.RU

Занятие №5 Понятие зависимости от психоактивных веществ. Зависимость, как деструктивная форма защиты личности, как иллюзорный способ ухода от проблем. Профилактика табакокурения и употребления алкоголя


Занятие №5 Понятие зависимости от психоактивных веществ. Зависимость, как деструктивная форма защиты личности, как иллюзорный способ ухода от проблем. Профилактика табакокурения и употребления алкоголя.

Цель: Обеспечение подростков объективной информацией о действии табака и алкоголя, формирование ответственного отношения к этой проблеме.

^ 1. Начало работы. Продолжительность 5 минут.

Цель: Вхождение в атмосферу группы

Методы работы: Обмен чувствами

2. Разминка. Продолжительность 10 минут.

Цель: Переход к обсуждению серьезных проблем. Возможность увидеть, что у других есть похожие сложности.

Методы: Игра «Да - Нет», «Клубок».

Оборудование: клубок шерсти.

Материалы для тренера:

Упражнение «Да-нет»

Ведущий произносит утверждения, касающиеся темы табакокурения и употребления алкоголя, например - «Я не люблю, когда люди курят». Все вытягивают руку и если согласны, поднимают большой палец вверх, если не согласны - вниз. Постепенно характер утверждений становится более серьезным, например - «Употребление алкоголя разрушает организм». Примеры утверждений заранее раздаются участникам группы. Данное упражнение помогает сформировать здоровые установки в отношении употребления табака и алкоголя.

Упражнение «клубок»

Каждый из участников, держа в руках клубок ниток, говорит о том, как его лично коснулась обсуждаемая проблема. Затем наматывает на палец нитку и отдает клубок следующему, кто хочет говорить. Готовую «паутинку» можно распутать, а можно скомкать. Упражнение направлено на осознание проблем, связанных с употреблением табака и алкоголя и возможности их преодоления. Тренеру следует задать тон серьезного разговора. В результате упражнения могут возникнуть глубокие переживания.

^ 3. Работа по теме занятия. Продолжительность 35 минут.

Цель: знакомство с объективной информацией о действии психоактивных веществ

Методы: мозговой штурм «Зачем люди употребляют психоактивные вещества». Лекция – беседа (см. материалы для тренера).

Заметки для ведущего: имеет смысл задать тон серьезного и открытого разговора своим примером.

Материалы для тренера:

План лекции - беседы «Проблемы злоупотребления психоактивными веществами»

1.Что такое зависимость от психоактивных веществ.

-Что дает людям употребление наркотических веществ?

-Каковы последствия употребления?

-Какие вещества вызывают развитие зависимости?

-Почему зависимость от психоактивных веществ - это хроническое неизлечимое и смертельное заболевание?

2. Биологический аспект зависимости от психоактивных веществ.

- Биологические предпосылки возникновения зависимости.

Механизм возникновения и развития зависимости от психоактивных веществ.


3.Психологический аспект зависимости от психоактивных веществ.

-Психологические предпосылки начала употребления психоактивных веществ (низкая самооценка, трудности в общении со сверстниками и взрослыми, закрепощенность, отсутствие навыков решения личностных проблем, неумение противостоять давлению окружающих и т. д.)

-Психологическая зависимость, механизмы ее развития.

-Психологические проявления зависимости от психоактивных веществ (усиление негативных чувств, отрицание наличия проблемы, изоляция и т.д.)

4.Социальный аспект зависимости от психоактивных веществ.

-Социальные предпосылки употребления психоактивных веществ (высокий уровень социальной проблематичности общества, экономическая выгода от продажи наркотиков, трудности в общении, культурная приемлемость употребления некоторых веществ, неумение противостоять давлению общества и т.д.)

-Проявление зависимости от психоактивных веществ на социальном уровне (криминальный путь, изоляция, вращение в социальной среде, где принято употребление, зависимость как семейное заболевание и т.д.)

5. Духовный аспект зависимости от психоактивных веществ.

-Что такое духовность (потребность каждого человека - чувствовать себя духовным, чувствовать, что его жизнь это часть чего-то большего, что он приобщен к мировой культуре, искусству, нравственности и т.д.)

