.RU

«Защита прав потребителей в Удмуртской Республике в 2010 году» - страница 4


Выявлено нарушение технологии приготовления блюд в 15% дошкольных учреждений (2009 г. – 8,4%), что подтверждено результатами лабораторно-инструментальных исследований. Калорийность 24,5% пищевых рационов не соответствует минимально-допустимой норме (2009 г. – 23,5%). 1,9% мясных и рыбных блюд имели недостаточную термическую обработку (2009 г. – 1,3%). Почти в 3% блюд обнаружен рост микроорганизмов (2009 г. – 2,6%). Отсутствует постоянный медицинский контроль за питанием детей в 5% проверенных дошкольных учреждений (2009 г. – 12%). В 18,3% учреждений нет медицинских работников (2009 г. – 29%), в 71,7% дошкольных учреждений имеется медицинский работник, причем в 16,2% – медицинские работники-совместители.

Одной из важных задач в сфере защиты прав потребителей Управления является осуществление контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в сфере розничной торговли фармацевтическими товарами.

В целях пресечения правонарушений в указанной сфере потребительского рынка Управлением в 2010 г. проведено 6 (в 2009 г. – 14) проверок в сфере реализации фармацевтических и медицинских товаров 5 (в 2009 г. – 10) плановых и 1 (в 2009 г. – 4) внеплановых; выявлено 19 (в 2009г.-28) нарушений, что составляет 68,% от 2009 г., из них:

– 58% (в 2009 г. – 42,9%) – Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-01 «О защите прав потребителей» (далее – Закон);

– 42% (в 2009 г. – 57,1%) – иных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации.

Количество выявленных нарушений Закона РФ, по сравнению с 2009 г., увеличилось на 15,1%. Вместе с тем количество выявленных нарушений иных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации в 2010г. снизилось на 15,1%.

Например:

При проведении плановой выездной проверки в отношении Закрытого акционерного общества «КАТАРСИС» (ЗАО «КАТАРСИС») (г. Ижевск) в аптечных пунктах, входящих в состав общества было выявлено:

– «Правила продажи отдельных видов товаров» утв. постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 (далее Правила) своевременно не были доведены до сведения покупателей;

– изделия медицинского назначения: соска-пустышка Улыбка с кольцом без информации о товаре и изготовителе и без маркировки товара в установленном порядке знаком соответствия; соска силиконовая ортопедическая медленный поток без маркировки товара в установленном порядке знаком соответствия;

– лекарственные средства отечественных производителей муравьиный спирт 50мл, ЗАО «Ярославская фармацевтическая фабрика», масло вазелиновое 40 мл, ЗАО «Казанская фармацевтическая фабрика», глицерин 25 мл, ОАО «Тверская фармацевтическая фабрика», аммиак 10% 40 мл, раствор для наружного применения, ОАО «Фармацевтическая фабрика» без инструкции по применению;

– при продаже товара не доведена информация о подтверждении товара установленным требованиям в товарно-сопроводительных документах: масок для лица трехслойных на резинке; перчаток медицинских диагностических одноразовых.

Изделия медицинского назначения и лекарственные средства до подачи в торговый зал не прошли предпродажной подготовки, которая включает распаковку, рассортировку и осмотр товара; проверку качества товара (по внешним признакам) и наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе.

За выявленные нарушения Правил, виновные лица привлечены к административной ответственности. Выдано предписание об устранении выявленных нарушений.

В Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике поступило 15 (в 2009 г. – 20) обращений о нарушении прав потребителей при продаже лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, в том числе 11 устных. Заявления рассмотрены. Потребителям даны разъяснения.


^ 1.4. Практика применения Кодекса Российской Федерации

об административных правонарушениях в сфере защиты прав

потребителей и потребительского рынка


В соответствии с законодательством Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор и государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области защиты прав потребителей.

