.RU

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Значение иконопочитания для христианской жизни - Диссертация на соискание ученой степени


^ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Значение иконопочитания для христианской жизни
В наше десакрализированное время, когда икона для протестантов является идолом, для католиков — «книгой для неграмотных», а для множества номинальных православных — модным украшением дома, учение об иконопочитании, в частности, учение Седьмого Вселенского собора об иконе является новым откровением для всего христианского мира.

Церковный образ всегда выражал Откровение Церкви, являя его в видимых формах верующим как ответ на их вопросы, как руководство и наставление, как жизненное задание, преображение и начаток Царствия Божия. Божественное Откровение и его принятие человеком составляют единое действие в двух направлениях: — путь откровения и путь познания. Бог нисходит и открывается человеку, человек отвечает, восходя к Богу, сообразуя свою жизнь с полученным Откровением. Другими словами, икона есть видимое свидетельство как схождения Бога к человеку, так и устремления человека к Богу. Если Церковное слово и пение как выражение Божественного Откровения освящают нашу душу посредством слуха, то образ освящает ее посредством зрения — первого из чувств, по толкованию святых Отцов. «Светильник тела есть око, — говорит Господь, — если око твое будет светло, то все тело твое будет светло» /Мф; 6, 22/. Поэтому определением Седьмого Вселенского Собора Церковь и предписывает «подобно изображению Честного и Животворящего Креста, полагати во святых Божиих церквах на священных сосудах и одеждах, на стенах и досках, в домах и на пути честныя и святыя иконы». Она видит в иконе одно из средств, которые могут и должны помочь в осуществлении поставленного перед нами задания — уподобления нашему божественному Первообразу, осуществление в жизни того, что было нам открыто и передано Богочеловеком. Святость — это призвание для всех верующих /Мф. 5, 48/; и иконы поставляются повсюду как образ этой святости, как откровение грядущей святости мира, как план и проект его преображения. Кроме того, поскольку благодать, стяжанная при жизни святыми, неистощимо пребывает в их изображениях, и они полагаются повсюду, как освящение мира присущей им благодатью. Иконы — как бы вехи на пути к новой твари; и мы все, по словам апостола Павла, «взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ». /2 Кор. 3, 18/.

В применении к современной действительности догмат иконопочитания имеет значение не только в плане вероучительном, но и в плане миссионерском. С одной стороны, ознакомление с православием и столь характерное для нашего времени возвращение к истокам христианства неизбежно приводит к встрече с образом, иконой, а это значит — к встрече с изначальной полнотой христианского откровения словом и образом. С другой же стороны, свидетельство, которое несет православная икона, созвучно проблематике современности потому, что эта проблематика носит ярко выраженный антропологический характер. Центральный вопрос нашего времени — человек, заведенный в тупик возросшим на римо-католической почве секуляризованным гуманизмом. И в наше время, с выходом православия в этот перевернутый «вверх ногами» мир, происходит встреча двух в корне различных ориентаций человека и его творчества: антропоцентризма секуляризованного, безрелигитозного гуманизма и антропоцентризма христианского. В этой встрече одна из главных ролей принадлежит иконе. Главное значение ее «открытия» в наше время состоит в том свидетельстве, которое она несет современному человеку, свидетельстве о победе человека над всяким распадом и разложением, свидетельстве иного плана бытия, которое ставит человека в иную перспективу в соотношении с его Творцом, в иную направленность по отношению к лежащему во грехе миру, дает ему иное ведение и видение мира.
^ ПРИМЕЧАНИЯ ПРЕДИСЛОВИЕ

  1. Алфеев И., иеромонах. Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. Москва-Клин, 1996, с.9.

  2. Гяуров Х. Въведение в Православното догматично богословие. София, 1926.с.114

  3. Флоровский Г., протоиерей. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991, с.378.
ВВЕДЕНИЕ ^ Происхождение христианского изображения

  1. Успенский Л. Богословие иконы Православной церкви. Париж, 1989, с. 7.

  2. Христова Н. Истински православни христиaни или духовно поклонение. «Българско Библейско Дружество», 1994, с.29, 31.

  3. Булгаков С., протоиерей. Икона и иконопочитание. Париж, 1931, с.7 и сл.

  4. Успенский Л. Указ соч., с.12.

  5. Иоанн Дамаскин, преп. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. Спб.,1893, с.57.

  6. Там же, с. 89.

  7. Там же, с.11.
^ Глава первая. 1.Библейские и исторические основы иконопочитания.

