.RU

Зарождение и развитие телевизионной критики в контексте отечественной литературной культуры XX века

Е. Е.Захаров

Саратовский государственный университет, кафедра общего литературоведения и журналистики

В статье осмысляется культурная природа феномена телевизионной критики, обосновывается его значимость для научных и образовательных штудий в области журналистики, определяются перспективные маршруты его изучения. Оказываясь одним из проявлений телевизионной культуры, телекритика в то же время продолжает богатейшие традиции русской литературной рефлексии, поэтому зарождение телекритики и ее современное функционирование предлагается оценивать в контексте устойчивых литературных представлений XX века.

Несмотря на то что научная, учебно-методическая и профессионально-практическая значимость феномена медиакритики осознана сравнительно недавно, в последние годы появилось несколько теоретико-журналистских работ, осмысляющих природу, функции и учебно-научные перспективы изучения критики средств массовой информации. В один голос сетуя на то, что «критика практически выпала из поля зрения исследователей СМИ»1, что «журналистская критика - недостаточно проясненная пока профессиональная сфера»", да и сама она «находится в стадии самоопределения и становления»'1, новейшие исследователи настойчиво внушают убеждение в необходимости создания самостоятельной теории и истории журналистской критики, актуальность которой обусловлена важностью самого предмета.

По мнению А. П. Короченского, автора единственной на сегодняшний день отечественной монографии о медиакритике, распространение регулярной оценки и интерпретации текстов СМИ (текстов - в широком, семиотическом смысле) должно сказаться, в первую очередь, на качестве самого медийного продукта: современной печатной и электронной прессе явно не хватает влиятельного «зеркала», способного продемонстрировать нашей становящейся и пока еще полупрофессиональной журналистике ее многочисленные творческие, технические и, так сказать, ментальные просчеты. Критика по своей природе может стать ключевым элементом в коммуникативных взаимоотношениях СМИ и общества, который, с одной стороны, приоткрывает перед аудиторией тайну журналистской «кухни», а с другой -выражает культурно-информационные и эстетические запросы читательской (зрительской, слушательской) массы. Именно это позволяет говорить о «регулятивной» функции медиакритики, о ее «демократическом потенциале», о «цивилизующем начале», которое «способствует коррекции и нейтрализации негативных проявлений в деятельности СМИ и в их взаимодействии с обществом - в частности, тенденций, порожденных нерегулируемым или недостаточно эффективно регулируемым развитием рыночных отношений в медийной сфере и чрезмерной коммерциализацией массово-информационной деятельности»4.

Многие вузовские специалисты в области журналистики (В.В.Прозоров, А. В. Федоров, Г. В. Кузнецов и др.) рассматривают медиакритику в качестве необходимого компонента современного журналистского образования. Действительно, любая творческая деятельность должна начинаться с эмоционально-аналитических взыскательных рефлексий по поводу этой деятельности. По-настоящему профессиональный талантливый писатель (художник, режиссер и т.п.) не может состояться, не будучи талантливым же читателем, зрителем и, в хорошем смысле, подражателем. Так и журналист «начинается с умения читать, слушать, смотреть - воспринимать чужие производственные опыты. Только так можно шаг за шагом сформировать в себе важнейшие критерии отношения к собственному делу»5.

Построение полноценной теоретической системы знаний о медиакритике немыслимо без понимания ее культурных истоков, без генетического и диахронического анализа. Авторы новейших исследований единодушно обнаруживают родственную связь медиакритики с критикой литературы и других искусств. Г. В. Кузнецов, например, рассказывает, что дипломники факультета журналистики МГУ «пробуют искать корни эстетических пристрастий телекритиков в традициях Герцена и Добролюбова. Наиболее вдумчивые вспоминают еще Стасова и Шкловского, то есть музыкальную, художественную, кинематографическую, театральную критику, чьи традиции должны лежать в основе добротной критики ТВ»6. По мнению A. П. Короченского, критике СМИ «свойственна большая степень близости с другими областями критико-журналистского творчества - кинокритикой, литературной, музыкальной критикой, вплоть до их взаимопроникновения» - но только там, где медиа-критика менее всего связана с «журналистским компонентом медийного содержания» .

B. В. Прозоров - наоборот, видит не только типологическое родство, но и отчетливую преемственную связь именно между журналистской и литературной критикой: «Критика журналистского творчества, обращенная на эстетические и нравственные достоинства и недостатки в произведениях СМИ, на профессиональные особенности журналистов, на их этические позиции, политико-экономические взгляды, гуманитарно-правовые убеждения и т.д., в нынешних переворотившихся социокультурных обстоятельствах отчасти берет на себя исполнение прежних, традиционных для России общественных обязанно-стей критики литературной» .

