.RU

Жангожа Р. Казахстанские транспортные коридоры в контексте экономических и политических интересов Украины. // АПИ (CAAPR). 15.03.2001


^ Жангожа Р. Казахстанские транспортные коридоры в контексте экономических и политических интересов Украины. // АПИ (CAAPR). 15.03.2001.
Первая часть

http://www.caapr.kz/show.php?rua0205-01.htm

вторая часть

http://www.caapr.kz/show.php?rua0305-01.htm

Рустем Жангожа

Большая нефть Каспия в контексте интересов США

После своей встречи с премьер-министром Касымжомартом Токаевым, Чрезвычайный и полномочный посол США в Казахстане Ричард Джонс заявил журналистам: "Есть много крупных нефтяных компаний, которые заинтересованы в реализации проекта разработки казахстанского шельфа Каспия. Сегодня уже 12 больших фирм хотят принимать участие в этом проекте. И это очень хороший знак".

По словам посла, на встрече обсуждались двухсторонние отношения Казахстана и США, и затрагивалась тема, связанная с проблемами нефтедобычи и ее транспортировки на потребительские рынки углеводородов.

Как это было уже озвучено в СМИ, международный консорциум OKIOC, который занимается разведочным бурением на шельфе Каспия, в настоящее время входят Phillips petroleum, Ajip, BG, BP Amoco, Statoil, Exon Mobil, Shell, Total FinaElf, Inpex. При этом BP Amoco объявила о намерении продать свою долю французской нефтяной компании Total FinaElf.

Комментируя бурение на шельфе Каспийского моря, Ричард Джонс сказал, что по его данным, в ближайшие 1-2 месяца закончится разработка технико-экономического обоснования, после которого можно будет "приступить к детальным техническим вопросам проведения работ". В соответствии с заявлением американского посла, новая администрация США "не изменила своего отношения к проекту нефтепровода Баку — Джейхан.

В связи с заявлением официального представителя Вашингтона возникает вопрос: почему посол считает, что администрация республиканцев не изменила отношение США к проекту Баку-Джейхан?..

Как известно, правительство лидера демократов — экс-Президента США — Билла Клинтона усиленно и весьма активно лоббировало строительство нефтепровода Актау-Баку-Тбилиси-Джейхан. Однако до сей поры, окончательного решения по этому проекту принято так и не было. Новый Президент США — республиканец Джордж Буш, в одном из своих предвыборных интервью высказался, что не стоит уделять много внимания этому вопросу. Без казахстанской нефти проект экономически невыгоден, к тому же трубопровод необходимо будет прокладывать по дну Каспия, что непозволительно дорого. Уместно вспомнить, что за проект Баку-Джейхан выступают также Грузия и Турция. Азербайджан и Казахстан настроены по отношению к проекту не столь решительно. Иран высказывается категорически против его реализации, считая этот проект больше политическим, нежели экономическим. Можно в этой связи напомнить и высказывание одного из руководителей нефтяной компании "Тенгиз-Шеврон" Ника Тана, который, несколько лет тому назад, достаточно жестко выразил свое отношение к проекту: "Если это выгодно политикам, то пусть эти политики и вкладывают в него свои деньги". Европа и, в особенности, Франция, склоняются к иранскому направлению экспорта энергоносителей. К этому добавляется еще не определенный до сих пор правовой статус Каспия. Россия, Казахстан и Азербайджан пока никак не могут убедить Иран и Туркмению принять свой план раздела моря или, как кому выгоднее, озера.

Некоторые аналитики, в преддверии смены президента США предполагали, что Джордж Буш откажется от дорогостоящей затеи строительства нефтепровода Актау-Баку-Тбилиси-Джейхан. Однако теперь, когда стало ясно, что президент Джордж Буш, вице-президент Дик Чейни, министр торговли Дональд Эванс, а также советник президента по национальной безопасности Кондолиза Райс не отвергают возможности строительства нефтепровода Баку-Джейхан, в кругу скептиков появляются сомнения относительно своей правоты. Скорее всего, посол США говорил не просто от своего имени, а ретранслировал официальную позицию Вашингтона по этому вопросу.

Если учесть к тому же предшествующую деятельность членов команды Дж.Буша, то можно вспомнить о том, что Дик Чейни стоял во главе нефтяной компании Haliburton. Дональд Эванс владел акциями общей стоимостью от 5 до 25 миллионов долларов в компании Tom Brown Inc, которая занималась разведкой месторождений нефти и газа, и которую Эванс возглавлял. Кондолиза Райс была одним из директоров компании Exxon.

По всей вероятности, правы те обозреватели, которые считают, что приход к власти в США представителей нефтяного лобби усилит давление этой страны на Каспийском нефтяном шельфе.

Текущая ситуация на казахстанском участке Каспийского шельфа

По сообщениям СМИ, бывший помощник президента США по национальной безопасности, известный американский политолог Збигнев Бжезинский — заявил журналистам в Вашингтоне о том, что количественный состав группы стран ГУУАМ не должен ограничиваться одними лишь пост-советскими странами.

Збигнев Бжезинский считает, что в качестве наблюдателей в ГУУАМ могли бы войти и такие страны Причерноморья, как Турция, Румыния и Болгария, а также граничащая с Украиной Польша. По мнению Бжезинского, эти страны "в определенной степени" заинтересованы в расширении экономического, технологического и политического сотрудничества с ГУУАМ. В то же время Бжезинский подчеркнул, что "не рассматривает ГУУАМ как альтернативу СНГ".

По официальным заявлениям всех членов этой организации, ГУУАМ создавался исключительно как экономическое объединение стран — потенциальных участниц проектов транспортировки энергоносителей с целью диверсификации источников их экспорта и импорта в обход территории России. Однако, как считают российские эксперты, постепенно в деятельности этого международного объединения стала просматриваться и военно-политическая составляющая. Она стала более заметной после того, как Грузия и Азербайджан не продлили свое участие в Договоре о коллективной безопасности, а Узбекистан вышел из этого договора в начале 1999 года. Члены ГУУАМ активно участвуют в программе НАТО "Партнерство во имя мира" и планируют создание на базе национальных МЧС собственных миротворческих сил и совместных подразделений для охраны нефтепроводов. Россия же высказывает определенную тревогу в том, что создание подобного рода транснациональных воинских подразделений может со временем трансформироваться в военный блок под эгидой ГУУАМ. Подобная позиция официальной Москвы даже принудила к ее комментарию со стороны представителя МИД Грузии, который недвусмысленно заявил: "Российские официальные представители могут ознакомиться с документами, подписанными в ходе встреч экспертов ГУУАМ, из которых следует, что приоритетом для ГУУАМ является экономическое сотрудничество, направленное на создание транспортного коридора Азия — Европа", — чем категорически отверг подозрения официальных экспертов Кремля в кознях, со стороны стран группы ГУУАМ, которые, якобы "точат ножи" против некогда дружественной России. Добавим также, что до сих пор ГУУАМ остается неформальным объединением. Это обстоятельство в значительной мере тормозит налаживание и координацию совместной деятельности по реализации совместно намеченных программ.

