.RU

Задача 5 - Лист вкладка рабочей программы учебной дисциплины «Трудовое право» (опд; федеральный компонент)


Задача 5
Инженеру производственного отдела войлочной фабрики Петрушиной администрация предложила перейти на анало­гичную должность в производственный цех постоянно с 10 сентября 2001 г. От такого перевода работница отказалась, мотивируя это тем, что при приеме на работу было указано конкретное место работы — производственный отдел. Адми­нистрация же этот перевод мотивировала целесообразностью использования опыта работы Петрушиной именно в цехе, от­куда недавно уволился инженер.

12 сентября 2001 г. за отказ от перевода на работу в цех Петрушиной было объявлено замечание приказом по фабри­ке. Считая приказ о наложении дисциплинарного взыскания незаконным, работница обратилась в комиссию по трудовым спорам с заявлением об отмене приказа администрации. Это заявление она направила 14 декабря 2001 г., однако в КТС ей было отказано в рассмотрении спора по существу по той причине, что истек срок обращения в КТС за рассмотрением трудового спора.

Дайте оценку действий комиссии по трудовым спорам.

Подготовьте проект решения КТС.

Как изменится решение КТС, если известно, что в период с 1 октября по 13 декабря 2001 г. работница находилась в ко­мандировке и на лечении?

Задача 6
Скворцов работал в автоколонне № 1 автотранспортного предприятия плотником 5-го разряда. Приказом начальника автоколонны от 9 июля 2001 г, он был командирован сроком на один месяц в автоколонну № 2 того же автопредприятия с сохранением среднего заработка по основной работе для уст­ройства стеллажей и раскладки инструмента, запасных частей и деталей по стеллажам. Поскольку Скворцов отказался вы­полнить этот приказ, начальник автоколонны 15 июля 2001 г. изменил свой приказ, указав в новой его редакции, что в свя­зи с возникшей производственной необходимостью предот­вращения порчи запасных частей, деталей к автомобилям и инструмента Скворцов с 16 июля 2001 г. направляется в авто­колонну № 2 для устройства стеллажей, складирования запас­ных частей, деталей и инструмента сроком на один месяц с сохранением среднего заработка.

Считая и этот приказ о переводе незаконным, Скворцов к работе в автоколонне № 2 не приступил, в связи с чем при­казом от 23 июля 2001 г. был уволен за прогул без уважительных причин.

Дайте оценку обоснованности действий администрации.

Разрешите ситуацию по существу.

Задача 7
Грузчик Хомутов обратился в комиссию по трудовым спо­рам предприятия с заявлением, в котором просил рассмотреть его трудовой спор с администрацией, отказавшейся предоста­вить ему отгул за работу в выходные дни. "Если не дают от­гулы, то пусть оплатят работу в выходные дни в двойном размере", — писал в своем заявлении Хомутов. Однако ко­миссия по трудовым спорам решила трудовой спор в пользу администрации, указав в своем решении, что по причинам производственного характера предоставить отгулы админист­рация в настоящее время не может. Эти отгулы будут работ­нику предоставлены через один месяц.

Дайте правовую оценку решению КТС.

В какой срок грузчик Хомутов может обратиться в суд?

Задача 8
В связи с производством капитального ремонта складского помещения приказом по предприятию старший кладовщик Шикун был переведен на другую работу комплектовщиком сроком на два месяца с сохранением среднего заработка по прежнему месту работы. Согласие на такой переход Шикун дал в письменном виде. За указанный срок ремонтные работы закончены не были из-за отсутствия необходимых строитель­ных материалов. Работник потребовал восстановить его в прежней должности, указав, что обусловленный приказом срок перевода истек, а на более длительный перевод он со­гласия не давал.

Администрация объявила Шикуну строгий выговор,

Дайте оценку обоснованности требований работника в данной ситуации.

Какой орган должен разрешить данный спор по существу?


Семинар № 17. Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства


  1. Государственный надзор и контроль в системе способов защиты трудовых прав работников.

  2. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства. Федеральная инспекция труда.



Нормативные акты и литература:

  1. Трудовой кодекс РФ.2008г. Раздел XIII. Ст. 352—380.

  2. Комментарий ТК РФ. М.: Проспект, 2008. Ст. 352—380.



Учебно – методические материалы по дисциплине "Трудовое право"


Основная литература:


  1. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учеб.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.-496 с.

  2. Смирнов О.В., Снигирева О.В. Трудовое право: Учебник – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 598 с.

  3. Трудовое право России: Учебник/ Отв. редакторы: заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор Ю.П.Отловский и доктор юридических наук А.Ф.Нуртдинов.-М.: Юридическая фирма "Контракт", "ИНФРА-М", 2003 г. – VI, 402 с.

  4. Толкунова В.Н. Трудовое право. Курс лекций. – М.: ООО ТК Велби", 2002 г. - 320 с.

  5. Трудовое право. Под редакцией О.В.Смирнова. – М.: "Проспект", 2003 г. 488 с.


Дополнительная литература:

    1. Власов В. Н. Соглашения и коллективные договора // Госу­дарство и право. 1995. № 8.

