.RU

Жизнь ради смерти

Согласно буддистскому обряду мертвое тело самурая сжигалось, а память о нем и о его подвигах начинала свою жизнь в сердцах его близких, обрастая множеством героических легенд.

И не было для этого сословия лучшего примера для подражания, чем благородный воин легко и просто расстававшийся с жизнью, во имя собственного достоинства и чести называться истинным самураем.

Поначалу самураи являли собой в основном представителей низших и средних слоев общества, с течением же времени они постепенно начали выделяться в отдельное привилегированное сословие, а к моменту объединения страны под властью сёгунов — в правящую элиту. В эпоху Токугава (1603—1867 годы) окончательно утвердились основные принципы отношений в обществе а также права и обязанности четырех японских сословий. И если еще в период Адзути-Момояма (1568—1600 годы) рядовой воин, обладавший изрядным честолюбием, вполне мог стать даже сёгуном, а обыкновенный крестьянин — преобразиться в воина, то с установлением диктатуры Токугава такие трансформации стали абсолютно невозможными.

Сословное деление японского общества происходило по следующему принципу на первом месте находились самураи, затем шли фермеры-крестьяне, обеспечивавшие все общество необходимыми продуктами питания, далее — ремесленники, занимавшиеся изготовлением мечей, доспехов, посуды, мебели, одежды, изящных произведений искусства, а на последней, низшей ступеньке классовой лестницы находились торговцы, считавшиеся тунеядцами, поскольку ничего не производили. Для самурая общение с ними считалось недостойным.

Вне сословий стояли представители духовенства и парии — люди «без рода и племени», которые занимались самой тяжелой и грязной работой и делились, в свою очередь, на эта (от японского — «много грязи») — наследственно отверженных, занимавшихся «нечистым» трудом чисткой выгребных ям, убоем скота, выделкой шкур, погребением трупов; хинин (от японского — «не люди»), которые были бродячими артистами, знахарями, бродягами и нищими. Хотя после обряда очищения они имели возможность переходить в другой класс. Над всеми этими сословиями номинально стояли император и придворная аристократия. Гораздо позже, уже в XVII—XIX веках, это деление стало выражаться словом «синокосё», состоявшим из четырех иероглифов, как раз и обозначающих все эти сословия.

Император, с середины VII века носивший титул тэнно — «Сын Неба», хоть и лишившийся реальной власти, тем не менее оставался для японского народа олицетворением его божественного происхождения. Еще с конца XII века императоры были фактически лишены возможности вмешиваться в политические дела, проводя свое время в основном за сложением стихов, занятиями различными искусствами и играми. Фактическими же властителями империи были сёгуны. Несмотря на то что императорской столицей был город Киото, сёгун, будучи человеком военным, производил управление страной из «собственной» столицы — «бакуфу», получившей такое название по аналогии с устанавливаемым на поле сражения полевым штабом (бакуфу) — матерчатым холстом, закрепленным на шестах, который закрывал командующего от стрел и пуль неприятеля. Со сменой сёгуна столица переезжала на другое место, давая имя новому историческому периоду. Во времена правления сёгунов из семьи Минамото (1192—1203 годы) столицей была Камакура, а при Асикага (1338—1573 годы) она вернулась в Киото, где в районе Муромати находилась их резиденция. С приходом в 1582-м к власти Тоётоми Хидэёси его резиденция переехала сначала в замок Адзути, а затем — в Момояма. И наконец сёгун Токугава Иэясу перенес центр власти в основанный им в 1603-м город Эдо (ныне — Токио), остававшийся столицей сёгунов Токугава до 1868 года.

Структура самурайского сословия

Иерархическая система самураев имела коническое «построение» — самую верхнюю ступень занимал сёгун. В эпоху Токугава элитой среди даймё — «большое имя» (крупные землевладельцы) — были наиболее приближенные к сёгуну представители трех ветвей фамилии Токугава — госанкэ («три благородных семейства») из провинций Кии, Овари и Мито. Именно из представителей этих семей выбирался новый сёгун в том случае, если предыдущий не оставил после себя наследника. Далее шли три минимально приближенные к сёгуну Токугава, а потому менее значимые фамилии — санкё («три дома сеньоров») Таясу, Хитоцубаси и Симидзу. Верхний слой замыкали 176 семей фудай-даймё, бывшие союзниками Токугава еще до его прихода к власти, а также 86 семей тодзама-даймё, примкнувшие к нему после. Средний слой составляли сёмё — «малое имя» (мелкопоместные феодалы), а еще те самураи, которые были особо преданны непосредственно сёгуну — гокэнин (15 000 человек) и хатамото (5 000 человек). За ними следовали вассалы вассалов — байсин, подчиняющиеся местным феодалам, а последнюю ступень иерархической лестницы занимали рядовые воины, называвшиеся асигару — «легкие ноги». К началу XVII века число всех самураев и членов их семей составляло около двух миллионов человек, то есть около 10 % всего населения Японии.