В целях решения возложенных на Управление задач, в соответствии с частью 2 статьи 22.3., частью 1 статьи 23.49, пунктом 63 части 2 статьи 28.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) на Управление возложены полномочия по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением законодательства о защите прав потребителей. В 2009 году рассматривались дела об административных правонарушениях по протоколам, составленным как должностными лицами Управления, так и по правонарушениям, выявленным иными уполномоченными органами и должностными лицами (органами внутренних дел, прокуратуры и другими). В целом по Управлению в 2010 году было рассмотрено 3596 административных дел, из них по нарушениям, установленным должностными лицами Управления – 2425 (67,4 %) (в сравнении с 2009 годом данный показатель увеличился на 31,8%); по протоколам других уполномоченных органов – 1171 (35,6%) (в сравнении с 2009 годом данный показатель уменьшился в 1,8 раза).

В 2010 году Управлением во исполнение возложенных основных задач и полномочий по осуществлению надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ в области защиты прав потребителей по результатам контрольно-надзорных мероприятий вынесено 1134 постановления об административном правонарушении в отношении юридических, должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан (по сравнению с 2009 годом количество лиц, привлечённых к административной ответственности, уменьшилось в 2,1 раза) (таблицы №№ 12, 13):


Таблица 12


^ Результаты деятельности Управления по контролю за соблюдением законодательства в сфере защиты прав потребителей за 2009-2010 гг.





2009 г.

2010 г.

Возбуждено дел об административных правонарушениях

3200

1549

Вынесено постановлений о назначении наказания виде административного штрафа, в т.ч. в %

2398

(74,9%)

1205

(77,8%)


Таблица 13


^ Соотношение наложенных и взысканных административных штрафов за 2009-2010 гг.





2009 г.

2010 г.

Количество

Сумма (руб.)

Количество

Сумма (руб.)

Наложено штрафов

2398

2 755 900

1124

1 956 990

Взыскано штрафов

1942

2 496 840

1146

1 916 350

Об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вынесено 126 представлений.

По итогам контрольно-надзорных мероприятий привлечено к административной ответственности 67 юридических лиц, 220 индивидуальных предпринимателей.

В 2010 году Управлением рассматривались дела об административных правонарушениях, предусмотренные следующими статьями КоАП РФ (таблица 14):


Таблица 14


^ Структура применения Управлением КоАП РФ за 2009- 2010 гг. (постатейная), (в %)


Правонарушение

Удельный вес

2009 г.

2010 г.

Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена (ст. 14.2.).

5,21

4,6

Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества, или с нарушением санитарных правил (ст. 14.4.)

12,38

16,9

Продажа товаров, выполнение работ, либо оказание услуг при отсутствии установленной информации, либо без применения контрольно-кассовых машин (ст. 14.5.)

0,42

2,1

Нарушение порядка ценообразования (ст. 14.6.)

0,83

0

Обман потребителей (ст. 14.7.)

2

4,2

Нарушение иных прав потребителей (ст. 14.8.)

7,46

19.3

Нарушение правил продажи отдельных видов товаров (ст. 14.15.)

69,43

48

Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 14.16.)

2,91

4,9

Выпуск организацией-производителем или индивидуальным предпринимателем товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации для осуществления налогового контроля, а также с нарушением установленного порядка соответствующей маркировки и (или) нанесения информации в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны (ч. 1 ст. 15.12)

0

0,1

Нарушение требований технических регламентов, обязательных требований государственных стандартов, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора (ч. 1 ст. 19.19)

0

0,6

Итого

100

100


Анализ показал, что в области защиты прав потребителей наиболее часто применялись следующие статьи КоАП РФ:

Статья 14.2. КоАП РФ применялась Управлением в случаях выявления незаконной продажи алкогольной продукции, табачных изделий. Чаще всего применение данной статьи осуществлялось при выявлении случаев продажи перечисленных выше товаров несовершеннолетним, т.е. при выявлении нарушений:

– абзаца 1 ст. 4 Федерального закона от 10.07.2001 № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака»;

– абзаца 5 п. 2 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Рассматривались дела, связанные с незаконной продажей непищевой спиртосодержащей продукции, например, без справок к товарно-транспортным накладным по продукции отечественного производства, без справок к государственным таможенным декларациям по продукции импортного производства в нарушение ст. 10.2. Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Как правило, такие нарушения выявлялись при продаже алкогольной продукции и табачных изделий.

