.RU

Задача педагогов и детских психологов донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, - страница 3


развития интеллектуального. Более того, как правило, дети, у которых мало или совсем нет друзей, терпеть не могут школу. И в конечном итоге они могут вообще бросить ачастую популярность - единственная важнейшая определяющая того, насколько ребенок хорошо успевает в школе и насколько он там счастлив. Социальное развитие - колыбель учебу. Социальная жизнь ребенка окрашивает всю учебу в школе и все школьные переживания в целом. Она определяет и дальнейшее развитие личности на всю жизнь".


Возможно, одна из причин, по которой родители с такой готовностью объявляют, что популярность вовсе не важна для развития их ребенка, -- то, что многим из нас самим не удалось в детстве добиться статуса и популярности среди сверстников. По статистике, лишь один ребенок из пяти получает признание среди сверстников, а остальным четверым этого завидного положения достичь не удается.


Понятие популярности определяется очень просто и однозначно. Популярный ребенок - это ребенок, которого любит большинство и недолюбливает меньшинство. Чтобы получить признание сверстников, вовсе не обязательно быть капитаном школьной футбольной команды или старостой класса. Не нужно также быть самым симпатичным среди сверстников. Нужно просто нравиться окружающим, вот и все.


Следующая группа детей (как правило, 25-30%) считается социально состоявшейся, но по-настоящему популярными их не назовешь. Многим они нравятся, но кое-кто их и не любит. Пример подобного типа ребенка - восьмиклассник Дарнелл, ученик средней школы в калифорнийском пригороде. Он весьма общителен, учится охотно, но довольно средне, и многие сверстники считают его законодателем мод. Мальчик всегда носит самую модную одежду и обувь, знает, какая именно группа сейчас считается "крутой", а какая нет, первый обзаводится свежим фильмом или новой компьютерной игрой. Хотя у Дарнелла немало друзей, многие сверстники считают его "избалованным" и "задавакой". Даже его закадычные друзья нередко жалуются, что он слишком много хвастается и не замечает, как это воспринимают окружающие.


Следующая группа детей - те, кто по социально шкале находятся ниже среднего уровня.


Эта группа детей испытывает отвержение со стороны сверстников: ребенка, относящегося к "отверженным", недолюбливают почти все, а общаться с ним хотят лишь считанные единицы. Причины, по которым тот или иной ребенок страдает от социального отвержения, бывают самыми разными. Иногда эти причины поддаются пониманию, иногда - нет. Как правило, сверстники почти всегда отвергают агрессивных детей. У такого ребенка, возможно, будет своя небольшая компания друзей, состоящая из детей, которые тоже считаются агрессивными и "одиночками", но в более широком социальном контексте школы или общины все они считаются изгоями.


Приведу пример. Давайте посмотрим на первоклассницу Абигайль. Девочка так агрессивна, что никто из одноклассников не хочет иметь с ней ничего общего. Абигайль почти ежедневно закатывает бурные истерики, особенно во второй половине дня, когда она делается особенно раздражительной. Девочка постоянно проявляет не только физическую агрессию, но также дразнит и изводит других детей и настаивает на том, чтобы делать все по-своему. Одноклассники жаловались учительнице, что Абигайль - "обманщица", и отказывались принимать ее в команду при любой игре или другом занятии. Когда девочке исполнилось шесть, ее мама попросту не знала, кого позвать на дочкин день рождения. Саму Абигайль не приглашали в гости к другим детям уже более года. В результате ее мама решила устроить праздник в кругу семьи, побоявшись, что никто из одноклассников на приглашение на день рождения к Аби не откликнется.


Вот парадокс: хотя чрезмерно агрессивные дети почти всегда испытывают отвержение со стороны сверстников, но с тем же самым сталкиваются и слишком пассивные и покорные. Как и многие другие виды животных, группы людей в определенных условиях полагаются на примитивный инстинкт, который побуждает их к остракизму по отношению к слабым и уязвимым.


Бывают случаи, когда ребенок сталкивается с отвержением со стороны сверстников просто потому, что выглядит не как все. Очень рослые или, наоборот, низкорослые дети, тучные или слишком худые зачастую испытывают социальное отвержение по одной-единственной причине - из-за собственной внешности.


Кроме того, в отверженные попадают дети из других стран или другого географического района - таких окружающие причисляют к "изгоям" только из-за иного выговора или разницы в жизненном опыте. Несмотря на то что в школах и церквях постоянно проводятся программы по развитию толерантности, наверное, всегда будут оставаться дети, которых дразнят, обижают или унижают по самым ничтожным причинам. Но, как вы увидите далее, существуют способы, позволяющие защитить ребенка от социального остракизма и предотвратить отвержение.


