.RU

Запад есть запад, восток есть восток

Запад есть запад, восток

есть восток, не встретиться

им никогда. Лишь у подножья

Престола Божья в день

страшного суда.

Эти строки, принадлежащие великому английскому писателю

Редьярду Киплингу, и по сей день привлекают внимание. Одни

соглашаются с Киплингом, говоря, что Востоку и Западу дейс-

твительно не понять друг друга. Другие, наоборот, протестуют,

указывая на то, что Восток европеизируется, а Запад проявляет

все больший интерес к традициям востока ( философии, искусс-

твам, медицине).

Под восточной цивилизацией подразумевается прежде всего

Индия, Китай и Япония на протяжении гигантского временного

промежутка: с середины 2 тысячелетия до н.э. - по 17 век н.э.

- 3000 лет. За это время на Западе успели одна за другой сме-

ниться несколько цивилизаций.

В устойчивости Восточной цивилизации и состоит первая

особенность Востока. Запад движется вперед как бы рывками. И

каждый рывок (Античность, Средневековье и т.д.) сопровождает-

ся крушением старой системы ценностей, а также политических и

экономических структур. Развитие Востока, напротив, предстает

как сплошная линия. Новые веяния здесь не разрушают устои ци-

вилизации. Напротив, они органично вписываются в старое и

растворяются в нем.

Восток очень гибок, он способен вобрать и переработать

многие чуждые себе элементы. Так, по замечанию одного из

крупнейших востоковедов, нашествия "варваров" ( кочевых пле-

мен, живших на границах Китая и переживавших период разложе-

ния первобытнообщинного строя ) не только не уничтожили ки-

тайское государство, но даже не прервали его существования...

И даже в северной части страны, где образовались "варварские"

королевства, эти королевства очень скоро перестали быть "вар-

варскими", превратившись в те же китайские. Коренное китайс-

кое население этой части страны ассимилировало пришельцев и

привило им свою цивилизацию.

Кроме того, в отличие от Европы, на Востоке сосущество-

вало множество религий, и даже ислам, непримиримый в отноше-

нии западного христианства, довольно спокойно уживался с тра-

диционными восточными верованиями. Таким образом, какие бы

потрясения не происходили, основы цивилизации оставались не-

зыблемыми.

Второй важной особенностью Востока являлось то, что об-

щество здесь не утеряло связи с природой.

Любимым доводом европейских колонизаторов в пользу заво-

еваний было утверждение, что они облагодетельствовали людей

Востока тем, что те были неспособны создать сами ( машинами,

новейшим оружием и т.д.). Обычно в этом видят лишь примитив-

ную попытку оправдаться. Однако большинство европейцев были в

свое время свято в этом убеждены. Так в чем же здесь дело?

Разгадка в принципиальной разнице психологии представителей

двух цивилизаций.

Европейцы в своем развитии пошли самым простым путем.

Свое несовершенство и слабость перед силами природы они нача-

ли возмещать созданием громоздких машин. Они резко выделили

себя из природы, перестали чувствовать себя ее частью. Более

того, природа в их понимании стала чем-то вроде врага. Ее на-

до было одолеть, победить, поставить себе на службу. Убедив

себя, что человек есть венец творения и все в этом мире соз-

дано исключительно для него, европейцы принялись перекраивать

природу на свой лад и расхищать ее богатства, не считаясь ни

с загрязнением окружающей среды, ни с другими потерями. еще

бы - природа ведь "не храм, а мастерская", как выражался Ба-

заров в романе Тургенева "Отцы и дети".

В отличие от европейцев человек Востока никогда не терял

связи со средой обитания. Свои помыслы он направил не на соз-

дание механизмов, возмещающих собственное несовершенство, а

на то, чтобы усовершенствовать свои душу и тело. Мир воспри-

нимался им, как единое целое, и человек в этом целом не гос-

подин, а лишь одна из составных частей. А раз так, то цель

человека - не вражда, а стремление быть с природой в гармонии

и, познав основные ее законы, постараться не противоречить

им. Так, философы Востока считали, что народы и государства

должны развиваться естественным (природным) образом, беря

пример с растений и животных, в жизни которых нет ничего лиш-

него, случайного.

Стили различных боевых искусств Востока сложились в ре-

зультате наблюдений за движениями диких зверей (тигра, медве-

дя, обезьяны и т.д.) Досконально изучив окружающую среду, че-

ловек Востока знал, как она воздействует на его организм.

Например, эффективность ударов ( в боевых искусствах) в раз-

личные точки тела рассчитывалась в зависимости от времени

дня.

Люди Востока были убеждены в том, что лишь тогда человек

может совершенствовать мир, когда путем совершенствования об-

ретет гармонию и цельность в себе самом. Ибо ему полностью

чужды зло и стремление разрушать.

