.RU

Заседание Рабочей группы по вопросам градостроительной деятельности и саморегулирования - страница 4


^ ШИРИЙ О.А.:

– Спасибо большое. Слово предоставляется члену рабочей группы, генеральному директору Национального градостроительного института Кривову Александру Сергеевичу. Прошу вас, Александр Сергеевич.


^ КРИВОВ А.С.:

– Добрый вечер, я постараюсь уложиться в предельно короткий регламент – пятиминутный, как здесь и предписано, потому что говорить о трудностях градостроительной профессии, о недостатках Градостроительного кодекса как такового можно много, но важно, что Градостроительный кодекс вот этот должен быть только частью системы документов, которые регулируют градостроительную деятельность. Это совершенно точно, потому что никакого содержательного наполнения Градостроительный кодекс не несет, как было уже правильно отмечено, он полностью абстрагирован от содержания, это процедурный и матричный документ. Но нам надо в наше российское градостроительство сегодня ввести хотя бы первые элементарные признаки какого-то содержания, чтобы это обладало чем-то. Если даже генеральный план Москвы встречает такую не очень позитивную общественную реакцию, то можно себе представить, что происходит и с другими городами, хотя недостаток генерального плана Москвы, принципиальный и самый главный, заключается в одном: это генеральный план поселения очень небольшой площади, 1200 квадратных километров, на 12 миллионов человек. Он рассматривает все в очень сжатом, каком-то таком безагломерационном представлении. Мне кажется, что очень важно вот в этот представляемый законопроект о внесении изменений в Градостроительный кодекс один раз указать все-таки, что – как минимум один раз, это может быть даже в первой статье или где-то еще – что это должно рассматриваться в системе документов управления территориальным планированием и градостроительным проектированием, потому что территориальное планирование и документ территориального планирования есть не документ градостроительного проектирования, это не проектный документ, а правовой документ для муниципального образования или субъекта федерации, или Российской Федерации. Вот. И что-то необходимо, конечно, сказать, раз уже говорится о нормативах, а нормативы чрезвычайно нужны. Но нормативы вплотную приближаются к методическим указаниям и методическим руководствам. Вот эти элементы, которые создают как бы образцовые генеральные планы или образцовые схемы территориального планирования субъекта федерации, части субъекта федерации, городского округа, агломерации городской или расселенческой. Это очень важно. Сегодня мы не можем назвать ни одного документа в Российской Федерации, который бы можно было в качестве примера привести позитивного чего-то там. Вот то, что представляет, например, голландский архитектор в виде генерального плана Перми – это то, что они представляют в виде позитивного взгляда на их понимание в их парадигме развития города. То есть дальнейшее уплотнение города и реконструкция пятиэтажных панельных домов. Ну, не только пятиэтажных, но, прежде всего, домов панельного домостроения. На мой взгляд, это просто ложное направление. Оно приведет к тому, что люди должны будут еще поколениями жить в нездоровом, экологически вредном жилище, от которого надо постепенно освобождаться. Таким образом, значит, моя просьба, прежде всего и к руководителям общественного совета, и к Надежде Александровне, которая обычно такие вещи улавливает с очень такой, избирательной, тонкостью, с очень высокой разрешающей способностью, которая бы должна была перейти в разрешительную. Это то, что надо действительно подойти на сегодня, действительно, к документам методического характера, которые бы ставили цель просто подготовить и разработать, может быть, даже целевым образом, документы образцовые и порядок их подготовки, и примерное указание на то, а какое соотношение территорий разного назначения должно быть. Потому что ведь сегодня нигде это не сказано: а сколько в территории города должны занимать промышленные зоны, а сколько жилые, а какие примерно должны быть плотности, в одноэтажной застройке или еще где-то? Вот выступает Браверманн и говорит, что «у меня сто тысяч гектаров, на каждом гектаре я ставлю десять тысяч квадратных метров жилья, умножаю то на то – у меня миллиард квадратных метров, я сегодня могу разместить миллиард квадратных метров». Ну, это ж надо! Это говорит руководитель государственной корпорации, который, следовательно, если он так говорит, просто, ну, ничего не понимает в деле, которое ему поручено. Десять тысяч квадратных метров застройки на гектаре разместить невозможно. Десять тысяч можно разместить в пределах красных линий определенного участка, внутри магистралей, улиц. А так у нас три миллиарда квадратных метров, они занимают 7,2 миллиона гектаров. Вот средняя плотность – четыреста метров на гектар. Если мы в новой застройке будем достигать плотности пятьсот метров на гектар – очень хорошо. Но и этого не нужно, потому что мы знаем, что уже сорок процентов превысила доля индивидуального жилищного строительства, и она будет ориентироваться совсем на другие показатели. А коммерческие, в свою очередь, застройщики, будут ориентироваться на показатели не десяти тысяч внутри своего участка, а двадцати, тридцати, сорока тысяч квадратных метров. Что и делается. И тоже может быть. Просто многообразие градостроительных ситуаций должно покрываться многообразием примеров, предложений и какой-то осмысленной системой, вот такой методически обоснованной парадигмой. Иначе мы сталкиваемся с тем, что даже органы государственной экспертизы, не говоря о частной, которая может возникнуть потом, негосударственной экспертизы, они просто в растерянности, они просто не знают, что принимать за основу, за критерии оценки позитивности того или иного решения. Вот о таких вот небольших дополнениях к проекту закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс» я бы попросил прислушаться. Спасибо.


