.RU

Желудок - лучший друг человека, относитесь к нему с уважением

Н.Захаров, профессор, кандидат медицинских наук,

А.Горбовец, старший преподаватель, Московский государственный открытый педагогический университет им М.А. Шолохова

Наступил новый учебный год, а вместе с ним навалились на нас и проблемы здоровья учащихся, связанные с нарушением их нормального питания. Проблемы эти новыми никак не назовешь. В нашем цивилизованном мире отношение взрослых и, как следствие, детей к собственному питанию часто все еще находится на примитивном, к тому же вредном для здоровья уровне. Жители планеты, широко шагая в ногу со временем и будучи плененными благами цивилизации, забыли, что организм-то наш так и остался «нецивилизованным». Он, увы, не в состоянии приспособиться к нынешнему деловому ритму. Каким был многие и многие тысячелетия тому назад, таким же, по сути, и есть сегодня. .

Бурное развитие цивилизации последних веков и особенно последних десятилетий вызвало заметную диспропорцию между возможностями и потребностями нашего организма, с одной стороны, и тем, что мы ему предлагаем и что от него ожидаем, — с другой. Отсюда и появилось понятие «болезни цивилизации», когда речь идет о гипертонии, инфаркте и инсульте, ишемической болезни сердца, остеохондрозе, нервных заболеваниях и других. «Быстрее, выше, сильнее», а также богаче, солиднее, моднее или, как теперь говорят, «круче» - таков девиз наших дней.

Догнать и перегнать, успеть и получить, одолеть и ухватить - разве не этому подчинено существо многих наших сограждан? Стремясь к столь «высоким» целям, они безжалостно загоняют свой собственный организм, как непутевый ездок своего скакуна: работа без продыха и в бешеном темпе, отдых с обильными до отвращения к еде застольями, бани до одури, надрывное обеспечение должного социального уровня - и все это якобы ради движения вперед.

Казалось бы, если люди все время находятся в движении, разве это плохо? Не спорим, движение - это хорошо. Только ответьте: почему в условиях такого всеобщего «движения» медицина неустанно твердит, что болезни помолодели? Ответ прост: кидаясь в крайности, мы забываем о «золотой середине». Когда нужно двигаться — сутками сидим (например, за компьютером), когда нужно идти - часами едем, когда не мешало бы остановиться - мчимся, как угорелые, а затем (с жуткой головной болью) падаем, обессиленные, на кровать, чтобы с утра пораньше снова кинуться в бега. И так изо дня в день - с недосыпами вместо нормального сна да с «перекусами» и перекурами вместо нормального питания. Что удивительно, при всем при том мы ахаем и разводим руками: ну откуда у молодых - «пожилые» сердца, одышка, двойной перетянутый ремнем живот, тройной подбородок и измученный язвами желудок?

Наш организм, видите ли, предпочитает, чтобы всё было в меру. На избыток или недостаток чего-либо он норовит отреагировать болезненно, чем доставляет своему хозяину массу хлопот. Избыток физической и психической нагрузки для него - проблема, недостаток - тоже. Стресс, нарушения функций различных органов, как известно, развиваются и по той, и по другой причине. С питанием похожая картина: если человек много ест, у него развиваются ожирение, сахарный диабет, заболевания желудочно-кишечного тракта, если ест очень мало (худеет по моде) - обрушиваются дистрофия, подагра и опять же сахарный диабет, заболевания органов системы пищеварения.

Что же делать? Где выход? А он может быть только один: смолоду научиться соблюдать «золотую середину», не допуская как «пере-», так и «едо-». Это полезно, кстати, не только в отношении здоровья. Такова в двух словах наша философия здоровья.

Если человек живет в дружбе со своим организмом, прислушивается к нему, со вниманием относится к его проблемам, когда тот на происходящее с ним реагирует болью, нервными срывами или наоборот - переутомлением и апатией, то жизнь такого человека наполняется гармонией физической и духовной. В не слишком далекие от нас времена был провозглашен лозунг: «В здоровом теле - здоровый дух!» Но дело обстоит с точностью до наоборот - душевная гармония, уберегающая человека от многих ненужных, а подчас и опасных действий, является залогом гармонии телесной. Присмотритесь к людям: кто живет в гармонии с собой и окружающими, редко болеет.