Во время последней встречи в Вашингтоне, лидерами стран группы ГУУАМ планировалось, что в марте в Киеве президенты "пятерки" объявят об официальном оформлении объединения, которое, по мнению российских наблюдателей, в будущем может трансформироваться в военный блок.

Как отметил Збигнев Бжезинский, "ГУУАМ — не альтернатива СНГ, но ГУУАМ может быть реальным противовесом ЕЭС".

Напомним, что Евразийское экономическое сообщество (ЕЭС) было создано в октябре 2000 года в Астане. В новое объединение вошли Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия и Таджикистан. Основой для объединения стал таможенный союз этих же государств, созданный в 1995 году, и Договор о коллективной безопасности, членами которого после 1999 года остаются те же пять государств, плюс Армения.

В связи с возникновением ЕАС, Секретарь Совета безопасности РФ Сергей Иванов, выступая на международной конференции в Мюнхене, озвучил новые подходы Москвы к участию в Содружестве Независимых Государств.

Сенсационность заявлений Секретаря Совета Безопасности РФ заключается в том, что впервые за год правления Владимира Путина Москва официально подтвердила: на процессе искусственной интеграции в рамках СНГ, когда все издержки автоматически относились на счет России как естественного ядра и неформального центра Содружества, поставлен жирный крест. В официально озвученной С.Ивановым новой концепции РФ по отношению к пост-советским государством прозвучали достаточно свежие интонации: "Любое взаимодействие должно быть взаимовыгодным, иначе оно может породить новые противоречия". — Таков новый принцип администрации Президента РФ Владимира Путина, легший в основу концепции России ее взаимоотношений со странами СНГ.

В это же время эксперты Содружества на своем заседании в Минске делили портфели и полномочия, т.е. рассмотрели проект документа, регламентирующего распределение квот, назначение и ротацию ряда должностных лиц в Исполнительном комитете СНГ. В совещании приняли участие представители Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркменистана и Украины.

По своей протяженности нефтепровод Тенгиз-Новоросийск станет шестым в мире

Как сообщают казахстанские СМИ, на Тенгизском нефтяном месторождении началась загрузка трубопровода Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Конечным пунктом назначения транспортируемой сырой нефти станут нефтеналивные терминалы в порту Новороссийска, куда закачиваемая казахстанская нефть должна достигнуть в июне 2001 года. Предполагается, что там же, в день сдачи нефтепровода в эксплуатацию, состоится встреча президентов Казахстана и России — Нурсултана Назарбаева и Владимира Путина.

Скорость прохождения нефти по новому нефтепроводу — 700 метров в час. Любопытно, что в скребке — в специальном снаряде, который движется внутри трубы перед потоком нефти, находится капсула с письмом, подписанным казахстанским премьером Касымжомартом Токаевым и представителями всех акционеров КТК. В содержании письма, в лучших традициях времен "комсомольских ударных строек" и со свойственным этому жанру пафосом, говорится о том, что запущенный в производство проект теперь может называться "маршрутом XXI века".

Разумеется, если подходить к содержанию исторического сообщения, исходя из существующих на сегодня в мире реалий, то столь напыщенное и категоричное утверждение нетрудно оспорить. Однако непреложный факт состоит в том, что за календарный год по КТК будет проходить до 67 миллионов тонн казахстанского "черного золота". Такой объем транспортируемой сырой нефти весьма впечатляет и, в некотором смысле, оправдывает избыточную эйфорию авторов и подписантов текста. В особенности, если учесть при этом, что в прежние времена республика отправляла на экспорт не более двадцати миллионов тонн сырой нефти. При полной рабочей загрузке, новорожденный нефтепровод позволит увеличить объемы добычи нефти не менее чем в два-три раза. Соответственно, во столько же раз должна возрасти и прибыль Казахстана, получаемая за счет экспорта углеводородного сырья.

Экономические наблюдатели уже сегодня говорят о том, что с вводом каспийского трубопровода Казахстан обрел реальную независимость в самой своей важной отрасли — нефтедобыче и экспорте сырой нефти на международные потребительские рынки.

Учитывая, то прискорбное для Казахстана обстоятельство, что все остальные отрасли страны находятся в состоянии комы, увеличение объемов добываемой нефти представляется для страны безусловным успехом. Прежде всего, успехом политическим. Причем, как на внешнем, так и на внутреннем фронте.

В первом случае нефтяной экспортный потенциал Казахстана, получивший к тому же расширяющийся доступ на международные потребительские рынки углеводородного сырья, позволяет странам-импортерам достаточно снисходительно относиться к фактической узурпации власти в республике президентом и его ближайшим окружением и к целому ряду нарушений гражданских и демократических свобод, а также тотальной коррупции, охватившей страну. Это обстоятельство может стать для политической элиты Казахстана некоторой гарантией сохранения своих властных полномочий. Во втором случае, — оставляет существующей власти возможность прикрывать бюджетные прорехи и, время от времени, делать незначительные финансовые инъекции в социальный сектор, снимая тем самым социальное напряжение в стране…

Говоря об идее создания нефтепровода — Тенгиз-Черное море — следует вспомнить, что на право ее авторства может со всем основанием претендовать Султанат Оман,

представители которого, одними из первых, озвучили идею создания нефтепровода для транспортировки добываемой сырой нефти за пределы каспийского шельфа. Тогда же, оценив очевидную выгоду проекта и не откладывая идею на более благоприятное будущее, Казахстан заключил двусторонний договор с Оманом на участие этой страны в строительстве нефтепровода. Очень скоро, оперативно сориентировавшись в ситуации и осознав, что для нее этот проект остается почти единственным шансом сохранить свое присутствие в казахстанской зоне каспийского региона, к нему присоединяется Россия. Спустя короткое время, о своем желании принять участие в реализации проекта объявили крупные международные финансово-промышленные группы, специализирующиеся на нефтедобыче и транспортировке нефти на международные потребительские рынки. Однако на начальном этапе разведки нефтепромыслов, в процессе определения и уточнения действительных объемов нефти и налаживания ее добычи, проект "завис" и его финансирование оказалось под вопросом.

