.RU

Значение взглядов Аристотеля для истории и философии науки

Реферат

По дисциплине История и философия науки

по теме:

Значение взглядов Аристотеля для истории и философии науки

Введение

Наше мышление подчиняется логическим законам и протекает в логических формах независимо от науки логики. Многие люди мыслят логично, не зная, что их мышление подчиняется логическим закономерностям. Но следует ли из этого, что изучение логики излишне? Знание законов и форм мышления, их сознательное использование в процессе познания повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более "грамотно", развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям.

Современная логика включает две относительно самостоятельные науки: формальную логику и диалектическую логику. Исследуя мышление с разных сторон, диалектическая логика и формальная логика развиваются в тесном взаимодействии, которое четко проявляется в практике научно-теоретического мышления, использующего в процессе познания как формально-логический аппарат, так и средства, разработанные диалектической логикой.[1]

Логическая проблематика и тем более логика как наука не могли возникнуть раньше, чем само мышление стало предметом познания, а оно могло стать предметом мысли и познания только в сопоставлении с тем, что противостоит ему как мыслимое, т.е. в сопоставлении с бытием. Однако постановка вопроса о соотношении мышления и бытия, свидетельствуя о наличии философской проблематики, еще не означает зарождения логической проблематики в собственном смысле слова и тем более - науки логики. Логическая проблематика возникает тогда, когда ставится вопрос о том, каким условиям должно удовлетворять мышление, чтобы осуществлялись познание и цель его - истина, или, иначе говоря, когда ставится вопрос о правильном мышлении.

Говоря о зарождении логической проблематики в древней Греции, вряд ли можно указать более раннюю дату, чем время появления учений: Парменида Элейского, родившегося около 540г. до н.э. и Гераклита Эфесского, жившего приблизительно между 530 и 470 гг. до н.э. О логике в смысле науки можно говорить лишь со времен Аристотеля (IV в. до н.э.). Логику, основанную Аристотелем, принято называть формальной. Это название закрепилось за ней потому, что она возникла и развилась как наука о формах мышления. Однако следует отметить, что в своих сочинениях Аристотель вышел за рамки чисто формальной логики, что особенно заметно при чтении трактата "Топика". Помимо трактата "Топика" важным вопросам логики посвящены следующие его труды: "Первая аналитика", "Вторая аналитика", "О софистических опровержениях", а также отдельные места трактата "Метафизика".[2]

Большую важность в своих трудах Аристотель придавал определению природы понятия и отношений между понятиями, так как одна из логических функций понятия состоит в мысленном выделении по определенным признакам интересующих нас в практике и познании предметов. Благодоря этой функции, понятия связывают слова с определенными предметами, что дает возможность установления точного значения слов и оперирования ими в процессе познания.

Силлогизм - открытие Аристотеля является главной и наиболее оригинальной частью логики. В теории силлогизмов Аристотель дал определение силлогизму и различил его виды, определил работающие и не работающие виды силлогизмов, установил три фигуры силлогизма.

Однако необходимо выяснить условия и исследовать методы не только вероятного, но и достоверного знания, чему и посвящены теория определения и теория достоверного знания. Всякое доказательство опирается на определенные положения, как на исходные начала. Аристотель выделяет три вида недоказуемых начал.

Истинность мыслей - необходимое условие познающего мышления. Если это условие не соблюдается, то правильных результатов в процессе рассуждения получить нельзя. Значит, мысли, из которых строится рассуждение, должны быть истинными по содержанию. Истинность мысли - необходимое, но не единственное условие достижения истины в процессе рассуждения. Необходима правильная связь мыслей, их правильное построение. Правильная связь мыслей в процессе рассуждения обусловливается законами мышления. Два закона из четырех были выведены Аристотелем. Благодаря их действию, выведение новых знаний из истинных и проверенных суждений приводит к истине.[3]

Логика Аристотеля возникла не в безвоздушном пространстве логических абстракций. Поэтому, третья глава посвящена проблеме возникновения логики Аристотеля. Аристотель не считал логику отдельной наукой, по его мнению, это скорее орудие ("органон") всякой науки и показал правила и приемы, использование которых необходимо в любом рассуждении, в познании как самых обычных свойств, так и сложных процессов и явлений действительности.[4]

Глава 1. Биография Аристотеля

Аристотель родился в 384г. д.н.э. в греческом городе Стагире. Глубокое провинциальное происхождение Аристотеля компенсировалось тем, что он был сыном известного врача Никомаха. Быть врачом означало в Древней Греции занимать большое общественное положение, и Никомах был известен всей Македонии.

