.RU

Жанр интервью в газете "Красное знамя"

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет»

Исторический факультет

Секция по связям с общественностью

КУРСОВАЯ РАБОТА

Жанр интервью в газете «Красное знамя»

Научный руководитель:

к.ф.н., доцент С.И. Берневега

Исполнитель:

студент К.Р. Ефименко

Сыктывкар

2009 год


Содержание

Введение

§1. Интервью в теории журналистики

§2. Интервью как жанровая разновидность диалога

§3. Классификация интервью

§4. Формы организации интервью

Заключение

Литература


Введение

Интервью является одним из самых востребованных жанров в современной журналистике. Он стал особенно популярен в 90-х годах. Всеобщая демократизация общества позволила использовать этот жанр как своеобразный рупор гласности. По своей природе журналистское интервью представляет явление особой социальной значимости.

Интервью журналиста с собеседником есть разговор двух людей не просто для обмена сведениями, а с целью создания нового информационного продукта – актуального, общественно значимого, предназначенного для публикации.

Интервью как жанр за время своего существования претерпел ряд изменений, касающихся типологии, стилистики, характера функционирования, что в значительной степени определяется социальным контекстом. Это касается материалов жанра интервью, представленных как в центральной прессе, так и в региональных изданиях.

Актуальность данного исследования, прежде всего, состоит в том, что интервью является одним из самых популярных газетно-журнальных жанров. Кроме того, это один из самых распространенных методов получения сведений. И журналисты все больше обращаются в своем творчестве к методу интервью. Во-вторых, следует заметить, что проблему интервьюирования, диалогизации нужно продолжать разрабатывать дальше, т.к. знания по этой теме необходимы журналистам-практикам. Наконец, данная проблема интересна не только журналисту, но и любому человеку.

Целью данной работы является исследование интервью как жанра и как метода получения информации. Перед нами стоит задача классифицировать виды интервью и рассмотреть, опираясь на теорию, журналистскую тактику ведения беседы в газетно-публицистических текстах.

Материалом для данного исследования послужили примеры из газеты «Красное Знамя». Как всякому независимому изданию в России, "Красному знамени" порой приходилось трудно - ее публикации не всегда нравились отдельным власть имущим, порой приходилось противостоять административному давлению. Однако "Красное знамя" всегда сохраняло и сохраняет авторитет у жителей Республики Коми. А журналисты газеты неоднократно становились лауреатами.

Республиканская газета «Красное знамя» основана 10 июня 1918 года и первоначально выходила под названием «Зырянская жизнь». Название газеты неоднократно изменялось, «Красное знамя» - с 1955 года. Выходит 4 раза в неделю: со вторника по пятницу. Еженедельный выпуск газеты носит название «Красное знамя четверг». На страницах издания присутствуют различные жанры: статьи, комментарии, обозрения, очерковые зарисовки, рассказы, интервью, стихотворения, анекдоты, частные объявления, поздравления, соболезнования.

Прежде, чем начать разговор о месте интервью в структуре республиканской газеты, надо отметить, что газета, выходящая в небольшом городе, имеет свои особенности. Она пишет о людях, которых неплохо знают в городе (сослуживцы, соседи, друзья детей, фронтовые товарищи дедов и т.д.) Отсюда и требования к информации: она должна быть доступна и понятна каждому, кто читает газету. И, конечно, информация не должна содержать тех сведений, которые и так известны и старому и малому. Интервью, один из тех жанров, которые сохраняют в газетной публикации эффект подлинности и непринужденности, что так ценят люди. Проанализировав публикации в номерах газеты за 2008 г., мы заметили, что интервью – один из самых популярных в «Красном знамени» жанров.

Ежедневно интервью публикуются в разных формах. Итак, выборка газеты производилась с января по декабрь 2008 года. Всего проанализировано 147 интервью газеты «КЗ». На первый план выходят информативные интервью (78%), по форме организации интервью-диалог занимает 71 %, 28% насчитывается интервью-монолога. Четвертое место занимает такая форма интервью как блиц-опрос и интервью-сообщение – 27%. Информационные интервью же составляют 24%, портретное интервью и интервью-знакомств по 15%, оперативного интервью – 14%,, экспертных интервью – 12%, проблемных интервью – 7%, интервью-полилога, интервью-мнения и эксклюзивных интервью зафиксировано 3%, аналитическое интервью всего 0,7 % от общего количества изученных интервью. Такие виды интервью как интервью-расследование, интервью-зарисовка, интервью-мнение и детализирующее интервью в газете «КЗ» не публикуются.

Анализ проводился при помощи функционально-стилистического метода, а также методов описания.

Работа состоит из Введения, 4 параграфов, Заключения и списка литературы, насчитывающей 30 единиц.


§1. Интервью в теории журналистики

В современных средствах массовой информации жанр интервью является одним из популярных. То обстоятельство, что на первый план в наши дни выходит информационная группа жанров, к которым относится и интервью, является первым веским аргументом в пользу его популярности в настоящее время. Интервью в теории журналистики рассматривается и как метод (способ сбора информации), и как жанр (форма предъявления информации).

