.RU

Задачи обучения лексике на продвинутом этапе включают - Учебное пособие Москва Издательство Российского университета...


^ Задачи обучения лексике на продвинутом этапе включают
1) совершенствование лексических навыков;

2) осложнение, систематизация, упорядочение и расширение словарного запаса.

При этом группировка лексики проходит как по вертикали (определение круга актуальных учебных тем), так и по горизонтали, путем лексических объединений. Учебные темы продвинутого этапа обычно связаны с нравственными, социальными, геополитическими проблемами, имеющими значение в современном мире и приближенными к реальным жизненным потребностям учащегося. С этой целью предлагается выделить тематические блоки, влияющие на группировку и отбор слов для продвинутого этапа обучения лексике:

1) человек: нравственные ценности и проблемы (характер, роль труда, талант и образ жизни);

2) роль и задачи семьи (молодая семья, дети, поколения, их взаимоотношения);

3) проблемы современного города (история, транспорт, культура, торговля);

4) природа и человек;

5) современное образование;

6) современное искусство и его культурно-исторический опыт;

7) социально-экономические проблемы жизни государства и его граждан.

Группировка лексики на продвинутом этапе проходит по разным основаниям.

Во-первых, это лексика, позволяющая осуществлять коммуникацию в пределах вышеназванных тем, требующая определенной систематизации. Группы парадигматически связанных слов расширяются. К примеру, значительно увеличивается удельный вес слов, обозначающих виды деятельности человека. Так, в группу глаголов мыслительной деятельности для их активного употребления включаются слова: думать, полагать, считать, знать, рассуждать, рассчитывать, судить; работа над многозначностью слов соединяется со способами их образования: говорить, заговорить, заговориться, разговаривать, разговорить, разговориться и т.п., большой интерес вызывают паронимы, частотность которых в речи увеличивается: представлять кого кому – предоставлять что; земной (шар) – земельный (участок) – землистый (цвет лица); дружный (коллектив) – дружеский (взгляд, проявление чувств), дружественный (визит). Более употребительными в речевой практике изучающих язык становятся омонимы (тройка, язык и т.д.), в том числе междисциплинарные (реакция, право и т.д.).

Активизируется работа над ассоциативными и словообразовательными рядами: фотографировать кого, что – фотограф – фотографирование; фотография - фотокарточка – фотоаппарат; фотостудия, фотоателье; связанными сочетаниями-клише, междометиями: Как бы не так! Воля ваша! Мать честная! Наше вам! Черт возьми! Ну и ну! Скатертью дорога!


^ Стадии работы над словом: 1) введение, предъявление слова; 2) закрепление;

3) активизация.

Введение слова. Слово может вводиться изолированно, а затем в предложении, микротексте учащийся может наблюдать употребление слова. Но и тогда, когда слово предъявляется в предложении, оно должно быть извлечено из него для привлечения внимания учащегося к его особенностям. Дозировка новых слов за урок различна: от 7 до 20 единиц в зависимости от трудностей и этапа обучения.

Предъявление слова сопровождается его интерпретацией. Интерпретация слова состоит в сообщении учащимся таких сведений о нем, которые позволят пользоваться словом для совершения речевых действий. Сведений о слове должно быть достаточно для того, чтобы учащийся а) мог произнести его как изолированно, так и в контексте; б) опознать слово в речи других; в) прочитать слово; г) написать его со слуха.

Типичная последовательность предъявления языковой информации на этапе предъявления такова: а) произнесение вводимой единицы; б) проверка правильности усвоения звуковой формы и артикуляции; в) устранение обнаруженных ошибок; г) информация о возможных изменениях звуковой формы (беглые гласные, чередование гласных). В работе над лексическим навыком нужно помнить о звуковой форме и особенностях артикуляции, ударении, обратить внимание на редуцированные звуки, оглушенные, озвонченные, непроизносимые согласные, чередование, беглые звуки, написание с большой буквы и через дефис. Далее указываются морфологические признаки: род, тип или образец склонения, спряжения (суффикс, окончание, вопрос), даются сведения о словообразовательной структуре. Эта работа развивает механизмы речевой догадки.

