.RU

Занятие 8 Управление эмоциями - Методические рекомендации для руководителей и специалистов образовательных учреждений


Занятие 8

Управление эмоциями

Цель: управление эмоциями, понимание эмоцио­нального состояния других

Упражнение № 1

Каждому участнику группы предлагают вспомнить ситуацию, вызвавшую какое-то чувство, и рассказать свою ситуацию группе; группа пытается понять, ка­кое чувство испытывал говорящий в той ситуации. Если некоторые участники предпочтут промолчать, то необходимо объяснить, что услышать их мнение очень важно для всей группы.

Не следует затрагивать личностно значимые ситу­ации. Чтобы избежать напряжения в группе, выби­раются не слишком болезненные ситуации из по­вседневной жизни участников группы.

Другой вариант упражнения: каждый участник по очереди изображает позой, мимикой или интонацией свое состояние, которое он в данный момент ощуща­ет, предоставив возможность другим понять это со­стояние.

Упражнение № 2

Каждый участник получает карточку с названием эмоционального состояния (радость, восхищение, аг­рессия, доброжелательность, безразличие, недовольст­во, пренебрежение) и с соответствующей интонацией произносит любое высказывание в адрес группы или отдельных участников, которые пытаются понять, ка­кие чувства передавал партнер. В завершении упраж­нения проводится обсуждение в общем кругу: "Что я делаю, чтобы справиться со своими эмоциями?"


Материал для тренера
Толерантность является важной частью структуры взаимодействия с людьми разных культур, взглядов, позиций и ориентации. Толерантности соответствуют три типа взаи­модействия: диалог, сотрудничество и опека.

В структуре диалогового взаимодействия преобладают эмоциональный и когнитивный компоненты, которые могут быть охаракте­ризованы через высокий уровень эмпатии, чувство партнера, умение принять его таким, каков он есть, отсутствие стереотипности в восприятии других, гибкость мышления, а также через умение видеть свою индивиду­альность, умение адекватно принимать и оценивать свою личность. Именно диалого­вое взаимодействие подразумевает равенство позиций в общении.

Второй тип толерантного взаимодействия - сотрудничество - подразумевает совместное определение целей деятельности, совме­стное ее планирование, распределение сил и средств на основе возможностей каждого и может быть охарактеризован следующими признаками: доброжелательность (отсутствие агрессии, в том числе и самоагрессии), контактность, доверительность, мобильность дей­ствий, социальная активность.

Опека является видом взаимодействия, также соотносимым с понятием толерантно­сти и подразумевает заботу, причем эта за­бота не унижает достоинства опекаемого, яв­ляясь естественной нормой субъекта и объ­екта. Данный вид взаимодействия возможен только тогда, когда обе стороны принимают друг друга и терпимо друг к другу относят­ся. Данный уровень толерантных отношений характеризуется следующими признаками: эмоциональная стабильность, социальная ак­тивность, экстравертность, высокий уровень эмпатии.

Перечисленные выше социально-психологи­ческие качества толерантной личности долж­ны применяться во всех социальных отноше­ниях, и прежде всего в индивидуально-лично­стном развитии, в социализации и обучении. Толерантность, сформированная в раннем воз­расте, является одним из важнейших усло­вий снижения напряженности в социуме.

Упражнение № 3

Ведущий предлагает участникам поговорить о не­простых ситуациях, в которых задеты чувства. Уча­стники группы разбиваются на пары и получают карточки с описанием разных ситуаций (можно вспомнить свои ситуации), которые необходимо ра­зыграть: сначала так, как участники группы обыч­но действуют в жизни, а затем с использованием Я высказывания.

Примеры ситуаций:

- вы поделились с другом секретом и узнали, что он рассказал об этом другим;

- вас уговаривают уйти с занятия, которое вам очень нравится.


^ ЗАНЯТИЕ № 9

СПОСОБЫ ПОДДЕРЖКИ

Цель: обучение разным способам поддержки.

Ведущий знакомит участников группы с разными видами поддержки, записывая их на доске:

Упражнение № 1

Участники делятся на пары и решают, на какую тему будут говорить, чтобы их мнения не совпадали. Ведущий предлагает группе поддерживать первого участника и критиковать второго, а по условной фра­зе: "Продолжим дискуссию" - наоборот, поддержи­вать второго и критиковать первого.

