.RU

«Живое пламя»


"Такая короткая, долгая жизнь..."

     (По рассказу Е.Носова "Живое пламя") 

Цели: знакомство с творческой манерой писателя, углубление навыков анализа текста; показать многоцветность языка и лиризм мироощущений автора.

Дать знания о том, что Е.Носов продолжает и развивает традиции И.Тургенева, И.Бунина и других русских классиков.

 

 Ход урока.

I. Рассказ учащегося о писателе.

II. Анализ рассказа Е.И.Носова «Живое пламя»:

- От чьего лица ведется повествование?

- Какие функционально-смысловые типы текста отражены в произведении?

      (Повествование с элементами описания и рассуждения.)

- О чем рассказ? Как можно определить его тему?

(Отражение в образе цветения мака короткой, но яркой жизни человека.)

- Как развивается тема в структуре рассказа? На какие части в соответствии с развитием темы можно разделить текст?

(Тема развивается на основе простого сюжета. В соответствии с этим текст можно разделить на композиционные части:

      1.Устройство клумбы и разговор о маках, как непригодных для клумбы цветах – завязка.

      2. От слов «Неожиданно я уехал…» до реплики «А маки твои поднялись» - развитие действия.

      3. Яркая жизнь цветов; описание цветущих маков – кульминация.

         4. Маки погасли – спад действия.

      5. «Я теперь живу в другом конце города…» - развязка.

- Какую роль играют эти части в композиции повествования?

(Повествование развертывается в поступательной временной последовательности: посадили цветы, повествователь уезжает; возвратившись, видит, как маки набрали бутоны; затем они распустились, «два дня пламенели, потом осыпались.»

В последнем абзаце временной план обобщается и приближается к времени повествования – «теперь».)

- В чем особенности отражения событий рассказа во времени?

(В четкой временной последовательности есть два фрагмента, когда повествователь углубляется в план давно прошедшего времени:

      2ч. – разговор с хозяйкой о ее сыне;

      4ч. – рассказ о судьбе сына тети Оли.

      Так в тексте создается необходимая временная перспектива.)

- В каком времени дан образ сына тети Оли?

      (В композиции он отнесен к давно прошедшему (военному) времени; в том времени, о котором ведется повествование, он соотносится с цветущими маками.)

- Почему образ маков является в рассказе ключевым?

(Он проходит через все повествование, актуализируется в описании и приобретает в художественно-образном строе рассказа особый смысл, который отражается в названии.)

- Как развивается этот образ в каждой из частей рассказа?

(В начале маки выступают предметом спора главных героев: для повествователя в маках – живая красота (он говорит об этом не прямо, а через народную «песенку»: «А лоб у нее, точно мрамор, бел. А щеки горят, будто маков цвет»); для хозяйки мак – недолговечный цветок, поэтому она видит в маке, прежде всего, отцветшую «колотушку»: «Все лето торчит эта самая колотушка, только вид портит».

Во 2 части упоминание о маках появляется в самом конце. Но вся эта часть пронизана ощущением жизни: это передается и описанием приятной прохлады в домике тети Оли «после жаркой, утомительной дороги», и через образ разросшегося под окном жасминового куста, и через воспоминания хозяйки о сыне Алексее, который «любил квас» и жил в комнате, где сейчас висит его портрет, и в словах Ольги Петровны, обращенных к герою-повествователю: «Живи на здоровье».

Завершающий эту часть образ маков воплощает в себе жизненную энергию: «а маки твои поднялись, уже бутоны выбросили». В ситуации диалога эта фраза хозяйки, кроме того, непосредственно следует за упоминанием о сыне Алексее. Таким образом, маки выступают звеном в единой смысловой цепи: «сын Алексей» - «комната была его» - «располагайся, живи на здоровье» - «маки твои поднялись».)

 - Какова микротема 3 части?

- Красота цветущей клумбы.

- Какими средствами представляет повествователь цветущую клумбу и как акцентирует при этом образ маков?

(Описание строится на сопоставлении цветения всей клумбы и маков в центре ее. Сопоставление основано на том, что пестрое великолепие клумбы описывается подробно, живописно, перечисляются разные цветы и передается их особый характер – за счет цветовых определений и образных характеристик…Описание достаточно динамично за счет глаголов: расстилался, опоясывала, пестрели, раскачивались. Маки сразу выделяются положением в центре и над остальными цветами.)

- Как показаны маки на фоне окружающего многоцветья?

(Маки предстают полными скрытой жизненной силы, «выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжелых бутона».)

- Цветение маков – это кульминация рассказа. Какие образы выступают доминантой описания?

