.RU

Задачи проектной деятельности. Обучение детей пониманию себя, своих чувств и умению «быть в ладу с собой»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №1 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ»

ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА» Обобщение опыта работы по развитию эмоционального компонента коммуникативной компетенции у старших дошкольников
Рыбкина Н.Ю.,

педагог-психолог

Актуальность проблемы. Все чаще педагоги и психологи используют термины «эмоциональная адекватность», «эмоциональные нарушения». За этим стоят страхи, тревоги, чрезмерная плаксивость, агрессивность, чувство подавленности и одиночества, и многое другое. Не только детям, но и взрослым не просто разобраться в своих чувствах. Нередко чувства руководят поступками, и сожаление об этом приходит лишь «задним числом». В этом кроется причина эмоциональной и поведенческой неадекватности.

Большинство исследований подтверждают, что в психологической структуре нарушений общения на первый план выдвигаются не столько когнитивные проблемы, сколько особенности эмоционально-волевой сферы. Расстройства эмоциональной сферы приводят к нарушению у ребенка социальных контактов. Таким образом, становится очевидным вывод о развитии эмоционального компонента коммуникативной компетентности.

Нами предпринята попытка организации работы по развитию эмоционального компонента коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста в русле сказочного игротерапевтического подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В основу тренинга положена известная сказка Т. Зинкевич-Евстигнеевой «Волшебная страна внутри нас»

Цель проекта. Развитие эмоционального компонента коммуникативной компетентности.

Задачи проектной деятельности.

  1. Обучение детей пониманию себя, своих чувств и умению «быть в ладу с собой».

  2. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие эмоционального восприятия окружающих (эмоциональной отзывчивости, эмпатии), чувства понимания и потребности в общении.

  3. Формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) – средствами человеческого общения.

  4. Развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.

Обеспечение проектной деятельности.

  1. Методическое.

^ Метод конгруэнтной коммуникации базируется на идеях и принципах гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, Р.Дрейскурс). Основная цель данного метода – это обеспечение системы психологических условий позитивного личностного развития ребенка. Реализация происходит через систему задач:


^ Арттерапевтический метод психокоррекционного воздействия – два основных механизма психологического коррекционного воздействия:


^ Метод социальной терапии - использование социального принятия и признания, поддержки, социального одобрения и оценки ребенка с низким уровнем коммуникативной компетентности значимыми другими – взрослыми и сверстниками.


^ Метод систематической десенсибилизации для разрешения трудностей в развитии, когда основной причиной выступает неадекватная тревожность.


Метод поведенческого тренинга направлен на обучение ребенка адекватным формам поведения в проблемных ситуациях. Ставится цель выработки новых поведенческих реакций, отсутствующих в поведенческом репертуаре ребенка:

    • обучение выразительным движениям (моторный компонент выражения различных эмоциональных реакций, эмоциональных состояний): проигрывание этюдов с последовательным разучиванием поз, походки и др., инсценировки с использованием различных эмоциональных состояний; узнавание детьми эмоций (классификация основных эмоций), их анализ и сравнение (характерные признаки их внешнего выражения).

    • Методика использования вспомогательных средств общения в процессе обучения детей навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций, усиления отдельных видов неречевого общения: мимика в рисунках, пантомимика в рисунке.

    • Психогимнастика: выявление и проигрывание в ходе психогимнастики основных причин нарушений эмоционального компонента общения.




  1. Материально-техническое.

  1. Диагностическое.

Для диагностики (приложение №3) используются рисуночный тест «ДДЧ», наблюдение. Анализ структуры рисунка проводится по Дж.Буку (адаптировано: Е. Романова, О. Потемкина «Графические методы в психологической диагностике», Дидакт, 1991)

Оценка эффективности коррекционно-развивающей работы:

1) для ребенка основным критерием оценки успешности своего участия в программе будет:

2) для психолога, ответственного за организацию и осуществление программы, критерием оценки станет достижение поставленных целей.

3) для родителей эффективность будет определяться степенью их удовлетворения психологической помощью, мерой их участия в коррекционно-развивающем процессе

Предполагаемый результат. Знания, полученные детьми на занятиях, в играх дадут им представление об искусстве человеческих взаимоотношений. Благодаря специально разработанным играм и упражнениям у детей сформируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам, взрослым. Они приобретут опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе. Проект должен убедить детей в том, что только их чувства, способность понять других, выразить себя в общении являются путем к успеху в жизни.

Предмет экспериментального исследования. Психолого-педагогический процесс формирования эмоционального компонента коммуникативной компетентности у старших дошкольников в проектной деятельности.

Гипотеза проекта.

Проектная деятельность позволит детям получить позитивный личностный опыт эмоциональной коммуникации с другими детьми и взрослыми.

Формы реализации проекта.

Стратегия осуществления проектной деятельности.