Если участники не могут самостоятельно выбрать тему, то ведущий может предложить к обсуждению вопрос, касающийся толерантности в межнациональ­ных отношениях (например, представители коренной национальности должны иметь определенные пре­имущества, так как они живут на своей территории).

В общем кругу проводится обсуждение всеми уча­стниками. Можно поговорить о пользе поддержки и о том, как сложно отстаивать свое мнение, когда те­бя критикуют.

В процессе обсуждения участники записывают схе­му и приемы поддержки:

^ Я вижу (чувствую, слышу, понимаю) твое беспо­койство (тревогу, сомнение).

Д
Материал для тренера
ля оказания поддержки:

Для выражения поддержки:

Упражнение № 2

Участники делятся на тройки: каждый по очере­ди рассказывает историю из своей жизни, когда он оказался в неприятной ситуации, совершив ошибку, проявив слабость и т.д. Второй участник оказывает поддержку, а третий наблюдает и дает обратную связь: как была оказана поддержка, имелись ли ошибки, что получилось наиболее удачно. Затем уча­стники меняются ролями.


Материал для тренера
Каждый индивид может иметь разный уро­вень толерантности и интолерантности в раз­ных сферах (например, человек может испы­тывать высокий уровень сопереживания и ста­раться избегать конфликтов в своих отноше­ниях с людьми старшего поколения и друго­го пола, но быть крайне нетерпимым к пред­ставителям некоторых национальностей). Уро­вень толерантного и интолерантного сознания безусловно зависит от совокупности ряда ба­зисных характеристик личности (позитивное или негативное мышление, наличие или от­сутствие культуры современного этнического сознания, уровень удовлетворенности жизнью и т.д.). В связи с этим можно выделить пять уровней толерантности - интолерантности:

Обществу необходимо обратить внимание на то, чтобы воспитывать протекционистскую или ценностную толерантность и не допускать перерастание скрытой интоле­рантности в открытые формы вербальной и агрессивной поведенческой интолерантности.

Упражнение № 3

Участники группы получают листы бумаги, на ко­торых написано имя кого-то из участников и рас­сказ о какой-то ситуации прошедшей недели, где он ошибся, был не прав. Каждый должен написать ему в ответ небольшое поддерживающее письмо.


^ ЗАНЯТИЕ № 10

СОБСТВЕННОЕ "Я" ГЛАЗАМИ ОКРУЖАЮЩИХ ЛЮДЕЙ

^ Цель: развивать умение видеть себя глазами дру­гих и понимать окружающих

Упражнение № 1

Ведущий предлагает каждому участнику группы написать на карточке по 10 ответов на следующие вопросы: "Кто я? какой я?" Каждый ответ должен быть в виде слова или словосочетания. После выпол­нения задания участники сдают ведущему свои от­веты, не указывая своего имени. Ведущий, переме­шав карточки, по очереди читает написанное, груп­па пытается понять, о ком идет речь.

Упражнение № 2

Один из участников группы (адресат) уходит за дверь с листком бумаги и ручкой, пытаясь предста­вить себе, что о нем думает группа, каким она его видит. В это время группа думает над тем же: ка­ким мы видим этого человека? В процессе обсужде­ния всей группой называются не менее 10 положи­тельных и отрицательных характеристик, которые ведущий записывает на листе бумаги. После выполнения задания приглашают адресата, стоящего за дверью, которому нужно угадать, что о нем думает группа. Когда совпадают хотя бы 3 характеристики из списка, сделанного группой, остальные характери­стики зачитываются и отдаются адресату. В роли ад­ресата выступает по очереди каждый участник груп­пы. Можно обсудить различие собственных представ­лений о себе и представлений других людей


Материал для тренера
Главная черта в психологии личности -формирование более высокого уровня само­сознания, понимание своих индивидуальных качеств, самооценки. В развитии понимания личностью окружающей действительности объектом глубокого понимания становится человек, его внутренний мир. Это вызывает интерес к себе и собственной жизни, каче­ствам своей личности, потребности сравни­вать себя с другими. Толерантность личнос­ти способствует формированию реального представления о себе и окружающих.