Следует помнить о том, что любая боль - это сигнал, пришедший к нам из глубин нашего организма, и означает он одно: «Я так больше не могу!» Если же человек пренебрегает такими сигналами, глушит их обезболивающими препаратами в угоду сиюминутной выгоде, если не делает своевременных выводов из этих посланий, то рано или поздно получит «бунт на корабле», выражающийся в серьезных хронических заболеваниях.

Вот тогда-то в жизни человека сразу всё меняется. Он начинает торопливо умащивать и ублажать взбунтовавшиеся «низы» - собственные органы: «водит» их по дорогим врачам, приобретает для них недешевые лекарства, тратя на это подчас все заработанные деньги, тщательно соблюдает правильный режим всего и вся, забыв об удовольствиях, но... нередко бывает, что поздновато спохватился, болезный...

Вывод таков: чем дальше мы отходим от обеспечения потребностей своего организма, тем сложнее становится наша собственная жизнь. Потому что, хотя мы и «цари природы», она, эта самая природа, не позволит нам вольностей со своим творением, то есть с нашим организмом.

Изложив общие принципы сбережения здоровья человека, перейдем к некоторым более конкретным вопросам. Поговорим о причинах возникновения у учащихся (и не только у них), если можно так выразиться, их «профессиональных» заболеваний - гастрита (воспаления слизистой оболочки желудка) и дуоденита (воспаления слизистой оболочки двенадцатиперстной кишки), а также комплексного заболевания - гастродуоденита.

«Родители» гастрита - ненормально организованное, нерегулярное питание с преобладанием сухомятки, а также торопливое заглатывание пищи (естественно, плохо при том пережеванной). Такой стиль питания весьма характерен для учащихся - во время небольшой перемены им надо успеть подкормиться. До пережевывания ли тут? - успеть бы на занятия.

Не раз доводилось слышать такие, к примеру, высказывания: «В нашей семье гастрит за болезнь не считается!» Хотелось бы уберечь граждан от подобного опасного «геройства», корни которого лежат, скорее всего, в элементарном неведении. Гастрит, как и дуоденит, - серьезное заболевание, приводящее к столь же серьезным последствиям.

Начнем с того, что проявляются эти заболевания острыми болями в брюшной полости: гастрит - в подложечной области (эпигастральной - в районе солнечного сплетения), дуоденит - чуть ниже и со смещением, как правило, вправо.

Изжога (порой изнурительная), отрыжка, тошнота и запоры - непременные спутники этих заболеваний.

Надо иметь в виду, что плохо леченные гастрит и дуоденит склонны переходить в хроническую форму.

Последствием данных заболеваний может быть возникновение язв желудка и двенадцатиперстной кишки. Язва - это нарушение целостности слизистой оболочки упомянутых органов, что является крайне опасным заболеванием. Подобные язвы часто становятся причиной рвоты, чувства распирания и «жжения» в животе. Они также вызывают сильнейшие рези в брюшной полости. Боль может быть столь интенсивной, что человек порой даже теряет сознание.

Выглядит язвенник малопривлекательным: он сильно теряет в весе, имеет желтоватый цвет лица, в глазах у него - вселенская тоска.

Для язв желудка и двенадцатиперстной кишки характерно появление их у людей молодого и даже школьного возраста.

Имеют место сезонные обострения указанных болезней - весной и осенью. Кроме того, язвы пищеварительного тракта опасны еще и тем, что могут стать причиной желудочных и кишечных кровотечений. При возникновении кровотечения в результате кровопотери наступает резкое падение артериального давления (коллапс), появляется слабость, человек может потерять сознание и даже умереть.

Далее. Истонченные язвой или язвами стенки желудка и двенадцатиперстной кишки, случается, прорываются, и тогда наступает их прободение (или перфорация). Прободение - это появление сквозного отверстия, в данном случае - из полости желудка или кишечника в брюшную полость. Прободение, как и кровоизлияния в желудок или кишечник, провоцируется обычно сотрясениями - прыжками, ездой на автомобиле или велосипеде, толчками по корпусу и ударами в живот. Оно сопровождается нестерпимыми «кинжальными» болями в животе.

