.RU

Знакомство с цифрами дошкольников

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Карагандинский государственный университет

им. Е.А. Букетова

Кафедра: педагогики и психологии

Курсовая работа

По дисциплине: МФЭМП

Знакомство с цифрами дошкольников

Выполнила:

ст.гр.ДОВ ср.11

Сивчикова С.

Проверила:

преподаватель

Алексеева Л.А.

Караганда – 2008

Введение

Дошкольное детство является важным и благоприятным периодом для развития математических представлений. От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит весь дальнейший путь математического развития ребенка.

Существуют две важные причины, почему детей следует учить математике. Первая из них очевидна и менее важна: математические вычисления - это одна из высших функций человеческого мозга. Только человек обладает способностью к счету. Кроме того, это умение очень пригодится в жизни, поскольку в цивилизованном обществе его приходится использовать практически ежедневно. Мы считаем с детства и до самой старости. Считают школьники и домохозяйки, ученые и бизнесмены.

Вторая причина гораздо важнее. Детей следует учить считать как можно раньше, поскольку это будет способствовать физическому развитию мозга, а следовательно и того, что мы называем интеллектом.

Когда мы употребляем слово "цифра ", то имеем в виду символы, которые обозначают количество - 2 или 5, или 9. Когда же мы используем слово "число ", то подразумеваем действительное количество самих объектов, которых может быть два, пять или девять:

Именно в этой разнице - между восприятием количества с помощью символов и с понятием о действительном количестве предметов заключено преимущество детей перед взрослыми.

Формирование понятия натурального числа у детей дошкольного возраста происходит на основе оперирования совокупностями предметов: набором палочек, геометрических фигур (кругов, квадратов, кубов), предметами быта (два стула), игры (три куклы), питания (две морковки). Еще до школы дети приобретают знания о количестве и количественных отношениях из разных источни­ке, среди которых особое значение имеют слово и действия взрослых, которым малыши активно подражают. Ребенка окружают предметы, различающиеся размерами, формой, цветом, количеством. С помощью взрослого малыш учится называть и различать их, пользоваться ими. По мере развития ребенка изменяются его взаимоотношения с окружающим миром, у него формируются новые понятия.

Цель курсовой работы – исследовать существующие методы знакомства с цифрами дошкольников.

Объектом исследования явился процесс формирования математических представлений в детском саду.

Предмет исследования – этапы знакомства с цифрами в группах детского сада «Дошкольник» г.Караганды.

В соответствии с заданной целью были сформулированы следующие задачи исследования:

- Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;

- Выявить проблему ознакомления с цифрами дошкольников;

- Формировать понятие цифра, через число в процессе счета;

- Рассмотреть методики ознакомления с цифрами;

- Провести эксперимент в старшей группе детского сада «Дошкольник»;

- Дать рекомендации к методике ознакомления дошкольников с цифрами;

- Сделать выводы.

Глава 1. Проблема ознакомления с цифрами в процессе формирования математических представлений в разных возрастных группах 1.1 Формирование понятия цифра, через число в процессе обучения счету

Основным понятием элементарной математики в детском саду является понятие числа. Работа по формированию у детей этого понятия ведется на протяжении трех лет (в средней, старшей и подготовительных группах) и далее продолжается в начальных классах школы.

Научиться считать – значит уметь определять общее количество чего-то. При осуществлении счетной операции дети усваивают основные правила счета: числительные называются по порядку; каждое названное числительное соотносится с одним объектом или одной группой, последнее числительное соотносится с одним предметом, но является показателем общего количества объектов счета. Лерушина А.М. указывала: «Цель счетной деятельности – найти итоговое число, а средством достижения этой цели является название числительных по порядку и соотнесение их к каждому элементу множества. Следовательно, надо продолжать учит детей различать итог счета от процесса сосчитывания» [4].

У детей пятого года жизни формируется понимание связей между числами: каждое следующее число больше предыдущего и соответственно предыдущее меньше последующего.

В этот период наиболее сложно овладение итоговым числом (сколько всего?). Иногда дети ошибаются: спешат назвать следующее число, а действия руки отстают от счета, или наоборот – одним числом обозначают сразу два предмета.

В процессе формирования числовых представлений большое значение приобретает словарная работа. Дошкольники учатся согласовывать числительные с существительными в роде, числе и падеже. Воспитатель обращает внимание на то, что мы по-разному называем числа в зависимости от того, что считаем. Например, одна кукла, но один мяч; две матрешки, но два яблока и т.д. Особое внимание следует уделять тому, чтобы дошкольники правильно называли – один, а не заменяли его словом раз.

Для того чтобы дети осознали значение (особенность) последнего числительного в процессе счета, воспитатель учит их, заканчивая счет, делать обводящее движение рукой: «Всего две елочки, всего три матрешки».

После того как дошкольники овладели счетом предметов в пределах трех, можно предлагать считать звуки, движения, сравнивать множества предметов и звуков по количеству. «Поставь столько матрешек, сколько раз я хлопну в ладоши. Сколько ты поставил матрешек?» Такие упражнения способствуют образованию межанализаторных связей и углубляют знание о числе.