Данная статья применяется в основном в сфере торговли.

В 2010 году зафиксировано 55 нарушений, предусмотренных статьей 14.2. КоАП РФ, или 4% от общего количества административных правонарушений.

Часто выявлялись и нарушения, ответственность за которые предусмотрена ст. 14.4. КоАП РФ, которые составили 28% от общего количества выявленных нарушений.

Нарушения выявлялись как в сфере торговли, производства, так и в сферах общественного питания, жилищно-коммунального хозяйства, медицинских и туристско-экскурсионных услуг и других.

Нарушения ч. 1 ст. 14.4. КоАП РФ (продажа товара, выполнение работ (оказание услуг) не соответствующих требованиям стандартов) и нарушения ч. 2 ст. 14.4. КоАП РФ (продажа товара с нарушением санитарных правил или без сертификатов соответствия) непосредственно связаны с нарушением прав потребителей на качество и безопасность товара (работ, услуг), предусмотренных ст. ст. 4 и 7 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Привлечение к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.4. КоАП РФ, осуществлялось в случае установления следующих нарушений:

– продажа товара с признаками порчи, с истекшим сроком годности;

– продажа товара, несоответствующего требованиям стандартов по маркировке, внешнему виду;

– оказание услуг с нарушениями требованиями ГОСТ. Чаще всего вышеуказанные нарушения выявлялись в сфере торговли и общественного питания. В 2010 году возросло количество выявляемых нарушений в жилищно-коммунальной сфере, а именно оказание гражданам коммунальных услуг, не соответствующих требованиям действующего законодательства.

Нарушения, предусмотренные частью 2 статьи 14.4. КоАП РФ представляют наибольшую опасность для потребителей. В связи с изложенным, Управлением систематически проводится анализ причин и условий, способствующих совершению данных нарушений, устранению и пресечению их последствий.

Привлечение к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.4. КоАП РФ, осуществлялось в случае установления следующих нарушений:

– хранение или реализация товара с нарушениями температурного режима, другими нарушениями санитарных правил;

– продажа товара без сертификата соответствия (декларации о соответствии);

– нарушение продавцами разрешенного ассортиментного перечня и т.д.

Привлечение исполнителей жилищно-коммунальных услуг к административной ответственности по части 2 статьи 14.4. КоАП РФ осуществлялось в случае выявления фактов оказания услуг с нарушением обязательных требований законодательства.

В 2010 году применение статьи 14.5. КоАП РФ увеличилось и составило 1,9% от общего количества выявленных административных правонарушений (было зафиксировано 25 случаев). Как правило, данная статья применялась в случаях продажи товаров, выполнения работ либо оказания услуг без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин, либо при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце).

Нарушения ст. 14.7. КоАП РФ (обман потребителей) составили 3,8% (было зафиксировано 50 случаев).

Вышеуказанные нарушения выявлялись в сферах торговли и общественного питания, при выявлении случаев обвешивания и обсчета потребителей, а также при введении в заблуждение потребителя относительно потребительских свойств и качества товара. В тоже время наиболее часто данная статья применялась в жилищно-коммунальной сфере, а именно в случае необоснованного выставления потребителям счетов за оплату коммунальных услуг.

Статья 14.8. КоАП РФ наиболее часто применялась Управлением в сферах оказания жилищно-коммунальных, туристско-экскурсионных услуг, бытового обслуживания, долевого строительства и медицинского обслуживания.