  1. Безансон Ал. Запретный образ. Москва, 1999, с. 73.

  2. Чифлянов Бл. Иконоборческия спор (богословски перспективи) // Духовна култура, София, 1988, № 7,с. 23.

  3. Силвестър (Малеванский), еп. Опыт православного догматического богословия. Киев, 1889, т.2, с. 205-206.

  4. См. Коев Т. Иконопочитанието и Втората Божия заповед.// Духовна култура, 1967, кн.4,с.12,прим.3.

  5. Там же, с.12-13. Необходимо отметить, что римко-католическая Церковь объединяет Первую и Вторую Божью заповеди, и Вторая заповедь в католической церкви соответствует Третьей в православной церкви. См. изданный в 1992 г. в Софии «Кратък католически катехизис».

  6. Деяния вселенских соборов. Изд. в русском переводе в Казанской духовной академии. Казань, 1906, т.VII, с.471.

  7. Шиваров Н., протопр. Иконопочитанието в България и отражението му върху книжовното и културното дело през «Златния век» (IX-Xвв) //Духовна култура, София, 1988, № 9, с.17.

  8. Климент Охридски, свят. Пространно житие на Константин-Кирил Философ. Събрани съчинения. София, 1973, т. III, с.123,146, прим. К гл.V. См. Панчовски Ив. Философски и богословски концепции на св. Константин-Кирил Философ.// «Годишник на Софийския Университет-Богословски факултет, София, 1995, т.2,с.279.

  9. Климент Охридски, свят. Указ соч.,с.132.

  10. Шиваров Н. протопр., Указ. соч.,с.17.

  11. Федор Студит, преп. Творения преподобного Федора Студита. Спб, 1907,т.1,с.128-129.

  12. Христос восстановил человеческую природу в ее истинном неповрежденном виде. Именно этим объясняется и специфический стиль византийской иконописи, изображающей преображенного во Христе человека.

  13. Шиваров Н., протопр., Библейска археология. София, 1992, с. 407-410.

  14. Сильвестр (Малеванский), епископ. Опыт православного догматического богословия. Киев, 1889, т.2, с.203.

  15. Там же, с.204.

  16. Салтыков Ал., протоиер. Библейские основы иконопочитания // Ежегодная богословская конференция. Москва, 1996, с. 58.

  17. Кураев Ан.,диакон Традиция. Догматический обряд. София, 1996, с. 273.

  18. Савова Л. Именуването — проява на Божията енергия в човека //Духовна култура. София, 1994, №8, с.21.

  19. Иларион (Алфеев), иером. Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. Москва-Клин, 1996, с. 27. См. того же автора: «Жизнь и учение св. Григория Богослова», Москва, 1998, с.247-255.

  20. Григорий Назиански. Пет богословски слова. София, 1994, с. 103-104.

  21. Вълчанов Сл. Божиите имена в Стария Завет // Вечното в двата библейски завета. Велико Търново, 1994, с.17.

  22. The Lion Handbook to the Bible, 1986, p.158.

  23. Ibid., p.157.

  24. Григорий Назиански. Указ. соч., с. 105.

  25. Иларион (Алфеев)., иером. Указ. соч., с.28.

  26. Там же, с.29.

  27. Лосский Вл. Отрицательное богословие в учении Дионисия Ареопагита // Семинариум Кондаковианум. Прага, 1929, т.3, с. 133.

  28. Там же, с.134.

  29. Более подробно, там же, с. 135.



^ 2.Новозаветные основания иконопочитания.

  1. Успенский Л. Богословие иконы Православной Церкви. Париж, 1989, с. 16.

  2. Иоанн Дамаскин, преп. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. Спб., 1893, с. 11-12.

  3. Лосский Вл. Богословие образа // Богословские труды, Москва, 1975, №14, с.105.

  4. Там же, с. 109.

  5. Коев Т. Иконопочитанието в светлината на Боговъплъщението // Духовна кудтура, София, 1974, кн. 3, с. 25.

  6. Коев Т. Указ. соч., с. 26. Иными словами, только Сын есть подлинная икона Бога.

  7. Там же, с. 26-27.

  8. Тафт Р., Фаруджа Е. Теология на литургията и теология на символа. София, 1992, с. 167, прим. 72. См. более подр. : Шенборн Кр. Икона Христа. Милан-Москва, 1999, с. 14-20.

  9. Иоанн Дамаскин, преп. Указ. соч., с. 93.

