.RU

Жизнь и творчество Николая Константиновича Рериха

Реферат по предмету

«Культурология.» на тему:

«Жизнь и творчество Николая

Константиновича Рериха»

Москва 1998


Введение.

Николай Константинович Рерих занимает почетное место среди деятелей русской культуры. Рерих - человек интереснейшей биографии, феноменальных знаний, редкого таланта. Он широко известен в мире как крупный художник, ученый, общественный деятель, оставивший после себя огромное наследие.

Сорок два года Рерих прожил в России, около двадцати в Индии, три года в США. Он посетил почти все страны Европы, Америки, Азии. Пять лет художник провел в большой научной экспедиции по Центральной Азии.

На протяжении многих лет Рерих был директором школы Общества поощрений художеств в России. В Нью-Йорке им основаны институт объединенных искусств и музей, в Индии, в долине Кулу,- Гималайский институт научных исследований.

Всемирное признание и одобрение получил так называемый «Пакт Рериха», легший в 1954 году в основу Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.

За долгие годы своей жизни Рерих создал более семи тысяч картин. Они разошлись по всему миру. Собрания произведений художника имеются в Санкт-Петербурге, Москве, Риге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Брюгге, Стокгольме, Хельсинки, Буэнос-Айресе, Бенаресе, Аллахабаде, Бомбее и многих других городах. Различными издательствами мира выпущено двадцать семь книг, принадлежащих перу Рериха.

Поразительна жизнь этого художника, объехавшего многие страны и пронесшего по всему миру славу о русской культуре. В истории нашего изобразительного искусства, пожалуй, нет имени другого деятеля, который получил бы такое широкое мировое признание, как Рерих.


Николай Константинович Рерих родился 27 сентября (9 октября) 1874 года в Петербурге в семье крупного юриста. Уже в гимназические годы проявились его редкая одаренность и широта интересов. Он увлекался историей, географией, сочинял былины и сказы, рисовал. Рериху было мало тех знаний, которые он получал в гимназии. В свободное время он постоянно находил для себя какие-то новые увлекательные занятия. Его любознательности не было конца. Особенно плодотворными для него были летние месяцы в имении отца в Изваре под Петербургом.

Рериха манили к себе глухие, дремучие леса, гладь озера с густыми туманами, заросли камышей. Рано его внимание привлекли курганы. В последствии это отобразилось во многих его работах.

В 1893 году он окончил гимназию и одновременно сдал экзамены в университет и Академию художеств. По настоянию отца он поступил на юридический факультет, но любимым для него стал историко-филологический. Особенно Рериха увлекла археология.

Еще с большим увлечением он занимался в Академии художеств. С первых же дней учебы помимо классных заданий он пробовал самостоятельно работать над историческими композициями.

Первым, кто обратил на Рериха внимание и горячо поддержал его, был И. Репин. Также Рерих заинтересовал и Стасова, прежде всего своей тягой к русской истории, широтой своих творческих планов.

К осени 1895 года общий натурный класс был окончен, и Рерих поступил в мастерскую А. Куинджи. Куинджи оказал большое влияние на своего ученика. Он разбудил в нем новый дар - дар пейзажиста. Рерих, тонко чувствовавший природу, начинает много работать над пейзажными этюдами с натуры. Изменяется и строй его исторических полотен. В них теперь активнейшую роль играет пейзаж. Он становится одним из компонентов содержания его произведений и основным источником настроения.

Еще в натурном классе Рерих неоднократно пробовал сочинять эскиза на «сюжеты чисто археологического содержания». В 1897 году он берется за осуществление большого замысла. Его глубоко интересовал важнейший момент истории - образование в IX веке древнерусского государства. Этот период ему представлялся сложным, полным острой напряженной борьбы как внутри племен, так и с соседями. Рерих долго обдумывает отдельные сюжеты, пробует разрабатывать различные композиции. Постепенно у него складывается замысел большой серии «Начало Руси. Славяне.»

В 1897 году появилась первая картина серии - «Гонец. Восстал род на род». Картина уносит воображение в далекие времена. Глубокая ночь. В этой картине поражает проникновение в старину, понимание духа исторической эпохи с ее характерными особенностями: типами и чувствами людей, напряженными моментами их жизни, пейзажем. Своеобразный колорит времени дают также верно взятые исторические детали: лодка-однодеревка, укрепленный славянский городок. Над ними художник особенно много работал. Он неоднократно советовался со Стасовым о типе древней славянской избы, плетне городка, форме лодки, посылал ему в письмах свои зарисовки и, только когда получал полное одобрение со стороны Стасова, вводил их в картину.

