.RU

Ю. К. Корнилов 20 г

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

“Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова”

Кафедра общей психологии

«Допустить к защите»

Зав. кафедрой,

к.пс.н., профессор

Ю.К.Корнилов

«__» ________ 20 __ г.

Дипломная работа

Психологические детерминанты экстремистского поведения

Научный руководитель

Е.В.Конева

«__» _________ 20__ г.

Студентка группы ПС-51

М.М.Темиргалиева

«__» _________ 20 __ г.

Ярославль 2011 г.


Реферат

Объем 66 с., 4 гл., 8 рис., 8 табл., 58 источников, 2 прил.

Экстремизм, экстремистское поведение, интолерантность, мотив завязывания знакомств, субмиссивный мотив, псевдокультуральный мотив, гедонистический мотив, атарактический мотив, гиперактивационный мотив, аддитивный мотив, мотив саморазрушения.

Объектом исследования является экстремизм как тип девиантного поведения молодежи.

Предметом исследования является часть мотивационной структуры личности, связанная с экстремистским поведением.

Цель работы – изучение части мотивационной структуры личности, связанной с экстремистским поведением.

В процессе работы проводилось эмпирическое исследование

степени выраженности отдельных мотивов экстремистского поведения, а также взаимосвязей между ними.

В результате исследования впервые была определена выраженность отдельных мотивов экстремистского поведения, а также было обнаружено отсутствие связи между главным декларируемым мотивом и остальной частью мотивационной структуры личности, определяющей экстремистское поведение.

Практическое применение полученных результатов состоит в возможности их использования при организации мероприятий по профилактике экстремистского поведения и при построении психокоррекционных программ, направленных на прекращение экстремистского поведения.

Содержание

Введение.. 4

1. «Экстремизм» и «толерантность»: понятия, признаки, классификация 6

1.1. Феномен экстремистского поведения. 6

1.2. Толерантность как явление, противоположное экстремизму. 10

2. Факторы, детерминирующие экстремистское поведение.. 14

2.1. Социальные факторы.. 14

2.2. Психологические факторы.. 16

2.3. Описание результатов эмпирического исследования психологических факторов экстремистского поведения. 19

3. Мотивация экстремистского поведения.. 25

3.1. Общие теории мотивации поведения человека. 25

3.2. Некоторые особенности мотивации экстремистского поведения. 31

3.3. Клинический подход к проблеме мотивации экстремистского поведения. 37

4. Исследование части мотивационной структуры, связанной с экстремистским поведением... 43

Заключение.. 58

Список использованной литературы... 59


Введение

Мы живем в сложном и постоянно меняющемся мире, в котором проблема национального, этнического, социального и политического экстремизма стоит особенно остро. Мы каждый день слышим о новых и новых случаях ксенофобии и национализма, главным участником которых является молодежь, как слой наиболее остро и чутко реагирующий на все изменения. Осуществление террористической деятельности – лишь одна из форм экстремизма. Ненависть и вражда к представителям другой национальности, расы, вероисповедания – это не только психологическая проблема определенного, причем весьма широкого, слоя людей. Это еще и мотив совершения преступлений, как насильственного, так и ненасильственного характера. Чтобы дать представление о масштабах распространения национальной, расовой и религиозной ненависти и вражды среди населения России приведем некоторые статистические данные [21]. Министерство внутренних дел РФ констатирует, что в России зафиксирован рост преступлений экстремистской направленности. Как 17 декабря 2009 г. сообщил первый заместитель главы МВД Михаил Суходольский, за 11 месяцев 2009 года зарегистрировано 477 таких преступлений. Эти показатели на 13,3% превышают данные за аналогичный период прошлого года, сообщает "Интерфакс".

В качестве феномена, противоположного экстремизму, существует феномен толерантности. Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свобод других. Толерантность также является основой демократии и прав человека, нетерпимость в полиэтническом, поликонфрессиональном поликультурном обществе приводит к нарушению прав человека, насилию и вооруженным конфликтам. Нетерпимость присутствовала в истории человечества всегда. Она является причиной большинства войн, религиозных преследований и идеологических противостояний.