-Психоактивные вещества – ложная и разрушительная возможность заполнения духовного вакуума.

6.Возможность выздоровления.

-Признание наличия проблемы.

-Обращение за помощью.

-Выздоровления должно касаться всех четырех аспектов заболевания.

7.Ответственность подростка за собственное употребление психоактивных веществ.

-Кому выгодно употребление подростками наркотиков и алкоголя.

-Какие существуют способы для приобщения подростка к употреблению.

-Способы противостояния давлению сверстников и распространителей.

Тренер должен иметь четкое представление об основных понятиях данной темы.

4.Разминка. Продолжительность 10 минут.

Цель: Разрядка, взаимовыручка.

Методы: Игра «Салки –обнималки»

Материалы для тренера

Игра «Салки –обнималки»

Ведущий объясняет, что водящий может осалить того, у кого нет пары (за пару надо крепко держаться). Если образовалась тройка, салить можно того, кто присоединился последним. В игре могут принимать участие 6 – 30 человек.

^ 5. Работа по теме занятия. Продолжительность 20 минут.

Цель: Осознание собственной роли и ответственности в отношениях с психоактивными веществами.

Методы: Деловая игра «Предотвращение употребления психоактивными веществами»

Оборудование: бумага, ручки

Материалы для тренера:

Деловая игра «Предотвращение употребления психоактивными веществами».

Участникам предлагается представить себя руководителями учебных учреждений. Задача – предотвращение употребления психоактивных веществ в их учебном заведении. Задача решается с помощью техники мозгового штурма. Упражнение направлено на осознании степени своего участия в решении проблемы. Обязательно соблюдение правил проведения мозгового штурма - см. занятие № 2

6. Завершение работы. Продолжительность 10 минут.

Цель: Навык разговора о чувствах.

Методы: обмен впечатлениями
^ Занятие № 6. Человек как социальное существо. Общение. Законопослушное поведение.

Цель: Осознание собственной потребности и способности к общению. Решение некоторых проблем в общении. Формирование представления о человеке, как о социальном существе. Формирование понимания необходимости законопослушного поведения.

^ 1. Начало работы. Продолжительность 10 минут.

Цель: создание рабочей атмосферы в группе

Методы: Разговор о чувствах, об итогах прошедших занятий.

2. Разминка. Продолжительность 15 минут.

Цель: Осознание и активизация невербального компонента в общении.

Методы: Техника «невербальное знакомство»

Заметки для ведущего: техника вызывает сильные переживания. Могут возникать сложности.

Материалы для тренера:

Упражнение «невербальное знакомство»

Участникам предлагается молча и хаотично знакомиться друг с другом: руками с закрытыми глазами. Упражнение помогает осознать собственные сложности общения, приобрести опыт преодоления барьеров в общении. Может быть любое количество участников.

^ 3. Работа по теме занятия. Продолжительность 25 минут.

Цель: осознание возможности разных способов общения.

Методы: игра «кораблекрушение», анализ упражнения с точки зрения общения.

Оборудование: списки для раздачи к игре «кораблекрушение», бумага, ручки.

Заметки для тренера: упражнение может затянуться, нужно четко следит за временем.

Материалы для тренера:

Игра «кораблекрушение»

Инструкция. « Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожены. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неизвестно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно Вы находитесь на расстоянии 2 тысячи километров к юго-западу от ближайшей земли. Ниже дан список из предметов, которые остались целыми и невредимыми после пожара. В дополнении к этим предметам вы располагаете прочным надувным спасательным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, всю вашу группу и все перечисленные ниже предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляют несколько коробок спичек и пять десятирублевых банкнот… Ваша задача классифицировать ниже перечисленные предметов в соответствии с их значением для выживания. Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 – у второго по значению и так далее до пятнадцатого, наименее важного для вас».

Сначала каждый участник выполняет задание самостоятельно, затем объединяются в пары или группы по - 4 человека, приходят к общему мнению, затем делают то же самое всей группой. Упражнение направлено на формирование навыка противостояния групповому давлению и отстаивания собственного мнения, ознакомление с ролевой структурой группы – выявление лидеров, пассивной части, негативных лидеров, группировок. Упражнение занимает много времени (40минут минимум), возможно проявление агрессии и резкое разделение на непримиримые друг с другом подгруппы.