Положение и статус самураев обуславливались размерами их годового дохода или получаемого в рисовом эквиваленте пайка, мерилом для которого служила особая единица — коку, равная 160 кг риса. Такое количество вполне обеспечивало потребности одного человека в рисе в течение года. Самым крупным, а следовательно, и самым богатым землевладельцем был, естественно, сёгун. В 1598 году размер его дохода превышал 2 557 000 коку, а всего же доходы сёгунов в разные периоды эпохи Токугава составили от 13 до 28% от годового дохода всей страны. В то же время доходы всех князей даймё (около 250 человек) равнялись примерно 70—76%.

Самураям-вассалам сёгуна и даймё также выплачивался рисовый паек. Все расходы, связанные с их жизнью и службой (питание, покупка доспехов, оружия, одежды, содержание семьи), погашались из этого пайка. Хатамото («те, кто под знаменем») получали от 500 до 10 000 коку в год, гокэнин («люди благородного дома») довольствовались получением пайка, максимально доходившим до 500 коку (в среднем — 100) в год. Низкоранговые самураи, находившиеся в прямой зависимости от даймё и сёмё, получали не более 30. Размеры пайка напрямую были связаны с доходами их сюзеренов он мог быть или уменьшен, или увеличен, в зависимости от объема собранного в его провинции урожая.

С приходом к власти сёгуна Токугава Иэясу была создана оригинальная система, позволявшая четко контролировать всех крупных феодалов и пресекать попытки покушения на свою власть. Каждый даймё должен был несколько месяцев в году проводить «в гостях» у сёгуна в Эдо. Переезд из провинций занимал порой долгие месяцы и являл собой зрелище в высшей степени красочное. Снаряжение этой процессии, состоявшей в зависимости от ранга даймё от сотни до нескольких тысяч человек, требовало немалых затрат, что тоже ослабляло феодалов. Бывало даже, что по дороге на обеспечение роскошного шествия кончались деньги, а потому зачастую приходилось просить помощи со стороны. Так что высокие подданные постоянно находились либо в своих резиденциях подле сёгуна, либо в пути. К тому же семьи даймё постоянно проживали в Эдо практически в качестве заложников такое положение дел уводило вспыльчивых князей от мысли предать своего господина в военном походе.

Перед домами самураев во время праздника мальчиков Танго-но сэкку обязательно вывешивались боевые флаги с изображенными на них родовыми гербами, а для отпугивания злых духов у входа выставлялись алебарды и копья. Простые горожане, не имевшие родовых гербов и боевого оружия, придумали свое решение для украшения жилищ в период праздников. Так как в Японии карп всегда был символом мужественности, отваги и целеустремленности и только ему было под силу, плывя против течения, преодолевать мощнейшие водопады, то кои-нобори — конусообразные полоски ткани, сшитые посередине, изображающие карпа и вывешенные на шесте, были призваны показывать всем окружающим, сколько в той или иной семье родилось мальчиков. Самый крупный — «черный карп» олицетворял отца семейства, синий — мать, остальные «карпы», поменьше, — количество мужского потомства. Интересно, что развевающиеся на ветру кои-нобори быстро получили распространение и в самурайских домах.

От рождения до смерти

Сразу после рождения мальчика и присвоения ему имени в дом самурая приходили многочисленные гости с подарками, самыми распространенными из которых были два веера, походивших на самурайские мечи и предвещающих славное будущее маленького воина. В первые годы жизни мальчику предстояло пройти множество ритуалов и обрядов — первое состригание волос, первое вкушение мяса и рыбы, первые шаги в «благоприятном направлении». По достижении четырех лет совершался обряд первого надевания широких шаровар хакама — отличительного атрибута взрослой жизни.

Особенно пышно отмечался праздник Танго-но сэкку, приходящийся на 5-й день 5-го месяца и посвященный тем мальчикам, которым еще не исполнилось 15 лет. Чтобы подготовить детей к достойной предков славной и героической жизни и как можно раньше приобщить их к культу оружия, преподносимые им в дар предметы носили ритуальный характер. Обязательными подарками являлись игрушечные мечи (катана и вакидзаси), маленькие доспехи и куклы, облаченные в них. И хотя все они были не чем иным, как игрушками, играть в них детям не разрешалось — эти предметы, даже будучи в игрушечном исполнении, должны были внушать маленьким самураям неизменное уважение, приобщая их к жизни и законам самурайского сословия. Самурайским отпрыскам рассказывали о прошлых сражениях и славных деяниях их предков, прививая почитание своего рода, а также преданность господину. Повзрослев и став истинными самураями, они должны были перед смертельной схваткой вспомнить эти давние уроки мужества и патриотизма и успеть громким голосом перечислить подвиги своих пращуров. Воины, готовые умереть за своего господина, должны были быть твердо уверены, что их потомки так же упомянут и их имена, и их деяния.