Социальный аспект проявления толерант­ности в школьном возрасте сопряжен как в отношениях со взрослыми, так и со сверст­никами. Однако при еще слишком ограни­ченном опыте и стремлении к взрослости развитие толерантности происходит, как движение от случайно-ситуативного прояв­ления толерантности (в какой-либо ситуа­ции в результате стечения обстоятельств: хорошее настроение, диалог об интересую­щем предмете, доброжелательный настрой другого) через признание возможных толе­рантных отношений, предлагаемых педаго­гом (проявление толерантности регламенти­руется рамками, нормами, правилами пове­дения, принятыми в обществе), к доброжелательным отношениям в малой группе (проявление толерантности к членам своей группы на основе совместной учебной деятельности, в процессе которой учащиеся на­капливают опыт толерантного отношения друг к другу).

Упражнение № 3

Ведущий предлагает группе ответить на вопрос: "Если бы вы были предметом, то каким?" Каждый участник группы записывает на листе бумаги этот предмет и его качества, которые должны отражать собственное "Я", при этом не указывает своего име­ни. После выполнения задания карточки с ответами отдаются ведущему, который зачитывает их группе. Все участники группы описывают характер челове­ка, закодировавшего себя таким образом. Можно просто поделиться впечатлениями, участники по же­ланию зачитывают свои описания.

Упражнение № 4

Каждый участник, не указывая на карточке сво­его имени, записывает 5 качеств, которые больше всего ценит в себе и за которые его уважают дру­гие люди. Перевернув лист бумаги, участник запи­сывает 5 своих качеств, которые ему не нравятся в себе и неприятны. Выполнив задание, карточки сда­ются ведущему, который, предварительно перемешав их, раздает участникам группы. Каждый участник, получив карточку и прочитав положительные и отрицательные качества, пытается представить себе этого человека и составляет рассказ о нем и его жизни. После проведения упражнения важно обсудить его в общем кругу и спросить участников группы, что они чувствовали, когда слушали рассказ о себе, много ли было совпадений с их представлениями о своей жизни.

^ ЗАНЯТИЕ № 11

БЕСКОНФЛИКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Цель: формирование навыков бесконфликтного взаимодействия и позитивного отношения к проблем­ной ситуации

Упражнение № 1

Каждый участник группы получает чистый лист бумаги и ручку. Ведущий группы призывает участ­ников подумать о собственной проблемной ситуации, в которой каждый находится в данный период» В левой части листа записывают 10 аспектов жизнен­ной проблемы, которые имеют негативные последст­вия для участника, а в правой — 10 положительных сторон существующей ситуации.

В процессе обсуждения группа приходит к выводу, что в каждой, даже самой трудной жизненной ситу­ации необходимо уметь находить положительные сто­роны и за счет этого сохранять самообладание и то­лерантность.


Материал для тренера
Рассмотрим типы толерантности, равно­значные с точки зрения их влияния на социальную напряженность в обществе, возникающие в нем конфликты:

Упражнение № 2

Участники группы объединяются в пары и разыг­рывают любую конфликтную ситуацию. Двое участ­ников разыгрывают разногласие, применяя во взаи­модействии следующие принципы управления кон­фликтом:

В процессе обсуждения участники решают, какие пары наиболее конструктивно и толерантно нашли выход из конфликтной ситуации.

Упражнение № 3

Участники группы разбиваются на две команды. Выбрав тему для обсуждения и совместно выдвинув критерии оценки деятельности руководителя (вовле­кать пассивных участников и приостанавливать за­тянувшиеся монологи, быть тактичным к выступаю­щим, доказательность, логика, четкость формулиро­вок, соответствие теме) и систему оценки (в баллах), группа избирает руководителя дискуссии. После за­вершения обсуждения выбранной темы ведущий объ­являет и комментирует результаты. В заключении -коллективное обсуждение хода дискуссии.

Примером темы обсуждения может быть вопрос о толерантности в межнациональных отношения: в пра­вительстве многонационального государственного об­разования должны ли находиться представители всех национальностей, проживающих на его территории


^ ЗАНЯТИЕ № 12

ТОЛЕРАНТНОСТЬ, ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ И НЕУВЕРЕННОСТЬ

Цель: сравнение понятий толерантности, неуверен­ности и интолерантности (агрессивности)

Ведущий рассказывает участникам груп­пы о признаках неуверенного, интолерантного (агрессивного) и толерантного поведения, используя следующие тезисы:

П
Материал для тренера
ризнаки неуверенного поведения {"Я плохой, ты - хороший"):

- не может просить;

Признаки интолерантного (агрессивного) поведения ("Я хороший, ты - плохой"):

- после отказа упорно пытается добиться своего

Признаки толерантного поведения ("Я хо­роший, ты - хороший"):

Упражнение № 1

Участники объединяются в микрогруппы по три человека в каждой. Каждая микрогруппа составля­ет или вспоминает ситуации, приводящие участни­ков к толерантному или интолерантному поведению. После обсуждения в группах ситуации разыгрыва­ются. Остальные участники дают обратную связь: конструктивен ли, по их мнению, выход из создав­шейся ситуации? Если ситуация не разрешена, вы­ход ищется совместно, затем ситуация вновь разы­грывается и группа дает обратную связь участникам ситуации.