    2. Гаврилина А. К. Судебная практика по трудовым спорам ра­ботников, уволенных за нарушение трудовой дисциплины // Комментарий судебной практики. Вып. 2. М.: Юридическая ли­тература, 1995.

    3. Гаврилина А. К. Практика применения законодательства о заня­тости населения // Человек и труд. 1995. № 2.

    4. Гусов К. Н., Курилин М. Н. Международно-правовое регули­рование труда (в конвенциях и рекомендациях МОТ). М., 1992.

    5. Зингер А. Права человека и контроль за их осуществлением в Международной организации труда // Советское государство и право, 1991, № 10.

    6. Иванов С. А. Трудовое право переходного периода. Проблемы использования зарубежного опыта // Государство и право, 1995, №3.

    7. Киселев И. Я. Международно-правовое регулирование труда (международные стандарты труда). Учебное пособие. М., 1995.

    8. Кокин Ю. Теория заработной платы и современные реалии оплаты труда в России // Человек и труд. 1995. № 7.

    9. Комментарий к законодательству о коллективных договорах и соглашениях. М.: Республика, 1993;

    10. Комментарий к законода­тельству о коллективных договорах и соглашениях / Под ред. проф. И. О. Снигиревой М., 1996.

    11. Комментарий к Трудовому кодексу РФ / Под ред. К.Н. Гусова М., 2008.

    12. Медведев О. М. Правовые проблемы обеспечения занятости населения. Тверь, 1994.

    13. Никитинский В. Н., Коршунова Т. Ю. Правовое регулирова­ние трудовых отношений работающих собственников // Государ­ство и право. 1992. № 6.

    14. Силин А. Содержание коллективных договоров и соглашений //Профсоюзы и экономика. 1996. № 3.

    15. Скобелкин В. Н. Трудовые правоотношения. М., 1999.

    16. Скобелкин В Н. Дисциплинарная и материальная ответствен­ность рабочих и служащих. Воронеж, 1990.

    17. Снигирева И. О. Профсоюзы и трудовое право. М., 1993. Российское трудовое право. В 3-х томах. Том I. / Под ред. Е.Б. Хохлова СПб., 1996.

    18. Сыроватская Л. А. О правовом регулировании рабочего вре­мени. М, 1981.

    19. Сыроватская Л. А. Ответственность за нарушение трудового законодательства. М., 1990.

    20. Толкунова В. Н. Право рабочих и служащих на участие в управлении предприятиями, учреждениями, организациями и самоуправление трудового коллектива. М., 1989.

    21. Толкунова В. Н. Конституционные принципы правового регу­лирования труда // Советское государство и право. 1980. № 1.

    22. Хохрякова О. С. Комментарий законодательства об отпусках. М , 1994

    23. Шебанова А. И. Соглашения и коллективные договоры // Го­сударство и право. 1993. № 3.



График организации самостоятельной работы студентов

дневного отделения по дисциплине «Трудовое право»


№ недели





Тема


Виды самостоятельной работы





Изучение теоретического материала



Решение практических задач

Провед

Правов


анализа



Сост.практзадач и тест


Подготовка реферата/доклада по теме

Сост.общ.

харак НПА

1

Понятие, предмет, метод и система трудового права

4







2







2

Источники трудового права России

2

2










2

3

Основные принципы трудового права

2

2










2

4

Субъекты трудового права

2
















5

Трудовой коллектив

2
















6

Правовое положение профсоюзов в сфере труда













2




7

Правоотношения в сфере трудового права

2

2




2







8,9, 10

Социальное партнерство в сфере труда, коллективный договор и социально-партнерские соглашения

2

2










2

11, 12, 13

Основы правового регулирования рынка труда

2







2




2

14, 15, 16, 17

Трудовой договор

2

2

2

2

2




18, 19

Рабочее время и время отдыха

2

2

2

2

2




20, 21

Заработная плата. Нормирование труда. Гарантийные и компенсационные выплаты

2

2

2










22, 23

Трудовой распорядок. Дисциплина труда

2

2




2







24

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников .

2







2

2




25, 26, 27

Охрана труда

2

2

2

2

2




28, 29

Материальная ответственность сторон трудового правоотношения




2

2

2




2

30

Защита трудовых прав работников










2

2




31, 32

Трудовые споры и порядок их разрешения

2

2

2

2







33

Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства

2

2

2













Итого

34

24

14

22

12

10



^ График организации самостоятельной работы студентов

заочного отделения по дисциплине «Трудовое право»


№ недели





Тема


Виды самостоятельной работы





Изучение теоретического материала



Решение практических задач

Провед

Правов


анализа



Сост.практзадач и тест


Подготовка реферата/доклада по теме

Сост.общ.

харак НПА

1

Понятие, предмет, метод и система трудового права

4







2







2

Источники трудового права России

6

4













3

Основные принципы трудового права

2

2










2

4

Субъекты трудового права

6
















5

Трудовой коллектив

2
















6

Правовое положение профсоюзов в сфере труда

2










2




7

Правоотношения в сфере трудового права

4

2




2







8,9, 10

Социальное партнерство в сфере труда, коллективный договор и социально-партнерские соглашения

6

4










2

11, 12, 13

Основы правового регулирования рынка труда

6







2




2

14, 15, 16, 17

Трудовой договор

8

6

2

2

2




18, 19

Рабочее время и время отдыха

6

4

2

2







20, 21

Заработная плата. Нормирование труда. Гарантийные и компенсационные выплаты

6

4

2










22, 23

Трудовой распорядок. Дисциплина труда

6

4




2







24

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников .

