.RU

Ю.К. Перский, д. экон. наук, проф. кафедры экономической теории и отраслевых рынков



^ Ю.К. Перский, д. экон. наук, проф. кафедры экономической теории и отраслевых рынков

Электронный адрес: persky@psu.ru

Ю.В. Катаева, ст. преп. кафедры экономической теории и отраслевых рынков

ГОУ ВПО «Пермский государственный университет», 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15

Электронный адрес: yvkataeva@rambler.ru


В статье исследуется продуктовая и организационная специфика рынка с использованием трех методологических параметров: границы рынка; характер продукции; уровень рыночных барьеров. На основе выявления продуктовых и географических границ рынка обоснован локальный (региональный) характер рынка жилищного строительства. Обоснован дифференцированный характер продукции, предлагаемой на рынке, определены особенности жилья как экономического блага. Предложена классификация ресурсов рынка жилищного строительства.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ключевые слова: рынок жилищного строительства; продуктовые и географические границы рынка; организационные особенности рынка; продуктовая специфика рынка; рыночные барьеры; дифференцированная продукция.


Исследование организационно-продуктовой специфики рынка жилищного строительства, а также процессов его функционирования имеет отчетливо выраженный региональный характер. Это обусловлено тем, что развитие данного рынка обеспечивает повышение качества жизни населения территории и создание условий для его воспроизводства, способствуя достижению сбалансированности и целостности развития регионов и национальной экономики за счет сокращения существующих межтерриториальных и межрегиональных различий в уровне жилищной обеспеченности.

В экономической науке используется подход, согласно которому рынок жилищного строительства оказывается включенным в систему трех рынков: рынка недвижимости, строительного рынка и инвестиционного рынка, поэтому может быть представлен как одна из их структурных составляющих. Следовательно, определения, даваемые рынку недвижимости, равно как и строительному рынку, могут быть применены к рынку жилищного строительства. Адаптируя определение рынка недвижимости, предложенное В.А. Горемыкиным, можно определить рынок жилищного строительства как средство распределения вновь вводимых жилых площадей и элементов инженерно-коммунальной инфраструктуры между собственниками экономическими методами на основе конкурентного спроса и предложения. В данной трактовке рынок с помощью механизма «невидимой руки» и государственного регулирования обеспечивает передачу прав на жилье от одного лица к другому, установление равновесных цен на жилые объекты в регионах и местностях, связь между строительными компаниями и покупателями на основе экономической мотивации и интересов, а также распределение пространства между субъектами рынка [4, с. 147]. В рамках данного исследования рынок жилищного строительства рассматривается как социально-экономическая подсистема региона, представленная совокупностью локальных рынков жилищного строительства отдельных территориальных образований.

Организационные особенности данного рынка определяются характером взаимоотношений его основных участников, целями их деятельности. Рынок жилищного строительства можно представить как структуру взаимосвязей субъектов различных уровней иерархии (субъекты предложения), возникающих в процессе создания новых жилых объектов [9]. Структурная схема (рис. 1) отражает комплекс основных финансовых, обязательственных, имущественных правоотношений в сфере жилищного строительства между следующими субъектами рынка:


Генеральный подрядчик


Субподрядчики

Регистрирующие органы


Соинвестор


2


12


13






17

2


11


14



Кредитно-финансовый институт

14

Инвестор

Страховая компания

1

1





3


10


Заказчик

Проектно-изыскательская организация


Застройщик

4

7

5

6

9



Региональные и муниципальные органы власти

15


Естественные монополии

8

16







Рис. 1. Структурная схема взаимодействия основных участников рынка жилищного строительства:


1 – финансовое правоотношение по заимствованию средств инвестором для финансирования инвестиционного проекта;

2 - финансовое правоотношение по привлечению средств инвестором от соинвесторов для дополнительного финансирования инвестиционного проекта;

3 - инвестирование строительства жилого объекта;

4 – обязательство застройщика передать готовый жилой объект инвестору;

5 – финансирование застройщиком строительства жилого объекта;

6 – обязательство заказчика перед компанией-застройщиком выполнить строительство жилого объекта и (материальное правоотношение), передать ему готовый жилой объект;

7 - финансовое правоотношение по оплате заказчиком проектно-изыскательских работ, выполненных проектно-изыскательской организацией;

8 – обязанность проектно-изыскательской организации пройти обязательную процедуру государственной вневедомственной экспертизы проектной документации и ее согласования с государственными контролирующими органами;

9 - обязательство проектно-изыскательской организации перед заказчиком выполнить оговоренные в договоре проектно-изыскательские услуги (работы);

10 – обязательство по оплате заказчиком выполненных генподрядчиком строительных работ;

11 - обязательство генерального подрядчика перед заказчиком выполнить оговоренные в договоре подряда строительные работы;

12 - финансовое правоотношение по оплате компанией (генеральным подрядчиком) выполненных компанией-субподрядчиком строительных работ;

13 - обязательственное правоотношение (обязательство) компании - субподрядчика перед генподрядчиком выполнить оговоренные в договоре подряда строительные работы;

14 - обязательство по страхованию строящегося жилого объекта;

15 – финансовое правоотношение по оплате заказчиком стоимости подключения жилых объектов к городской инженерной инфраструктуре и сетям общего пользования;

16 - обязательственное правоотношение (обязательство) компании - естественного монополиста по подключению вновь созданного жилого объекта к городской инженерной инфраструктуре и сетям общего пользования;

17 - обязательство заказчика зарегистрировать вновь созданный жилой объект

1) компаниями, выполняющими функции застройщиков и заказчиков строительства; генподрядными и субподрядными строительными организациями. Характер взаимоотношений данных субъектов определяется спецификой вида строительной деятельности. По мнению И.С. Степанова, «…строительно-монтажные организации, занятые в жилищно-гражданском строительстве, функционируют в основном на региональных (местных) рынках, в то время как занятые в производственном строительстве работают как на территории региона, так и на территории субъектов РФ» [13, с. 172]. То есть в сфере жилищного строительства отношения между данными субъектами носят региональный характер;

2) инвесторами, соинвесторами и долевыми участниками строительства;

3) проектно-изыскательскими организациями;

4) субъектами, выполняющими функции регулирования перечисленных выше субъектов: органами, регулирующими градостроительное развитие, землеустройство, землепользование; федеральными и территориальными органами, занимающимися инвентаризацией земли, созданием земельного кадастра, зонированием территорий; федеральными и территориальными органами архитектуры и градостроительства, утверждающими и согласовывающими градостроительные планы застройки территорий и поселений, создающими градостроительный кадастр, выдающими разрешения на строительство; органами экспертизы градостроительной и проектной документации, занимающимися утверждением и согласованием архитектурных и строительных проектов; органами, ведающими инвентаризацией и учетом строений; органами технической и пожарной инспекции, ведущими надзор за строительством и эксплуатацией зданий и сооружений;

5) кредитно-финансовыми институтами; страховыми компаниями; участниками фондового рынка, занимающимися созданием и оборотом ценных бумаг, обеспеченных недвижимостью (жилищные облигации, сертификаты, закладные при ипотечном кредитовании); маркетинговыми, аудиторскими, консалтинговыми, аналитическими компаниями, агентствами недвижимости и др.

Для определения организационно-продуктовой специфики рынка можно воспользоваться следующими методологическими параметрами: границы рынка; характер продукции; уровень рыночных барьеров [11].

На начальном этапе проведем идентификацию рынка путем определения его географических (локальных) и продуктовых (характеризующих способность товаров заменять друг друга в потреблении) границ и обоснуем его локальный характер. Согласно методу Дж. Робинсона, рынок включает однородный товар и его заменители до того момента, когда не будет найден резкий разрыв в цепи товарных субститутов [7, с.52]. Хотя степень субституции характеризуется показателем перекрестной эластичности спроса, возникают сложности с получением данных по объемам ввода жилья отдельных строительных фирм и отдельных видов жилья и, следовательно, возникают сложности с расчетом требуемых показателей. Это означает, что данный критерий определения продуктовых границ предъявляет крайне высокие требования к информации. Кроме того, если размах в колебаниях цен составляет свыше 5%, коэффициент перекрестной эластичности не может адекватно отражать степень взаимозаменяемости товаров [7, с.69]. Поэтому данный метод может быть применен для идентификации продуктовых границ рынка и без расчета коэффициентов перекрестной эластичности.

В качестве товаров, не заменяющих друг друга в потреблении, когда перекрестная эластичность становится меньше определенной заданной величины и происходит разрыв в цепи товарных субститутов, выступает жилье, расположенное в границах различных локальных территорий (городов, поселков и т.д.). Причем категории жилья в границах территориального образования (кирпичное, панельное, монолитно-каркасное) будут рассматриваться как близкие субституты при условии их сопоставимой ценовой доступности. Этот вывод можно подтвердить аргументом И.А. Рахмана о том, что «…неотъемлемым атрибутом рынка жилья является размещение последнего в границах замкнутого территориального образования безотносительно к уровню территориальной иерархии» [10]. Это связано с наличием такой особой характеристики, как территориальные предпочтения покупателей, накладывающие на владельцев «психологические» и «экономические» издержки переезда, связанные со сменой места жительства и привычного окружения [12, c.53]. В числе «экономических» издержек можно указать затраты времени и средств на поиск нового рабочего места, переезд и перевозку имущества, переоформление документов и перерегистрацию. К «психологическим» издержкам относят потерю привычного социального, транспортного, коммунального окружения, необходимость психологической адаптации к новому месту жительства, новому рабочему месту, ментальным особенностям населения новой территории, связанным с этническими и культурными различиями населения РФ, многонациональностью населения. То есть переезд нарушает структуры социальных и потребительских отношений, поэтому семья меняет место жительства тогда, когда неудовлетворенность существующим жильем достаточно велика, чтобы оправдать издержки переезда [5, c.141-143].