список предметов для раздачи:

-зеркало для бритья,

-25-литровая канистра с водой,

-противомоскитная сетка,

-1 коробка с армейским рационом,

-карта Тихого Океана,

-подушка - плавательное средство,

-10-литровая канистра с бензином,

-маленький транзисторный радиоприемник,

-репелленты, отпугивающие акул,

-10 кв. м. непрозрачной пленки,

-5 метров нейлонового каната,

-2 коробки шоколада,

-рыболовные снасти.

4. Разминка. Продолжительность 10 минут.

Цель: разрядка

Методы: игра «слепые паровозики»

Материалы для тренера:

Игра «слепые паровозики»

Участники сцепляются в маленькие паровозики по двое или по трое. Тот, кто находится спереди, закрывает глаза и прислушивается к движениям последнего. Тот, кто в середине – ведом последним членом паровозика. Игра происходит молча. Интересно когда одновременно двигается не меньше 5 паровозиков.

Упражнение направлено на сплочение группы, снятие напряжения, получение опыта ответственности и доверия или недоверия к партнеру, развитие внимания к телесным ощущениям. Из–за включения телесного компонента, у подростков возможно возникновение разнообразных эмоций. Изучение материала этой игры дает возможность исследовать телесные проявления доверия и недоверия участников. В игре может участвовать любое количество участников.

^ 5. Работа по теме занятия. Продолжительность 20 минут.

Цель: понимание необходимости законопослушного поведения.

Методы: Ролевые игры: «Соблюдение социальных норм и правил», «Нарушение закона, социальных норм и правил» . Обсуждение и проигрывание ситуаций.

Материал для тренера:

Элементы ролевых игр:

- тело (движения, внешний вид, форма);

-ценности – представления о том, что должен делать человек, а что – окружающие его люди;

-органы восприятия: глаза, уши, нос, рот и кожа;

-способность говорить: голос, слова;

-интеллект – переживания, знания человека.

Каждый человек, в сложных ситуациях, считывает информацию – зрительную, слуховую, кинестетическую и т.п. Затем происходит когнитивная переработка информации, в результате которой происходит сравнение с собственным предыдущим опытом (родителей, идеалами и т.д.). Полученная информация интерпретируется, и человек приходит к выводу о том, как вести себя.

^ 6. Завершение работы. Продолжительность 10 минут.

Методы: обмен впечатлениями.

Заметки для тренера: обычно к этому занятию участники уже могут адекватно выражать свои чувства. Если откровенного разговора не получается, стоит обратить на это внимание.

