.RU

Ж.-Ж. Руссо - часть 3

тели, привычки, доставляющей удовлетворенность и наслаждение.

Удовольствия, доставляемые непосредственным естественным со­чувствием и содействием по природному влечению не поднимаются до высоты тех, что испытываются при выполнении долга.

Руссо обращает внимание на то, что отказ чувствам в их спонтанном развитии и совершенствовании, взгляд на них, как на косные по своей сущности, задержка на их только первоначальных формах приводит к тому, что эти чувства под неусыпным контро­лем и опекой разума превращаются в искусственные, перечащие их собственным первоначальным тенденциям. Заторможенная в своем развитии любовь к себе оборачивается эгоизмом, вместо того, чтобы возвеличиться до любви к себе подобным.

В человеке цивилизованном Руссо фиксирует два разных принципа , из которых один влечет к любви, справедливости, мо­ральному благу, а другой тянет вниз, подчиняет власти внешних чувств и пораждаемых ими страстей.

Руссо определенно встает на точку зрения монизма в объяс­нении противоположностей - оба состояния должны быть выведе­ны из одной и той же общей природы человека; поскольку же они даны последовательно во времени, то следует найти переход от одного к другому.

* * *

Достоинство взглядов Руссо на свободу проявляется в его чувственно-практическом подходе, в противоположность умозри­тельно-созидательному, при котором свободу пытаются обнаружить как некоторый "объект", и, не находя, отрицают ее существова­ние. Свобода означает у него внутренне рефлексивное отношение: "быть господином самому себе, практиковать свою волю на самом себе, властвовать над страстями" (Руссо Ж.-Ж.,Эмиль или о воспитании,с.40).Преодоление страстей означает нравственную свободу. Она не привходит из вне в индивида, а вырабатывается и развивается изнутри. Процесс ее формирования в историческом плане Руссо связывает с переходом от первоначального, естест­венного состояния к цивилизованному, гражданскому. Человек как гражданин расстается со своей естественной свободой, зато при­обретает свободу моральную.

Во имя свободы воли, во имя совести Руссо отвергал фата­лизм, предопределенность волевых актов, выступая здесь против

механистического материализма и противореча теологии.

Одним из центральных вопросов в проблеме свободы человека и социальных взаимоотношений Руссо считает вопрос о происхож­дении неравенства. Появление собственности заставляет человека расставаться со своей свободой, которая по самой своей природе,

и солгасно своему понятию, неотчуждаема. Все дело в том, что

в самой человеческой природе уже произошел перелом. Нера­венство людей - продукт целого ряда переворотов, преобразовав­ших человеческую природу, "подобно тому, как, чтобы установить рабство, пришлось совершить насилие над природой, так и для того, чтобы увековечить право рабовладения, нужно было изме­нить природу" (Руссо Ж.-Ж.,Трактаты,с.45).

Руссо устанавливает прямую связь появления самолюбивого рассудочного Я, страстно отстаивающего свою обособленность, с возникновением частной собственности. В обществе, которое под­вергается автором " Рассуждения о неравенстве" уничтожающей критике, личное Я несет в себе чуждые человечности характе­ристики, свойственные его субстракту - собственности.

Для Руссо очевидно, что современный человек находится в интенсивном разладе с собой, что в своем действительном су­ществовании он не является тем, чем должен быть по своей сущ­ности; он не равен самому себе, потому что существует нера­венство между людьми. Необходимость установления равенства Руссо выдвигает как политическое требование времени и обосно­вывает его результатами исследования происхождения и ступеней углубления неравенства, раскрытием закономерностей его разви­тия и исторических тенденций к самоуправлению.

Философ различает природное и социальное неравенство: природа создает людей различными, но не эти различия обуслав­ливают социальное неравенство - его причиной является частная собственность. Руссо видит три причины неравенства: во-первых, это неравенство общественное; во-вторых, оно возникло истори­чески; в-третьих, оно связано с появлением частной собствен­ности. Частная собственность возникает при переходе челове­чества от естественного состояния к общественному, т.е. явля­ется продуктом цивилизации.

С точки зрения Руссо, существовавшее до сих пор полити­ческое устройство не отвечало требованию правосообразности, оно основывалось не на договоре свободных и равных, а на наси­лии и угнетении, поэтому, несмотря на все труды мудрейших за­конодателей, оставалось несовершенным,- оно было плохим с са­мого начала.

Формирование ассоциации, называемой общественным догово­ром, предполагает свободное вступление в договорные отношения, равенство всех отдельных лиц и принятие ими основных законов, которые выражали бы общие интересы. Общность интересов - это, согласно Руссо, вполне реальная предпосылка. Каждый из членов ассоциации добровольно отдает себя - свою личность и все свои силы в пользу коллективного целого. Условия равны для всех, каждый, подчиняя себя всем, не подчиняет себя каждому в от­дельности. Каждый становится неотъемлемой частью целого. Появ­ляется некоторое общее Я, получающее посредством акта объедине-

ния свое единство, свою жизнь и волю.

