.RU

Занятие как форма организации обучения в дошкольной группе - Вестник культурно-образовательных центров. Специальный...


^ Занятие как форма организации обучения в дошкольной группе

Назарова Е. Н.,

доцент кафедры педагогики ИПКиПРО

Курганской области


Традиционно сложилось, что занятия – основная форма обучения, средство формирования знаний, становления познавательных умений и способностей у детей дошкольного возраста. Специальные занятия, на которых ставятся и целенаправленно решаются задачи развития детей, являются важнейшей формой организации обучения в методике дошкольного воспитания. По-мнению ученых, занятия помогают преодолеть стихийность, решать задачи детского развития планомерно, в определенной системе и последовательности. Результативность занятий определяется тем, насколько полно реализуются все поставленные задачи и обеспечивается развитие речевых навыков и умений.

В дошкольной дидактике разрабатываются вопросы, связанные с проблемой классификации занятий. Основаниями для классификации могут служить дидактические задачи, содержание учебного материала, используемые методы и приемы обучения и другое.


Классификация занятий в дошкольном образовательном учреждении

(Н.А.Виноградова)


Основание

классификации

Название

Дидактическая задача

  1. Занятие усвоения новых знаний и умений

  2. Занятие закрепления ранее приобретенных знаний и умений.

  3. Занятие творческого применения знаний и умений

  4. Комбинированное занятие, где одновременно решаются несколько дидактических задач (систематизация знаний, умений, развитие творческих способностей и др.)

Содержание

(область знаний)

  1. Классическое (типовое) занятие по разделам образовательной программы.

  2. Интегрированное занятие, включающее содержание нескольких разделов образовательной программы.

Методы обучения

  1. Традиционное занятие, на котором используются репродуктивные и продуктивные методы обучения.

  2. Нетрадиционное занятие, на котором используются поисковые и проблемные методы обучения.


Структура классического (типового) занятия

(Н.А.Виноградова)


Структурный компонент

Содержание

Начало занятия

Организация детей. Переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты).

Ход (процесс)

занятия

Самостоятельная умственная и практическая деятельность детей. Выполнение всех поставленных учебных задач. В процессе данной части занятия осуществляется индивидуализация обучения (помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.

Окончание занятия

Подведение итогов и оценка результатов учебной деятельности. В младшей группе педагог дает положительную оценку выполненной работе, активизирует положительные эмоции малышей. В средней группе – дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей. В старшей и подготовительной к школе группе к оценке результатов привлекаются дети.



Обучение детей на занятиях ведется по заранее составленному плану, содержание каждого занятия фиксируется в программных задачах, где закодированы цели – требования Государственного образовательного стандарта дошкольного образования по каждому разделу.

Каждое занятие должно иметь четко сформулированные тему, цель, задачи. Допускается постановка нескольких дидактических задач (это обусловлено необходимостью повторять пройденный материал и готовить к восприятию новых знаний), однако на каждом занятии должна быть одна дидактическая цель.

Под целью обучения понимаются планируемые результаты обучения, на достижение которых направлена совместная, взаимосвязанная деятельность субъектов образовательного процесса.

Технологический подход к постановке цели требует предельной конкретизации конечных целей развития ребенка, т.е. формулировки их в виде перечня тех знаний, умений и навыков, которыми дети должны овладеть на занятии. Планируя занятие, педагог должен перевести его цели на язык наблюдаемых действий, т.е. спланировать ожидаемый результат.

Наряду с обучающими задачами, в занятии формулируются развивающие и воспитательные задачи.

Таким образом, правильно спланированное занятие позволит воспитателю грамотно выстроить индивидуальную работу, выявить реальные достижения ребенка в освоении учебного материала.

Безусловно, на занятиях дошкольники получают большой объем необходимых знаний, но перегрузки могут отрицательно сказаться на их здоровье. Исследования ученых показывают, что повысить эффективность обучения и одновременно снизить учебную нагрузку, сократить сроки изучения темы можно с помощью интеграции содержания разных разделов образовательной программы и интегрированных занятий. В инструктивно – методическом письме-приложении Министерства образования РФ от 14 марта 2000 года «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» образовательным учреждениям рекомендуется использовать преимущество интегрированных занятий, позволяющих гибко организовать в режиме дня различные виды детской деятельности, а также сократить количество занятий в целом и их общую продолжительность.

