.RU

Задача I. Укрепление материально-технической базы медицинских учреждений


^ Задача I. Укрепление материально-технической базы медицинских учреждений


Мероприятие 1. Реформирование инфраструктуры здравоохранения и приведение ее в соответствие со структурой населения Липецкой области, а также со структурой заболеваемости и смертности на территории субъекта, сети и структуры учреждений здравоохранения с выходом на количество учреждений здравоохранения в соответствии с утвержденной номенклатурой, включая медицинские организации иных форм собственности и ведомственной принадлежности


1.1. Совершенствование первичной медико-санитарной помощи населению, в том числе проживающему в сельской местности, профилактической направленности здравоохранения, дальнейшее укрепление и развитие сети общеврачебных практик


1.1.1. Развитие первичной медико-санитарной помощи


Развитие первичной медико-санитарной помощи в рамках реализации Программы модернизации здравоохранения Липецкой области предусматривает совершенствование деятельности региональной сети амбулаторно-поликлинических учреждений.

Сеть амбулаторно-поликлинических учреждений области представлена 19 самостоятельными поликлиниками и 51 поликлиникой, входящими в состав больничных учреждений. По состоянию на 01.01.2010 населению области оказывается амбулаторная помощь по 73 врачебным специальностям. Плановая мощность амбулаторно-поликлинических учреждений - 31901 посещение в смену. Обеспеченность на 10 тыс. населения амбулаторно-поликлинической помощью - 274,2 посещения в смену.

Для повышения доступности и качества предоставляемой амбулаторной медицинской помощи в области в рамках реализации Программы будет сформирована трехуровневая система в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи.

Третий уровень представлен муниципальными поликлиниками центральных районных больниц и городских округов, оказывающими первичную медико-санитарную помощь, включая участковую терапевтическую службу, врачей-специалистов, кабинеты (отделение) профилактики, имеющим в составе смотровой кабинет, флюорографию, рентгенографию, ЭКГ, школы здоровья, лабораторную диагностику, центры здоровья, дневные стационары, отделения неотложной помощи. Состав врачей-специалистов определяется уровнем и структурой заболеваемости населения, прикрепленного к ЛПУ.

Второй уровень будет представлен поликлиниками межмуниципальных центров, оказывающими квалифицированную специализированную амбулаторную медицинскую помощь по наиболее востребованным специализированным профилям в соответствии с порядками оказания специализированной медицинской помощи. В межмуниципальных центрах широко будут применяться стационарозамещающие формы (дневные стационары) по специализированным профилям, будет представлен широкий спектр диагностических процедур, специальные рентгенологические исследования.

Первый уровень - это консультативно-диагностическая специализированная помощь, которая организована в областных консультативно-диагностических центрах. В центрах проводятся консультации и диагностические исследования по направлению из амбулаторно-поликлинических учреждений. Одновременно с оказанием консультативно-диагностической помощи данные учреждения несут организационно-методическую функцию.

Реализация данной модели амбулаторной службы позволяет осуществлять этапность оказания помощи, соблюдать принципы территориальности и профилактической направленности, а также позволяет компенсировать неравномерность развития амбулаторной медицинской помощи.

Рациональное распределение медицинских ресурсов и медицинских кадров позволяет на третьем уровне значительно активизировать профилактическую работу. Кроме того, в полном объеме используется дорогостоящее оборудование, компенсируется дефицит врачей-специалистов по требуемым профилям и, как следствие, снижаются сроки ожидания на диагностические исследования и на прием к врачам. Указанные мероприятия позволят обеспечить выявляемость заболеваний на ранних стадиях, в том числе социально значимых, что положительно отразится на динамике общей заболеваемости.

Кроме того, своевременное выявление заболеваний на ранних стадиях повлечет за собой снижение инвалидизации населения и снижение преждевременной смертности населения, включая трудоспособный возраст.

Развитие первичной медико-санитарной помощи в том числе включает в себя развитие стационарозамещающих технологий.

В Липецкой области проводится активная работа по развитию стационарозамещающих форм медицинской помощи. В 2010 г. на территории региона функционировали 49 дневных стационаров при больничном учреждении на 975 коек, в том числе: в сельских муниципальных районах - 496 мест, в г. Липецке - 137 мест, в г. Ельце - 25 мест, в областных ЛПУ - 317 мест. Начиная с 1999 г. развивается сеть дневных стационаров при поликлиниках. В 2010 году функционировали 73 дневных стационара при поликлиниках на 1525 мест, из них: в сельских муниципальных районах - 696 мест, в г. Ельце - 185 мест, в г. Липецке - 592 места, в областных ЛПУ - 52 места. С 2002 г. функционирует сеть стационаров на дому. В 2010 г. - 58 стационаров на 171 место, в том числе: в районах области - 130 мест, в г. Ельце - 30 мест, в ГУЗ «Областная больница №2» - 11 мест. Всего в 2010 г. на койках дневных стационаров всех типов пролечены 59295 больных при средней длительности лечения 12,4 дня.