Кроме того, административная единица, на территории которой расположено жилье, играет важную роль в определении качества других услуг, правом на которые законно обладают ее жители: право пользования муниципальными и региональными программами, право посещения школ и детских садов и т.д. (например, в Пермском крае реализуется программа получения матерями пособия на детей, не посещающих детские сады; ежемесячная материальная помощь докторам наук; планируется программа выплаты дополнительных стипендий студентам, выбирающим пермские вузы). Такая привязка доступности общественных услуг к месту жительства связывает потребление жилья с потреблением множества других благ [5, c.35]. Таким образом, можно сказать, что спрос проявляется в виде локализованных на территории муниципальных образований и региона потребностей населения в жилье, а также потребностей внерегиональных инвесторов, рассматривающих жилье как объект инвестирования. Кроме того, спрос характеризуется неравномерным пространственным распределением по территории региона, связанным с различием территориальных условий для проживания (наличие рабочих мест, объектов инфраструктуры, климатические условия и т.д.).

Для определения географических границ рынка используется принцип признания потребителями равной доступности товаров. С этой точки зрения географическими границами исследуемого рынка будут границы отдельных территориальных образований, в пределах которых жилье обладает сопоставимой транспортной и ценовой доступностью. Помимо этого, в качестве критерия принадлежности разных территорий к одному рынку выделяют одинаковые условия конкуренции. Следует отметить, что в границах каждой отдельной территории складываются собственные условия конкуренции, определяемые составом участников строительного рынка, соотношением их рыночных долей, особенностями стратегического взаимодействия между строительными компаниями. В случае выхода на рынок другого территориального образования условия конкуренции для строительных компаний могут существенно измениться, что связано в первую очередь с возникновением барьеров на вход (например, отсутствие каналов взаимодействия с местными органами власти и естественными монополиями, неизвестный бренд и отсутствие положительной репутации строительной компании). Кроме того, для выделения географических границ рынка могут применяться правовые ограничения сферы действия участников рынка, в первую очередь содержащиеся в лицензиях. К правовым ограничениям можно отнести разрешения на строительство жилья в пределах локального образования (района города). Можно сказать, что границы каждой отдельной территории задают границы рынка жилищного строительства, т. е. административно-территориальная единица притягивает людей.

Совокупность субрынков отдельных территориальных образований образует региональный рынок жилищного строительства и формирует его структуру, которая может быть весьма неоднородна: локальные рынки могут отличаться уровнем барьеров, степенью обеспеченности ресурсами, уровнем развития институтов, продуктовым разнообразием и т.д. В целом можно говорить о рынках жилищного строительства отдельных регионов, различающихся между собой обеспеченностью природными ресурсами, строительными материалами, рабочей силой, доступностью инвестиционных ресурсов на финансирование жилищного строительства. Данные рынки функционируют в рамках единого регионального правового поля, охвачены единым региональным законодательством и региональной жилищной политикой, программами по развитию региональных строительных комплексов, поддержкой местных властей и т.д.

Кроме границ рынок характеризуется наличием барьеров входа/выхода, в качестве которых выступают любые факторы и обстоятельства правового, организационного, технологического, экономического, финансового характера, препятствующие новым хозяйствующим субъектам вступить на данный рынок и конкурировать на равных условиях с действующими на нем хозяйствующими субъектами или препятствующие развитию деятельности уже функционирующих субъектов [15]. Использование классификации У. Шеферда применительно к рынку жилищного строительства, позволило выделить следующие группы барьеров [14]:

I. Экзогенные барьеры:

        1. ограничение емкости рынка жилищного строительства, связанное с низкой платежеспособностью покупателей вследствие достаточно высокой стоимости жилья и ограниченной доступности ипотечных ресурсов;

        2. высокий первоначальный уровень капитала, необходимый для проектирования и строительства нового жилого объекта. Значительные капитальные затраты в сфере жилищного строительства, имеющие более длительный период окупаемости вследствие продолжительности строительного цикла, ограничивают возможности входа;

        3. превосходство в уровне затрат. Данные барьеры возникают, поскольку себестоимость строительства 1 кв. м жилья действующих на рынке строительных компаний может быть ниже, чем у вновь входящих на рынок субъектов, что связано:

- с неравенством стартовых условий на рынке – наличием у действующих субъектов отлаженного механизма получения под застройку земельных участков, оформления и согласования разрешительной документации на строительство, что позволяет экономить на трансакционных издержках;

- доступностью заемного капитала при более низких процентных ставках и льготных условиях кредитования – наличие у действующих субъектов хорошей кредитной истории, налаженных контактов с кредитными организациями;

- осуществленными ранее затратами на рекламу – сформировавшаяся положительная репутация действующих строительных компаний, что является своеобразным гарантом качества создаваемого жилья. Трудность определения качества жилья вследствие его длительной эксплуатации и наличие объектов «замороженного» строительства делают «репутационный» капитал компании одним из барьеров входа на рынок для новых субъектов [8, с. 179-186];

        1. вертикальная и горизонтальная интеграция действующих на рынке субъектов. Строительные компании, интегрированные в вертикальные структуры с производителями строительных материалов, имеют преимущества внутрикорпоративных связей в виде доступа к ресурсам и наличия сбытовой сети; это позволяет снижать себестоимость строительства за счет внутренних цен на стройматериалы и услуги. Подобные преимущества возникают также при горизонтальной интеграции девелоперских компаний с проектными, подрядными и субподрядными организациями. В рамках подобных структур могут появиться возможности для заключения антиконкурентных соглашений и согласованных действий участников групп, а также соглашений с региональными органами управления;

        2. административные ограничения – ограничения деятельности со стороны органов власти и управления, связанные с получением разрешений на строительство и вводом жилых объектов в эксплуатацию.

II. Эндогенные барьеры, обусловленные деятельностью действующих на рынке субъектов, препятствующей появлению на нем новых конкурентов:

              1. меры, предпринимаемые действующими субъектами в отношении новых конкурентов, например изменения в ценовой политике;

              2. наличие резервных производственных мощностей у действующих на рынке субъектов (например, наличие свободных земельных участков под застройку);

              3. затраты на продвижение продукции на рынок, в том числе затраты на рекламу, способствующие закреплению определенного контингента потребителей за товарным знаком, в качестве которого выступает имя строительной компании;

              4. контроль над стратегическими ресурсами, предполагающий наличие в штате строительных компаний уникальных специалистов, обладающих специфическими знаниями, навыками, связями в строительном бизнесе.

Под барьерами выхода с рынка могут пониматься факторы, затрудняющие или делающие невозможным прекращение хозяйствующими субъектами деятельности на рынке без серьезных экономических потерь. Данные барьеры связаны с особенностями различных видов производства и проявляются на рынке жилищного строительства в виде неликвидности объектов незавершенного строительства, необратимых затрат, понесенных строительными компаниями при получении под застройку земельных участков и оформлении разрешительной документации на строительство, при освоении строительных технологий.

Определим продуктовую специфику рынка жилищного строительства. Созданное в процессе строительства жилье (индивидуальные жилые дома и квартиры в многоквартирных домах) как экономическое благо выполняет ряд функций [4, c.40], имеющих выраженный региональный характер:

- жилье как предмет потребления (ресурс для личного использования и удовлетворения личных потребностей в жилище) и конечная продукция жилищно-строительного комплекса эксплуатируется, обслуживается по месту его создания, т. е. удовлетворяет жилищные потребности населения региона;

- жилье как инвестиционный актив обеспечивает получение прибыли от его дальнейшей перепродажи на локальном рынке региона, конъюнктура которого формирует определенный уровень доходности на вложенный капитал;

- жилье как личный капитал в вещной форме приносит доход при сдаче его в аренду, обеспечивая тем самым удовлетворение внутрирегиональных жилищных потребностей населения, проживающего и осуществляющего экономическую деятельность на территории региона;

- жилье как средство обеспечения финансовых инструментов (ценных бумаг, включая закладные, кредитов).

Особенности жилья как экономического блага определяются системой удовлетворяемых им потребностей (рис. 2). Данные уровни потребностей в сознании людей объединяются в определенную иерархию и подчиняются принципу относительного доминирования [4, с.44].

Можно выделить ряд особенностей жилых объектов, предлагаемых на рынке жилищного строительства [4, c. 46]:

1. Абсолютная иммобильность (неподвижность) жилого объекта [12, с.53], что обусловливает два важных обстоятельства, определяющих региональный характер исследования данного рынка. Во-первых, жилье потребляется по месту его создания, т. е. географические границы потребления жилья совпадают с границами региона. Во-вторых, возможности реализации сделок с жильем ограничиваются параметрами регионального рынка, а поступление налогов, сборов, пошлин от реализации данных сделок обеспечивает наполнение местных и территориальных бюджетов. Неподвижность продукции наряду с нестационарностью и временным характером рабочих мест и средств производства принципиально отличает ее от продукции промышленности, имеющей подвижный характер и пространственное закрепление рабочих мест [13, c.20].


