.RU

ЗАКЛЮЧЕНИЕ - Сафронов В. А.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В решении проблемы индоевропейской прародины, волнующей на протяжении двух веков ученых многих профессий и разных стран мира, справедливо видят истоки истории и духовной культуры народов большей части Европы, Австралии, Америки.

Наше исследование и имело своей целью воссоздать археологическую историю индоевропейцев от выделения индоевропейского праязыка из бореального (VIII тыс. до н. э.) и до образования первых индоевропейских государств (сер. III и III/II тыс. до н. э.).

И вот 40 веков праиндоевропейской истории становятся почти реальностью. Явственно выступило, что в древнейший период своей истории праиндоевропейцы стояли у порога цивилизации на малоазийской прародине, что выразилось в освоении производящей экономики, одомашнивании животных, чудесах строительной техники для своего времени, существовании мировоззренческой системы, оформленной в сложных ритуалах и культах. В сфере культа, вероятно, появляются зачатки письменности.

На Балканах мы видим зарождение древнейшей мировой цивилизации. Оставляя в стороне терминологические споры, называть ли такую форму существования праинцоевропейского общества цивилизацией или протоцивилизацией, мы обязаны констатировать, что это высочайшая культура того времени (V-IV тыс. до н. э.), давшая миру первую письменность, города, ремесло, высокопроизводительный экономический уклад, металлургию, религию, что позволило сохраниться почти в неизменном виде этой праиндоевропейской цивилизации почти 2000 лет.

Позднеиндоевропейская культура, зародившаяся в Западной Словакии, продолжила все традиции праиндоевропейцев среднеиндоевро-пейского периода - цивилизации Винча, распространила их от Скандинавии до Дуная, от Рейна до Прикарпатья. Особое значение этого периода в развитии культуры праиндоевропейцев заключается в культурном освоении огромных территорий и передачи своих достижений в инокультурную среду.

Неожиданным оказался итог раздумий о вкладе праиндоевропейцев в сокровищницу общечеловеческой мысли и культуры, тем более неожиданным, что отдельные выдающиеся достижения праиндоевропейской культуры известны еще с прошлого века.

Трудно выделить самое главное, но мы бы остановились на том, что как их потомки, индоевропейцы нового времени, открыли Новый Свет, так индоевропейцы Древнего Мира открыли человечеству знание о целостности земного дома, единстве нашей планеты. Начало этому было положено путешествиями праиндоевропейцев с юга на север Европы, затем восточноевропейскими и азиатскими миграциями индоевропейцев, когда впервые были преодолены огромные земные, пространства.

Эти открытия остались бы безымянными, если бы отголоски о великих странствованиях не удержались в индоевропейских литературах, Отделенных и от нас, и от этих событий тысячелетиями. В древнеиндийской литературе сохранились воспоминания о далеких героических путешествиях в северные пределы мира в виде причудливых отголосков о солнечном острове, где полгода длится день, и полгода - ночь, о молочном океане, который перемешивают боги. В "Младшей Эдде" сообщается, что Ассы - племя богов - пришли в Скандинавию из Малой Азии. Готы сохранили воспоминания о Британии, Азии, Поду-навье. Индоевропейские скитания отразились в древнегреческих мифах и "Одиссее". "Историчность" этих воспоминаний о далеких передвижениях особо разительна при сравнении с древневосточной литературой, где отсутствует связь события с большими перемещениями, где пределами мира являются Египет, Месопотамия, Сирия, Палестина.

Индоевропейские путешествия стали возможными благодаря изобретению в своей среде праиндоевропейцами колесного транспорта (IV тыс. до н. э.).