Лишь спустя 4 года, после многораундовых и изобилующих сложнейшими перипетиями переговоров и торгов, идея проекта начала понемногу актуализироваться. В конечном итоге и, в особенности, после подтверждения значительных объемов разведанной нефти в зоне Восточного Кашагана, проект КТК, связывающий Тенгиз с нефтяными терминалами Новороссийского морского порта, дошел до своего логического завершения. Кстати, несмотря на прямое лоббирование правительством США строительства альтернативного, в обход России, трубопровода Баку — Джейхан.

В соответствие с предварительными расчетами специалистов, предполагается, что за обозримый сорокалетний период эксплуатирования нефтепровода, бюджет России, к примеру, должен будет пополниться на $23,3 миллиарда (ее доля участия выше), Казахстана — на $8,2 миллиарда. При этом следует учесть, что обеим странам изыскивать средства на строительные работы, привлекая при этом собственные, весьма скудные бюджетные ресурсы, нет никакой необходимости — их паевой вклад в реализацию проекта состоит лишь из объектов инфраструктуры (в сумме это $524 миллиона). "Живыми" деньгами, оборудованием и квалифицированной рабочей силой, по условиям предварительных договоренностей, проект должны были обеспечивать другие участники КТК: Султанат Оман, Chevron, Лукойл, ARGO, Mobil, "Роснефть", а также остальные его акционеры.

Для самого Казахстана выгода от реализации проекта очевидна еще и тем, что теперь он сможет заключать больше долговременных контрактов и, тем самым, значительно уменьшить хроническую зависимость от колебаний цен на нефть. В тактическом плане, передав в виде своей доли незадействованные активы на сумму $230 миллионов, страна должна получить в общей сумме порядка $ 4,4 миллиардов чистых дивидендов. Основную часть — в виде прямых поступлений в национальный бюджет, из которых, только $3,8 — от поступления налогов. Остальные средства — за счет создаваемых рабочих мест и отчислений, направляемых в развитие инфраструктуры региона. Если же говорить об экономических выгодах страны под углом зрения стратегической перспективы, то эффект от выхода на нефтяной европейский рынок трудно расценивать, полагаясь только лишь на материальные, количественно исчисляемые, величины. Столь масштабный цивилизованный прорыв на международные потребительские рынки Казахстан осуществляет впервые, если, разумеется, не считать таковым спорадические, спонтанные и, добавим от себя, весьма сомнительные торговые операции, которые, на деле, являлись ничем иным, как контрабандными поставками всевозможной продукции — от редкоземельных и цветных металлов, до различного вида вооружений.

Общеизвестно, что сегодня экономика Казахстана почти полностью руинизирована и надежды действующих властей на ее реанимацию связаны исключительно с нефтедобычей. Появился даже специальный термин — "нефтяной перегиб в экономике", о котором не устает говорить отвергнутый и преданный официальными властями политической анафеме, экс-премьер Казахстана — Акежан Кажегельдин.

Сложившаяся ситуация в экономике Казахстана подтверждает мнение внешних наблюдателей и некоторых местных экспертов о том, что страна, далеко не в полной мере, использует свой главный ресурс для полномасштабной модернизации всех отраслей промышленности и экономики. Что в ней не созданы даже предварительные условия для свободной конкуренции всех граждан в развитии рыночной экономики. А это означает то, что она, еще долгие годы, будет оставаться на периферийных позициях среди стран международного сообщества. То есть, в конечном счете, в фактической изоляции от внешнего рынка.

Надо ли говорить о том, что о какой-либо реализации долгосрочной стратегии развития Казахстана, помимо торговли акциями на разработку нефтяных месторождений, в сложившихся условиях, не может быть и речи. Для того чтобы сохраниться в качестве самостоятельной страны, Казахстану, как ничто другое, нужен был магистральный трубопровод. Теперь, благодаря дипломатической активности России и группы акционеров, стремящихся вывести казахстанское углеводородное топливо на международные потребительские рынки углеводородного сырья, такая возможность появилась.

Последнее обстоятельство может означать также и то, что не в столь уж отдаленном будущем наиболее незащищенные слои населения вполне могут рассчитывать на повышение пенсий, пособий, на новые школы и больницы. По крайней мере, как на свое виртуальное будущее, которое ему, еще при жизни живущей сегодня генерации, неустанно предвещают власти.

С запуском нефтепровода власти Казахстана рассчитывают, что, единожды вложив небольшие материальные средства в проект, они будут черпать из него ежедневно, ежемесячно, ежегодно. В конце концов, с появлением возможности увеличить поступления в бюджет страны гарантированных (и весьма немалых) средств перед казахскими властями открывается заманчивая перспектива обеспечить безбедное существование, по крайней мере, для будущих поколений своих преемников.

Верно ли утверждение о том, что Каспийский трубопровод является тактической победой России в конкуренции за доминирование над Каспийским нефтяным шельфом?

(Продолжение следует…)

Казахстанские транспортные коридоры в контексте экономических и политических интересов Украины. Рустем Жангожа (окончание).

http://www.caapr.kz/show.php?rua0305-01.htm

Верно ли утверждение о том, что Каспийский трубопровод является тактической победой России в конкуренции за доминирование над Каспийским нефтяным шельфом?

Похоже, что известие о запуске магистрального нефтепровода повергло некоторых международных обозревателей в состояние полной интеллектуальной прострации. Так, 28 марта 2001 года, комментируя это событие по "горячим следам", обозреватель экономического издания "The Scotsman Online" Джеймс Дорси пишет: "Вчера был пущен в эксплуатацию первый нефтепровод, специально предназначенный для транспортировки на мировые рынки нефти из района Каспийского моря, где находится последнее, из числа пока еще неразработанных, крупных нефтяных месторождений мира. Тем самым, — считает английский обозреватель, — было подчеркнуто, что Россия занимает ведущее положение в борьбе за контроль над потоками энергетических ресурсов Каспия". Спору нет, данный нефтепровод, соединяющий богатейшее нефтяное месторождение с российским черноморским портом Новороссийск (откуда нефть планируется транспортировать дальше танкерами через пролив Босфор), имеет чрезвычайно важное значение в конкурентной борьбе между Россией, с одной стороны, Соединенными Штатами и Турцией, с другой стороны и Ираном, с третьей, за влияние в Каспийском регионе. Его пропускная способность сегодня и в ближайшем будущем выше, чем у любого другого нефтепровода, используемого для транспортировки нефти на мировые рынки. Однако если отвлечься от несомненной важности, комментируемого обозревателями, "исторического момента", возникшая ситуация представляется не столь простой. По крайней мере, для празднующих сегодня свой успех сторон — Казахстана и России.