Часть 1 статьи 14.8. КоАП РФ применялась в случае выявления следующих нарушений:

– непредставление потребителям информации о наименовании и юридическом адресе юридического лица, информации о государственной регистрации индивидуального предпринимателя в порядке, предусмотренном статьей 9 Закона РФ «О защите прав потребителей»;

– непредставление потребителям информации о лицензии (номер, кем выдана, срок действия);

– непредставление потребителям информации о предоставляемой услуге;

– непредставление потребителям иной информации, предусмотренной статьями 9-10 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Анализ показал, что нарушение прав потребителей на предоставление полной, достоверной и необходимой информации о товаре, услугах, продавце, изготовителе и исполнителе, предусмотренных статьями 8-10 Закона РФ «О защите прав потребителей» являлась наиболее распространенной группой нарушений. Способы доведения необходимой информации устанавливаются законами, регулирующими отношения в той или иной сфере деятельности, однако субъектами правонарушений зачастую не используются все, предусмотренные законодательством способы. По сравнению с прошлым годом применение данной статьи увеличилось и составило 14,6% от общего количества выявленных правонарушений (194 случая).

Часть 2 статьи 14.8. КоАП РФ предусматривает ответственность за включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя. Применение указанной статьи напрямую связано с нарушениями статьи 16 Закона РФ «О защите прав потребителей». Такие нарушения чаще встречались в сферах, где предусмотрено заключение письменных договоров с потребителями: кредитные услуги, жилищно-коммунальные услуги, долевое строительство, туристско-экскурсионные и медицинские услуги.

Например, в договоры участия в долевом строительстве включаются условия:

– значительно сокращается (с 2-х месяцев до 10-ти дней) срок, по истечении которого к дольщику, получившему уведомление о готовности квартиры и не приступившему к ее принятию, переходят все риски, связанные с сохранностью квартиры;

– увеличивается срок возврата денег (с 10-ти до 30-ти) дней в случае расторжения договора по любым основаниям;

– вводится отсрочка (на 4 месяца) уплаты неустойки дольщику при нарушении застройщиком срока сдачи дома;

– навязывание потребителю способа управления многоквартирным домом;

– внесение в договор обязанности дольщиков оплачивать коммунальные услуги и эксплутационные расходы с момента подписания разрешения о вводе объекта в эксплуатацию, а не с момента вступления его в права собственности;

– удерживание с дольщика 10% штрафа в случае задержки платежа, вместо уплаты застройщику неустойки в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки;

– ограничение права дольщика на расторжение договора в случае неисполнения застройщиком обязательства по передаче объекта долевого строительства в установленный договором срок.

Практика применения КоАП РФ показала, что наиболее часто и Управлением, и другими уполномоченными органами выявлялись нарушения, предусмотренные статьей 14.15. КоАП РФ. В 2010 году было установлено 577 таких нарушений или 43,44% от общего количества выявленных административных правонарушений.

Данное обстоятельство объясняется тем, что указанная статья охватывает весь спектр нарушений Правил продажи отдельных видов товаров, и может применяться как в сфере торговли, так и в сфере общественного питания. Кроме того, имеется обширная судебная практика и опыт ее применения, что положительно сказывается на применении указанной статьи.

Привлечение к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.15. КоАП РФ, осуществлялось в случаях установления следующих нарушений:

– ненадлежащее оформление ценников;

– продажа товара с истекшим сроком годности;

– не доведение до сведения покупателей при продаже товаров информации о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификата или декларации соответствия; копии сертификата, заверенной надлежащим образом или товарно-сопроводительных документов, оформленных изготовителем или поставщиком.

Особое внимание уделялось Управлением контролю за соблюдением розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. Так, часть 3 статьи 14.16. КоАП РФ применялась в случаях выявления:

– несоответствия алкогольной продукции требованиям стандартов по внешнему виду (с наличием осадка, посторонними включениями и т.д.);

– с некачественно наклеенными акцизными марками (отслаивающимися, не обеспечивающими повреждение при вскрытии);

– в случае не представления потребителям информации о лицензии и информации, подтверждающей качество и безопасность товара (отсутствие на момент проверки сертификатов соответствия и качественных удостоверений).

В 2010 году в Удмуртской Республике часть 3 статьи 14.16 КоАП РФ применялась в 56 случаях.

За 2010 год Управлением составлены протоколы по делам об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ – 3; ст. 19.5. КоАП РФ – 48; ст. 19.6. – 2; ст. 19.7.КоАП РФ – 33.

