.RU

Задачи бюджетирования 17 1Проведение аудита иб 17 2Оценка текущего уровня тсо информационных систем и систем защиты 19 3Формирование целевой модели предприятия 26


Федеральное агентство по образованию Российской Федерации


Новосибирский государственный университет экономики и управления


Кафедра прикладных информационных технологий


Теоретическая часть курсовой работы

Дисциплина: «Управление эффективностью информационных систем»

Тема: «Бюджетирование процессов информационной безопасности на предприятии»


Выполнил: студент 5 курса гр. 5095

Мочалов В.Ю.

Проверил: Пашков П.М.


Новосибирск 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Теоритическая часть

СОДЕРЖАНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ 4

^ ЦЕЛИ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ. 5

1.1Выбор инструмента для реализации системы бюджетирования 5

1.2Создание или оптимизация системы финансового планирования и бюджетирования 12

^ ЗАДАЧИ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ 17

2.1Проведение аудита ИБ 17

2.2Оценка текущего уровня ТСО Информационных систем и систем защиты 19

2.3Формирование целевой модели предприятия 26

2.4Бюджетирование 27

^ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА БЮДЖЕТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИИ 31

3.1. Экономические факторы 31

3.2.Не экономические факторы 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35

^ ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ 36

Характеристика предприятия и описание бизнес-проблемы 36

Цели и задачи информационной системы 36

Описание компонентов информационной системы 37

^ ОЦЕНКА ПРЯМЫХ ТРУДОЗАТРАТ НА РАЗРАБОТКУ ИС 42

Оценка размера программной системы с помощью функционально-ориентированных метрик 42

Оценка трудозатраты на основе конструктивной модели стоимости COCOMO II для этапа «композиция приложений» 44

Оценка трудозатраты на основе конструктивной модели стоимости COCOMO II для этапа «Раннего проектирование» 46

^ ОЦЕНКА ЭФФЕКТА ОТ ВНЕДРЕНИЯ ИС 49

Определение центров затрат в модели бизнес-процессе 49

Модели бизнес-процесса (AS-IS) и (TO-BE) 51

Функционально-стоимостной анализ моделей бизнес-процесса (AS-IS) и (TO-BE) 57

^ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА 60

Ввод финансовых параметров проекта 60

Ввод ресурсов и сформирование календарного плана 61

Определение источников финансирования 62

Формирование поступлений от проекта (эффект) 63

Ввод затрат на управление и производство 63

Расчёт финансовых отчётов и показателей эффективности 65

Заключение о выгодности проекта 67

^ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 72

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 80



ВВЕДЕНИЕ

Целью написания курсовой работы – определить как осуществляется Бюджетирование как способ детального учета и оптимизации затрат в управлении, а так же разобраться что влияет на финансирование информационных процессов в информационной безопасности(ИБ). Понять как осуществляется выбор программного обеспечения для построения системы бюджетирования, какие показатели и как рассчитываются показатели для оценки эффективности бюджетирования.

Курсовая работа была начата с поиска соответствующей литературы по теме и создания списка литературы. После этого была составлена таблица понятий и терминов (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), использующихся в найденной литературе. Закончив с таблицей понятий и терминов, была составлена ментальная карта (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) и подобраны иллюстрации, после чего написан текст реферата и подготовлена презентация и доклад. В процессе работы над данной курсовой работой каждый из артефактов приходилось уточнять и дополнять практически на каждой стадии работы.

В первом разделе были рассмотрены цели бюджетирования процессов информационной безопасности на предприятии, где так же подробно описывается программное обеспечение для построения системы бюджетирования.

Во втором разделе курсовой работы рассмотрены задачи бюджетирования, которые необходимо выполнить для более полной оценки предприятия и последующего создания системы.

В третьем разделе описаны экономические и не экономические факторы, влияющие на бюджетирование процессов ИБ на предприятии.

^ ЦЕЛИ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ.



    1. Выбор инструмента для реализации системы бюджетирования

Под инструментом понимается тот или иной программный продукт, который будет использоваться для бюджетирования[3]. С точки зрения функциональности, на сегодняшний день программные продукты, которые используются для бюджетирования, можно разделить на три класса.