Жилье как экономическое благо


Уровни потребностей

Формы реализации потребностей


Предмет самореализации творческого потенциала архитекторов, строителей, проектировщиков, дизайнеров.

Объект изучения и познания в различных отраслях науки: строительство, архитектура, экономика, землеустройство, др.


Интеллектуальные




Обеспечивает эстетическое удовлетворение от архитектурного стиля жилых объектов.

Обеспечивает психологическое удовлетворение от владения жильем, формирует чувство собственного достоинства.

Повышает самооценку собственника жилья.


Психологические





Социальные

Материальная основа для создания и развития семьи как основной социальной ячейки общества, рождения и воспитания детей.

Создание условий для восстановления человека, отдыха, досуга, занятия любимым делом.

Повышение социального статуса владельца жилья.









Безопасность

Сохранение материальных и духовных благ, принадлежащих человеку

Сохранение и накопление вложенного в приобретение жилья капитала, защита от инфляции.

Поддержание финансовой безопасности человека за счет обеспечение дохода от владения жильем (арендная плата).





Физиологические

Сохранение физического существования человека в условиях влияния различных климатических факторов.

Способствует удовлетворению прочих базовых потребностей (приготовление пищи, стирка белья, ремонт одежды).






Рис. 2. Система потребностей, определяющая особенности жилья как экономического блага (классификация уровней потребностей составлена по: Шафеев Р.Ш. Методика экономической оценки земельных ресурсов сельскохозяйственного назначения с учетом регональных особенностей их

воспроизводства // Экономика региона. 2009. № 1. С. 51–61)



2. Дифференцированный характер продукции, означающий различие продуктов по физическим качествам, уровню обслуживания, географическому размещению, наличию информации о продукции, субъективному восприятию продукта одной фирмы как более предпочтительного по данной цене [1, c.151-152]. Жилье в новых объектах жилищного строительства может дифференцироваться по трем типам характеристик:

  1. характеристики собственно жилища (размеры, планировочные решения, качество и производительность инженерного оборудования и систем коммунального обслуживания, качество строительных материалов и внутренняя отделка, конструктивные особенности жилища, тип строительной технологии);

  2. характеристики местоположения (близость транспортных развязок, объектов социальной и торговой инфраструктуры, удаленность от кварталов, заполненных ветхими и аварийными строениями, экологическая обстановка, шумовой фон, микроклиматические и сейсмические факторы, социальная однородность дома, «статус» жилого объекта). Внешние характеристики окружения оказывают влияние на стоимость жилья через эффект соседства, когда положительные изменения во внешнем виде одного дома оказываются полезными для окружающих домов, увеличивая их рыночную стоимость. Тем не менее, такая выгода сильно локализована, т. е. распространяется лишь на близлежащие жилища [5, с. 116-117];

  3. характеристики строительной компании (время сдачи объекта в эксплуатацию, информационная доступность свойств объекта, репутация и показатели деятельности строительной компании для потребителей, дополнительные услуги, предоставляемые во время и после продажи –возможность получения рассрочки при участии в строительстве, возможности привлечения ипотечных ресурсов).

На данном рынке дифференциация жилья принимает крайнюю форму – уникальность продукции, вследствие неповторимой комбинации широкого спектра параметров жилья. Строительство жилого объекта всегда формирует на рынке предложение абсолютно нового, ранее не существовавшего товара, вследствие невозможности возведения двух идентичных объектов.

Дифференциация продукции может быть горизонтальной, связанной с различием потребительских характеристик жилых объектов, когда выбор потребителя определяется приверженностью той или иной марке (строительному проекту, строительной компании). Второй вид дифференциации – вертикальная, когда выбором потребителя управляют факторы дохода и платежеспособного спроса (жилье экономкласса, элитное жилье). Дифференциация жилья ведет к двум важным последствиям для фирм, действующих на данном рынке. Во-первых, продуктовое разнообразие создает рыночную власть фирмы, поскольку всегда находятся покупатели, которые заинтересованы в приобретении квартиры или участии в долевом строительстве именно данного объекта или оказываются приверженными продукту именно данной фирмы. Во-вторых, фирма, реализующая на рынке новый строительный проект, обеспечивает большее продуктовое разнообразие. Новый жилой объект может быть способен впервые удовлетворить какую-либо потребность (первый жилой дом с панорамным видом на город; первый жилой дом с панорамным остеклением, первый небоскреб в городе и т.д.), т.е. в лучшей степени соответствовать предпочтениям потребителей. Таким образом, продуктовая дифференциация расширяет возможности потребительского выбора [1, c.151-152].

3. Низкая степень взаимозаменяемости жилых объектов (вследствие их неоднородности) или отсутствие альтернативы замещения; отсутствие импортных товаров-заменителей и меньшая подверженность влиянию внешнеэкономических связей; относительная дефицитность (вследствие ограниченности жилых площадей);

4. Длительность создания и эксплуатации жилого объекта, особенность жизненного цикла жилья [4]. Долговечность жилья имеет три последствия для рынков жилья: возможность контролировать темпы физического износа через реконструкцию и техническое обслуживание; поступление на рынок ежегодно большого количества вторичного жилья; неэластичность предложения нового жилья с доминированием вторичного жилья (в свою очередь, эластичность предложения жилья определяется эластичностью инвестиций в жилищное строительство в ответ на изменение цен) [5, с. 117, 30].

К особенностям жилого объекта как товара можно отнести высокий уровень трансакционных издержек при совершении сделок, специфику оборота (через оборот прав). Особенности жилого объекта как инвестиционного товара проявляются в низкой ликвидности; повышенной рискованности вследствие возможности «замораживания» строительства или затягивания его сроков; гибкости условий финансирования (использование различных альтернативных источников финансирования); в росте стоимости объекта в течение строительного цикла. Особенности организационно-правового характера включают: особенности налогообложения, неравномерность денежных потоков, необходимость управления объектом жилищного строительства, возможность обременения объектов недвижимости правами третьих лиц в различных комбинациях [4, c.46].

Основываясь на результатах анализа исследований, можно выделить следующие особенности рынка жилищного строительства:

- низкая эластичность предложения из-за длительности строительного цикла (2,5-3 года). Предложение на рынке проявляется в виде локализованной и неперемещаемой совокупности вновь созданных жилых объектов. Пространственное рассредоточение по территории предложения нового жилья характеризуется неравномерностью и определяется наличием свободных земельных участков под застройку, эколого-климатическими факторами, наличием подведенных к земельным участкам инженерных коммуникаций и т.д. Инертность рынка со стороны предложения приводит к тому, что реакция строительных фирм на увеличение спроса начинает проявляться спустя длительное время, поэтому рост спроса увеличивает равновесную цену в рамках короткого периода;



^ Ресурсы рынка жилищного строительства














Инвестиционные ресурсы на финансирование жилищного строительства

Демографический потенциал региона

Законодательство в сфере градостроительства, землепользования, инвестиционной деятельности, долевого участия в строительстве

Строительные технологии



Строительные нормы и правила


Кадровый потенциал строительных предприятий

Качество жизни населения




Качество жилищного фонда

Обеспеченность профильными учебными заведениями (строительными вузами, строительными факультетами вузов региона, средними специальными учебными заведениями)




Стандарты качества, сертификация и экспертиза строительной продукции




Собственная ресурсная база для производства строительных материалов


Мотивация и стимулы к улучшению жилищных условий населения




Административный ресурс министерств, агентств, комитетов, ведомств по строительству




Собственные производства по выпуску строительных материалов, конструкций


Инженерно-коммунальные объекты и сети


Потребительский потенциал региона


Транспортная инфраструктура региона

Ресурсы рекламы и PR-услуги

по продвижению строительных проектов







Информационно-аналитические ресурсы, система мониторинга состояния рынка жилищного строительства

Трудовой потенциал региона


Производственная база строительных предприятий





Консалтинговые ресурсы, аудит


Деловая активность в сфере жилищного строительства




Элементы отраслевой инфраструктуры (лаборатории качества, проектные организации, саморегулируемые организации)


Земельные участки под жилищную застройку




Рис. 3. Региональные ресурсы рынка жилищного строительства

- индивидуализированный и невзаимозаменяемый потребительский спрос;

- низкая степень открытости рынка: конфиденциальный и исключительный характер сделок, определяемый уникальностью жилых объектов, неполнота и неточность публичной информации;

- цикличный характер развития рынка (чередование подъемов и спадов в движении инвестиций и объемов ввода жилья) [2, c.22];

- сравнительно высокая степень государственного регулирования рынка нормами земельного, градостроительного, гражданского, водного, лесного законодательства и зонированием территорий;

- инерционность рынка, обусловленная длительным периодом эксплуатации жилых объектов. Медленное обновление строительных материалов и технологий вследствие продолжительных сроков их апробации, их существенного влияния на жизнь и здоровье населения;

- рынок несовершенной конкуренции: большое количество компаний, реализующих неоднородный продукт; использование неценовых методов конкуренции; большое число покупателей; отсутствие совершенной информационной мобильности, означающее отсутствие полной доступности и бесплатности информации о параметрах жилья, характеристиках субъектов; наличие барьеров входа на рынок и выхода с него, препятствующее абсолютной мобильности ресурсов;

- локальный (региональный) характер рынка. Один из аргументов в пользу данного характера состоит в том, что рынок жилищного строительства и его составляющие (сегменты) выступают как объекты регионального регулирования. Региональные и муниципальные органы власти и управления осуществляют регулирование данного рынка в интересах градостроительного развития и застройки территорий региона, рационального использования земель и обеспечения качества создаваемого жилья в интересах жителей региона. В подтверждение данного тезиса приведем аргументацию А.Н. Асаула, согласно которой «…в мировой практике организация процессов регулирования и развития инвестиционно-строительной деятельности решается на уровне регионов с учетом общегосударственных интересов (рост уровня жилищной обеспеченности населения страны, снижение уровня дифференциации жилищной обеспеченности между регионами. – Ю.П., Ю.К.), а также особенностей и потребностей регионов».