За 2010 год Управлением составлено 73 протокола по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, которые направлены в судебные органы

По 43 материалам вынесены судебные решения о наложении на привлекаемых к административной ответственности лиц, штрафа в двукратном размере, всего на сумму 189 800 рублей.

В 2010 году выявлены нарушения в области защиты прав потребителей по следующим видам экономической деятельности (таблица 15).


Таблица 15


^ Удельный вес нарушений по видам экономической деятельности за 2009-2010 гг. (в %)


Наименование видов деятельности субъектов надзора

2009 г.

2010 г.

(3028)

Розничная торговля пищевыми продуктами

52,33

59,3

Розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными средствами

2,08

1,2

Розничная торговля непродовольственными товарами

12,31

7,2

Ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования

0,44

0,8

Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания

0,29

0

Деятельность ресторанов, кафе, баров и других предприятий общественного питания

13,98

13,5

Деятельность сухопутного, водного, воздушного транспорта

0,55

1,1

Деятельность туристических агентств

1,20

0,7

Связь

1,27

0,2

Финансовая деятельность

0,04

0,6

Операции с недвижимым имуществом

5,32

4

Образование

1,42

4,1

Деятельность в области здравоохранения

2,55

3,1

Прочие виды деятельности

6,23

4,2

Итого

100

100


^ 1.5. Досудебная и судебная защита прав потребителей – формы, методы

и результаты работы


В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Судебная защита – это элемент государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, который занимает центральное место среди всех форм защиты прав человека и является главным способом восстановления нарушенных прав.

В соответствии со ст. 11 Гражданского Кодекса Российской Федерации защита нарушенных гражданских прав осуществляется судом. Статья 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» предоставляет потребителям право на судебную защиту, освобождая их от государственной пошлины.

В соответствии со ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» Роспотребнадзору предоставляется право предъявлять иски в суды о признании действий продавцов (изготовителей, исполнителей) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий. Данное право закреплено также пунктом 1 статьи 46 ГПК РФ.

Судебная защита прав потребителей с участием Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике осуществляется в следующих формах:

– обращение в судебные органы с заявлениями в защиту прав потребителей;

– участие в рассмотрении судебными органами дел, связанных с применением и нарушением законодательства о защите прав потребителей, в том числе в форме дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.

Одним из полномочий Управления, как уполномоченного федерального органа исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей является право обращения в суд и арбитражный суд в защиту нарушенных прав потребителей. Иски могут предъявляться в защиту прав конкретного потребителя, группы потребителей или в интересах неопределенного круга потребителей. Содержание иска определяется характером нарушений права и направлено на устранение допущенных нарушений. Решение суда по иску, предъявленному в порядке ст. 46 Федерального закона «О защите прав потребителей», в случае его удовлетворения, подтверждает незаконность определенных действий (бездействия) конкретных лиц в отношении неопределенного круга потребителей, то есть эти дела являются делами об установлении факта совершения лицом противоправных действий (бездействия). Вступившее в законную силу решение суда по такому спору обязательно для суда, рассматривающего иск потребителя о гражданско-правовых последствиях таких действий по вопросам, имели ли место такие действия, и совершены ли они данным лицом.

В 2010 г. подготовлено 13 исковых заявлений в защиту неопределенного круга потребителей (2 – некачественное водоснабжение; 2 – предприятия общественного питания; 1 – производство пищевых продуктов; 1 – автоуслуги; 5 – розничная торговля; 1 – услуги автошколы, 1 – ЖКХ). Кроме того, подготовлено 2 исковых заявления в интересах конкретных потребителей. Удовлетворено судами, в т.ч. частично, 7 исковых заявления в интересах неопределенного круга потребителей, 1 – исковое заявление в интересах потребителя. Количество исковых заявлений, подготовленных в 2010 г. в 4,3 раза больше, чем в 2009 г.

