.RU

Женское образование в России - часть 4

Таким вызовом сопровождалось основание первого женского института в России, который скоро стал слыть под именем Смольного монастыря, а на официальном языке «Воспитательным Обществом благородных девиц».

Идеальная система воспитания как мальчиков, так и девочек, была выработана известным Бецким, который увлек императрицу блестящей идеей воспитать новое поколение людей. Была разработана вся программа государственного воспитания с шести до восемнадцатилетнего возраста. Весь этот период дети не должны были видеть свои семьи.

Нравственное воспитание как для мальчиков, так и для девочек было одно и тоже; разница между ними была в научном образовании, которое для девочек не считалось нужным и отодвигалось на второй план. Весь воспитательный период девочки разделяли на четыре класса, или возраста; каждому назначалось по три года. В первом возрасте (от 6 до 9 лет) для преподавания назначались русский и иностранные языки, арифметика, рисование, танцы, музыка вокальная и инструментальная, шитье и рукоделие; во втором возрасте (от 9 до 12 лет) к этому добавлялась география с историей и некоторая часть экономии или домостроительства; в третьем (от 12 до 15 лет) прибавлялось чтение исторических и нравоучительных книг, часть архитектуры и геральдики. Этим собственно и заканчивалось все учение. Геральдика является в ряде наук как необходимая для развития чувства чести в благородном звании, конечно, уже по влиянию западноевропейских примеров. Арифметике отдавалась очень невиданная роль: предписывалось обучать этой науке благородных девиц с целью, чтобы «вперед содержать в добром порядке домашнюю экономику» . В четвертом возрасте (от 15 до 18 лет) назначалось девицам «повторять свое учение почти одной практикой». Большую же часть времени они должны были употреблять на другие занятия: «дежурить понедельно по хозяйству, вести запись по расходам, договариваться с поставщиками о припасах, каждую субботу делать расчет и производить платеж, определять цену товара по его качеству, смотреть, чтоб во всем наблюдаемом был совершенный порядок и чистота» . Кроме того, по две девицы должны были каждый день дежурить в других классах, как помощницы учительницы: «и от сей практики навыкнуть заблаговременно, как им, будучи матерями, обучать детей своих и в собственном своем воспитании найдут себе великое вспоможение, в каком бы состоянии им жить не случилось».

Для занятий с воспитанницами назначались учительницы во всех классах. Учительницам предписывалось более всего учить благонравию: «Стараться, чтобы девицы не привыкали излишне важничать или унылый вид являть. Паче всего наставлять их в основаниях благоразумия, добронравия, благопристойности, благородной, а не принужденной учтивости и всех добродетелей. Чтобы от самого юношества и до возраста приучаемы были к добродетелям, учтивости, ласковым и приятным разговорам не только с равными, но и с самыми последними, какого бы звания кто ни был. Через такое доброе поведение и поступки при первом их в свете вступлении учинятся они отличными в обществе»

Под словом общество здесь нужно понимать светские собрания, переродившиеся петровские ассамблеи, где при общих удовольствиях сближались между собой благородные люди обоих полов и где женское влияние должно было смягчать грубость мужской натуры. Только в таком обществе русская образованная женщина могла иметь значение, и, естественно, что к этому велось всё воспитание благородных девиц.

В интересах светского общества обращалось и особое внимание на развитие остроумия в девушках.

На практике, действительно, должно было всё свестись к воспитанию благородной светской барышни, т.к. иного идеала женщины не могла и вызвать среда. Нельзя упрекнуть императрицу Екатерину, что она думала только о воспитании дворянских дочерей. 13 января 1765 года императрица подписала новый указ: «Для пользы общества требуется, чтобы всякого чина и женский пол воспитан был в добронравии и в приличных состоянию его знаниях и рукоделиях. В Воскресенском монастыре, учредить училище для малолетних девушек (мещанского звания) под управлением главной начальницы Общества благородных девиц».

Таким образом появилось мещанское отделение при Воспитательном Обществе благородных девиц. Главные основания физического и нравственного воспитания там были те же. Принимались только шестилетние девочки и воспитывались до 18-летнего возраста. Обучались Закону Божьему, русскому и иностранным языкам, арифметике, рисованию, танцам, рукоделию, музыке и пению. Кроме того, приучались к «домостроительству», т.е. к хозяйству, и в 4-м классе должны были быть изучены все женские рукоделия и работы, т.е. шить, ткать, вязать, стряпать, мыть, чистить и всю службу экономическую знать.

Воспитательное Общество благородных девиц с мещанским отделением послужило образцом для других женских институтов, о распространении которых заботилась уже императрица Мария Федоровна. Так, в 1797 году она открывает в Петербурге на собственные средства сиротское училище на 50 беднейших сирот мещанского сословия, вскоре затем названное Мариинским институтом. С 1798 по 1807 гг. Были открыты ещё 4 женских училища в Москве и Петербурге.