Доступность медицинской помощи жителям старших возрастных групп обеспечивается через проведение углубленного диспансерного обследования инвалидов, ветеранов, супругов погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны. Ежегодно в области проводится углубленное диспансерное обследование инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, с целью выявления различных заболеваний и контроля за проводимым лечением. Широкое распространение получила новая форма обслуживания в виде выездов на дом специализированных медицинских бригад для обследования пациентов с обязательным участием врачей-специалистов по профилю заболевания. Предусмотрено оснащение выездных специализированных медицинских бригад автотранспортом, портативной лечебной и диагностической аппаратурой, в том числе стоматологическими установками, электрокардиографами, рентгеновскими и ультразвуковыми аппаратами. В 2009 г. диспансеризацией охвачены 6549 человек (100%) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним; в 2010 г. в ходе углубленной диспансеризации осмотрено 8394 человека (99,9%). По результатам проведенного углубленного диспансерного обследования все нуждающиеся ветераны получают необходимое лечение в специализированных отделениях областных и муниципальных ЛПУ. Организован активный патронаж одиноких ветеранов, в том числе проживающих в отдаленных пунктах. Кроме того, по результатам диспансеризации в обязательном порядке проводится внеочередное оздоровление инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, включая рекомендации по санаторно-курортному лечению.

С целью уменьшения нагрузки на службу в области проводится работа по организации при амбулаторно-поликлинических учреждениях отделений неотложной медицинской помощи, располагающих необходимым санитарным транспортом, оснащением и дежурной службой. Отделения неотложной помощи призваны обслуживать вызовы на дому при неотложных состояниях, связанных с высокой температурой, подъемом артериального давления, выраженным болевым синдромом и т.п. По состоянию на 01.01.2010 отделения неотложной медицинской помощи созданы при 10 поликлиниках г. Липецка, в г. Ельце и 6 сельских муниципальных районах. В поликлиниках организована деятельность кабинета (пункта) неотложной помощи с диспетчерской для приема вызовов и связи с СМП. Прием вызовов и передача их выездной бригаде осуществляется диспетчером.

Программой предусмотрено создание на базе поликлиник МУ «Городская детская больница №1» и МУ «Городская детская больница №2», МУ «Городская детская поликлиника №5» г. Липецка отделений неотложной помощи в соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития России от 23.01.2007 №56 «Об утверждении примерного порядка организации деятельности и структуры детской поликлиники».

В 2012 г. запланирована организация единой диспетчерской службы, обрабатывающей вызовы как неотложной, так и скорой медицинской помощи по единому телефону «03».

Бригада неотложной медицинской помощи при получении вызова или обращении пациента в поликлинику осуществляет: уточнение диагноза, проведение мероприятий, способствующих стабилизации или улучшению состояния пациента, при наличии медицинских показаний, вызов бригады скорой медицинской помощи для транспортировки в лечебно-профилактическое учреждение, а также ведение медицинской документации (карта вызова неотложной медицинской помощи).

В результате организации оказания неотложной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях в сравнении с 2005 годом отмечается уменьшение количества выполненных вызовов по неотложным поводам скорой медицинской помощью, а также к пациентам с хроническими заболеваниями на 8%. В дальнейшем планируется более широкое развитие данного вида помощи на территории области.

На территории области на уровне консультативно-диагностических поликлиник ГУЗ «Липецкая областная клиническая больница», ГУЗ «Областная детская больница» действуют выездные поликлиники для обслуживания жителей сельской местности. Для оснащения выездной поликлиники ГУЗ «Областная детская больница» за счет средств областного бюджета приобретен мобильный диагностический комплекс стоимостью 4,0 млн. руб. Аналогичный комплекс в 2011 г. планируется приобрести для ГУЗ «Областная детская больница».

Анализ деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений показал, что в системе выявления заболеваний населения региона имеются недостатки: при общей заболеваемости ниже среднероссийского уровня выявляемость в ходе проведения дополнительной диспансеризации работающего населения ниже среднероссийского показателя. Это в первую очередь свидетельствует о том, что первичное звено при достаточно высоком уровне посещений врачей (в 2009 г. по Липецкой области - 10,0, по РФ - 9,5 на 1 жителя) не выявляет значительное число заболеваний, а проведение дополнительной диспансеризации требует усиления в части профилактической направленности.