Например:

Завьяловским районным судом рассмотрено гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защит прав потребителей и благополучия населения по Удмуртской Республике к ИП Лапехиной Светлане Витальевне о признании действий ИП Лапехиной С.В. по реализации пищевых продуктов с истекшим сроком годности, без документов, подтверждающих качество и безопасность, без информации о соответствии продукции установленным требованиям - без декларации соответствия, качественных удостоверений, без информации об изготовителе товара и дате его выработки противоправными, противоречащим законодательству, ущемляющими интересы неопределенного круга потребителей, а также возложении на ответчика обязанности в 10-дневный срок через средства массовой информации сообщить о решении суда. В ходе судебного заседания установлено, что ответчиком осуществлялась розничная реализация товаров без необходимой и достоверной информации относительно наименований, основных потребительских свойств товаров, их изготовителей и оказания услуг по обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств без необходимой достоверной информации о предлагаемой работе, ее видах и об особенностях, о ценах и о форме оплаты и т. д. Исковые требования Управления были удовлетворены.


В соответствии со ст. 47 ГПК РФ, п. 3 ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» Роспотребнадзор может привлекаться к участию в деле или вступать в дело по своей или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу о защите прав потребителей.

Порядок участия Управления в судебном заседании регулируется ст. 189 ГПК РФ. Вместе с тем, в ст. 189 ГПК РФ не установлено, в какой форме должно быть подано заключение по делу. В заключении по делу Управление оценивает конкретный судебный спор не только с позиции интересов сторон, но и с позиции проведения государственной политики в области защиты прав потребителей.

В 2010 году специалистами Управления было дано 42 заключения по делу в целях защиты прав потребителей, 34 из которых в сфере оказания финансовых услуг, что в семь раз превышает показатель прошлого года.

Например:

Управлением было дано заключение в суде по иску потребителя к ОАО «ИМПЭКСБАНК» о признании недействительными условий кредитного договора и Правил предоставления потребительских кредитов «Народный кредит» физическим лицам-предпринимателям, применении последствий недействительности сделки, в том числе, взыскании комиссии за выдачу кредита (обналичивание), комиссии за ведение ссудного счета, процентов за пользование чужими денежными средствами по единовременной комиссии за выдачу кредита, за ведение ссудного счета, суммы излишне выплаченных процентов, возмещении морального вреда. Судом вынесено решение о признании недействительными условий заявления (кредитного договора) и Правил предоставления потребительских кредитов «Народный кредит» физическим лицам-предпринимателям, а также о взыскании в пользу потребителя комиссии за ведение ссудного счета в размере 74 880 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами по комиссии за ведение ссудного счета в размере 9 849,86 руб., сумму излишне выплаченных процентов за пользование кредитом в размере 3 584,96 руб., в возмещении морального вреда 500 руб., в возмещение расходов на составление искового заявления и юридическую консультацию 1 600 руб., а всего 90 414,82 руб.


Конституцией РФ (ч. 2 ст. 45) провозглашено право каждого гражданина защищать свои права и свободы всеми доступными способами, не запрещенными законом.

Досудебная защита прав является одной из форм защиты гражданских прав, которая заключается в попытке урегулирования спорных вопросов непосредственно между хозяйствующими субъектами (продавцами, изготовителями, исполнителями, импортерами) и потребителем не прибегая к судебным разбирательствам.

Законом РФ «О защите прав потребителей» предусмотрена ответственность продавца (изготовителя, исполнителя) за отказ в добровольном порядке удовлетворить требования потребителя. Предъявлять требование о защите нарушенного права продавцу (изготовителю, исполнителю) или обратиться с иском в суд – право потребителя и он по своему усмотрению решает, каким способом защиты своих нарушенных прав воспользоваться.

Участие Управления в досудебной защите прав потребителей в 2010 году осуществлялось по следующим направлениям:

Важным направлением деятельности Управления в сфере защиты прав потребителей является работа с обращениями граждан. За 2010 г. Управлением было рассмотрено2650 (в 2009 г. – 2082, в 2008 г. – 1344) устных и письменных обращений.

Рост количества устных обращений в 2010 г. составил 124%, письменных –133% по сравнению с 2009 г. Количество обращений, поступивших от государственных (в частности органов Прокуратуры) и муниципальных органов увеличилось в 1,7 раза.