"Запуск нефтепровода дает России дополнительное очко в борьбе за влияние в регионе, в частности и на международных рынках углеводородного сырья, в целом. Это свое преимущество Россия попытается использовать максимально", — заявил один из высокопоставленных турецких правительственных чиновников.

Но так ли это, если рассматривать возникшую ситуацию через призму более обширных пространственно-временных границ и процессов, происходящих в регионе?..

В течение прошедшего с момента распада Советского Союза десятилетия, Соединенные Штаты, последовательно и нисколько не этого скрывая, добивались, чтобы каспийская нефть и газ транспортировались на мировые рынки через Турцию, а не через Россию. От своей позиции по этому вопросу США не отступились, несмотря на "опережающий ход" своего главного конкурента в регионе — России, которая инициировала и осуществила запуск альтернативного для интересов первой, нефтяной магистрали Тенгиз-Новороссиск. Несмотря ни на что, США не оставили попыток добиться сооружения магистрального трубопровода, который соединил бы азербайджанскую зону каспийских нефтяных месторождений с турецким нефтяным терминалом Джейхан на Средиземном море. За последний год, проведя многораундовые переговоры со всеми участниками проекта Баку-Джейхан, США, казалось бы, достигли определенного позитивного результата, позволяющего рассчитывать на начало реализации проекта. Однако завершение строительства консорциумом КТК 1580-километрового нефтепровода Тенгиз-Новороссийск оказался "первым голом, который пропустила в свои ворота, американская сторона". Но, при всей окрыляющей радости, который испытывает сегодня Россия, "гол, забитый на первых минутах встречи" не означает для нее, как нам представляется, окончательной победы. Без последующего развития событий в пользу России, предполагающих от нее значительных материальных инвестиций (которых у страны на сегодня не достаточно), первый успех может оказаться для нее успехом последним. Поскольку Каспийское море окружено со всех сторон сушей, то представляется более чем вероятным, что вскоре новый нефтепровод станет одним из двух или даже трех нефтепроводов, по которым каспийская нефть будет транспортироваться на мировые рынки. Это мнение подтверждается опубликованными в открытой печати данными о разведанных запасах нефти и газа в районе Каспийского шельфа. В свою очередь, данные о значительных объемах разведанной нефти, позволяют считать, что по своему реальному потенциалу эта зона входит в число крупнейших мировых месторождений углеводородов, открытых за последние 30 лет. А это может означать только одно — ужесточение конкуренции между сторонами, участвующими в добыче и транспортировке сырой нефти и природного газа на международные потребительские рынки.

Если рассматривать возможности главных конкурентов США на Каспии и их готовность повлиять на результаты конкурентной борьбы за каспийские углеводороды, то они существенно разнятся и выглядят, в сравнении с почти неограниченными возможностями американской стороны, малоубедительными. Взять, к примеру, Россию. Эта страна, имея все еще весьма сильное политическое влияние на прикаспийские пост советские республики, не обладает достаточными материальными ресурсами для того, чтобы закрепиться здесь в качестве бесспорного лидера. Что касается Ирана, то он заранее обречен на поражение в конкуренции с США из-за экономических и политических санкций со стороны ООН, которые, в ближайшее время, никто не собирается снимать. Еще одного участника конкурентной борьбы за доминирующее положение в регионе — Турцию можно рассматривать только лишь (и исключительно) как американского "агента влияния" в регионе, поскольку вести самостоятельную игру, ни сегодня, ни в обозримом будущем, эта страна не в состоянии.

Еще одним, и весьма важным аргументом в пользу завершения конкурентной борьбы в регионе в пользу США, является то, что перед мощными газо— и нефтедобывающими концернами, Shevron, BPAmoko, Mobil и др., занимающимися непосредственной добычей и поставками углеводородов на международные потребительские рынки, не стоит альтернатива — чьи интересы им ближе американские или российские? Если, к тому же, доверяться последней информации, согласно которой победа республиканцев на президентских выборах США, была обеспечена усилиями лоббистов из нефтегазового сектора национальной экономики страны, то победителя "каспийской игры" можно объявлять уже сегодня, не дожидаясь окончательного (и легко прогнозируемого) результата.

Северо-западное направление транспортных коридоров Казахстана.

Между тем, проблемы интеграции в региональные и глобальные рынки далеко не исчерпываются для Казахстана открытием магистрального нефтепровода Тенгиз-Новороссийск. Правительство Казахстана начало переговоры о строительстве транспортных коридоров, могущих уже в самой ближайшей перспективе состыковаться с масштабными проектами транспортных коридоров "Север— Юг" и "Запад-Восток", которые планируется направить через территорию Казахстана. Осуществляя эту идею, Казахстан намеревается выйти на чрезвычайно емкие рынки сбыта стран Балтийского бассейна. Причем, непосредственным и весьма заинтересованным партнером Казахстана в реализации этого проекта начинает выступать Россия. Дело в том, что она жестко требует от Казахстана, чтобы свой выход к морским терминалам Балтийского моря последний осуществлял не за счет весьма несговорчивых латышей, эстонцев и литовцев, а посредством увеличения объема своего экспортного транзита через имеющиеся и строящиеся мощности морских портов Санкт-Петербурга и Усть-Луги, расположенных в Финском заливе.

Как сообщают официальные источники, "между российской и казахстанской сторонами достигнуто принципиальное соглашение о том, что финансирование новых транспортных проектов будет осуществляться Казахстаном за счет собственных бюджетных средств. Недостающие средства предполагается получить за счет привлечения финансов частных предприятий страны".