Последняя социальная категория включает детей, которых, как считают психологи, сверстники просто "не замечают". Их мало кто любит, но и мало кто недолюбливает - вернее всего будет сказать, что на них просто мало кто обращает внимание. Такие дети как бы сливаются с общим фоном игровой площадки или школьного двора. Они практически не участвуют в школьных мероприятиях и спортивных соревнованиях, предпочитая оставаться дома. Эти "незаметные" дети, как правило, очень застенчивы со сверстниками. Но дома, в кругу семьи, они полностью преображаются и ведут себя совершенно иначе.


Как правило, в домашней обстановке они проявляют прекрасно развитые социальные навыки, которые бы, несомненно, помогли им обрести друзей, если бы "отверженные" применяли их в кругу сверстников. Но, чтобы разглядеть потенциал такого ребенка, его социальные навыки, и поощрить его к общению с другими детьми, нужно участие и внимание взрослого.


Дети, пользующиеся популярностью, располагают к себе не только сверстников, но также учителей и других взрослых. В целом подобные дети получают в жизни больше положительного внимания со всех сторон, и не удивительно, что они растут уверенными в себе и целеустремленными, что, в свою очередь, положительно влияет на их школьную успеваемость.


Тест на популярность

Знаете ли вы, насколько хорошо относятся к вашему ребенку окружающие? Родителям порой нелегко определить, насколько их ребенок популярен среди сверстников. Маленьким детям недостает перспективы мышления, чтобы понять абстрактную идею популярности, а дети постарше и подростки нередко просто не хотят делиться этими сведениями с родителями. Однако в целом можно утверждать, что чем больше времени ребенок проводит со сверстниками и чем разнообразнее их времяпрепровождение, тем он популярнее. Ответьте на приведенные ниже вопросы (они касаются детей 6 лет и старше). Чем больше раз вы ответите "ДА", тем популярнее ваш ребенок.


1. Мой ребенок ежедневно разговаривает по телефону с другими детьми.

2. Мой ребенок каждые выходные общается со сверстниками.

3. Мой ребенок рассказывает о своем "лучшем друге".

4. Мой ребенок состоит в спортивной команде или участвует в каких-то спортивных мероприятиях по меньшей

мере раз в неделю.

5. Мой ребенок состоит в каком-либо внешкольном кружке, не связанном со спортом (в отряде юных бойскаутов, клубе по интересам и т. д.).

6. Моего ребенка регулярно приглашают в гости на вечеринки к другим детям и на другие социальные мероприятия.

7. Мой ребенок переписывается с другими детьми по обычной или электронной почте.

8. Мой ребенок (вопрос для детей 8 лет и старше) часто ходит в гости к другим детям на длительное время (4 часа и дольше).

9. Мой ребенок (вопрос для детей 8 лет и старше) время от времени ночует в гостях у кого-то из друзей или кто-то из его друзей ночует у нас дома.

10. Мой ребенок (вопрос для детей 8 лет и старше) вместе с другими детьми участвует во внеклассных образовательных занятиях, например в научных проектах, групповых исследованиях или в совместном приготовлении уроков.


Каждый из вопросов в этом списке затрагивает ту или иную веху, принципиально важную для социального развития ребенка. Если ваш ребенок еще не достиг какой-то из них, существует много простых способов помочь ему в социальной адаптации.


Во-первых, чтобы повысить шансы ребенка на социальный успех, нужно, прежде всего, поддерживать с ним близкие и доверительные отношения. Во-вторых, вам следует постоянно подавать ему хороший пример социальных навыков - ходить в гости к друзьям, приглашать их к себе, куда-то выбираться вместе. Пусть ребенок видит, как вы взаимодействуете с друзьями, и убеждается, как высоко вы цените дружбу.


Кроме этого, ребенку будет очень полезно получить от вас конкретные наставления и помощь в овладении социальными навыками. Далее в этой статье будет рассказано о семи "секретах" социального успеха; некоторые из них диктуются простыми соображениями здравого смысла, другие же, казалось бы, идут вразрез с тем, что подсказывает нам интуиция. Весьма возможно, окажется, что совет, который вы только что дали или постоянно даете ребенку, абсолютно неправильный. Познакомьтесь с семью секретами социального успеха - и вы выясните, чего раньше не знали сами и чего не знал ваш ребенок. Затем выберите какой-то один социальный навык, который поможет ребенку завести друзей и добиться социального признания, и объясните ему, как пользоваться этим способом.