И в то же самое время в картине нет рабского следования археологическим деталям, стремления к предельно точному реконструированию прошлого. Обратившись к далекой эпохе, о которой тогда можно было судить в основном по скудным, подчас почерпнутым из преданий сведениям, единичным памятникам материальной культуры, Рерих остро ощутил невозможность создания художественных произведений только на основании этого материала. Он пришел к твердому убеждению, что художнику следует широко дополнять известные факты поэтическим вымыслом, догадкой и стремится передавать в картине прежде всего целостное представление об эпохе, определенное историческое настроение. Эта мысль определила метод создания многих произведений Рериха, а в «Гонце» нашла свое первое удачное воплощение. Успех картины был окончательно закреплен тем, что она с выставки была куплена П. Третьяковым.

После окончания Академии художеств на протяжении многих лет Рерих с увлечением продолжал работать над серией «Начало Руси. Славяне». Одна за другой появляются его картины, в которых он, по существу, одним из первых так широко и талантливо стал показывать мало еще изученный мир славянской Руси, и это выдвинуло его в ряды самобытных мастеров. Из ранних работ особенно интересны «Идолы» (1901) и «Заморские гости» (1901), исполненные во Франции, куда художник уехал осенью 1900 года для пополнения своего художественного образования.В свое время эти картины получили высокую оценку современников.

Помимо них Рерих за границей начинает картины «Предательница», «Древнерусский город», разрабатывает эскизы к двум большим панно «Княжая охота». Возникают новые замыслы, один сменяет другой, и все они связаны с Древней Русью, с думами о родине. Но большим творческим планам сопутствует острая тоска по родине. И летом 1901 года художник покидает Францию.

По возвращении на родину Рерих еще больше углубляется в изучение русской старины. Эти годы полны напряженного творчества, завершения старого, поисков новых тем и художественных решений.

Одной из интереснейших работ этого времени стала картина «Зловещие» (1901). Тревожные, щемящие сердце предчувствия вызывает она у зрителей. Нерадостен ее тусклый, серый пейзаж. Устрашающе чернеют вороны. Что-то зловещее, тягостное заключено в их неподвижности и настороженности.

В 1902 году было создано другое значительное произведение - «Город строят». От тревожных предчувствий, от «зловещих», Рерих вновь возвращается к славянской Руси и ищет в ней жизненные идеалы, ответ на вопрос о судьбах народа. Это произведение искусства вызвало много споров. Зрителей больше всего удивляла необычная манера письма. По достоинству картину смогли оценить тогда немногие, и прежде всего В. Серов, настоявший на приобретении ее в Третьяковскую галерею.

Поиски образов древней народной Руси, стремление к лаконичной декоративной манере письма сказались и в других произведениях этого времени: «Городок» (1902), «Строят ладьи» (1903), «Древняя жизнь», «Бой Александра Невского с ярлом Биргером» (1904), «Славяне на Днепре» (1905).

В мае 1903 года Николай Константинович начал большое путешествие по России - объезд городов, богатых памятниками старины. Летом следующего года путешествие возобновилось. Эта своеобразная поездка «за стариной», как называл ее художник, охватила огромный район - Ярославль, Кострому, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов Великий, Вильну, Митаву, Ригу, Псков, Тверь, Углич, Калязин, Звенигород и другие города.

Рерих поставил перед собой грандиозную задачу изучения древнерусской архитектуры различных эпох и школ. Попутно он знакомился со старой живописью, в глухих отдаленных селах терпеливо разыскивал предметы прикладного искусства, с увлечением слушал сказки, песни, восхищался танцами. И во всем этом видел подлинную красоту народную, «его дива дивные, веками им взлелеянные».

Во время поездки перед Николаем Константиновичем открылось величественное зрелище многообразных, неповторимых по своим формам памятников отечественной старины. Он полностью отказывается в это время от стилизации. Его широкий уверенный мазок красиво, выразительно точно передает характернейшие черты различных архитектурных сооружений. Рерих пишет их с тонким пониманием конструктивной основы, особенностей стиля эпохи, своеобразной исторической красоты. Им была создана большая живописная серия, насчитывающая около девяноста произведений. В них широко показано многообразие и богатство древнерусского зодчества, воспето самое ценное и дорогое, что составляет гордость русского искусства. «Пантеоном нашей былой Славы», «Росскими Елисейскими полями» назвал эти этюды один из биографов художника. К сожалению, эта серия произведений была потеряна Россией: семьдесят пять картин были проданы врозь с аукциона.

