-tehn-nauk-doc-mironchik-a-f.html
  • nauka.bystrickaya.ru/utverzhdeni-na-zasedanii-kafedri-ekonomicheskoj-teorii-ekonomicheskogo-fakulteta-spbgu-13042011-g-protokol-11-i.html
  • crib.bystrickaya.ru/intensifikaciya-obrazovaniya-v-vuze-model-proektivnogo-obucheniya-e-n-petrovskaya-glavnaya-redakciya-vestnika.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/psihologiya-lichnosti-kurs-lekcij-v-2-h-ch-ch2-sv-talajko.html
  • thesis.bystrickaya.ru/privet-kamchadali-vot-nebolshoj-perechen-vozmozhno-postavlyaemogo-oborudovaniya-ceni-ukazani-bez-dostavki-ceni-sootvetstvenno-v-moskve-no-dumayu-pri-opredelyonn-stranica-6.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/poeziya-i-proza.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rukovodstvo-po-vosproizvedeniyu-sposobnostej-riel-pipl-press-stranica-11.html
  • bystrickaya.ru/vihovannya-u-sm-yak-pershoosnova-rozvitku-ditini-yak-osobistost-chast-10.html
  • lesson.bystrickaya.ru/psihologiya-doprosa-podozrevaemogo.html
  • shkola.bystrickaya.ru/sistemi-uvlazhneniya-vozduha-interfog-systems.html
  • universitet.bystrickaya.ru/svyazannie-tablici-rukovodstvo-polzovatelya-rukovodstvo-i-spravochnik.html
  • klass.bystrickaya.ru/artur-avalon-stranica-13.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obrazovatelnij-standart-specialnost-170500-mashini-i-apparati-himicheskih-proizvodstv-napravlenie-655400-energo-i-resursosberegayushie-processi-v-himicheskoj-tehnologii-neftehimii-biotehnologii.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-nacionalnaya-nanotehnologicheskaya-set-vi-osnovnie-instrumenti-realizacii-programmi.html
  • desk.bystrickaya.ru/pismennaya-slovesnost-chast-4.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sankt-peterburgskaya-tamozhnya-spravochnik-sankt-peterburg.html
  • essay.bystrickaya.ru/effektivnost-terapevticheskogo-i-hirurgicheskogo-lecheniya-vtorichnogo-giperparatireoza-u-pacientov-poluchayushih-zamestitelnuyu-pochechnuyu-terapiyu-programmnim-gemodializom-14-01-02-endokrinologiya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravoohranitelnaya-deyatelnost-notariata.html
  • teacher.bystrickaya.ru/ezhegodnij-doklad-prezidentu-rf-stranica-8.html
  • student.bystrickaya.ru/2literatura-izdannaya-v-drugih-izdatelstvah-v-2005-g-spravka-o-rezultatah-izdatelskoj-deyatelnosti-ngpu-v-2005-godu.html
  • thescience.bystrickaya.ru/habarovskij-kraj-monitoring-sredstv-massovoj-informacii-15-dekabrya-2010-goda.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.