.RU

Загадка первобытной культуры

1. Введение

Актуальность, цели и задачи настоящего реферата обусловлены следующими положениями. Эпоха первобытного общества родового строя является временем формирования человека и человеческого общества и вся последующая история начиная с родового строя представляет период развития уже сформировавшегося общества ; грань , отделяющая эти периоды является более глубокой, чем рубежи между общественно-экономическими формацииями.

Освоение различных по характеру природных зон требовало приспособления к ним и развитие специфических средств труда, которые становятся все более разнообразными . Наряду с каменными орудиями труда появляются орудия из кости , рога , дерева. Преобладающим занятием людей и главным источником средств существования была охота , рыболовства , а также собирательства . О развитии собирательства свидетельствуют находки в пещерах и других стоянках терок и пестов из галек и плиток песчаника, использующихся для растирания зерен дикорастущих растений. Охотническое хозяйство находит выражение в огромных скоплениях костей убитых на охоте животных, в широком и разнообразном использовании кости, рога, бивней мамонтов при изготовлении орудий и оружия и в домостроительстве, в появлении в частности высокоэффективных охотничьих копий. Есть основания предпологать изобретение в эту эпоху такого важнейшего охотнечьего оружия как лук и стрелы.

Расслоение общества, выделение из среды ранее равных членов рода и племени богатой и знатной верхушки находит свое отражение в расслоение сверхъестественного мира, в выделении из его среды более или менее равных по значению сверхъестественных существ нескольких особо могущественных - богов.

Останки писменности найдены в Египте и Мессопотамии, относятся к концу IV-го - нач.III-го тыс.до н.э. Письменности вначале предшествовали средства, служившие запоминанию устных сообщений (вампумы, кипу и пиктография).

2. Загадка зарождения первобытной материальной культуры

Обращение к истокам культуры предполагает выяснение того, каким образом на протяжении сотен тысяч лет в ходе становления человеческого общества формировалась первобытная культура, заключающаяся в повседневной хозяйственной деятельности людей, выработке трудовых навыков, создании простейших орудий труда, а также в первых образцах художественного творчества и обрядовых действиях.

Уже в античном мире сформировалось представление о трех веках - каменном, бронзовом и железном, последовательно сменявших друг друга.

Каменный век.

Остановимся сначала на периодизации истории первобытного общества. Нижняя граница каменного века (эпохи раннего палеолита) по мере появления новых археологических данных отодвигается в глубь веков, и сегодня ученые считают, что эта эпоха началась около 2,5- 2 млн лет назад. Из них около миллиона лет понадобилось для того, чтобы развитие производственной деятельности привело к превращению человекообразных обезьян в предлюдей и еще столько же -.для становления человека современного типа. Накопленный современной наукой материал позволяет утверждать, что развитие производственной деятельности уже на первом этапе сопровождалось развитием мышления и появлением языка, которые возникли не одновременно, а с разрывом примерно в 1 млн лет, что и обусловило выделение второго этапа. К первому этапу относится создание простейших каменных орудий труда, возраст которых составляет около 2 млн лет. Это осколки небольших разбитых галек (поэтому самая древняя культура получила название галечной), кусков кварца или лавы. Такие орудия труда - результат еще не сознательной, целенаправленной, а условно-рефлекторной деятельности. Принято считать, что биологическая эволюция человека завершилась лишь 35-40 тыс. лет назад и была связана с развитием языка как средства общения и орудия понятийного мышления.

В каменном веке выделяют следующие основные периоды.

Палеолит (от греч. palaios - древний + lithos - камень) - древнейший период каменного века, когда первобытный человек изготовлял свои орудия приемами скалывания и оббивки камня. Начало палеолита совпадает с появлением на Земле древнейших обезьяноподобных людей. Климат Земли, ее растительный и животный мир значительно отличались от современных. Палеолит завершился 35-33 тыс. лет до н. э.

Мезолит (от греч. mesos - средний, промежуточный + lithos - камень) - эпоха каменного века, переходная между палеолитом и неолитом; совпала с окончательным угасанием оледенения и установлением современного климата. В Европе датирована с помощью радиуглеродного метода - 10-7 тыс. лет до н. э. (Северная Европа - до 6-5 тыс. лет до н. э., на Ближнем Востоке - 12-9 тыс. лет до н. э.). В эпоху мезолита возникли микролиты (небольшие каменные, тщательно обработанные орудия) и оббитые рубящие орудия, начали распространяться лук и стрелы.

Неолит (от греч. neos - новый + lithos - камень) - новый каменный век, эпоха позднейшего каменного века, завершающая стадия использования каменных орудий труда. Большая часть культур неолита Европы и Азии датируется 6-3 тысячелетием до н. э. Важнейшая черта неолита - переход от присваивающей к добывающей экономике - «неолитическая революция» (начало скотоводства и земледелия).

Энеолит (от греч. aeneus - медь + lithos - камень) - халколит, медно-каменный век, эпоха перехода от каменного века к бронзовому. С IV тыс. до н. э. медные и бронзовые орудия стали вытеснять каменные.