Длительность проекта – 2 месяца

На первом этапе педагог-психолог пробуждает потребность в наблюдении за своими чувствами, рефлексии их. Решаются следующие задачи: дети учатся внимательно всматриваться в себя, свои чувства, настроения, ощущения, анализировать, сравнивать себя с другими. Здесь используются: специальный дидактический материал (иллюстрации с различными ситуациями и эмоциональными состояниями); элементы арттерапии (рисование на контурах своего тела эмоциональных зон); музыкальные произведения (их настроение, чувства, которые они вызывают)

^ На втором этапе происходит приобщение к исследовательской деятельности. Ставятся задачи: расширение представлений детей об эмоциях и чувствах; развитие наблюдательности, умения чувствовать партнера и заботиться о других; воспитание интереса к окружающим людям, развитие эмоционального восприятия окружающих, чувства понимания и потребности в общении; формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) – средствами человеческого общения. Здесь используются: дидактические игры по развитию эмоций; психогимнастика; ведется рефлексивный дневник «Волшебная страна чувств»; загадки-этюды; чтение литературных произведений с последующими беседами (в том числе и обучение открытым и закрытым вопросам); мини-конкурсы по эмоциональной грамотности (например, «Угадай эмоцию» или «Лепка эмотивных зверюшек для песочницы» и т.п.)

^ На третьем этапе происходит увеличение доли самостоятельности ребенка в решении эмоциональных проблем в общении. Задачи, решаемые детьми на этом этапе: учиться самостоятельно анализировать условия ситуации и находить продуктивный выход. Здесь используются: проблемные ситуации (работа с дидактическими пособиями «Как я решаю свои проблемы-2», «Ситуации»); игры-драматизации и сюжетно-ролевые игры; инсценировки; намечаются темы исследований-обсуждений (например, что вызывает обиду у разных людей или какая бывает радость) и создаются плакаты-изображения по результатам исследований (совместно с родителями); работа с системным оператором по трансформации эмоционального состояния у себя или воображаемого персонажа. Совместно с родителями и педагогами создается презентация, отражающая: тема; что читали по теме, какие игры использовали; что узнали об эмоциях; наши наблюдения по теме проекта; наши выводы; наши творческие работы.

Этапы управления проектом.

Проведение диагностических исследований с целью изучения особенностей личностной сферы ребенка, а именно: характеристик, составляющих понятие индивидуальности и позволяющих сделать выводы о своеобразии формирования навыков общения у каждого из детей (в начале проекта и по окончании)

Привлечение к участию педагогов, которые могут помочь психологу в определении содержания будущих занятий, подборе методических приемов и материалов, реализации проекта в свободное время в группе.

Формирование активной позиции родителей в отношении поставленных задач по развитию коммуникативной компетенции. Результаты диагностики в корректной форме доводятся до сведения родителей; на последующих этапах они привлекаются к работе в проекте путем выбора со своим ребенком творческого задания на их усмотрение, демонстрации его на заключительном этапе проекта (темы творческих работ даны в приложении №2)

Составление практических рекомендаций по работе с каждым ребенком для педагога, а также родителей

Содержание проектной деятельности.

1. Игры-занятия (примеры конспектов в приложении №4):

N занятия

Название игры-занятия

Преследуемые задачи

Примечание

1.

Волшебная страна чувств

Исследование психоэмоционального состояния

Элементы арттерапии

2.

Знакомство со сказочной страной и ее королем

1.Вербализовать представление о том, что все мы разные.

2. Помочь ощутить свое «Я» детям.

3. Коррекция самооценки.

Сказочная игротерапия, арттерапия

3.


4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

Знакомство со слугами чувствами. Радость. Мера.

Грусть.

Интерес.

Злость.

Страх.

Обида.

Вина.

Удовольствие.

Любовь.

Возвращение.

Такие разные карты.

  1. Расширение представлений детей об эмоциях и чувствах.

  2. Развитие умения чувствовать партнера и заботиться о других.

  3. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие эмоционального восприятия окружающих (эмоциональной отзывчивости, эмпатии), чувства понимания и потребности в общении.

  4. Воспитание добрых чувств, уверенности в поддержке сверстников и в самом себе.

  5. Уравновешивание психики, снятие эмоциональных и телесных напряжений.

  6. Развитие волевых качеств: умения терпеть, ждать, слушать.

  7. Активизация творческого мышления, воображения, фантазии.

  8. Коррекция агрессивности, страхов, тревожности, познавательных интересов.

  9. Формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) – средствами человеческого общения

Сказочная игротерапия, элементы арттерапии, имаготерапии; дидактические игры; беседы по прочитанным произведениям; творческие игры; элементы ТРИЗ; презентация MsPPt

2. Развивающая среда:

3. Презентация творческих работ по проекту.
ЛИТЕРАТУРА

  1. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. М., 2006.

  2. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. М.,1992.

  3. Е. Романова, О. Потемкина «Графические методы в психологической диагностике» - Дидакт, 1991

  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. – СПб.: Издательство «Речь»; «ТЦ Сфера», 2001.

  5. Куражева Н.Ю., Н.В. Вараева. Психологические занятия с дошкольниками «Цветик-Семицветик». – СПб.: Речь, 2004.

  6. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду:/под ред.З. А. Михайловой – СПб.: Акцидент, 1997.

  7. Тренинг по сказкотерапии./ под ред. Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д. – СПб.: Речь, 2005.

