.RU

Зав медиатекой гоу школы №183 с углубленным изучением английского языка Центрального административного района г. Санкт-Птербурга


Кашурникова Т.М.,

зав. медиатекой ГОУ школы №183 с углубленным изучением английского языка Центрального административного района г. Санкт-Птербурга.


Основные направления работы школьной медиатеки

(из опыта работы)

Сегодня книга уже перестала быть единственным источником инфорации. Видео-, аудиоматериалы, компьютерные сети и программы все активнее внедряются во все области знаний. Школа должна учитывать потребности учащихся и учителей в различных видах и формах представления информации, в том числе, на основе средств новых информационных технологий. Современное информационное общество меняет и требования к выпускнику общеобразовательной школы. Это должна быть самостоятельно и критически мыслящая личность, умеющая видеть и творчески решать возникающие проблемы, продолжать свое образование и саморазвитие на любом отрезке жизненного пути.

В этих условиях изменяется характер учебного процесса, в который внедряются активные методы обучения (методы проектов, групповое обучение, семинарские занятия, уроки-диспуты и др.), направленные на личностное развитие учащегося. Активные методы обучения предполагают выполнение самостоятельных работ в основном во внеурочное время. Но успешная учебная и самообразовательная деятельность во внеурочное время возможна только в том случае, если учащийся располагает свободным доступом к различным источникам информации. Кроме того, работая самостоятельно, школьник должен иметь возможность рассчитывать на помощь специалиста. Не всегда педагог может создать условия для внеклассной самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся. Эти условия имеются в преобразованной школьной библиотеке. В этой связи наиболее актуальной и значимой, на наш взгляд, представляется проблема создания на базе школьной библиотеки современной медиатеки, располагающей средствами новых информационных технологий и предоставляющая свободный доступ учащимся и учителям к любого вида информации для их учебной, познавательной и профессиональной деятельности.

Существенным отличием самостоятельной работы в медиатеке от самостоятельных, дополнительных внеклассных занятий в кабинетах более широкие возможности для углубления и значительного расширения своих знаний с использованием книжного библиотечного фонда и информационных ресурсов на электронных носителях. В медиатеке под руководством специалиста ученики получают необходимые знания, умения и навыки работы с информацией из различных источников: от начала поиска до оформления конечного результата своей работы. Таким образом, именно на базе медиатеки происходит формирования информационной культуры учащихся.

Изучив российский и зарубежный создания медиатек в общеобразовательных учреждений, опыт мы определили, что медиатека – это структурное подразделение, которое включает совокупность фонда книг и разнообразных информационных и технических средств; располагает педагогически обоснованным комплексом оборудования и мебели для хранения книг, информационных и технических средств, читальным залом с различными рабочими зонами, где созданы благоприятные условия для индивидуализации и развития исследовательских, поисковых и творческих способностей учащихся, повышения профессионального уровня педагогов.

Она включает в себя как традиционные библиотечные подразделения, так и «мультимедиа» подразделения (компьютерную, видео и др. зоны).

^ Структура медиатеки




Для медиатеки было выделено и отремонтировано помещение, приобретена современная и удобная мебель. Сегодня медиатека располагает компьютерной зоной с 4 компьютерами для учащихся и рабочим компьютером руководителя медиатеки, оснащенных необходимым программным обеспечением, видеозоной с видеодвойкой, DVD-приставкой, мультимедийным проектором. Постепенно происходит накопление и систематизация фонда информационных ресурсов на электронных носителях.

Любое структурное подразделение не может функционировать без соответствующей нормативной базы. Изучив опыт работы подобных структурных подразделений образовательных учреждений в России и Санкт-Петербурге, существующие законодательные акты и нормативные документы, мы разработали положение о медиатеке, должностные инструкции, правила пользования медиатекой.

На первом этапе одной из самых сложных задач была адаптация педагогического коллектива к новым условиям. С этой целью, помимо обучения педагогов на курсах компьютерной грамотности и оснащения кабинетов компьютерами, был проведен педагогический совет, на котором была представлена электронная презентация медиатеки и утверждены нормативные документы.

За три года работы мы пришли к выводу, что в информационной среде, которую представляет собой медиатека, возможно не только более продуктивное решение учебных задач, но и организация новых форм познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся, в том числе создание собственных информационных продуктов (видеоматериалов, электронных презентаций, наглядных пособий, журналов, газет и пр.) Сюда и учителя и ученики могут придти в любое для них время, чтобы получить необходимую информацию, соответствующим образом ее обработать для своих творческих, познавательных целей. Здесь имеется все необходимое для творческой деятельности, для оформления промежуточных или конечных результатов исследовательской, проектной деятельности.