Период общего развития индоевропейских народов - праиндоевро-пейский период - нашел отражение в удивительных схождениях великих литератур древности, как Авеста, Веды, Махабхарата, Рамаяна, Илиада, Одиссея, в эпосах скандинавов и германцев, осетин, легендах и сказках славянских народов. Эти отражения сложнейших мотивов и сюжетов общеиндоевропейской истории в древнейших литературах и фольклоре, разделенных между собой тысячелетиями, завораживают и ждут своего истолкования. Однако появление этой литературы только и стало возможным, благодаря созданию праиндоевропейцами метрики стиха и искусства поэтической речи, которая является древнейшей в мире и датируется не позже IV тыс. до н. э.

История праиндоевропейского народа не дошла так компактно и в деталях, как история еврейского народа и государства Израиля, сохраненная в священных книгах Библии. Однако как знать, не отразились ли реальные повороты праиндоевропейской истории в мифологической периодизации "золотой, серебряный, медный, железный век", а эпохальные события - в общих индоевропейских сюжетах. Во всяком случае Геродот органично увязывает события, чисто исторические, с преданиями, находя в последних много исторических моментов. Вероятно, весь вопрос состоит в том, как подобрать этот ключ к кладезю праиндоевропейской истории, рассеянной в литературах и мифах индоевропейских народов.

Дюмезиль в своих выдающихся трудах реконструировал праиндо-европейскую мифологию, социальную структуру праиндоевропейского общества, которая сохранилась в европейских государствах вплоть до средневековья. И приходится только удивляться устоявшейся точке зрения на низкую культуру праиндоевропейцев - "рыжеволосых гигантов-пастухов" (Гимбутас, 1970, с. 15 и сл.), которые "из украинских степей вторгаются на запад, сжигая дотла деревни культур Триполья и Кукутени" (Бона, 1961, с. 3, см. Титов, 1986), варварски разрушая высокие протоцивилизации Европы (Гимбутас, 1970, 1973). Такие взволнованные рассказы о "славных" деяниях наших "воинственных" предков лишены той высокой духовности и гуманизма, которые присущи древним индоевропейским литературам, которые составляют жемчужину в сокровищнице мировой литературы.

Подобный взляд на праиндоевропейцев не согласуется и с тем, что индоевропейцы создали на Древнем Востоке почти одновременно с шумерским и семитским государствами свои государства с федеративной

формой устройства, отличной от модели древневосточных деспотии. Пурусханда и Канес упоминаются в эблаитских документах с середины III тыс, до н. э. И если еще как-то можно допускать влияние субстрата и адстрата на появление хеттского и лувийских государств, то никак не объяснить внешним воздействием организацию греческих центров государственности и высокой элладской культуры, которая была создана индоевропейцами и только индоевропейцами.

Создав свою систему знаний о мироздании, открывших человечеству дорогу к цивилизации, праиндоевропейцы стали творцами древнейшей мировой цивилизации, которая на 1000 лет древнее цивилизаций долины Нила и Междуречья. Наблюдается парадокс: лингвисты, воссоздав по данным лингвистики облик праиндоевропейской культуры, по всем признакам соответствующей цивилизации, и определив ее древнейшей в ряду известных цивилизаций (V-IV тыс. до н. э.), не смог-ли перейти рубикон сложившихся исторически стереотипов, что "свет всегда идет с Востока", и ограничились поисками эквивалента такой культуре в областях Древнего Востока (Гамкрелидзе, Иванов, 1984), оставляя в стороне Европу как "периферию ближневосточных цивилизаций".

Цивилизация праиндоевропейцев оказалась настолько высокой, устойчивой и гибкой, что выжила и сохранилась несмотря на мировые катаклизмы, включая и глобальные изменения климата в начале III тыс. до н. э. Именно позднеиндоевропейская цивилизация дала миру великое изобретение - колесо и колесный транспорт, причем создала его в момент жизненной необходимости. Наступление аридности требовало резкой смены хозяйства, перехода к полукочевому и кочевому скотоводству, поскольку земледелие не давало гарантированных урожаев. Индоевропейцы оказались на уровне требований времени и создали кочевой уклад экономики, только и позволивший им пройти бескрайние просторы евразийских степей, дойти до Китая и Индии. В этой связи не следует рассматривать кочевое хозяйство как примитивное сравнительно с земледельческим; это означало бы лишиться исторической перспективы, поскольку известные две формы древнейшего кочевничества - индоевропейская и семитская - происходят от высоких цивилизаций Винчи - Лендьела и Шумера соответственно.