В этой связи в 2011 - 2012 гг. планируется:

- обеспечить объем оказываемой медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических условиях на уровне не ниже 10,1 посещения на 1 жителя области за счет увеличения посещений населения с профилактической целью до 30%;

- улучшить работу участковой службы с учетом ведения «Паспорта врачебного участка», утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 № 255;

- обеспечить рост патронажных посещений на 5%;

- обеспечить рост активных посещений до 20%;

- обеспечить дальнейшее развитие стационарозамещающих организационных форм;

- обеспечить совершенствование организации неотложной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях.

Предусматривается укрепление взаимодействия региональной сети центров здоровья и амбулаторно-поликлинических учреждений области. В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 19.08.2009 №597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака» в случае, если в процессе обследования в центре здоровья выявляется подозрение на какое-либо заболевание, врач центра здоровья рекомендует гражданину обратиться в ЛПУ к соответствующему врачу-специалисту для определения дальнейшей тактики его наблюдения и лечения. Центрами здоровья будет активизирована работа с гражданами, направленными ЛПУ по месту прикрепления, направленными медицинскими работниками образовательных учреждений, направленными врачом, ответственным за проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан из I (практически здоров) и II (риск развития заболеваний) групп состояния здоровья, направленными работодателем по заключению врача, ответственного за проведение углубленных медицинских осмотров, с I и II группами состояния здоровья.

За счет подобной организации маршрутизации пациентов устанавливается тесное взаимодействие центров здоровья и амбулаторно-поликлинических учреждений области.

С целью предупреждения обострения хронических заболеваний в период экстремальных погодных условий будет активизирована работа по диспансерному наблюдению пациентов с хроническими заболеваниями, а также будет осуществляться обучение пациентов навыкам самопомощи.

В рамках Программы совершенствование оказания медицинской помощи на амбулаторно-поликлиническом этапе будет осуществляться по пути дальнейшего развития общеврачебных практик, обеспечения профилактической направленности здравоохранения, перевода части объемов неотложной медицинской помощи со скорой медицинской помощи на амбулаторно-поликлинический этап. Предусмотрены мероприятия по проведению ремонта и оснащению целого ряда муниципальных амбулаторно-поликлинических учреждений.

В ходе модернизации здравоохранения планируется снизить дефицит кадров в амбулаторно-поликлиническом звене с 33,8% до 28,9%.

Таким образом, представленная модель обеспечивает повышение доступности и качества амбулаторно-поликлинической медицинской помощи населению области. В 2011 - 2012 гг. планируется увеличить объем оказываемой медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических условиях до 10,1 посещения на 1 жителя области за счет увеличения посещений населения организаций здравоохранения с профилактической целью до 30%.

Указанные мероприятия позволят обеспечить не только рост объемов амбулаторно-поликлинической помощи, но и повысить выявляемость заболеваний на ранних стадиях, что увеличит показатели общей заболеваемости, в том числе социально значимыми заболеваниями.

В свою очередь своевременное выявление заболеваний на ранних стадиях повлечет за собой снижение инвалидизации населения и снижение преждевременной смертности населения, включая смертность в трудоспособном возрасте. Регион в процессе реализации программы модернизации выйдет на целевые индикаторы здоровья, качества жизни и общей смертности.

Для реализации данных целей в рамках Программы будет проведен ремонт в амбулаторно-поликлинических учреждениях, закуплено необходимое оборудование.


^ 1.1.2. Организация медицинской помощи сельскому населению


В Липецкой области медицинская помощь сельскому населению оказывается 18 центральными районными больницами, 10 участковыми больницами, 37 врачебными амбулаториями, 21 кабинетом ОВП, 24 территориально обособленными центрами ОВП, 407 ФАП. Территориальное расположение участковых врачей, врачей общей практики, фельдшерско-акушерских пунктов. Компактные размеры области, развитость транспортной инфраструктуры (протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием на конец 2009 г. составляет 6062,5 км, густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием - 251,6 на 1000 кв. км территории, удельный вес автодорог с твердым покрытием в общей протяженности автодорог общего пользования - 90%) обеспечивают возможность в оптимально короткие сроки получать медицинскую помощь.

В целом сеть амбулаторно-поликлинических учреждений области соответствует нормативам. В то же время увеличение числа ФАП в соответствии с федеральными нормативами не предусматривается в связи с продолжающимся расширением региональной сети общих врачебных практик, отработанной маршрутизацией сельского населения из близлежащих населенных пунктов в центральные районные больницы, наличием развитой сети дорог и надежным транспортным сообщением.

Первый контакт сельских жителей со здравоохранением осуществляется на уровне ФАП, участковых больниц и врачебных амбулаторий. В 2010 г. в них обслужено 1429525 посещений.