Своевременное и оперативное принятие мер по рассмотрению обращений и заявлений граждан способствовало увеличению случаев и сокращению сроков восстановления законных требований потребителей в досудебном порядке.

Из общего количества обращений – 76 (7,5%) направлено по подведомственности в другие органы, 141 (14%) – не обоснованы либо неправомерны.

Жалобы, связанные с оказанием некачественных услуг в сфере ЖКХ, приобретением некачественных продовольственных товаров, а также бытовой техники, мебели, меховых изделий, составляют значительную долю обращений. Специалистами Управления рассматривается каждое обращение потребителя, анализируются причины и условия, повлекшие нарушения прав потребителей. В ходе рассмотрения жалоб и потребителю и предпринимателю разъясняются требования действующего законодательства, оказывается помощь в оформлении необходимых документов. В результате данной работы большинство требований потребителей были удовлетворены в досудебном порядке.

Действия специалистов Управления способствовали полному восстановлению нарушенных прав потребителей, когда покупателю возмещается не только стоимость некачественной вещи, но и предусмотренное Законом возмещение иных расходов, понесенных в связи с продажей некачественного товара.

Например:

В Управление поступило обращение гр. Демина по вопросу отказа ИП Бармина А.В. в возврате денег за блок управления двигателем автомобиля в связи с невозможностью использования его по назначению и сообщает следующее.

По результатам рассмотрения обращения между Деминым и исполнителем заключено Соглашение о порядке урегулирования претензий, в соответствии с которым произведен возврат денежных средств в размере 10 000 рублей и установлены обязательства ИП Бармина А.В. по предоставлению по требованию потребителя в течение 18 месяцев услуг по ремонту автомобилей и (или) приобретению запасных частей для автомобилей на сумму 10 000 рублей.

В результате рассмотрения обращений граждан и органов государственной власти с помощью специалистов отдела потребителям в досудебном порядке в 2010 г. в 94 случаях устранены недостатки в приобретенном товаре либо оказанной услуге (результате работы), в 57 случаях произведен обмен некачественного товара, по 60 жалобам возвращено денежных средств на сумму более 400,0 тыс. рублей.

Необходимо отметить, что Управлением ежемесячно проводится анализ жалоб и рассмотренных административных дел. Крупные предприятия розничной, оптовой торговой сети разных форм собственности находятся на контроле Управления, с руководством указанных предприятий проводились совещания и семинары. Подобная работа приносила свои результаты. Большинство жалоб потребителей были удовлетворены в досудебном порядке.

Работа по жалобам потребителей ведется специалистами Управления по достижению конечного результата – восстановления нарушенных прав потребителей и устранения выявленных нарушений, а также причин и условий, способствующих их совершению. На каждую жалобу дается полный, обоснованный ответ с разъяснением законодательства, а также отражающий позицию Управления по поставленному вопросу. Ответ может представляться потребителем в суд в случае, если в досудебном порядке вопрос не решен.