В старшей группе у дошкольников развивается понимание того, что число включает определенное количество единиц. Состав числа из единиц изучается на конкретном материале. Сначала проводится анализ группы предметов по их количеству, признакам, а потом называются число и единицы числа. Например, перед детьми ставят 4 разноцветных куба. Им необходимо ответить на вопросы «Сколько всего кубов? Какого они цвета?» Или: «Сколько красных, синих, зеленых и желтых кубов?» (4). Значит, 4 – это 1, 1, 1 и 1.

В подготовительной к школе группе у детей развивается понятие того, что числа образуются не только с помощью прибавления или вычитания единицы. Число можно получить из двух меньших чисел, его можно разложить на 2 меньших числа. Состав числа из двух меньших изучается в пределах 10.

Когда дошкольник хорошо познакомится с понятием количества, можно вводить запись цифрами. Глядя на пустой стол, спросите у ребенка, сколько на нем находится игровых фигур. Ребенок ответит, что ни одной. Объясните, что когда "нет ничего" (ни одной фигуры), то это называется словом "ноль", а для краткости и удобства его обозначают вот таким знаком - и кладете на стол карточку с цифрой "0" (напишите цифры на небольших листках бумаги; можно использовать цифры от магнитного набора). Затем уберите карточку, а на стол положите одну фигуру, напомните, что это "один", а рядом положите цифру один. Добавляйте следующую фигуру (выстаивая в вертикальный ряд) и меняйте цифру. Когда дойдете до десятка, поставьте цифру один над целым десятком, а справа, над пустым местом цифру "0". Прочитаете - "десять" - один десяток (показали) и ноль единиц.

Закрепление цифр происходит в различных играх. Дошкольник тренируется в подборе цифр к нужному количеству фигур. И наоборот, подбирает нужное их количество около соответствующей цифры.

Дети легко и с интересом усваивают цифры. Однако не­редко у них возникают трудности в различении цифр, похо­жих по начертанию: 1 и 4; 2 и 5; 6 и 9. Поэтому при изучении цифры 4 нужно, рассмотрев ее начертание, предложить вспомнить, на какую знакомую цифру она похожа, срав­нить их по начертанию, выделить общее и то, чем они отли­чаются. Они сами сравнивают 2 и 5; а в старшей группе — 3 и 8; 6 и 9.

Например, при сравнении цифр 2 и 5 детям предлагают посчитать сначала одну группу предметов на столе у воспи­тателя и поднять соответствующую цифру, потом посчитать вторую группу и также соотнести количество игрушек с определенной цифрой. Начертания этих цифр анализируют и сравнивают между собой. Обращают внимание на то, что в цифре 2 неполный круг вверху, а в цифре 5 — он внизу справа; короткая линия слева направо в цифре 2 — внизу, а в цифре 5 — вверху.

Итак, в процессе систематического обучения детей пято­го года жизни у них развивается счетная деятельность, фор­мируются представления о числах и цифрах.


1.2 Методика ознакомления с цифрами

Методику ознакомления с цифрой рассмотрим на примере одного из занятий.

На пятом году жизни дети должны знать цифры. Ознакомление с цифрами начинается со второго квартала и происходит на протяжении учебного года. Дети повторя­ют, уточняют свои знания о числе и счете в пределах трех. При этом постепенно воспитатель подводит их к понима­нию необходимости изображать числа на письме особыми знаками — цифрами. Каждое число записывается по-своему. Дети называют разные числа, а воспитатель показывает им цифры, которыми они записываются.

На первом занятии воспитатель формирует общие пред­ставления о цифрах и подробнее останавливается на цифре 1 (один).

Цель занятия. Учить детей считать предметы в пре­делах трех. Ознакомить с цифрой 1. Продолжать формиро­вать понятия больше, меньше.

Ход занятия. Воспитатель кладет на стол три игруш­ки, предлагает детям посчитать их и положить на верхнюю по­лоску карточки такое же количество изображений предметов,

«Сколько игрушек вы положили на верхнюю полоску? Почему? Положите на нижнюю полоску карточки две иг­рушки». Дети выполняют задания. «Сколько игрушек вы по­ложили на нижнюю полоску? Покажите на пальцах, на сколько игрушек тут меньше, чем на верхней полоске. Что нужно сделать, чтобы игрушек на верхней и нижней полос­ках стало поровну?» Аналогичные задачи повторяют три-четыре раза с другими игрушками.