Аристотель, по словам очевидцев, с молодости был невзрачного вида. Худощавый, имел худые ноги, маленькие глазки и шепелявил. Но зато любил одеться, носил по несколько дорогих перстней и делал необычную прическу. Воспитываясь в семье врача, и поэтому сам, занимаясь медициной, Аристотель, однако, не стал профессиональным врачом. Но медицина осталась для него на всю жизнь настолько родной и понятной областью, что впоследствии в своих труднейших философских трактатах он дает пояснения на примерах из медицинской практики. Приехав с севера Греции, Аристотель в самом раннем возрасте (в 17лет) вошел в школу Платона. Он был сперва принципиальным платоником, а впоследствии отошел от строгого платонизма. Первые сочинения Аристотеля в стенах Платоновской Академии, куда он поступает, отличаются склонностью его риторике, которой он впоследствии прозанимался всю жизнь. В 364 году до н.э. Аристотель встречается с Платоном, и они общались до самой смерти Платона, т.е. в течение 17 лет. Аристотель представлялся Платону ретивым конем, которого приходится сдерживать уздой. Некоторые античные источники прямо говорят не только о расхождении, но и даже о неприязни между двумя философами. Платон сильно не одобрял свойственной Аристотелю манеры держать себя и одеваться. Аристотель придавал большое внимание своему внешнему виду, а Платон считал, что это неприемлемо истинному философу. Но Аристотель по-видимому еще и дерзко нападал на Платона, что в дальнейшем привело к созданию Аристотелем собственной школы. За все эти споры, добродушный Платон сказал, что "Аристотель меня брыкает, как сосунок жеребенок свою мать". В Платоновской школе Аристотель получает важнейшие основы знаний, обладая которыми, впоследствии, он открывает напротив Платоновой свою собственную школу, и становится завзятым противником своего учителя.[5]

Имя Аристотеля в мировой литературе непосредственно связано с именем Платона. Попробуем рассмотреть философию Аристотеля и соотнести ее с философией Платона. Центральная идея философии Платона - эйдос - перешла к Аристотелю почти целиком. Ни Платон, ни Аристотель не мыслит вещей без их идей, или эйдосов. Вся философия Сократа, а затем и Платона проистекала из практики и жизненной необходимости, выходя в чисто теоретическую область лишь в высшем своем проявлении - в учении об идеях. По Платону, мир вещей, воспринимаемый посредством чувств, не есть мир истинно существующего: чувственные вещи непрерывно рождаются и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего постоянного, прочного, совершенного и истинного. И все же вещи не полностью отделены от истинно существующего, они все каким-то образом причастны ему. А именно: всем, что в них есть истинно сущего, утверждает Платон, чувственные вещи обязаны своим причинам. Эти причины формы вещей, не воспринимаемые чувствами, постигаемые только умом, бестелесные и бесчувственные. Платон называет их "видами" или гораздо реже "идеями". "Виды", "идеи" зримые умом формы вещей. Каждому классу предметов чувственного мира, например, классу "коней" соответствует в бестелесном мире некоторый "вид", или "идея" - "вид" коня, "идея" коня. Этот "вид" уже не может быть постигаем чувствами, как обычный конь, но может быть лишь созерцаем умом, к тому же умом, хорошо подготовленным к такому постижению. Эти "идеи" или, "эйдосы" не рождаются, не умирают, не переходят не в какое другое состояние. Аристотель решительно критикует принципиальный отрыв идеи вещи от самой вещи. Идея вещи, по Аристотелю находится внутри самой же вещи. Тезис о пребывании идеи вещи внутри самой же вещи есть то основное и принципиальное, в чем заключается основное различие между Платоновской и Аристотелевской школах. Идея вещи, по Аристотелю, обязательно есть некоторого рода общность, т.е. эйдос во всех смыслах. Но эйдос вещи, есть не только обобщенность ее отдельных элементов. Он представляет собой еще и нечто единичное. Этой единичностью данный эйдос вещи отличается от других эйдосов, и, следовательно, от всяких других вещей. Эйдос вещи, будучи некой общностью и некой единичностью, в то же самое время является и определенного рода цельностью. Совершенно невозможно отрывать общее от единичного и, единичное от общего. Т.е. удалив какой-то один момент цельности, тем самым мы ликвидируем саму цельность. Сняв, к примеру крышу с дома, дом перестает быть цельным, и собственно говоря перестает быть домом.