Существуют предпосылки зарождения кочевого хозяйства в недрах цивилизации с земледельческо-скотоводческим укладом экономики. Это молочное хозяйство, селекционное высокоразвитое скотоводство и варьирование состава стада в зависимости от характера местности, ланд-шафтно-климатических характеристик, а также перекочевки. Не будь больших речных и морских миграций праиндоевропейцев, позволивших им освоить Центральную и Северную Европу, вряд ли стали возможными восточноевропейские и азиатские миграции индоевропейцев, которые ознакомили полмира с открытиями и достижениями индоевропейской культуры. История индоевропейцев должна рассматриваться Р диалектическом единстве этих двух хозяйственных укладов.

Изучение индоевропейской цивилизации, прошедшей почти девяти-тысячелетний путь развития поучительно. Что позволило ей сохраниться, выжить и вместе с тем сохранить доминирующие позиции в решении судеб мира? Есть ли здесь улавливаемая закономерность? Естественно, мнения могут быть самые разнообразные и множественные.

Мы считаем, что залог устойчивости индоевропейской культуры был создан праиндоевропейцами. Он выражается в модели существования культуры как открытой системы с включением инновации, не задевающих основ структуры ее.

Фундаментальным свойством праиндоёвропейской цивилизации лежащим в основе ее прогресса, является интенсивность (удачный термин Топорова в отношении неопределенной в археологическом выражении древнебалканской цивилизации - Топоров, 1986, с. 12), т. е. перенос центра тяжести на развитие форм экономической жизни "с отделением усилий от их плодов определенным временем".

"Исключительный для той эпохи уровень знаковости", связываемый Топоровым с той же древнебалканской цивилизацией, правильнее было бы отнести к праиндоёвропейской цивилизации и видеть в этом наметившееся размежевание эмпирического с абстрактным, предопределившим приоритет индоевропейцев в научном познании мира.

В качестве формы существования с миром праиндоевропейцами была предложена модель, удержавшаяся во все исторические времена - выведение колоний-факторий в иноязычную и инокультурную среду и доведение их до уровня развития метрополии.

Сочетание открытости с традиционностью и новаторством, формула которого была найдена для каждого исторического периода развития индоевропейской культуры, обеспечило сохранение индоевропейских и общечеловеческих ценностей.