^ 1-й класс - это условно "жесткие" системы, в которых уже запрограммирован основной алгоритм бюджетирования[3]. Для начала работы с системой требуется только ввести исходные данные. Преимущество таких систем заключается в том, что вам не надо задумываться о том как реализуется система планирования. Все алгоритмы уже заложены, и их тяжело изменить. Одновременно это является и недостатком, если у вас возникнет изменение в учетной политике и окажется, что система не позволяет внести изменения, то вам придется обратиться к разработчику.

^ 2-й класс - "гибкие" системы[3]. Это относительно новые для российского рынка системы, однако их популярность растет очень быстро. Основные преимущества "гибких" систем:

^ 3-й класс - это абсолютно гибкие программные продукты[3], целью которых не является решение задач бюджетирования, но которые для этого очень часто используются. К таким программным продуктам относятся MS Excel, MS Access. К числу достинств использования для бюджетного планирования этих приложений MS Оffice можно отнести разве что их доступность и относительную простоту для подготовленного пользователя. На начальных этапах становления системы бюджетирования на предприятии как правило, этого оказывается вполне достаточно. Существенные недостатки использования для целей планирования офисных приложений:

Исходя из вышеописанной классификации, мы склонны думать, что будущее за использованием систем бюджетирования второго класса - специализированных, но при этом достаточно гибких для индивидуальных настроек.

Перейдем непосредственно к выбору. На рисунке 1 представлено процентное соотношение внедренных систем бюджетирования[3] и опишем некоторые из них.




Рис.1.[3] Процентное соотношение кол-ва внедрений систем бюджетирования по состоянию на конец 2005 года

Программные продукты для систем бюджетирования:

Cognos Planning 7.1. Разработчик: Cognos

Продукт является одним из наиболее известных в мире. В данный момент он активно внедряется в Европе, в том числе и в России. Решение Cognos Planning 7.1 позволяет компании устранить информационные пробелы и обеспечивает всех участников процесса планирования возможностями для эффективного сотрудничества, используя соответствующие технологию и терминологию.

Менеджеры компании могут получать информацию в любое время с помощью простых Web-шаблонов, использующих привычную для них бизнес-терминологию. Использование WEB технологий для консолидации информации позволяет значительно сократить время на сбор данных и увеличить время на их анализ, что в конечном счете дает возможность сократить цикл планирования. Данный программный продукт нацелен в первую очередь на крупные предприятия, предприятия - холдинги и территориально удаленные подразделения.

Cognos Planning 7.1 состоит из модулей, каждый из которых выполняет свою задачу:
1. Analyst - главный вычислительный блок программы. В нем строится модель бюджетирования и осуществляется планирование деятельности. Используя модуль Analyst, пользователи могут с лёгкостью произвести оценку финансовых моделей, изменить и протестировать имеющиеся предположения, и полностью осмыслить запланированные показатели. Основными элементами модуля являются следующие: D-List (одномерный список), D-Cube (образуется путем объединения листов и представляет собой многомерный куб, более всего он напоминает кубик Рубика с большим количеством измерений) и D-Link (связывает кубы между собой). Особое преимущество данного блока - это простота в работе и наличие большого количества встроенных финансовых функций. Кроме этого в нем существуют специальные инструменты, которые позволяют делать прогнозирование по различным принципам, осуществлять поиск ошибки, распределять данные с учетом сезонности и т.д.

2. Contributor. Модуль предназначен для осуществления итерационного оперативного планирования между удаленными и подчиненными подразделениями и руководством компании. Позволяет удаленным пользователям участвовать в процессе планирования посредством простого Web-броузера. Contributor прост в использовании и возможности масштабирования, помогает оптимизировать документооборот и обладает дружественной для сетей архитектурой (пользователь Contributor работает как "тонкий клиент", это позволяет нескольким пользователям работать одновременно, без изменения скорости работы сервера).

^ Active Planner. Разработчик: Epicor Software

Вычислительный блок программы очень сильно напоминает электронные таблицы. Однако отличается от них использованием многомерных массивов данных. При работе с программой задается структура предприятия путем создания отдельных измерений и назначением каждой записи различных атрибутов. При работе с данными возможно задавать зависимости между отдельными ячейками, однако отсутствует возможность использования встроенных функций, которых просто не существует. Процедура создания отчетов достаточно проста. Производится получение данных путем формирования и отправки SQL-запросов. В программе недостаточно хорошо продумана работа удаленных пользователей. Отправка данных из удаленных подразделений может осуществляться путем создания файлов Excel и отправкой их менеджеру по электронной почте. Хотя разработчик заявляет о возможности настройки удаленного доступа. Импорт и экспорт данных может осуществляться из любых баз данных, учетных программ и файлов. Система выигрывает по стоимости, но проигрывает другим по функциональности. Она может успешно использоваться для решения локальных (в рамках одного предприятия) задач.

