.RU

Зарубежная литература ХХ века

ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С. М. КИРОВА

Реферат на тему:

«Зарубежная литература ХХ века»

Работу выполнила:

Тигранян Елена Эдиковна

1 курс, 100 группа

экономика

ВБШ – факультет

г. Псков, 2010 г.


Введение

«Мировая литература первой половины XX века развивалась под непосредственным воздействием событий истории. Важное место в литературе принадлежит антивоенной теме. Ее истоки – в первой мировой войне 1914-1918 годов. Антивоенная тема стала основой в произведениях писателей «потерянного поколения» - Э. М. Ремарка, Э. Хемингуэя, Р. Олдингтона. Они увидели в войне страшную бессмысленную бойню и осудили ее с гуманистических позиций. Не остались в стороне от этой темы и такие писатели, как Б. Шоу, Б Брехт, А. Барбюс, П. Элюар и другие.

Большое влияние на мировой литературный процесс оказали революционные события в России в октябре 1917 года. В защиту молодой советской республики против иностранной интервенции выступили такие писатели, как Д. Рид, И. Бехер, Б. Шоу, А. Барбюс, А. Франс и другие. Почти все прогрессивные писатели мира побывали в послереволюционной России и в своих публицистических и художественных произведениях стремились рассказать о строительстве новой жизни на основе социальной справедливости - Д. Рид, Э. Синклер, Я. Гашек, Т. Драйзер, Б. Шоу, Р. Роллан. Многие не видели и не понимали, какие уродливые формы стало принимать в России строительство социализма с его культом личности, репрессиями, тотальными слежками, доносительством и т. д. Те же, кто увидел и понял, как, например Дж. Оруэлл, Андрэ Жид, были надолго исключены из культурной жизни Советского Союза, так как железный занавес работал исправно, да и у себя на родине они не всегда пользовались пониманием и поддержкой, так как в 30-ые годы в Европе и в США в связи с мировым экономическим кризисом 1929 года усиливается рабочее и фермерское движение, растет интерес к социализму и критика СССР воспринималась как клевета.

Защищая свои привилегии, буржуазия в ряде стран делает ставку на открытую фашистскую диктатуру, политику агрессии и войны. В Италии, Испании и Германии устанавливаются фашистские режимы. 1 сентября 1939 года начинается вторая мировая война, а 22 июня 1941 года фашистская Германия нападает на Советский Союз. Всё прогрессивное человечество объединилось в борьбе против фашизма. Первый бой фашизму был дан в Испании во время национально-революционной войны 1937-1939 годов, о чем Э. Хемингуэй написал свой роман «По ком звонит колокол» (1940г.). В оккупированных фашистами странах (Франции, Польше, Чехословакии, Дании) активно действует подпольная антифашистская печать, публикуются антифашистские листовки, статьи, повести, рассказы, стихи и пьесы. Самая яркая страница в антифашистской литературе – поэзия Л. Арагона, П. Элюара, И. Бехера, Б. Бехера.

Основные литературные направления этого периода: реализм и противостоящий ему модернизм; хотя иногда писатель проходил сложный путь от модернизма к реализму (У.Фолкнер) и, напротив, от реализма к модернизму (Джеймс Джойс), а иногда модернистские и реалистические начала тесно переплетались, являя собой единое художественное целое (М.Пруст и его роман «В поисках утраченного времени»).

Многие писатели остались верны традициям классического реализма ХIХ века, традициям Диккенса, Теккерея, Стендаля, Бальзака. Так жанр романа-эпопеи, жанр семейной хроники развивают такие писатели, как Ромен Роллан («Очарованная душа»), Роже Мартин дю Гар («Семья Тибо»), Джон Голсуорси («Сага о Форсайтах»). Но и реализм ХХ века обновляется, новые темя и проблемы требуют для своего решения новых художественных форм. Тек, Э. Хемингуэй вырабатывает такой прием, как «принцип айсберга» (подтекст, насыщенный до предела), Френсис Скотт Фицджеральд прибегает к двойному видению мира, У. Фолкнер вслед за Достоевским усиливает полифонизм своих произведений, Б. Брехт создает эпический театр с его «эффектом отчуждения или отстранения».