4







4







25, 26, 27

Охрана труда

6

4

2

2

2




28, 29

Материальная ответственность сторон трудового правоотношения

6

4

2

2




2

30

Защита трудовых прав работников

4







4







31, 32

Трудовые споры и порядок их разрешения

6

4

2

2







33

Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства

4

2

2













Итого

94

44

14

26

6

8



^ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ОСВОЕНИЮ КУРСА

«ТРУДОВОЕ ПРАВО»


Освоение дисциплины на дневном отделении проводится в форме лекций, семинарских занятий и аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов в течение 2-х семестров.

Аудиторная самостоятельная работа осуществляется в форме контрольных и самостоятельных работ на занятиях (тестирование, контроль знания студентами основных терминов и понятий курса), внеаудиторная самостоятельная работа осуществляется в следующих формах:

Самостоятельная работа студентов дневного отделения организуется в соответствии с графиком самостоятельной работы.


^ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ И ЗАЩИТЕ РЕФЕРАТОВ ПО КУРСУ «ТРУДОВОЕ ПРАВО»


Подготовка и защита реферата по трудовому праву РФ осуществляется студентами в течение первого семестра и является необходимым условием допуска студентов к зачету. Устная защита реферата осуществляется либо на семинарских занятиях (по согласованию с преподавателем), либо по графику консультаций преподавателя.

Реферат пишется по отдельным, наиболее значимым вопросам курса (см. примерный перечень тем рефератов). Написание реферата преследует цель более глубокого самостоятельного изучения отдельных тем курса дисциплины.

Студенческий реферат – это творческая работа студентов, в которой на основании краткого письменного изложения и оценки различных источников и литературы проводится самостоятельное исследование определенной темы, проблемы курса конституционного (государственного) права РФ.

Рациональная организация реферирования предполагает следующие этапы: выбор темы, отбор источников и литературы, составление плана, накопление фактического материала, письменное изложение результатов работы, оформление, устное выступление с рефератом. В ВУЗе устное выступление с рефератом чаще всего используется на семинарских занятиях с целью углубить и расширить знания по одному из рассматриваемых вопросов темы, обозначить в нем актуальную проблему, разные точки зрения на неё у исследователей.

Устная защита курсовой работы и реферата заслушивается в рамках регламента в 5-8 минут. Для этого необходимо не повторять азбучных истин, отбросить всё лишнее и логично, убедительно изложить цель проделанной работы, основные положения её содержания, сообщить мнения ученых и собственные выводы по исследуемой проблеме. Защищая ту или иную точку зрения, нужно тщательно подобрать систему аргументов с помощью фактов. Можно иллюстрировать свое сообщение таблицами, схемами и т.п. Отвечать на вопросы нужно спокойно, обоснованно.

При выступлении следует избегать часто встречающихся ошибок: злоупотребление иностранными словами, незнакомыми терминами и понятиями, а также большим количеством фактов и цитат; наличие слов – паразитов: «так сказать», «ну», «вот», «как бы», «типа», «значит» и др; преувеличенно эмоциональная, громкая или, напротив, скованная и невнятная речь; искажение слова, его смысла или неверное ударение.

Основаниями для оценки могут служить: актуальность проблемы исследования и степень раскрытия заявленной темы; проявление студентом творческого подхода при решении поставленных задач; способность студента кратко и грамотно изложить суть работы, вести дискуссию по проблеме, аргументировать выводы и суждения; уровень общетеоретической подготовки, проявленный при ответе на вопросы; культура оформления письменной работы. Оценивается реферат и его защита по системе «зачтено», «незачтено».


^ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ КУРСОВЫХ РАБОТ ПО ТРУДОВОМУ ПРАВУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Написание курсовых работ по указанной дисциплине является одной из важных форм самостоятельной работы студента юридического факультета. Оно способствует углублению и закреплению знаний по трудовому праву, подготовке к будущей практической деятельности. Вопрос, являющийся темой курсовой работы, разумеется, должен быть изучен шире и обстоятельнее, нежели он совещается в учебниках и на занятиях. В этой связи студенту настоятельно рекомендуется тщательное изучение не только основной учебной, а также дополнительной литературы, нормативных актов, классических трудов, научной юридической периодической печати по соответствующей тематике.

Курсовая работа по трудовому праву может стать основой для написания последующих исследований студента, в том числе и для написания дипломной работы.

Основные цели курсовой работы:

- развить способность студента к углубленному анализу научной литературы, законодательства и материалов юридической практики;

- выработать умение отбирать необходимую нормативно-правовую базу по различным аспектам исследования проблемы, систематизировать и обобщать научный и практический материал, критически его оценивать, обосновывать собственные выводы и позиции;

- формировать и укреплять навыки усвоения общетеоретических государственно-правовых понятий, аргументированного, логичного, грамотного изложения положений конституционного (государственного) права;

- развивать у студента умение применять теоретические положения для анализа юридической действительности, осмысления природы и специфики юридической практики, пользоваться теми или иными методами исследования.