Институтское воспитание давало то, что соответствовало тогдашнему идеалу барышни; оно стало привлекать родителей-помещиков, которые, живя в своих поместьях, не имели возможности воспитать своих дочерей согласно с этим идеалом. Дворянство стало на свои средства основывать женские институты в разных провинциальных центрах, и все они поступали в то же ведомство, в каком находились институты столичные. Только благодаря женским институтам, у нас долгое время поддерживалось и распространялось женское образование.

В сороковых и пятидесятых годах было обращено на женские институты особое внимание. Они были значительно преобразованы. Цель женского образования была определена «в образовании добрых жен и полезных матерей семейств» . С этой целью была разработана учебная часть «чтобы с образованием, в надлежащей мере ума и сердца, воспитанницы могли приготовиться к будущему важному их значению». С другой стороны, выставлялось на вид, что «образование свыше состояния учащихся не всегда для них полезно, иногда обращается им во вред» . Задача состояла в согласовании средств с целями, не выпуская в то же время из вида и состояния будущих жен материй. Образование женщины должно было резко отличаться от образования в мужских заведениях. В инструкции высказывалось следующее: «По предназначению женщины не для службы государственной или общественной, подобно мужчине, не для ученного поприща, а для круга семейного, и само воспитание и образование девицы должно быть направлено к иной цели, чем воспитание юношей».

* * *

Из написанного выше следует, что одной из главных задач воспитательного процесса была подготовка девушек к семейной жизни, к осознанию роли матери и жены.

Большой акцент в воспитании личности девушки делался на формирование в ней качеств, необходимых ей в дальнейшей жизни, при создании семьи и воспитании детей.

Уделяя особое внимание именно на формирование в девушках женственности и воспитании в них всех качеств, которые являются составляющими этого широкого понятия, общество в результате имело хороших матерей, жен, как говорится, хранительниц семейного очага, которые не только прекрасно справлялись со своими обязанностями, но и создавали уют и тепло в своих домах, дарили любовь всем его обитателям.

2. ÎÐÃÀÍÈÇÀÖÈß ÂÎÑÏÈÒÀÒÅËÜÍÎÃÎ ÏÐÎÖÅÑÑÀ Ñ Ó×ÅÒÎÌ ÏÑÈÕÎËÎÃÈ×ÅÑÊÈÕ ÎÑÎÁÅÍÍÎÑÒÅÉ ÄÅÂÓØÅÊ.

2.1. ПОНЯТИЕ РОЛИ ЖЕНЩИНЫ В ОБЩЕСТВЕ. ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭТОЙ РОЛИ.

В предыдущей главе мы ознакомились с историей женского образования в различные исторические периоды. Из прочитанного и проанализированного мною материала по этому вопросу, можно сделать вывод, что воспитание и формирование личности девушки шло в определенном направлении. Основной задачей воспитания - было раскрытие в девушке тех качеств, которые были необходимы ей в семейной жизни. Но следует отметить, что в образовании и воспитании уделялось очень мало внимания развитию умственных способностей девушки, получению ей научных знаний. Акцент делался на формирование в ней роли матери, жены, поэтому ей давались только те знания и умения, которые ей были нужны в будущей семейной жизни. Такое положение женщин в образовательной системе объясняется скорее всего её социальным положением и общественным значением.

Интересно будет проследить в чём видело само общество основную роль и назначение женщины и как женщина воспринимала эту роль на протяжении всего времени.

На протяжении многих лет, согласно морали, обычаям и нравам, женщина в средневековье на Руси всегда находилась под покровительством мужчины: отца, старшего брата, свекра, мужа. Большую часть жизни женщина в то время проводила дома, в семье. В течение нескольких столетий (XI-XVII) русские женщины вели замкнутый, затворнический образ жизни, им не полагалось показываться на глаза посторонним людям, посещать общественные места. Девушкам полагалось жить в дальних покоях и во всем подчиняться воле родителей.

Наиболее важным событием в жизни женщины являлось вступление в брак. С X века церковь присваивает себе монопольное право утверждения брака. Церковь старалась придать браку силу священного нравственного союза мужчины и женщины, которые связаны взаимными обязательствами на всю жизнь.