ВЕДУЩИЙ ^ ШИРИЙ О.А.:

– Спасибо, Александр Сергеевич. Следующее слово предоставляется советнику…


САМОЙЛОВА Н.А.:

– Можно сразу ответить?


ВЕДУЩИЙ ^ ШИРИЙ О.А.:

– Ну, пожалуйста, по теме.


САМОЙЛОВА Н.А.:

– Хотела бы еще раз подчеркнуть, что перед вами не последняя версия данного федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс». И тот момент, который сейчас Александр Сергеевич отметил, он уже учтен. Вводятся, наряду с региональными нормативами градостроительного проектирования и местными нормативами градостроительного проектирования, нормативы на федеральном уровне, федеральные нормативы градостроительного проектирования, которые будут обеспечивать безопасность для населения, безопасность среды жизнедеятельности – вот те параметры, которые и были, как раз указаны.


^ КРИВОВ А.С.:

– Там не только безопасность. Там комфортность. Плотность. И это уже…


САМОЙЛОВА Н.А.:

– Если какая-то еще детализация, то предусмотрена подготовка в развитии этого закона, постановление и приказа Минрегиона об утверждении таких федеральных нормативов градостроительного проектирования. Поэтому вы все друг друга, коллеги, знаете. И ваши предложения могут быть адресованы непосредственно в Министерство Регионального развития.


ВЕДУЩИЙ ^ ШИРИЙ О.А.:

– Следующее слово предоставляется советнику правления Союза архитекторов России Наринскому Дмитрию Михайловичу. Прошу, Дмитрий Михайлович.


^ НАРИНСКИЙ Д.М.:

– Спасибо за возможность выступить. Я хочу сказать, что достаточно давно ведется работа по улучшению Градостроительного кодекса. Мы все прекрасно понимаем, что тот текст, по которому мы сейчас работаем, изобиловал массой неточностей, которые вызывали на практике массу проблем. Вот то, о чем сегодня Надежда Александровна несколько раз повторяла, я с ужасом обнаружил перед началом заседания и хочу сказать, что дьявол кроется в деталях. В прошлом Градкодексе все проблемы были скрыты, в основном, в несогласованности отдельных положений Градкодекса между собой. На заседании Экспертного совета в Думе был один текст, на сайте министерства – совершенно другой. Сейчас тоже совершенно другой – третий. Поэтому очень много замечаний, которые здесь прозвучали, действительно, к тому тексту, который был в Государственной Думе, они просто не имеют никакого отношения. Теперь по тексту закона. Я буду опираться, по памяти, на тот текст, который обсуждался в Государственной Думе в Экспертном совете. Понимаю и поддерживаю стремление облегчить бремя выполнения документов территориального планирования. И буду принципиально говорить о документах территориального планирования генеральных планов, потому что когда мы в целом говорим о территориальном планировании и путаем генеральные планы и территориальное планирование Российской Федерации, мы попадаем в крайне двусмысленную ситуацию. Это совершенно разные вещи и нельзя их вместе обсуждать, в одном флаконе. Значит, генеральные планы. Обсуждалась идея различных форм упрощения этой процедуры. То, что было высказано по поводу сельских поселений. В корне не согласен с этой идеей. Я высказывался письменно на эту тему и имею поддержку своих коллег – вчера был пленум Союза архитекторов России. Дело в том, что различия между сельскими и городскими поселениями в нынешнем законодательстве не действуют – мы вводим искусственную норму. Другое дело – различие между городским округом и поселением любого уровня. Это совершенно разные вещи. И по 131-му закону всем понятно, о чем идет речь. Это совершенно разные муниципальные образования. Есть масса примеров городских округов в Московской области, у которых численность с трудом дотягивает до пяти тысяч, с трудом, которые имеют достаточно значительные территории и могут развиваться в пределах территории без изменения границ населенных пунктов. Соответственно, там проблема не с генеральными планами, а проблема просто с выживанием данных населенных пунктов. Поэтому считаю, что если вводить облегченную процедуру, то она должна распространяться на все поселения, вне зависимости от их формы – сельской или городской. Вообще, считаю, деление на сельское и городское – искусственное. Пришло из советского прошлого, когда были поселки городского типа. И они получили статус городских поселений. Таких масса. Они иногда меньше, чем сельские поселения. У нас есть сельские поселения больше пятнадцати тысяч. И городские, с численностью меньше пяти тысяч. Поэтому норму, по возможности принятия и разработки или неразработки генерального плана, надо распространить на все поселения. Чуть-чуть хочу затронуть вопрос Государственной географической информационной системы. Ну, в общем, тоже вызвала у моих коллег массу вопросов, нареканий. Тут и наши болезненные ассоциации с кадастровыми проблемами. Сколько уже идет лет вопрос об электронном документообороте в кадастровой сфере, и он до сих пор не налажен, хотя уже это далеко не первый год. А представить себе, что это все будет со всей полнотой данных наполнено за короткий срок в пространстве страны – в общем, утопическая, мне кажется, идея. Третий пункт, очень важный, может быть, один из самых важных. Исчезла 26-я статья – это «Проект реализации генерального плана. Абсолютно все, 100% коллег, с которыми я общался в рамках пленума Союза архитекторов, возражают против удаления этой статьи. Генеральный план не является документом прямого действия – это документ стратегического планирования фактически. И естественно, он требует обязательно проект мероприятий по его реализации. Без этого – это просто останется бумага. И те, кто ратуют за его удаление, мне кажется, просто не понимают последствий удаления этого раздела. И еще буквально несколько минут, даже секунд вашего внимания. Значит, не смог сказать по поводу 94-го ФЗ. Сейчас хочу добавить. Мне кажется, что потенциал не используется, потому что есть раздел «НИРы», совершенно с другими правилами проведения конкурсов. И давно просили, чтобы было разъяснение, чтобы документы территориального планирования выполнялись по правилам НИРов. И это снимет массу проблем: и квалификационные, и оценочные, и так далее. И кстати, те положения, которые по НИРам прописаны в 94-м ФЗ, их можно просто улучшить незначительно – и все встанет на свои места. «НИР» имеет отдельную процедуру. Теперь, что касается саморегулирования в градостроительной отрасли. Тоже буквально два слова. То, что Илья Владимирович сегодня сказал, прям вот совсем свежая информация: 29-го апреля в Союзе архитекторов прошло учредительное собрание Объединения разработчиков градостроительной документации именно по 315-му ФЗ. И мы не призываем к изменению никакой части действующего законодательства, ни
Градкодекса в этой части, ни других законов. Потому что это объединение будет действовать в рамках объединения физических лиц – субъектов профессиональной деятельности, и нести ответственность будут субъекты профессиональной деятельности. Никакое юридическое лицо у нас не понесет ответственности за ошибки в генеральном плане Москвы в СТП любого субъекта федерации и так далее. Никто эти документы никогда в жизни не застрахует и не покроет никакая страховка никакой ответственности в случае судебных исков. Поэтому ответственность должна быть профессиональная, и основной принцип ответственности – это лишение права заниматься данным видом деятельности. Это аттестация членов данного объединения, и в случае обращения с исками любых заявителей, потребителей, этой продукции и рассмотрения… В будущем мы планируем зарегистрироваться как СРО. И если оно будет рассматривать подобные иски, то оно просто будет лишать права ведения деятельности. Огромное спасибо за внимание. Прошу… Последнее. В тексте будущем этого закона раздать экспертам один и тот же текст, внести одинаковые правки и свести его воедино. Иначе будет, как с прошлым Градкодексом, когда разработчики увидели окончание…