Секрет №1: социального успеха достигает тот, с кем весело и смешно.


Большинство тех, кто знал Аарона ребенком, считали, что вид у мальчика донельзя "дурацкий". В самом деле, вообразите себе ярко-рыжую растрепанную шевелюру, острое личико, торчащие уши и в довершение всего очки с толстыми стеклами - ни дать ни взять персонаж из комикса. Но, как говаривала мама Аарона, "знать его - значит обожать".


Аарон с младенчества внушал обожание всем, от мала до велика, - друзьям, родне и даже совершенно незнакомым людям. Еще не научившись говорить, он уже умел смешить окружающих - надевал на голову пластиковое ведерко или издавал потешные звуки, потому что видел, что люди вокруг от этого начинают смеяться. Всю свою школьную жизнь Аарон ходил в "классных заводилах", и с детского сада до выпускного класса сверстники обращались именно к нему, если хотели повеселиться.


Что такое юмор, понимают все дети, но некоторые, подобно Аарону, инстинктивно знают, что юмор - это надежнейший способ завести и сохранить друзей. Как и прочие аспекты развития ребенка, его юмор изменяется в зависимости от стадии развития и проходит несколько этапов. Примерно в полгода малыш начинает громко смеяться, когда его щекочут. К году он начинает смеяться над тем, что кажется ему нелепым, - например, если вы надеваете себе ботинок на голову или шляпу на ногу. К 2 годам ребенок уже научается смеяться в предвкушении события: например, если вы прячетесь за углом и вот-вот выглянете и удивите его, он вполне может начать смеяться, поджидая вас. И конечно, всем нам знаком физиологический юмор трех-четырехлетних детей, которых независимо от контекста, смешат слова вроде "пипи" или "кака".


В возрасте 4-5 лет дети, как правило, переходят к юмору в форме загадок или каламбуров, словесной игры. По мере того как язык ребенка развивается и обогащается, малыш начинает понимать, что у некоторых слов бывает два значения и что, если изменить контекст, в котором стоит слово, получится смешно ("Будем пить чай с тортиком и с бабушкой"). С 6 до 12 лет ребенок убеждается, что умение смешить способно возвысить его статус в глазах окружающих, хотя шутки у детей этого возраста далеко не всегда держатся в рамках приличий. В 7-8 лет дети начинают питать пристрастие к оскорбительным шуткам ("У кого четыре глаза, тот похож на водолаза!") или вышучивать определенную этническую группу. Такой тип юмора весьма распространен и, случается, помогает ребенку завоевать временное повышение социального статуса. Но в перспективе обидный юмор опасен, как и любая форма агрессии, - он способен стать причиной изоляции ребенка и снискать ему репутацию черствого и вредного. Если вы заметили, что ребенок прибегает к подобному обидному юмору, нужно обязательно четко выразить свое неодобрение, заявить, что такие шутки идут вразрез с вашими моральными устоями, и объяснить ребенку их возможные социальные последствия.


К подростковому возрасту ребенок начинает пользоваться юмором почти также, как и взрослые, и находит вкус в самых разных типах юмора от сложных иронических историй до грубоватых фарсовых шуток. К 14-15 годам большинство детей уже умеют посмеяться над собой.


Как отмечает в своей книге "Дети, которые смеются" психолог Луис Франзини, юмор принципиально важен для популярности ребенка не только потому, что умение смешить по достоинству ценят сверстники, но и потому, что чувство юмора стимулирует другие социальные навыки, в том числе психологическую гибкость, спонтанность, сообразительность и умение справляться с неприятностями. Многие дети, которые, наподобие Аарона, добились социального успеха, исходно использовали юмор как способ понравиться окружающим и получить их приятие, но вскоре поняли, что юмор можно использовать не только для этого. Уже взрослым Аарон вспоминал немало случаев из своего детства, когда юмор помогал ему справиться с тревогой или беспокойством. С помощью шуток ему неоднократно удавалось избежать драки. А еще он преодолел страх перед зубным врачом, поспорив сам с собой, что сумеет рассмешить врача, не сказав ни единого слова. А уж сколько раз учительница прощала мальчику опоздание, потому что он придумывал какое-нибудь смешное объяснение про то, как его по дороге похитили марсиане, а потом взяли и опустили! Чувство юмора помогает Аарону и по сей день. Он женат уже 15 лет, и его жена говорит: "Чувство юмора Аарона не раз спасало наш брак. Я просто не могу сердиться на человека, который умеет меня смешить".