Пример ситуации.

Ваш друг взял на время ваш учебник, однако за­втра зачет и учебник необходим вам для подготов­ки. Вы звоните другу и просите вернуть учебник; друг отвечает, что принесет в течение часа. Прохо­дит час, а друга нет. Ваши действия?


Материал для тренера
Обратная связь - это адресованное друго­му человеку сообщение о том, что мы дума­ем о нем, какие чувства вызывают его сло­ва, действия, поступки. Это не только кри­тика, можно выделить и преимущества об­ратной связи:

Следует отметить, что участники группы не должны требовать от других изменений, навязывать им свои мнения, установки или убеждения. Грамотная, конструктивная об­ратная связь предоставляет людям новую информацию о них самих. Если они захотят, то могут принять ее к сведению и в дальней­шем действовать в соответствии с ней. Необ­ходимо:

Участники группы должны понимать, что другому человеку необходимо оставлять сво­боду выбора: каждый человек имеет право принять или отвергнуть обратную связь, пра­во самому оценивать свое поведение и защи­щать свои права.

Упражнение № 2

Ведущий напоминает участникам группы, что то­лерантное поведение определяется знанием следую­щих личных прав каждого человека:

Заявляя о своих личных правах, надо помнить: они есть у всех остальных людей. Нужно учиться уважать личные права других так же, как вы хоти­те, чтобы уважали ваши.

Как отстаивать свои права?

^ 1-й способ

позволяет отстаивать свои права в процессе обще­ния с незнакомыми людьми, если ваши права были нарушены и другая сторона не слышит вас. Необхо­димо снова повторить свое требование, не повышая голоса, без гнева и раздражения.

^ 2-й способ

предполагает демонстрацию согласия с той инфор­мацией, которая содержится в словах нападающего на вас человека, с тем что его мнение может быть справедливым в определенной ситуации или для ка­кой-то группы людей. Ключевое выражение: "Воз­можно, это так...". Если сейчас вы не готовы обсуж­дать данный вопрос, лучше сказать: "Сейчас я не го­тов об этом говорить, давайте обсудим это позже".

^ 3-й способ: если вы действительно сделали ошиб­ку и вас критикуют, используйте ключевое выраже­ние: "Да, я действительно поступил плохо".

Участники объединяются в микрогруппы по 3 че­ловека: один будет критиком, другой — отстаивать свои права, а третий — наблюдать и давать обратную связь. Каждый должен побывать во всех трех ролях. После каждого задания состав троек меняется. Пред­лагается вспомнить или придумать ситуацию:

  1. когда были нарушены ваши права;

  2. когда вас критиковали и часть критики была обоснована, а часть - нет;

  3. когда вы действительно были не правы.

Упражнение № 3

Ведущий сообщает участникам группы: "Навер­ное, за время наших занятий у вас появились вопро­сы, которые вам хотелось бы задать друг другу. Вы можете сформулировать и записать вопросы на лис­те бумаги, конкретно адресовав ведущему, всем или другому участнику". Ведущий зачитывает каждый из вопросов, на которые отвечают те, кому они ад­ресованы.

Рефлексия

Одним из последних этапов занятия является ан­кетирование. Участникам группы необходимо отве­тить на вопросы анкеты, высказав свое мнение о про­шедших занятиях, отвечая на вопросы предельно от­кровенно.

Бланк анкеты

  1. Укажите ваше тренинговое имя.

  2. Степень активности в процессе занятий:
    01234567 (подчеркнуть соответствующий балл)

3. Основные ошибки в ходе занятий:

4. Ваши замечания и пожелания ведущему (по со­держанию, по форме занятий и т.д.)

5.Что вы еще хотели бы написать?

  1. Помогает ли толерантность, с вашей точки зре­ния, в достижении определенных целей (указать, ка­ких)?