ВЕДУЩИЙ ^ ШИРИЙ О.А.:

– Спасибо, Дмитрий Михайлович. Простите нас, пожалуйста. Потому что мы временем ограничены. Значит, если у кого-то есть предложения к проекту закона, я бы попросил, ввиду недостатка времени, направить к нам в секретариат – и ваши предложения будут учтены. Следующее слово предоставляется проректору Московского государственного строительного университета, Заслуженному строителю Российской Федерации Лейбману Михаилу Евгеньевичу. Прошу вас.


^ ЛЕЙБМАН М.Е.:

– Уважаемые коллеги, мы дважды получили одно и то же поручение. 24-го апреля на последнем заседании Ученого совета университета Ефим Владимирович Басин, когда поздравлял университет с присвоением статуса Национального исследовательского университета в области строительства и архитектуры, дал поручение поработать по вопросам кадрового обеспечения и кадровой подготовки именно градостроителей. Ну, и 15-го числа, в субботу, Илья Владимирович присутствовал при посещении университета министром Виктором Федоровичем Басаргиным, практически такое же поручение, оно тоже там прозвучало, просто во время посещения. Поэтому я, все-таки слово в этом вопросе передам эксперту, профессору Щербине Елене Витальевне, декану факультета градостроительства и городского хозяйства, если можно. Пожалуйста, Елена Витальевна.


^ ЩЕРБИНА Е.В.:

– Спасибо большое. Уважаемые коллеги, вот в течение этого заседания я поняла, какая пропасть существует между профессионалами, которые собрались в этом зале, и сейчас определяют основные направления развития градостроительства и как эта отрасль будет у нас дальше развиваться. И студентами, которые приходят в университет, и получают знания в этой области. Это уже действительно пропасть, потому что обучение мы проводим на основании тех нормативных документов, даже не нормативных, а правовых документов, которые принимаются «с колес» по существу, и поэтому вынуждены вносить тут же какие-то коррективы. Отрасль кадрами не обеспечена, я думаю, процентов на восемьдесят. Возможно, я ошибаюсь, вы меня поправите. Нет? Поправьте. И три года назад было поручение первого заместителя премьер-министра Российской Федерации Дмитрия Медведева – разработать предложение по решению этого вопроса. И в частности, было поручено разработать программу дополнительного профессионального образования для лиц, уже имеющих это образование, но, может быть, кто-то знает – это второе высшее образование. И наш университет разработал эти государственные требования, размещенные на сайте, возможно, вы с ними уже ознакомились. Эти государственные требования два года находятся в Министерстве Высшего образования. Поэтому программе, которую вы видели, уже два года. Конечно, она требует дополнений, и я очень рада, что с ней познакомилось такое количество профессионалов. Но если мы хотим обеспечить отрасль профессионалами достаточно высокой квалификации, то вы понимаете, что это не бакалавр, который прошел обучение 4,5 года, потом ему нужно еще магистром поучиться 2 года, иметь стаж работы минимум пять лет, чтобы обозначить себя в области разработки генеральных планов, и я уже не говорю о территориальном планировании. Поэтому мне хотелось бы обратиться к столь уважаемому собранию, все-таки помочь продвинуть и выполнить поручение нынешнего президента в области обеспечения градостроительной сферы кадрами, чтобы эта программа заработала. Для ее реализации необходимо принять поправку к закону, потому что градостроитель, как таковой, нигде не обозначен. Если мы говорим о его профессиональном уровне и повышении квалификации, то возможно это найдет место и в Градостроительном Кодексе, и, возможно, в части саморегулируемых организаций.