Центральным моментом введения слова является информация о его значении – семантизация слова. Главным требованием, предъявляемым к учебной семантизации, является её адекватность. Адекватной называется семантизация, отвечающая статусу слова в данном или однородных контекстах. На примерах и способах семантизации мы остановимся ниже.

^ Закрепление лексической единицы. Поскольку экспериментально установлено, что наиболее интенсивное забывание новой лексики наблюдается в первые дни, приступать к закреплению слова в лексических упражнениях следует сразу, после введения новой лексической единицы. При этом первые лексические упражнения следует выполнять устно, независимо от того, для какого вида речевой деятельности (рецептивной или продуктивной) предназначено слово; в качестве домашнего задания могут быть предложены как устные, так и письменные упражнения.

В зависимости от характера и целевой ориентации лексические упражнения делятся на языковые (подготовительные) и коммуникативные (речевые).

Подготовительными называются такие лексические упражнения, выполнение которых позволяет подготовить учащегося к осуществлению речевой деятельности на изучаемом языке с использованием введенной лексики. Эти упражнения помогают зафиксировать в памяти лексические единицы, уяснить их системную ценность (т.е. соотношение с другими лексическими единицами изучаемого языка) и контрастивную (соотношение с эквивалентами в родном языке).

Основные подготовительные лексические упражнения представляют собой:

а) упражнения в заполнении пропусков (нужные слова извлекаются из памяти);

б) вопросно-ответные упражнения (в ответе используются отработанные слова);

в) упражнения в придумывании предложений с новыми словами;

г) упражнения в расширении речевых образцов путем использования новых слов в функции дополнения, обстоятельства;

д) упражнения в переводе на изучаемый язык;

е) упражнения на сочетаемость (из двух колонок составляется словосочетание);

ж) упражнения на синонимию, тематическую группировку;

и) упражнения на опознание слова в контексте.

Важное место среди упражнений рецептивного типа принадлежит упражнениям, специально направленным на развитие у учащегося языковой догадки о значении нового слова через анализ слова и контекст.

Коммуникативными называются лексические упражнения, содержанием которых является практика учащегося в осуществлении ситуативно обусловленной речевой деятельности на основе введенных и освоенных лексических единиц.

Коммуникативные упражнения включают так называемые продуктивные упражнения:

а) ситуативные (ситуации могут задаваться различными средствами: наглядными, с помощью текста, видеоматериалов, связанных с изучаемой темой);

б) рассказ или сочинение на заданную тему.


^ Активизация лексики – завершающий этап работы над новыми словами. Считается, что для прочного усвоения лексической единицы необходимо в среднем от 15 до 25 повторений. Основным способом активизации является включение новой лексики во все типы упражнений, как сразу выполняемых, так и потом, но главное – их использование в текстах, в речевой деятельности.