Для Руссо, в отличие, например от Гольбаха, субстратом общей воли является народ. Народ решает вопрос о полезности законов, о соответствии их общей воле, решает голосованием, быть или не быть этим законам. Особенность взгляда Руссо, с которой не соглашается потом никто из просветителей, состояла в том, что всякое постановление, хотя бы самое полезное и ра­зумное, предписывающее что бы то ни было населению, не участ­вующему в его обсуждении и голосовании, будет не законом, а лишь приказом. Для того, чтобы общая воля стала законом, нет необходимости в единогласии, но необходимо, чтобы все граждане имели возможность подать свои голоса. С другой стороны, Руссо неизменно придерживается понимания общей воли как неразрывного единства, целостности, отличной от суммы нескольких воль:

"Часто существует немалое различие между волею всех и общей

волею. Эта вторая блюдет только общие интересы, первая - инте­ресы частные" (Руссо Ж.-Ж.,Трактаты,с.170). Сферы действия той или другой строго разграничены:"Подобно этому,как частная воля не может представлять волю общую, так и общая воля, в свою очередь, изменяет свою природу, если она направлена к частной цели, и не может как общая выносить решение ни в отношении ка­кого-нибудь человека, ни в отношении какого-нибудь факта" (Руссо Ж.-Ж.,Трактаты,с.173).

Политическая жизнь конституируется у Руссо в обособлен­ную, абстрагирующую себя от частной жизни индивидов самостоя­тельную сферу. Для человека как политического существа голос частного интереса в общественной жизни должен умолкнуть. Раз­решение проблемы без внешнего принуждения должно заключаться в преодолении раздора в душе каждого индивида через победу одной из сторон личности над другой ее стороной - победу обществен­ного над партикулярным в каждом сознании. Лишь забыв о себе, человек обретает себя, обретает как общественное существо свое общественное Я, противоположное частному Я.

Принятие общественного договора означает и принятие суро­вой школы воспитания свободных граждан. Бытие свободным граж­данином предполагает, что гражданин дает согласие на все зако­ны, даже на те, которые принимаются вопреки его желанию, и да­же на те, которые карают его, если он осмеливается нарушить их.

То, что данные положения не являются утопией подтвержда­ется опытом Великой французской революции, освободившей поли­тический дух от оков, от смешения его с гражданской, т.е. частной, жизнью и выделившей его как сферу общности, всеобщего народного дела, как нечто, существующее независимо от специфи­ческих элементов частной жизни.

* * *

Интересен и оригинален Руссо в своих педагогических воз­зрениях.В этой области он выступил горячим сторонником естест­венного воспитания. Воспитание каждого человека, писал Руссо в книге "Эмиль, или о воспитании", дается природой путем не­посредственного развития врожденных способностей и влечений. Обращаясь к родителям и воспитателям, он призывал их развивать в ребенке естественность,прививать чувство свободы и независи­мости, стремление к труду, уважать в нем личность и все полез­ные и разумные склонности.

В соответствии с предлагаемой схемой воспитания Руссо де­лил жизнь детей на четыре периода. В первый период - от рожде­ния до двух лет - он предлагал уделять внимание главным обра­зом физическому воспитанию; во второй - от двух до двенадцати лет - воспитанию чувств; в третий - от двенадцати до пятнадца­ти лет - умственному воспитанию; в четвертый период - от пят­надцати до восемнадцати лет - нравственному воспитанию. Этот последний отрезок времени он называл периодом "бурь и страстей".

Очень много ценных советов и наставлений Руссо дает в первых двух книгах "Эмиля". Он рекомендует исподволь действо­вать на детей, руководить ими, не ущемляя их свободы и не при­меняя мер прямого принуждения, и вместе с тем проявлять настойчивость, требовательность, не спешить с удовлетворением нежелательных и взбалмошных детских просьб.

Вместо старых форм общественного воспитания Руссо считал необходимым ввести демократическую систему, в основу которой требовал положить трудовое воспитание: изучение общественных ремесел и искусств, причем в ходе обучения он считал необходи­мым выявлять у воспитанников те или иные дарования, заложенные природой.