Во время путешествий по древнерусским городам Рерих увидел и другое - страшные картины разрушения памятников старины, гибель многих из них. С этих пор он неустанно выступает в периодической печати с пропагандой родного искусства и призывает принять срочные меры для его сохранения.


vzaimosvyaz-osmeltes-preuspet.html
vzaimosvyaz-samoocenki-i-statusnogo-polozheniya-v-sisteme-mezhlichnostnih-otnoshenij-v-gruppe-uchashihsya-mladshego-podrostkovogo-vozrasta.html
vzaimosvyaz-stroitelstva-zhilih-domov-i-upravlyayushih-kompanij-zhkh.html
vzaimovigodnost-obmena-na-konkurentnom-rinke-renta-proizvoditelya-i-renta-potrebitelya.html
vzamodya-ta-vzamorozumnnya-v-kontekst-kulturi-dlovogo-splkuvannya.html
vzglyad-na-problemi-setevoj-zhurnalistiki-iznutri-i-snaruzhi-interneta.html
  • gramota.bystrickaya.ru
  • control.bystrickaya.ru/eho-moskvi-eho-18092008-pashina-oksana-1400-pervij-kanal-novosti-18-09-2008-pankratova-yuliya-15-00-11.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sekciya-konstruirovaniya-i-proizvodstva-radioelektronnih-sredstv-61-studencheskaya-nauchnaya-konferenciya-posvyashennaya.html
  • school.bystrickaya.ru/chto-takoe-svarochnij-invertor-i-kak-on-rabotaet.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-11-severnie-kurili-ostrov-onekotan-16-iyunya-1985-goda-vtoraya-polovina-dnya.html
  • college.bystrickaya.ru/2-osobennosti-principi-postroeniya-disciplini-rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-materialovedenie-tehnologiya.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-2-nedelya-v-institute-uskorennogo-razvitiya-rebenka-bbi-prakticheskoe-rukovodstvo.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tugoplavkie-me-2-potrebitelskie-svojstva-neprodovol-stvennih-tovarov.html
  • control.bystrickaya.ru/ekspertnaya-komissiya-obshestvennogo-soveta-pri-samarskoj-gubernskoj-dume-stranica-3.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-literature-dlya-9-1.html
  • predmet.bystrickaya.ru/s-chego-nachat.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uralskaya-akademiya-gosudarstvennoj-sluzhbi.html
  • thescience.bystrickaya.ru/izveshenie-o-provedenii-zaprosa-kotirovok-ot-14-10-2010g-648-stranica-6.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-lesoinzhenernogo-fakulteta-po-sostoyaniyu-na-01-06-2008-goda.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zasedanie-zakrito-15-ch-35-min-prisutstvovali.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-monashestve-viskazivaniya-i-soveti-podvizhnikov-20-veka.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/proizvedeniya-l-n-tolstogo-bilina-svyatogor-bogatir.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchitelyam-slovesnikam-i-vsem-kto-interesuetsya-russkim-yazikom-kto-lyubit-zhivuyu-russkuyu-rech-kto-hochet-pravilno-govorit-i-pisat-po-russki.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-dlya-vipolneniya-kontrolnoj-raboti-dlya-studentov-zaochnogo-otdeleniya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/veskoe-slovo-vsemirnogo-banka-mifi-o-rossii-i-duh-nacii-m-pentagraphic-ltd-2002-329-s-isbn-5-93202-008-3.html
  • university.bystrickaya.ru/forma-kontrolya-balli-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-praktikum-na-kompyutere-dlya-specialnosti.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prikaz-minzdrava-rf-ot-23-avgusta-1999-goda-o-racionalnom-naznachenii-lekarstvennih-sredstv-pravilah-vipisivaniya-receptov-na-nih-i-poryadke-ih-otpuska-aptechnimi-uchrezhdeniyami-organizaciyami.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-9-rabochee-vremya-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-trudovoe-pravo-dlya-napravleniya-bakalavr.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kuman-oa-evdokimova-ln-bulletin-of-siberian-medicine.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-programmi-pravitelstva-moskovskoj-oblasti-po-sozdaniyu-promishlennih-okrugov-na-territorii-moskovskoj-oblasti-na-period-do-2010-goda.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vojdem-v-mirovoj-rinok-i-nashi-vnuki-budut-dumat-po-anglijski.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vnutrishkolnoe-rukovodstvo-i-kontrol-analiz-organizacii-uchebnogo-processa-i-soderzhaniya-obrazovaniya-v-gou-sosh.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/5-rozhdestvo-nashego-gospoda-nachnem-novij-cerkovnij-god-s-togo-chto-vspomnim-devid-s-belasik-5.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-osobenosti-ugolovnoj-otvetstvennosti-i-nakazaniya-nesovershennoletnih.html
  • college.bystrickaya.ru/-2009-g-tbsuhanova-aktualnie-problemi-visshego-muzikalnogo-obrazovaniya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-po-muzejnoj-pedagogike-na-baze-tulskogo-oblastnogo-ekzotariuma.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-mesyaceslov-liturgika.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-dlya-vipolneniya-kursovih-rabot-po-discipline-kriminalistika-dlya-studentov-vseh-form-obucheniya.html
  • student.bystrickaya.ru/2-kompleksnij-analiz-finansovo-hozyajstvennoj-deyatelnosti-zao-orelnefteprodukt.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obyazannost-ustraivat-prazdnik.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.