Если реалисты, положившие основу своего творчества наблюдение, изучение действительности, стремящиеся отразить ее объективные закономерности, не чуждались художественных экспериментов, то для модернистов главным было именно экспериментирование в области формы.

Конечно, и их привлекало не только формотворчество, новая форма требовалась для того, чтобы воплотить новое видение мира и человека, новые концепции, в основе которых лежали не столько прямые контакты с действительностью, сколько различные модернистские, как правило, идеалистические философские теории, идеи А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, З. Фрейда, экзистенциалистов – Сартра, Камю, Э. Фромма, М. Хайдеггера и других. Основными модернистскими течениями стали сюрреализм, экспрессионизм, экзистенциализм.

Таких писателей, как Д. Джойса, Ф. Кафку, М. Пруста справедливо считают «мэтрами» модернизма, каждый из них представляет самостоятельное направление, они во многом определили развитие литературы ХХ века.»[1]

Цель: цель данной работы состоит в том, чтобы донести до общества важность зарубежной литературы.

Задачи:

1. доказать, что зарубежная литература так же интересна, как и отечественная.

2. Разобраться во всех составляющих зарубежной литературы ХХ века.

Актуальность: данная работа актуальна, так как наше поколение сейчас читает более современную литературу, нежели литературу серебряного века.


Зарубежная литература и исторические события ХХ века

Период после Первой мировой войны

Великолепный расцвет во всех своих жанрах переживает литература во Франции после Первой мировой войны. Несмотря на войну и послевоенные трудности, образование во Франции всегда оставалось классическим: латынь, классическая литература, история и, конечно, великолепный французский язык, совершенство и чистоту которого оберегают Французская Академия, Сорбонна и десятки других учреждений.

В эти годы своим ораторским искусством блистает философ А. Бергсон, покоряющий соотечественников великолепным французским языком, новыми яркими идеями и понятиями, такими, как «закрытое общество», «открытое общество», «длительность», «творческая эволюция», «жизненный прорыв», «поток сознания» и др. Французский парламент на своем заседании в 1928 г. рассматривал даже вопрос о переносе его лекций из актового зала Коллеж дэ Франс, не вмещающего всех желающих, в здание Парижской оперы и об остановке на время лекций движения по прилегающим улицам.

Замечательный расцвет в это время переживает и французский роман, его язык. Точное и оригинальное свидетельство сложностей бытия у М. Пруста и А. Жида (1869 – 1951); откровения души, раздираемой драмами, - у Ж. Бернаноса (1888 – 1940) и Ф. Мориака (1885 – 1970). В творчестве Ф. Мориака и М. дю Гара (1881 – 1958) роман выступает как монументальное произведение, авторы которого помещают своих героев в самую гущу сложной и напряженной эпохи.

Европейская художественная литература ХХ в. сохраняет верность классическим традициям – это произведение английского романиста Д. Голсуорси, немецкого писателя Т. Манна Г. Бёлля, французских писателей А. Труайя, Р. Роллана, А. Франса и многих других. И это отличает ее от других видов культуры.

В то же время европейская литература испытала воздействие модернизма, что прежде всего проявляется в поэзии. Так, французские поэты П. Элюар (1895 – 1952) и Л. Арагон (1897 – 1982) были ведущими фигурами сюрреализма. Однако наиболее значительными в стиле модерн была не поэзия, а проза – романы М. Пауста («В поисках утраченного времени»), Дж. Джойса ( 1882 -1941) «Дублинцы», «Улисс» и др., Ф. Кафки ( 1875 – 1955) «Процесс», «Замок», «Америка». Эти романы отражают сознание человека перед лицом окружающего его абсурда. Они были ответом на события Первой мировой войны, породившей поколение, получившее в литературе название «потерянного».