Ежегодно увеличивается количество посещений фельдшеров ФАП, а также посещений на дому. Это связано с активным привлечением медицинских работников ФАП к подворовым обходам с целью раннего выявления заболеваний и профилактики обострения хронических заболеваний у хронических больных. Подворовыми обходами в 2010 году охвачено 450000 человек. Во время осмотров проводится санитарно-разъяснительная работа, выдаются рекомендации по питанию, образу жизни, уходу за тяжелыми больными, а при необходимости оказывается неотложная помощь. Кроме того, проводится активная патронажная работа. Треть пациентов обращаются на ФАП для проведения различных процедур (инъекции, забор крови и мочи на анализы, иммунизация и др.). В соответствии с приказами Минздравсоцразвития России от 24.12.2010 №1183н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению Российской Федерации при заболеваниях терапевтического профиля", от 29.12.2010 №1224н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом в Российской Федерации» на медицинских работников возложены дополнительные функции по ранней диагностике социально значимых заболеваний (проведение кардио- и онкоскринингов, привлечение к профилактическим осмотрам), наблюдение хронических больных, наблюдение за приемом лекарственных средств больными туберкулезом.

В соответствии с пунктом 5 статьи 55 ФЗ от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» на территории области в целях приближения лекарственной помощи населению удаленных сельских территорий организовано обеспечение лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения в сельских поселениях, где отсутствуют аптечные учреждения.

В отдаленных сельских населенных пунктах организована выписка и доставка льготных лекарственных средств медицинскими работниками 172 фельдшерско-акушерских пунктов. В 2011 г. запланирована организация отпуска медикаментов в 10 ФАП.

Дополнительное профессиональное образование получили 406 фельдшеров по правилам отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, в обособленных подразделениях (амбулатории, фельдшерские, фельдшерско-акушерские пункты, отделения общей врачебной практики), расположенных в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации.

В системе реформирования амбулаторно-поликлинического звена сельского здравоохранения Липецкой области важно дальнейшее развитие оказания первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики, что является перспективным направлением модернизации сельского здравоохранения и позволяет решить ряд задач: перераспределить объемы медицинской помощи между стационаром и амбулаторно-поликлиническими учреждениями, направить имеющиеся средства на развитие общей врачебной (семейной) практики, повысить оплату труда специалистов высокой квалификации. Общая врачебная практика создает благоприятные условия для структурных и кадровых преобразований в амбулаторном и стационарном звене здравоохранения. Уникальность общей врачебной (семейной) практики определяется тем, что врач имеет дело с болезнями на ранней стадии их проявления, использует доступную технологию в диагностике, несет ответственность за здоровье прикрепленного населения, обеспечивает преемственность в медицинской помощи, его деятельность имеет профилактическую направленность.

В связи с наличием специальной подготовки врач общей практики осуществляет прием по нескольким специальностям, снижая нагрузку на узких специалистов поликлиник до 10 - 25%. Центры ОВП обеспечивают эффективное замещение доврачебной медицинской помощи на уровне фельдшерско-акушерских пунктов. В центрах ОВП организована работа дневных стационаров на 97 коек, при работе в две смены - 113 коек. По итогам 2010 г. врачи общей врачебной (семейной) практики обслужили 134085 посещений, в том числе 51777 (38%) с профилактической целью. Кроме того, выполнены 25717 посещений на дому. В рамках реализации приказов Минздравсоцразвития России от 24.12.2010 N 1183н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению Российской Федерации при заболеваниях терапевтического профиля", от 29.12.2010 №1224н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом в Российской Федерации» врачами ОВП впервые выявлены 395 больных артериальной гипертонией, 161 - ИБС, 106 - сахарным диабетом, 25 - туберкулезом, 63 - новообразованиями.

В сельских поселениях с численностью населения менее 50 человек предусматривается организация домовых хозяйств с выделением ответственных лиц, прошедших обучение по программе первой помощи (само- и взаимопомощь), и их оснащение необходимыми средствами для оказания первой помощи. Для обучения граждан (в виде выездных и иных форм обучения) планируется привлекать силы и средства Липецкого и Елецкого медицинских колледжей, Усманского медицинского училища. Оснащение домовых хозяйств будет осуществляться за счет средств местных бюджетов.

В 2011 - 2012 годах в рамках реализации Программы за счет средств областного бюджета в сельских муниципальных районах запланировано дополнительное открытие 16 центров за счет реструктуризации и перепрофилирования существующих врачебных амбулаторий с их оснащением за счет средств областного бюджета в соответствии с Табелем оснащения, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 01.12.2005 №753 «Об оснащении диагностическим оборудованием амбулаторно-поликлинических и стационарно-поликлинических учреждений муниципальных образований».