Именно поэтому многие ученые занимались разработкой проблемы экстремизма и интолерантного поведения: Решетников М.М., Зубок Ю.А., Чупров В.И., Рубинштейн Р.Е., Золотухин В.М., Антонян Ю.М., Бобровникова В.О., Запрудский Ю.Г., Денисова Г.С., Добаев И.П., Зеркин Д.П., Игнатенко А.А., Новиков Д.С., Погосян Л.А., Грачев А.С., Грехнев B.C., Романов Н.М., Арухов З.С., Баранов П.П., Вакула И.М., Витюк В.В., Лабунец М.И., Гурко Г.А., Двойменный И.А., Елизаров А.Н., Курганов СИ., Поспелова Т.Г., Фриденберг В.Ф., Харчев А.Г., Двойменный И.А., Долгова А.И., Поливанова К.Н., Щиголев И.И., Якобсон П.М., Антонян, Голод С.И., Беличева С.А., Козлов Ю.Г., Прозументов Л.М., Суртаев В.Я., Шеслер А.В., Целуева Н.В., Ольшанский Д.В., Скворцов Л.В., Сериков А.В.и др.; в зарубежной литературе проблемы терроризма и экстремизма обсуждаются в работах Белла Дж., Дженкинса Б., Добсона Ч., Лакера У., Пейна Р., Поуста Д., Сэйджмена М, Хантингтона С., Шмидта Л. и др.

Но, несмотря на большую важность данного вопроса, он остается не до конца изученным. Насколько многообразен и многолик экстремизм, настолько разнообразны порождающие его мотивы. Мы считаем, что необходимым условием для понимания феномена экстремизма, а также для его профилактики и борьбы с ним необходимо наличие информации той части мотивационной структуры, которая может быть связана экстремистским поведением. Но, к сожалению, эта проблема продолжает оставаться малоисследованной темой в отличие от мотивов девиантного поведения в общем и мотивов террористического поведения в частности.

Требованиями сложившейся ситуации в современном обществе и недостаточной исследованностью той части мотивационной структуры, которая может быть связана с экстремистским поведением в теоретическом и практическом плане обусловлено данное исследование.

Цель исследования – изучение части мотивационной структуры личности, связанной с экстремистским поведением. Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи :

1. Обобщение теоретических воззрений на мотивационную структуру, детерминирующую экстремистское поведение

2. Создание концепции мотивов экстремистского поведения

3. Создание методики для исследования мотивационной структуры, детерминирующей экстремистское поведение

4. Описание и сравнение мотивационной сферы группы людей, склонных к экстремистскому поведению, и группы людей, не склонных к экстремистскому поведению.

5. Описание половых и возрастных различий в мотивационной структуре, детерминирующей экстремистское поведение

6. Исследование социальных представлений о мотивационной структуре, детерминирующей экстремистское поведение

Эмпирическое исследование было направлено на проверку следующих гипотез :

1.Мотивационная структура, детерминирующая экстремистское поведение, у людей, склонных к нему, имеет более частые и сильные внутрисистемные связи, чем у людей, не склонных к нему.

2.У людей, склонных к экстремистскому поведению, в большей степени преобладают патологические, а также гедонистические, атарактические и гиперактивационные мотивы по сравнению с людьми, не склонными к экстремистскому поведению.

3.Мотивация экстремистского поведения сильнее выражена у мужчин, чем у женщин.

4.Мотивация экстремистского поведения сильнее выражена у юношей и подростков, чем у людей старшей возрастной группы.

5.Представления о выраженности мотивов экстремистского поведения преувеличены по сравнению с реальной выраженностью.

«Экстремизм» и «толерантность»: понятия, признаки, классификация

1.1. Феномен экстремистского поведения

Проблема экстремизма занимает важное место в современном обществе - вероятно, даже более значительное, чем кажется. Нередко она имеет стимулирующий, конструктивный характер, иногда драматический, очень опасный. В настоящее время эта проблема приобрела значимость, определяемую возможностями и потенциями, которыми располагает современное человечество.

Существуют сложности в едином и четком определении того, что же такое экстремизм. Федеральный Закон «О противодействии экстремистской деятельности», принятый 25 июля 2002 года, гласит [34]: «экстремистская деятельность (экстремизм) - деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо редакций средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:


virobnictvo-santarno-tehnchnih-elektromontazhnih-zagotovok-vuzlv-virobv.html
virtualnaya-realnost-3.html
virtualnaya-rekonstrukciya-utrachennogo-obekta-naslediya-na-primere-cerkvi-sv-mironiya-lejb-gvardii-egerskogo-polka.html
virtualnij-izmeritelnij-kompleks.html
virusi-chast-2.html
virusi-chast-7.html
  • institut.bystrickaya.ru/tverskaya-oblast-gotovitsya-k-perehodu-na-strahovie-vznosi-v-2010-godu.html
  • diploma.bystrickaya.ru/zakoni-logki.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zimnyaya-skazka-karpat-etoj-skazke-v-2009-godu-ispolnyaetsya-8-let.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/reshenie-kollegii-ministerstva-ekonomicheskogo-razvitiya-stavropolskogo-kraya.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-dlya-konferencii-rossiya-i-gnozis-pondus-meum-amor-meus-.html
  • books.bystrickaya.ru/endryu-makdonald-dnevnik-ternera-stranica-6.html
  • esse.bystrickaya.ru/radiomayachnie-sistemi-instrumentalnoj-posadki-testi-po-navigacionnim-i-radiotehnicheskim-informacionnim-sistemam-ulyanovsk-2006.html
  • lecture.bystrickaya.ru/45-upr253-prikaz-ot-20-g-rabochaya-programma-uchitelya-kirienko-irini-aleksandrovni-vtoroj-kvalifikacionnoj.html
  • tasks.bystrickaya.ru/16ponyatie-o-voobrazhenii-vidi-voobrazheniya-funkcii-voobrazheniya-shpargalka-opredelenie-psihologii-kak-nauki.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-kotorom-ukazani-parametri-fiksiruyushie-tekushee-sostoyanie-gruppi-takie-kak-doverie-energetika-vovlechennost-blizost-k-rezultatu-i-drugie-23.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vladimir-milchakov-takih-shadit-nelzya-stranica-16.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/skoro-osen-za-oknami-avgust-eta-poeticheskaya-stroka-dlya-rabotnikov-obrazovaniya-imeet-osoboe-zvuchanie-i-znachenie-po-tradicii-mi-ezhegodno-sobiraemsya-na-sv.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sluhi-i-spletni-kak-instrument-biznesa.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/saba-zhabditari-kartochkalar-elektrondi-ouli-sabati-tr-zhaa-blm-beru.html
  • assessments.bystrickaya.ru/emelyanova-nikolaya-petrovicha.html
  • institute.bystrickaya.ru/ezhekvartalnijotche-t-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-kovdorskij-gorno-obogatitelnij-kombinat-stranica-8.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/ratura-97-imennoj-ukazatel-109-izbrannaya-bibliografiya-rabot-e-giddensa-111-izdaniya-e-giddensa-i-literatura-o-nem-na-russkom-yazike-115.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/v-pyatnicu-gosduma-rassmotrit-vopros-uvelicheniya-detskih-posobij.html
  • university.bystrickaya.ru/generalnij-direktor-kompanii-doma-belogorya-neznamov-nikolaj-socialnoe-arendnoe-zhile-rinochnoe-napravlenie-realizacii-nacproekt-a.html
  • uchit.bystrickaya.ru/srednee-polnoe-obshee-obrazovanie-programma-literaturnogo-chteniya-orientirovana-na-formirovanie-i-razvitie-u-detej.html
  • spur.bystrickaya.ru/kulagina-natalya-ogo-indigo-stranica-4.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konspekt-zanyatiya-po-metodike-ekologicheskogo-obrazovaniya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/e-poseshenie-drugih-vselennih-i-vstrechi-s-ih-obitatelyami-puteshestvie-v-poiskah-sebya.html
  • student.bystrickaya.ru/251-sozdanie-komponentov-s-obshimi-vivodami-illyustrirovannij-samouchitel-po-p-cad.html
  • essay.bystrickaya.ru/disciplina-gse01-inostrannij-yazik-programma-disciplini-gse-f-01-inostrannij-yazik-celi-i-zadachi-disciplini.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravitelstvo-novosibirskoj-oblasti-postanovlenie-ot-30-sentyabrya-2010-g-n-158-p-ob-utverzhdenii-dolgosrochnoj-celevoj-programmi-stranica-3.html
  • spur.bystrickaya.ru/kurs-vsemestr-9-uchebnih-zanyatij-po-discipline-176-chas-iz-nih.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravovie-formi-i-metodi-gosudarstvennogo-upravleniya-upravlencheskij-process-chast-2.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-ekonomika-gorodskogo-hozyajstva-dlya-specialnosti.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vremya-truda-i-vremya-otdiha-chast-10.html
  • turn.bystrickaya.ru/podsoedinenie-videomagnitofona-ili-zapisivayushego-ustrojstva-dvd-rekordera-dlya-vosproizvedeniya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/aleksandr-dyatlov-molodezh-za-procvetanie-nashej-strani-dajdzhest-upominaemosti-agtu.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-psihologiya-professionalnogo-i-lichnogo-samoopredeleniya-vvedenie.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pravitelstvo-rossijskoj-federacii-postanovlenie-ot-5-dekabrya-2001-g-n-848-o-federalnoj-celevoj-programme-stranica-24.html
  • turn.bystrickaya.ru/perspektivi-razvitiya-tamozhennogo-soyuza.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.