  2. Определите степень выраженности вашей толе­рантности:

а) высокая степень,

б) средняя степень,

в) низкая степень.


Материал для тренера
Толерантность имеет важнейшее значение в индивидуально-личностном развитии, в социализации и обучении. Принцип толерант­ности в образовании определяет возможнос­ти личностного самообразования, активное усвоение разных способов познавательной де­ятельности, открытость новым образователь­ным возможностям. Развитие толерантности в сфере социального воспитания способству­ет конструктивному разрешению разногласий и противоречий. Использование принципа то­лерантности в процессе социального воспита­ния создает благоприятные условия для дальнейшей экспансии толерантности в дру­гие сферы социальных отношений.


^ Список использованной литературы

  1. Алямовская В. Г. К проблеме обеспечения профессионально-личностного развития педагога в специальтном (коррекционном0 образовательном учреждении. / Коррекционная педагогика, № 4 (6), 2004

  2. Катаева Л. И. Работа психолога с застенчивыми детьми. – М.: Книголюб, 2005

  3. Социологическое исследование Регионального социопсихологического центра по теме « Мониторинг отношения родителей, педагогов, ближайшего окружения к совместному обучению детей с отклонениями в развитии и нормальон развивающихся сверстников в ДОУ и массовых общеобразовательных школах».

  4. Стребелева Е. А., Закрепина А. В. Современные формы помощи семье, воспитываюзей ребенка с отклонениями в развити. / Дефектология, № 1, 2005, с. 3

  5. Ткачева В. В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Практикум по формированию адекватных отношений. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 64 с. (В помощь психологу.)

  6. Ткачева. В. В. Инновационная модель организации психокоррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии / Коррекционная педагогика, № 5-6 (11-12), 2006.

  7. Ткачева В. В. Работа психолога с матерями, воспитывающими детей с тяжелыми двигательными нарушениями. / Дефектология, № 1, 2005, с. 25

  8. Управление образовательным учреждением , осуществляющим интегрированное образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Методическое пособие для руководителей образовательных школ / Курс «Интегрированное обучение детей с особыми образовательными потребностями» - Самара: Изд-во ЦСО, 2004. – 80 с.

  9. Устинова Е. В. Преодоление эмоциональных нарушений у дошкольников с церебральным параличем в процессе оптимизации их отношений с родителями. / Дефектология, № 1, 2005, с. 52.

  10. Формирование индивидуального образовательного плана ребенка с особыми нуждами. Методическое пособие для педагогических работников образовательных учреждений / Курс «Интегированное обучение детей с особыми образовательными потребностями» - самара: Изд-во ЦСО. 2004. – 60 с.

  11. ЧерниковЛ. В. Интегративная модель семейной психотерапевтической диагностики. – М., 1997.

  12. Щеколдина С. Д. Тренинг толерантности. – М.: «Ось-89», 2004 – 80 с.