yanikogda-ne-dumal-chto-budu-rabotat-v-aviacionnoj-promishlennosti-no-vidimo-ne-zrya-govoryat-ot-sudbi-ne-ujdesh-stranica-19.html
yanka-mar-backa-belaruskaj-dzcyachaj-ltaraturi.html
yantarnaya-komnata-vse-vhodnie-bileti-vklyucheni.html
yanvar-ukazatel-pamyatnih-dat-i-yubilejnih-sobitij.html
yaponskaya-delovaya-etika-kak-dogovoritsya-s-potomkami-samuraev.html
yaponskaya-kuhnya-chast-5.html
  • university.bystrickaya.ru/evgenijdobrushinten-van-goga-aleksandrgelmanov-drevo-proshloj-zhizni.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uilyam-okkam-bileti-k-ekzamenu-po-filosofii.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/predsedatelstvuyushij-stranica-4.html
  • textbook.bystrickaya.ru/istoriya-inakomisliya-v-sssr-stranica-28.html
  • knigi.bystrickaya.ru/reglament-provedeniya-viborochnih-statisticheskih-nablyudenij.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-provedenii-otkritogo-aukciona-na-pravo-zaklyucheniya-gosudarstvennih-kontraktov-stranica-7.html
  • universitet.bystrickaya.ru/transformaciya-regionalnogo-rinka-truda-v-usloviyah-ekonomicheskogo-krizisa-stranica-5.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-8-sopostavlenie-vospominanij-perevod-s-anglijskogo-pod-redakciej-professora-g-i-brehmana.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-a-vasilevu.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konspekt-lekcij-po-kursu-vibrannie-voprosi-informatiki-stranica-5.html
  • essay.bystrickaya.ru/byulleten-mezhdunarodnih-sezdov-konferencij.html
  • klass.bystrickaya.ru/49primenenie-oborudovaniya-v-seti-tehnologicheskoj-svyazi-spravochnaya-informaciya-po-ogm-30e.html
  • reading.bystrickaya.ru/maksimovskij-ea1-fajner-ni1-rumyancev-yum1-kosinova-ml1-kesler-vg2.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-informatizaciya-shkolnogo-obrazovatelnogo-prostranstva-na-2007-2011-godi.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-19-osobennosti-prikladnogo-issledovaniya-v-socialnoj-psihologii-ii-zakonomernosti-obsheniya-i-vzaimodejstviya.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnih-ispitanij-v-magistraturu-po-napravleniyu-podgotovki-080100-ekonomika.html
  • knigi.bystrickaya.ru/s-d-darmaev-2008-g-stranica-8.html
  • bystrickaya.ru/vneshneekonomicheskie-sdelki.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-i-didakticheskoe-obespechenie-uchebnogo-predmeta-istoriya-rossii-stranica-5.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/administrativnoe-pravo-chast-5.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-provedeniyu-prakticheskih-seminarskih-zanyatij-dlya-studentov-dnevnoj-i-zaochnoj-formi-obucheniya-specialnostej-080507-menedzhment-organizacii.html
  • control.bystrickaya.ru/e-a-frolova-istoriya-srednevekovoj-arabo-islamskoj-filosofii-uchebnoe-posobie-moskva-1995-bbk-87-3-f-91-vavtorskoj-redakcii-recenzenti-doktora-filosofskih-nau-stranica-11.html
  • desk.bystrickaya.ru/polnoe-naimenovanie-uchastnika-razmesheniya-zakaza-stranica-6.html
  • reading.bystrickaya.ru/kultura-povedeniya-rechevoj-etiket-m-v-koltunova-yazik-i-delovoe-obshenie.html
  • letter.bystrickaya.ru/n-g-gorbushin-biosfera-i-chelovechestvo.html
  • turn.bystrickaya.ru/oformlenie-o-krilovoj-valle-zh-v15-hroniki-poyavleniya-inoplanetyanper-s-fr-i-dalnova-stranica-17.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/tema-istoriya-dorozhnih-znakov-cel-zanyatiya-prikaz.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/proektirovanie-v-postmoderne-koncepciya-shkoli-6-organizacionnij-proekt-i-programma-shkoli-6-sostav-uchastnikov-shkoli.html
  • testyi.bystrickaya.ru/aktualnost-razrabotki-programmi-programma-modernizacii-sistemi-professionalnogo-obrazovaniya-vladimirskoj.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ispolzuemie-ponyatiya-sokrasheniya-i-opredeleniya-1-naznachenie-i-cel-dokumenta-6.html
  • knigi.bystrickaya.ru/shachi-s-ukorom-nakonec-to-hot-k-vecheru-pribilsya-domoj-indra.html
  • doklad.bystrickaya.ru/voprosi-k-vstupitelnomu-ekzamenu-v-aspiranturu-po-specialnosti-07-00-15.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/mamochka-moya-lyubimaya-test-roskosh-chelovecheskogo-obsheniya-gormonalnij-bunt.html
  • college.bystrickaya.ru/22-razrabotka-programmnogo-obespecheniya-i-sozdanie-baz-dannih-dlya-itogovih-pokazatelej-sistemi-nacionalnih-schetov.html
  • writing.bystrickaya.ru/avtomatizaciya-kalibrovki-ionoselektivnih-elektrodov.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.