^ 1.1.3. Совершенствование профилактического направления


Важной задачей в сфере профилактики и укрепления здоровья является изменение позиции медицинских работников, а также населения в целом к индивидуальному здоровью. Эффективность этого направления зависит от интеграции профилактических и оздоровительных служб по вопросам укрепления здоровья населения.

Важной проблемой является определение стратегических приоритетов в области профилактики заболеваний и укрепления здоровья. Инструментом проведения профилактических мероприятий должен стать мониторинг показателей здоровья, распространенности вредных привычек, факторов риска и т.п.

Амбулаторно-поликлиническое звено является основной базой для широкого внедрения и тиражирования профилактических мероприятий с целью формирования у населения здорового образа жизни, раннего выявления и снижения заболеваемости социально значимыми заболеваниями.

Служба медицинской профилактики Липецкой области представлена:

- 5 центрами здоровья на базе МУЗ «Городская поликлиника №7» г.Липецка, МУЗ «Городская поликлиника №2» г. Липецка, МУЗ «Городская поликлиника №2» г. Ельца, МУЗ «Тербунская ЦРБ», МУЗ «Елецкая городская детская больница» (открыт в декабре 2010 г.), созданными в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 №413, от 31.12.2009 №1157;

- 2 центрами медицинской профилактики (ГУЗОТ «Центр медицинской профилактики»; Городской центр медицинской профилактики города Липецка, входящий в состав МУЗ «Городская поликлиника №2»);

- 6 отделениями медицинской профилактики на базе ГУЗ «Липецкий областной кожно-венерологический диспансер», ГУЗ «Липецкий областной наркологический диспансер», МУЗ «Врачебно-физкультурный диспансер города Ельца», МУЗ «Задонская ЦРБ», МУЗ «Грязинская ЦРБ»);

- 28 кабинетами медицинской профилактики, в том числе 16 кабинетами в муниципальных учреждениях здравоохранения, 12 - в государственных (областных) учреждениях здравоохранения;

- 14 кабинетами здорового ребенка в муниципальных учреждениях здравоохранения.

Все центры, отделения и кабинеты медицинской профилактики оснащены и функционируют в соответствии с требованиями приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.09.2003 №455 «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации».

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 19.08.2009 №597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака» центр здоровья оказывает медицинские услуги следующим контингентам граждан: впервые обратившимся в отчетном году для проведения комплексного обследования; обратившимся для динамического наблюдения в соответствии с рекомендациями врача центра здоровья; направленным ЛПУ по месту прикрепления; направленным медицинскими работниками образовательных учреждений; направленным врачом, ответственным за проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан из I (практически здоров) и II (риск развития заболеваний) групп состояния здоровья; направленным работодателем по заключению врача, ответственного за проведение углубленных медицинских осмотров с I и II группами состояния здоровья. Центр здоровья осуществляет взаимодействие с кабинетами медицинской профилактики по месту жительства гражданина. В случае если в процессе обследования в центре здоровья выявляется подозрение на какое-либо заболевание, врач центра здоровья рекомендует гражданину обратиться в ЛПУ к соответствующему врачу-специалисту для определения дальнейшей тактики его наблюдения и лечения.

За счет подобной организации маршрутизации пациентов устанавливается тесное взаимодействие центров здоровья и амбулаторно-поликлинических учреждений области.

Центры здоровья оснащены оборудованием для проведения скрининговых обследований, организации профилактической стоматологической помощи, работы кабинетов лечебной физкультуры в полном объёме, согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.03.2010 № 152н «О мерах, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака». На уровне Липецкой области утвержден «Порядок организации и финансирования деятельности центров здоровья, в том числе центров здоровья для детей», определены их зоны ответственности (табл.6).


Таблица 6

Зоны ответственности центров здоровья на территории

Липецкой области

№ п/п

Наименование ЛПУ, на базе которого создан центр здоровья


Зона ответственности

Численность населения в зоне ответственности, тыс.чел.

1

МУЗ «Городская поликлиника №7» (г.Липецк)

г.Липецк

(Советский округ)

135,5

г.Липецк (Правобережный округ)

71,4

ИТОГО:

206,9

2

МУЗ «Городская поликлиника №2» (г.Липецк)

г.Липецк (Левобережный округ)

41,5

г.Липецк (Октябрьский округ)

179,2

ИТОГО:

220,7

3


4

МУЗ «Елецкая городская детская больница»,


МУЗ «Городская поликлиника №2» (г.Елец)




Всего

в т.ч. дети

г.Елец

110,4

17,7

Елецкий район

28,0

4,9

Краснинский район

14,0

2,6

Становлянский район

18,7

3,4

Лебедянский район

41,6

7,7

ИТОГО:

212,7

36,3




№ п/п

Наименование ЛПУ, на базе которого создан центр здоровья


Зона ответственности

Численность населения в зоне ответственности, тыс.чел.

