.RU

Закон Лахмана



План
Введение
1 Примеры
2 Исключения
3 Интерпретация

Список литературы

Введение

Зако́н Ла́хмана — фонетический закон, открытый Карлом Лахманом в 1850-м году и актуальный для латинского языка. Согласно этому закону в латинских причастиях перфекта на -tus, гласный корня удлинялся, если корень заканчивался на -b-,-d-, -g-. [1][2]

1. Примеры

· agō — āctus "вести"

· frangō — frāctus "ломать"

· ligō — līctor (<*līctus) "вязать"

· pangō — pāctus "вбивать"

· regō — rēctus "править"

· tangō — tāctus "трогать"

· tegō — tēctus "крыть"

2. Исключения

· sedeo — sessus

· pando — passus

· findo — fissus

· stringo — strictus

· *lado — lassus

· fodio — fossus

· fingo — fictus

и т.д.

3. Интерпретация

Сам К. Лахман не предложил никаких догадок по поводу причины этого закона. Уже в 20-м веке была предложена гипотеза, согласно которой удлинение — следствие оглушения звонкого согласного корня. Однако оно было подвергнуто критике с точки зрения экспериментальной фонетики. В связи с наличием исключений Г. Остгоф выдвинул предположение, согласно которому в основе закона Лахмана лежит не фонетика, а аналогическое влияние форм перфекта и супина. Э. Стёртевант попытался объяснить данный закон с точки зрения ларингальной теории.[1][2]

Ю. В. Откупщиков предложил объяснение исключений[2], согласно которому образования, не удлинившие своего корневого гласного, представляют собой древние индоевропейские отглагольные прилагательные с суффиксом -to-. Оглушение звонкого смычного у них происходило еще в индоевропейскую эпоху, когда оно не приводило к удлинению гласного. Если же в индоевропейской праформе был суффикс -no-, то такое слово в эпоху формирования латинских причастий заменялась новообразованием с -to-, и этому сопутствовал фонетический процесс: оглушение звонкого смычного перед t и, как следствие, удлинение гласного:

· *agnos ↘ āctus

· *legnos ↘ lēctus

· *ghudnos ↘ fūsus

Для причастий без удлинения (с исконным -to-):

· *strig + tos → strictus

· *dhiǵh + tos → fictus

· *bhodh + tos → fossus

Т.В. Гамкрелидзе и В.В. Иванов дали своё объяснение этому закону[3] в рамках глоттальной теории. Согласно их интерпретации в контактной последовательности глоттализованный + глухой (традиционно звонкий + глухой) глоттализованный не претерпевал озвончения, как во всех остальных позициях, а переходил в глухой, при этом вызывая заменительное удлинение предшествующего гласного. При этом Гамкрелидзе и Иванов разграничивают корни, заканчивающиеся на глоттализованный от корней, заканчивающихся на звонкий, отмечая, что закон Лахмана действителен только для первых. Например:

· *aḱ'-thos → āctus

· *bhodh-thos → fossus

Список литературы:

1. Откупщиков Ю.В. Из истории индоевропейского именного словообразования. - СПб: Академия - Филологический факультет СПбГУ, 2005. - с. 17 - 55.

2. Ю.В. Откупщиков. Opera philologica monora. М., «Наука», 2001, с. 261-272.

3. Гамкрелидзе Т. В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы: Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры: В 2-х книгах. — Тбилиси: Издательство Тбилисского университета, 1984. - c. 69 - 71.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Закон_Лахмана