Курсовая работа призвана прививать студенту навыки самостоятельной исследовательской работы. Эта творческая деятельность студента, непременно завершающаяся подведением итогов в форме защиты курсовой работы, в процессе которой, обучаемый, кроме всего прочего, овладевает азами необходимого для будущего юриста ораторского искусства, способами аргументации, доказательства научных положений. Следует помнить, что преподаватель, как правило, не допускает к защите и возвращает студентам для последующей переделки работы, полностью или в значительной степени выполненные несамостоятельно, т.е. путем механического переписывания первоисточников, учебников, другой литературы, работы, в которых выявлены существенные ошибки и недостатки, свидетельствующие о том, что основные вопросы темы не усвоены, а также курсовые сочинения с низким уровнем грамотности и несоблюдением правил оформления. Студент должен научиться анализировать дополнительную литературу по избранной теме: стати в специальных журналах, монографии, сборники материалов, хрестоматии, практикумы, нормативно-правовые акты и пр.

Курсовая работа должна быть оформлена следующим образом:

- написана от руки или напечатана последовательно, грамотно, разборчиво;

- иметь нумерацию страниц и поля для возможных замечаний проверяющего;

- основные вопросы плана следует указать в начале работы и выделить их в тексте;

- при цитировании надо давать точные ссылки на источники с указанием автора, названия работы, места и года издания, страницы. Сноски могут делаться на каждой странице или в конце работы, перед списком использованной литературы. Цитаты в тексте работы следует брать в кавычки. Цитаты не должны превышать 25% общего объема работы;

- в конце работы следует привести список фактически использованной литературы и источников. Общая схема оформления библиографии: Ф.И.О. авторов (авторов), основное заглавие, сведения об издании (место издания (город, издательство), год издания, объем) Единообразное оформление ссылок соответственно ГОСТ 7.1. – 84. имеются в соответствующих методических указаниях на каждой кафедре ЮФ на электронном и бумажном носителях. Оформление ссылок едино как в курсовой, так и в дипломной работе;

- объем курсовой работы, по общему правилу, не должен превышать 20-25 страниц машинописного текста формата А-4. Возможно незначительное увеличение объема – на 5-6 страниц, если это предполагается особенностями темы и характером изложенного материала;

- на титульном листе, по общему правилу, должны быть указаны следующие данные: министерство (агентство), к которому относится данное учебное заведение, полное название последнего, название соответствующей кафедры и предмета, по которому выполнено курсовое сочинение (в данном случае - кафедра конституционного и административного права, курсовая работа по конституционному (государственному) праву), тема, фамилия, имя, отчество (инициалы) студента, выполнившего работу, группа (курс факультет), а также фамилия, имя, отчество (инициалы) преподавателя, его ученая степень и звание, если таковые имеются и должность, город и год выполнения работы;

- работа должны быть скреплена соответствующим образом - сшита, либо закреплена в специальной папке (работы на скрепке не принимаются в архив).

Подбор нормативного и практического материала, окончательное составление плана работы должны осуществляться студентом самостоятельно, так как являются составной частью курсового исследования. Все планы, предложенные в данных методических рекомендациях, а также перечни рекомендуемой литературы являются примерными и могут быть взяты за основу студентом. Научный руководитель (преподаватель) осуществляет текущий контроль за ходом исследовательской деятельности студента, дает необходимые консультации и разъяснения по содержанию и оформлению работы.

Структура курсовой работы включает введение, изложение 3-4- вопросов, заключение, список использованной литературы и источников, приложения (если таковые имеются).

Требования, предъявляемые к содержанию курсовой работы:

1. Во введении необходимо указать актуальность темы курсовой работы, ее теоретическое и практическое значение, сформулировать цели и задачи предполагаемого исследования, показать изученность этой проблемы учеными-правоведами и юристами-практиками, дать обзор литературы, нормативных документов. Как правило, высокой оценки заслуживает работа, в которой представлена и доказана практическая значимость и новизна проблемы.

2. В основной части емко и обстоятельно изложить, как данная проблема представлена в литературе. Названия глав и параграфов должны быть четко и ясно сформулированы и, естественно, соответствовать конкретному аспекту той темы, которой посвящена работа.

3. В работе должны быть отмечены положительные моменты и недостатки различных подходов к исследуемому вопросу.

4. В заключении студент должен подвести итоги своего исследования, обозначить степень решенности поставленных задач, изложить основные выводы.

Курсовые работы оцениваются по пятибалльной системе. Оценка выставляется после устной защиты курсовой работы во время зачетной недели (для дневного отделения) и экзаменационной сессии (для заочного отделения). Выставляемая оценка зависит от полноты изложения темы, последовательности и аргументированности исследования, глубины понимания ключевых вопросов, корректности приводимых примеров, самостоятельности выводов и суждений автора, правильности освещения вопросов, степени использования литературы и законодательства по теме. Оценку «удовлетворительно» получают работы, в которых на основе первоисточников правильно и достаточно полно освещаются основные вопросы темы; оценку «хорошо» - работы, выполненные на высоком теоретическом уровне, полно и всесторонне освещающие работы темы, отличающиеся глубиной изложения материала; «отлично» - работы, в которых на основе глубоких знаний первоисточников дается самостоятельный анализ фактического материала, творческое исследование темы, делаются самостоятельные правильные выводы и интересные предложения. Кроме того, оценка выставляется с учетом грамотности и качества оформления работы, а также уровня устной защиты.