Hyperion. Разработчик: Hyperion

В общих чертах, схема работы выглядит так: Менеджер центра учета (планировщик) заполняет предлагаемые ему формы, прогнозируя поступления и перечисляя запланированные затраты. Описание начинается от каждого отдельного элемента, с указанием физических объемов, взаимосвязей между различными типами поступлений и издержек, далее данные объединяются программой в бюджет центра и в таком виде становятся доступны менеджеру верхнего уровня (консолидатору). Тот собирает бюджет на своем уровне уже не из отдельных затрат или поступлений, а из бюджетов нижестоящих центров и т.д. В результате получается не просто фиксированный, пусть даже и в разных вариантах, прогноз, а динамическая модель компании, в которой за каждый уровень модели отвечают руководители соответствующих подразделений и выстроена строгая технология внесения изменений. Положительные результаты очевидны - динамическая модель даст многократную экономию времени и снижение числа ошибок при корректировке бюджета, а это и является основной задачей внедрения подобных систем. Проблема только в том, что внедрение таких решений обязательно требует существенно большей аккуратности при реализации и использовании, а значит понадобится не только дополнительное обучение персонала, но и усилия по поддержанию определенного уровня дисциплины в вопросах подготовки бюджетов. Интерфейс на уровне работы с бюджетом хорош. Красиво и не слишком путано. На уровне ввода данных по отдельным пунктам немного хуже, - к сожалению, не предусмотрено ничего, что помогло бы работать эффективнее (групповое заполнение данных и т.д.), хотя это логично следовало бы из структуры программы. При задании связей между элементами бюджета приходится работать с немного перегруженными информацией диалогами, но это все же лучше, чем задавать формулы, как приходится поступать в решениях, собранных на электронных таблицах. Вообще есть такое ощущение, что интерфейс стабилизировался несколько лет назад и с тех пор не слишком менялся. Система тесно интегрирована с другими продуктами Hyperion: Enterprise и Essbase OLAP Server, Reporting. О других системах ничего не говорится, судя по всему, интеграция с ними возможна, но только через Essbase OLAP Server. При работе без Essbase информация хранятся в файлах и базы данных не используются, т.е. при внедрении крупных проектов с распределенной работой использование Essbase очень желательно.

^ Corporate Planner. Разработчик: Corporate Planning

Весь бюджет в системе строится на дереве, описывающем структуру затрат компании. Каждому узлу на этом дереве соответствует табличка из трех строк: плановые значения, фактические и их рассогласование. Между узлами дерева могут задаваться связи (с помощью формул, похожих на формулы в электронных таблицах). Судя по функционалу, Corporate Planner ориентирован на средние предприятия. Это же подтвердили и представители компании, которые, сравнивая свою программу с Hyperion Pillar, сказали, что наиболее крупные пользователи Corporate Planner примерно соответствуют наиболее мелким пользователям Pillar'а. Интерфейс продуман хорошо, начиная от работы дерева издержек и до графического отображения результатов. В этом, собственно, основной плюс системы - все очень красиво и аккуратно, создается ощущение цельности решения. Возможности интеграции довольно бедные - можно только импортировать файлы через ODBC. Другое ограничение, не позволяющее использовать Corporate Planner в крупных компаниях - отсутствие средств разделения доступа и распределенной работы. Этот продукт ориентирован на рабочее место финансового менеджера, а не на создание единого процесса бюджетирования.