vospitanie-i-obuchenie-v-drevnerusskom-gosudarstve-hi-xv-vv-chast-18.html
vospitanie-i-obuchenie-v-drevnerusskom-gosudarstve-hi-xv-vv-chast-23.html
vospitanie-i-obuchenie-v-drevnerusskom-gosudarstve-hi-xv-vv-chast-5.html
vospitanie-i-obuchenie-v-kievskoj-rusi-i-russkom-gosudarstve.html
vospitanie-i-shkola-v-rossii-s-drevnejshih-vremen-do-1917-goda.html
vospitanie-kak-sfera-obshestvennoj-deyatelnosti.html
  • testyi.bystrickaya.ru/annotaciya-urok-vred-kureniya.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-8-o-polze-samolecheniya-uchebnoe-posobie-dlya-prodvinutih-polzovatelej-sobak-natalya-i-valerij-misilyuk.html
  • lecture.bystrickaya.ru/51721s-88-byulleten-novih-postuplenij-za-mart-2011g.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-po-discipline-reklama-v-socialno-kulturnom-servise-i-turizme.html
  • control.bystrickaya.ru/cel-sformirovat-predstavlenie-uchashihsya-o-tradiciyah-provedeniya-kazachih-yarmarok-zadachi.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sistema-ocenki-dostizheniya-planiruemih-rezultatov-osvoeniya-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-nachalnogo-obrazovaniya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chempionat-goroda-moskvi-po-samoletnomu-sportu-psvp-klass-s-ogranicheniyami-urovni-slozhnosti-1-2-3-1-2-3-ligi-byulleten-1-aerodrom-finam-bolshoe-grizlovo-moskovskaya-obl.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poziciya-45-nabor-kostoderzhatelej-i-raspatorov-dlya-travmaticheskih-operacij-npo-deost.html
  • testyi.bystrickaya.ru/65-vzaimodejstvie-s-pedagogicheskoj-obshestvennostyu-naseleniem-oblasti.html
  • university.bystrickaya.ru/germaniya-v-mirovoj-ekonomike-chast-2.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-kondratevoj-svetlani-ivanovni-visshaya-kvalifikacionnaya-kategoriya-po-uchebnomu-kursu-anglijskij-yazik-9-a-klass-bazovij-uroven.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/pluton-2.html
  • abstract.bystrickaya.ru/--psihologiya-operativno-rozisknoj-deyatelnosti.html
  • shkola.bystrickaya.ru/mikroprocessori-dlya-polzovatelej-chast-5.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vremya-stremitelno-osobenno-zamechaesh-ego-beg-po-tem-peremenam-kotorie-proishodyat-v-zhizni-peremeni-eti-svyazani-prezhde-vsego-s-vnedreniem-v-povsednevnuyu-zhi.html
  • tests.bystrickaya.ru/malchiki-i-devochki-11-razlichij.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchet-raschetov-s-byudzhetom-po-nalogam-i-sboram.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-3-bronya-krepka-andrej-andreevich-ulanovdmitrij-vladimirovich-shein-poryadok-v-tankovih-vojskah-kuda-propali-tanki-stalina.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/harakteristika-ochagov-voennogo-vremeni.html
  • control.bystrickaya.ru/chelovek-mozhet-bistro-prodvinutsya-po-puti-duhovnogo-rosta-i-samorealizacii-blagodarya-pochitaniyu-bogini-gayatri-visshej-sozidatelnoj-energii-boga-ona-nadelyaet-s-stranica-2.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-7-ocenka-effektivnosti-realizacii-programmi-otchet-ob-ispolnenii-zakona-respubliki-buryatiya-o-programme.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vvedenie-3.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-himicheskaya-toksikologiya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/nepravomernie-dejstviya-pri-bankrotstve.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-psihologo-pedagogicheskij-praktikum-na-tehnologo-ekonomicheskom-fakultete-3-kurs-do-2008-2009-uch-god.html
  • znanie.bystrickaya.ru/azastandai-hali-sanaini-tarihi-turali-mlmetter.html
  • institut.bystrickaya.ru/stanciya-upravleniya-v-sostave-izveshenie-o-provedenii-otkritogo-aukciona-v-elektronnoj-forme-21-74ae10.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-kalendarno-tematicheskij-plan-predusmatrivaet-raznie-varianti-didaktiko-tehnologicheskogo-obespecheniya-uchebnogo-processa.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/russkaya-sluzhba-novostej-02062010-pensionnie-nakopleniya-stanut-zanachkoj-dlya-srednego-klassa.html
  • shkola.bystrickaya.ru/sbornik-statej-pod-redakciej-professora-m-i-braginskogo-izdatelstvo-norma-moskva-2002-udk-stranica-16.html
  • thesis.bystrickaya.ru/primernie-bileti-po-russkomu-yaziku-chast-10.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sochinenie-po-kartine-g-m-korzheva-oblaka-1945.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-3-obuchayushijsya-uchenik-student-subekt-uchebnoj-deyatelnosti-zimnyaya-i-a.html
  • tasks.bystrickaya.ru/26-organizaciya-planirovaniya-raboti-palati-resheniem-kollegii.html
  • write.bystrickaya.ru/glazunov-is-hudozhestvennaya-literatura-rossijskaya-proza.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.