По заявлению министра транспорта и коммуникаций Казахстана — господина Карима Мами — "с целью осуществления проекта и для координации действий, была создана совместная казахстанско-российская межправительственная транспортная комиссия". В соответствии с рабочим графиком казахстанского министра в середине марта 2001 года состоялась его поездка в российский порт Усть-Луга и его участие в совещании, прошедшем в Российском регистре судоходства. В работе этого совещания приняли также участие заместитель министра транспорта РФ Владимир Якунин, вице-губернатор Ленинградской обрасти Александр Брахно, а также Генеральный директор ОАО "Компания Усть-Луга" Валерий Израйлит.

По окончании своего рабочего визита в Усть-Лугу господин Карим Мами сделал заявление для местной прессы, которой он, в частности, сообщил, что "через порт Усть-Луга будет проходить не только перевалка казахстанского угля, но также и значительный объем экспорта других видов товаров страны". Поскольку наличие высокотехнологического производства и избытка высокосортной продукции легкой и пищевой промышленности в Казахстане никем из наблюдателей пока еще не отмечено, то нетрудно предположить, что номенклатуру казахстанского экспорта будет составлять исключительно сырье — черные и цветные металлы, а также руда.

В своем интервью российской прессе, Владимир Якунин сказал, что "в сложившейся ситуации российская сторона должна создать для частных предприятий Казахстана такие условия, чтобы им было выгодно вывозить свою продукцию через терминалы морских портов Усть-Луги, а не через морские порты стран Балтии". Для пояснения слов высокопоставленных чиновников Казахстана и России, которые выделили интересы частного казахстанского сектора в отдельную статью переговорного процесса, посвященную созданию режима льготных привилегий для частного капитала Казахстана при перегрузке экспортной продукции, можно напомнить, что более 90% процентов промышленных предприятий этой страны находится в частном владении.

По данным казахстанской статистики и по признанию Карима Мами, которое он сделал во время упомянутой выше встречи с официальными лицами и СМИ России, около 80% произведенной в стране продукции приходится на частный сектор.

Между прочим, как сообщали на протяжении последнего времени российские СМИ, министр транспорта РФ Сергей Франк выступил с предложением к казахской стороне принять долевое участие в строительстве терминалов морского торгового порта Усть-Луга. По мнению Сергея Франка, "у казахстанских предприятий есть убедительные мотивации и материальные возможности для создания собственных мощностей на территориях российских морских портов Балтийского моря и, следовательно, для их последующего выходя на европейские потребительские рынки".

Столь комплиментарные высказывания договаривающихся сторон по отношению друг к другу имеют под собой вполне объективную основу, выходящую за пределы формата локально решаемой проблемы. Дело в том, что казахстанский отрезок коридора "Север-Юг" является всего лишь частью более важного для России транспортного коридора, который далеко не исчерпывается двухсторонними российско-казахстанскими отношениями. Однако, хотя и частью, но все же имеющей, как для России, так и для Казахстана, чрезвычайно важное, если не ключевое значение. Намеренно или случайно дезавуируя истинные цели российской стороны, заместитель министра транспорта РФ Евгений Казанцев в своем интервью для СМИ заявил, что "Минтранс поддерживает идею создания транспортного коридора через Беларусь, Россию, Казахстан и Китай от Бреста до восточно-китайского порта Ляньюньган". Впрочем, такое направление развития транспортного коридора, в который сегодня инкорпорируется Казахстан, вполне соответствует стратегическим интересам этой страны. Так, озвучивая официальную позицию казахского руководства по отношению к перспективам развития транспортного коридора "Север-Юг", господин Карим Масимов подтвердил, что "развитие коридора "Восток-Запад" возможно по всей территории Казахстана до границы с Китаем и с выходом в порты Шанхая и Гонконга". В то же время, планируемая организация транзитного коридора "Север-Юг" предполагает создание транспортного пути, соединяющего Индию и страны Персидского залива с портами Западной Европы посредством стыковки внутренних водных российских путей с акваториями Балтийского и Каспийских морей. Межправительственное соглашение о создании этого коридора было подписано Россией, Индией и Ираном 12 сентября 2000 года на II Международной евроазиатской конференции по транспорту. В число участников этого масштабного проекта пытается пробиться и Казахстан, весомыми аргументами которого для участия в "большой геополитической игре" могут выступить значительные сырьевые ресурсы и транзитная территория.

… А между тем, в первой декаде апреля текущего года, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, посетил с официальным визитом Норвегию и Литву, где также затрагивались вопросы об использовании морских портов Литвы для транзита казахстанских товаров на рынки Северной Европы. Правда, как комментируют российские политические эксперты, весьма уязвленные тем, что Президент Казахстана попытался вести переговоры с Норвегией и Литвой через голову России, результаты переговоров оказались для Казахстана малоэффективными.

"Красный дракон" понемногу пытается манипулировать нефтепроводами

Вопреки многосложным расчетам экспертов, представители китайской стороны, недавно и неожиданно для всех, заявили о решении своего правительства отказаться до поры от широко разрекламированного, "проекта века" — строительства нефтепровода (общей стоимостью в $9 миллиардов) из Казахстана в Китай (и далее, на терминалы морских портов Азиатско-Тихоокеанского региона, АТР). Разумеется, это известие не могло не поднять настроение среди представителей официальных и предпринимательских кругов России. С одной стороны, эту информацию можно рассматривать как положительную новость для России — если заявление китайской стороны соответствует действительности, то отказ Китая от своей грандиозной затеи означает, что со сцены, на которой разыгрывается судьба казахстанской каспийской нефти, самоустраняется непосредственный и весьма серьезный конкурент России. Однако аналитики считают, что Китай несмотря ни на что не откажется от заявленной несколько лет назад идеи транспортировки казахской нефти на свою территорию и далее, транзитом — на рынки АТР. Некоторые эксперты объясняют заявление китайской стороны о свертывании этих программ не более чем искусным дипломатическим маневром, дающим Китаю запасной козырь и дополнительную возможность выторговывать для себя более выгодные условия при переговорах с Россией.

О бесперспективности строительства в ближайшем будущем нефтепровода из Казахстана совсем недавно заявил Президент Китайской национальной нефтяной компании CNPC Чжоу Цзипин. Внешняя мотивация такого решения выглядит вполне логичной. Сейчас CNPC владеет 66,7% акций предприятия Актобемунайгаз, добывающего нефть на территории Актюбинской области запада Казахстана. Именно из этой области и планировалось протянуть трубопровод в направлении китайской границы протяженностью 3 тысячи километров.