^ Comshare MPC. Разработчик: Comshare

Если рассматривать весь набор компонент, то Comshare MPC охватывает задачи бюджетирования, организации групповой работы и поддержки принятия решений, а также генерацию управленческой отчетности. В основе функциональных возможностей этого комплекса лежит OLAP-система, все функциональные элементы являются расширениями этой системы. В результате, с одной стороны, Comshare MPC предлагает достаточно высокий уровень гибкости и масштабируемости, с другой стороны, возможности построения пользовательского интерфейса и хранения данных ограничены принципами, заложенными в OLAP. Общий объем функционала слишком велик для того, чтобы задерживаться на отдельных функциях. Как и у других лидеров рынка, в системе реализованы, с теми или иными особенностями, все основные операции, связанные с поддержкой бюджетного управления. Хотя система имеет облегченные варианты, рассчитанные на быстрое внедрение в небольших компаниях, основным считается именно "корпоративный" вариант, причем российский представитель Comshare предлагает только его, т.е. система ориентирована на средние и крупные предприятия. Система имеет веб-интерфейс, построенный на основе приложений Java. Это несколько утяжеляет ее (повышаются требования к сети, клиентским компьютерам), но помогает частично избавиться от крайне бедного оформления, присущего веб-интерфейсам. Графические представления весьма разнообразны, используются нестандартные средства отображения данных. Из наиболее существенных моментов, связанных с технологиями, можно отметить то, что Comshare MPC интегрирована со многими ведущими корпоративными системами. Средним компаниям может быть также интересна интеграция с такими легкими системами как 1С:Бухгалтерия - это уже также предлагается внедренцами в России. Очевидно, что клиент-серверная система, с OLAP, мощными средствами настройки и т.п. не может быть быстро установлена своими силами, она предполагает внедрение, по масштабам почти не отличающееся от внедрения небольших ERP-систем (стандартная методология разработчика предполагает внедрение за 2 месяца).

PlanDesigner.

PlanDesigner - российский аналог широко распространённых в Европе систем бюджетного планирования. В данный момент он активно внедряется в России. В Петербурге PlanDesigner предлагает КГ "Воронов и Максимов". PlanDesigner обеспечивает полную автоматизацию важнейших этапов бюджетного процесса: Планирования, Контроля и Анализа отклонений, Регулирования и создания самых разнообразных, в том числе экзотических моделей прогнозирования и планирования. Основными элементами программы являются измерения, кубы и связи. Измерение - аналитический срез, в рамках значений которого происходит реальное изменение целевого бюджетного факторах[3]. Технически это список простых и вычисляемых значений объединенных семантическим содержанием. Существует ряд "стандартных" бизнес-измерений для процессов бюджетирования, таких как Время, Накладные расходы, Прибыли и Убытки, Статьи Баланса, Подразделения и т.д. Однако при создании конкретных бюджетных моделей, как правило, существует необходимость создания специфических измерений. Куб - многомерная матричная форма, которая создается путем объединения измерений. Может использоваться в любых сочетаниях в качестве формы ввода, области расчетов и отчетной формы. Связь - механизм передачи данных между измерениями как внутри куба, так и между кубами в рамках Бюджетной модели.

Основные возможности PlanDesigner:

1. Система реализована в технологии многомерного куба, что обеспечивает мощнейшие средства адаптации и анализа. Если, например, Excel позволяет работать максимум в трёх измерениях (используя дополнительные листы), то в PlanDesigner их количество не ограничено, и возможно анализировать информацию в любом разрезе данных (по дате, по виду платежа, по валюте платежа, по подразделениям, по статьям затрат и т.д.).

2. Cистема поддерживает многопользовательский интерфейс внутри локальной сети. Количество пользователей практически неограниченно.

3. Система предусматривает динамическое управление правами доступа к редактированию и просмотру информации самими участниками бюджетного планирования без привлечения Администратора. Для этого используются так называемые семафоры , которые позволяют заранее определённому пользователю переводить процесс управления правами доступа на следующий уровень путём простого нажатия кнопки.

4. Продукт предусматривает возможность контроля выполняемых пользователями действий через "аудит" - систему мониторинга действий пользователей в системе.

5. Встроенная функция Drill Down позволяет легко определить источник возникновения того или иного значения.

6. В системе существует возможность обмена сообщениями (чат) . Кроме того, возможно создание шаблонов сообщений, которые появляются при необходимости (уведомление о критическом отклонении от плана, сообщение о подписании бюджета и т.д.)

7. PlanDesigner позволяет производить так называемые обратные расчёты, которые разбивают итоговую сумму по слагаемым в соответствии с заранее заданными пропорциями и функциями. Это позволяет легко проводить многомерный анализ воздействия изменений параметров на целевую функцию. Задавая желаемый уровень целевой функции, можно получить план производства с разбивкой по всем подразделениям, видам платежа и другим параметрам в соответствии с заданными ограничениями.