Будущее, несомненно, за образовательными программами, занятиями, построенными на основе интеграции разных направлений развития ребенка – дошкольника.

Интегрированное занятие – это занятие, включающее разнообразные виды детской деятельности, объединенные каким – либо тематическим содержанием. Интегрированное занятие может состоять из 2-3 классических занятий, реализующих разделы образовательной программы, объединенных одной темой, или взаимосвязанных или взаимопроникающих видов деятельности, где тематическое содержание выступает в роли главного.

Как правило, используются следующие подходы к разработке интегрированных занятий:

- содержание образования отдельных предметных областей объединяется (занятия по познавательному или эстетическому развитию);

- разные предметные области изучаются при помощи одного метода (экспериментирование, наблюдение, моделирование).

Интеграция позволяет ребенку приобрести знания, отражающие взаимосвязь отдельных частей мира, он учится с первых шагов обучения видеть мир как единое целое. При интеграции возрастает темп изложения учебного материала, что концентрирует внимание детей и стимулирует их познавательную деятельность. Главное внимание при этом уделяется познавательной мотивации и усвоению ребенком самостоятельных способов познания.

Предлагаем конспекты интегрированных занятий для детей среднего и старшего дошкольного возраста.


^ Организация межведомственного взаимодействия в поддержке сельских семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому


Лушпарь Т.В.,

начальник муниципального органа управления образованием Куртамышского района


Современный подход к социально-педагогической деятельности подразумевает не столько задачи лечения, помощи, сколько задачи преобразования, оздоровления окружающей среды человека. Стратегической целью деятельности социальных педагогов является создание воспитывающей социальной среды и педагогизация социальной работы. Социально-педагогическая деятельность – особый вид педагогической деятельности, направленной на социализацию личности в системе средовых взаимодействий.

Эффективность и мера влияния микросоциума на социализацию конкретного человека зависит от степени его включенности в жизнь микросоциума. Особенность сельского социума такова, что практически все население, в том числе и дети, в высокой степени включены в жизнь микросоциума. Воспитательное пространство микросоциума не возникает спонтанно, а является следствием специальной организаторской работы по его проектированию и «выращиванию», для него характерна вариативность. Имеется в виду то, что оно может создаваться, с одной стороны, как некое целостное системное образование, а с другой стороны – складываться в процессе интеграции воспитательного потенциала вокруг и под влиянием определенных «центров кристаллизации».

На макроуровне таким центром является районный медико-психолого-педагогический центр (далее–Психологический центр) и на мезоуровне - дошкольные микроцентры социально-педагогической поддержки семьи и ребенка. Необходимость создания медико-психолого-педагогического центра вызвана тем, что оказание разносторонней социально-педагогической и психологической помощи сельским семьям и их детям затруднено из-за отсутствия в сельских образовательных учреждениях психологов, логопедов, психиатров, социальных педагогов. В состав центра вошли методист по семейному воспитанию, педагог-психолог, логопед и психиатр. Спецификой нашей модели поддержки является ее включенность в общую систему комплексной медико-психологической и социально-педагогической помощи детям в районе. Она осуществляется в условиях сельских дошкольных микроцентров социально-педагогической поддержки семьи и ребенка.

В качестве основного средства актуализации воспитательных возможностей сельского социума мы избрали междисциплинарное и межведомственное взаимодействие.

^ Междисциплинарное взаимодействие на макроуровне

Междисциплинарное взаимодействие специалистов отдела образования в работе с семьями, воспитывающими детей дошкольного возраста в домашних условиях

^ Методист по семейному воспитанию – организация и координация работы с семьями; анализ состояния семейного воспитания по микроцентрам; повышение профессиональной компетентности дошкольных социальных педагогов по работе с семьей. Ведет Школу будущих матерей при женской консультации ЦРБ. Принимает участие в заседаниях Клуба молодой семьи.

Педагог-психолог - индивидуальный прием родителей; психологическое просвещение через средства массовой информации и выступления на родительских собраниях. Ведет Клуб молодой семьи при отделе ЗАГС. Организует проведение диагностики семейного воспитания, уровня развития детей и анализирует полученные данные. Отвечает за выпуск журнала для социальных педагогов.