  10. Салтыков Ал,протоиер.. Указ. соч., с. 58.

  11. Там же.

  12. Там же.

  13. Более подр. — Свенцицка Ир. Тайните писания на първите христиане. София, 1981, с. 242 и сл.

  14. Андрей Критский., преп О иконопочитании святых икон // ЖМП, 1980, кн.8, с.37.

  15. Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры. Москва, 1992, с. 237-238.

  16. Об убрусе более подробно см.: Денисов Л. История Нерукотворного образа Спасителя. Спб., 2000.
^ 3. Раннехристианские изображения.

  1. Димитров Д. История на изкуството. София, 1991, с. 51.

Успенский Л. Указ. соч., с.35-36 и сл.

  1. Лазарев В.Н. История византийской живописи. Москва, 1986, с. 23. См. также Кураев Ан., диакон. Человек перед иконой ( Размышления о христианской антропологии и культуре) /Дипломная работа/ Сергиев Посад, 1992, с. 243.; Гартман О.К. Стили. Москва, 1998, с. 79.

  2. Кочев Н. Христианството през IV-началото на XI век. София, 1995, с. 233.

  3. Стоянов Хр. Из историята на иконоборчеството (717-741) // Годишник на Духовната Академия, 1980/81, т.XXX, с. 58-59.

  4. Grabar An/ Le premier art Сhretien (200-395). Galimazd, 1966, pp 59, 69-72.

  5. Ibid., p.36.

  6. О семантическом значении пастыря и стада см.: Шиваров Н. протопр. Речник на библейските символи. София, 1995, с. 129-130 и 140-141.

  7. Успенский Л. Указ. соч., с.39.

  8. Бобров Ю. Основы иконографии древнерусской живописи. Спб.,1995, с.192.

  9. Батаклиев Г. Антична митология (справочник). София, 1992, с. 171.

  10. Более подр.: Успенский Л. Указ.соч., с.40-42.

  11. Коев Т. Древните христиански символи и тяхното значение // Вяра и живот. Велико Търново, 1994, с. 213.
^ 4. Пято-Шестой собор о священных изображениях.

  1. Успенский Л. Указ. соч., с. 61.

  2. Протоиерей Георгий Флоровский пишет : «Это не просто канон — это вероучительное установление и предписание. Им указывается направление последующего догматического развития, дается предпосылка по всякому будущему богословию святых икон» См.: Ориген, Евасевий и иконоборческий спор // Догмат и история, Москва, 1998, с. 372.

  3. Правила святых вселенских соборов с толкованиями. Правила соборов 6-7. Москва, 1912, с. 234. Коев Т. Вероопределението на Седмия Вселенски Събор // Вяра и живот. Велико Търново, 1994, с. 331. Разделение с латинскими буквами отсутствует в оригинале.

  4. Успенский Л. Указ. соч., с. 62-63.

  5. Там же, с. 64.

  6. Шиваров Н. протопр., Указ. соч., с. 36.

  7. Дюлгеров Д. Цоневски Ил. Православно догматическо богословие. Трето издание преработено и редактирано от Т. Коев. Велико Търново, 1997, с. 122.

  8. Шенборн Кр. Икона Христа. Милан-Москва, 1999, с. 174.

  9. Успенский Л. Указ. соч., с. 64.

  10. Тафт Р., Фаруджа Е. Указ. соч., с. 117.

  11. Успенский Л. Указ. соч., с. 67.