    1. ^ Создание или оптимизация системы финансового планирования и бюджетирования


В общем случае решение задачи бюджетирования и финансового планирования на предприятии можно разделить на две части:

^ 1. Построение или оптимизация системы финансового планирования и бюджетирования;.
2. Выбор инструмента для реализации построенной системы.

Между построением и оптимизацией чаще выбирают построение системы, что видно из статистики на рисунке 2.



Рис.2.[3] Построение и оптимизация системы бюджетирования.

Построение или оптимизация системы финансового планирования и бюджетирования - это достаточно трудоемкий процесс, который можно разбить на несколько этапов[3]:

"Кто не знает, в какую бухту он плывет, для того нет попутного ветра"
Сенека

В самом начале руководство компании должно сформулировать свои цели на долгосрочный период. Причем должно быть четко зафиксировано, каких целей и когда желает достичь предприятие. Это первый необходимый этап, который воплощает в себе стратегию предприятия. После него можно переходить на более низкие уровни.

На этом этапе необходимо описать ту систему бюджетирования, которая уже существует на предприятии. В рамках данного этапа описываются информационные потоки системы планирования. Каждому потоку присваиваются обязательные атрибуты, такие как отделы или люди, инициирующие поток, получатели информации, частота обмена информацией. Также описываются сами формы документов алгоритмы их консолидации и расчетов. В итоге мы видим полную систему планирования на предприятии со всеми ее преимуществами и недостатками.

Это один из самых важных этапов, на котором мы должны выявить все недостатки существующей системы и определить то, что в ней нужно улучшить.
Какие процессы должны быть изменены, добавлены или от каких процессов стоит отказаться. Рассматриваются алгоритмы расчетов и учета и то, что в них не удовлетворяет. Одновременно рассматривается документооборот, и высказываются пожелания участников планирования по поводу получения необходимых данных и отчетов в строго определенном формате. Кроме этого здесь могут быть сформулированы проблемы, которые присущи данной системе. Некоторые из этих проблем были описаны выше.
Данный этап - это совместная работа высшего руководства компании, персонала, который участвует или будет участвовать в процессе планирования, а также консультационной компании, которая осуществляет постановку или оптимизацию системы бюджетирования.
Итогом данного этапа должен стать документ, в котором будут описаны все недостатки существующей системы.

На данном этапе определяется, что необходимо для осуществления изменений, определенных на предыдущем этапе. Зачастую необходима разработка новых алгоритмов расчета, формирование новых отчетных и рабочих документов, покупка и внедрение того или иного программного продукта, установка новых компьютеров, прокладка дополнительных сетей, внесение корректировок в существующую систему бухгалтерского учета и многие другие изменения, которые нужно внести.
На данном этапе необходимо произвести оценку вложений в реформирование своей системы бюджетирования. Что принесут все изменения и вложения в создание новой системы, которые будут формироваться из стоимости консультационных услуг, стоимости программного обеспечения и компьютерной техники, а также затрат времени?

После определения всех необходимых изменений можно переходить к формированию новой системы, которая будет лишена всех недостатков предшественницы.
Описываются новые процессы, информационные потоки, разрабатываются новые документы, их консолидация и деконсолидация, система учета и планирования, алгоритмы расчетов, назначается ответственность за составление бюджетов и за отклонения и пр. Документ, который составляется в итоге, служит "программным" для внедрения новой системы.

Внедрение системы включает в себя комплекс работ по реализации задуманной системы в жизнь. Сначала начинается адоптация персонала к новой системе. Это происходит путем дополнительного обучения или коротких консультаций. В том случае, если внедряется программный продукт, то программируется поставленная задача, строится модель бюджетирования на предприятии, происходит настройка системы для работы с уже существующими, обучается персонал работе с ней и т.д.

На этом этапе начинается непосредственно эксплуатация новой системы, выявление ее ошибок и их устранение. За этим следует гарантийное и постгарантийное обслуживание.