Логопед – консультация родителей по проблемам развития речи детей дошкольного возраста; проводит практические занятия по коррекции и развитию речи с детьми, не посещающими детский сад. Организует проведение диагностики уровня речевого развития детей, не посещающих детский сад, и анализирует полученные данные. Разрабатывает рекомендации для родителей и социальных педагогов.

^ Специалист по воспитательной работе – организация и управление всей работой по семейному воспитанию в районе. Оказание помощи в разработке и проведении мероприятий с семьей. Подготовка методических рекомендаций для педагогов. Осуществление контроля за организацией работы с семьей в образовательных учреждениях. Координация работы с родителями в образовательных учреждений. Принимает участие в работе клуба молодой семьи.

^ Специалист по охране прав детей – выявление неблагополучных семей и организация работы с данной категорией семей.

Специалист по дошкольному воспитанию – оказание методической и организационной помощи в работе с семьями.

Таким образом, интегративный подход требует усиления социально-педагогической функции специалистов районного отдела образования.

Эффективными формами поддержки сельских семей являются выездные консультации специалистов районного центра на село, проведение диагностики уровня психического развития ребенка дошкольного возраста, готовности к школе, медицинское обследование детей дошкольного возраста, лекции специалистов, индивидуальное консультирование родителей, проведение психологом и логопедом практических занятий с детьми и обучение этому родителей и социальных педагогов.

^ Межведомственное взаимодействие на макроуровне

Необходимость межведомственного взаимодействия обусловлена разобщенностью, отсутствием целенаправленного управления деятельностью учреждений и организаций в работе с семьей.

Основными субъектами поддержки на этом уровне являются отдел образования, отдел культуры районной администрации, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, образовательные учреждения, центральная районная больница, органы социальной защиты.

Цель взаимодействия – обеспечение сельских семей, воспитывающих детей дошкольного возраста в домашних условиях, разными видами социально-педагогической поддержки.

^ Районная администрация:

комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав – работа с неблагополучными семьями: обсуждение родителей, уклоняющихся от воспитания детей; направление их к районным специалистам – наркологу, психологу, психиатру для обследования и при необходимости постановки на учет. Контроль за выполнением рекомендаций и решений Комиссии, состоянием семейного воспитания в неблагополучных семьях;

отдел ЗАГС, специалисты по делам молодежи, отдел культуры - проведение клуба «Молодая семья»;

отдел культуры: организация семейного досуга; проведение конкурсов, фестивалей, клубов для детей и родителей; организация работы кружков;

сельская администрация - работа с семьями, воспитывающими детей дошкольного возраста на дому; помощь образовательным учреждениям в предоставлении транспорта для обследования детей на ПМПК; работа с неблагополучными семьями;

центральная районная больница – «Школа будущей матери» на базе женской консультации; прием социальным педагогом детей дошкольного возраста в детской консультации.

^ Поле взаимодействия центральной районной больницы и отдела образования: а) реализация совместных проектов: «Школа будущей матери», б) совместный медико-педагогический патронаж семей, воспитывающих детей раннего возраста (табл.4).

Таблица 1

Взаимодействие Психологического центра и центральной районной больницы

Психологический центр

ЦБР

Прием дошкольного социального педагога в детской консультации ЦРБ;

Педагогическое и психологическое консультирование родителей;

Обеспечение психолого-педагогическими программами

Медицинское просвещение семей, воспитывающих детей дошкольного возраста в домашних условиях