В настоящий момент Актобемунайгаз добывает порядка 2,6 миллиона тонн нефти и в текущем году планирует увеличить производство до 3 миллионов. Однако в настоящее время, почти 80% добытой нефти идет на переработку на Орский НПЗ России. При этом аналитики считают, что месторождения, на которых работает Актобемунайгаз, не могут дать того объема, под который можно строить столь дорогостоящий трубопровод. В то же время технико-экономическое обоснование (ТЭО) строительства казахстанско-китайского нефтепровода давно завершено. По его условиям окупаемая мощность казахстанско-китайского трубопровода должна составлять, как минимум, 20 миллионов тонн нефти в год.

Межправительственные договоренности между двумя странами о строительстве нефтепровода Западный Казахстан — Китай были достигнуты еще в 1997 году. С тех пор стороны лишь подтверждали свою заинтересованность, однако, до реального финансирования проекта речь так и не шла. По словам аналитика НИКойла Геннадия Красовского, "Китай пока доволен теми объемами, которые получает на сегодняшний день". Добываемый объем сырой нефти на актюбинском месторождении достигает порядка 400-600 тысяч тонн, доставляемых по железной дороге. Кроме того, стоимость строительства трубопровода колеблется от $3 до 9 миллиардов, в зависимости от того, будет ли он продолжен на китайской территории к ее восточным границам, но казахская сторона не высказывает своей готовности вкладывать не существующих у нее средств в совместный проект.

Кроме того, Китай ждет окончательного подтверждения о значительных запасах в 9 миллиардов тонн нефти, о которых недавно заявил Президент Казахстана Нурсултан

Назарбаев. Консорциум OKIOC уже произвел разведывательные буровые работы на Западном Кашагане, однако, надежных и твердых гарантий такого количества запасов пока не имеется.

Несмотря на некоторую заминку Китая при его вхождении в зону Каспийского нефтяного шельфа в качестве серьезного игрока разыгрывающейся здесь многоактной драмы, эксперты, тем не менее, склонны считать, что полностью отказываться от своего намерения изменить направление распределения нефти и природного газа посредством строительства трубопроводов, китайская сторона не станет.

По мнению российского аналитика Геннадия Красовского, возникшая ситуация говорит лишь о том, что "Китай пока еще не захочет ухудшать своего положения в переговорах с российской стороной". Как известно, ЮКОС также строит планы по прокладке трубопровода в Китай. ТЭО этого проекта должно быть завершено не раньше 2004 года, а потому у сторон еще есть некоторый ресурс времени для всевозможных маневров.

Нельзя сбрасывать со счетов и того обстоятельства, что китайский рынок уже сегодня считается чрезвычайно емким и в самой ближайшей перспективе обещает значительно расшириться. Дело только во времени, которое в Китае отсчитывается в более продолжительных величинах и в других ценностных категориях, имеющих для некитайских цивилизаций всего лишь не проясненный и эзотерический смысл.

В настоящее время около 2 миллионов тонн нефти от ЮКОСа поступает в Китай по железной дороге. Строительство трубопровода мощностью 30 миллионов тонн оценивается экспертами примерно в $3-3,5 миллиарда. Однако, судя по позиции Китая, этот проект может обойтись заинтересованным лицам еще дороже.

Уже сейчас Китай и российский участник совместного проекта не могут прийти к соглашению о ценовой формуле на прокачку российской нефти на китайскую территорию. Цитируемый нами выше, Геннадий Красовский также уверен, что китайская сторона, используя привлекательность экспорта энергоносителей в свою страну, сможет настоять на том, чтобы покупать нефть на $2-3 дешевле, чем она продается в портах Средиземноморья. При этом аналитик считает, что, в конечном счете, российская сторона будет вынуждена принять требования китайской стороны, чтобы получить гарантии прокачки нефти по трубопроводу. И это будет вполне логичной уступкой со стороны России, поскольку, потратившись на строительство (а ЮКОС, судя по всему, весьма решительно настроен на чрезвычайно перспективное сотрудничество с китайской стороной), никто не захочет отказываться от его полноценной загрузки пока еще гипотетического, однако, вполне осуществимого проекта. По крайней мере, ЮКОС уже заявил, что готов обеспечивать, по крайней мере, 50% мощности будущего трубопровода.

Основываясь именно на этих обстоятельствах — на растущем потенциале китайской промышленности, создающем быстро растущую потребность в значительных объемах энергоносителей и на растущие потребительские рынки энергоносителей АТР, можно, со всей уверенностью утверждать о том, что Китай не упустит своего шанса принять участие в разделе сфер влияния на Каспийском нефтяном шельфе. Причем, в качестве одного из ведущих игроков. Другой довод в пользу активизации продвижения Китая в зону нефтяного шельфа Каспия основывается на факте традиционно высокого профессионального уровня китайских дипломатов. Исходя из сказанного выше, можно со всем основанием утверждать, что недавний "шаг назад" китайской стороны, в самой ближайшей реальности, будет означать, те самые, пресловутые, ленинские "два шага вперед", которые она не замедлит осуществить уже в самое ближайшее время.

Причем, ширина этих шагов значительно превысит привычные представления, о, подобного рода, способах передвижения. Так что, несмотря на результаты бурения на Кашаганском месторождении, китайская сторона и уже в самое обозримое время, еще вернется, к отложенному до срока, казахскому проекту.

Но уже в качестве стороны, диктующей свои условия…

Пока же, как стало известно совсем недавно, нефтедобычей в Казахстане займется Тюменская нефтяная компания (ТНК). Одному из двух ее акционеров — американской Access Industries — правительство Казахстана передало в доверительное управление блокирующий пакет крупнейшего казахстанско-китайского СП Актубемунайгаз-CNPC, а руководитель блока маркетинга ТНК Давор Штерн вошел в совет директоров новообразованного СП. Сразу же после этого ТНК распространила заявление с обещаниями, что отныне компании будут сотрудничать плодотворно. В частности, ТНК обязуется обеспечить казахстанско-китайскому СП доступ к транспортной системе и перерабатывающим мощностям Орского

нефтеперерабатывающего завода.

Улучшение климата делового сотрудничества между казахской и российской сторонами будет благоприятствовать оптимизации их деятельности. В частности, загружать казахской нефтью производственные мощности Орского завода, ТНК заинтересована едва ли не больше, чем сами казахи, поскольку именно с помощью дополнительных объемов сырой нефти, поставляемой казахской компанией будет способствовать более интенсивной работе российского нефтеперерабатывающего предприятия, а, кроме того, высвободит собственные объемы сырой нефти для экспорта в Китай.