voprosi-i-otveti-k-mezhdisciplinarnomu-ekzamenu-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie-chast-27.html
voprosi-i-otveti-k-mezhdisciplinarnomu-ekzamenu-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie-chast-7.html
voprosi-i-otveti-po-gosekzamenu-mgsu-misi-2004g-chast-10.html
voprosi-i-otveti-po-gosekzamenu-mgsu-misi-2004g-chast-15.html
voprosi-i-otveti-po-gosekzamenu-mgsu-misi-2004g-chast-4.html
voprosi-i-otveti-po-gosekzamenu-mgsu-misi-2004g-chast-9.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/starij-oskol-municipalnoe-obsheobrazovatelnoe-uchrezhdenie-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-27-s-uglublennim-izucheniem-otdelnih-predmetov.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rezultati-konkursi-too-samek-interneshnl.html
  • shkola.bystrickaya.ru/tupolev-154m-noise-asesment.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-sostavlena-iz-dvuh-raznovremennih-fragmentov-per-skazka-pro-lisu-i-zajca.html
  • control.bystrickaya.ru/dyujmovochka-rusalochka.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-2-prilozhenie-3-o-poryadke-oformleniya-udostovereniya-i-vidachi-sertifikatov-proishozhdeniya-tovarov-a-takzhe.html
  • znanie.bystrickaya.ru/a-efros-repeticiya-lyubov-moya-stranica-16.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-2-metodicheskie-materiali-dlya-uchashihsya-pri-podgotovke-k-edinomu-gosudarstvennomu-ekzamenu-ekaterinburg.html
  • predmet.bystrickaya.ru/soltstk-azastandai-auilsharuashili-daildarini-tim-sharuashilii.html
  • holiday.bystrickaya.ru/ob-osobennostyah-antropogennogo-krizisa.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sofi-kinsella-shopogolik-i-sestra.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vhode-realizacii-programmi-razvitiya-shkoli-v-rusle-dannogo-napravleniya-v-2008-2009-uchebnom-godu-bili-resheni-sleduyushie-zadachi-stranica-4.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-8professionalnie-narusheniya-golosa-lavrova-e-v-logopediya-osnovi-fonopedii.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nauchnaya-biblioteka-stranica-5.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-po-laboratornoj-rabote-.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-ek-ajnimalisi-bar-teszdkter.html
  • pisat.bystrickaya.ru/spravki-o-dohodah-ob-imushestve-i-obyazatelstvah-imushestvennogo-haraktera.html
  • klass.bystrickaya.ru/42-eksponencialnoe-sglazhivanie-rascheti-provodilis-s-pomoshyu-programmi-excel-kotoraya-pozvolila-vizualno-predstavit.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-pyataya-neveroyatnaya-istoriya-erih-fon-deniken-kamennij-vek-bil-inim-budushee-skritoe-v-zagadkah-proshlogo.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-grekov-kapitan-generalnogo-shtaba-stranica-15.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/radiotehnika-i-kosmos-chast-3.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-10-nervno-mishechnaya-garmoniya-rodov-grentli-dik-rid-rodi-bez-straha.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sovremennaya-nanofizika-dostizheniya-i-perspektivi-razvitiya-annotaciya-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekcii-po-statistike-promishlennosti-chast-2.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-2-ukazatel-normativnih-dokumentov-po-stroitelstvu.html
  • credit.bystrickaya.ru/oprosnik-epq-praktikum-po-psihodiagnostike-deviantnogo-povedeniya-u-trudnih-podrostkov.html
  • universitet.bystrickaya.ru/stilisticheskie-figuri-i-tropi-chast-2.html
  • tasks.bystrickaya.ru/25-ohrana-zemelnih-resursov-poyasnitelnaya-zapiska-ekaterinburg-2009g-soderzhanie-vvedenie-6-1-kratkie-svedeniya.html
  • learn.bystrickaya.ru/finansovo-ekonomicheskij-inst.html
  • essay.bystrickaya.ru/centralnie-i-gorodskie-meropriyatiya-programma-provedeniya-osnovnih-kulturno-massovih-blagotvoritelnih.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-i-shpargalki-k-biletam.html
  • thescience.bystrickaya.ru/i-o-devochke-mashe-eyo-pape-lyotchike-eyo-mame-hudozhnice-i-brate-kole.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zakonnogo-predstavitelya-otvetnoj-storoni-sotrudnika-apparata-milli-medzhlisa-azerbajdzhanskoj-respubliki-s-kerimova.html
  • college.bystrickaya.ru/19-zakonodatelstvo-v-sfere-hozyajstvennoj-deyatelnosti-itogi-zakonodatelnoj-deyatelnosti-tulskoj-oblastnoj.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-administrativnogo-reglamenta-predostavleniya-municipalnoj-uslugi-po-registracii-ustavov-territorialnogo-obshestvennogo-samoupravleniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.