yazvennaya-bolezn.html
yena-gazet-turciya-2009-zh-18-apan-zzhan-ienicheri-nnazarbaev-zhne-alamdi-dadaris.html
you-should-learn-to-speak-spanish-essay.html
youth-problems.html
yu-b-sheglovin-situaciya-v-sirii-po-vsem-priznakam-priblizhaetsya-k-nekoemu-kulminacionnomu-momentu-vlast-vibrala-taktiku-postepennih-ustupok-s-odnovremennim-narashivaniem-silovih-mer-podavleniya-inakomislyashih-vopros.html
yu-i-muhin-lunnaya-afera-ssha-stranica-4.html
  • lecture.bystrickaya.ru/analiz-raboti-mou-sosh-28-goroda-novorossijska-v-2009-2010-uchebnom-godu.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-12-chto-takoe-gnosticizm-muchenik-beskonechnih-mirov-glava-2-voprosi-bez-otvetov.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vitamini-i-aminokisloti.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-seti-i-sistemi-radiosvyazi-napravlenie-podgotovki.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/protokol-obsuzhdeniya-predostavleniya-razresheniya-na-otklonenie-ot-predelnih-parametrov-razreshennogo-stroitelstva-rekonstrukcii-obektov-kapitalnogo-stroitelstva-stranica-7.html
  • abstract.bystrickaya.ru/32-raspredelenie-chasov-po-temam-i-vidam-uchebnoj-raboti-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-politicheskij.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tradicionnih-i-innovacionnih-tehnologiyah-prepodavaniya-psihologii-osnovnih-zakonomernostyah-razvitiya-metodiki-prepodavaniya-psihologii-na-zapade.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-specialnogo-dokladchika-po-voprosu-o-nasilii-v-otnoshenii-zhenshin.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplina-ftd-04-mehanika-i-fizika-materialov-indeks-naimenovanie-disciplini.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kiotskij-protokol-k-ramochnoj-konvencii-organizacii-obedinennih-nacij-ob-izmenenii-klimata.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kniga-2-zdorove-zdorove-cheloveka-s-pozicii-fizika-vremya-peremen.html
  • books.bystrickaya.ru/ekonomikali-teoriya-negzder-pn-bojinsha-ekonomikali-emes-mamanditari-shn.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-semejnoe-pravo.html
  • abstract.bystrickaya.ru/23-10-10-sankt-peterburg-kk-soyuz-profi-ekspert-t-nikonorova.html
  • lesson.bystrickaya.ru/ris-1-osnovnie-etapi-makroproektirovaniya-isbio-naukograd-metodologicheskie-osnovi-sozdaniya-integrirovannih.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/duhovnaya-kultura-drevnih-germancev-chast-2.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/proekt-po-lotu-1-municipalnij-kontrakt-p-dobrinka-stranica-8.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-o-gorodskom-konkurse-nauchnoe-obshestvo-uchashihsya-xxi-veka-obshie-polozheniya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/66-predstavlenie-otdelnih-vidov-tekstovogo-materiala-oformlenie-vipusknih-kvalifikacionnih-i-kursovih-rabot-normokontrol.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kratkij-ekskurs-v-istoriyu-korsetnogo-belya-i-byustgaltera-kratkij-ekskurs-v-istoriyu-korsetnogo-belya-i-byustgaltera.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-itogovie-soglasheniya-chlenstva-rossii-v-vto-v-sfere-mashinostroeniya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kak-ya-gotovil-doktorskuyu-dissertaciyu-a-n-liberma-n.html
  • writing.bystrickaya.ru/eho-moskvi-eho-24042006-merkulova-irina-1300-gosduma-rf-monitoring-smi-25-aprelya-2006-g.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uspevaemost-i-kachestvo-znanij-programma-razvitiya-mou-novotirisskaya-oosh.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-kursovih-rabot-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-obuchayushihsya-po.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/stradanie-svyatoj-muchenici-dorofei-i-s-neyu-hristini-kallisti-i-feofila-zhitiya-svyatih.html
  • urok.bystrickaya.ru/prinyat-poryadok-k-ispolneniyu-dlya-provedeniya-promezhutochnoj-attestacii-v-pi-yufu-s-2-noyabrya-2009g.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-132-den-braun-angeli-i-demoni.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-5-po-sovremennomu-russkomu-yaziku-sintaksis-i-punktuaciya-dlya-studentov-ii.html
  • crib.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-28-679-26-iyulya-2010-g-stranica-7.html
  • desk.bystrickaya.ru/pervaya-konferenciya-nosila-organizacionnij-harakter-i-sobrala-soratnikov-o-p-modnikova-iz-raznih-gorodov-nashej-strani-professora-g.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tipovie-uchebnie-programmi-po-specialnoj-tehnologii-i-proizvodstvennomu-obucheniyu-po-edinichnim-kvalifikaciyam-36-01-54-55-stanochnik-shirokogo-profilya-2-3-4-j-razryadi-stranica-9.html
  • thesis.bystrickaya.ru/praktikum-po-kursu-reinzhiniring-i-upravlenie-biznes-processami-moskva-1999.html
  • gramota.bystrickaya.ru/za-godi-chto-ya-s-vami-yazadavala-vam-kogda-nibud-voprosi-yasprashivala-vas-kogda-nibud-o-chem-nibud-stranica-3.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-teoreticheskie-i-metodicheskie-osnovi-psihologicheskogo-izucheniya-i-otbora-personala-v-organizacii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.