.RU

Зрительное восприятия при работе с ЭВМ

СОЗДАНИЕ ОПТИМАЛЬНЫХ ЗРИТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА ДЛЯ ЛИЦ, РАБОТАЮЩИХ С КОМПЬЮТЕРОМ

Исследования, проведенные у нас и за рубежом в последние 40-50 лет, свидетельствуют о том, что здоровье людей, работающих с компьютером, подвергается риску из-за наличия опасных факторов.

При работе с компьютером основная нагрузка приходится на зрение, поскольку при работе с монитором глаза устают значительно быстрее, чем при любых других видах работы. Поэтому имеет смысл подробнее остановиться на медицинских аспектах воздействия работы за компьютером на зрение оператора, а также на требованиях к мониторам и характеристиках изображения на экран.

Нагрузка на органы зрения у человека, работа которого связана с компьютерами, возникает за счет работы с монитором, на котором отображается мелкий текст программ, документов, а также за счет мерцания монитора. Мерцание монитора возникает за счет того, что у простых дисплеев частота горизонтальной развертки обычно не превышает 50¸60 Гц.

Чтобы уменьшить нагрузку на органы зрения со стороны монитора, необходимо применять дисплеи с достаточно большим размером экрана и частотой горизонтальной развертки свыше 70 Гц. Все мониторы должны иметь гигиенический сертификат, включающий, в том числе оценку визуальных параметров. Конструкция дисплея, его дизайн и совокупность эргономических параметров должны обеспечивать надежное и комфортное считывание отображаемой информации. Конструкция дисплея должна обеспечивать возможность фронтального наблюдения экрана путем поворота корпуса в горизонтальной плоскости вокруг вертикальной оси в пределах плюс-минус 30 градусов и в вертикальной плоскости вокруг горизонтальной оси в пределах плюс-минус 30 градусов с фиксацией в заданном положении ½2½.

Основная нагрузка на органы зрения возникает от мерцания освещения и от его неравномерности. Мерцание освещения возникает у люминесцентных ламп при их неисправной работе. Равномерность освящения зависит от правильности расположения светильников и от положения рабочего места оператора. Помещения с ПЭВМ должны иметь естественное и искусственное освещение. Естественное освещение должно осуществляться через светопроемы ориентированные преимущественно на север и северо-восток и обеспечивать коэффициент естественной освещенности не ниже 1,2% в зонах с устойчивым снежным покровом и не ниже 1,5% на остальной территории. Расположение рабочих мест с ПЭВМ в подвальных помещениях не допускается ½2½.

Искусственное освещение в помещениях эксплуатации ПЭВМ должно осуществляться системой общего равномерного освещения. Допускается установка светильников местного освещения для подсветки документов. Оно не должно создавать бликов на поверхности экрана .

В качестве источников света при искусственном освещении рекомендуется применять люминесцентные лампы типа ЛБ со светильниками серии ЛПО36 с зеркализованными решетками. При устройстве отражённого освещения в производственных и административно – общественных помещениях допускается применение металлогалогенных ламп мощностью до 250 Вт. Лампы накаливания лучше использовать для местного освещения зоны рабочего документа (клавиатуры, книги, тетради).

В поле зрения оператора должна отсутствовать прямая и отраженная блескость. Для снижения блескости необходимо:

– использовать для общего освещения светильники с рассеивателями и экранирующими решетками, яркость которых в зоне углов излучения более 50 градусов от вертикали не должно превышать 200 кд/м2 ;

– использовать для местного освещения светильники с непросвечивающими отражателями и защитным углом не менее 40 градусов;

– размещать рабочий стол так, чтобы оконный проем находился сбоку (предпочтительней слева). При этом дисплей должен располагаться на поверхности стола справа или слева от оператора;

– размещать рабочий стол между рядами светильников общего освещения;

– использовать дисплей, имеющий антибликовое покрытие экрана или антибликовый фильтр.

Условия внешнего освещения часто влияют на оценку качества цветопередачи и других параметров отображения. Многие производители, такие как Mitsubishi и Panasonic, борются с внешними факторами, уменьшая кривизну экрана, вплоть до создания совершенно плоских экранов. По данным Panasonic, в модели PanaFlat PF70, выпускаемой этой компанией, блики по сравнению с обычными ЭЛТ уменьшены на 87%. Имеется также ряд других средств, позволяющих бороться с внешним светом, - специальные многослойные покрытия и капюшоны, такие как поставляемые с моделями серии Electron компании LaCie.