Преподаватель обращает внимание не только на представленный в письменном виде вариант курсовой работы, но и на умение студента защитить собственное мнение, отстоять те или иные позиции по выбранной для исследования проблеме. Защита курсовых работ проходит в установленный учебным планом и расписанием срок.

К типичным, наиболее часто встречающимся в курсовых работах студентов ошибкам можно отнести следующие:

- явное несоответствие формулировки темы и содержания исследования;

- нарушение логики рассмотрения проблемы, последовательности изложения материала, неясные формулировки определений (либо вообще отсутствие последних), повторение аналогичных мыслей (авторских либо цитируемых);

- отсутствие собственных выводов, размышлений, обобщений автора;

- использование правовых актов, утративших силу.

При выборе темы курсовой работы порядковый номер темы должен соответствовать последней цифре зачетной книжки (студенческого билета): если последний оканчивается цифрой 3, то выбирается тема №3, если номер «зачетки» завершается 0, то студенты выбирают тему №10 и т.п.

Если студент желает написать курсовую работу на тему, которая не нашла отражение в предложенном списке, то он вправе после согласования с преподавателем названия темы и содержания работы приступить к ее подготовке. Более того, возможно «конструирование» и так называемых эксклюзивных тем, учитывающих индивидуальные желания студента, его желание самостоятельно исследовать именно данную проблему государства и права. Хорошо, если подобные темы будут рассматривать те или иные малоразработанные в литературе вопросы юридической науки.

Лучшие курсовые работы могут участвовать в конкурсах научных студенческих работ по общественным наукам, служить основой для докладов научных студенческих конференций.

Положительно оцененная и защищенная курсовая работа сдается в архив.


^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ПО ОРГАНИЗАЦИИ АУДИТОРНОЙ И ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ТРУДОВОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»


Преподаватель ВУЗа должен содействовать усвоению студентами новых знаний, глубоко и доступно излагая программный материал, обеспечивая его всеми необходимыми методическими рекомендациями по организации самостоятельной деятельности и т.п.

В обеспечении качества обучения и воспитания студентов, подготовки в конечном итоге нужного специалиста многое зависит от того, как организован образовательный процесс, как он оснащен материально-технически, информационно-технологически, учебно-методически; каков сам вуз, его имидж, опыт и традиции; каков потенциал профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала, какова морально-психологическая и деловая атмосфера в нем, какие педагогические устои здесь выработаны. Среди отмеченных условий и предпосылок, необходимых для качественной подготовки специалиста-юриста, как и всякого иного специалиста высшей квалификации, решающее значение принадлежит научно-педагогическому составу вуза в целом и каждому преподавателю в отдельности, т.е. тем, кому дано не только учить, но и оценивать, аттестовывать студента по всем параметрам учебы и практики, тем самым оценивать и самого себя.

Грамотное и продуманное учебно-методическое обеспечение процесса преподавания является важным компонентом успешного изучения любой учебной дисциплины на юридическом факультете, и, безусловно, сказанное в полной мере относится и к теории государства и права.

Преподавателю, читающему курс трудового права, необходимо включать в процесс занятий материал из практической юридической деятельности, ориентировать студентов на теоретическое осмысление вопросов государственно-правовой практики.

Курс «Трудовое право Российской Федерации» изучается в течение двух семестров. В целях усвоения студентами материала настоящей учебной дисциплины проводятся лекции, семинары, контроль за самоподготовкой студентов, письменные (курсовые) работы, консультации, зачеты и экзамены.

Курс «Трудовое право Российской Федерации» занимает одно из ведущих мест в системе гуманитарных и юридических наук. Трудовое право Российской Федерации неразрывно связано с другими общепрофессиональными дисциплинами. От преподавателя в этой связи требуется обращение к передовым достижениям в других отраслях права. Преподавателю данного курса также надлежит в ходе занятий (особенно семинарских) обращаться к злободневным политико-правовым проблемам, возникающим в стране и показывать связь с регулированием трудовых отношений соответствующей области общественных отношений. Совместно со студентами анализировать причины возникновения трудовых споров и предлагать возможные пути их преодоления.

Весьма значимым является умение преподавателя формировать у студентов навыки предстоящей профессиональной деятельности: владеть ораторским искусством, правильно понимать значение юридических терминов и определений, умело их использовать, обладать высоким уровнем правосознания и правовой культуры, способностью пропагандировать правовые знания.


^ Методические рекомендации преподавателю по подготовке и проведению лекций.


Традиционно подготовка вузовской лекции предполагает определение цели изучения материала по данной теме; составление плана изложения материала; определение основных понятий темы; подбор основной литературы к теме.

При подготовке лекции важно временное планирование, определение четко по времени каждой структурной часть лекции и строгое выполнение этого времени в аудитории. Чтобы загруженность материалов вопросов плана лекции была более-менее равномерной, необходимо уже при этой работе определять места с отсылкой к самостоятельному изучению студентами части материала или повторения проблемы, вынесенной в лекцию.