Некоторые родители и учителя беспокоятся, как бы ребенок не начал вести себя "слишком смешно", полагаясь на юмор, чтобы скрыть реальную проблему, например необучаемость или что-то подобное. Но, хотя некоторые формы юмора следует признать неподобающими и даже разрушительными, в большинстве случаев дети с хорошим чувством юмора вызывают положительное отношение и придают обычному школьному дню радостную окраску, с чем способны соперничать лишь немногие учителя. Конечно, любой классный клоун иногда раздражает учителей, но этого нетрудно избежать, если педагог объяснит ребенку, когда в классе можно шутить, а когда это неуместно. Если юмор станет привычной чертой обычного школьного дня (например, учитель будет устраивать "перерыв с анекдотом", каламбурить, импровизировать шуточные стихи, давать смешные задания и т. д.), то ребенок, от природы наделенный чувством юмора, сможет проявить свои таланты, а застенчивые и неловкие дети поймут, как важен юмор для социального признания.


Семейная смехопанорама Вот несколько идей для "Семейной смехопанорамы". Раз уж вы поставили себе цель развеселиться, то успех вам обеспечен. Чем больше домашние будут смеяться, тем больше вы преуспели.


- Устройте шуточный маскарадный вечер и предложите всем домашним нарядиться как можно нелепее.

- Посмотрите семейные видеозаписи, предпочтительно давние.

- Возьмите в прокате хорошую комедию для семейного просмотра.

- Устройте вечер анекдотов. Существует много детских сборников анекдотов, которые можно купить или взять в библиотеке. Пусть каждый из домашних выберет и зачитает по несколько анекдотов, а потом голосованием выберите самый смешной.

- Поделитесь с домашними смешными комиксами из приложения к газете. Если у вашей семьи сильно развито творческое начало, нарисуйте комикс сами.

- Устройте цирковой вечер: пусть каждый из домашних нарядится клоуном и покажет какой-нибудь номер клоунады.

- Купите детский клоунский грим и от души разрисуйте друг друга.


Дети получают огромное удовольствие от грубоватого фарсового юмора, но вам нужно тщательно позаботиться о том, чтобы каждое из описанных выше развлечений было безопасным и проходило в атмосфере юмора. Как вы знаете, у фарсового юмора агрессивная подоплека, поэтому нельзя позволить ей прорваться наружу и испортить всю забаву. Если кому-то перестало быть смешно и весело, немедленно прекратите игру.


Чувство юмора необходимо поощрять в каждом ребенке - точно так же, как мы поощряем хорошие манеры и прилежание в учебе. Проще всего внушить ребенку важность юмора, если каждый день показывать ему пример того, как с юмором относиться к жизни.


Конечно, посоветовать-то это легко, но я прекрасно понимаю, что с учетом всех стрессов, которые испытывают современные семьи, во многих случаях родителям абсолютно не до шуток и не до чувства юмора. Поэтому мой вам совет: начните с маленьких шагов. Положите себе хотя бы раз в неделю устраивать "Семейную смехопанораму" длительностью от четверти часа до получаса и обяжите всех домашних принимать в ней участие. Цель этих собраний проста: все должны смеяться! Вы наверняка заметите, что смех и шутки окажут благоприятное воздействие на будничную семейную жизнь, а также и на развитие ребенка.


Секрет № 2: детей, которые добиваются социального успеха, окружающие ценят за то, что они всегда послушны, готовы помочь, проявляют чуткость и заботу к окружающим, умеют действовать в команде.


Ни для кого не секрет, что взрослые обожают добрых, послушных и чутких детей. Но и сами дети ценят в сверстниках те же качества. Дети начинают сочувствовать окружающим с младенчества: уже в 9 месяцев большинство детей проявляют беспокойство и огорчение, если видят рядом плачущего ребенка. Между годом и двумя ребенок, как правило, старается помочь сверстнику, которому плохо, привлекая внимание взрослых или пытаясь утешить расстроенного товарища. По мере того как ребенок подрастает, он все больше начинает проявлять склонность к заботе об окружающих; особенно она усиливается в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда ребенок уже успевает научиться лучше понимать потребности других и осознает, что готовность помочь и выказать сочувствие позволяет приобрести социальное признание.


Если ребенку постарше не удается помочь кому-то другому, это вовсе не обязательно означает, что он недостаточно сострадателен по сравнению со сверстниками, - скорее он сомневается, что сможет помочь правильно и что его помощь будет принята, боится, что сверстник, которому он хочет помочь, отвергнет его усилия. Некоторые дети не помогают окружающим, потому что боятся, что попадут в какое-нибудь затруднение или неловкое положение и в конце концов сделают что-нибудь не так. А вот популярные дети, напротив, не только знают, что помогать другим очень важно, но и постоянно делают это.


