.RU

ЗАКЛЮЧЕНИЕ - Сафронов В. А.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В решении проблемы индоевропейской прародины, волнующей на протяжении двух веков ученых многих профессий и разных стран мира, справедливо видят истоки истории и духовной культуры народов большей части Европы, Австралии, Америки.

Наше исследование и имело своей целью воссоздать археологическую историю индоевропейцев от выделения индоевропейского праязыка из бореального (VIII тыс. до н. э.) и до образования первых индоевропейских государств (сер. III и III/II тыс. до н. э.).

И вот 40 веков праиндоевропейской истории становятся почти реальностью. Явственно выступило, что в древнейший период своей истории праиндоевропейцы стояли у порога цивилизации на малоазийской прародине, что выразилось в освоении производящей экономики, одомашнивании животных, чудесах строительной техники для своего времени, существовании мировоззренческой системы, оформленной в сложных ритуалах и культах. В сфере культа, вероятно, появляются зачатки письменности.

На Балканах мы видим зарождение древнейшей мировой цивилизации. Оставляя в стороне терминологические споры, называть ли такую форму существования праинцоевропейского общества цивилизацией или протоцивилизацией, мы обязаны констатировать, что это высочайшая культура того времени (V-IV тыс. до н. э.), давшая миру первую письменность, города, ремесло, высокопроизводительный экономический уклад, металлургию, религию, что позволило сохраниться почти в неизменном виде этой праиндоевропейской цивилизации почти 2000 лет.

Позднеиндоевропейская культура, зародившаяся в Западной Словакии, продолжила все традиции праиндоевропейцев среднеиндоевро-пейского периода - цивилизации Винча, распространила их от Скандинавии до Дуная, от Рейна до Прикарпатья. Особое значение этого периода в развитии культуры праиндоевропейцев заключается в культурном освоении огромных территорий и передачи своих достижений в инокультурную среду.

Неожиданным оказался итог раздумий о вкладе праиндоевропейцев в сокровищницу общечеловеческой мысли и культуры, тем более неожиданным, что отдельные выдающиеся достижения праиндоевропейской культуры известны еще с прошлого века.

Трудно выделить самое главное, но мы бы остановились на том, что как их потомки, индоевропейцы нового времени, открыли Новый Свет, так индоевропейцы Древнего Мира открыли человечеству знание о целостности земного дома, единстве нашей планеты. Начало этому было положено путешествиями праиндоевропейцев с юга на север Европы, затем восточноевропейскими и азиатскими миграциями индоевропейцев, когда впервые были преодолены огромные земные, пространства.

Эти открытия остались бы безымянными, если бы отголоски о великих странствованиях не удержались в индоевропейских литературах, Отделенных и от нас, и от этих событий тысячелетиями. В древнеиндийской литературе сохранились воспоминания о далеких героических путешествиях в северные пределы мира в виде причудливых отголосков о солнечном острове, где полгода длится день, и полгода - ночь, о молочном океане, который перемешивают боги. В "Младшей Эдде" сообщается, что Ассы - племя богов - пришли в Скандинавию из Малой Азии. Готы сохранили воспоминания о Британии, Азии, Поду-навье. Индоевропейские скитания отразились в древнегреческих мифах и "Одиссее". "Историчность" этих воспоминаний о далеких передвижениях особо разительна при сравнении с древневосточной литературой, где отсутствует связь события с большими перемещениями, где пределами мира являются Египет, Месопотамия, Сирия, Палестина.

Индоевропейские путешествия стали возможными благодаря изобретению в своей среде праиндоевропейцами колесного транспорта (IV тыс. до н. э.).

Период общего развития индоевропейских народов - праиндоевро-пейский период - нашел отражение в удивительных схождениях великих литератур древности, как Авеста, Веды, Махабхарата, Рамаяна, Илиада, Одиссея, в эпосах скандинавов и германцев, осетин, легендах и сказках славянских народов. Эти отражения сложнейших мотивов и сюжетов общеиндоевропейской истории в древнейших литературах и фольклоре, разделенных между собой тысячелетиями, завораживают и ждут своего истолкования. Однако появление этой литературы только и стало возможным, благодаря созданию праиндоевропейцами метрики стиха и искусства поэтической речи, которая является древнейшей в мире и датируется не позже IV тыс. до н. э.

История праиндоевропейского народа не дошла так компактно и в деталях, как история еврейского народа и государства Израиля, сохраненная в священных книгах Библии. Однако как знать, не отразились ли реальные повороты праиндоевропейской истории в мифологической периодизации "золотой, серебряный, медный, железный век", а эпохальные события - в общих индоевропейских сюжетах. Во всяком случае Геродот органично увязывает события, чисто исторические, с преданиями, находя в последних много исторических моментов. Вероятно, весь вопрос состоит в том, как подобрать этот ключ к кладезю праиндоевропейской истории, рассеянной в литературах и мифах индоевропейских народов.