vneshnyaya-politika-i-deyatelnost-kgb-pri-yuv-andropove.html
vneshnyaya-politika-i-reshenie-globalnih-problem-sovremennosti.html
vneshnyaya-politika-mezhdunarodnie-otnosheniya-diplomatiya-ukazatel-avtorov-12.html
vneshnyaya-politika-rossii-i-mezhdunarodnie-otnosheniya.html
vneshnyaya-politika-sovetskogo-gosudarstva-v-kanun-i-v-godi-vtoroj-mirovoj-vojni-chast-2.html
vneshnyaya-politika-sovetskogo-gosudarstva-v-kanun-i-v-godi-vtoroj-mirovoj-vojni-chast-7.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-himiya-2011-g.html
  • knigi.bystrickaya.ru/scenarij-pervoaprelskogo-bala.html
  • predmet.bystrickaya.ru/referat-po-teme-rol-chisel-v-skazkah-a-pushkina.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/yug-hamnuev-k-voprosu-o-sravnitelnom-issledovanii-konstitucionno-pravovoj-osnovi-formi-pravleniya-gosudarstva.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/smotr-konkurs-rajonnih-agitpoezdov-za-zdorovij-obraz-zhizni-s-prezentaciej-prazdnichnaya-programma-s-uchastiem-pobeditelej-konkursa-semej-15-maya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/115-sovershenstvovanie-zakonodatelstva-v-sfere-podderzhki-semi-i-detstva-obrazovaniya-i-molodezhnoj-politiki.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nad-bezdnoj-osennee-nebo-pasmurno-vozduh-pronizan-sirostyu-holodnij-veter-usilivaet-rezkuyu-svezhest-rannego.html
  • literature.bystrickaya.ru/deputati-prizvali-vooruzhit-gosudarstvo-instrumentami-kontrolya-za-prinyatiem-osnovnih-reshenij-na-strategicheskih-predpriyatiyah.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vliyanie-meteorologicheskihyavlenij-na-rozhdenie-genialnihlyudej-chezare-lombrozo.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-gou-ds-kombinirovannogo-vida-9-obrazovatelnaya-programma-gou-ds-9-stranica-3.html
  • crib.bystrickaya.ru/izmeneniya-v-gost-71-2003-obsheobrazovatelnogo.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnih-ispitanij-programma-vstupitelnih-ispitanij-po-matematike-dlya-abiturientov-dnevnogo-i-zaochnogo-otdeleniya.html
  • studies.bystrickaya.ru/gosudarstvennoe-regulirovanie-ntp.html
  • shkola.bystrickaya.ru/serebryanoe-kopitce-sobranie-sochinenij-v-treh-tomah-tom-pervij-p-p-bazhov-sobranie-sochinenij-v-treh-tomah-tom-pervij.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/ii-bozhestvennoe-bitie-ili-iegova-soderzhashaya-obshee-bogoslovie-novoj-cerkvi-predrechyonnoj-gospodom-u-daniila-7.html
  • tests.bystrickaya.ru/kontrol-za-deyatelnostyu-municipalnih-obrazovatelnih-uchrezhdenij-v-2012-godu.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/princip-otvetstvennosti-sodejstvie-regionalnomu-razvitiyu-otchet-mrsk-severo-zapada-v-oblasti-ustojchivogo-razvitiya-oglavlenie.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/dostoprimechatelnosti-seula-i-okrestnostej.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-napisaniyu-kursovih-rabot-kursovaya-rabota.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-tehnicheskaya-mehanika.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-8-razvitie-farmacii-v-srednie-veka-farmaciya-v-stranah-arabskogo-vostoka-3-medicina-i-farmaciya-drevnego-egipta.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sovremennij-vengerskij-detektiv-stranica-17.html
  • lecture.bystrickaya.ru/analiz-ocenok-rossijskim-obshestvom-xxxv-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-sbornik-tezisov.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kritika-testa-kontrolnih-voprosov-metodika-test-kontrolnih-voprosov-tkv-kritika-testa-kontrolnih-voprosov.html
  • university.bystrickaya.ru/funkcionalnij-analiz-priznanie-golosov.html
  • exam.bystrickaya.ru/yung-k-g-chelovek-i-ego-simvoli-stranica-28.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/zavisimost-intensivnosti-dihaniya-rastitelnih-produktov-ot-temperaturi-chast-3.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-34-tehnicheskoe-i-organizacionnoe-obespechenie-bezopasnosti-proizvodstvennoj-territorii-i-pomeshenij-kontroliruemih-rabotodatelem-s-uchetom-otraslevoj-specifiki-ego-proizvodstvennoj-deyatelnosti.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prezentaciya-proekta-korporaciya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sestrinskoe-delo-primernaya-tematika-kontrolnih-voprosov.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-obshij-psihologicheskij-praktikum-dlya-napravleniya-030300-psihologiya-podgotovki-bakalavra-030300-62-avtor-gusev-aleksej-nikolaevich.html
  • diploma.bystrickaya.ru/uspehi-vichislitelnih-nauk.html
  • student.bystrickaya.ru/13-finansirovanie-i-kreditovanie-investicij-.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-francuzskij-yazik-moskva-2004-nastoyashaya-programma-po-discipline-francuzskij-yazik-prednaznachena-dlya-studentov-magistraturi-iep-mgimo-u-mid-rossii-razrabotana-docentom-rekosh-k-h.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-sootvetstvii-s-federalnim-planom-statisticheskih-rabot-na-2005-god-i-postanovleniem-federalnoj-sluzhbi-gosudarstvennoj-statistiki-rosstata-ot-29-08-2005-6-stranica-7.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.