По мнению А.Н. Асаула, «понятие «строительный комплекс» как объект государственного управления в настоящее время не только не отражает сущность реальных экономических отношений, но даже становится в известной мере экономической абстракцией, если речь идет о федеральном уровне (равно как и «федеральный рынок строительства», и поэтому появляется термин «строительная сфера»). «Именно с точки зрения конечной продукции (регионального характера ее потребления – прим. автора) необходимо рассматривать комплексное управление в строительстве (региональный характер управления. – Ю.П., Ю.К.)» [3].

Сказанное означает, что субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, непосредственно располагающие ресурсами жилищного строительства, выступают основными уровнями управления реализацией задачи повышения жилищной обеспеченности населения региона и создания рынка доступного жилья. Это связано с тем, что институционально-факторный потенциал рынка [6, с. 109-114] сосредоточен в территориальных образованиях (трудовые ресурсы, основные фонды, материально-технические ресурсы, потребительский потенциал, информационные ресурсы, инфраструктура и институты, регулирующие отношения его участников), что обусловливает возможность управления им на уровне региона (рис. 3). Представляется, что именно данные ресурсы становятся источником формирования конкурентного иммунитета рынка жилищного строительства, условием устойчивости рынка к экзогенным и эндогенным шокам.


Список литературы

  1. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. 320 с.

  2. Апаев Г.А. Экономика строительства: курс лекций. Йошкар-Ола, 1993. 75 с.

  3. Асаул А.Н. Формирование системы управления строительным комплексом в современных условиях: Доклад на Междунар. конф. «Региональные и отраслевые проблемы инвестиционной политики» 19-22 февраля 2002 г. [Электронный ресурс]. URL: www.aup.ru/ articles/management/9.htm (дата обращения: 20.05.2010).

  4. Горемыкин В. А. Экономика недвижимости: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. /под. ред. Поляковского. М.: Дашков и Ко, 2003. 836 с.

  5. Жилищная экономика: пер. с англ. М.: Дело, 1996. 224 с.

  6. Катаева Ю.В. Институционально-факторный потенциал жилищного строительства региона // cб. материалов VIII Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием «Актуальные вопросы экономических наук»: в 2 ч. / под общ. ред. Ж.А. Мингалевой, С.С. Чернова. Новосибирск: ЦРНС, 2009. Ч. 1. С. 109–114.

  7. Конкуренция и антимонопольное регулирование: учеб. пособие для вузов / под ред. А.Г. Цыганова. М.: Логос, 1999. 368 c.

  8. Перский Ю.К., Катаева Ю.В. Методические аспекты оценки репутации предприятий - застройщиков как стратегических конкурентов на рынке жилищного строительства // Панорама конкуренции: информ.-аналит. вестник / Ин-т экономики УрО РАН. Екатеринбург, 2008. №3. С. 179–186.

  9. Перский Ю.К., Шульц Д.Н. Взаимодействие микро- и макроэкономики: иерархический подход / Ин-т экономики УрО РАН. Екатеринбург, 2005.192 с.

  10. Рахман И. А. Развитие рынка недвижимости в России: теория, проблемы, практика. М.: Экономика, 2000. 293 с.




  1. Шафеев Р.Ш. Методика экономической оценки земельных ресурсов сельскохозяйственного назначения с учетом региональных особенностей их воспроизводства // Экономика региона. 2009. №1. С. 51–61.

  2. Экономика недвижимости / под ред. В.И. Ресина. М.: Дело, 1999. 327 с.

  3. Экономика строительства: учебник / под общ. ред. И.С. Степанова. 3-е изд., доп. и перераб. М.: Юрайт-Издат, 2007. 620 с.

  4. Shepherd W. Public Policies Toward Business. Boston, 1991. 452 р.

  5. Yip G. Barriers to Entry. Lexington, 1982.

234р.


^ РАЗДЕЛ II. УЧЕТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


УДК 657.1

Особенности организации учета

при осуществлении экспортной деятельности


Т.Г. Шешукова, д. экон. наук, проф., зав. кафедрой учета, аудита и

экономического анализа

ГОУ ВПО «Пермский государственный университет», 614990, г.Пермь, ул. Букирева, 15

Электронный адрес: sheshukova@psu.ru

^ О.А. Рыбалко, к. экон. наук, доц., зав. кафедрой бухгалтерского учета и аудита

ФГОУ ВПО «Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика

Д.Н. Прянишникова», 614000, г. Пермь, ул. Петропавловская, 23

Электронный адрес: rubalkohome@yandex.ru


Рассматриваются особенности экспортной деятельности, сущность экспортной операции. Определено влияние экспортной деятельности на организацию учета активов, обязательств, доходов и расходов, являющихся результатом этой деятельности. Выделены и охарактеризованы этапы организации учета экспортной операции.

------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ключевые слова: экспорт; экспортная деятельность; экспортная операция.



Таможенный кодекс РФ определяет экспорт как таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства об их обратном ввозе на эту территорию. Таким образом, понятие товара во внешнеэкономической деятельности гораздо шире применяемого в бухгалтерском учете – к экспортному товару относится любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, в том числе транспортные средства (за исключением транспортных средств, используемых для международных перевозок).

Объектом торговли при экспорте могут быть информация, интеллектуальная собственности, товары и услуги.

Поэтому под экспортной деятельностью мы будем понимать операцию, связанную с передачей объекта торговли (информации, интеллектуальной собственности, товаров и услуг) российским лицом иностранному лицу, либо с пересечением границы таможенной территории Российской Федерации, либо и то и другое.

^ Экспортную деятельность хозяйствующего субъекта с точки зрения организации учета на предприятии можно определить как систему экспортных операций, учитывающую особенности контрактных обязательств и деловых обычаев, применяемого сторонами права и финансово-валютную составляющую. Таким образом, можно выделить следующие особенности экспортных операций, которые в значительной степени определяют организацию учета на предприятии (рис. 1):

- при экспортных операциях субъектами являются резиденты и нерезиденты, что вызывает необходимость использования норм как внутреннего, так и международного законодательства (универсального, регионального и рекомендуемого); учета внутриэкономической и внешнеэкономической политики стран – участников сделки;




Рис. 1. Основные особенности экспортной деятельности хозяйствующего субъекта

- при экспорте товаров (имеющих материально-вещественную форму) обязателен факт пересечения таможенной границы, поэтому экспортная деятельность является объектом таможенного контроля;

- проведение валютной операции – неотъемлемая часть экспортной сделки, поэтому она является объектом валютного контроля и требует соблюдения валютно-финансовых условий расчетов;

- территориальная и временная отдаленность проведения сделок при экспортных операциях обуславливает наличие политических, валютных и форс-мажорных рисков.

И наконец, все вышеперечисленные особенности определяют набор квалификационных требований к персоналу экономических служб хозяйствующего субъекта.

Порядок ведения учета экспортных операций, с одной стороны, существенно зависит от условий, содержащихся в отдельных внешнеэкономических договорах (контрактах), применяемых в деловом обороте организации форм расчетов с иностранными покупателями, а с другой – определяется нормами налогового, валютного и таможенного законодательства (рис. 2).


Рис. 2. Особенности экспортной операции

Учитывая особенности экспортных операций, нам представляется целесообразным при организации учета операций по экспорту выделить следующие этапы:

- организация раздельного учета экспортного товара;

- организация учета движения экспортного товара от поставщика к покупателю и распределения накладных (коммерческих) расходов;

- организация учета реализации и расчетов с иностранными покупателями.

- организация контрольных мероприятий по обеспечению исполнения сделки.

^ Первый этап. Товары, которые вывозятся за рубеж в режиме экспорта, облагаются НДС по ставке 0% (ст. 164, 165, 172 Налогового кодекса РФ) и по ним установлен специальный порядок возмещения из бюджета сумм входного НДС. Поэтому организации-экспортеры должны вести раздельный учет сумм НДС, уплаченного по товарам (работам, услугам), использованным при производстве товаров на внутреннем рынке и на экспорт.

Раздельный учет важен и в том случае, если после приобретения товара НДС по нему был принят к вычету, а впоследствии указанный товар реализован на экспорт.