Хотя существует распространенное мнение, будто девочки более сострадательны и склонны помочь, чем мальчики, исследования показывают, что на самом деле склонность детей помогать окружающим почти не зависит от пола. В этом смысле разница между мальчиками и девочками проявляется скорее, в том, как именно они оказывают помощь: девочки больше склонны оказывать психологическую помощь, утешать и успокаивать, а мальчики - оказывать физическую помощь: например, отыскать взрослого, если какой-то ребенок поранился или ушибся, или поделиться чем-то, чтобы подбодрить другого.


Исследования предполагают, что самые популярные и социально адаптированные дети - как правило, и самые щедрые, заботливые и чуткие. Бывают дети, которые отличаются таким альтруизмом, что выходят далеко за рамки наших традиционных представлений о популярности и признании сверстников и становятся ярким примером, вдохновляющим и детей, и взрослых.


Давайте посмотрим на Барбару: эта тринадцатилетняя девочка готовилась к бат-мицве, рубежу достижения совершеннолетия в иудаизме, который обычно отмечается праздниками и подарками. Но Барбара не пожелала ни праздника в свою честь, ни подарков по торжественному случаю. Она попросила родителей пожертвовать деньги, предназначенные на праздник, специальной школе для детей, страдающих аутизмом. Девочка собственноручно написала приглашения всем друзьям прийти на вечеринку к ней домой, в которых просила принести консервы для местной благотворительной кухни для нуждающихся, - вместо того, чтобы дарить ей подарки. В ответ на Барбару, что неудивительно, обрушилось всеобщее горячее обожание.


Увы, но дети, подобные Барбаре, - скорее редкое исключение из правил. Мы живем в эпоху, когда поп-культура пропагандирует эгоцентрические ценности и материализм, и многие родители спрашивают меня, как научить ребенка проявлять больше заботы и сочувствия к окружающим. Я отвечают так: прежде всего, сведите к минимуму разрушительное воздействие поп-культуры на сознание детей. Почаще выключайте телевизор, а когда он включен, отслеживайте и строго контролируйте, что именно смотрят дети. Запретите им любые компьютерные игры с элементами насилия и объясните, почему это вредное и дурное развлечение. Детям необходимо знать, что в мире постоянно и непрерывно происходит реальное насилие, и это - не сюжет для игры. Кроме того, детям нужно доходчиво и убедительно объяснить, что такое психологическое давление вездесущей рекламы, которая навязывает им ложные ценности и внушает, будто ты станешь счастливее, если купишь вот эту пару супермодных джинсов или еще один компакт-диск.


Следующим шагом замените все источники отрицательного влияния на ребенка положительными. Создайте в семье культуру заботы, альтруизма, сострадания, доброты, самоотверженности. Помогите ребенку осознать, что маленькие добрые дела и проявления заботы глобально изменят его жизнь и жизнь окружающих. Не жалейте времени на то, чтобы ежедневно поощрять ребенка быть заботливым, чутким, сострадательным, - и вы поспособствуете его эмоциональному и социальному развитию.


Секрет № 3: социальным успехом пользуются те дети, которые умеют быстро влиться в новую группу сверстников.


Когда семья Тодда переехала в другой район, мальчик встревожился, что незнакомые ребята на спортивной площадке и в бассейне не примут его. Вокруг было множество детей и старше, и младше Тодда, но после того как мальчик в течение нескольких дней наблюдал за их играми, однако так и не дождался приглашения поучаствовать, он впал в уныние. Он сказал маме, что лучше посидит дома и посмотрит телевизор, чем пойдет играть на улицу, потому что "не нравится другим детям".


Мама проявила понимание и не стала ни на чем настаивать. "Сегодня можешь остаться дома, - утешила она сына, - а завтра я приглашу в гости твоих двоюродных братьев и ты с ними поиграешь. Чтобы завести новых друзей, нужно терпение. На это уходит какое-то время. Ручаюсь, что через месяц-другой у тебя уже будет куча друзей".


Мама Тодда хотела утешить сына и руководствовалась благими намерениями, но совет мальчику дала неправильный. Исследования показывают, что то, примет ли группа детей новенького или же отвергнет, едва ли не полностью зависит от того, как пройдет их первое взаимодействие. У детей, которые умеют наладить отношения со сверстниками при первой же встрече, шансы со временем добиться популярности гораздо выше, чем шансы быть отвергнутыми. А вот дети, которые ведут себя пассивно и просто "смотрят", держась в сторонке, как играют другие, как правило, не получают приглашения присоединиться к компании. Иными словами, секрет того, чтобы ребенка приняли в новую группу детей, заключается в проявлении активности и в том, чтобы как можно скорее проявить инициативу самому и влиться в компанию.