Бронзовый век.

С конца IV тыс. до н. э. до начала 1 тыс. до н. э. для более чем тридцати культур бронза стала основным материалом при производстве орудий труда и боевого оружия. В отличие от тугоплавкой меди, требующей холодной ковки, бронза имеет более низкую температуру плавления (700-900° С), высокую твердость и прочность при охлаждении. Орудия из бронзы отливались, что дало возможность их массового производства. Из бронзы изготовлялись топоры, серпы, ножи, мотыги, стрелы, мечи, а также предметы бытового обихода, скульптура и пр. Но все же бронза оставалась редким и дорогим материалом и использовалась в основном для производства оружия и предметов роскоши. Основные орудия труда по-прежнему изготовлялись из камня и дерева.

В Азии бронзовый век ознаменовался развитием ранее возникших и появлением новых городских цивилизаций - Месопотамия, Египет, Сирия, Хараппа. Центром европейской культуры эпохи бронзы была Эгейская (кикладская) культура; за пределами Эгейского мира в эту эпоху сохранились еще неолитические культуры земледельцев и скотоводов.

Железный век.

Железный век завершает историю первобытного и раннеклассового общества.

Культура железного века характеризуется развитием технологии обработки металла и массовым изготовлением железных орудий. Железо окончательно вытеснило камень, что не смогли сделать ни медь, ни бронза. По сравнению с предыдущими железный век значительно короче. Он наступил в Европе, Сирии, Малой Азии, Закавказье, Индии в начале 1 тыс. до н.э. и завершился (ранний железный век) в 1 в. до н.э. Отдельные предметы из железа были известны в Египте еще в III тыс. до н. э., а способ получения железа из руды был открыт во II тыс. до н. э., но широкое распространение этого материала началось в IX-VII вв. до н. э., когда из железа научились получать сталь.

Это привело к техническому перевороту: стали расширяться посевные территории) создаваться мелиоративные сооружения. Интенсивно стали развиваться кузнечное и оружейное ремесла. Появление железных орудий труда способствовало созданию судов, колесниц и других транспортных средств. К началу нашей эры были известны основные виды ремесел и сельскохозяйственные орудия, которые служили человеку в средние века и новое время.

3. Особенности восприятия природы в первобытной культуре

В первобытной культуре деятельность человека носила синкретический, нерасчлененный характер, что обусловливало формирование своеобразного образа природы. Эта деятельность характеризовалась, во-первых, единством человека и осваиваемой им природной среды, во-вторых, неосознанностью различий между реальностью и вымыслом) в-третьих, отсутствием развитых форм социального самосознания, порожденном аморфностью социальной организации и, в-четвертых, доминированием чувственного восприятия и базирующегося на нем воображения.

Практическое освоение природы в первобытной культуре проходило в двух формах хозяйствования: присваивающего и производящего. Присваивающая форма хозяйствования явилась самой первой исторической формой общения человека с природой. Носители культуры этого периода пользовались самыми примитивными орудиями труда, при помощи которых они могли потреблять лишь то, что произвела сама природа.

Второй тип хозяйствования был связан уже с применением орудий труда созидательно-конструктивного действия, связанных с обработкой земли и разнообразных природных материалов - глины, растительных волокон, шерсти, металлов) что, в конечном счете, и привело к становлению и развитию производящего способа хозяйствования.

Процесс жизни воспринимался первобытным сознанием в виде беспорядочного нагромождения событий, окружающая действительность одушевлялась некими непонятными стихийными силами. Последние неподвластны первобытному человеку и представляются ему уродливыми и ужасными.

Земля с составляющими ее предметами представлялась первобытному человеку живой, одушевленной) все из себя производящей и все собой питающей, включая небо, которое она тоже рождает из себя. Как женщина в период матриархата являлась главой рода, матерью) кормилицей и воспитательницей, так и земля понималась как источник, живородящее лоно всего мира, богов, демонов и людей.

Демоны первоначально представлялись как некая злая (или, реже, - благодетельная), безымянная, безликая, мгновенно возникающая и мгновенно уходящая страшная роковая сила, о которой человек не имеет никакого представления.

Демон еще не имел фигуры и лица, никакого вообще очертания, его нельзя было назвать по имени, вступить с ним в контакт. Внезапно нахлынув неизвестно откуда, он мгновенно производит катастрофическое действие - и тут же бесследно исчезает.