(Образы, связанные с семантикой огня. Соотношение маков с огнем задается уподоблением: «Издали маки походили на зажженные факелы». В состав этого уподобления входит метафора, которая придает образу олицетворенный характер и актуализирует семантику жизни: «…с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени».

Метафорически представлено цветение маков как горение, причем особая живость, динамизм образа создается за счет соотношения с ветром, солнцем. Очень важны здесь эпитеты со значением различных оттенков красного цвета: алый, трепетно-яркий, густой багрянец.

Образ огня лежит в основе завершающей абзац метафоры: «стоит прикоснуться – сразу опалят!»

Интенсивность жизни-горения, которую являет цветение маков, и впечатление повествователя подчеркивается в тексте восклицательным знаком, динамичностью самой конструкции, эмоционально-смысловым тире.)

- Как завершается описание маков в этой части?

(Метафорой: «Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью». Прямое соотношение с окружающими цветами завершает это кульминационное представление ключевого образа: «И рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия». Оценка пестрого окружения маков меняется на ироническую.

Метафорический характер образа огненных, горящих маков проявляется и в начале следующей части: «Два дня буйно пламенели маки» (значение интенсивности выражено и глаголом пламенели, и эпитетом буйно). Прекращение цветения представлено контрастно как развитие той же метафоры: «…вдруг осыпались и погасли». Мгновенность, внезапность подчеркивается наречиями вдруг, сразу: «И сразу на пышной клумбе без них стало пусто».)

- Отчего вдруг «как-то сгорбилась» тетя Оля?

- Какова микротема этой части?

(Соотношение жизни маков и человека. Метафора сгорел при этом развивает значение «отцвел» по отношению к цветку и «интенсивно, ярко прожил жизнь» по отношению к человеку. В рассуждении тети Оли о маках говорится как о живом существе: «Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита», - и прямо сопоставляется этот образ с жизнью человека: «И у людей так бывает…»)

Слово учителя:

- Представление короткой, но яркой жизни в образе маков не просто наглядно, выразительно передает такую жизнь. Оно формирует в рассказе мотив памяти (в художественной традиции мак связан с

выражением памяти): цветущие маки напоминают Ольге Петровне о сыне, поэтому в конце рассказа появляется «большой ковер маков», сменяющих друг друга в цветении. Это описание закономерно строится на развитии образа огня («лепестки, точно искры», «огненные языки» и жизни («из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны»).

      Образ огня как проявления жизни и жизни как огня фокусируется в итоговой метафоре «живой огонь». Здесь представление негасимого огня через сменяющие друг друга маки («чтобы не дать погаснуть живому огню») создает еще образ вечного огня – символ благодарной памяти и самой жизни – в преемственности, в вечном воплощении.

- Каков смысл названия рассказа?

(Оно содержит в себе весь объем художественно-образного смысла, созданного в тексте: это и цветущие маки, и жизнь человека, подобная им, и вечная память о людях, проживших короткую, яркую жизнь,- и сущность самой жизни, с ее силой, энергией и вечным возрождением, вечной устремленностью к солнцу в непрерывном движении.)

 

 III Домашнее задание: дать письменный ответ на вопрос: «Каким вы себе представляете Алексея? »