В результате прободения возникает воспаление брюшины, называемое перитонитом. Перитонит - это угрожающее жизни человека состояние, требующее немедленной операции. При спасении больного счет идет иногда уже не на часы, а на минуты.

Еще одно осложнение язвенной болезни - стеноз (сужение). Имеется в виду сужение стенки желудка, чаще всего в области привратника, то есть в области перехода желудка в двенадцатиперстную кишку. Отверстие привратника при рубцевании заживших язв сужается настолько, что пища не может поступить в нее из желудка. Возникает упорная рвота. При стенозе единственно возможное лечение - хирургическая операция.

Не многие, к сожалению, знают, что хронические гастрит и дуоденит, а также язвы желудка и двенадцатиперстной кишки являются предраковыми состояниями, то есть в перспективе могут стать причиной злокачественных опухолей. Тут уж, как говорится, комментарии излишни.

Теперь самое время обратиться к причинам рассматриваемых нами заболеваний - гастрита и дуоденита... Увы, приходится отмечать, что они в полной мере присутствуют в жизни школьников и студентов. Да и не только в их.

Факторы, способствующие развитию гастрита, дуоденита, а также язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки:

1. Питание всухомятку. Пропуск полноценного обеда, в котором обязательно должно присутствовать первое блюдо, «перекус» бутербродами, когда желудок наполняется плохо размоченными и трудно перевариваемыми пищевыми комками (хлеб, копченая колбаса, твердый сыр).

Такая пища долго расщепляется и плохо перемешивается в желудке. Проглоченные куски, соприкасаясь со стенкой желудка, в значительной степени раздражают ее. Все это приводит к усиленному выделению желудочного сока в местах соприкосновения пищевых комков со стенкой. В итоге защитные барьеры, предохраняющие стенки желудка от агрессивного воздействия желудочного сока, не выдерживают - возникает контакт со слизистой оболочкой, что приводит к ее воспалению.