Условия работы за монитором противоположны тем, которые привычны для наших глаз. В обычной жизни мы воспринимаем в основном отраженный свет (если только не смотрим на солнце, звезды или искусственные источники освещения), а объекты наблюдения непрерывно находятся в поле нашего зрения в течение хотя бы нескольких секунд. А вот при работе за монитором мы имеем дело с самосветящимися объектами и дискретным (мерцающим с большой частотой) изображением, что увеличивает нагрузку на глаза. Таким образом, характерной особенностью труда за компьютером является необходимость выполнения точных зрительных работ на светящемся экране в условиях перепада яркостей в поле зрения, наличии мельканий, неустойчивости и нечеткости изображения. Объекты зрительной работы находятся на разном расстоянии от глаз пользователя (от 30 до 70 см) и приходится часто переводить взгляд в направлениях экран - клавиатура - документация (согласно хронометражным данным от 15 до 50 раз в минуту). Частая переадаптация глаза к различным яркостям и расстояниям является одним из главных негативных факторов при работе с дисплеями. Неблагоприятным фактором световой среды является несоответствие нормативным значениям уровней освещенности рабочих поверхностей стола, экрана, клавиатуры. Нередко на экранах наблюдается зеркальное отражение источников света и окружающих предметов. Все вышеизложенное затрудняет работу и приводит к нарушениям основных функций зрительной системы. Работающие с видеодисплейными терминалами предъявляют жалобы на боль и ощущение «песка» в глазах, покраснение век, трудности перевода взгляда с близких на далекие предметы. Отмечается быстрое утомление и затуманенность зрения, двоение предметов. Комплекс выявляемых нарушений был охарактеризован специалистами как «профессиональная офтальмопатия» или астенопия - субъективные зрительные симптомы дискомфорта или эмоциональный дискомфорт, являющийся результатом зрительной деятельности. ½3½.

Частота проявления астенопии зависит от рабочей ситуации, продолжительности работы за экраном и наличия у пользователя нарушений зрения, глазных болезней или наследственной склонности к таковым. В частности, после достижения 40-летнего возраста операторы должны регулярно проходить офтальмологическое обследование ввиду вероятности появления пресбиопии - старческой дальнозоркости, способствующей возникновению или усилению зрительного дискомфорта. Что касается риска появления миопии—

близорукости, то при соблюдении режима труда и отдыха она, как правило, может возникнуть или усилиться только у людей, изначально к ней склонных.

Яркость изображения (имеется в виду яркость светлых элементов, т. е. знака для негативного изображения и фона для позитивного) нормируется для того, чтобы облегчить приспособление глаз к самосветящимся объектам. Ограничены также (в пределах 25%) и колебания яркости. Нормируется Санин 2.2.2.542 - 96 внешняя освещенность экрана (100¸250 лк). Исследования показали, что при более высоких уровнях освещенности экрана зрительная система утомляется быстрее и в большей степени.

До сих пор спорным остается вопрос о том, что лучше для зрения: позитивное изображение (светлый экран и темные символы) или, наоборот, негативное изображение. И для того и для другого варианта можно привести доводы за и против. Гигиенисты считают, однако, что если работа с ПЭВМ предполагает одновременно и работу с бумажным носителем — тетрадь, книга (то есть приходится попеременно смотреть на участки с позитивной и негативной полярностью), то лучше и на экране монитора иметь темные символы на светлом фоне, чтобы глазам не приходилось все время перестраиваться. При выборе цветовой гаммы предпочтение следует отдавать зелено-голубой части спектра. Опрос, проведенный в 1997г. среди студентов Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова, показал, что 66% пользователей предпочитают для длительной работы с видеотерминалом позитивное изображение, в основном вариант «голубой экран - черные символы» ½4½.

Весьма часто фактором, способствующим быстрому утомлению глаз, становится и контраст между фоном и символами на экране. Понятно, что малая контрастность затрудняет различение символов, однако и слишком большая тоже вредит. Поэтому контраст должен находиться в пределах от 3:1 до 1,5:1. При более низких уровнях контрастности у работающих быстрее наступали неблагоприятные изменения способности фокусировать изображение и критической частоты слияния световых мельканий, регистрировалось больше жалоб на усталость глаз и общую усталость.

Гигиенистами отмечено, что чтение, в первую очередь у детей, значительно затруднено и быстро приводит к утомлению, если буквы имеют непривычные вычурные очертания. По этой причине врачи без энтузиазма относятся к повальному увлечению разнообразными шрифтами, особенно в образовательных программах для детей. Исследования зрения у школьников начальных классов показали, что при чтении текста, набранного шрифтом более сложного рисунка, у детей быстрее падает скорость чтения, чаще отмечается снижение критической частоты слияния световых мельканий. СанПиН включает несколько параметров, определяющих допустимую форму и размеры знака. В частности, нормируется отношение ширины знака к высоте (0,5-1,0, лучше 0,7-0,9), т. е. знаки не должны быть ни слишком узкими, ни слишком широкими. Удобочитаемость снижается, если растр изображения виден; увеличение матрицы знака (до 7*9) повышает удобочитаемость. Оптимальная величина знаков диктуется как достаточными для идентификации размерами, так и тем, что знаки не должны быть слишком большими, иначе при чтении слишком мало знаков попадает в поле зрения. Поскольку яркость, в принципе, меняется при каждом пробеге сканирующего луча, четкость символов определяется крутизной изменения яркости при пересечении контура символа.