Культура Древнего Китая достигла высокого уровня. Уже в

очень давние времена ученые Китая сделали многие важные отк-

рытия в области астрономии, математики, медицины и других на-

ук. Во 2 тысячелетии до н.э. в Китае существовала уже иерог-

лифическая письменность. Несколько позднее были изобретены

компас, а затем сейсмограф. В середине первого тысячелетия до

н.э. был составлен первый в мире звездный каталог, насчиты-

вавший 800 светил.

Третьей особенностью Востока является приверженность

традиции. Традиция встречалась и в Европе, однако в цивилиза-

циях Востока была возведена в далеком прошлом, в мифическом

"золотом" веке. И все новое получало оправдание только тогда,

когда можно было подыскать, что-нибудь подобное в древности.

Все здесь непрестанно повторяется, несколько видоизменя-

ясь, но сохраняя обязательно черты сходства. Человеку евро-

пейского Средневековья в голову не могло прийти писать в сти-

ле Гомера. А на Востоке на протяжении 3000 лет можно встре-

тить в стихах одни и те же размеры, мелодии и т.д.

Любое неоправданное нарушение традиций ( даже самых нез-

начительных) воспринималось как сущий кошмар. Так, великий

китайский философ Конфуций повествует об одном сановнике,

устраивавшем "в храме танцы, в которых танцоры выстраивались

в восемь рядов". Поскольку в древности такие праздники мог

давать только император, Конфуций с возмущением заявляет:"Ес-

ли это можно вынести, то что же тогда нельзя выносить?!". Он

же создал целую теорию ( до сих пор имеющую на Востоке огром-

ное влияние) о том, что общество должно жить по раз и навсег-

да установленному ритуалу поведения. Без ритуала, по его мне-

нию, обесценивается все. "Почтительность без ритуала приводит

к суете. Осмотрительность без ритуала превращается в боязнь.

Смелость без ритуала выглядит грубостью". Ритуал властвует не

только в человеческом обществе, но и в природе. Ему подчинены

смена времен года, расцвет и увядание. Свою теорию Конфуций

также воспринимал не чем-то новым, а лишь возрождением учений

прежних веков. "Излагаю, но не создаю. С любовью и верой от-

ношусь к древности".

Отношение к религии является одним из важнейших показа-

телей в характеристике цивилизации. На Востоке оно весьма от-

личается от западного. Да и сами религии здесь разнообразны и

непохожи на христианство. Вот, к примеру, конфуцианство. Его

называют религией, но это скорее набор правил и норм, опреде-

ляющих жизнь человека в обществе.

Главным в конфуцианстве были вопросы этики, морали и уп-

равления государством. Основным принципом конфуцианской этики

является понятие жэнь ("гуманность") как высший закон взаимо-

отношений людей в обществе и семье. Жэнь достигается путем

нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения ли

("этикета") - норм поведения, базирующихся на почтительности

и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании роди-

телей, преданности государю, вежливости и т.д. Согласно кон-

фуцианству, постичь жэнь могут лишь избранные, так называемые

цзюнь цзы ("благородные мужи"), т.е. представители высших

слоев общества; простолюдины же - сяэ жэнь (дословно - "мел-

кие людишки") не в состоянии постичь жэнь. Это противопостав-

ление "благородных" простолюдинам и утверждение превосходства

первых над вторыми, часто встречающиеся у Конфуция и его пос-

ледователей,- яркое выражение социальной направленности,

классового характера конфуцианства.

Конфуцианство уделяло большое внимание вопросам так на-

зываемого гуманного управления, опираясь на идею обожествле-

ния власти правителя, существовавшую до конфуцианства, но им

развитую и обоснованную. Государь объявлялся "сыном неба"

(тяньцзы), правившим по повелению неба и выполнявшим его во-

лю. Власть правителя признавалась конфуцианством священной,

дарованной свыше, небом. Считая, что "управлять - значит исп-

равлять", конфуцианство придавало большое значение учению

чжэн мин (об "исправлении имен"), которое призывало ставить

всех в обществе на свои места, строго и точно определять обя-

занности каждого, что было выражено словами Конфуция:"Госу-

дарь должен быть государем, подданный - подданным, отец - от-

цом, сын - сыном". Конфуцианство призывало государей управ-

лять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи

добродетели, примером высоконравственного поведения, на осно-

ве обычного права, не обременять народ тяжелыми налогами и

повинностями.