xi-pered-prishestviem-hrista-v-l-teush-kratkij-ocherk-vnutrennej-istorii-evrejskogo-naroda.html
xii-sodejstvie-formirovaniyu-nravstvennih-i-esteticheskih-osnov-molodoj-lichnosti.html
xiii-pered-licom-hrista-v-l-teush-kratkij-ocherk-vnutrennej-istorii-evrejskogo-naroda.html
xiii-zvezdnij-chas-aleksej-viktorovich-timofeev-pokrishkin.html
xiv-glava-stranica-37.html
xiv-vek-do-n-e.html
  • studies.bystrickaya.ru/ekonomika-bezopasnosti-truda.html
  • student.bystrickaya.ru/121-povodi-obyazatelnogo-naznacheniya-spe-v-ugolovnom-processe-i-postanovka-voprosov-pered-ekspertom.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-samostoyatelnoj-vneauditornoj-raboti-po-discipline-ustrojstvo-avtomobilya.html
  • institut.bystrickaya.ru/tzhirimdamasi-2011-zhili-1-6-tamiz.html
  • composition.bystrickaya.ru/pokazateli-effektivnosti-deyatelnosti-administracii-municipalnogo-obrazovaniya-gorod-salehard-stranica-18.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rd-11-405-01-metodicheskie-ukazaniya-po-provedeniyu-tehnicheskogo-osvidetelstvovaniya-parovih-i-vodogrejnih-kotlov.html
  • literature.bystrickaya.ru/doshechka-24a-i-4a-nasledie-rodov-rasi-velikoj-istoriya-3.html
  • grade.bystrickaya.ru/ob-opite-lesopolzovaniya-v-respublike-kazahstan.html
  • books.bystrickaya.ru/domorackij-v-a-kratkosrochnie-metodi-psihoterapii-v-a-domorackij-stranica-9.html
  • reading.bystrickaya.ru/kvn-po-geografii-vse-o-materike-afrika.html
  • reading.bystrickaya.ru/kostromskoj-kolledzh-bitovogo-servisa.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kniga-ezdri-neemii-istoriya-v-tom-vide-v-kakom-eyo-peredayot-bibliya-ostavlyaet-vpechatlenie-chto-ezdra-prishyol-pervim.html
  • grade.bystrickaya.ru/moya-semya-vospitatel-prosit-rebenka-vspomnit-svoyu-semyu-roditeli-bratya-sestri-babushki-dedushki-domashnie-zhivotnie-deti-po-ocheredi-nazivayut-vseh-chlenov-semi.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-ot-29-oktyabrya-2008-g-n-327-ob-utverzhdenii-administrativnogo-reglamenta-ispolneniya-federalnoj-sluzhboj-po-intellektualnoj-stranica-9.html
  • student.bystrickaya.ru/12-pryaniki-svetlana-de-rogan-levashova.html
  • pisat.bystrickaya.ru/sutra-o-cvetke-lotosa-chudesnoj-dharmi-stranica-14.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kratkoe-soderzhanie-vedicheskih-tekstov-shruti-uslishannoe.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-opiti-po-mehanike-opiti-po-termodinamike.html
  • testyi.bystrickaya.ru/4-udvoennoe-predstavlenie-mishel-fuko-slova-i-veshi-arheologiya-gumanitarnih-nauk.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-s-m-chasovskaya-rukovoditel-press-centra.html
  • occupation.bystrickaya.ru/normirovanie-i-planirovanie-oborotnih-sredstv-kak-faktor-optimizacii-oborachivaemosti-oborotnih-sredstv-ukreplenie-finansovo-raschetnoj-disciplini.html
  • education.bystrickaya.ru/261-kak-naznachit-klaviaturu-instrukciya-po-ustanovke-power832.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ioann-xxiii-i-vtoroj-vatikanskij-sobor-zakon-i-blagaya-vest-25.html
  • spur.bystrickaya.ru/lev-nikolaevich-tolstoj-stranica-97.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravovie-osnovi-osushestvleniya-torgovoj-politiki-doklad-rabochej-gruppi-po-prisoedineniyu-rossijskoj-federacii.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/urovni-riska-reshenie-idti-na-risk.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-2-vpustit-zmeyu-kratkoe-soderzhanie-post-hogvards-magglovskij-london-garri-nachal-novuyu-zhizn-drako-prishlos.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-2-issledovaniya-gendernih-razlichij-shon-bern.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/ukrainskij-russkij-anglijskij-konferenciya-zaregistrirovana-kak-mezhdunarodnaya-svidetelstvo-ukrintei-50-ot-22-fevralya-2010-g.html
  • grade.bystrickaya.ru/nauchno-issledovatelskaya-programma-universiteta-sostoyanie-materialno-tehnicheskoj-bazi-uchebnogo-zavedeniya-kachestvo-uchebnih-programm.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/mchs-podalo-v-sud-na-gibdd-iz-za-shtrafov-narushenie-skorostnogo-rezhima-mashinami-pozhar.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zakon-ob-ombudsmene-akijkatchi-kirgizskoj-respubliki.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-24-obshestvennij-stroj-narodi-i-zakoni-mirozdaniya-lichnost-i-obshestvo-v-ezoterike-i-ekzoterike.html
  • student.bystrickaya.ru/32-informaciya-o-vzaimnom-mestopolozhenii-vs-prikazom-rosaeronavigacii.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zachistka-aleksej-gravickij-stranica-5.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.