Очевидно, что к осмыслению истории отечественной журналистской критики, к выявлению культурных обстоятельств ее возникновения сделаны лишь первые, хотя и зримо поступательные, концептуально перспективные шаги. Детальное изучение проблемы зарождения и развития критики СМИ в России - одна из насущных задач современной журналистской науки, решение которой должно существенно дополнить, а то и скорректировать складывающиеся представления о природе рассматриваемого феномена.

Показателен в этом отношении опыт А. П. Короченского, в монографии которого, вопреки уверениям автора, явно преобладает синхронический взгляд на медиакритику как на явление конца XX - начала XXI века -взгляд, который, думается, несколько сужает понимание культурной сущности и функций феномена. Безальтернативное употребление термина «медиакритика» («критика СМИ») заведомо ограничивает научный поиск хронологическим рубежом середины XX столетия: по отношению к более ранним журналам и газетам вряд ли вполне применимо понятие «средства массовой информации» (или его заимствованный эквивалент «масс-медиа»). Между тем первые регулярные рефлексии по поводу журналистской продукции обнаруживаются задолго до указанной даты - и в начале XX, и в XIX веке.

С другой стороны, обращает на себя внимание отчетливый прогностический и нормативно-повелительный пафос работы ростовского исследователя. А. П. Корочен-ский, как, впрочем, и другие авторы, признает распространение медиакритики делом будущего и не столько анализирует существующие образцы критико-журналистского творчества, сколько высказывает предположения о том, какой может стать и какой должна стать медиакритика. Правомерность такого подхода не вызывает возражений, однако он требует еще более досконального изучения исторической природы явления. По логике же автора выходит, что полноценной истории медиакритики еще и не существует... Возникающее противоречие можно устранить, если говорить не в целом о медиакритике, лишь формирующейся журналистской службе, а об одном из ее видов - о телевизионной критике, которая реально функционирует в течение полувека и пользуется все большим читательским признанием и профессиональным авторитетом.

Как считает А. П. Короченский, сегодня специализации медиакритики «не могут существовать и рассматриваться в отдельности, в отрыве друг от друга»9. Практика показывает обратное: современная телекритика сложилась в отдельный журналистский институт со своими традициями и функциями, со своими классиками (В. Саппак, С. Муратов и др.) и нынешними лидерами (по общему мнению - И. Петровская), со своими печатными органами («Искусство кино», «Известия»). И если по принципиальным творчески-коммуникативным задачам, которые она ставит перед своими авторами, телекритика и не отличается разительно от своих собратьев (радиокритики, критики печатной и сетевой прессы), то специфика самого телевидения - парадоксального, многослойного и мало еще, в сущности, изученного феномена - диктует ей совершенно исключительные задачи и условия существо-вания. И в первую очередь следует говорить, конечно, об уникальной популярности телевидения. «Журналистские тексты, - пишет В. В. Прозоров, - занимают умы и сердца сограждан в такой степени, какая никогда не снилась ни одному из искусств, включая ки-нематограф» . Можно с уверенностью утверждать, что ныне телевидение достигло такой степени массовости, популярности и влиятельности, которая не снилась ни газетам, ни радио, ни (пока еще!) Интернету. В отличие от недавнего прошлого телевидение сегодня стало для большинства главным и даже единственным «окном в мир» - источником знаний и эмоциональных переживаний, средством формирования культурных представлений о мире. Через несколько десятилетий после завершения эпохи отечественного культурного литературоцентризма властно и решительно наступает новая эпоха -эпоха телецентризма.

Одной из причин тотального, лавинообразного распространения телевидения, о котором пророчески писал еще В. Саппак в знаменитой книге «Телевидение и мы», является, возможно, то, что оно быстро преодолело границы, отводимые ему как средству массовой информации. По словам Э. Г. Багирова, «телевидение можно рассматривать в одном ряду с газетами, журналами, радиовещанием - как специфический вид журналистики, и можно подходить к нему как к особому эстетическому явлению, соотносимому, например, с фотоискусством или искусством кино»11. Телевидение на протяжении своей истории проявляется все больше не как культурно-информационный, а как культурно-эстетический феномен.