Дюмезиль в своих выдающихся трудах реконструировал праиндо-европейскую мифологию, социальную структуру праиндоевропейского общества, которая сохранилась в европейских государствах вплоть до средневековья. И приходится только удивляться устоявшейся точке зрения на низкую культуру праиндоевропейцев - "рыжеволосых гигантов-пастухов" (Гимбутас, 1970, с. 15 и сл.), которые "из украинских степей вторгаются на запад, сжигая дотла деревни культур Триполья и Кукутени" (Бона, 1961, с. 3, см. Титов, 1986), варварски разрушая высокие протоцивилизации Европы (Гимбутас, 1970, 1973). Такие взволнованные рассказы о "славных" деяниях наших "воинственных" предков лишены той высокой духовности и гуманизма, которые присущи древним индоевропейским литературам, которые составляют жемчужину в сокровищнице мировой литературы.

Подобный взляд на праиндоевропейцев не согласуется и с тем, что индоевропейцы создали на Древнем Востоке почти одновременно с шумерским и семитским государствами свои государства с федеративной

формой устройства, отличной от модели древневосточных деспотии. Пурусханда и Канес упоминаются в эблаитских документах с середины III тыс, до н. э. И если еще как-то можно допускать влияние субстрата и адстрата на появление хеттского и лувийских государств, то никак не объяснить внешним воздействием организацию греческих центров государственности и высокой элладской культуры, которая была создана индоевропейцами и только индоевропейцами.

Создав свою систему знаний о мироздании, открывших человечеству дорогу к цивилизации, праиндоевропейцы стали творцами древнейшей мировой цивилизации, которая на 1000 лет древнее цивилизаций долины Нила и Междуречья. Наблюдается парадокс: лингвисты, воссоздав по данным лингвистики облик праиндоевропейской культуры, по всем признакам соответствующей цивилизации, и определив ее древнейшей в ряду известных цивилизаций (V-IV тыс. до н. э.), не смог-ли перейти рубикон сложившихся исторически стереотипов, что "свет всегда идет с Востока", и ограничились поисками эквивалента такой культуре в областях Древнего Востока (Гамкрелидзе, Иванов, 1984), оставляя в стороне Европу как "периферию ближневосточных цивилизаций".

Цивилизация праиндоевропейцев оказалась настолько высокой, устойчивой и гибкой, что выжила и сохранилась несмотря на мировые катаклизмы, включая и глобальные изменения климата в начале III тыс. до н. э. Именно позднеиндоевропейская цивилизация дала миру великое изобретение - колесо и колесный транспорт, причем создала его в момент жизненной необходимости. Наступление аридности требовало резкой смены хозяйства, перехода к полукочевому и кочевому скотоводству, поскольку земледелие не давало гарантированных урожаев. Индоевропейцы оказались на уровне требований времени и создали кочевой уклад экономики, только и позволивший им пройти бескрайние просторы евразийских степей, дойти до Китая и Индии. В этой связи не следует рассматривать кочевое хозяйство как примитивное сравнительно с земледельческим; это означало бы лишиться исторической перспективы, поскольку известные две формы древнейшего кочевничества - индоевропейская и семитская - происходят от высоких цивилизаций Винчи - Лендьела и Шумера соответственно.

Существуют предпосылки зарождения кочевого хозяйства в недрах цивилизации с земледельческо-скотоводческим укладом экономики. Это молочное хозяйство, селекционное высокоразвитое скотоводство и варьирование состава стада в зависимости от характера местности, ланд-шафтно-климатических характеристик, а также перекочевки. Не будь больших речных и морских миграций праиндоевропейцев, позволивших им освоить Центральную и Северную Европу, вряд ли стали возможными восточноевропейские и азиатские миграции индоевропейцев, которые ознакомили полмира с открытиями и достижениями индоевропейской культуры. История индоевропейцев должна рассматриваться Р диалектическом единстве этих двух хозяйственных укладов.

Изучение индоевропейской цивилизации, прошедшей почти девяти-тысячелетний путь развития поучительно. Что позволило ей сохраниться, выжить и вместе с тем сохранить доминирующие позиции в решении судеб мира? Есть ли здесь улавливаемая закономерность? Естественно, мнения могут быть самые разнообразные и множественные.

Мы считаем, что залог устойчивости индоевропейской культуры был создан праиндоевропейцами. Он выражается в модели существования культуры как открытой системы с включением инновации, не задевающих основ структуры ее.

Фундаментальным свойством праиндоёвропейской цивилизации лежащим в основе ее прогресса, является интенсивность (удачный термин Топорова в отношении неопределенной в археологическом выражении древнебалканской цивилизации - Топоров, 1986, с. 12), т. е. перенос центра тяжести на развитие форм экономической жизни "с отделением усилий от их плодов определенным временем".

"Исключительный для той эпохи уровень знаковости", связываемый Топоровым с той же древнебалканской цивилизацией, правильнее было бы отнести к праиндоёвропейской цивилизации и видеть в этом наметившееся размежевание эмпирического с абстрактным, предопределившим приоритет индоевропейцев в научном познании мира.

В качестве формы существования с миром праиндоевропейцами была предложена модель, удержавшаяся во все исторические времена - выведение колоний-факторий в иноязычную и инокультурную среду и доведение их до уровня развития метрополии.