Если ребенку нужно найти новую группу друзей, ему следует предпринять четыре основных шага, а вам, взрослым, - помочь ему в этом.


1-й шаг: ребенку следует искать группу, у которой общие с ним ценности и интересы.


По данным исследований, легче всего ребенку влиться в группу детей, у которых есть какие-то общие с ним интересы и черты. С другой стороны, вероятность потерпеть неудачу выше, если ребенок пытается присоединиться к сложившейся компании, у которой общих интересов и целей нет. Вернемся к Тодду, который переехал в новый район и не мог найти друзей. Этот мальчик горячо интересовался роботами. Он своими руками собрал робота из набора типа "Юный техник" и даже запрограммировал его на компьютере, так что робот следовал за Тоддом или любым движущимся объектом по всей квартире. Мама Тодда могла бы помочь ему приспособиться к новому окружению, если бы обратилась, например, к школьному преподавателю физики и выяснила, есть ли в школе другие ученики со сходными увлечениями или, скажем, компьютерный клуб.


Чтобы успешно влиться в компанию детей, ребенку определенно стоит также искать сверстников со сходными личностными чертами. Например, Тодд для своего возраста был довольно рослым мальчиком, хотя и худощавым; не очень хороший спортсмен в целом, но прекрасный бегун. Происхождение бабушки и дедушки Тодда было смешанным, немецко-ирландским, а родители мальчика принадлежали к методистской церкви. Эти характеристики позволяют с уверенностью предположить, что Тодду было бы легче найти себе друзей, поищи он их среди детей сходного этнического происхождения или в рядах церковного молодежного клуба.


2-й шаг: помогите ребенку осознать, что любая компания состоит из детей, между которыми много социальных различий.


Наметив себе компанию со сходными интересами или личными чертами, ребенок затем может повысить свои шансы на принятие этими сверстниками, выбрав кого-то одного из группы и попытавшись сблизиться с этим конкретным человеком. Многие дети совершают типичную ошибку, воспринимая любую компанию как единое целое. Например, один мой знакомый мальчик, семилетний Микки, частенько подходит к какой-нибудь компании детей и кричит: "Эй, а можно мне тоже с вами поиграть?" Когда никто не обращает на него внимания, он кричит еще громче: "Эй, а я отлично играю в футбол (или в любую игру, которой в данный момент заняты эти дети), можно мне с вами?" Когда и на второй вопрос никто не отзывается, Микки обиженно надувается и уходит.


Признаки приветливости:


Чтобы научить ребенка оценивать и различать членов какой-нибудь компании, понаблюдайте вместе с ним за группой людей - по телевизору или в общественном месте, например в парке или на игровой площадке. Существует немало детских телепрограмм, в которых показывается, как общаются и взаимодействуют дети разных возрастов, - например, программы с конкурсами и эстафетами и т. п. Посмотрите несколько таких передач вместе с ребенком и обсудите с ним, как общаются дети в разных группах.


Приведенный ниже список характерных черт поможет ребенку определить, кто из намеченной компании самый приветливый и к кому лучше всего обратиться при знакомстве:


- Тот, кто смотрит в глаза всем остальным в компании.

- Тот, кто смотрит на окружающих, не принадлежащих к компании.

- Тот, кто часто смеется и улыбается.

- Тот, кто взаимодействует со всеми в компании, а не с кем-то одним.

- Тот, кто кажется разговорчивее остальных в компании.


Было бы гораздо лучше, если бы Микки чуть-чуть подождал и присмотрелся к каждому из компании по отдельности. Мальчику следовало бы выбрать того, кто кажется вожаком, но одновременно производит дружелюбное впечатление. Подойти следовало к ребенку, у которого приятное выражение лица и который улыбается, и спросить именно его: "Можно мне с вами поиграть?"


Чтобы ребенку было легче влиться в незнакомую компанию, научите его этому простому способу: выбирать самого приветливого и дружелюбного из компании и обращаться с вопросом именно к нему.


3-й шаг: помогите ребенку выработать дружелюбную манеру держаться.


Пока ребенок учится определять самого приветливого сверстника в компании, вам нужно одновременно научить его самого держаться дружелюбно. Важнее всего для общения то, как мы передаем свои чувства невербальными способами, поэтому уделите особое внимание тому, чтобы научить ребенка "приветливым" жестам, позам, манере говорить и мимике. Дети в большинстве своем не осознают, что окружающие оценивают их по невербальной коммуникации, по манере держаться, даже если сами судят о других именно так - как говорится, "по одежке".