Свое учение о вещи как организме Аристотель излагал много раз и разными способами. Он выделяет четыре причины, или четыре принципа любой вещи, понимаемой как организм. [6]


zapovednik-bogdinsko-baskunchakskij-chast-2.html
zapovednik-galichya-gora.html
zapovedniki-i-pamyatniki-prirodi-krima.html
zapravochnij-raschyot-tkani.html
zapros-na-razyasnenie-dokumentaciya-ob-aukcione-otkritij-aukcion-12-a-09.html
zaprosi-terminologiya-i-oboznacheniya.html
  • university.bystrickaya.ru/f-carstvovanie-imperatora-aleksandra-ii-613-v-p-kazarin-n-s-mihalkov-al-nalepin-glavnij-redaktor.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bileti-po-teorii-gosudarstva-i-prava-100-chast-36.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kosmonavt-1-polet-cheloveka-stranica-27.html
  • studies.bystrickaya.ru/fetoplacentarnaya-nedostatochnost.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-5-modelirovanie-vichislitelnih-processov-v-ekonomicheskih-informacionnih-sistemah.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-i-programma-predmeta-ustrojstvo-avtomobilnih-kranov-i-kranov-na-specialnom-shassi-avtomobilnogo-tipa.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/adres-elektronnoj-pochti.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kardinale-klaudia-r-1939-i-a-musskij-100-velikih-akterov.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-tematicheskij-plan-ciklov-obshego-usovershenstvovaniya-po-medicinskoj-klinicheskoj-psihologii-11-01-10-06-02-10.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-chetvertaya-pervaya-lekciya-dornah-24-dekabrya-1923-g.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-upravlenie-proektami-specialnost.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/recenziya-na-monografiyu-po-istorii-drevnego-mira.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zhurnal-rossijskogo-prava-10-2009-periodicheskie-izdaniya-postupivshie-v-centr-pravovoj-informacii-v-2009-2010-gg.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/demografchna-situacya-v-ukran.html
  • student.bystrickaya.ru/2-subd-microsoft-access-0-i-ee-relyacionnaya-baza-dannih.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravila-provedeniya-antikorrupcionnoj-ekspertizi-normativnih-pravovih-aktov-i-proektov-normativnih-pravovih-aktov-105-metodika-stranica-12.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vimiranie-naseleniya-rossii-vladimir-lisichkin-leonid-shelepin-tretya-mirovaya-informacionno-psihologicheskaya-vojna-moskva-1999-g.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rol-i-mesto-obrazovaniya-v-socialno-ekonomicheskom-razvitii-satkinskogo-municipalnogo-rajona.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-a-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-220400-68-upravlenie-v.html
  • klass.bystrickaya.ru/aza-debiet-pn-bojinsha-talapkerlerge-arnalan-olimpiada-sratari.html
  • abstract.bystrickaya.ru/22-amputaciya-anton-semenovich-makarenko.html
  • grade.bystrickaya.ru/nacionalnoe-obedinenie-stroitelej-47-nyusmejkeri-16.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/marshevaya-gemoglobinuriya-anemii.html
  • znanie.bystrickaya.ru/akademiya-rvsn-imeni-petra-velikogo-ostanetsya-v-centre-moskvi-deputat-gosduma-rf-monitoring-smi-5-iyunya-2008-g.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zatvaryat-apteki-zaradi-stachka-tema-zdraveopazvane.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rekomendacii-po-vizhivaniyu-kontrol-za-vipolneniem-trebovanij-rpasop-ga-91-vozlozhit-na-nachalnika-glavnoj-inspekcii.html
  • report.bystrickaya.ru/iii-respublikanskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-studentov-aspirantov-i-molodih-uchenih-ekologicheskie-problemi-bajkalskogo-regiona.html
  • writing.bystrickaya.ru/dejstvie-norm-o-dogovorah-vo-vremeni-chast-2.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-geostrategii-shanhajskoj-organizacii-sotrudnichestva-kak-regionalnogo-aktora-mirovoj-politiki.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pereigrat-vojnu-v-kotle-vremeni-stranica-5.html
  • university.bystrickaya.ru/godovoj-otchet-o-deyatelnosti-obshestva-za-2009-god-irkutsk.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prikaz-21-04-2008-283-omedicinskom-obespechenii-letnego-otdiha-ozdorovleniya-i-zanyatosti-detej-i-molodezhi-v-2008-godu.html
  • tests.bystrickaya.ru/lizhnij-turizm-proekt-etalonov-na-2005-2008-gg.html
  • learn.bystrickaya.ru/frensis-bekon-velikoe-vosstanovlenie-nauk-1-2-razdelenie-nauk-novij-organon-stranica-4.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-v-kononova-vladivostokskij-gosudarstvennij-universitet-ekono-stranica-81.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.