Сочетание открытости с традиционностью и новаторством, формула которого была найдена для каждого исторического периода развития индоевропейской культуры, обеспечило сохранение индоевропейских и общечеловеческих ценностей.




yanikogda-ne-dumal-chto-budu-rabotat-v-aviacionnoj-promishlennosti-no-vidimo-ne-zrya-govoryat-ot-sudbi-ne-ujdesh-stranica-19.html
yanka-mar-backa-belaruskaj-dzcyachaj-ltaraturi.html
yantarnaya-komnata-vse-vhodnie-bileti-vklyucheni.html
yanvar-ukazatel-pamyatnih-dat-i-yubilejnih-sobitij.html
yaponskaya-delovaya-etika-kak-dogovoritsya-s-potomkami-samuraev.html
yaponskaya-kuhnya-chast-5.html
  • writing.bystrickaya.ru/dejstvuyushie-iso-s-gruppami-oks-91-i-93-stranica-2.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sholten-ya-gomeopatiya-i-elementi-per-s-angl-stranica-7.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/8-obrazovanie-ponyatij-i-i-veselovskog-o.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-09-30-10-00-registraciya-uchastnikov-i-kofe-brejk-10-00-10-15-otkritie-seminara.html
  • predmet.bystrickaya.ru/skazka-o-care-saltane.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kompleks-disciplini-kulturologiya-dlya-specialnosti-230201-65-informacionnie-sistemi-i-tehnologii-krasnodar-2009.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-vii-poyavlenie-afriki-i-ispanii-gerkulesovi-stolpi-gibraltarskaya-skala-kreslo-korolevi-chastnaya-progulka-po-afrike-visadka-v-marokko.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-arhiv-2012-hli-nauchnaya-i-uchebno-metodicheskaya-konferenciya-niu-itmo-31.html
  • report.bystrickaya.ru/izmerenie-togo-chto-bilo-v-dejstvitelnosti-dostignuto-za-opredelennij-period-i-sravnenie.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/yurij-longo-predislovie.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kallaste-dedushka-anton-i-babushka-pelageya-8.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mladshij-vozrast-ot-2-let-do-4-let-osnovnaya-obsheobrazovatelnaya-programma-municipalnogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-7-kriticheskaya-zona-pervaya-ekspediciya-anton-pervushin.html
  • institute.bystrickaya.ru/familiya-imya-otchestvo-krasnokutskaya-elena-aleksandrovna.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/neproshedshee-vremya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/irlandiya.html
  • spur.bystrickaya.ru/maha-polosi-gicheskij-slovar-institut-otkritoe-obshestvo-megaproekt-pushkinskaya-biblioteka-knigi-dlya-rossijskih.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/spisok-ispolzovannih-istochnikov-i-literaturi-diplomnaya-rabota.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rezultati-itogovoj-attestacii-v-novoj-forme-9-klass-publichnij-otchet-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-blagoveshenskaya.html
  • letter.bystrickaya.ru/motivaciya-formi-i-soderzhanie-samostoyatelnih-zanyatij-fizicheskimi-uprazhneniyami.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/amerika25091942-nabor-i-verstka-sno-interkom-tipografiya-novosti-107005-moskva-ul-fr-engelsa-46-.html
  • exam.bystrickaya.ru/zimbabve-2.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mimo-kassi-zadolzhennost-po-zarplatam-segodnya-v-celom-zakon-predusmatrivaet-vozmozhnost-rasshireniya-perechnya-medicinskih.html
  • knigi.bystrickaya.ru/spisok-zadach-k-zadaniyu-1-kinematika-peremeshenie-put-ravnomernoe-dvizhenie.html
  • literatura.bystrickaya.ru/spbgu-otkril-konsultacionnij-centr-dlya-abiturientov-stranica-16.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obraz-bumerang-kotorij-vozvrashaetsya-i-porazhaet-atakuyushego-a-v-kotlyarov-osvobozhdenie-ot.html
  • klass.bystrickaya.ru/73-planirovanie-shtata-pps-i-uvp-kniga-prednaznachena-dlya-studentov-magistrantov-doktorantov-prepodavatelej.html
  • tests.bystrickaya.ru/magisterskaya-programma-fizicheskoe-obrazovanie-trebovaniya-k-rezultatam-osvoeniya-osnovnih-obrazovatelnih-programm-kompetentnostnaya-model-vipusknika.html
  • shkola.bystrickaya.ru/perekladoznavstvo.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-shkoli-stranica-4.html
  • crib.bystrickaya.ru/hleb-zhizni-i-vino-ekstaza-demetra-i-dionis-vvedenie.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vramkah-programmi-lichno-komandnie-sorevnovaniya-na-kubok-kluba-russkaya-udal.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zakonodatelnaya-baza-po-vzimaniyu-poshlin.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/ativizaciya-poznavatelnoj-deyatelnosti-uchashihsya-posredstvom-fizicheskogo-eksperimenta-chast-3.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prepodavanie-inostrannih-yazikov-lingvometodicheskie-problemi-prepodavaniya-inostrannih-yazikov-v-visshej-shkole.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.