vse-li-gotovo-k-zavtrashnej-repeticii-igra-v-associacii-14-zritelnij-i-zvukovoj-ryad-23.html
vse-moi-zhiznennie-voprosi-stali-myagko-reshatsya-vse-ulazhivaetsya-i-stanovitsya-na-mesta-zdorovo-stranica-9.html
vse-nachinaetsya-s-lyubvi-3.html
vse-o-radiobiologii.html
vse-ob-internet-chast-12.html
vse-ob-internet-chast-6.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-vipolnite-sleduyushie-uprazhneniya-metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-samostoyatelnoj-raboti-studentov-zaochnogo-otdeleniya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-mezhdunarodnoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-po-problemam-fizicheskoj-kulturi-i-sporta.html
  • crib.bystrickaya.ru/instrukciya-po-primeneniyu-maz-sernaya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nuzhno-li-verit-v-troicu-n-v-porublev.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rinochnaya-ekonomika-harakterizuetsya-kak-sistema-osnovannaya-na-chastnoj-sobstvennosti-svobode-vibora-i-konkurencii-ona-opiraetsya-na-lichnie-interesi-ogranichivaet-rol-pravitelstva.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/modul-nash-klass-metodicheskoe-posobie-k-iumk-novaya-nachalnaya-shkola.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-o-profilnih-klassah-v-shkole-starshej-stupeni.html
  • university.bystrickaya.ru/gde-berut-nachalo-molochnie-reki-tema-vse-novosti-monitoring-i-analiz-smi-v-gorode-kirov-data-10-04-2011.html
  • student.bystrickaya.ru/102-kontrol-virazheniya-svoih-emocij-glavnij-redaktor-zav-psihologicheskoj-redakciej-zam-zav-psihologicheskoj-redakciej.html
  • writing.bystrickaya.ru/bronhialnaya-astma-etiologiya-patologicheskaya-anatomiya-i-patogenez.html
  • grade.bystrickaya.ru/mup-vodokanal-nacelilos-na-stolichnie-trubi-mk-v-arhangelske18012006.html
  • assessments.bystrickaya.ru/duhovnoe-sirotstvo-yunih-iz-dialoga-bibliotekarya-i-izdatelya-detsko-yunosheskaya-biblioteka-respubliki-kareliya-bibliotechnij.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-15-kulturnoe-nasledie-starinnih-usadeb-uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-studentov-geograficheskogo-fakulteta-brest.html
  • klass.bystrickaya.ru/antivirusnij-kompleks-dlya-checkpoint-firewall-antivirusnij-kompleks-dlya-zashiti-shlyuzov-kak-pravilo-vklyuchaet-v-sebya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/a-s-pushkin-spiski-hudozhestvennoj-literaturi-rekomenduemoj-dlya-letnego-chteniya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/organizaciya-sbita-gotovoj-produkcii-na-oao-zavode-kometa.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/41-vliyanie-proekta-na-sostoyanie-okruzhayushej-sredi-i-plan-meropriyatij-po-umensheniyu-vrednogo-vozdejstviya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/referat-po-istorii-tehnika-eyo-vliyanie-na-zhizn-cheloveka.html
  • textbook.bystrickaya.ru/grigoryan-aa-o-probleme-vozniknoveniya-teorii-veroyatnostej-novaya-biblioteka-gumanitarnogo-obrazovaniya.html
  • crib.bystrickaya.ru/grafik-zanyatosti-kabineta-fiziki-pasport-kabineta-fiziki.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-izucheniyu-disciplini-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-specialnosti.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadachej-centra-yavlyaetsya-organizaciya-distancionnoj-formi-obrazovaniya-po-specialnostyam-poligraficheskogo-profilya.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-k-kursu-obshie-osnovi-pedagogiki.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-po-discipline-osnovi-radiofiziki-dlya-specialnosti-014200-biohimicheskaya-fizika-realizuemoj-na-fizicheskom-fakultete.html
  • pisat.bystrickaya.ru/spravochnik-bazovih-cen-na-inzhenernie-iziskaniya-dlya-stroitelstva-inzhenerno-geodezicheskie-iziskaniya-stranica-5.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vospominanie-o-budushem-lentaru-httpwwwlentaru-03102006-00000-boris-grizlov-monitoring-smi-4-oktyabrya-2006-g.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-rabochaya-uchebnaya-programma-dlya-studentov-napravleniya-100200-62-turizm.html
  • institut.bystrickaya.ru/ti-umeesh-horosho-uchitsya-stranica-4.html
  • education.bystrickaya.ru/1-trmisi-tmen-otbasindai-balalara-ala-sirtindai-zhne-mektep-zhanindai-lagerlerde-demaluin-sinu-memlekettk-izmet.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sluchaj-38-puteshestviya-dushi.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravila-po-ohrane-truda-v-lesozagotovitelnom-derevoobrabativayushem-proizvodstvah-i-pri-provedenii-lesohozyajstvennih-rabot-pot-rm-001-97-stranica-27.html
  • textbook.bystrickaya.ru/gosudarstvennoe-regulirovanie-strahovoj-deyatelnosti-3.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prakticheskaya-rabota-oformlenie-slajdov.html
  • literature.bystrickaya.ru/chelovecheskoe-obshestvennoe-duhovnoe-m-zh-burkeev-doktor-him-nauk-professor.html
  • shkola.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-pervichnoj-specializacii-internaturi-po-specialnosti-epidemiologiya-srok-obucheniya-1728-chas-48-ned.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.