Период после Второй мировой войны

Новизна европейской художественной литературы в период после Второй мировой войны – это прежде всего ее окрашенность экзистенциалистской проблематикой и методологией. В первую очередь – это А. Камю (1913 – 1960) и Ж. П. Сартр ( 1905 – 1980), удостоенный за литературное творчество в 1964 г. Нобелевской премии. В художественной форме писатели ставят проблемы человеческого существования, такие, как жизнь, смерть, тоска, беспокойство, грусть, печаль и др. Зачастую способом иносказания они передают свои мировоззренческие позиции. Так, Камю в романе «Чума» (1947) образной, ассоциативной, аллюзивной[2] формой передает свое беспокойство по поводу все еще сохраняющейся в ХХ в. опасности фашизма. Сюжет романа оригинален и прост. На город нападают крысы: одна, две, три. И пока это не превращается в эпидемию, жители города не придают этому значения. Бедствие (нашествие крыс) с большим трудом удается победить. И тогда город охватывает эйфория праздника победы. Камю же устами своего героя предостерегает от опасности повторения эпидемии, настаивает на необходимости бдительности.

Писателей – экзистенциалистов отличает внимательнейшее отношение к каждой детали человеческого состояния в условиях пограничной ситуации. Таковой, например, является состояние здорового человека, обреченного на смерть, описанное Сартром в «Стене». Это небольшое произведение принесло Сартру мировую славу: в нем сконцентрированы основные идеи экзистенциалистов – проблема жизни и смерти, проблемы случайности и судьбы, физиологии и психологии человека, страха и надежды и многие другие.

Послевоенный период характеризуется спадом экономической и психологической напряженности, европейская литература становится плюралистичной как никогда: реалистический роман, психологическая новелла, романтика, ирония, детектив, фантастика – словом, в Европе множится и развивается литература на любой вкус. По-прежнему, по европейским социологическим опросам, на первом месте у читателей интерес к серьезным романам. Во второй половине 80-х годов среди наиболее читаемых авторов-европейцев называли, помимо классиков, англичанина Г. Грина, французов Э. Базена, А. Труайя и его романы о декабристах, Пушкине, Достоевском, Гоголе и Л. Толстом; ирландцев С. Бекета, М. Турнье, П. Модиано.