Боги не очень-то волновали Конфуция. Они, конечно, уста-

новили эти самые правила в незапамятные времена. Но этим, в

общем-то, и ограничились их контакты с миром людей. "Богов я


zverinij-bit.html
zvezdi-i-ih-sudba-chast-3.html
zvezdi-podarili-sirotskim-detyam-prazdnik.html
zvicha-ta-obryadi-na-ukran-chast-2.html
zvt-pro-prohodzhennya-pedagogchno-praktiki.html
zvt-pro-prohodzhennya-praktiki-za-specalnstyu-nzhener-komp-yuternih-sistem.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sovmestimost-ipv6-uchebnoe-posobie-chast-pervaya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/struktura-sbornika-informaciya-i-primeri-voprosi-dlya-samokontrolya-i-uprazhneniya-mnozhestvennij-vibor.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zachatie.html
  • spur.bystrickaya.ru/kosmogoniya-induizma-uchebnoe-posobie-vtoraya-redakciya-2010-g-udk-23254-2141-112-bbk-86-286-33.html
  • lesson.bystrickaya.ru/trete-liricheskoe-otstuplenie-andrej-vadimovich-makarevich.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/o-genialnosti-n-a-kozireva-1908-1983-pod-red-v-s-churakova-biblioteka-vremeni-vip-1-shahti-izd-vo.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/assortimentnaya-politika-kak-napravlenie-marketingovoj-deyatelnosti-turistskoj-firmi-chast-9.html
  • pisat.bystrickaya.ru/struktura-kursovogo-proekta-biznes-planirovanie-i-investicii-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kursovogo-proekta.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kliniko-psihologicheskie-problemi-lyudej-pozhilogo-vozrasta.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/sravnitelnaya-effektivnost-protivovirusnih-preparatov-v-lechenii-recidiviruyushej-urogenitalnoj-gerpeticheskoj-infekcii.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-1-prochitajte-tekst-i-otvette-na-voprosi-frejd-z-soznanie-i-bessoznatelnoe.html
  • letter.bystrickaya.ru/na-dmitrieva-n-v-medvedev-kandidat-filosofskih-nauk-professor.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-organizaciya-raboti-stacionara-dlya-netransportablnih-bolnih-g-nizhnij-novgorod-2010-g.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tvc-delovaya-moskva-22052006-butlickij-grigorij-1410-gosduma-rf-monitoring-smi-23-maya-2006-g.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-usloviyah-visokoj-mobilnosti-kapitala-i-mikroekonomicheskij-analiz-glava-mirovoe-hozyajstvo-logika-i-struktura-razvitiya.html
  • education.bystrickaya.ru/23-maya-2012-goda-v-11-00-zdaniya-i-sooruzhenij-sanatoriya-profilaktoriya-lesnoe.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/predlagaemie-programma-i-byudzhet-na-dvuhletnij-period-2012-2013gg-predstavleni-generalnim-direktorom.html
  • report.bystrickaya.ru/issledovanie-problemi-proyavleniya-agressii-detej-i-podrostkov.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/programmno-metodicheskoe-obespechenie-obrazovatelnogo-processa-na-201112-uchebnij-god.html
  • lesson.bystrickaya.ru/nekotorie-aspekti-otravlenij-azotnoj-kislotoj-i-okislami-azota-pri-himicheskih-avariyah-chast-3.html
  • literature.bystrickaya.ru/demograficheskaya-politika-chast-4.html
  • control.bystrickaya.ru/deti-razdorov.html
  • klass.bystrickaya.ru/azimov-a-rasi-i-narodi-gen-mutaciya-i-evolyuciya-cheloveka-a-azimov-u-bojd.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vidi-i-tehniki-slushaniya-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-specialnosti-02-04-10-psihologiya-ochnaya.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-3-osnovnie-opredeleniya-i-ponyatiya-menedzhmenta-kachestva-konspekt-lekcij-po-kursu-upravlenie-kachestvom.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sozdanie-yuridicheskih-lic-v-respublike-belarus.html
  • student.bystrickaya.ru/313-osnovnie-priemi-raboti-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-informatika-nazvanie-disciplini.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-3-dva-znacheniya-ekonomicheskogo-formi-integracii-hozyajstva-kpolani.html
  • institute.bystrickaya.ru/gorod-volgodonsk-stranica-4.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primenenie-distancionnih-obrazovatelnih-tehnologij-v-klassicheskoj-sisteme-obrazovaniya-fakulteta-vmk-nngu.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-ii-o-soblyudenii-socialno-ekonomicheskih-prav-grazhdan-na-territorii-karachaevo-cherkesskoj-respubliki.html
  • lecture.bystrickaya.ru/5-konsultaciya-malchik-dumaet-o-svoej-bezishodnosti-nikak-emu-ne-udayotsya-viuchit-partiyu-na-skripke-3-goda-nazad.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sistema-indikatorov-ocenki-rezultatov-v-razreze-celej-i-zadach-kompleksnogo-investicionnogo-plana-modernizacii-g-chusovogo-permskogo-kraya-na-2010-2015-godi.html
  • znanie.bystrickaya.ru/619-razvitie-nauki-i-innovacij-utverzhdena-strategiya-razvitiya-strani-na-2009-2011-godi.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-biznes-tur-izrail-1-den-pribitie-v-aeroport-ben-gurion-pereezd-v-tel-aviv-razmeshenie-v-otele-posle-14-00-vecherom-ekskursiya-po-vechernemu-yaffo.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.