Сфотографируйте ребенка в позе, которую он сам считает "дружелюбной" (то же самое относится и к выражению лица). Затем обсудите с ним фотографию и поговорите о том, как можно улучшить все аспекты его невербального самовыражения. (Разумеется, ограничиваться одним снимком не обязательно.) Перечислю основные невербальные черты, выражающие приветливость и открытость:


- прямая осанка;

- открытая поза (руки или ноги не скрещены);

- ладони на виду (напомню, это универсальный знак дружелюбных намерений);

- улыбка и приятное выражение лица;

- взгляд в глаза.


4-й шаг: внушите ребенку, что в поисках подходящей компании требуется терпение.


Кому-то из детей влиться в компанию удается легко, а кому-то - с трудом. Считается, что 20-30% детей по складу характера склонны к застенчивости, и, разумеется, они проявят меньше настойчивости в поисках подходящей компании, а потерпев поражение, быстрее сдадутся. Но каждый ребенок может и должен найти себе компанию друзей. Это важная веха в развитии детей в возрасте от 7 до 14 лет; более того, некоторые психологи считают, что если в этот период ребенок потерпел неудачу и не нашел себе компанию друзей, то данная неудача впоследствии наложит отрицательный отпечаток на всю его взрослую жизнь: такому человеку будет сложно работать с группой коллег или влиться в компанию, он не будет получать удовольствия от общения с компанией. Поэтому если ваш ребенок как раз в этом возрасте и ему сложно присоединиться к компании сверстников, научите его проявлять настойчивость и не сдаваться - просто пробовать подыскать другую компанию, если в эту вступить не удалось. Проявив настойчивость, а также при условии поддержки и поощрения с вашей стороны, ребенок в конце концов обязательно добьется победы и найдет себе друзей по вкусу.


Секрет № 4: социального успеха добивается тот, кто умеет разрешать конфликты с окружающими, создавая беспроигрышные ситуации.


Семилетние Дилан и Редди учились в одном классе и, кроме того, были соседями по многоквартирному дому. Оба были умницами, одаренными мальчиками, и у них было немало общих интересов. Их родители дружили и всячески поощряли ребят побольше общаться после школы и в выходные. Однако Дилану и Редди никак не удавалось поладить между собой. Любая встреча неизбежно выливалась в споры, ссоры, взаимные обзывания, обиды, а раза два даже кончалась расквашенным носом. В конце концов мама Дилана сдалась и сказала мужу: "Дилану больше не стоит играть с Редди. Он каждый раз после встречи начинает жаловаться, и мне это уже надоело. Кто из них виноват, я не знаю, и, честно говоря, мне все равно. Пусть лучше Дилан играет один, сам по себе, чем с мальчиком, с которым он все время цапается". Отец Дилана согласился. Редди больше не приглашали в гости поиграть с Диланом и под разными предлогами отвергали его приглашения. Неудивительно, что и дружба между родителями мальчиков постепенно тоже дала трещину.


Родители Дилана просто не поняли, что мальчиков не обязательно разлучать - есть другой выход. Взрослым следовало бы показать Дилану, да и Редди тоже, что все трения и разногласия можно уладить мирным путем. Им следовало научить мальчиков решать все конфликты так, чтобы это укрепляло дружбу, а не разрушало ее. Научи родители мальчиков всему этому, Дилан и Редди смогли бы не только и дальше поддерживать дружеские отношения, но освоили бы навыки, которые пригодились бы им в дальнейшей жизни, чтобы ладить с окружающими.


Некоторые дети как будто родились на свет миротворцами. Именно они чаще всего предлагают компромиссное решение, - мирный выход из любого сложного положения. Такие дети понимают, что компромисс не означает победу или поражение, но скорее предполагает альтернативное решение, которое позволит спорящим или даже ссорящимся на чем-то согласиться. Они понимают, что суть компромисса заключается в том, чтобы сделать выбор, который устроит всех, даже если это окажется не то решение, которого изначально хотели спорщики.