Выбранная нами модель медиатеки, которая создана на базе школьной библиотеки, дает возможность избежать очень серьезного перекоса в сторону компьютерных технологий. Чрезмерное увлечение компьютерные технологиями несет в себе серьезную опасность: книга, как основной источник информации, постепенно исчезает из информационного пространства учащихся. Но не стоит забывать о том, что книга была и остается не только основным источником информации для осуществления успешной учебной деятельности, но и мощным средством духовного и интеллектуального развития учащихся. Чтение и книга пронизывают всю систему образования, не научившись работать с текстом, нельзя получить образование. Читательская культура формирует базисные знания и умения в области поиска и обработки информации.

В условиях работы такой модели школьной медиатеки, мы убедились в том, что увлечение ребят компьютерные технологиями может способствовать развитию их читательского и познавательного интереса. На это направлены такие формы работы как создание библиографических обзоров и рекламы книги на электронных носителях, написание отзывов на прочитанные книги (набор текста, сканирование иллюстраций, распечатка), активная работа с детскими периодическими изданиями. Ежегодно мы проводим конкурсы таких работ среди учащихся 5-7 классов. На базе медиатеки проходит школьный тур олимпиады Билио + . Для участия в районном туре олимпиады ребята выбрали название команды КИНК (книга-информация-компьютер). Это показывает, что в условиях медиатеки компьютер не вытесняет книгу из информационного образовательного пространства учащихся.

Для самых маленьких в медиатеке проходит демонстрация мультфильмов по мотивам детских художественных произведений.

Самой популярной формой работы в медиатеке среди учащихся основной школы стало создание электронных презентаций по выбранной теме или по заданию учителя-предметника. В процессе работы над электронной презентацией учащиеся проходят все этапы информационной деятельности: поиск и отбор источников по теме (научно-популярные книги, справочные издания, электронные энциклопедии, Интернет), анализ и систематизацию информации, оформление и представление конечного результата информационной деятельности в устной форме (защита работы), обязательно составляют список использованных источников. Выбор темы проходит с учетом познавательных интересов учащихся. ( «Акулы», «Летающие динозавры», «История велосипеда», «Достопримечательности Санкт-Петербурга», «Оформление русской рукописной книги», «Парки Лондона», «Пушкинский дом», «История искусства на рубеже 19-20 вв.» и др. ).

Специалисты (библиотекарь, медиаспециалист), работающие в школьной медиатеке, совместно с учителями-предметниками организуют педагогическое сопровождение учащихся на всех этапах самостоятельной работы с источниками информации в процессе выполнения учебно-познавательной задачи.

Взаимодействие педагогов и библиотекаря (медиаспециалиста) можно проследить на примере одного интегрированного занятия по основам информационно-библиографической грамотности, которое организовано в форме проекта. Проведение такого занятия возможно только в условиях медиатеки.


Пример интегрированного занятия на базе медитеки

(5 класс)

Тема занятия по основам информационно-библиографической грамотности: «Поиск, обработка и представление информации по теме»

Тема урока по окружающему миру: «Домашние животные»

Тема урока по литературе (внеклассное чтение): «Мы в ответе за тех, кого приручили…»

(занятие рассчитано на 6 часов и проходит в несколько этапов)

Форма проведения занятия: групповой проект.

Цель: развитие читательского и познавательного интереса учащихся, формирование умений и навыков информационно-библиографической деятельности.

Задачи:

1 этап. Учитель (окружающий мир) ставит задачу – найти, обработать и представить информацию о породах собак, истории их приручения человеком. Учитель литературы – самостоятельно прочитать художественные произведения об отношениях человека и собаки и написать на него отзыв. Учащиеся вместе с педагогами и библиотекарем (медиаспециалистом) составляют план деятельности, который служит отправной точкой для составления заданий. Класс делится на группы, и каждая группа получает собственное задание.

Например:

1 группа: найти материал об истории приручения собак;

2 группа: собрать материал о самых популярных породах собак;

3 группа: составить рекомендации для тех, кто хочет завести щенка;

^ 4 группа (из читающих учеников): составить аннотированный библиографический обзор художественных произведений об отношениях человека и собаки.

2 этап. Каждая группа ищет источники информации на различных носителях по заданной теме (научно-популярные, справочные издания, электронная энциклопедия «Кирилл и Мефодий»), учащиеся четвертой группы составляют с помощью библиотекаря и учителя литературы рекомендательный список художественных произведений, соответственно возрасту. В конце этапа проходит обсуждение найденной информации, ее отбор и корректировка, каждый учащийся выбирает произведение из составленного списка, которое он прочитает дома и напишет на него отзыв.

