.RU

"Житие протопопа Аввакума, им самим написанное" как автобиографический жанр - часть 9

Мы видим героя «Жития» в самые различные моменты его жизни – среди толпы и в кругу семьи, с единомышленниками и врагами, в царском дворце в Москве и из байкальских рыбаков, проповедующего в церкви и тянущего сани по льду Иргень-озера, вступающего в рукопашную с медведями и умиленно созерцающего природу. Он то непреклонен и требователен, то отзывчив и уступчив, то суров и жесток, то нежен и снисходителен; то гневается и злословит, то шутит и балагурит; чувство юмора не изменяет ему в самые тяжелые минуты жизни, но он осознает трагизм своего положения; без ложной скромности понимает величие своего подвига, а собственные ошибки и слабости вызывают в нем жгучее чувство неудовлетворенности собою. В нем слиты воедино, казалось бы, несовместимые качества. Он – нетерпимый фанатик, мученик, проповедник «божьего дела», убежденный в своем апостольском призвании и даре чудотворства, гонитель просвещения и народных увеселений. Но одновременно он, по выражению А.Н. Толстого, - и «бунтарь»17 и борец, вступающий в острые и открытые конфликты с представителями правящей партии, с главой русской церкви; он – человек, не отрешенный от жизни и ее практических интересов и даже ее суеты, повседневно связанный с самыми различными слоями современного ему общества – посадскими людьми, крестьянами, казаками, духовенством, боярством и разделяющий в ссылке образ жизни подневольных «мужиков», умирающих на работе. Аввакум – чадолюбивый отец и заботливый супруг; в кратких, полных неутихшей боли словах он вспоминает о страданиях «милого сына Ивана» и дочери «бедной горемыки Огродгены», особенно чутко и трогательно его отношение к жене; семья занимает такое большое место в его сердце, что он колеблется даже, следует ли ему проповедовать «слово божье».

Ему не свойственно стремление к умерщвлению плоти; он радуется, когда ему перепадет «жлепца немношко» или удается «штец похлебать», он не в пример святым, мучится жаждой и голодом и далеко не в восторге, когда приходится «перебиваться травой и корением»18 , - потому он с такой растроганностью понимает «курочку черненьку», кормилицу его детей. Снесший столько побоев и готовый вновь пойти на пытку, он в то же время проявляет и известную осторожность в отношениях с Пашковым: он приемлет физические страдания, когда они могут принести ему моральную победу над противником, но старается избежать их, когда они необходимы; это совершенно непохоже на то болезненное влечение к страданию, которое испытывали многие герои житийной литературы, находя в физической боли даже своего рода наслаждение.

Резко индивидуальные черты, проявляющиеся в характере Аввакума, не лишают его автопортрета типичности. Типичность его автопортрета и складывается в противоречивости его поведения, его побуждений, чувств и настроений, столь характерной для той социальной среды, мятущейся в поисках правды и ежечасно заблуждающейся, стремившейся примирить религию и свое недовольство церковью и освящаемыми ею феодальными порядками, предписания христианского учения и естественные стремления, церковный обряд и быт.19

Как ни сосредоточено наше внимание на центральной фигуре «Жития», однако она лишена, в сущности, исключительности, не подавляет остальных персонажей своим превосходством. Мы все время ощущаем связь героя с определенной средой, его «нормальное» в известном смысле положение; в постигшем его несчастье, он не оказывается одиноким. Среди бегло и не всегда выразительно очерченных образов его единомышленников и соратников – протопопа Неронова, обоих Данилов, дьякона Федора, священника Лазаря, юродивых Федора и Афанасюшки, Еремея – заметно выделяется героическая под стать Аввакуму, фигура его жены – Настасьи Марковны. Это образ должен быть поставлен в ряд с лучшими женскими образами нашей древней письменности. «Сиротина», живущая в скудности», она по любви выходит замуж за Аввакума и навсегда остается для него верной женой, другом и союзников в борьбе. Твердо идет она рука об руку с ним, принимая на себя удары его судьбы. Она бежит от преследований «начальника» с младенцем на руках; после расправы над Аввакумом остается в Юрьевце, подвергаясь опасности быть убитой; больная с новорожденным, трясется в телеге до Тобольска. Она спасает детей на тонущем дощанике, совершает тяжелый путь по Иргень-озеру, подбадривая изнемогающих сыновей. Лишь однажды непосильные страдания вырывают у нее упрек, но тотчас же берет она себя в руки. «Я пришел, - вспоминает Аввакум, - на меня, бедная пеняет, говоря: «долю ли муки сея, протопоп, будет?» И я говорю: «Марковна, до самыя до смерти!» Она же, вздохия, отвещала: «добро, Петрович, еще побредем». Активность и страстность ее волевой натуры проявляется в другом случае, когда в «русских градах» пришлось ей даже ободрять мужа: «Господи помилуй! Что ты Петрович, говоришь?... Аз тя и с детьми благославляю: дерзай проповедати слово божие по-прежнему, а о нас не тужи… Поди, поди в церковь, Петрович, - обличай блудню еретическую!»20