5

МУЗ «Тербунская центральная районная больница»

Тербунский район

22,5

Воловский район

14,5

Долгоруковский район

18,8

Задонский район

34,8

Хлевенский район

20,3

Измалковский район

17,6

ИТОГО:

128,5

ВСЕГО:

768,8



Посещаемость центров здоровья в 2010 г. составила 10 на 1000 населения. Выявляемость факторов риска развития заболеваний выше среднероссийских и составляет 789 на 1000 обратившихся (по Российской Федерации - 667,0 на 1000 обратившихся).

Все созданные в области центры здоровья обеспечены в достаточном количестве средствами экспресс-диагностики токсических веществ в биологических средах организма, в том числе котинина, метамфетамина, опиатов, барбитуратов и т.п. В рамках Программы на уровне центров здоровья планируется внедрение психологического тестирования на приверженность к психоактивным веществам.

Для улучшения качества трудового потенциала и снижения преждевременной и предотвратимой смертности среди лиц трудоспособного возраста в регионе ежегодно реализуются мероприятия по целевому профилактическому обследованию работающих граждан. В 2010 г. были обследованы 79597 работников промышленных предприятий (99,9% от плана), 4580 работников сельского хозяйства (98,3% от плана).

Большое внимание уделяется профилактике заболеваний среди детского населения. Всего в 2010 г. прошел диспансеризацию 201091 ребенок в возрасте от 0 до 17 лет, в том числе учащиеся школ - 190299 чел., студенты ссузов и вузов - 6669 чел., учащиеся ПТУ - 3226 чел., дети работников промышленных предприятий - 120.

С 1998 г. в области во всех календарных возрастах поддерживается эпидемиологически эффективный (95% и выше) уровень привитости против дифтерии, коклюша, столбняка, кори, эпидпаротита, полиомиелита и краснухи.

С целью профилактики инфекционных заболеваний в рамках дополнительной иммунизации с 2006 года прививками против вирусного гепатита В охвачено 53 процента от всего населения области.

Дополнительная иммунизация против краснухи позволила снизить заболеваемость в 15 раз, или с 6,52 на 100 тысяч населения в 2005 году до 0,43 случая в 2010 году; против кори - обеспечить отсутствие регистрации на территории области данного заболевания. Заболеваемость острым гепатитом В сократилась в 2,7 раза, или с 3,81 до 1,38 на 100 тыс. населения. Применение инактивированной полиомиелитной вакцины позволило полностью исключить регистрацию вакциноассоциированных случаев заболевания.

В 2010 году сохранялась тенденция к снижению групповой заболеваемости инфекциями, управляемыми средствами иммунопрофилактики. Не регистрировались случаи дифтерии, кори, эпидемического паротита, снизилась заболеваемость коклюшем в 1,5 раза, зарегистрировано 5 случаев краснухи и 1 случай столбняка.

Мероприятия в рамках национального календаря профилактических прививок способствуют дальнейшему снижению заболеваемости инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики.

Ежегодный охват населения профилактическими обследованиями на туберкулез (всеми методами) ежегодно составляет не менее 90% от общей численности населения области.

В результате планомерной деятельности общей лечебной сети показатель активной выявляемости злокачественных новообразований при профилактических осмотрах вырос с 17,6% до 18,7%.

До 96% новорожденных проходят неонатальный и аудиологический скрининг в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье».

Амбулаторно-поликлиническое звено организует и проводит дополнительную диспансеризацию работающих граждан в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье».

За 2009 - 2010 гг. дополнительной диспансеризацией охвачены 66265 чел. Доля граждан I и II групп здоровья составила соответственно 42,9% и 40,3%. В 2010 году структура первично диагностированных заболеваний представлена следующим образом: I место - болезни системы кровообращения - 25,9%, II место - болезни мочеполовой системы - 16,2%, III место - болезни эндокринной системы - 13,1%, IV место - болезни глаза и его придаточного аппарата - 10%, V место - болезни костно-мышечной системы и опорно-двигательного аппарата - 7,6%. По результатам дополнительной диспансеризации в 2010 году выявлены 8 больных со злокачественными новообразованиями, 77 - с сахарным диабетом, 904 больных с повышенным артериальным давлением. В целях повышения мотивации населения к здоровому образу жизни по результатам диспансерных осмотров работающим гражданам, прошедшим дополнительную диспансеризацию, на руки выдаются "паспорта здоровья" с результатами обследований. "Паспорт здоровья" рассчитан на несколько лет и может предъявляться пациентом при обращении в любое учреждение здравоохранения, что позволит медицинским работникам повысить качество оказания помощи на этапе диагностики, а самому гражданину проконтролировать динамику основных показателей, характеризующих состояние его здоровья.