При планировании лекционных вопросов необходимо хорошо продумать и четко обозначить связки между располагаемым в них материалом, чтобы лекция получилась логически выстроенной и органичной. Часть материала рационально давать через схемы, начерченные (лучше заранее) на доске. Схемы можно использовать для лучшего усвоения, например, вопросов о структуре механизма государства или правовой системы общества.

При этом нужно помнить, что схема несет большую смысловую нагрузку и выстраивать ее необходимо продуманно и четко. В идеале, разумеется, необходимо использовать современные технические средства обучения, там, где позволяет оборудованная аудитория. На доску целесообразно вынести основные термины и понятия темы.

Читая лекцию, желательно разделять в тексте вопросы плана, чтобы у студентов в конспекте выстроилась четкая структура материала, чтобы легче было ориентироваться в конспекте при подготовке к семинару и экзамену. Содержание вынесенных на доску основных терминов и понятий по ходу лекции необходимо обязательно раскрыть.

Основные положения и выводы лекции рекомендуется повторять, ибо они и есть каркас любого конспекта. Интонации голоса лектора должны быть рассчитаны на помещение и акустику лекционной аудитории, дикция четкая, размеренная.

В лекционном материале должна быть связь с жизнью, особенно с современностью.

Закончить лекцию необходимо хорошо продуманным четким выводом.


^ Методические рекомендации преподавателю по подготовке и проведению семинарских занятий.


Цель семинарских занятий заключается в закреплении лекционного материала по наиболее важным темам и вопросам трудового права Российской Федерации. Обращение к передовым достижениям философии при изучении проблемных вопросов данной дисциплины и их связь с реальной политической обстановкой в государстве помогает более осознанно подойти к изучению регулирования правовых отношений составляющих предмет трудового права Российской Федерации, а также способствует развитию у студентов навыков критического мышления в данной области знания, умений работы с учебной и научной литературой, нормативными материалами.

На семинарском занятии желательны дискуссии, коллективные обсуждения проблем, имеющихся в науке, и путей их разрешения. Могут быть заслушаны научные доклады и сообщения студентов. Именно здесь студенты познают азы ораторского искусства, учатся правильно использовать юридические термины и определения, а также правильно задавать вопросы и давать на них ответы. Преподаватель может использовать данный вид учебных занятий для проведения многообразных ролевых (деловых) игр.

Кроме всего прочего, семинары являются формой контроля преподавателя за учебным процессом в группе, успеваемостью и отношением к учебе каждого студента. Студенты работают над моделированием отдельных содержательных блоков курса, принимают участие в контрольных работах, тестированиях, устных опросах и пр.

Преподавателю необходимо обращать внимание студентов, что в ходе подготовки к семинарскому занятию им следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, досконально изучить соответствующий лекционный материал, предлагаемую учебную методическую и научную литературу, необходимые (российские и международные) нормативные правовые акты. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями). Обращение студентов к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, а также к материалам средств массовой информации позволяет в значительной мере углубить проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения.

С другой стороны, и преподавателям, и студентам следует помнить, что обучаемый должен не просто воспроизводить сумму полученных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующее в современной науке подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию.

В целом же активное заинтересованное участие студентов в семинарской работе способствует более глубокому изучению содержания трудового права Российской Федерации. В ходе семинарских занятий также отрабатываются умения применять полученные теоретические знания при столкновении с различными юридическими и политическими ситуациями.


^ Методические рекомендации преподавателю по проведению устной защиты письменных работ студентов (курсовых работ и рефератов)


Курсовая работа и студенческий реферат – это творческие работы студентов, в которых на основании краткого письменного изложения и оценки различных источников и литературы проводится самостоятельное исследование определенных тем, проблем.

Реферирование широко применяется при организации самостоятельной познавательной деятельности студентов (в ходе подготовки к семинарам, конференциям, олимпиадам и др.), а также при проведении промежуточной аттестации и допуске студентов к экзамену. Рациональная организация реферирования предполагает те же этапы, что и работа над курсовой, а именно: выбор темы, отбор источников и литературы, составление плана, накопление фактического материала, письменное изложение результатов работы, оформление, устное выступление с рефератом. В вузе устное выступление с рефератом чаще всего используется на семинарских занятиях с целью углубить и расширить знания по одному из рассматриваемых вопросов темы, обозначить в нем актуальную проблему, разные точки зрения на неё у исследователей.

Устная защита курсовой работы и реферата заслушивается в рамках регламента в 5-8 минут. Для этого необходимо не повторять азбучных истин, отбросить всё лишнее и логично, убедительно изложить цель проделанной работы, основные положения её содержания, сообщить мнения ученых и собственные выводы по исследуемой проблеме. Защищая ту или иную точку зрения, нужно тщательно подобрать систему аргументов с помощью фактов. Можно иллюстрировать свое сообщение таблицами, схемами и т.п. Отвечать на вопросы нужно спокойно, обоснованно.