Тема супружеской любви как духовной близости и дружбы, выдерживающей труднейшие испытания, является одной из самых волнующих в «Житии». Образ Настасьи Марковны ярко воплощает в себе лучшие национальные черты русского женского характера в их конкретно-историческом выражении. М. Горький в статье «Разрушение личности», говоря о «спокойной готовности» русской женщины «жертвовать собою ради торжества своей мечты», приводит как один из наиболее ярких примеров – образ Настасьи Марковны».21

С большой теплотой воссоздаются Аввакумом в «Житии» обобщенные, групповые образы простых людей. Казаки выполняют жестокие приказы Пашкова не по своей воле, они изображаются людьми добрыми, сочувствующими Аввакуму: «… глядя, плачут на меня, жалеют по мне». Проводя обыск у Аввакума, они проявляют такт и деликатность, не тревожат Настасью Марковну, выражая ей явное сострадание: «Матушка, опочивай ты и так ты, государыня, горя натерпелась!»22

В характеристике своих врагов Аввакум, в отличие от других его сочинений, избегает гротеска и натуралистических приемов – их образы даются в более сдержанной манере. Характерно, что в «Житии» исчезает описание внешнего облика ненавистных Аввакуму людей с излюбленным в других случаях подчеркиванием какой-нибудь детали – «толстого брюха», «красной рожи», «длинного носа» и т.п. Внимание Аввакума сосредоточено на действиях, на поступках, на высказываниях персонажей, в их образы привносятся элементы психологической характеристики. Так, Никон живо обрисован в двух контрастных сценах, в которых обнаруживаются разные стороны его характера: в одном случае, перед избранием в патриархи, он заискивает и «мщимерится», в другом – добившись расправы над противником он с циничной насмешливостью отзывается о чудесном «видении» одному из заключенных: «знаю-су я пустосвятов тех!»23 Воевода Пашков не выглядит условным злодеем, фигура его достаточно жизненна и даже не лишена известной человечности; ему оказывается, знакомо чувство благодарности и даже раскаяния: «Сел Пашков на стул, шпагою подперся, задумався и плакать стал, а сам говорит: «согрешил, окаянной, пролил кровь неповинну, напрасно протопопа бил.»24

В многофигурном полотне, каким является «Житие», Аввакум сохранил единство принципов изображения людей, отсутствие схематического противопоставления персонажей и резкого выделения идеального, безупречного героя, что было столь характерно для средневековой литературы. Это не значит, что Аввакум вовсе отзывается от оценки событий и людей – она выражена достаточно определенно, - но эта тенденциозность достигается художественными, а не публицистическими средствами.

Особенности содержания «Жития» определили и его своеобразную, новаторскую форму. Стремление Аввакума дать широкую картину жизни, рассказать о своей борьбе, передать свои страсти, искания, раздумья, свести счеты с врагами – все это обусловило особенности композиции «Жития», внешне нестройной, свободной, как будто разорванной с нарушениями хронологической последовательности и непрерывности повествования, допускающей постоянное перевоплощение рассказчика в героя, героя – в рассказчика. Такая композиция позволила Аввакуму вместить и организовать столь разнообразный материал, избежать плавной, спокойной эпичности, которая противоречила бы бурному течению жизни Аввакума.25

Очень хорошо оценил эту особенность «Жития» один зарубежный исследователь: «При помощи такого соединения… Аввакум… создал один из стилистических феноменов мировой литературы». И действительно, автору «Жития» присущ особый, неповторимый метафористический строй повествования, в котором сливаются библейская и народно-бытовая образность, торжественность и обыденность, символика и жизненная достоверность. Демократическое – в конкретно-исторических условиях – содержание «Жития» обусловило демократизацию его стиля, его «просторечие», установку на устный рассказ, точнее – на народный сказ, непритязательное «вяканье». Это воспроизведение устного рассказа в эстетическом плане следует рассматривать как ориентацию на народную поэзию, на народное красноречие в противовес письменной литературе духовной и светской аристократии, недоступной народу. Отсюда – насыщенность речи Аввакума народными пословицами, поговорками, присловьями («из моря напился, а крошкою подавился», «стану опять про свое горке говорить, как вы меня жалуете – потчиваете», «… присланы к нам гостинцы: повесили на Мезени в дому моем двух человеков…»)26 Отсюда – нарочитая грубоватость и свобода выражений (о борьбе с бесом: «ночь всю зимнюю с ним простряпал, о молящемся юродивом Федоре: «тысячу поклонов отбросает»); отсюда – обилие вульгаризмов и бранных слов. Вместе с тем, где это было Аввакуму необходимо, он легко и естественно переходил на торжественный, высокий стиль проповеди. Но и в том и в другом случае его произведение было рассчитано на чтение вслух. Аввакум хотел быть понятным каждому простому, неграмотному человеку.