vibor-i-kompleksirovanie-programm-vospitaniya-obrazovaniya-i-razvitiya-vospitannikov-tehnologij-i-metodicheskih-posobij.html
vibor-i-plod-belov-v-i-nauka-o-dushe-i-zhizni-doc.html
vibor-i-realizaciya-marketingovoj-strategii-chast-10.html
vibor-i-realizaciya-marketingovoj-strategii-chast-5.html
vibor-i-sposobi-polucheniya-zagotovok-detalej-mashin.html
vibor-konkretnogo-vneshnetorgovogo-partnyora.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vii-sostoyanie-zakonnosti-v-sfere-ugolovnogo-presledovaniya-o-sostoyanii-zakonnosti-i-pravoporyadka-v-rossijskoj.html
  • predmet.bystrickaya.ru/reglament-raboti-shkoli-internata-stranica-3.html
  • school.bystrickaya.ru/glava-2-osnovi-gosudarstvennogo-upravleniya-o-sostoyanii-zakonodatelstva-novgorodskoj-oblasti.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-a-mihelson-v-a-grebennikov-stranica-33.html
  • testyi.bystrickaya.ru/administrativnie-meri-borbi-s-virusami-3-programmnie-sredstva-realizacii-informacionnih-processov-klassifikaciya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/resheniem-pravleniya-obshestva-godovoj-chlenskij-vznos.html
  • universitet.bystrickaya.ru/strugackij-trudno-bit-bogom-stranica-6.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/ostraya-sosudistaya-nedostatochnost-obmorok-pervaya-medicinskaya-pomosh-pri-obmoroke.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/koncepciya-chelovekoznaniya-bgananev.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konkursnoe-proizvodstvo-pri-bankrotstve-chast-4.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metod-snovideniya-prakticheskaya-rabota.html
  • bukva.bystrickaya.ru/rezultati-golosovaniya-10-chas-52-min-26-sek-s-m-mironov-predsedatelstvuyushij.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/raschet-zarabotnoj-plati-plavsostava.html
  • thesis.bystrickaya.ru/predsedatel-soveta-direktorov-lukojla-i-ritek-valerij-grajfer-gazovayalent-a-monitoring-rossijskoj-i-tatarstanskoj-pressi-13-17.html
  • report.bystrickaya.ru/kniga-predstavlyaet-soboj-rukovodstvo-po-hirurgii-grizh-perednej-bryushnoj-stenki-rasschitannoe-na-shirokij-krug-prakticheskih-vrachej-glavnim-obrazom-molodih-hirurgov-pristupayushih-k-samostoyatelnoj-deyatelnosti.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/glava-5-fakti-glava-6-razrabotka-ekspertnih-sistem.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konkurs-praktikuyushih-yuristov-pontifik-2011.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-obshie-principi-i-osobennosti-buhgalterskogo-ucheta-za-rubezhom-barhatov-a-p-mezhdunarodnij-uchet-uchebnoe-posobie.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/z-a-r-u-b-e-zh-n-a-ya-d-e-t-s-k-a-ya-nazvanie-knigi.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dopolnitelnoe-obrazovanie.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sovremennoe-sostoyanie-i-tendencii-razvitiya-mezhdunarodnogo-i-mezhregionalnogo-sotrudnichestva-krasnodarskogo-kraya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/predstavlyaet-soboj-annotirovannij-otchyot-sotrudnika-ili-gruppi-sotrudnikov-za-god-stati.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vktor-nekrasov-povertatsya-vbudinok-turbnih-anatolij-konchakovskij-direktor-muzeya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tendencii-razvitiya-mirohozyajstvennih-svyazej-i-mesto-rossii-v-etom-processe.html
  • crib.bystrickaya.ru/ispitanie-combus-rukovodstvo-po-sisteme-pc4020.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kompyuternaya-i-matematicheskaya-model-yadernogo-spinovogo-eha.html
  • testyi.bystrickaya.ru/associaciya-malogo-i-srednego-biznesa-peterburga-napomnit-valentine-matvienko-ee-obeshaniya-zaksru-01122006.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-m-zhirmunskij-nazivaet-stilem-opredelennuyu-sistemu-priemov-v-kotoroj-raskrivaetsya-to-chto-mozhno-nazvat-uslovno-duhom-epohi-ili-duhom-kakogo-nibud-literaturnogo-napravleniya-t-e-ego-mirooshusheniem-cit-po-ta.html
  • pisat.bystrickaya.ru/svedeniya-o-kadrah-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-programma-razvitiya-2008-2013g-g-mou-sosh.html
  • essay.bystrickaya.ru/eleckaya-nastupatelnaya-operaciya-lipeckaya-oblast-v-godi-velikoj-otechestvennoj-vojni.html
  • textbook.bystrickaya.ru/hrustalev-yu-m-kratkij-kurs-filosofii-ucheb-posobie-dlya-vuzov-stranica-10.html
  • bystrickaya.ru/zapravochnij-raschyot-tkani.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobiea-i-vladimirov-v-ya-kershenbaum-m-np-nacionalnij-institut-nefti-i-gaza-2004-640-s.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodika-zanyatij-tehnika-bistrogo-chteniya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prodolzhaet-rabotu-proseminar-po-geometrii-i-topologii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.