ВЕДУЩИЙ ^ ШИРИЙ О.А.:

– Спасибо большое.


ЛЕЙБМАН М.Е.:

– Я прошу прощения, я просто дополню двумя словами, вот Галина Петровна поймет в чем дело. Поручение было дано вице-премьером Медведевым примерно за четыре-пять месяцев до его перехода в несколько иной статус. Значит, поручение было выполнено, но выполнено очень интересным способом – Министерство регионального развития эту программу согласовало, и отправило в Министерство образования. А Министерство образования ждет до сих пор инициативы по внесению поправок в закон, потому что само Министерство образования не считает, что это необходимо. Вот, в общем-то, и вся проблема. А чисто техническая зависла на полпути.


ВЕДУЩИЙ ^ ШИРИЙ О.А.:

– Михаил Юрьевич, а конкретно, что вы предлагаете?


ЛЕЙБМАН М.Е.:

– Проявить Министерству регионального развития право законодательной инициативы и внесения этого изменения в «Закон об образовании».


^ ЩЕРБИНА Е.В.:

– У них нет права законодательной инициативы, я готова свои услуги предложить, чтобы ускорить этот процесс.


ВЕДУЩИЙ ШИРИЙ О.А.:

– Спасибо, есть предложение Перову дать слово.


ПЕРОВ:

– Спасибо, я сначала отнесусь к последнему, к требованиям квалификации. По этим требованиям я не могу получить квалификацию градостроителя, у меня нет базового архитектурно-строительного образования. И примерно 50% проектировщиков тоже не смогут получить, у них нет базового архитектурно-строительного образования. В этом смысле, конечно, нужно пересматривать. Второе, задача стоит в том, чтобы квалификацию градостроителя освоили, прежде всего, чиновники – семьдесят тысяч вакантных мест, если верить квалсправочнику Голиковой, главному градостроителю области, города и так далее. На двадцать четыре тысячи муниципальных образований нужно примерно семьдесят тысяч человек переподготовить. И речь идет в первую очередь не о магистратуре, а о курсах переподготовки 500-часовых, то есть тот минимум, что Минобраз требует, и конечно, немного по другой программе. Требования к специальности градостроителя есть. И в оставшиеся минуты хотел выразить мнение «Национальной гильдии градостроителей» по поводу законопроекта – базовые, коренные недостатки Градкодекса не устранены, а это – отсутствие комплексной схемы терпланирования Российской Федерации. Второе – первичность стратегических документов, теперь документы терпланирования. Неужели пример Генплана Москвы ничему не научил? Вот сейчас такое бурное обсуждение из-за чего? Стратегии у Москвы нет. Стратегия Москвы – это заключение земельной ренты, это приводит к осуществлению Генплана. Неужели этого мало? Я вот не понимаю. С Надеждой Александровной мы на эту тему дискутируем пятый год, но бесполезно, я чувствую. Причем согласились уже с этим делом. И последнее, по поводу ГИС-системы. Конечно, это просто подмена и ИСОГД федерального уровня, поэтому это вещь дублирующая, не очень понятная. Спасибо.


ВЕДУЩИЙ ^ ШИРИЙ О.А.:

– Спасибо. Следующее слово предоставляется заслуженному строителю Российской Федерации, представителю некоммерческого партнерства «СтройТех» Львович Константину Иосифовичу. Только одна просьба, ввиду того, что мы лимит времени весь исчерпали, пожалуйста, как можно короче.