zloupotreblenie-i-previshenie-dolzhnostnih-polnomochij.html
zmenshennya-blochnogo-efektu-pri-peredach-zobrazhennya.html
znachenie-buddi-dlya-mirovoj-religii.html
znachenie-fizkulturnih-prazdnikov-v-organizacii-aktivnogo-otdiha-detej-doshkolnogo-vozrasta.html
znachenie-i-rol-socialnih-vnebyudzhetnih-fondov.html
znachenie-igri-dlya-vsestoronnego-razvitiya-rebyonka-chast-4.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/matrica-pedagogicheskogo-analiza-lichnostno-orientirovannogo-uroka-23.html
  • urok.bystrickaya.ru/prekrasnaya-izolda-zamechaniya-v-otnoshenii-istochnikov-i-perevoda-mifa.html
  • college.bystrickaya.ru/-1-bogatstvo-i-obmen-kniga-izvestnogo-amerikanskogo-ekonomista-matematika-irvinga-fishera-professora-politicheskoj.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-ustojchivost-v-smisle-predskazuemosti-dostatochno-obshaya-teoriya-upravleniya.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-obshekulturnoj-napravlennosti-dlya-1-klassa-sostavitel-pyatajkina-a-p.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-v-v-reklamnaya-deyatelnost-v-internete.html
  • report.bystrickaya.ru/klass-podgotovki-specialistov-radioelektronnoj-razvedki-metodika-podgotovki-rukovoditelya-k-zanyatiyam.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-povisheniya-kvalifikacii-pedagogicheskih-rabotnikov-po-prioritetnomu-napravleniyu-pedagogika-i-psihologiya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/obitel-na-reke-luh.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/m-b-olenev-avgust-sentyabr-2002-g.html
  • abstract.bystrickaya.ru/310-280-usloviya-sotrudnichestva-i-poryadok-bronirovaniya-turov.html
  • spur.bystrickaya.ru/lev-shilnik-a-bil-li-malchik-skepticheskij-analiz-tradicionnoj-istorii-lev-shilnik-a-bil-li-malchik.html
  • assessments.bystrickaya.ru/ceni-na-razmeshenie-v-otelyah-velikobritanii-na-period-01-11-2009-31-03-2010-na-odnogo-cheloveka-za-noch-s-zavtrakom-i-vat-v-anglijskih-funtah-birmingen-stranica-4.html
  • klass.bystrickaya.ru/9-zemlyanie-raboti-pravila-proizvodstva-i-priemki-rabot-tehnika-bezopasnosti-v-stroitelstve-data-vvedeniya-1981-01-01.html
  • books.bystrickaya.ru/chempionat-rossii-sredi-masterov-veteranov-plan-yunosheskoe-pervenstvo-rossii-v-zvenigorode-yuniorskoe-pervenstvo.html
  • textbook.bystrickaya.ru/instrukciya-po-deloproizvodstvu-v-apparate-upravleniya-sudebnogo-departamenta-v-respublike-altaj-1.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/makolkin-v-i-ovcharenko-si-vnutrennie-bolezni-uchebnik-5-e-izd-pererab-m16-i-dop-stranica-4.html
  • learn.bystrickaya.ru/garri-potter-i-orden-feniksa-stranica-4.html
  • lecture.bystrickaya.ru/aspekt-marker-referirovanie-uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnosti-032001-dokumentovedenie-i-dokumentacionnoe.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-v-arhimandrit-rafail-karelin-o-yazike-pravoslavnoj-ikoni.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnie-nauchnie-razrabotki-stranica-2.html
  • letter.bystrickaya.ru/obrazovanie-gosudarstva-izrail.html
  • literatura.bystrickaya.ru/shkolnie-tipi.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-6-uchenie-o-spasenii-lekciya-uchenie-o-boge-lekciya-uchenie-ob-iisuse-hriste.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dopolnitelnie-lechebnie-seansi-pleyadeanskoj-svetovoj-raboti-amora-guan-in-nasledie-pleyad-probuzhdenie-energii-ka.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-raboti-shkolnoj-biblioteki-na-2010-2011-uchebnij-god-osnovnaya-cel-biblioteki.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-4-mirovie-rinki-zolota-i-dragocennih-kamnej-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-sd-f-03-mezhdunarodnie.html
  • studies.bystrickaya.ru/haupt-v-bitva-za-moskvu-pervoe-reshayushee-srazhenie-vtoroj-mirovoj-1941-1942-per-s-nem-l-a-igorevskoro-stranica-9.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-vosemnadcataya-p-ya-chaadaev-knigi-prorokov-sostavlyayut-v-vethom-zavete-lish-okolo-chetverti-vsego-teksta.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/regionalnimi-nalogami-zakonu-ot-6-oktyabrya-2003-g-n-131-fz-ob-obshih-principah-organizacii-mestnogo-samoupravleniya.html
  • reading.bystrickaya.ru/literatura-svyazannaya-s-problemami-zarozhdeniya-zhizni-stranica-4.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ekzamena-po-priemu-v-magistraturu-po-specialnosti-6m060600.html
  • student.bystrickaya.ru/12blok-b-tehnicheskoe-zadanie-na-kompleksnoe-ekspluatacionno-tehnicheskoe-obsluzhivanie-i-soderzhanie-bazi-otdiha.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-kursovoj-raboti-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-strategicheskij-menedzhment-osnovnoj-obrazovatelnoj.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-4-proekt-programmi-volgogradskoj-oblasti-po-okazaniyu-sodejstviya-dobrovolnomu-pereseleniyu-v-rossijskuyu.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.