Многие эксперты обратили внимание на то, что в последние несколько месяцев доступ казахской нефти на Орский НПЗ жестко блокировался самим этим российско-американским предприятием. Снижение квот на переработку сырой казахстанской нефти было связано со стремлением российской стороны надавить на правительство Казахстана с тем, чтобы получить полный контроль над экспортером. Недавняя продажа казахской стороны пакета акций американскому акционеру российского СП говорит о том, что откровенный экономический шантаж, примененный против казахского предприятия, имел результатом добровольную сдачу последнего. То же, что акции были переданы не самой ТНК, а ее акционеру, скорее всего, связано с тем, что Access Industries лучше знакома казахскому правительству. Помимо доли в Актубемунайгаз-CNPC американской компании в Казахстане принадлежат один из крупнейших угольных разрезов "Богатырь" и Петропавловская ТЭЦ.

Пакет акций Актубемунайгаза был передан Access Industries в обмен на обязательство привлечь в СП около 1,5 млрд. долларов инвестиций и увеличить добычу компании с нынешних 3 млн. тонн нефти в год до 6,3 млн. тонн. Эксперты считают эти обязательства вполне разумными — запасы казахской нефти пока еще находятся на весьма низкой стадии разведанности, однако оптимистичные предположения геологов относительно находящихся там значительных объемов нефти дают основания для расширения производства.

ТНК давно заявляла о своем желании прийти на рынок Казахстана. Более того, участием в казахстанско-китайском СП ее планы не исчерпываются. В будущем компания, судя по всему, собирается не только увеличить собственную нефтедобычу, но и поучаствовать в перспективном проекте строительства нефтепровода в Китай, переговоры по которому уже несколько лет обсуждается обеими странами.

Возможная роль Украины в освоении каспийского нефтяного "кландайка".

Если попытаться составить частотный словарь персоналий, национальных и транснациональных корпораций и стран, упоминаемых в литературе, посвященной анализу ситуации в зоне Каспийского нефтяного шельфа, то Украина займет в этом словаре достаточно скромное место. В некотором роде это соответствует существующей действительности и свидетельствует о низкой активности страны в борьбе за жизненно важные для нее энергоносители. Но только в некотором роде. И только в последнее десятилетие.

В действительности же, у Украины в этом регионе сохраняются незадействованными более чем существенные ресурсы, которые украинскими экономическими экспертами, по не вполне понятным и весьма странным причинам, никак не учитываются.

Оглядывая недавнюю историю, можно вспомнить, что основу многочисленного корпуса рабочих в Казахстане, в целом и на нефтедобывающих скважинах Каспийского шельфа, в частности, долгие годы составляли привлекаемые из различных регионов Украины, селяне. (Между прочим, это достаточно четко отслеживается при анализе демографической структуры населения Казахстана, в целом и в западно-казахстанском регионе, в частности, а также в топонимике края, возникшей в советский период). Что касается непосредственно Прикаспийского региона, то на протяжении десятилетий этнические украинцы работали на нефтепромыслах, кто на постоянной основе, а кто в режиме "вахтенного метода". Присутствие многочисленной украинской диаспоры в Казахстане в качестве политически достаточно пассивной этнической группы и по сей день является весьма непростой национальной проблемой, как для самого Казахстана, так и для Украины. Но, прежде всего, для Украины, как суверенного государства, которое до сих пор считает свою зарубежную диаспору неким, если и не "отрезанным", то, во всяком случае, не вполне своим "ломтем". Разумеется, необходимо учитывать то обстоятельство, что в условиях СССР, Украина могла осуществлять свои связи с этническими украинцами только в контексте "ленинской национальной политики". То есть, не более, чем декларативно. Развал СССР обнаружил неумение дипломатических служб Украины найти оптимальный формат и эффективные методы, позволяющие осуществлять программы для этнической и культурной самоидентификации украинской диаспоры за рубежами страны. Создается впечатление, что в Украине никто всерьез не думает о выработке программ, призванных защищать социальные, политические, юридические и конфессиональные права и свободы этнических украинцев в "ближайшем зарубежье", сохранить рабочие места на промышленных производствах, в сельскохозяйственном и частном секторах экономики Казахстана. Если даже, отбросив моральную сторону проблемы, исходить из сугубо прагматических соображений, то инвестиции в решении проблем украинской диаспоры в Казахстане и в странах Центральной Азии и Южного Кавказа, окупятся сторицей — отстаиванием политических и экономических интересов "этнической родины" со стороны украинской диаспоры в странах ее проживания, посредством их политического лоббирования.

А между тем, экономике Украины вполне по силам принять самое активное участие в разработке нефтяных и газовых месторождений Каспийского нефтяного шельфа. Причем, участие в этих программах может представляться привлечением на разведывательные и непосредственную работу на нефтепромыслах украинских специалистов и рабочих, а также технологических линий и технических средств, имеющихся в Украине в достаточном количестве. Известно, что корпус украинских ИТР и рабочих может легко адаптироваться в условиях Прикаспийской зоны — подтверждением этому может служить многолетний опыт работы украинцев в тех местах. Кроме того, для строительства газовых и нефтяных магистралей требуется огромное количество стальных труб большого диаметра, производство которых в Украине поставлено на широкий поток. Кстати, экспорт этого вида промышленного производства находится сегодня в критическом положении из-за ужесточения позиции России. Последние переговоры премьер-министров Украины и России привели к тому, что Россия сократила импорт украинских металлических труб на 40% . При этом квота на продажу украинских стальных труб на рынках Европы и Северной Америки остался на прежнем уровне. Все эти санкции могут нанести по украинской экономике весьма ощутимый удар. Выход (или, еще точнее, спасение (!!!) отрасли украинской промышленности) из возникшей критической ситуации видится только в одном — в налаживании поставок труб большого диаметра на газовые и нефтяные промыслы Центральной Азии и Южного Кавказа. И здесь значение дипломатических переговоров между украинкой стороной и дипломатическими ведомствами стран, входящих в объединение ГУУАМ, с Казахстаном и с Туркменией, а также с транснациональными нефтедобывающими концернами, работающими на Каспийском нефтяном шельфе, становится более чем актуальным.