^ ЛЬВОВИЧ К.И.:

– Я уложусь в пять минут, если товарищ мне поможет со слайдами. Значит, вашему вниманию предлагается новая система малоэтажного строительства – «термоблок». В основу этой системы положен стеновой материал термоблок, имеющий три патента Российской Федерации. Термоблок в едином технологическом процессе решает все три основные задачи, которые предъявляются к стеновым материалам – прочность, теплозащиту и красоту. Вот его конструкция, это коробка без крышки и дна, выполненная вибропрессованием из песчаного бетона. Эта система позволяет строить по технологии вибропрессования весь дом, от подвала до кровли, то есть с помощью только двух материалов в этой системе – это цемент и песок. В результате получается изделие – стена толщиной 38 сантиметров для всей территории Российской Федерации. Стоимость термоблоков, как строительного материала, вдвое ниже, чем стоимость самого дешевого ныне стенового материала – газобетона. Технологическая линия занимает двести квадратных метров, производительность этой линии в скромном варианте рядового вибропресса – 10 тысяч штук изделий в смену.


ВЕДУЩИЙ ^ ШИРИЙ О.А.:

– Я прошу прощения, Константин Иосифович, если у вас есть возможность, направить к нам ваш презентационный материал, а мы бы его всем членам и всем присутствующим здесь людям просто направили.


^ ЛЬВОВИЧ К.И.:

– Я непременно это сделаю, позвольте мне сказать еще две фразы в этом случае.– Я заканчиваю.

ВЕДУЩИЙ ШИРИЙ О.А.:

– Дело в том, что у нас есть рабочая группа по стройматериалам, руководителем рабочей группы является Коршман, вот к нему бы данное предложение, я думаю, оно бы было бесценным.


^ ЛЬВОВИЧ К.И.:

– Дважды ему было предложено…


ВЕДУЩИЙ ШИРИЙ О.А.:

– Мы на этом заседании сейчас другую тему рассматриваем, извините, пожалуйста.


^ ЛЬВОВИЧ К.И.:

– Последняя фраза, которую я скажу – строительная стоимость дома, квадратного метра дома по этой технологии – в строительную стоимость входит сам дом, наружная и внутренняя отделка, разводка и коммуникации по дому – двести сорок долларов за квадратный метр. Спасибо.


ВЕДУЩИЙ ШИРИЙ О.А.:

– Спасибо. Итак, уважаемые коллеги, благодарю вас за ваши выступления, предложения, пожелания. После расшифровки стенограммы ваши предложения войдут в состав рекомендаций и будут представлены в Минрегионе, а также будут размещены на сайте Минрегиона в форме стенограммы и протокольного решения. Всем спасибо, желаю успехов, следующее заседание рабочей группы состоится согласно плану работ. Спасибо еще раз.