vooruzhennie-sili-rossijskoj-federacii.html
vooruzhennie-sili-vchera-segodnya-zavtra.html
vopros-1-planirovanie-semejnogo-byudzheta-uchebnoe-posobie-s-e-markuckaya-e-a-kackova-m-izdatelstvo-ekzamen.html
vopros-159-obyazannosti-i-prava-rabotnikov-v-sfere-trudovih-otnoshenij-kurs-lekcii-dlya-rukovoditelej-i-specialistov-sluzhb-ohrani-truda.html
vopros-2-svoeobrazie-rimskogo-teatra-bitovaya-komediya-palliata-grecheskaya-literatura-vopros-antich-rabovlad-obsh-polis.html
vopros-9-teatralnaya-reforma-ks-stanislavskogo-i-vi-nemirovicha-danchenko-akter-shkoli-stanislavskogo-v-spektaklyah-mht.html
  • essay.bystrickaya.ru/e-antidopingovaya-komissiya-otchet-kaznacheya-otchet-auditora-a-proverit-scheta-predidushego-goda-b-utverdit-byudzhet.html
  • notebook.bystrickaya.ru/itogovie-dannie-kontrolya-znanij-studentov-cikl-obsheprofessionalnih-disciplin-pri-samoobsledovanii-vuza-v-20062007-uch-godu.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-ot-26-dekabrya-2011-g-n-1639n-ob-utverzhdenii-administrativnogo-reglamenta-federalnogo-fonda-obyazatelnogo-medicinskogo-strahovaniya-po-predostavleniyu-gosudarstvennoj-uslugi-organizaciya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/i-mirovaya-ekonomika-i-ee-struktura-stranica-12.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/prosveshennaya-rus-institut-nauchnoj-informacii-i-monitoringa-rao-antopolskij-a-b-koncepciya-sistemi-nauchno-pedagogicheskoj.html
  • education.bystrickaya.ru/1-1-celi-i-zadachi-disciplini.html
  • pisat.bystrickaya.ru/svedeniya-ob-obespechennosti-obrazovatelnogo-processa-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-opd-f-11-ugolovnoe.html
  • textbook.bystrickaya.ru/i-pribori-s-kratkovremennim-vzaimodejstviem-pryamolinejnogo-elektronnogo-puchka-s-vch-polem.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tablica-8-sovershenstvovanie-mehanizma-ustojchivosti-finansovo-kreditnih-uchrezhdenij-rossii.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rusgidro-ezhednevnij-informacionnij-obzor-po-energoeffektivnosti-energosberezheniyu-i-vozobnovlyaemim-istochnikam-energii.html
  • testyi.bystrickaya.ru/5-kachestvo-podgotovki-specialistov-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-specialnosti.html
  • shkola.bystrickaya.ru/upravlenie-kachestvom-kak-preimushestvo-v-konkurentnoj-borbe.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/modelirovanie-biznes-processov-specifikaciya-trebovanij-na-osnove-strukturnogo-podhoda.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bez-prorivov-ekspert-severo-zapad-13022006-6-59-pechatnie.html
  • institut.bystrickaya.ru/tradicionnaya-pogrebalno-pominalnaya-obryadnost-ismailitov-zapadnogo-pamira-konec-xix-nachalo-xxi-vv.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-sisteme-oplati-truda-grazhdanskih-sluzhashih-rabotnikov-organizacij-soderzhashihsya-za-schet-sredstv-gosudarstvennogo-byudzheta-rabotnikov-kazennih-predpriyatij.html
  • lecture.bystrickaya.ru/53-uporyadochenie-odnoimennih-rubrik-otchet-o-nauchno-issledovatelskoj-rabote.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-na-otraslevoj-konferencii-po-ohrane-truda-10-04-2008-g.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-belij-dom-za-haj-tekom-vse-v-odnoj-lodke.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/biznes-plan-salona-krasoti-srednego-klassa.html
  • composition.bystrickaya.ru/patenti-zakoni-skautov-8.html
  • predmet.bystrickaya.ru/shpargalka-po-pravovedeniyu-ponyatie-nauki-pravovedenie-ee-predmet-i-metodi.html
  • bukva.bystrickaya.ru/poksvirusi-vozbuditeli-naturalnoj-ospi.html
  • education.bystrickaya.ru/1243-funkciya-06-zapis-registra-nastrojki-tablichnogo-parametra-instrukciya-po-montazhu-i-ekspluatacii-24-10.html
  • writing.bystrickaya.ru/hrama-pokrova-bozhiej-materi-pos-erino-stranica-2.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-02-02-2012-113-oprovedenii-gorodskogo-festivalya-literaturnogo-tvorchestva-shkolnikov.html
  • bystrickaya.ru/zanyatie-8-upravlenie-emociyami-metodicheskie-rekomendacii-dlya-rukovoditelej-i-specialistov-obrazovatelnih-uchrezhdenij.html
  • znanie.bystrickaya.ru/68-sfera-sovmestnogo-vedeniya-rf-i-ee-subektov-nauka-konstitucionnogo-prava-otnositsya-k-otraslevim-yuridicheskim.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-metodi-optimizacii-dlya-specialnosti-230105-programmnoe-obespechenie-vichislitelnoj-tehniki-i-avtomatizirovannih-sistem.html
  • studies.bystrickaya.ru/bileti-po-grazhdanskomu-pravu-chast-3.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/yazik-i-rech-kultura-rechi-yazikovie-normi.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-iii-meropriyatiya-po-realizacii-programmi-programma-razvitiya-municipalnoj-sistemi-dopolnitelnogo-obrazovaniya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/perednyaya-panel-elanvision-ev8000s.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-referata-lichnost-karla-yunga-vozzreniya-karla-yunga-na-kulturu-v-celom-koncepciya-kulturi-karla-yunga.html
  • writing.bystrickaya.ru/glava-2-eresi-strategicheskogo-podhoda-osnovnie-harakteristiki-strategicheskoj-terapii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.