Причем, как представляется, в сложившейся ситуации, ограничиваться только лишь и исключительно, традиционными методами дипломатических переговоров, явно не достаточно. Учитывая то обстоятельство, что в странах Южного Кавказа и Центральной Азии, в особенности, в Казахстане проживает значительное количество этнических украинцев, работа в этом направлении становится для Украины чрезвычайно актуальной и безотлагательной, поскольку завтра, это всегда поздно. А, между тем, до сих пор, реальной и действенной двухсторонней связи с представителями своей диаспоры, которая могла бы выступить в качестве достаточно эффективной силы при политическом лоббировании украинских интересов в странах своего проживания, у Украины не имеется. По нашему убеждению, выдвижение государственной программы по работе с украинской диаспорой "ближнего зарубежья" на приоритетные позиции в системе внешней политики Украины приобрело сегодня архиважное значение.


хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх


vnovoj-povesti-natali-veselovoj-v-otlichie-ot-predidushih-ee-proizvedenij-vpervie-predprinimaetsya-popitka-sozdaniya-tradicionnogo-polozhitelnogo-geroya-stranica-2.html
vnp-i-drugie-makroekonomicheskie-pokazateli.html
vnutrennee-ustrojstvo-kompyuternogo-bloka-pitaniya-voprosi-k-ekzamenu-po-predmetu-apparatnoe-obespechenie-evm.html
vnutrennie-i-periferijnie-ustrojstva-pk.html
vnutrennie-vodi-rf-i-sbz-reki-i-rechnoj-stok-kurs-lekcij-po-discipline-fizicheskaya-geografiya-rossii-tatarstana.html
vnutrennij-audit-investicionnih-proektov-na-primere-oao-taneko.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/krishnamurti-chelovek-prozhil-dva-milliona-let-i-chego-on-dostig-bolshe-vojn-bolshe-razrushenij-bom.html
  • pisat.bystrickaya.ru/spravochnik-po-doshkolnomu-vospitaniyu-tipovoe-polozhenie-o-doshkolnom-obrazovatelnom-uchrezhdenii.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/postroenie-modeli-biznes-plana-parikmaherskoj-s-pomoshyu-imitacionnoj-modeli.html
  • lecture.bystrickaya.ru/anketa-fgou-vpo-ulyanovskoe-visshee-aviacionnoe-uchilishe-grazhdanskoj-aviacii-institut.html
  • essay.bystrickaya.ru/bilet-10-obshestvoznanie-ekzamenacionnie-bileti-s-otvetami-dlya-9-klassa.html
  • studies.bystrickaya.ru/4-b-predvaritelnoj-povestki-dnya-stranica-2.html
  • school.bystrickaya.ru/m-e-karnauhovu-virazhaem-glubokuyu-blagodarnost-za-okazannuyu-pomosh-v-izdanii-dannoj-knigi-svetlane-petrovne-chernishovoj-rukovoditelyu-obshestvennoj-organizacii-dom-proektov-stranica-25.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodika-razrabotki-i-realizacii-elektronnih-uchebno-metodicheskih-kompleksov-v-uchebnom-processe-razrabotchiki-programmi-povisheniya-kvalifikacii.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/deviantnoe-materinstvo-v-sovremennom-roditelstve-chast-11.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-po-napravleniyu-podgotovki-080100-62-ekonomika.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zhmis-badarlamasi-smdkter-zhne-mikroazalar-ekologiyasi.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tri-sekundi-rossijskaya-blagotvoritelnost-v-zerkale-smi.html
  • testyi.bystrickaya.ru/aktualnost-temi-issledovaniya-segodnya-nablyudaetsya-process-preobrazovaniya-rossijskogo-obshestva-v-novoe-sociokulturnoe-kachestvo-proizoshel-ochen-rezkij-perehod.html
  • gramota.bystrickaya.ru/znacheniya-osnovnih-analiticheskih-koefficientov-metodicheskie-ukazaniya-po-strukture-i-soderzhaniyu-kursovih-rabot-metodicheskie.html
  • urok.bystrickaya.ru/proekt-ogonyok.html
  • lesson.bystrickaya.ru/mozhno-skazat-s-predelnoj-strogostyu-chto-eta-doktrina-polnostyu-lishena-nauchnogo-podtverzhdeniya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tamozhennie-tarifi-i-platezhi.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-medicinali-genetika-zhne-kejbr-tim-ualajtin-aurulardi-aldin-alu-men-emdeu.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadaniyab-avtorskij-fik-6-milya-stranica-3.html
  • knigi.bystrickaya.ru/regionalnaya-bezopasnost-kak-sistema-napravlennosti-i-obespecheniya-ustojchivogo-socialnogo-razvitiya-22-00-08-sociologiya-upravleniya-stranica-2.html
  • student.bystrickaya.ru/3-enzimi-yablok-mobilizaciya-zashitnih-sil-organizma-elektivnij-kurs-puti-formirovaniya-zdorovogo-obraza-zhizni.html
  • shpora.bystrickaya.ru/yale-university-press-stranica-17.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lichnost-kak-subekt-politiki-chast-3.html
  • learn.bystrickaya.ru/gosduma-rf-monitoring-smi-17-maya-2006-g.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sovershennaya-konkurenciya-konkurenciya-sushnost-sovershennaya-i-nesovershennaya-konkurenciya-i-modeli-rinkov-monopolizm-v-rossii.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/fevralskaya-burzhuazno-demokraticheskaya-revolyuciya-v-belorussii.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-ki-tavo-berejshit-voprosi.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kontrolnie-voprosi-po-kursu-kontrolnie-raboti-testi.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/praktikum-po-obshej-eksperimentalnoj-i-prikladnoj-psihologii-seriya-praktikum-po-psihologii-stranica-17.html
  • znanie.bystrickaya.ru/5-etyud-dochki-materi-sad-radugi.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tematicheskij-slovar-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-anglijskij-yazik-uchebno-metodicheskij-kompleks-sostaviteli.html
  • exam.bystrickaya.ru/zhenskoe-obrazovanie-v-rossii-chast-3.html
  • tasks.bystrickaya.ru/23-harakteristika-sistemi-upravleniya-podchinennimi-rekomendacii-po-sovershenstvovaniyu-processa-adaptacii-23-.html
  • znanie.bystrickaya.ru/adres-mesto-nahozhdeniya-yuridicheskogo-lica-stranica-7.html
  • lesson.bystrickaya.ru/prilozhenie-3-pamyatka-po-tehnike-bezopasnosti-konkurs-teatralnih-postanovok-ogni-bolshogo-vuza-2.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.