Акциз, как и НДС, является косвенным налогом. На основании подп. 4 п. 1 ст. 183 НК РФ операции по реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации в режиме экспорта освобождаются от уплаты акцизов. Однако условием для такого освобождения является представление налогоплательщиком в налоговую инспекцию поручительства банка (в соответствии со ст. 74 НК РФ) или банковской гарантии. Это следует из п. 2 ст. 184 НК РФ [3].

Операции по экспорту товаров так же не облагаются акцизами только при ведении раздельного учета операций по производству и реализации (передаче) таких подакцизных товаров.

Организация самостоятельно определяет порядок раздельного учета, что отражается в приказе об учетной политике организации на очередной финансовый год.

Если изначально невозможно определить канал реализации (внутри страны или за рубеж), то в учетной политике целесообразно предусмотреть пропорциональный способ деления сумм НДС по приобретенным товарам в соответствии со стоимостью товаров, которые отгружены на экспорт и внутри страны за налоговый период по НДС, аналогичный порядку учета сумм НДС по товарам, облагаемым и не облагаемым НДС.

^ Второй этап. Выделение учета движения экспортного товара от поставщика к покупателю в отдельный этап обусловлено особенностью экспортной операции, связанной с территориальной отдаленностью субъектов сделки, – как правило, экспортный контракт предусматривает переход права собственности на отгруженные товары на пути продвижения к иностранному покупателю, поэтому большинство специалистов рекомендуют использовать счет 45 «Товары отгруженные», а именно субсчет 45-1 «Товары отгруженные экспортные», на котором экспортная продукция находится до отражения в учете реализации (т.е. до момента перехода права собственности на нее к покупателю) [2]. Однако субсчет 45-1 не дает столь необходимой экспортеру информации о местонахождении товара. А для отражения в учете продвижения экспортных товаров от поставщика к грузополучателю по всем этапам пути рекомендуется открывать субсчета второго порядка: «Экспортные товары в пути (указание пункта)».

Таким образом, отраженная на счете 45 стоимость отгруженных на экспорт товаров показывает, что эти товары находятся в пути, но право собственности на них пока принадлежит российскому продавцу.

Целесообразность использования счета 45 для учета отгруженных на экспорт товаров, на наш взгляд, во многом зависит от того, на каких условиях поставки заключен экспортный контракт, а именно – оговорен переход права собственности на товар.

В мировой торговой практике условия перехода права собственности на экспортные товары устанавливаются одним из следующих способов:

- путем прямого указания места и/или времени, по достижении (наступлении) которого товары переходят в собственность покупателя;

- на основании применяемого права, которым регулируются отношения между контрагентами;

- в соответствии с обычаями внешнеторгового делового оборота (базисными условиями поставки «Инкотермс»).

Продавец и покупатель могут указать в контракте любой удобный момент перехода права собственности. Однако в мировой практике передача права собственности увязывается с переходом риска случайной гибели или утраты товаров от продавца к покупателю.

Порядок перехода риска случайной гибели определяется по ^ Международным правилам толкования торговых терминов «Инкотермс». Один из терминов (условий поставки) обычно указывают в контракте, при этом если не оговаривается, с какого момента у покупателя возникает право собственности, то право собственности переходит одновременно с риском случайной гибели товара. С точки зрения распределения обязанностей и расходов по доставке все базисные условия поставок разделены на четыре группы: E, F, C, D.

В группу E входит условие поставки EXW – с завода (наименование пункта). При данном условии продавец передает товар в распоряжение покупателя на своем предприятии, и с этого момента его обязательства по поставке считаются выполненными. Поэтому использование счета 45 «Товары отгруженные» в данном случае неоправданно.

В группу F входят три вида поставки на условиях перевозки груза силами покупателя: FCA – франко-перевозчик (наименование пункта), FAS – свободно вдоль борта судна (наименование порта отгрузки) и FOB – свободно на борту (наименование порта отгрузки). Для всех трех базисных условий этой группы общим является то, что продавец передает товар перевозчику на территории своей страны, но перевозчик предоставляется покупателем.

В группу C входят виды поставок на условиях перевозки силами продавца: CFR – стоимость и фрахт (наименование порта назначения), CIF – стоимость, страхование, фрахт (наименование порта назначения), CPT – перевозка оплачена до (указанного пункта), CIP – перевозка и страховка оплачены (до указанного пункта). Общим для условий поставки групп F и C является то, что выполнение обязательств продавца по поставке товара наступает с момента передачи его перевозчику, хотя по базисным условиям поставки группы F перевозка осуществляется силами покупателя (он предоставляет транспорт и оплачивает перевозку), а по условиям группы C – силами продавца (предоставление транспорта и оплата перевозки входят в его обязанности).

В группу D входят такие условия поставки, согласно которым продавец несет ответственность за прибытие товара в порт или согласованный пункт назначения. Продавец несет все расходы по доставке товара к месту назначения, на него ложатся и все риски до момента прибытия товара в назначенный пункт. Особенностью условий поставки группы D является то, что договоры купли-продажи, заключенные на условиях поставки этой группы, не предусматривают заключения продавцом договора страхования груза.

С правовой точки зрения «Инкотермс» имеет факультативный характер и применяется сторонами по их взаимному согласию. Однако в некоторых странах в силу национального законодательства он является официальным нормативным документом.

В Российской Федерации на основании «Инкотермс» утвержден «Классификатор условий поставки» (приложение 5 к приказу ГТК России от 23.08.2002 № 900), который используется для таможенных целей участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами.

В процессе проведения экспортных торговых операций российский поставщик несет определенные расходы, связанные с реализацией товаров на экспорт. Их принято называть накладными (коммерческими) расходами.

Распределение коммерческих расходов между сторонами экспортной сделки является одной из важнейших особенностей реализации товаров за границу Российской Федерации. Как уже было отмечено выше, состав таких расходов у продавца и покупателя определяется базисными условиями поставки, содержание которых изложено в Международных правилах толкования торговых терминов «Инкотермс».

Отдельные статьи накладных расходов, связанных с реализацией товара на экспорт, выражаются значительными суммами, поэтому несоблюдение оговоренных в контракте терминов может привести к необоснованному значительному завышению произведенных расходов, так как в дебет счета 44 «Расходы на продажу», субсчет 1 «Коммерческие расходы по экспорту», могут быть отнесены только те расходы, которые по условиям поставки должен оплатить российский поставщик.

При проведении экспортных операций к счету 44-1 целесообразно открывать субсчета второго порядка:

44-11 «Коммерческие расходы по экспорту в рублях»;

44-12 «Коммерческие расходы по экспорту в иностранной валюте»;

44-13 «Общеторговые коммерческие расходы по экспорту».

Ежемесячно коммерческие расходы относятся на себестоимость экспортного товара. Порядок включения сумм накладных расходов в полную себестоимость экспортного товара поставлен в зависимость от того, перешло ли право собственности на него к иностранному покупателю.

При отражении в бухгалтерском учете накладных расходов необходимо соблюдать принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Это означает, что отдельные накладные расходы должны быть учтены в том отчетном периоде, в котором они фактически имели место, независимо от оплаты.

^ Третий этап. Основными признаками экспортного контракта как международного договора купли-продажи являются переход права собственности на имущество от продавца к покупателю и оплата покупателем переданной ему собственности.

Неправильно отождествлять момент перехода права собственности с передачей товара, которая определяется исключительно базисными условиями поставки и означает только исполнение продавцом своих обязательств по поставке товара. Причем передача товара и исполнение продавцом своих обязательств по поставке могут не совпадать с моментом передачи товара покупателю в фактическое пользование. Как и передача (поставка) товара, переход права собственности на него может не совпадать с передачей товара покупателю в фактическое пользование; он может наступить раньше или позже этого момента. Поэтому момент перехода права собственности рекомендуется зафиксировать в контракте, поскольку Конвенция ООН о международных договорах купли-продажи, подписанная в Вене 11 апреля 1980 г., вопрос о переходе права собственности не рассматривает, в других документах международного характера этот вопрос также не затрагивается.

При наступлении момента перехода права собственности в бухгалтерском учете экспортера должна быть отражена реализация экспортного товара, означающая смену его собственника, а значит, признана выручка. На момент перехода права собственности также подлежит списанию с баланса продавца отгруженный на экспорт товар как уже не принадлежащее ему имущество.

По контрактам на оказание услуг принцип перехода права собственности не применяется, так как услуги не имеют вещественной формы. В отношении услуг в качестве даты совершения операции по экспорту услуг установлена дата передачи услуги. Поэтому при оказании услуг реализация отражается на то число, когда подписан акт сдачи-приемки услуги.

Нормы п.1 ст.8 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ предусматривают ведение учета имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций в рублях. Поэтому отражение операций на валютных счетах и операций в иностранной валюте, осуществление которых регулируется Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», производится в рублях на основании пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка РФ на дату совершения операции.

Датой совершения операции считается день возникновения у организации (в соответствии с законодательством или договором) права принять к учету активы и обязательства, являющиеся результатом этой операции.