  8. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения.- СПб., 1998.

vozmozhnosti-i-prakticheskie-priemi-merchandajzinga.html
vozmozhnosti-internet-tehnologij-v-razrabotke-formirovanii-i-prodvizhenii-turprodukta.html
vozmozhnosti-ispolzovaniya-tehnologii-kriticheskogo-mishleniya-v-nachalnoj-shkole.html
vozmozhnosti-prakticheskogo-primeneniya-programmnih-produktov-coreldraw-i-photoshop-dlya-razrabotki-elementov-naruzhnoj-reklami.html
vozmozhnosti-sistemnogo-analiza-primenitelno-k-nauchnomu-i-tehnicheskomu-tvorchestvu.html
vozmozhnosti-sudebnoj-ekspertizi-zapahovih-sledov-cheloveka-v-rassledovanii-prestuplenij-chast-3.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/upravlenie-personalom-v-innovacionnoj-organizacii.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-ot-19-iyunya-2003-g-n-229-ob-utverzhdenii-pravil-tehnicheskoj-ekspluatacii-elektricheskih-stancij.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vopros-dlya-razmishleniya-t-v-prohorenko-moskva-sankt-peterburg-nizhnij-novgorod-voronezh-rostov-na-donu-.html
  • bukva.bystrickaya.ru/ponyatie-sposobnostej-sposobnosti-i-zadatki-izmerenie-i-razvitie-sposobnostej.html
  • write.bystrickaya.ru/fakultet-fundamentalnoj-medicini-kafedra-travmatologii-i-ortopedii-referat-na-temu-osteohondroz-pozvonochnika-diagnoz-i-terapiya.html
  • school.bystrickaya.ru/bajka-devyatnadcataya-v-g-radchenko-bajki-deda-ignata.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/ya-prosmotrela-karernij-rost-vipusknikov-mba-istoriya-odna-do-obucheniya-nachalnik-otdela-ili-menedzher-posle-rukovoditel-sluzhbi-ili-finansovij-direktor.html
  • composition.bystrickaya.ru/parametri-zadachi-odnomernoe-dvizhenie-turbulentnogo-reagiruyushego-gaza-vizvannoe-porshnem.html
  • college.bystrickaya.ru/13-maya--den-chernomorskogo-flota-d-v-hrobostov-zasluzhennij-rabotnik-kulturi-rsfsr-a.html
  • gramota.bystrickaya.ru/za-dubisoj-zhyamajtiya-kniga-rasschitana-na-massovogo-chitatelya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/institut-pedagogiki-psihologii-i-sociologii-konkursnuyu-situaciyu-kazhdij-abiturient-mozhet-parallelno-uvidet.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vecher-voprosov-i-otvetov-vladimir-sanin-beloe-proklyatie.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sposobi-naglyadnogo-predstavleniya-staticheskih-dannih.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tehnologiya-manikyura-okrashivanie-brovej-i-resnic.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/princip-spermatozoida-stranica-29.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-po-kursu-metodologiya-nauchnogo-tvorchestva-stranica-6.html
  • textbook.bystrickaya.ru/hejzel-latunnij-podsvechnik-l-m-krol-nauchnij-konsultant-serii.html
  • school.bystrickaya.ru/kultura-epohi-vozrozhdeniya-i-reformacii.html
  • institut.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-po-literature-dlya-9-klassa-tematicheskoe-planirovanie-po-russkomu-yaziku-dlya-9-klass.html
  • abstract.bystrickaya.ru/25-90-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-moskovskij-aviacionnij-institut.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/referata-uchebno-proizvodstvennij-plan-ciklov-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya-na-2012-god.html
  • urok.bystrickaya.ru/pri-realizacii-otdelnih-gosudarstvennih-polnomochij-ezhegodnij-doklad-prezidentu-rf.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovi-teorii-veroyatnostej.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pamyat-svyatogo-proroka-azarii-zhitiya-svyatih-tom-2-fevral.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-moskva-2010-udk-347-963-bbk-67-721-91.html
  • essay.bystrickaya.ru/dosldzhennya-vplivu-perepadv-temperatur-velikih-dapazonv-na-rujnuvannya-malolegovanogo-molbdenu.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/skazka-pro-lisu-i-zajca-stranica-13.html
  • turn.bystrickaya.ru/ordinskij-defort.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-celi-i-zadachi-discilini.html
  • education.bystrickaya.ru/2-vtoroj-etap-razvitiya-sociologii-v-rossii-kurs-lekcij-po-sociologii-kursk-2011.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/promezhutochnij-otchyot-ob-itogah-realizacii-pedagogicheskogo-proekta-za-20102011-uchebnij-god-stranica-2.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kometi-kosmicheskaya-opasnost-chast-5.html
  • spur.bystrickaya.ru/masarykova-univerzita-vbrn.html
  • school.bystrickaya.ru/1-nazovite-gosudarstvo-gde-vo-2-veke-nashej-eri-bila-izobretena-bumaga.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-12-obespechenie-sanitarnogo-sostoyaniya-korablej-i-sohranenie-zdorovya-voennosluzhashih.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.