znachenie-truda-v-ugolke-prirodi-dlya-razvitiya-lichnosti-rebenka-s-otkloneniyami-v-razvitii-rechi.html
znachenie-vitaminov-chast-3.html
znachenie-vzglyadov-aristotelya-dlya-istorii-i-filosofii-nauki.html
znacheniya-pokazatelej-podpokazatelej-rezultativnosti-predostavleniya-federalnoj-subsidii-byudzhetu.html
znachennya-vtamnv-v-obmn-rechovin-nasldki-h-vdsutnost-nestach-nadlishku.html
znak-chetiryoh-2.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/materialnaya-otvetstvennost-rabotodatelya-pered-rabotnikom-spravochnik-po-trudovomu-pravu-material-podgotovlen.html
  • assessments.bystrickaya.ru/distancionnie-tehnologii-v-obrazovanii-kak-sredstvo-rasshireniya-informacionnogo-obrazovatelnogo-prostranstva.html
  • knigi.bystrickaya.ru/russkoe-bogoslovie-i-voprosi-istini-uchebnoe-posobie-vtoraya-redakciya-2010-g-udk-28-141-82-061-236-61-351.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konkursi-i-tenderi-teploenergetika-rf-poluchatel.html
  • universitet.bystrickaya.ru/teksti-lekcij-po-kursu-russkij-yazik-i-kultura-rechi-programma-kursa-russkij-yazik-i-kultura-rechi.html
  • college.bystrickaya.ru/-rekomendacii-po-vnedreniyu-rezultatov-issledovaniya-v-pedagogicheskuyu-praktiku-i-infrastrukturu-regionov.html
  • institut.bystrickaya.ru/sterzhnevoj-sostavnoj-preobrazovatel-s-dvumya-nakladkami.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-globalizaciya-mira-i-prestupnost.html
  • write.bystrickaya.ru/fakultativnij-kurs-prosto-dusha-zhivet-izuchenie-literaturi-serebryanogo-veka-dlya-uchashihsya-11-klassa-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • znanie.bystrickaya.ru/agenti-vliyaniya-v-internet-prodazhah-pravila-slushaniya-34-nyuansi-tehniki-voprosov-47-tovarnaya-argumentaciya-48.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/viii-andaluskata-hakert-pronikna-v-centralnata-sistema-na-vatikana-edinadeset-minuti-predi-polunosh-trideset.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/analiz-i-ocenka-finansovogo-sostoyaniya-predpriyatiya-chast-8.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razrabotka-interaktivnih-uchebnih-materialov-po-kursu-istoricheskaya-geologiya-s-ispolzovaniem-tehnologii-macromedia-flash-temi-cinoz-devonskij-period-obrazovanie-kamennogo-uglya-.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-o-referate-po-obrazovatelnoj-programme-klinicheskaya-anatomiya-po-specialnosti-060101-studentov-kafedri-morfologii-medicinskogo-fakulteta-fgou-vpo-sankt-peterburgskij-gosudarstvennij-universitet-1.html
  • bystrickaya.ru/zakon-i-pravo.html
  • control.bystrickaya.ru/charlz-fort-1001-zabitoe-chudo-kniga-proklyatih.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravovaya-baza-bibliotek-nacionalnaya-biblioteka-respubliki-komi-bibliograficheskij-otdel-sektor-informacii-po-kulture.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/rol-inostrannih-investicij-v-rossii-2.html
  • turn.bystrickaya.ru/pedagogicheskij-institut-v-s-hazie-v-i-zmishleni-ya-opedagogik-e-u-f-a-1-9-9-8-pechataetsya-po-resheniyu-redakcionno-izdatelskogo-soveta-bashgpi-stranica-2.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/wimax-v-rossii.html
  • knigi.bystrickaya.ru/referatov-po-discipline-timivs.html
  • desk.bystrickaya.ru/poisk-ejlerova-puti-v-grafe-pravila-provedeniya-olimpiadi-privedem-i-prokommentiruem-naibolee-vazhnie-pravila-provedeniya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sposobi-preodoleniya-agressii-rekomendacii-specialistam-i-roditelyam.html
  • grade.bystrickaya.ru/mostikovie-shemi-metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-kontrolnoj-raboti-dlya-studentov-specialnosti-120100-zaochnoj-formi-obucheniya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/d-i-mendeleev-i-visshee-zhenskoe-obrazovanie.html
  • uchit.bystrickaya.ru/strategicheskaya-programma-razvitiya-fakulteta-psihologii-moskovskogo-gosudarstvennogo-oblastnogo-universiteta-na-2007-2012-godi-missiya-fakulteta.html
  • school.bystrickaya.ru/aktiv-balansa-tehnika-sostavleniya-statej.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodika-provedeniya-analiza-finansovogo-sostoyaniya-napravleniya-ispolzovaniya-rezultatov-analiza-finansovogo-sostoyaniya-buhgalterom-analitikom-stranica-6.html
  • thescience.bystrickaya.ru/issledovanie-srednegodovih-poter-na-koronu-dlya-mnogocepnih-linij-elektroperedachi-povishennoj-propusknoj-sposobnosti.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/postanovlenie-prezidiuma-vak-ot-24-oktyabrya-2001-g-138.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-kursu-vvedenie-v-yazikoznanie-dlya-studentov-yuridicheskogo-fakulteta-obuchayushihsya-po-modulyu-perevodchik-v-sfere-professionalnoj-kommunikacii.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-3-polozhenie-cheloveka-v-kosmose-1928.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uksusnaya-kislota.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-sistema-gosudarstvennoj-sluzhbi-rossijskoj-federacii-dlya-specialnosti-080504-65-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie-podgotovki-specialista-5-kursa-avtor-programmi.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/socialnaya-statistika-territorialnij-organ-federalnoj-sluzhbi-gosudarstvennoj-statistiki-po-respublike-bashkortostan.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.