vselennaya-bez-singulyarnostej.html
vselennaya-chast-6.html
vselennaya-galaktika-i-solnechnaya-sistema-chast-3.html
vselennaya-kotoruyu-ya-vibirayu-model-vselennoj-leo-sharka.html
vsem-mirom-protiv-ognennoj-stihii-o-sostoyanii-grazhdanskogo-obshestva-v-ryazanskoj-oblasti.html
vsemirnaya-pautina-www-gipertekst-poiskovie-mashini.html
  • crib.bystrickaya.ru/iiscenarii-razvitiya-primorskogo-kraya-nastoyashaya-strategiya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-primorskogo-kraya-do.html
  • knigi.bystrickaya.ru/shagi-kursa-fotochtenie-kak-sistema-celostnogo-mishleniya-pervaya-uluchshenie-sposobnostej-istoki-fotochteniya.html
  • institute.bystrickaya.ru/etapi-postroeniya-i-realizacii-koncepcii-vospitatelnoj-sistemi-programmi-vospitatelnoj-deyatelnosti-zaharova.html
  • report.bystrickaya.ru/igri-po-pravilam-dorozhnogo-dvizheniya-metodicheskie-razrabotki-po-oznakomleniyu-detej-s-pravilami-dorozhnogo-dvizheniya-g-kachkanar.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/n-m-menkova-vozvishennoe-i-zemnoe.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnost-080502-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatii-torgovli.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/sushnost-socialno-otvetstvennoj-politiki.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vneshnyaya-ocenka-kachestva-znanij-uchashihsya-rezultati-mezhdunarodnih-issledovanij-timss-pisa.html
  • universitet.bystrickaya.ru/triada-lesoupravlenie-lesoustrojstvo-i-lesnaya-ekonomika-v-trudah-prof-m-m-orlova-stranica-4.html
  • nauka.bystrickaya.ru/ujti-nelzya-ostatsya-propaganda-sporta-i-realizaciya-federalnoj-celevoj-programmi-razvitie-fizicheskoj-kulturi.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vi-dal-sobiratel-russkogo-slova.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sergejcev-timofej-nikolaevich-predislovie-sostavitelya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kprf-ne-uverena-chto-putin-stal-liderom-edinoj-rossii-grizlov-b-v-monitoring-smi-19-21.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/priemnaya-nasosnaya-stanciya-federalnoe-gosudarstvennoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/referat-na-temu-vegetativnaya-nervnaya-sistema.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zhenya-i-serega-babini-magnit-dlya-priklyuchenij-ostrosyuzhetnaya-poznavatelno-razvlekatelnaya-povest-dlya-detej-srednego-i-starshego-shkolnogo-vozrasta-stranica-3.html
  • composition.bystrickaya.ru/podsekciya-13-priglasitelnij-bilet-i-programma-iii-vserossijskoj-molodezhnoj-nauchno-tehnicheskoj-konferencii-budushee.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-istorii-srednih-vekov-dlya-dnevnogo-otdeleniya-stranica-57.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sovremennij-russkij-literaturnij-yazik-i-ego-podsistemi.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-4-zarozhdenie-rascvet-i-zakat-drevnej-rimskoj-kurs-lekcij-rekomendovan-ministerstvom-kulturi-rossijskoj.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-altajskogo-filiala-fgou-vpo-sibirskaya-akademiya-gosudarstvennoj-sluzhbi-stranica-7.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/gazeta-rbk-daily-220910-gazeta-gudok-200910-modnij-prigovor.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rezidor-hotel-group-otkrila-pyatij-otel-v-moskve-press-obzor-rinka-nedvizhimosti-s-08-iyunya-po-14-iyunya-2011-goda.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ispolzovanie-resursov-bibliotek-v-kurse-literatura-zabajkalya-ch-ii-obnovlenie-soderzhaniya-obrazovaniya-v-usloviyah.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kantyo-masutacu-oyama-i-hansi-stiv-arnejl.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/analiz-investicionnoj-privlekatelnosti-gorodskogo-okruga-tolyatti-i-viyavlenie-prichin-sderzhivayushih-pritoki-investicij-v-gorodskoj-okrug-tolyatti-stranica-7.html
  • spur.bystrickaya.ru/literatura-vvedenie-predstavleniya-o-novoj-problematike-ploho-vyazhutsya-s-fenomenom-kulturi-predmeta-pristalnogo-vnimaniya-i-issledovaniya-so-vremen-gerodota-i-dazhe-bolee-rannih-esli-uchest-chto-i-sa-stranica-21.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/nalogooblozhenie-nedvizhimosti-chast-6.html
  • studies.bystrickaya.ru/krivie-na-ploskosti.html
  • universitet.bystrickaya.ru/t-m-blisov-ekologiyali-kartografiyalau.html
  • bukva.bystrickaya.ru/poliklinika-2-egorevskaya-centralnaya-rajonnaya-bolnica.html
  • spur.bystrickaya.ru/m-v-mehonoshina-materiali-sistematizirovani-regionalnim-innovacionnim-nauchno-obrazovatelnim-centrom-pgtu-pod-redakciej-doktora-tehnicheskih-nauk-professora-v-m-vinokura-stranica-8.html
  • spur.bystrickaya.ru/ltti-pedogogikadai-adamgershlk-estetikali-trbie-elmzd-prezident-n-nazarbaev-azastanni-bolashai-oamni-ideyali-brlgnde.html
  • grade.bystrickaya.ru/naimenovanie-programmi-razvitie-potrebitelskoj-kooperacii-v-kaluzhskoj-oblasti-na-2008-2012-godi-dalee-programma-zakazchik-programmi-ministerstvo-selskogo-hozyajstva-kaluzhskoj-oblasti.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-podgotovke-i-zashite-vipusknoj-kvalifikacionnoj-raboti-dlya-studentov-specialnosti-svyazi-s-obshestvennostyu-stranica-5.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.