vpliv-tonzuyuchih-napov-na-organzm-lyudini-ta-h-vikoristannya-v-pdprimstvah-restorannogo-gospodarstva.html
vposlednee-desyatiletie-v-rossii-bistro-razvivaetsya-industriya-turizma-poyavlyayutsya-novie-gostinici-turistskie-kompleksi-turoperatorskie-i-turagentskie-firmi.html
vpusti-menya-stranica-14.html
vrachebnaya-tajna-garantii-zashita-konfidencialnoj-informacii.html
vrashenie-zemli.html
vred-kureniya-alkogolizma-i-narkoticheskih-veshestv.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nominaciya-informacionno-analiticheskaya-programma-informacionnaya-programma-den.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-modulya-gigienicheskie-osnovi-pitaniya-kachestvo-i-bezopasnost-pishevih-produktov.html
  • books.bystrickaya.ru/dlya-sdachi-v-finansovo-ekonomicheskom-institute.html
  • reading.bystrickaya.ru/marksistskaya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-nizhnij-novgorod-2012-bbk-65-290-2.html
  • turn.bystrickaya.ru/perevod-a-m-vodena-gegel-g-v-f-lekcii-po-filosofii-istorii-spb-nauka-1993-2000-480s-s-57-480-stranica-11.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/stroenie-galaktik.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/55opredelenie-sootvetstviya-produkcii-v-dobrovolnoj-sisteme-sertifikacii.html
  • assessments.bystrickaya.ru/biblioteka-semejnogo-chteniya-im-a-g-nikolaeva-press-abon.html
  • uchit.bystrickaya.ru/standart-predpriyatiya-poryadok-pravovoj-ohrani-i-ucheta.html
  • thescience.bystrickaya.ru/i-programma-izdatelstvo-moskovskogo-gosudarstvennogo-universiteta-lesa-moskva-2010.html
  • literature.bystrickaya.ru/bombyozhki-dedushka-anton-i-babushka-pelageya-8.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bom-sushestvuyut-razlichnie-vidi-dvizheniya-krishnamurti-dzhiddu-krishnamurti-o-samom-vazhnom.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primernie-temi-referatov-po-kursu-medicinskaya-entomologiya-vesennij-semestr-2011-goda.html
  • studies.bystrickaya.ru/glava-chetirnadcataya-yu-p-alekseev-bitovaya-radioapparatura-i-ee-remont.html
  • tests.bystrickaya.ru/leumettk-isametrazhdi-kino-tsru-bajauina-atisua-arnalan-tnmn-lgs-zdenush-turali-mlmetter.html
  • assessments.bystrickaya.ru/ekologchnij-vpliv-mskogo-transportu-na-navkolishn-seredovishe.html
  • shkola.bystrickaya.ru/nasledovanie-imushestva-chlena-krestyanskogo-fermerskogo-hozyajstva.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rd-13-04-2006-metodicheskie-ukazaniya-po-provedeniyu-tehnicheskogo-osvidetelstvovaniya-parovih-i-vodogrejnih-kotlov.html
  • credit.bystrickaya.ru/perechen-dissertacionnih-issledovanij-vipolnennih-po-voennomu-pravu-i-voennim-aspektam-drugih-otraslej-prava.html
  • learn.bystrickaya.ru/faks-0842-57-3686-08422-2-8682-elektronnaya-pochta-spravochnik-trenerov-konsultantov-dlya-nekommercheskih.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/b2v-osnovi-ekologicheskoj-kulturi-annotaciya-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi.html
  • notebook.bystrickaya.ru/hleb-vsemu-golova-vneklassnoe-meropriyatie.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-3-kak-pravilno-dvigatsya-ne-bojtes-nikogo-i-nichego-u-vas-vse-poluchitsya-nuzhno-tolko-prilozhit-nemnogo.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-spiker.html
  • essay.bystrickaya.ru/dolgosrochnaya-celevaya-programma-energosberezhenie-i-povishenie-energeticheskoj-effektivnosti-novosibirskoj-oblasti-na-period-do-2015-goda-v-red-postanovleniya-pravitelstva-novosibirskoj-oblasti-stranica-12.html
  • report.bystrickaya.ru/kniga-dnevniki-1914-1917-stranica-10.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ekzamena-po-specialnosti-08-00-05-ekonomika-i-upravlenie-narodnim-hozyajstvom-regionalnaya-ekonomika.html
  • doklad.bystrickaya.ru/viktor-pelevin-stranica-15.html
  • thescience.bystrickaya.ru/grafik-18-funkcionalnaya-struktura-elektivnoe-posobie-dlya-studentov-magistrantov-i-aspirantov-ekonomicheskih-specialnostej.html
  • learn.bystrickaya.ru/godovoj-otchet-otkritogo-akcionernogo-obshestva-millerovskij-vinzavod-po-itogam-2007-finansovogo-goda.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nepravilnie-glagoli-sein-haben.html
  • college.bystrickaya.ru/3-podgotovka-k-provedeniyu-kontrolya-instrukciya-po-prodleniyu-sroka-ekspluatacii-parovih-turbin-sverh-parkovogo-resursa.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/dmitrij-narkisovich-mamin-sibiryak-stranica-29.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-17-dmitrij-gluhovskij-metro-2033.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.