znaki-mincmejsterov-rabotavshih-v-moskve.html
znakomstvo-s-ciframi-doshkolnikov.html
znakovo-simvolicheskie-funkcii-kostyuma-v-istorii-kulturi.html
znamenatelnie-i-pamyatnie-sobitiya-2007-goda-stranica-3.html
znamenitosti-english.html
znamennij-raspev-i-problemi-ego-ispolneniya-v-sovremennih-usloviyah-chast-5.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sabati-tairibikldk-zhne-senmhat-sabati-masati-blmdlk.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iz-zakona-rossijskoj-federacii-o-bezopasnosti-ot-5-marta-1992-g-stranica-3.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/62-predpolagaemie-dohodi-1-2-opisanie-produkcii-i-uslug-6.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/administrativnoe-presechenie-kak-mera-administrativno-pravovogo-prinuzhdeniya-chast-25.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-4-kontrol-za-ispolneniem-dokumentov-instrukciya-po-deloproizvodstvu-federalnoe-gosudarstvennoe-obrazovatelnoe.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obrazovatelnie-uchrezhdeniya-perechen-professij-specialnostej-po-kotorim-osushestvlyaetsya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/srednevekove-poryaz-stranica-3.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-kratkaya-harakteristika-socialno-ekonomicheskogo-polozheniya-regiona-rf-6-stranica-10.html
  • esse.bystrickaya.ru/psihologya-relg-yak-relgznavcha-disciplna.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kakova-funkciya-centralnogo-rechevogo-apparata-i-ego-otdelov-programma-disciplini-dpp-f-02-logopediya-celi-i.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zanyatie-6-upravlenie-korporativnoj-kulturoj-pri-provedenii-organizacionnih-izmenenij.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-10-mihail-uspenskij.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/skazka-v-3-h-dejstviyah.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-30-psihologicheskie-voprosi-korablevozhdeniya-i-morskoj-praktiki-kniga-predstavlyaet-soboj-pervuyu-popitku-sistematicheskogo.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/krug-2-boj-k-4-temi-krug-1-boj-a-4-temi.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/relef-territorii-rf-i-sbz-kurs-lekcij-po-discipline-fizicheskaya-geografiya-rossii-tatarstana-i-stran-blizhnego.html
  • education.bystrickaya.ru/21-uchastie-po-zakon-v-sdebni-zasedaniya-po-administrativni-dela-dokla-d-za-prilaganeto-na-zakona-i-za-dejnostta.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-8-vozdejstvie-bakteriologicheskogo-biologicheskogo-oruzhiya-uchebnik-razrabotan-v-sootvetstvii-s-programmoj-podgotovki.html
  • institute.bystrickaya.ru/gavalda-a-glotok-svobodi-roman-a-gavalda-m-astrel-ast-2010-190-s-isbn-978-5-17-067115-1-978-5-271-27788-7.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdatochnij-material-k-modulyu-menedzhment.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tablica-3-itogi-iv-respublikanskoj-diagnostiki-obrazovatelnih-dostizhenij-uchashihsya-vipusk-4-izdatelstvo-biro.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-gorodskom-konkurse-myagkoj-igrushki-rozhdestvenskij-podarok.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obshie-vivodi-i-zadachi-na-sleduyushij-uchebnij-god-publichnij-otchet-mou-sangarskaya-gimnaziya-za-2009-2010-uchebnij.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kurs-lekcij-po-speckursu-dlya-studentov-visshih-yuridicheskih-zavedenij-i-yuridicheskih-fakultetov-universitetov-obuchayushihsya-po-specialnosti-12-00-03-yurisprudenciya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ii-edinij-spisok-produkcii-podlezhashej-obyazatelnoj-sertifikacii-pri-pomeshenii-pod-tamozhennie-stranica-16.html
  • lecture.bystrickaya.ru/41-rezultati-finansovo-hozyajstvennoj-deyatelnosti-kreditnoj-organizacii-emitenta.html
  • crib.bystrickaya.ru/graal-i-otkrovenie-apostola-ioanna-konspekt.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-na-temu-razvitie-tvorcheskih-sposobnostej-mladshih-shkolnikov-na-urokah-matematiki.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-pervaya-oldos-leonard-haksli-o-divnij-novij-mir.html
  • klass.bystrickaya.ru/anketa-zayavka.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/analiz-1-5-glav-osnov-socialnoj-koncepcii-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vidi-nalogov-za-rubezhom.html
  • turn.bystrickaya.ru/opredelenie-rashoda-teplovoj-energii-na-sobstvennie-nuzhdi-kotelnih-instrukciya-p-o-organizacii-v-minenergo-rossii.html
  • education.bystrickaya.ru/15-yanvarya-v-14-00-sostoitsya-press-konferenciya-na-temu-oplata-zhilya-i-kommunalnih-uslug-v-2008-godu.html
  • abstract.bystrickaya.ru/35-vzaimodejstvie-s-pedagogicheskoj-obshestvennostyu-naseleniem-oblasti.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.