Важное место в профилактической работе амбулаторно-поликлинического звена здравоохранения Липецкой области, учитывая значительную распространенность алкоголизма среди населения, занимает профилактика наркологических расстройств (рис. 1).

В Липецкой области выстроена эффективная система антинаркотического информирования учащихся на основе «Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде». Профилактическая работа осуществляется в сотрудничестве с учреждениями образования, при этом педагоги тиражируют для учащихся сведения, полученные на семинарах с наркологической службой.



Первичная

Направлена на молодежь, родителей. Взаимодействие с организациями и ведомствами осуществляющие информационно-пропагандистскую деятельность

Вторичная

Выявление «групп риска» потребителей наркотиков и ПАВ. Мероприятия по снижению рискованного поведения

Третичная

Медикопсихологическая, индивидуальная и групповая помощь больным наркологическими заболеваниями и созависимым










Созданы 5 центров здоровья

Из них: 1 детский центр здоровья

- 17 первичных наркокабинетов ЦРБ

- 3 первичных наркокабинета ЦРБ для детей

- кабинет медико-генетического консультирования

ГУЗ «Липецкий областной наркологический диспансер» - 240 коек

МУЗ «Елецкий наркологический диспансер» - 50 коек

Из них:

- реабилитационных – 50

- койки дневного пребывания – 10

- амбулаторно-реабилитационное отделение










Центр первичной профилактики наркологических расстройств ГУЗ «Липецкий областной наркологический диспансер»






Рис.1. Организация профилактики наркологических расстройств на территории Липецкой области


Наркологическая служба ведет активную работу на популяционном уровне, а также собственные мероприятия с учащимися и молодежью. Доля подростков и молодежи, вовлеченных в профилактические мероприятия, по отношению к общей численности указанной категории составила: возраст 11 - 18 лет - 100% (программой предусмотрено 100%), возраст 19 - 30 лет - 30% (программой предусмотрено 25%). Наряду с информированием о вреде употребления психоактивных веществ наркологической службой ведется работа по профилактике рискованного поведения в отношении заражения ВИЧ-инфекцией, гемоконтактными гепатитами. Распространяются соответствующие буклеты и памятки.

В ГУЗ «Липецкий областной наркологический диспансер» разработаны и ведутся следующие профилактические программы: «Семья может и должна защитить ребенка от наркотической опасности» - по подготовке родительского актива, компетентного в принципах антинаркотического воспитания; «Поколение NЕХТ» - по формированию учительского актива, компетентного в проведении комплексной антинаркотической политики в образовательном учреждении; комплексная программа по предупреждению злоупотребления психоактивными веществами в учреждениях среднего профессионального образования (включает социологический мониторинг, обследование обучающихся на предмет употребления наркотиков, групповую тренинговую работу, индивидуальную коррекцию, при необходимости лечение выявленных потребителей, информационно-лекционную работу).

С целью информационного, методического и консультативного обеспечения деятельности учреждений здравоохранения ненаркологического профиля по вопросам формирования здорового образа жизни у населения области, включая сокращение потребления алкоголя и табака, в 2009 г. на базе ГУЗ «Липецкий областной наркологический диспансер» создан Центр первичной профилактики наркологических расстройств.

Одним из направлений работы ЛПУ по гигиеническому обучению и воспитанию является организация и проведение занятий в «школах здоровья». Деятельность «школ здоровья» на территории области регламентируется приказом управления здравоохранения области от 18.06.2009 №357 «О совершенствовании деятельности школ здоровья в лечебно-профилактических учреждениях Липецкой области». «Школы здоровья» созданы в составе ЛПУ на функциональной основе на основании приказа руководителя и Положения о «школе здоровья». Обучение проводится профильными медицинскими специалистами по разработанным программам. В 2010 г. количество «школ здоровья» в области по сравнению с 2009 г. увеличилось на 54 и составило 248.

В рамках реализации Программы предусмотрены мероприятия по повышению эффективности деятельности созданных центров здоровья, в том числе повышение их посещаемости. Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 №1237 «О финансовом обеспечении мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у населения Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака» запланирована организация деятельности ранее созданных центров здоровья по предупреждению слепоты и наркологических расстройств.