vashurkina-valentina-aleksandrovna-chuvashskij-gosudarstvennij-pedagogicheskij-universitet-im-i-ya-yakovleva.html
vasil-stefanik-majster-psihologchno-noveli.html
vasilij-3.html
vasilij-dmitrievich-zaharchenko-vadim-aleksandrovich-chernobrov-stranica-26.html
vasilij-dmitrievich-zaharchenko-vadim-aleksandrovich-chernobrov-stranica-9.html
vasilij-makarovich-shukshin-stranica-2.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-upravlenie-realizaciej-programmi-sankt-peterburgskij-gosudarstvennij-universitet-informacionnih-tehnologij.html
  • klass.bystrickaya.ru/814-pri-himicheskom-ozhoge-uchyonij-i-praktik-polkovnik-medicinskoj-sluzhbi-zapasa-uchastnik-likvidacii-mediko-sanitarnih.html
  • institute.bystrickaya.ru/formirovanie-bazovoj-ikt-kompetentnosti-pedagogov.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konspekt-lekcij-finansi-i-kredit-balabanov-a-i-2008-azdel-1.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mitarstvo-pervoe-sni-i-grezi-evgeniya-cvetkova.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sposobnost-k-analizu-i-sintezu-predislovie.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/valerij-lejbin-slovar-spravochnik-po-psihoanalizu-izdatelstva-stranica-13.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadachi-znat-priznaki-raskrivayushie-smisl-ponyatiya-garmoniya-umet-nahodit-garmoniyu-v-muzike-izobrazitelnom-iskusstve-literature-i-primenyat-znaniya-na-praktike-razvivat-esteticheskuyu-kulturu-mirovozzrenie.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-uzli-i-ustrojstva-evm-dlya-podgotovki-bakalavrov-po-napravleniyu-552800-informatika-i-vichislitelnaya-tehnika.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sposob-demonstracii-ekrana-prepodavatelya-v-lokalnoj-seti-s-pomoshyu-svobodno-rasprostranyaemogo-po.html
  • bukva.bystrickaya.ru/razdelyayutsya-na-postoyannie-i-peremennie-rashodi-1-vvedeni-e-zadachi-vozlagaemie-na-vojska-radiacionnoj-himicheskoj.html
  • essay.bystrickaya.ru/chelovek-osedlij-i-chelovek-dvizhushijsya-aleksandr-alekseevich-hlevov-predvestniki-vikingov-severnaya-evropa-v-i-viii.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-matematicheskij-analiz-naimenovanie-disciplini-specialnost-010400-fizika-napravlenie-510400-fizika-fakultet.html
  • college.bystrickaya.ru/-14tablica-okonchanij-3h-tipov-sushestvitelnih-3go-skloneniya-nalivajko-g-r-shevchenko-g-i-latinskij-yazik.html
  • testyi.bystrickaya.ru/6-konstruktivnie-resheniya-61-obshie-polozheniya-physical-training-and-sport-halls.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/socialnie-nauki-estestvenno-matematicheskie-i-tehnicheskie-nauki.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/mayak-novosti-06062008-stadnickaya-lora-1000-gosduma-rf-monitoring-smi-7-iyunya-2008-g.html
  • studies.bystrickaya.ru/analiz-tso-dostoinstva-i-nedostatki-chast-7.html
  • abstract.bystrickaya.ru/264-mid-smit-e-s-a-gorushkina-t-e-pravednikova.html
  • shpora.bystrickaya.ru/yuridicheskij-fakultet-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-kurskogo-gumanitarno-tehnicheskogo-instituta.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/petuhov-n-a-istoriya-voennih-sudov-rossii-monografiya-pod-red-i-s-predisl-d-yu-n-prof-v-m-lebedeva-stranica-10.html
  • shkola.bystrickaya.ru/plan-fakulteta-poslediplomnogo-obrazovaniya-na-2012-god.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-itogovoj-gosudarstvennoj-attestacii-po-specialnosti-020401-geografiya-stranovedenie-i-mezhdunarodnij-turizm-murmansk.html
  • knigi.bystrickaya.ru/referat-po-kursu-servisnaya-deyatelnost-tema-istoriya-stanovleniya-i-razvitiya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mikroshemotehnika.html
  • desk.bystrickaya.ru/organizaciya-pitaniya-oborudovanie-predpriyatij-pitaniya-byulleten-novih-postuplenij-za-maj-2011.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-ftd-r-07-instrumenti-srochnogo-valyutnogo-rinka-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/942-r-ot-21-09-2006-ob-itogah-organizacii-otdiha-ozdorovleniya-i-zanyatosti-detej-i-podrostkov-sankt-peterburga-v-2006-godu-stranica-4.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-programme-razvitiya-promishlennogo-kompleksa-avtonomnoj-respubliki-krim-na-2008-2011-godi.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vladimir-kozlov-nepal-29-aprelya-8-maya-2009-goda-sedmaya-volna-psihologii.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-razrabotana-primenitelno-k-uchebnoj-programme-tehnologiya-6-klass-variant-dlya-malchikov-stranica-3.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-turistsko-kraevedcheskaya-deyatelnost-kak-osnova-formirovaniya-poznavatelnogo-interesa-na-urokah-geografii-a-takzhe-vo-vneurochnoe-vremya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-uchashihsya-v-vii-klassov-fitnes.html
  • thescience.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-5-756-ot-13-fevralya-2012-g-stranica-12.html
  • grade.bystrickaya.ru/molodyozh-irkutskoj-oblasti-stranica-10.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.