3 этап. Каждая группа создает свою папку на компьютере (знакомство с программой Word) и накапливает в ней информацию: учащиеся набирают текст, сканируют иллюстрации, составляют список отобранных источников по своей теме. Учащиеся читают художественные произведения и сдают отзывы четвертой группе.

4 этап. Учащиеся знакомятся с возможностями программы PowerPoint и приступают к оформлению материалов в виде электронной презентации (5-7 слайдов). На последнем слайде каждой презентации ребята указывают список использованных источников. Учащиеся четвертой группы, проанализировав с учителем литературы и библиотекарем отзывы ребят, оформляют в данной программе библиографический обзор самых интересных прочитанных художественных произведений с составлением кратких аннотаций, сканированием иллюстраций, обложек книг, портретов писателей.

5 этап. Каждая группа представляет свою презентацию перед всем классом. Результаты оценивают учителя по окружающему миру, литературе, библиотекарь, медиспециалист.

^ На данном этапе возможен просмотр и обсуждение художественного фильма по одному из произведений (если позволяет время).

По желанию учащихся возможно продолжение работы по объединению всех презентаций в одну (отбор слайдов и оформление в едином стиле), а также выпуск тематической газеты (распечатка текста и иллюстраций, оформление) с обязательной рубрикой «Советуем прочитать». Эту работу продолжают самые активные участники от каждой группы. Представление презентации (с устным рассказом) может проходить перед учащимися начальной школы.

Вся работа проходит под руководством медиаспециалиста в медиатеке. Включение индивидуальных заданий, предоставление максимальной самостоятельности в работе позволяют учитывать интересы, склонности, индивидуальные особенности учащихся.


Выполнение таких проектов, как групповых, так и индивидуальных на базе медиатеки возможно не только в рамках учебной деятельности, но в ходе воспитательной работы.

Работа в медиатеке способствует более рациональной организации самостоятельной информационной деятельности учащихся. В процессе подготовки домашних заданий под руководством специалиста учащиеся обучаются поиску информации для докладов, сообщений, рефератов с использованием более широкого спектра источников: научно-популярных книг, справочных изданий, электронных энциклопедий, компьютерных образовательных программ, сети Интернет. Самостоятельная работа учащихся основной школы в медиатеке с разнообразными источниками информации постепенно подготавливает их к серьезной реферативно-исследовательской работе в старших классах.

Специалисты медиатеки совместно с педагогом осуществляют руководство реферативно-исследовательской деятельностью учащихся 9-11 классов: проводят групповые и индивидуальные консультации в ходе поиска, аналитико-синтетической обработки информации, оформления работ, оказывают помощь в подготовке защиты рефератов.

В условиях медиатеки создаются необходимые условия для повышения профессионального уровня педагогов и развития их информационной культуры. Основная задача медиатеки в работе с педагогами – это обеспечение рационального доступа к педагогической информации, удовлетворение их профессиональных информационных потребностей:

На базе медиатеки организуются различные формы обучение компьютерной грамотности для педагогов посредством:

Сейчас мы подошли к решению очень сложной задачи в работе медиатеки - оказание педагогам методической помощи в организации самостоятельной информационной деятельности учащихся. Руководителем медиатеки разработаны методические рекомендации для учителей-предметников по руководству исследовательской (реферативной) деятельностью учащихся и образовательная программа для педагогов района «Организация самостоятельной информационной деятельности учащихся в образовательном процессе». В медиатеке проходят семинары и индивидуальные консультации для администрации, педагогов и школьных библиотекарей района с целью распространения опыта по формированию информационной культуры учащихся, руководству исследовательской (реферативной) деятельностью учащихся.

Опираясь на собственный практический опыт работы, мы можем сделать вывод, что создание медиатеки в школе способствует:

Таким образом, медиатека образовательного учреждения не только обеспечивает свободный доступ всем участникам педагогического процесса к информационным ресурсам на различных носителях при рациональной организации их хранения, систематизации и распространения, но и становится центром формирования информационной культуры учащихся и педагогов.