В соответствии с требованиями ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» активы и обязательства, выраженные в иностранной валюте при проведении экспортной операции, для пересчета в рубли подразделяются на две группы (рис. 3):

1) активы и обязательства, которые переоцениваются регулярно (на дату совершения операции в иностранной валюте и на отчетную дату составления бухгалтерской отчетности);

2) активы и обязательства, которые переоцениваются только на момент принятия к бухгалтерскому учету.

Рис. 3. Группы активов и обязательств, являющиеся результатом экспортной операции в соответствии

с ПБУ 3/2006 (извлечение)


Таким образом, экспортная выручка отражается в учете на момент перехода права собственности на товар иностранному покупателю, но в следующих оценках:

- при наличии стопроцентной предоплаты – по курсу Банка России на момент зачисления аванса на транзитный валютный счет;

- при наличии частичной предоплаты – по курсу Банка России на момент зачисления аванса на транзитный валютный счет и курсу на момент перехода права собственности пропорционально сумме полученной предоплаты;

- при отсутствии предоплаты – по курсу Банка России на момент перехода права собственности на товар.

^ Четвертый этап. Заключая экспортный контракт на поставку товара (работ, услуг), российский продавец помимо выполнения обязательств по договору обязан соблюдать также требования валютного законодательства (оформить паспорт сделки в уполномоченном банке и своевременно извещать соответствующий банк о всех изменениях, вносимых в контракт).

В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» российские организации при осуществлении внешнеторговой деятельности обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:

- получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;

- возврат в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РФ (не полученные на таможенной территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них [1].

При невыполнении этих обязанностей на должностные и юридические лица налагается административный штраф в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках (ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ).



Рис. 4. Схема этапов учета при экспортной деятельности

При рассмотрении организации учета при осуществлении экспортной деятельности необходим поэтапный подход (рис. 4), поскольку проведение экспортных операций, как правило, предполагает получение российской организацией - экспортером иностранной валюты от покупателя. Поэтому предварительно перед осуществлением сделки необходимо учитывать некоторые особенности валютного и налогового регулирования, имеющие прямое отношение к экспорту (оформление паспорта сделки, справки и сбор пакета подтверждающих документов, организация раздельного учета сумм «входного» НДС), при этом валютный контроль является как стартовым, так и завершающим этапом экспортной операции.

Сделка, связанная с экспортом ценностей, работ или услуг, производится в соответствии с экспортным контрактом, который должен быть заключен между сторонами данной сделки. Для бухгалтера экспортный контракт не является первичным учетным документом, однако он является основанием для принятия решений, связанных с порядком налогообложения экспортной сделки и определяет следующие этапы организации учета: отгрузку, распределение накладных расходов и реализацию.


Список литературы

1. Авдеев В. Экспортные авансы // Финансовая газета. 2009. № 42. С.12.

2. Костогрыз Н. ВЭД: Актуальные вопросы // Аудит и налогообложение. 2009. № 10. С. 32–41.

3. Лермонтов Ю.М. Сроки предоставления документов экспортерами, подтверждающими ставку 0 процентов по налогу на добавленную стоимость // Все для бухгалтера. 2009. № 11. С. 48–51.




^ РАЗДЕЛ III. ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ


УДК 334.758.4:669

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ

КОНКУРЕНТНО- СТРАТЕГИЧЕСКОГО Механизма В

^ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ ХОЛДИНГАХ ДЛЯ ОЦЕНКИ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ЕГО ПРЕДПРИЯТИЙ


Л.В. Юрьева, к. экон. наук, доц. кафедры экономики и управления

промышленности

ГОУ ВПО «Нижнетагильский технологический институт (филиал) Уральского государственного

технического университета – УПИ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина», 622031,

г. Нижний Тагил, ул. Красногвардейская, 59

Электронный адрес: lv_yurieva@mail.ru


Рассматривается формирование конкурентно-стратегического механизма в металлургических холдингах. Представлена индикативная система конкурентно-сбалансированных показателей, позволяющая оценить разные сферы деятельности металлургических предприятий холдинга с целью оценки их конкурентоспособности.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ключевые слова: стратегия; система конкурентно-сбалансированных показателей; оценка конкурентоспособности; металлургические предприятия.


При рассмотрении особенностей функционирования предприятий холдингов металлургической отрасли возникает вопрос, как сформировать такую систему стратегического управленческого учета и анализа, чтобы она, с одной стороны, соответствовала стратегии развития предприятия металлургического холдинга, с другой стороны, была информационным потенциалом всего холдинга.

Состояние конкуренции в отрасли согласно концепции Портера определяется пятью основными силами [4], от которых зависит привлекательность отрасли и позиции холдинга в конкурентной борьбе в металлургической отрасли. В совокупности они определяют предельный потенциал прибыли в отрасли, колеблющийся от значительного до минимального. Каковы бы ни были в совокупности силы, обстоятельства и факторы конкуренции в отрасли, цель корпоративной стратегии – найти и занять такую позицию в отрасли, где предприятия холдинга будут лучше всего защищены от влияния этих сил или смогут со своей стороны оказывать влияние на них. Давление совокупной силы может быть ощутимым для всех соперничающих сторон, но для того, чтобы справиться с ними, стратегия должна быть основана на тщательном анализе происхождения каждой составляющей. Знание этих основных источников конкурентного давления обеспечивает прочный фундамент для стратегического плана действий. Оно позволит выявить сильные и слабые стороны предприятий холдинга, дать четкое обоснование позиционирования холдинга в металлургической отрасли. Одним из самых значимых индикаторов условий конкуренции является уровень ее интенсивности на рынке, который определяется с помощью нескольких более частных показателей, самыми важными из которых являются рентабельность рынка, темпы роста рынка, тип рынка, его объем и характер распределения рыночных долей конкурентов, степень концентрации на рынке [2].

Таким образом, появляется необходимость разработать конкурентно-стратегический механизм (далее – КСМ) в холдинговых структурах, позволяющий объединить учетные и аналитические процедуры в рамках формирования и совершенствования стратегии деятельности холдинга. Элементы конкурентно-стратегического механизма в холдинговых структурах представлены на рис. 1.






Рис. 1. Конкурентно-стратегический механизм в холдинговых структурах



Функционирование КСМ основано на данных стратегического управленческого учета (далее – СУУ) и стратегического конкурентного анализа в холдинговых структурах (далее СКАХС). Итогом деятельности является формирование системы конкурентно-сбалансированных показателей (далее – СКСП), охватывающей основные сферы деятельности холдинга.

^ Под процессами стратегического управленческого учета и анализа в холдинговых структурах в рамках КСМ понимаются бизнес-процессы, в результате которых формируется отчетность для принятия стратегических управленческих решений.

Стратегическая управленческая отчетность в рамках КСМ может подразделяться на следующие виды:

^ Целью КСМ в холдинговых структурах является формирование хранилища плановых и фактических данных по различным аспектам финансово-хозяйственной деятельности для обеспечения всех заинтересованных лиц достоверной информацией, позволяющей своевременно принимать стратегические управленческие решения на основе СКСП.

Разработка и внедрение КСМ в холдинговых структурах, единого для всех предприятий, входящих в состав холдинга, позволяет более эффективно вести хозяйственную деятельность как на отдельных предприятиях, так и по холдингу в целом, оперативнее получать необходимую аналитическую информацию, учитывать интересы всех участников бизнеса, а в конечном счете – избегать ошибочных управленческих решений.

СКАХС позволяет формировать данные для расчета СКСП с помощью метода конкурентной разведки. Основа конкурентной разведки – анализ статики и динамики бизнеса конкурентов на основе открытой и закрытой информации и своевременное представление результатов такого анализа. В цели конкурентной разведки входит собственно сбор информации, а не ее последующий анализ. Слово «анализ» здесь присутствует только в качестве обозначения инструмента извлечения нужной информации из косвенных данных.

К задачам конкурентной разведки относятся:

Приведенные задачи конкурентной разведки являются ключевыми для предприятий холдинга, они служат достижению фундаментальной цели существования подразделения конкурентной разведки – обеспечить возникновение у персонала предприятий холдинга чувства защищенности вследствие осознания им того факта, что судьба холдинга находится в его собственных руках и что холдинг не станет внезапно жертвой обстоятельств либо чьих-то враждебных действий.

Как указывает Я. Гордон [1], конкурентная разведка представляет собой процесс получения публично доступной информации для достижения целей компании – процесс, облегчающий организационное усовершенствование, дифференциацию и победу над соперниками в конкурентной борьбе.

Разведывательная деятельность ведется в рамках системы ограничений, задаваемых законодательными и нормативными актами, выход за пределы которой превращает разведывательную деятельность в шпионаж. В большинстве случаев шпионаж может квалифицироваться как уголовное преступление, поэтому необходимо четко разграничивать понятия разведки (деловой, конкурентной и государственной) и шпионажа.

Конкурентная разведка основана на факторе времени и привязана к нему. В настоящее время правильно организованная конкурентная разведка в передовых фирмах Запада не ограничивается изучением конкурентов, а проводит работу и в отношении всей среды, в которой функционирует предприятие. В частности, изучается политическая и законодательная обстановка, кадровые перемещения людей, чья деятельность может оказать влияние на компанию, эксперты, способные проконсультировать по тому или иному специальному вопросу, новые технологии, собственные клиенты и поставщики компании.