Задача интервью – сообщить новость, повлиять на общественное мнение. Специфика здесь состоит в том, что новость эта персонифицирована человеком, мнение которого в силу каких-то особых причин важно для читателя. В вопросах журналиста к собеседнику конкретизируются актуальные аспекты темы, возникают поводы для дискуссий. Задача журналиста - сделать интервью интересным для всех.

В.В. Ворошилов рассматривает жанр интервью как представляющие общественный интерес ответы конкретного лица (группы лиц) на вопросы журналиста или беседа, когда журналист не ограничивается лаконичными вопросами, а спорит с собеседником, комментирует его ответы[1] .

Мельник Г. и Тепляшина А. термин интервью выделяют как «акт коммуникации, предполагающий диалогическое общение журналиста с респондентом в ситуации последовательного чередования вопросов и ответов, с целью получения информации, мнений, суждений, представляющих общественный интерес»[2] .

Следовательно, можно говорить о том, что толкование термина интервью менялось со временем в зависимости от самого развития жанра, политической ситуации в стране и от многих других лингвистических и экстралингвистических факторов. «Общим местом» в определении жанра интервью осталось словосочетание: беседа, имеющая общественный интерес, определяющийся не только актуальностью или злободневностью обсуждаемого вопроса, но и непосредственным отношением, прямым или косвенным, читателя к затрагиваемой проблеме.

В.В. Ворошилов выделяет следующие разновидности интервью: интервью-монолог; интервью-сообщение (излагаются наиболее существенные аспекты беседы, ответы даются в сокращенном виде); интервью-диалог (полный текст беседы; это может быть суждение двух различных сторон, «сцепление двух позиций» или духовное взаимодействие людей, стремящихся к согласованному решению социальных проблем); интервью-полилог, когда количество собеседников максимальное, а диапазон тем широк. Порой реплики собеседника сопровождаются описанием его внешности и поведения: одежды, манеры поведения, выражения лица, жестов. Так строится интервью-зарисовка: здесь журналист стремится к эмоциональности изложения – используя лирические вставки, выразительные средства журналистики (факты, образы, идеи), образные ресурсы русского языка, кроме содержания беседы, журналист передает обстановку разговора, его характер, рассказывает о жизни и делах собеседника. Существуют также интервью-мнение (комментарий к проблеме, событию, факту); массовые интервью (с пресс-конференций, брифингов)[3] .

Жанр интервью – это форма получения журналистом определенной информации от респондента с помощью вопросов; иными словами – диалог – самое естественное средство общения.

§2. Интервью как жанровая разновидность диалога

Как отмечают исследователи, диалог в интервью выступает не только как способ построения газетного текста, но и как способ организации материалов на газетной полосе.

По своему характеру интервью-диалог представляет собой вопросно-ответное взаимодействие, в котором говорящий и слушающий могут постоянно меняться коммуникативными ролями.

Большой исследовательский материал, посвященный диалогу, свидетельствует о сложности и многоаспектности этого явления. Диалог предстает как конкретное воплощение языка в его специфических средствах, как форма существования языка, как форма речевого общения. Термин «диалог» используется также для обозначения одного из видов интервью («интервью-диалог»).

Определяя специфику диалога, исследователи выделяют следующие его характеристики: наличие (минимум) двух участников общения, между которыми происходит непосредственный обмен высказываниями, единая тема общения; смена ролей «говорящий - слушающий»; непринужденный характер речевой обстановки, одновременность восприятия речи на слух, подготовки и реализации собственных высказываний; большое значение внеязыковых коммуникативных средств (мимика, жестикуляция); постоянное изменение языковой ситуации.

Четкую и расширенную трактовку термину диалог дает в своих трудах М.М. Бахтин. Слово «диалог» и производные от него употребляются в следующих смыслах: «1) композиционно-речевая форма жизненного выскаывания (разговор двух или нескольких лиц; 2) всякое речевое общение; 3) речевой жанр (диалог бытовой, педагогический, познавательный); 4) вторичный жанр – диалог философский, риторический, художественный; 5) конститутивная черта определенного типа романа (полифонического); 6) жизненно-философско-эстетическая позиция; 7) формообразующий принцип духа, неполной противоположностью которой является монолог»[4] .