vidi-stihijnih-bedstvij-i-metodi-borbi-s-nimi-chast-3.html
vidi-strukturnih-konfiguracij-organizacionnih-sistem.html
vidi-ta-struktura-auditorskogo-visnovku-pro-perevrenu-fnansovu-zvtnst.html
vidi-trudovih-dogovorov.html
vidi-uchebnih-elektronnih-izdanij-uei-poryadok-ih-ekspertizi-grifovaniya-registracii-i-opublikovaniya-stranica-4.html
vidi-valyutnih-operacij-i-ih-osushestvlenie.html
  • bystrickaya.ru/valyutnaya-sistema-ee-vidi.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozheniya-prilozhenie-1-kontrolnie-voprosi-dlya-samoproverki-filosofiya.html
  • grade.bystrickaya.ru/nashi-yubilyari-regionalnaya-obshestvennaya-organizaciya-uchenih.html
  • znanie.bystrickaya.ru/73-alternativnij-metod-videlenie-podsetej-v-klasse-s-dannogo-protokola-intrenet-protocol-otrazhaet-ego-sut.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-delovie-kommunikacii-dlya-napravleniya-podgotovki-080500-62-biznes-informatika.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-obshaya-geologiya-napravlenie-oop.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-principi-staticheskoj-i-dinamicheskoj-organizacii-uchebno-metodicheskij-kompleks-teoriya-organizacii-udk-bbk.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnie-polozheniya-bzhd.html
  • crib.bystrickaya.ru/kafedra-upravleniya-obrazovaniem-plan-grafik-kursovih-meropriyatij-na-2012-god-ivanovo-2011.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnie-napravleniya-realizacii-programmi-ou-po-ustavu-municipalnoe-obsheobrazovatelnoe.html
  • znanie.bystrickaya.ru/92-narusheniya-rechi-uchebniki-uchebnie-posobiya-n-v-seredina-d-a-shkurenko-osnovi-medicinskoj-psihologii-obshaya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-26-uchebnika-i-voprosi-k-nemu-vipolnit-zadaniya-1-2-3-5-26-v-rabochej-tetradi-povtorit-5-12-14-kavkazskaya-vojna-osvoenie-russkoj-ameriki-krimskaya-vojna.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-10vozmozhnost-organizacii-sokraticheskih-kniga-znakomit-chitatelej-s-teoreticheskimi-osnovami-i-vazhnejshimi.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-uchebnaya-disciplina-sociologiya-upravleniya-obrazovatelnaya-programma.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rol-religioznih-cennostej-i-v-duhovno-nravstvennom-vospitanii-molodezhi.html
  • education.bystrickaya.ru/08092008-navyru-itogi-raboti-foruma-proestate-08-09-2008-nedvizhimost-i-stroitelstvo-peterburga-upravlyayushih.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kultura-srednevekovoj-evropi-kultura-vozrozhdeniya-novoevropejskaya-kultura.html
  • writing.bystrickaya.ru/kirling-chast-12.html
  • esse.bystrickaya.ru/rasporyazhenie-ot-hanti-mansijsk.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/skorosshivatel.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vospominaniya-velikogo-sportsmena-futbolista-lva-ivanovicha-yashina-stranica-4.html
  • education.bystrickaya.ru/210-dopolnenie-s-ingovoj-formoj-prichastiem-formula-podlezhashee-glagol-harakteristika-dopolnenie-ingovaya-forma-prichastie-naprimer.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vasha-sobaka-telepat-richard-vebster-vash-pitomec-ekstrasens.html
  • lesson.bystrickaya.ru/radioelektronnoe-oborudovanie-radionavigacionnoe-oborudovanie.html
  • books.bystrickaya.ru/chetvertaya-predmet-politicheskoj-nauki-sovremennie-konceptualnie-podhodi-i-metodi-issledovaniya-60.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-po-algebre-9-klass-uchitel.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-v-maksimov-sostaviteli-sbornika.html
  • testyi.bystrickaya.ru/7-sngat-dekorativ-gamli-sngat-rsemg-kitap-elyazmasi-knizhnaya-letopis.html
  • write.bystrickaya.ru/formirovanie-emocionalno-volevoj-sferi-yavlyaetsya-odnim-iz-vazhnejshih-uslovij-stanovleniya-lichnosti-rebenka-opit-kotorogo-neprerivno-obogashaetsya-razvitie-emocion.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/mbou-centr-psihologo-pedagogicheskoj-reabilitacii-i-korrekcii-plan-raboti-komiteta-po-voprosam-obrazovaniya-na-yanvar-2012-goda.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vihovannya-v-sm-yak-pershoosnova-ntelektualnogo-rozvitku-osobistost-molodshogo-shkolyara-2.html
  • crib.bystrickaya.ru/k-kazarin-vasilij-nazarovich-predaval.html
  • universitet.bystrickaya.ru/studencheskij-sovet-fakulteta-menedzhmenta-obrazovatelnie-programmi-fakulteta-menezhmenta-4-rukovodstvo-fakulteta.html
  • institut.bystrickaya.ru/st-134-dopolnena-zakonom-n-211-xv-ot-29052003-g-v-silu-12062003-g-kommentarij-k-ugolovnomu-kodeksu-respubliki-moldova.html
  • testyi.bystrickaya.ru/83-sredstva-poiska-nauchnoj-bibliograficheskoj-informacii-posobie-dlya-studentov-tehnicheskih-specialnostej-odobreno.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.