В принципе, по признанию большинства теоретиков, качества художественней образности присущи тексту любого СМИ, который «не столько с протокольной точностью повествует о случившемся, сколько сам рисует портрет господина Случая»'2. И дело здесь не ограничивается тем, что в медийном комплексе могут присутствовать «журналистские» (-документальные) и «нежурналистские» (^художественно-образные)


v-v-oblasti-molodezhnoj-politiki-uluchsheniya-demograficheskoj-situacii.html
v-v-veresaeva-grecheskie-pisateli-o-mogushestve-minosa.html
v-vinogradov-slovo-i-znachenie-kak-predmet-istoriko-leksikologicheskogo-issledovaniya-stranica-2.html
v-vivodi-metodika-provedeniya-funkcionalnih-obzorov-doklad-podgotovlen-dlya-pravitelstva-rossijskoj-federacii.html
v-vojnovich-dva-tovarisha.html
v-vtoroe-pokolenie-i-poslednie-stanut-pervimi.html
  • assessments.bystrickaya.ru/d-ceppa-malin-misselden-man-plan-etoj-chasti-ot-istokov-do-platona-analiticheskie-dostizheniya-aristotelya.html
  • tests.bystrickaya.ru/mantri-dharani-mircha-eliade.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-publichnom-doklade-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/433-molochnie-produkti-dlya-lechebnogo-i-dieticheskogo-pitaniya-detskogo-pitaniya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ispaniya-na-mirovom-turistskom-rinke-chast-5.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-ii-korrekcionno-vospitatelnaya-rabota-s-doshkolnikami-s-narusheniyami-intellekta.html
  • esse.bystrickaya.ru/referat-po-fizike-na-temu-zvukovie-volni-.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kvalifikacionnie-testi-po-hirurgicheskoj-stomatologii-metodi-obezbolivaniya-v-hirurgicheskoj-stomatologii-stranica-4.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tajnaya-doktrina-stranica-44.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-raboti-uchebno-metodicheskogo-obrazovatelnogo-centra-na-2007-2008-uchebnij-god.html
  • student.bystrickaya.ru/15-20-povisheniya-nadezhnosti-raboti-oborudovaniya-na-10-15.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nelichnie-formi-glagola-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-inostrannij-yazik-nazvanie.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/institut-dokazatelstva-v-grazhdanskom-processe.html
  • studies.bystrickaya.ru/audit-lekcii-chast-11.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-teoriya-i-metodi-prinyatiya-reshenij-dlya-napravleniya-080500-62-menedzhment-avtor-programmi-v-v-podinovskij.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/issledovanie-potrebitelej-i-obrazovanie-strategicheskih-polej-deyatelnosti.html
  • shkola.bystrickaya.ru/upravlenie-predpriyatiyami-rosproma-materinskie-iupravlyayushie-kompanii-obvinitelnoe-zaklyuchenie-po-ugolovnomu-delu-18432766-07.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-7-obshie-tvorcheskie-sposobnosti-psihologiya-obshih-sposobnostej-izdanie-2-e-rasshirennoe-dopolnennoe.html
  • notebook.bystrickaya.ru/hochu-vas-vseh-poblagodarit-za-to-chto-nashli-vozmozhnost-i-vremya-i-priehali-na-etu-konferenciyu-geografiya-ochen-bolshaya-ot-sankt-peterburga-do-vladivostoka.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-sedmaya-boris-akunin.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zasedaniya-edinoj-komissii-po-rassmotreniyu-i-ocenke-kotirovochnih-zayavok-na-pravo-zaklyucheniya-municipalnogo-kontrakta-na-okazanie-uslug-po-ispolzovaniyu-buhgalter.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadachi-k-biletam-po-fizike-9-klass-literatura.html
  • writing.bystrickaya.ru/avram-v-egipte-preosvyashennejshij-veniamin-episkop-vladivostokskij-i-primorskij-professor-kandidat-bogosloviya.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/volya-do-zhittya.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadachi-posetit-dnevnoj-stacionar-otdeleniya-vosstanovitelnogo-lecheniya-shadrinskoj-gorodskoj-polikliniki-provesti-analiz-ambulatornih-kart-dnevnogo-stacionara.html
  • bystrickaya.ru/znachenie-igri-dlya-vsestoronnego-razvitiya-rebyonka-chast-4.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vlast-chast-4.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-ohrane-truda-v-zagorodnih-detskih-ozdorovitelnih-lageryah.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vi-spisok-bibliotek-imffpavlenkova-m-s-shekoldina-redaktor-l-s-vedernikova-kompyuternij-nabor-n-i-mimrina.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kakaya-alternativnaya-grazhdanskaya-sluzhba-v-rossii-budet-s-01012004-goda.html
  • institute.bystrickaya.ru/geografiya-mazmnina-araj-kartalar.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-3-sherlin-harris-klub-mertvyakov.html
  • student.bystrickaya.ru/113-sovershenstvovanie-zakonodatelstva-v-sfere-selskogo-hozyajstva-zemelnih-otnoshenij-lesopolzovaniya-prirodopolzovaniya-i-nedropolzovaniya.html
  • education.bystrickaya.ru/3-teoreticheskij-material-3-1-didaktika-nauka-ob-obuchenii-uchebno-metodicheskij-kompleks-umk-uchebno-metodicheskij.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-iv-upravlenie-sistemoj-visshego-i-poslevuzovskogo-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.