При выступлении следует избегать часто встречающихся ошибок: злоупотребление иностранными словами, незнакомыми терминами и понятиями, а также большим количеством фактов и цитат; наличие слов – паразитов: «так сказать», «ну», «вот», «как бы», «типа», «значит» и др; преувеличенно эмоциональная, громкая или, напротив, скованная и невнятная речь; искажение слова, его смысла или неверное ударение.

Основаниями для оценки могут служить: актуальность проблемы исследования и степень раскрытия заявленной темы; проявление студентом творческого подхода при решении поставленных задач; способность студента кратко и грамотно изложить суть работы, вести дискуссию по проблеме, аргументировать выводы и суждения; уровень общеисторической подготовки, проявленный при ответе на вопросы; культура оформления письменной работы.

Несомненно, умение анализировать источники, работать с литературой, навыки поиска, обработки и оформления необходимой информации, способность обосновывать собственную позицию помогут студенту в дальнейшей самостоятельной учебной и научной работе.


^ Методические рекомендации преподавателю по проведению тестирования.


В современном гуманитарном, в том числе и юридическом образовании тестирование используется в качестве наиболее эффективной формы контроля и самоконтроля полученных знаний по соответствующим темам учебного курса. Несомненно, тестирование способствует формированию профессионального мышления будущих юристов, повышению понятийной культуры специалистов.

Тестовые задания предназначены для усвоения основных положений трудового права Российской Федерации, для закрепления знаний, полученных в процессе лекционного курса, семинарской и самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой.

Проведение тестирования по трудовому праву Российской Федерации целесообразно и на дневном и на заочном отделении. На дневном отделении тестирование, как правило, используется для оперативного и рубежного контроля студентов во время аудиторных занятий, на консультациях, а также с применением обучающих информационных технологий (компьютерных программ).

В условиях заочной формы получения высшего образования тестирование может оказать существенную помощь как преподавателю для организации промежуточного или итогового контроля знаний студентов, так и самим обучающимся, которые могут использовать предлагаемые вопросы для самоконтроля. Последнее позволяет реально оценить свои знания по курсу перед экзаменом или зачетом и тем самым обратить внимание на имеющиеся пробелы в усвоении учебного материала.

Тестирование имеет ряд несомненных достоинств. Во-первых, при его использовании существенно экономится учебное время аудиторных занятий. Во-вторых, данным способом можно опросить достаточно большое количество студентов за ограниченный временной интервал. В-третьих, данная форма контроля, как правило, дает достаточно надежный результат, поскольку опрос проводится по большому числу вопросов и «элемент угадывания» е имеет существенного значения.

В то же время, думается, что полностью переходить на тестовый контроль знаний студентов по гуманитарным дисциплинам, в том числе по теории государства и права, не совсем целесообразно. Как будущие юристы, студенты должны не только получать определенный набор знаний по специальности, но и приобретать определенные навыки, важнейшим из которых является навык грамотной устной речи. Поэтому проведение итоговых экзаменов представляется более целесообразным в традиционной устной в форме, так как тесты не позволяют оценить такие важные качества будущих юристов, как умение грамотно излагать свои мысли, отстаивать определенные точки зрения, аргументировать их и пр.

Кроме того, далеко не по каждой теме курса трудового права Российской Федерации могут быть сформулированы корректные вопросы для тестовых заданий. Это объясняется тем обстоятельством, что по многим разделам трудового права Российской Федерации как учебной дисциплины в современной науке трудового права существуют и довольно четко аргументированы несколько различных подходов, точек зрения, концепций. Поэтому только общение со студентом в устной форме позволит выявить его уровень знаний по тем или иным дискуссионным вопросам современного трудового права Российской Федерации.


^ Методические рекомендации преподавателю по проведению экзамена как формы итогового контроля.


Преподавателю следует четко продумать организационное начало экзамена, а также обеспечить наличие и заполнение экзаменационной документации (ведомости, зачетных книжек присутствующих на экзаменах студентов).

На предэкзаменационной консультации студентов обязательно следует ознакомить с требованиями, предъявляемыми к периоду подготовки ответа (20 мин, тезисный ответ в письменном виде) и непосредственно ответа (10 мин, полное содержание вопроса, раскрытие его, т.е. знание основных терминов, понятий и наличие выводов), а также с критериями оценки ответа. Последние могут быть сформулированы следующим образом:

Отлично: раскрытый вопрос, четкая логика изложения, доказательность, исчерпывающие ответы на дополнительные вопросы, эрудиция, культура речи;

^ Хорошо: не совсем полный ответ, не в полной мере доказательный, но четкие ответы на дополнительные вопросы, культура речи;

Удовлетворительно: слабый ответ, недостаточное знание материала, мало необходимых выводов, нечеткое знание терминологии;

Неудовлетворительно: незнание материала, содержания терминов и понятий, отсутствие логики изложения, связанного рассказа, а также отказ отвечать на вопросы билета.

Важно, чтобы преподаватель мог создать на экзамене атмосферу высокой требовательности и одновременно доброжелательности. Поставленные оценки необходимо комментировать, чтобы студент знал просчеты своего ответа и мог учесть ошибки в дальнейшей работе.