Проведение данных мероприятий позволит: увеличить объемы амбулаторных посещений, в том числе за счет повышения мотивации населения к профилактике заболеваний и ведению здорового образа жизни, снизить уровень хронизации процессов, инвалидности, смертности, а следовательно, сохранить здоровье, повысить качество и продолжительность жизни.


vooruzhenie-tankov-i-bmp.html
vooruzhennie-sili-na-strazhe-suvereniteta-respubliki-kazahstan-nacionalnaya-akademiya-obrazovaniya-imeni-i-altinsarina.html
vooruzhennie-sili-respubliki-uzbekistan-chast-3.html
vooruzhennie-sili-respubliki-uzbekistan-chast-8.html
vooruzhennie-sili-rossijskoj-federacii.html
vooruzhennie-sili-vchera-segodnya-zavtra.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-obespechenie-disciplini-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-specialnosti-050706-031000-pedagogika.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/praktikum-po-vozrastnoj-i-pedagogicheskoj-psihologii-bbk-888-stranica-3.html
  • klass.bystrickaya.ru/behterev-v-m-obosnovanie-obektivnoj-psihologii-problemi-razvitiya-i-vospitaniya-cheloveka.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zapazdivayushie-shagi-kniga-iii.html
  • lecture.bystrickaya.ru/6-programma-samostoyatelnoj-raboti-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-en-f-03-fizika.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/on-i-s-gromom-oprokinuli-rim-svetloj-pamyati-ivana-antonovicha-efremova-posvyashaetsya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-obshestvo-i-priroda-stranica-10.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-oprobovanie-tverdih-poleznih-iskopaemih-napravlenie-specialnost-oop.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vspravochnike-ispolzuyutsya-sleduyushie-sokrasheniya-i-abbreviaturi.html
  • student.bystrickaya.ru/19-svidetelstvo-ioanna-krestitelya-o-hriste-pred-iudeyami-plan-i-soderzhanie-evangeliya-ot-ioanna-vozrazheniya-protiv.html
  • bystrickaya.ru/vooruzhennie-sili-respubliki-uzbekistan-chast-8.html
  • lesson.bystrickaya.ru/politicheskaya-kultura-rossii-tradicii-i-sovremennost-chast-4.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/zhanri-zhurnalistiki.html
  • knigi.bystrickaya.ru/spisok-publikacij-anisimovoj-tatyani-valentinovni.html
  • write.bystrickaya.ru/ezhekvartalnij-otchet-po-cennim-bumagam-za-2-kvartal-2008-goda-stranica-52.html
  • bystrickaya.ru/v-v-ershov-rasskazi-ezdovogo-psa-stranica-6.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskoe-pismo-oprepodavanii-uchebnih-predmetov-nachalnoj-shkoli-v-usloviyah-vvedeniya-federalnogo-komponenta-gosudarstvennogo-standarta-obshego-obrazovaniya-stranica-5.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/ravnovesie-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-filosofskie-voprosi-fiziki-disciplina-vhodit-v-cikl-dnm.html
  • grade.bystrickaya.ru/monolitnij-10-tietazhnij-zhiloj-dom.html
  • spur.bystrickaya.ru/konferenciya-provodilas-pri-podderzhke-evropejskogo-soyuza-i-bila-posvyashena-voprosam-postkonfliktnogo-pravosudiya-i-vzaimodejstviya-s-mezhdunarodnim-ugolovnim-sudom.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chehovskaya-komissiya-soveta-v-b-kataev-otvetstvennij-redaktor.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tendencii-razvitiya-vneshneekonomicheskih-svyazej-respubliki-belarus-7-stranica-12.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-po-kursu-informatika.html
  • composition.bystrickaya.ru/p-m-verhunov-n-a-moiseev-e-s-murahtanov-lesoustrojstvo-uch-pos-j-ola-margtu-2002-444-s-stranica-3.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-3-rajonnie-koefficienti-k-zarabotnoj-plate-rabotnikov-proektnih-i-iziskatelskih-organizacij-za-isklyucheniem-iziskatelskih-ekspedicij-partij-i-otryadov.html
  • learn.bystrickaya.ru/etichna-kultura-yurista-3.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uslovie-po-temperature-nefti-v-konce-uchastka-ne-vipolnyaetsya-a-h-muhamedzhanov-glavnij-inzhener-proekta.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-v-rozanov-legenda-o-velikom-inkvizitore-f-m-dostoevskogo-stranica-5.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vvedenie-125315-rossiya-moskva-2-j-ambulatornij-proezd-8-str-3-informaciya-soderzhashayasya-v-nastoyashem-ezhekvartalnom.html
  • lecture.bystrickaya.ru/402-000-chetiresta-dve-tisyachi-rublej-00-kopeek-o-provedenii-zaprosa-kotirovok.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-sd-02-fortepiano.html
  • exam.bystrickaya.ru/zhizn-i-tvorchestvo-va-zhukovskogo.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/respubliki-tatarstan-stranica-7.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/parlamentarii-vserez-zajmutsya-prirodoj-press-sluzhba-frakcii-edinaya-rossiya-gosduma-rf.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/princip-tvorcheskogo-ogranicheniya-makki-r-ml5-istoriya-na-million-dollarov-master-klass-dlya-scenaristov-pisatelej.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.