Индикативная система показателей КСМ в холдинговых структурах основана на ССП, которая базируется на уже разработанной стратегии и служит инструментом ее внедрения. «Процесс внедрения ССП начинается в руководящей команде исполнительного менеджмента, работающей над преобразованием бизнес-стратегии в конкретные стратегические цели» [3]. При этом предполагается, что проведен полный стратегический анализ и разработана картина будущего. Если рассматривалось несколько сценариев, то индикативная система показателей КСМ в холдинговых структурах будет использоваться для выбранного по результатам их оценки наиболее эффективного сценария. Всю стратегическую информацию холдинга следует структурировать и преобразовать в пригодную для реализации стратегии схему. С этой точки зрения СКСП выполняет функцию преобразования стратегии в новую, пригодную для внедрения конструкцию, учитывающую внешние факторы.

Чем ближе будут позиции руководства в вопросе о том, как холдинг будет противостоять своим конкурентам, тем более простым будет процесс разработки СКСП. Если единого понимания стратегии у руководства холдинга нет, то процесс разработки стратегических целей и их последующей операционализации будет сопровождаться продолжительными и ожесточенными дискуссиями.

При разработке СКСП для предприятий металлургического холдинга следует оценить факторы, относящиеся к статичным (в краткосрочном периоде) стратегическим контекстам и к динамичной (в том же краткосрочном периоде) системе целей.

Подобная дифференциация в традиционной версии концепции ССП отдельно не предусмотрена, что, с нашей точки зрения, является существенным пробелом. Поскольку СКСП сфокусирована на измеримые цели, то из системы выпадают элементы стратегии, не сформулированные в качестве целей.

Стратегия холдинга основана на письменном представлении видения, миссии и стратегического позиционирования, которое может быть дополнено изложением ценностей и философией предприятий холдинга, а также описанием концепции бизнеса. Стратегия холдинга заключается в выработке направления развития, в повышении удовлетворенности и лояльности сотрудников, установлении «правил игры» в холдинге. Поэтому конкурентоспособность стратегии холдинга может быть конкретизирована в виде системы целей предприятий, входящих в холдинг. Форма представления СКСП в холдинговых структурах ориентируется именно на такую систему целей, в которую включаются вербальные стратегические цели, связи между ними, показатели, целевые значения показателей и стратегические мероприятия.

Таким образом, СКСП не заменяет формулировки видения, принципов управления или миссии. КСМ в холдинговых структурах – это пространство, в котором формулируются цели и разрабатывается СКСП предприятий в холдинговых структурах.

Разработка СКСП определяет требования к системе стратегической информации и источникам ее получения. На базе ССП предложена модифицированная модель индикативной системы показателей – СКСП, которая может быть реализована металлургическим предприятием холдинга. Модель предусматривает анализ деятельности холдинга по шести ключевым сферам. На рис. 2 рассмотрены источники формирования информации каждой сферы СКСП. Особая роль отводится стратегическому управленческому учету и СКАХС как источникам, позволяющим сформировать информацию о конкурентах и внутрихолдинговом пространстве.







Рис. 2. Источники формирования информации каждой сферы СКСП


Функции управления затратами реализуются через элементы производственного и управленческого учета.

Все затраты на производство осуществляются в соответствии с технологией и организацией производства продукции на каждом металлургическом предприятии холдинга. Эффективное построение системы управленческого учета затрат на производство требует детального изучения производственно-организационной структуры предприятия холдинга.

Под организацией управленческого учета предприятия холдинга понимают систему условий и элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации, осуществления контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и управления производственной деятельностью. Ответственность за организацию управленческого учета в организациях несут их руководители.

Поэтому для эффективного формирования учетной информации на каждом предприятии холдинга должна быть учреждена служба управленческого учета как структурное подразделение, возглавляемое соответствующим руководителем, а также введены в штат бухгалтерии должности специалистов по управленческому учету (бухгалтеров-аналитиков).

Контроль в системе стратегического управленческого учета и анализа представлен в другом ракурсе, чем в бухгалтерском финансовом учете. Он направлен на будущее и состоит из процедур определения правильности выбора цели затрат и результатов деятельности, выявления внутренних и внешних факторов, влияющих или имеющих возможность повлиять на исполнение установленной цели, и т.д.

При построении системы конкурентно-сбалансированных показателей КСМ для металлургического холдинга целесообразно провести их классификацию в соответствии с этапами анализа среды, представленными на рис. 3 (1 группа показателей – стратегический блок, 2 группа показателей – оперативный блок, 3 группа показателей – тактический блок). Кроме этого, классификация должна учитывать значимость показателя для принятия управленческих решений металлургического холдинга.






Рис. 3. Функционирование системы стратегического управленческого учета и анализа в

холдинговых структурах


^ Стратегические показатели характеризуют миссию и стратегические цели холдинга, могут применяться только для реализации стратегии холдинга. С помощью данных показателей можно задать ориентиры и расставить акценты в деятельности предприятий холдинга на ближайшие 4–5 лет. Это показатели, характеризующие положение предприятий в перспективе, его сильные и слабые стороны, шансы и риски.

^ Оперативные показатели могут применяться в основном для оперативного планирования и связывают стратегию металлургического предприятия холдинга с его оперативной деятельностью. Данные показатели, с одной стороны, являются компонентами стратегии, с другой – измерителями эффективности оперативной деятельности.

^ Тактические показатели применимы только для текущей деятельности. Как правило, они отражают частные процессы, управление которыми возможно и целесообразно в краткосрочном периоде.

При группировании показателей по уровням управления необходимо придерживаться следующего алгоритма:

В соответствии с принципом значимости показателей для принятия решений по управлению предприятиями металлургического холдинга в современных условиях показатели классифицированы на следующие три группы важности (в табл. 3–15 группа важности обозначена как ГВ).

Группа 1. К данной группе относятся показатели, имеющие наибольшую значимость для реализации стратегии холдинга. Эти показатели отражают общие процессы, происходящие в различных сферах СКСП. Планирование и учет значений показателей наибольшей значимости ведется с заданным регламентом.

Группа 2. Показатели этой группы отражают частные процессы. Как правило, данные показатели регламентируют нормативные значения, и их планирование и учет с заданной периодичностью не являются обязательными. Значения показателей задаются в определенных интервалах. Показатель актуален для реализа ции стратегии холдинга только в случае выхода его значения за рамки заданного интервала.

Группа 3. К данной группе отнесены показатели, которые измеряют частные процессы и дублируют показатели первой и второй групп.

На основе проведенного анализа выявлены показатели разных сфер СКСП. Определено, что массив показателей СКСП является набором различных измерительных инструментов, которые можно сгруппировать в соответствии с основными аспектами деятельности металлургического холдинга. Представленный спектр показателей не является окончательным и может редактироваться по требованию пользователей.

^ 1. Сфера «Финансы»

Группа показателей сферы «Финансы» предназначена для количественного измерения целей, стоящих перед предприятием холдинга в области финансов. Это могут быть цели повышения рыночной стоимости предприятий, цели увеличения инвестиционного потенциала, цели повышения доходности предприятия, т. е. те цели, которые ставятся перед предприятием его собственниками.

Показатели оценки деятельности предприятия сгруппированы по следующим блокам: прибыльность, ликвидность, затраты, структура капитала, оборачиваемость капитала.

^ Показатели прибыльности отражают уровень доходности предприятия. Их рост свидетельствует о росте потенциала предприятия в целом. Показатели рентабельности, входящие в структуру показателей прибыльности, позволяют сопоставить прибыль предприятия с капиталом, который был задействован в процессе получения этой прибыли. Показатели ликвидности отражают способность предприятия платить по своим обязательствам. Показатели затрат предприятия можно классифицировать на три группы:

1) измерители альтернативных затрат, к которым относятся показатели цены капитала, средневзвешенной цены капитала, цены различных источников капитала;

2) абсолютные измерители затрат, такие как косвенные, прямые затраты, коммерческие расходы и т. д.;

3) относительные измерители затрат, позволяющие оценить доли различных компонентов в общей сумме затрат.

В рамках каждой группы имеют место показатели, которые отражают как общие, так и частные микроэкономические явления.

^ Показатели структуры капитала представлены рядом коэффициентов, позволяющих установить оптимальную в данных условиях структуру капитала. Решения по структуре капитала тесно связаны с ликвидностью, оборачиваемостью и рентабельностью компании, поэтому многие показатели структуры капитала перекликаются показателями этих групп. Показатели оборачиваемости капитала отражают эффективное использования капитала с точки зрения длительности его нахождения в процессе оборота и являются неотъемлемым компонентом и интегральных показателей рентабельности.

Финансовое состояние предприятия зависит от результатов его производственной, коммерческой, инновационной, инвестиционной и финансовой деятельности. Выполнение производственного и финансового планов влияют на финансовое положение предприятия. При невыполнении плана по производству и реализации продукции могут происходить удорожание себестоимости продукции, уменьшение выручки и суммы прибыли и, как следствие, ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности. То есть показатели финансового состояния предприятия могут служить обобщающими показателями не только его производственно-хозяйственной деятельности, но и холдинга в целом.