valerij-boltromeyuk-cos-fsb-rossii-tajnie-stranici-istorii-lg-informejshn-grup-act-moskva-2000.html
valerij-zorkin-stal-dumskim-lobbistom-diplom-v-rassrochku-12.html
valovoj-sbor-zernovih-i-zernobobovih-v-hozyajstvah-vseh-agropromishlennogo-kompleksa-i-selskih-territorij-v.html
valter-skott-i-ego-roman-rob-roj.html
valyutna-sistema-ukrani-svtu-ta-vropi.html
valyutnaya-politika.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rinok-strausinoj-produkcii-strausi-i-perepela-v-pribajkale-tehnologii-hhi-veka-t-t-orlova-strausi-i-perepela.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-fenomenologiya-municipalnih-obrazovanij-dlya-napravleniya-080500-62-menedzhment.html
  • tasks.bystrickaya.ru/131-reformirovanie-obshestva-1-obrashenie-k-akcioneram-predsedatelya-soveta-direktorov-i-generalnogo-direktora-obshestva.html
  • college.bystrickaya.ru/103-tablica-periodichnosti-obsluzhivaniya-rukovodstvo-soderzhit-informaciyu-o-sostoyanii-konvejera-na-moment-postupleniya-v-prodazhu.html
  • crib.bystrickaya.ru/informacionnoe-obespechenie-upravleniya-razvitiem-regiona-08-00-05-ekonomika-i-upravlenie-narodnim-hozyajstvom-regionalnaya-ekonomika-08-00-12-buhgalterskij-uchet-statistika.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/meri-po-obespecheniyu-bezopasnosti-detej-dannoe-prakticheskoe-posobie-predstavlyaet-soboj-vpervie-perevedennoe-na.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-2-pyataya-kornevaya-rasa-p-m-x-etuoter-za-predelami-detej-indigo-novie-deti-i-nastuplenie-pyatoj-eri.html
  • lecture.bystrickaya.ru/alena-narinyani.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prikazivayu-stranica-22.html
  • report.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-18-769-ot-21-maya-2012-g-stranica-4.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/gosudarstvo-i-pravo-yuridicheskie-nauki-bbk-67-byulleten.html
  • crib.bystrickaya.ru/internet-resursi-gosduma-rf-monitoring-smi-17-aprelya-2008-g.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nachalnik-chao-skazal-chukotke-chao-zakonopritvorchestvo-21.html
  • studies.bystrickaya.ru/gosudarstvennoe-regulirovanie-bankovskoj-sistemi-chast-4.html
  • institute.bystrickaya.ru/ezhekvartalnij-otchet-otkritogo-akcionernogo-obshestva-shestaya-generiruyushaya-kompaniya-optovogo-rinka-elektroenergii-kod-emitenta-stranica-5.html
  • znanie.bystrickaya.ru/5-vrata-konklava-kniga-chetvertaya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iv-metodicheskie-rekomendacii-dlya-studentov-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-metodika-prepodavaniya-integrativnogo.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/urokov-po-osnovam-voennih-znanij-tema-organizaciya-priziva-na-voennuyu-sluzhbu.html
  • universitet.bystrickaya.ru/temi-referatov-po-speckursu-zhilishnoe-pravo-na-2012-2013-uchebnij-god.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-8-turoperatorskaya-i-turagentskaya-deyatelnost-v-sfere-turizma-zorin-i-v-kvartalnov-v-a-turizm-kak-vid-deyatelnosti.html
  • shkola.bystrickaya.ru/stilisticheskie-figuri-i-tropi.html
  • predmet.bystrickaya.ru/smi-na-sovremennom-etape-razvitiya-lekcii-po-istorii-zarubezhnoj-zhurnalistiki-antichnost.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-terrore-armyanskij-terrorizm-istoki-i-prichini-stranica-7.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-ekologicheskie-osnovi-prirodopolzovaniya-2014g.html
  • thescience.bystrickaya.ru/istoriya-psihologii-kak-samostoyatelnaya-nauka.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/alimentarnaya-distrofiya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/predlagaemaya-rabota-posvyashena-izucheniyu-osnovnih-osobennostej-dogovora-prodazhi-zhilogo-pomesheniya-osoboe-vnimanie-udelyaetsya-ponyatiyu-obekta-dannogo-dogovora-t-e.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-fizike-10-11-kl.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekarstva-stanut-dostupnee-monitoring-smi-10-fevralya-2010-g.html
  • tests.bystrickaya.ru/merab-mamardashvili-estetika-mishleniya-stranica-20.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nenavisti-muzhchina-szhal-pravuyu-ladon-v-kulak-i-tut-zhe-zazhmurilsya-ot-oslepitelno-yarkoj.html
  • education.bystrickaya.ru/23-metodicheskie-rekomendacii-roditelyam-pedagogam-dou-po-obucheniyu-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-pravilnomu-proiznosheniyu.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rekomendacii-po-vnedreniyu-i-ispolzovaniyu-tipovih-konfiguracij-1s-predpriyatiya-2-obnovlenie-razdela-spravochnik-hozyajstvennih-operacij-3.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vospitatelnaya-rabota-v-shkole-soglasovano-predsedatel-us-mou-olhovskaya-sosh.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rukovodstvo-dlya-polzovatelya-stranica-5.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.