На экзамене желательно наличие Программы курса, которой студенты могут пользоваться при подготовке к ответам.



volonter-devyanosto-vtorogo-goda.html
volosi.html
volshebstvo-skazok.html
volya-k-vlasti-v-prirode-i-cheloveke.html
volzhskaya-bolgariya.html
voobrazhenie.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sovremennie-tsv.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/sergej-yurskij-kto-derzhit-pauzu-stranica-6.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-17-formirovanie-kommunisticheskoj-i-professionalnoj-napravlennosti-u-lichnogo-sostava-vmf.html
  • report.bystrickaya.ru/informacionnie-tehnologii-v-sfere-socialno-kulturnogo-servisa-i-turizma.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnie-trebovaniya-k-napisaniyu-vstupitelnogo-referata.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-o-rezultatah-deyatelnosti-gorodskoj-sistemi-obrazovaniya-za-2011-2012-uchebnij-god-i-ob-osnovnih-napravleniyah-razvitiya-na-2012-2013-uchebnij-god-2012g-vvedenie.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prirodnie-i-klimaticheskie-usloviya-otchet-ob-ocenke-2-152-00-opredelenie-rinochnoj-stoimosti-oao-szhizhennij-gaz-adres-obekta.html
  • literature.bystrickaya.ru/dejstvie-ugolovnogo-zakona-vo-vremeni-i-prostranstve-chast-4.html
  • notebook.bystrickaya.ru/istoriya-drevnego-mira.html
  • notebook.bystrickaya.ru/grupp-ekspertov-po-obrazovatelnim-oblastyam-stranica-30.html
  • education.bystrickaya.ru/13-proekt-dogovora-k-lotu-1-komitet-po-obrazovaniyu-dokumentaciya-dlya-provedeniya-podbora-organizacij-otdiha-i-ozdorovleniya.html
  • student.bystrickaya.ru/4-2-deyatelnost-ufimskogo-professionalnogo-torgovo-kulinarnogo-uchilisha-v-1966-1967-uchebnom-godu.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prioritetnij-nacionalnij-proekt-v-sfere-zdravoohraneniya-realizaciya-meropriyatij-prioritetnogo-nacionalnogo-proekta-v-sfere-zdravoohraneniya-v-chuvashskoj-respublike-stranica-3.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vnutrennij-chelovek-v-russkoj-yazikovoj-kartine-mira-chast-25.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/xi-prilozhenie-slovar-literatura-i-portret-stranica-5.html
  • lesson.bystrickaya.ru/ukazi-1557g-1737g-i-ustav-o-bankrotah-1800-g-osnovi-reform-dorevolyucionnogo-rossijskogo-zakonodatelstva-o-zaloge.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-ekonomika-predpriyatiya-industrii-gostepriimstva-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-podgotovki-100400-turizm.html
  • education.bystrickaya.ru/1-v-shvejcarii-prizemlivshis-na-mise-kanaveral-ya-otdal-korabl-v-remont-i-nachal-dumat-o-dache-posle-stol-dolgogo-puteshestviya-mne-polagalsya-otdih-zemlya-kazhe-stranica-4.html
  • bukva.bystrickaya.ru/razdel-2-celostnie-kulturno-antropologicheskie-koncepcii-seredini-xx-veka.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnie-ponyatiya-letopisnij-svod-letopis-letopisec-redakciya-letopisi-predislovie-ko-vtoromu-izdaniyu.html
  • turn.bystrickaya.ru/po-tradicii-hotim-poznakomit-vas-s-novostyami-padi-i-rasskazat-o-sobitiyah-kotorie-proizoshli-za-poslednij-mesyac.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-5-rouz-s-r79-ustrojstvo-pamyati-ot-molekul-k-soznaniyu-per-s-angl.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-tzhbaev-tolaaj-ertegs-tl-damitu.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-7-yu-a-nisnevich-zakon-i-politika.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-osobie-proizvodstva-v-rossijskom-ugolovnom-processe-uchebnoe-posobie.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-chetvertaya-postmodernistskaya-skazka-moskva-2003.html
  • writing.bystrickaya.ru/est-li-postmodernistskaya-publicistika.html
  • thescience.bystrickaya.ru/istoriya-seksologii.html
  • lesson.bystrickaya.ru/translate-from-russian-into-english-using-verbs-in-active-voice-stranica-2.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/virusko-esk-vztahy-voblasti-umn-vstava-ruskch-umlc-vpraze-vistavka-russkih-hudozhnikov-v-prage-v-1900-godu.html
  • textbook.bystrickaya.ru/gosudarstvennoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-tomskij-gosudarstvennij-pedagogicheskij-universitet-tgpu-fiziko-matematicheskij-fakultet.html
  • studies.bystrickaya.ru/1-razvitie-rebenka-v-period-mladenchestva.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-obshestvennij-koordinacionnij-sovet-po-vzaimodejstviyu-organov-kontroliruyushih-kachestvo-i-bezopasnost-produkcii-i-uslug-okazivaemih-naseleniyu-kraya-stranica-3.html
  • school.bystrickaya.ru/analiz-i-diagnostika-situacii-prinyatiya-upravlencheskih-reshenij.html
  • znanie.bystrickaya.ru/bashkatova-ekaterina-vladimirovna-istomina-karina-evgenevna-vserossijskij-konkurs-uchenicheskih-referatov-krugozor.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.