Основными источниками информации для расчета показателей финансового состояния предприятия служит стандартная отчетность предприятия: отчетный бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), отчет о движении капитала (форма № 3), сведения о состоянии имущества (форма № 5), отчет о движении денежных средств (форма № 4), стандартная статистическая отчетность и другие формы отчетности. Это дает возможность сравнивать сопоставимые показатели финансового состояния предприятия с аналогичными показателями других предприятий холдинга для выявления сильных и слабых сторон деятельности, его возможностей, а также получать информацию для выработки управляющих решений [3].

Все показатели Кф данного сегмента относятся к первой группе важности, так как позволяют определить финансовые аспекты реализации стратегии холдинга. При расчете показателей данного сегмента все показатели можно разделить на абсолютные и относительные. В табл. 1 представлены наиболее доступные в расчете абсолютные показатели. Абсолютные показатели деятельности предприятия холдинга характеризуют его масштабность, долю на рынке, производительность и служат основой для расчета КСМ в холдинговых структурах.





Таблица 1

^ Абсолютные показатели Кф деятельности предприятия холдинга

Показатель

Источники информации для расчета

Выручка от реализации продукции, услуг

Ф. №2, отчет о прибылях и убытках

Затраты на производство и реализацию

Ф. №2, отчет о прибылях и убытках

Прибыль от реализации (до налогообложения)

Ф. №2, отчет о прибылях и убытках

Общие активы по балансу, всего,

в т.ч. внеоборотные активы,

оборотные активы

Ф.1. Бухгалтерский баланс

Общие пассивы по балансу, всего,

в т.ч. собственный капитал,

заемный капитал

Ф.1. Бухгалтерский баланс

Среднесписочная численность работающих

Статистическая отчетность




Относительные показатели, представленные в табл. 2 объединяют коэффициенты деловой активности, коэффициенты инвестиции, финансового состояния. В качестве индексов Iф по сфере «Финансы» были определены индексные темпы роста показателей (см. табл. 3), характеризующих эту сферу.


Таблица 2

^ Относительные показатели деятельности предприятия холдинга

Показатель

Числитель

Знаменатель

Что характеризует

Рентабельность оборота

Прибыль до налогообложения (ф. №2)

Объем реализации (ф. №2)

Прибыль реализованной продукции

Рентабельность общих активов

Прибыль до налогообложения (ф. №2)

Актив баланса

Эффективность использования всего имущества предприятия или показатель эффективности управления

Оборачиваемость активов

Объем реализации (ф. №2)

Валюта баланса

Выручку с единицы активов

Рентабельность собственного капитала

Прибыль до налогообложения (ф. №2)

Собственный капитал (Пассив баланса)

Прибыльность собственного капитала

Коэффициент текущей ликвидности

Оборотные активы (Актив баланса)

Наиболее срочные обязательства (Пассив баланса)

Общее обеспечение предприятия оборотными средствами для ведения деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия

Коэффициент обеспеченности собственными средствами

Собственные оборотные средства (I II раздел Пассива – I раздел Актива)

Оборотные активы (Актив баланса)

Наличие собственных оборотных средств, необходимых для финансово устойчивого производства



Таблица 3

^ Индексы, характеризующие сферу «Финансы»

Индекс

Числитель

Знаменатель

ГВ

Индекс роста рентабельности оборота Iф1

Рентабельность оборота текущего периода

Рентабельность оборота прошлого периода

1

Индекс роста рентабельности общих активов Iф2

Рентабельность общих активов текущего периода

Рентабельность общих активов прошлого периода

1

Индекс роста оборачиваемости активов Iф3

Оборачиваемость активов (капитала) текущего периода

Оборачиваемость активов (капитала) прошлого периода

1

Индекс роста рентабельности собственного капитала Iф4

Рентабельность собственного капитала текущего периода

Рентабельность собственного капитала прошлого периода

1

Индекс роста коэффициента текущей ликвидности Iф5

Коэффициент текущей ликвидности

Коэффициент текущей ликвидности

1

Индекс роста коэффициента обеспеченности собственными средствами Iф6

Коэффициент обеспеченности собственными средствами

Коэффициент обеспеченности собственными средствами

1

vitalij-amurskij-franciya.html
vitalij-mutko-zakon-o-bolelshikah-hotim-k-koncu-goda-vnesti-na-rassmotrenie-v-gosdumu.html
vitamini-i-mikroelementi-v-praktike-vracha-pediatra.html
vitrati-pdprimstva-ta-h-vpliv-na-fnansov-rezultati.html
vitte-denezhnaya-reforma-chast-3.html
viuchitsya-na-bakalavra-v-odnom-iz-samih-lyubimih-rabotodatelem-vuzov-stoit-ot-25-tis-do-12-tis-vcenu-zalozheno-mnogoe-i-tradicii-uchebnogo-zavedeniya-i-kvali.html
  • institute.bystrickaya.ru/filosofskie-zagadki-russkoj-ikoni-xxxv-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-sbornik-tezisov.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-komi-dejstvuyut-pozhari-na-ploshadi-1867-ga-informacionnoe-agentstvo-regnum-06072011.html
  • report.bystrickaya.ru/kak-subektivnoe-otrazhenie-obektivnogo-mira-neobhodimoe-cheloveku-zhivotnomu-dlya-togo-chtobi-aktivno-v-nem-orientiro-stranica-2.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnie-formisoprovozhdeniya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-osnovnogo-i-srednego-obshego-obrazovaniya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/respublikanskij-konkurs-rukopisej-v-oblasti-obrazovaniya-svoya-kniga.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-normativnie-dokumenti-obespechivayushie-realizaciyu-programmi-prepodavanie-po-mhk-v-201-3.html
  • institut.bystrickaya.ru/tretij-god-viktor-gyugo-devyanosto-tretij-god-stranica-13.html
  • studies.bystrickaya.ru/konfucij-otchet-o-rabote-kolledzha-za-2006-2007-uchebnij-god.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rezistentnost-organizma-pri-infekcii.html
  • books.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-za-maj-2009-goda-stranica-4.html
  • control.bystrickaya.ru/cenoobrazovanie-na-predpriyatiyah-pitaniya-ego-osobennosti-v-rinochnih-usloviyah.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vidi-zarabotnoj-plati-i-formi-oplati-truda.html
  • lesson.bystrickaya.ru/ostrovskij-a-n-aleksandr-nikolaevich-ostrovskij.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/aleksandr-lozovyuk-anatomiya-sistem-upravleniya-kontentom-klassifikaciya-cms-i-rassuzhdeniya-ob-arhitekture-httpwwwhostinforu.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/b3dv1-metodicheskoe-soprovozhdenie-podgotovki-uchashihsya-k-olimpiade-po-himii-annotaciya-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi.html
  • lecture.bystrickaya.ru/avtoreferat-igrovoj-stretching-kak-sposob-povisheniya-gibkosti-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/ukazatel-normativnih-dokumentov-po-stroitelstvu-stranica-40.html
  • books.bystrickaya.ru/domashnyaya-kontrolnaya-rabota-1-metod-matematicheskoj-indukcii-chislovie-posledovatelnosti.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/s-m-nechaeva-ministerstvo-zanyatosti-truda-i-migracii-saratovskoj-oblasti.html
  • exam.bystrickaya.ru/yuridicheskie-lica-kak-subekti-grazhdanskih-pravootnoshenij-2.html
  • doklad.bystrickaya.ru/ukazaniya-po-smazke-avtomobilya-zil-431410-metodicheskoe-posobie-k-kursovoj-rabote-po-discipline-ekspluatacionnie.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rugih-yavlyaemsya-mi-sami-izmenenie-kursa-dollara-ili-ekonomicheskoj-obstanovki-v-celom-navyazano-vashej-organizacii-izvne-i-ona-vinuzhdena-predprinimat-otvetnie-me-stranica-5.html
  • shkola.bystrickaya.ru/tretij-raund-elektivnij-kurs-mir-himii-9-klass-kurs-razrabotan.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-2-general-muravyovi-sankt-peterburgskaya-raznogolosica-skazanie-o-morehode-peredovshike-fyodore-shabaline.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-press-konferenciyu-dlya-zhurnalistov-provelo-rukovodstvo-habarovskoj-gorodskoj-dumi.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-tretya-b-s-volkov-vmonografii-raskrivayutsya-ponyatie-i-yuridicheskie-priz.html
  • literatura.bystrickaya.ru/soprotivlenie-rima-istoriya-hristianskoj-cerkvi.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/respublikanskie-sanitarno-gigienicheskie-i.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-10-dryu-k-istoriya-podvodnogo-shpionazha-protiv-sssr.html
  • znanie.bystrickaya.ru/adaptive-keruvannya-malim-bznesom-v-rinkovih-umovah.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otveti-k-testam-uchebnoe-posobie-dlya-podgotovki-k-testirovaniyu-novocherkassk-2007.html
  • education.bystrickaya.ru/12-specifika-supruzheskoj-kommunikacii-empiricheskoe-issledovanie-vzaimosvyazi-mezhdu.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-anglijskomu-yaziku-dlya-2-klassa-poyasnitelnaya-zapiska-stranica-4.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pravilo-standart-n-17-pravitelstvo-rossijskoj-federacii-postanovlenie-ot-23-sentyabrya-2002-g-n-696-ob-utverzhdenii.html
  • klass.bystrickaya.ru/avstraliya-v-obektive.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.