vopros-kakim-obrazom-mozhno-opredelit-sluchai-zhara-pri-kotorih-moksa-ne-pokazana.html
vopros-na-zasipku-gde-v-moskve-nahoditsya-ulica-imeni-icamni-stranica-5.html
vopros-o-provedenii-uchenij-torgau-2006-ne-budet-podnimatsya-poka-gosduma-ne-ratificiruet-soglashenie-o-statuse-inostrannih-vooruzhennih-sil-grizlov.html
vopros-ob-otkritii-vtorogo-fronta-tegeranskaya-konferenciya-chast-4.html
vopros-proshu-okazat-yuridicheskuyu-konsultaciyu-nuzhna-li-licenziya-rabotniku-prinimaemomu-na-sklad-gde-hranyatsya-medikamenti-otvet.html
vopros-radiacionnoj-bezopasnosti-v-ekologicheskom-obrazovanii-v-srednej-shkole-chast-14.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/predvaritelnaya-programma-konferencii-vklyuchaet-rabotu-po-sleduyushim-sekciyam-1-genetika-i-biotehnologiya-v-zhivotnovodstve.html
  • writing.bystrickaya.ru/atomnaya-energiya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poryadok-vedeniya-nalogovogo-ucheta-rashodov-na-remont-osnovnih-sredstv.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-27-zhizn-v-zelyonom-cvete.html
  • school.bystrickaya.ru/formi-beznalichnih-raschetov.html
  • abstract.bystrickaya.ru/02042010molodoj-kommunar-tulasluzhit-bi-rad-analiz-upominaemosti-v-smi-romir-i-konkurentov-obzor-smi-za-05-aprelya-2010-god.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tablica-kraevogo-festivalya-studencheskogo-tvorchestva-festa-2011.html
  • studies.bystrickaya.ru/biznes-plan-kompyuternaya-kompaniya-chast-7.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vojni-svyashennie-stranici-naveki-v-pamyati-lyudskoj-stranica-3.html
  • nauka.bystrickaya.ru/upravlenie-vnutrennih-del-hanti-mansijskogo-avtonomnogo-okruga-okruzhnoj-otdel-vnutrennih-del.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-vneshnetorgovogo-kontrakta-chast-11.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/raba-fobij-irina-majorova-metromaniya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabota-psihologa-konsultanta-i-psihoterapevta-v-sovremennom-rossijskom-obshestve.html
  • essay.bystrickaya.ru/chastya-kak-obresti-krepkuyu-veru-v-boga.html
  • spur.bystrickaya.ru/korabli-idut-po-minnim-polyam-petr-iosifovich-kapica-v-more-pogasli-ogni.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nazvanie-stati-na-russkom-yazike.html
  • school.bystrickaya.ru/chempion-birzhevogo-turnira-2012-andrej-beritc-vistupit-na-seminare-eltri.html
  • college.bystrickaya.ru/136-obshirnij-interfejs-zakonchennij-uchebnik-i-rukovodstvo-po-yaziku.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3-cel-uroka.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sbornik-duhovnih-gimnov-i-pesen-evangelskih-cerkvej-stranica-63.html
  • znanie.bystrickaya.ru/8-tuman-nad-bolshimi-kurganami-predislovie.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-pervaya-pravila-igri-dlya-umnih-viktoriya-isaeva.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zakonotvorcheskaya-deyatelnost-rossijskih-liberalov-stranica-8.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/list-vkladka-rabochej-programmi-uchebnoj-disciplini-s-dopolneniyami-i-izmeneniyami-1-poyasnitelnaya-zapiska-stranica-6.html
  • college.bystrickaya.ru/16-etazhnij-zhiloj-dom-s-monolitnim-karkasom-v-g-krasnodare-chast-12.html
  • klass.bystrickaya.ru/7filosofskij-enciklopedicheskij-slovar-red-sostefgubskij-i-dr-2003-g.html
  • bukva.bystrickaya.ru/modernizaciya-mini-kolbasnogo-ceha-chast-7.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kot-kotkin-yurij-magalif.html
  • crib.bystrickaya.ru/govorit-o-plohoj-proforientacii-rektor-rggu-the-collection-comprises-talks-and-interviews-given-by-dr-pivovar.html
  • college.bystrickaya.ru/-kistyunina-l-b-stranica-2.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-znakomit-chitatelya-s-tehnikoj-eksperimenta-v-himii-i-prednaznacheno-dlya-obucheniya-osnovnim-priemam-raboti-v-himicheskoj-laboratorii-stranica-5.html
  • assessments.bystrickaya.ru/ekzamen-informaciya-dlya-studentov-zaochnikov-pri-oformlenii-kontrolnoj-raboti-sleduet-rukovodstvovatsya-pravilami-izlozhennimi-v-standarte.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-6-definicii-v-pravovih-aktah-zadacha-tochnogo-adekvatnogo-nedvusmislennogo-virazheniya-v-pravovih-aktah-voli.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/municipalnoe-pravo-kak-otrasl-nauki.html
  • shkola.bystrickaya.ru/termalnie-i-mineralnie-vodi-kamchatki.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.