vosstanovleniya-organizma-shkolnikov-sportivnaya-fiziologiya-yavlyaetsya-kak-uchebnoj-tak-i-nauchnoj-disciplinoj-ee.html
vostochnaya-marka.html
vostochnie-slavyane-istoriya-i-sovremennost.html
vostochnie-slavyane-v-drevnosti-chast-4.html
vostochnij-front-pervoj-mirovoj-vojni.html
vostochnij-kitaj.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vedenie-delovih-peregovorov-i-kommercheskih-besed-chast-2.html
  • znanie.bystrickaya.ru/5organizaciya-promezhutochnoj-attestacii-obshaya-harakteristika-shkoli.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-dlya-samostoyatelnoj-raboti-studentov-disciplina-gidravlika.html
  • college.bystrickaya.ru/3-faktori-vliyayushie-na-process-sushki-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-napravleniyu-260000.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obrashenie-ab-livchaka-k-tg-merzlyakovoj-ot-12082005-o-videozapisi165-kazennie-pravozashitniki-opit-vzaimodejstviya.html
  • education.bystrickaya.ru/27-matematika-prikaz-8-ot-05-05-2010-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-na-2011-2015.html
  • lecture.bystrickaya.ru/aktivnoe-vospitanie-a-ne-cvetochek-i-dve-ruki-stranica-5.html
  • bukva.bystrickaya.ru/melvilles-bartleby-the-scrivener-exploring-the-limits.html
  • learn.bystrickaya.ru/godovoj-otchet-o-deyatelnosti-regionalnogo-otdeleniya.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/otstojnik-delu-ne-pomeha-pavlov-operaciya-sneg.html
  • bukva.bystrickaya.ru/nalogovaya-proverka-predpriyatiya-chast-4.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-fizkulturno-sportivnih-meropriyatij-na-territorii-vostochnogo-administrativnogo-okruga-v-period-s-30-iyulya-po-05-avgusta-2012-goda.html
  • nauka.bystrickaya.ru/urok-tema-voshozhdenie-na-parnas.html
  • writing.bystrickaya.ru/kniga-rasschitana-na-shirokij-krug-chitatelej-stranica-8.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-materiali-dlya-slushatelej-professionalnoj-perepodgotovki-kadrov-i-kursov-povisheniya-kvalifikacii-moskva-2005-g.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej-dvorca-detskogo-yunosheskogo-tvorchestva-frunzenskogo-rajona-sankt-peterburga.html
  • credit.bystrickaya.ru/otvet-na-vopros-3-monografiya-taganrog.html
  • assessments.bystrickaya.ru/direktor-departamenta-kulturnogo-naslediya.html
  • student.bystrickaya.ru/16082011-g-s-vii-tema-stroitelstvo-stroitelen-kontrol.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-laboratornih-rabot-po-kursu-razrabotka-baz-dannih-v-microsoft-sql-server-dlya-studentov-specialnosti-351400prikladnaya-informatika.html
  • literature.bystrickaya.ru/bogi-i-inoplanetyane-na-drevnem-vostoke-stranica-8.html
  • bystrickaya.ru/v-civilizovannih-stranah-provodyatsya-rassledovaniya-kartelnih-sgovorov-kak-sozdat-rinok-dostupnogo-zhilya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-kursa-literaturi-v-v-xklass.html
  • doklad.bystrickaya.ru/upravlenie-konfliktami-v-organizacii-chast-3.html
  • assessments.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-za-noyabr-2009-goda.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/ufimskij-filial-moskovskij-gosudarstvennij-gumanitarnij-universitet-im-ma-sholohova.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-i-utkin-miroustrojstvo-v-hh-stranica-10.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-novie-medicinskie-knigi-v-biblioteke-vgma.html
  • diploma.bystrickaya.ru/zakon-ukrani-pro-kompleksnu-programu-utverdzhennya-ukrani-yak-tranzitno-derzhavi-u-2002-2010-roka.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/stoimost-raboti-29000-tisyach-rublej-otchet-o-hode-vipolneniya-federalnoj-celevoj-programmi-snizhenie-riskov.html
  • studies.bystrickaya.ru/differencialnij-diagnoz-metodicheskoe-posobie-po-pediatrii-bbk.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-tehnologiya-umk-nachalnaya-shkola-xxi-veka-rabochaya-programma.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-kursu-radiosistemi-peredachi-informacii-dlya-studentov-specialnosti-210304-radioelektronnie-sistemi-uchebnij-plan-nabora-2006-goda.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kakie-sredstva-kommunikacionnoj-tehniki-ispolzuyutsya-v-obespechenii-upravlencheskoj-deyatelnosti.html
  • report.bystrickaya.ru/informacionno-metodicheskij-stranica-7.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.