zashita-informacii-osnovnie-metodi-zashiti-i-ih-realizaciya.html
zashita-informacii-v-ekonomicheskih-informacionnih-sistemah-eis.html
zashita-informacii-v-globalnoj-seti-chast-3.html
zashita-informacii-v-globalnoj-seti-chast-9.html
zashita-informacii-v-kompyuternih-sistemah.html
zashita-informacii-v-seti-internet.html
  • school.bystrickaya.ru/grazhdansko-pravovoe-regulirovanie-zaloga-chast-7.html
  • institute.bystrickaya.ru/formirovanie-lingvokulturologicheskoj-kompetencii-uchashihsya-bilingvov-tatar-pri-izuchenii-kategorii-roda-russkogo-yazika.html
  • klass.bystrickaya.ru/68-uchet-denezhnih-sredstv-reshenie-soveta-deputatov-g-p-bolshie-vyazemi-odincovskogo-municipalnogo-rajona-moskovskoj.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/ssha-guber-peters-company-dlya-warner-brothers-104-min.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-vtoraya-zamok-epshtejnov.html
  • school.bystrickaya.ru/bolshoj-barernij-rif-velichajshij-v-mire-kompleks-korallovih-rifov-i-ostrovov.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadacha-33-povishenie-effektivnosti-gosudarstvennogo-upravleniya-predpriyatiyami-opk-i-razvitiya-kadrovogo-potenciala.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/norbert-bolc-azbuka-media-moskva-2011.html
  • write.bystrickaya.ru/gidrogeologiya-i-usloviya-zashishennosti-podzemnih-vod-polozhenie-respubliki-kalmikiya-v-yufo-11-prirodno-resursnij.html
  • znanie.bystrickaya.ru/5-oligopoliya-tema-vvedenie-v-ekonomicheskuyu-teoriyu-4.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/problemi-religii-v-sociologii-o-konta-i-g-spensera.html
  • holiday.bystrickaya.ru/ministerstvo-obrazovaniya-i-nauki-rossijskoj-federacii-ussurijskij-gosudarstvennij-pedagogicheskij-institut-o-i-kalinina-biologiya-gelmintov-i-profilaktika-gelmintozov-uchebnoe-posobie.html
  • books.bystrickaya.ru/chast-chetvertaya-nastuplenie-kniga-dlya-geroev.html
  • writing.bystrickaya.ru/arbitrazhnij-sud-udmurtskoj-respubliki-apellyacionnaya-instanciya-postanovlenie-ot1iyunya-2005g-na71-6092004-a19.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-dlya-studentov-specialnosti-1-74-0301-zootehniya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/predislovie-k-chetvyortomu-izdaniyu-stranica-9.html
  • studies.bystrickaya.ru/5-nejrotransmitteri-v-embriogeneze-detskogo-cerebralnogo-paralicha.html
  • lesson.bystrickaya.ru/pdprimnictvo-chast-19.html
  • essay.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-za-yanvar-2009-goda-stranica-6.html
  • lesson.bystrickaya.ru/the-subjunctive-mood-and-the-conditional-mood-osnovnoj-kurs-essential-course-uprazhneniya-po-intonacii-exercises.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadachnik-ot-promishlennosti.html
  • tests.bystrickaya.ru/llevi-bryul-pervobitnoe-mishlenie-federalnaya-celevaya-programma-knigoizdaniya-rossii-recenzenti-kafedra-pedagogiki.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabota-s-portretami-podborka-uchebno-metodicheskih-materialov-po-pedagogicheskoj-praktike-dlya-studentov-3-5-kursov.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/ustanovka-viverka-i-zakreplenie-nesushie-i-ograzhdayushie-konstrukcii.html
  • spur.bystrickaya.ru/materializm-demokrita.html
  • college.bystrickaya.ru/-the-mentality-of-russians-the-relationship-of-the-people-and-the-elite-the-place-of-intelligence-in-social-life-is-characterized-not-even-for-a-belligerent-and-for-the-occupied-country-stranica-4.html
  • reading.bystrickaya.ru/koncepciya-oblastnoj-celevoj-programmi-razvitie-gazifikacii-kostromskoj-oblasti-do-2015-goda-stranica-22.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/goncharov-i-a-pochemu-oblomovshina-aktualna-i-segodnya.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-proizvodstvennoj-praktiki-logopedicheskaya-praktika-v-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkole-napravlenie-podgotovki-050700-specialnoe-defektologicheskoe-obrazovanie.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vilet-na-o-majorka-osushestvlyaetsya-iz-aeroporta-pulkovo-1.html
  • esse.bystrickaya.ru/raspisanie-zanyatij-1-kursa-lechebnogo-fakulteta.html
  • testyi.bystrickaya.ru/analiz-i-povishenie-effektivnosti-proizvodstvennoj-deyatelnosti-bogorodskogo-pochtamta-ufps-nizhegorodskoj-oblasti-chast-9.html
  • control.bystrickaya.ru/blagoustrojstvo-i-ozeleneniya-territorii.html
  • composition.bystrickaya.ru/organizaciya-socialnogo-i-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-obrazovatelnogo-processa-godovaya-ciklogramma-raboti.html
  • education.bystrickaya.ru/11-08-2009g-sudebnaya-kollegiya-po-grazhdanskim-delam-chelyabinskogo-oblastnogo-suda-v-sostave-predsedatelstvuyushego-z-p-m-sudej-n-s-f-b-o-v-pri-sekretare-s-t.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.