za-dalyu-dal.html
za-godi-sovetskoj-vlasti-millioni-lyudej-stali-zhertvami-proizvola-totalitarnogo-gosudarstva-podverglis-repressiyam-za-politicheskie-i-religioznie-ubezhdeniya-po-stranica-2.html
za-godi-sovetskoj-vlasti-millioni-lyudej-stali-zhertvami-proizvola-totalitarnogo-gosudarstva-podverglis-repressiyam-za-politicheskie-i-religioznie-ubezhdeniya-po-stranica-6.html
za-istekshij-god-kolichestvo-shtatnih-prepodavatelej-vuza-prakticheski-ne-izmenilos-i-ostalos-na-urovne-218-chelovek-vtom-chisle-s-uchenimi-stepenyami-i-zvaniyami.html
za-otmechennij-period-kursi-povisheniya-kvalifikacii-proshli-sleduyushie-sotrudnikov-kafedri.html
za-poslednij-god-proshli-kursi-povisheniya-kvalifikacii-11-pedagogov-po-schetu-oplacheno-za-obuchenie-25-tis-ruble.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-16-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-dnevnoj-i-zaochnoj-formi-obucheniya-po-specialnosti-260504.html
  • universitet.bystrickaya.ru/sumerki-v-propasti-stranica-5.html
  • spur.bystrickaya.ru/matematika-lem-fakultativtk-kurs-badarlama-2-4-sinip.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-buhgalterskij-finansovij-uchet.html
  • urok.bystrickaya.ru/praktikum-po-mezhkulturnoj-kommunikacii-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-napravleniya-podgotovki.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-o-balno-rejtingovoj-sisteme-kontrolya-uspevaemosti-studentov-po-disciplinam-kafedri-tehnologiya-metallov-materialovedenie.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-zaochnom-ture-po-sekciyam.html
  • klass.bystrickaya.ru/apartamenti-sobornogo-boyarina-galickogo-21-j-den-vosmogo-mesyaca-pervica-utro.html
  • credit.bystrickaya.ru/oni-mogut-i-ne-bit-idiotami-vi-kennedi-g-k36-dogovoritsya-mozhno-obo-vsem-kak-dobivatsya-maksimuma-v-lyubih.html
  • desk.bystrickaya.ru/pervaya-o-predkah-glava-vtoraya-rostislav-andreevich-fadeev-stranica-35.html
  • university.bystrickaya.ru/gorodskoj-konkurs-professionalnogo-masterstva-uchitel-goda-vospitatel-goda-2011-regionalnij-etap-vserossijskoj-olimpiadi-shkolnikov-stranica-9.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/scena-5-kommentarii-k-videomaterialu-uchebnoe-posobie-osnovi-politicheskogo-analiza.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-pisatelyah-i-poetah-sostavlenie-predislovie-t-yu-maslovskaya-kommentarii-s-v-grohotov-blistatelnie-memuari.html
  • credit.bystrickaya.ru/pamyat-proshlogo-stuchitsya-v-segodnya-vse-delo-v-pamyati-stranica-13.html
  • tasks.bystrickaya.ru/28sozdanie-kursa-po-demonstracii-vozmozhnostej-lms-moodle-tehnicheskoe-zadanie-annotaciya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya-vid-programmi.html
  • institute.bystrickaya.ru/f988-drugie-utochnennie-emocionalnie-rasstrojstva-prikaz-minzdrava-rf-ot-6-avgusta-1999-g-n-311-ob-utverzhdenii.html
  • grade.bystrickaya.ru/obrazovatelnij-standart-specialnost-170500-240801-mashini-i-apparati-himicheskih-proizvodstv-napravlenie-655400-energo-i-resursosberegayushie-processi-v-himicheskoj-tehnologii-neftehimii-biotehnologii.html
  • testyi.bystrickaya.ru/4-soderzhanie-kursa-metodicheskie-ukazaniya-i-zadaniya-kontrolnoj-raboti-po-discipline-specialnosti-080301-kommerciya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-o-rabote-rektora-federalnogo-gosudarstvenogo-byudzhetnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-izhevskaya-gosudarstvennaya-selskohozyajstvennaya-akademiya-za-2007-2011-godi.html
  • education.bystrickaya.ru/-kratkaya-istoriya-razvitiya-diagnostiki-i-lecheniya-tuberkuleza-a-brief-history-of-tuberculosis-in-development-of-diagnosis-and-treatment-2-stranica-56.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prakticheskie-rekomendacii-ultrazvukovaya-diagnostika-porazheniya-serdechno-sosudistoj-sistemi-u-detej-s-revmaticheskimi.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vf-i-informacionnoe-obespechenie-upravleniya.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/otrazhenie-socialno-politicheskoj-istorii-drevnej-rusi-v-molenii-daniila-zatochnika.html
  • education.bystrickaya.ru/1-makroekonomicheskaya-situaciya-v-rossii.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-1-analiz-sostoyaniya-processov-ukp-na-promishlennom-predpriyatii-ao-moskvich.html
  • shkola.bystrickaya.ru/nastoyashaya-programma-uchebnoj-disciplini-ustanavlivaet-minimalnie-trebovaniya-k-znaniyam-i-umeniyam-studenta-i-opredelyaet-soderzhanie-i-vidi-uchebnih-zanyatij-i-otchetnosti.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-grafik-kursovih-meropriyatij-na-2011-god-ivanovo-2011-stranica-15.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-specialnoj-disciplini-mineralno-sirevie-resursi-dlya-studentov-fakulteta-mezhdunarodnih-otnoshenij-spbgu-razrabotchik.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnaya-chast-tipologicheskie-cherti-fonetiko-fonologicheskih-sistem-nemeckogo-i-kirgizskogo-yazikov-10-02-20-sravnitelno-istoricheskoe.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/opornij-konspekt-integrirovannogo-uroka-razrabotka-uroka-v-forme-prezentacii.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-dpp-f-0-3-teoriya-funkcij-dejstvitelnogo-peremennogo-050201-65-matematika.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/substancialnij-podhod-v-socialnom-poznanii.html
  • college.bystrickaya.ru/24-instrument-dlya-ustanovki-transpedikulyarov-mediko-tehnicheskie-trebovaniya-na-postavku-medicinskogo-oborudovaniya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/predislovie-k-novomu-izdaniyu.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.