vnutrennij-imidzh-kompanii.html
vnutrennij-kontrol.html
vnutrennij-sboj-shest-oshibok-vnutrennego-pr.html
vnutrennyaya-diagnostika-kompanii-opredelenie-silnih-i-slabih-storon.html
vnutrennyaya-i-vneshnyaya-politika-aleksandra-i.html
vnutrennyaya-i-vneshnyaya-politika-rossii-na-rubezhe-vekov-chast-5.html
  • reading.bystrickaya.ru/kogda-u-cheloveka-est-mechta-eto-horosho-kogda-chelovek-gotov-na-vse-chtobi-mechta-sbilas-eto-eshe-luchshe-no-chto-delat-esli-ti-mechtaesh-ni-mnogo-ni-malo-kak-o-stranica-19.html
  • urok.bystrickaya.ru/proekt-na-temu-interaktivnaya-doska.html
  • tasks.bystrickaya.ru/4-formalnie-porozhdayushie-grammatiki-konspekt-lekcij-moskva-2004-udk-519-713075519-76075-bbk-22-18ya7.html
  • bukva.bystrickaya.ru/terapiya-adinamicheskih-depressij-razlichnogo-geneza.html
  • school.bystrickaya.ru/-48-polnie-i-kratkie-prichastiya-tematicheskoe-planirovanie-urokov-russkogo-yazika-v-6-klasse.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskaya-sluzhba-novoj-shkole.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vsego-56-respublikanskaya-celevaya-programma-programma-energosberezheniya-respubliki-buryatiya-do-2020-goda-g-ulan-ude-2009.html
  • tests.bystrickaya.ru/kratkaya-spravka-o-socialno-ekonomicheskom-polozhenii-subektov-rossijskoj-federacii-v-sentyabre-2009-goda.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mifi-i-realnost-hakerskih-atak-tehnika-setevih-atak.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-dlya-vstupitelnih-ispitanij-po-russkomu-yaziku-na-baze-9-klassov-poyasnitelnya-zapiska.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programmi-professionalnoj-perepodgotovki-i-povisheniya-kvalifikacii-specialistov-na-2011-g-g.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/samostoyatelnaya-rabota-studentov-tekstovaya-podderzhka-soderzhanie-problema-klassifikacii-nauchnogo-znaniya.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-seminarskih-zanyatij-po-kursu-vvedenie-v-yazikoznanie-programmi-bakalavriata-po-napravleniyu-520500-lingvistika.html
  • writing.bystrickaya.ru/arhistratig-mihail-i-prochie-nebesnie-sili-propovedi.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnie-formi-soprovozhdeniya-obrazovatelnaya-programma-gbou-gimnazii-625-oglavlenie-i-informacionnaya-spravka-o-gimnazii-ii.html
  • writing.bystrickaya.ru/ciklicheskie-algoritmi.html
  • education.bystrickaya.ru/2-zakon-za-semejni-pomoshi-za-deca-5-vidove-semejni-pomoshi-za-deca-5-koj-ima-pravo-na-semejni-pomoshi-za-deca-5.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-konferencii-8-9-iyunya-8-iyunya-2010-g.html
  • writing.bystrickaya.ru/2-harakteristika-professionalnoj-deyatelnosti-vipusknika-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-stranica-3.html
  • college.bystrickaya.ru/36-spisok-osnovnoj-literaturi-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-filosofiya-dlya-specialnosti-050119.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-innovacionnoe-gosudarstvo-vizovi-innovacionnogo-razvitiya-5-sostoyanie-innovacionnoj-sferi-8.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-8-istoriya-budushego-iii-kot-prohodyashij-skvoz-steni-robert-hajnlajn.html
  • writing.bystrickaya.ru/lekcii-po-anglijskomu-polnij-kurs.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/primernij-perechen-ekzamenacionnih-voprosov-2-semestr-rabochaya-programma-disciplina-matematika-indeks-i-naimenovanie.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-2-morya-priklyucheniya-volnih-korsarov-vsegda-volnovali-voobrazhenie-sabatini-prisutstvuya-vo-mnogih-ego-proizvedeniyah.html
  • thescience.bystrickaya.ru/individualnie-i-kollektivnie-trudovie-spori.html
  • college.bystrickaya.ru/12-sostoyanie-tehnicheskih-i-informacionnih-resursov-otchet-o-deyatelnosti-gosudarstvennoj-inspekcii-truda-v-moskovskoj-oblasti.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razvitie-gotovnosti-studentov-neyazikovih-specialnostej-vuza-k-mezhkulturnoj-kommunikacii-13-00-08-teoriya-i-metodika-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • klass.bystrickaya.ru/arifmeticheskie-dejstviya-nad-polozhitelnimi-goncharov-sergej-anatolevich.html
  • books.bystrickaya.ru/bozhestvennaya-beskonechnost-kniga-glubokaya-i-ponyatnaya-kak-dlya-specialistov-v-voprosah-evrejskoj-veri-tak-i-dlya-neprofessionalov.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-oblastnoj-konferencii-konkursa.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sokolinie-gori-vodokanal.html
  • writing.bystrickaya.ru/24-i-koni-nesut-sredi-sugrobov-pravit-ne-nuzhno-potomu-chto-sneg-im-po-bryuho-i-v-storonu-oni-ne-brosyatsya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informacionnaya-kompetentnost-bibliotechnogo-specialista-kak-uslovie-ego-professionalnogo-razvitiya-05-25-03-bibliotekovedenie-bibliografovedenie-i-knigovedenie.html
  • tasks.bystrickaya.ru/32-sostav-i-soderzhanie-proektnoj-dokumentacii-na-stroitelstvo-elektroustanovok.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.