ziyayushie-visoti-stranica-13.html
zlatoustovskaya-gravyura-na-stali.html
zloupotreblenie-i-previshenie-dolzhnostnih-polnomochij.html
zmenshennya-blochnogo-efektu-pri-peredach-zobrazhennya.html
znachenie-buddi-dlya-mirovoj-religii.html
znachenie-fizkulturnih-prazdnikov-v-organizacii-aktivnogo-otdiha-detej-doshkolnogo-vozrasta.html
  • bukva.bystrickaya.ru/muzikalnoe-obrazovanie-v-sovremennom-polikulturnom-kontekste.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/urok-russkogo-yazika-po-teme-morfologicheskij-razbor-narechiya.html
  • writing.bystrickaya.ru/issledovanie-rinka-ustanovki-sistem-ventilyacii-i-kondicionirovaniya-v-sankt-peterburge-na-vtoruyu-polovinu-1999-goda-chast-2.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnosti-080102-mirovaya-ekonomika-moskva-2008-stranica-2.html
  • shkola.bystrickaya.ru/promishlennie-zdaniya-2.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/predislovie-redaktorov-perevoda-vshesti-tomah-tom-1-ergonomika-kompleksnaya-nauchno-tehnicheskaya-disciplina-pod-redakciej.html
  • znanie.bystrickaya.ru/62prodolzhitelnost-stroitelstva-ii-puskovogo-kompleksa-kompleks-9957-2000-redakciya-0-proekt-organizacii-stroitelstva.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/publichnij-otchet-direktora-vaskovoj-inni-yurevni-2011-god-obshie-harakteristiki-zavedeniya-status-po-ustavu-stranica-3.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-2-iran-i-o-ponomareva-metodicheskij-material-podgotovlen.html
  • letter.bystrickaya.ru/naznachenie-i-boevie-svojstva-avtomata-kalashnikova.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-rabota-v-integrirana-programna-sreda-tehnologiya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/programma-institucionalnogo-razvitiya-tasis.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/socalna-poltika-ukrani-ta-perspektivi-rozvitku.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/virus-immunodeficita-cheloveka-i-tuberkulez.html
  • education.bystrickaya.ru/1-naznachenie-i-oblast-primeneniya-stranica-17.html
  • occupation.bystrickaya.ru/molodezh-i-narkotiki-popov-v-a-k68-profilaktika-narkoticheskoj-zavisimosti-u-detej-i-molodezhi-ucheb-posobie-dlya.html
  • institute.bystrickaya.ru/estestvennonauchnij-profil-primernaya-programma-uchebnoj-disciplini-informatika-i-ikt.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-sostavlenie-zaprosov-dlya-poiskovih-sistem-s-ispolzovaniem-logicheskih-virazhenij.html
  • klass.bystrickaya.ru/5-istoriya-razvitiya-rossijskogo-prava-okruzhayushej-sredi-brinchukm-m-b87-ekologicheskoe-pravo-pravo-okruzhayushej.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-8-avtomatizaciya-processov-dokumentacionnogo-obespecheniya-upravleniya.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razvitie-rossijskoj-gosudarstvennoj-statistiki-chast-7.html
  • control.bystrickaya.ru/bileti-i-otveti-po-turizmu-i-ekskursiyam-chast-75.html
  • desk.bystrickaya.ru/okruzhnie-kollegialnie-sudi-vprave-v-kachestve-pervoj-i-edinstvennoj-instancii-razreshat-konstitucionno-pravovie-kollizii-v-ramkah-pryamogo-amparo-v-sleduyushih-situaciyah.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prepodobnij-simeon-novij-bogoslov-slova-53-92-1993-stranica-14.html
  • student.bystrickaya.ru/123problemnie-seminari-analiz-uchebno-metodicheskoj-raboti-za-2008-2009-uchebnij-god.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-1-prostranstva-i-klassi-predprinimaemoe-zdes-issledovanie-soderzhit-smelij-zamisel-bit.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konspekt-uroka-po-fizicheskoj-kulture-4-go-klassa-obshego-profilya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/shedevri-mirovoj-nauki-biblioteka-psihoanaliticheskoj-literaturi-pod-obshej-redakciej-professora-m-m-reshetnikova-stranica-27.html
  • predmet.bystrickaya.ru/spisok-ispolzovannoj-literaturi-10.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/municipalnaya-vlast-ee-yuridicheskie-priznaki-chast-3.html
  • learn.bystrickaya.ru/g-moskva-prospekt-mira-d-126-mnogokanalnij-7-495-762-80-96.html
  • credit.bystrickaya.ru/politika-bezopasnosti-pri-rabote-v-internete-tehnicheskoe-rukovodstvo-stranica-23.html
  • uchit.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-profilnogo-10-klassa-socialno-ekonomicheskaya-gruppa-doklad-direktora-mou-sosh-1.html
  • essay.bystrickaya.ru/britva-henlona-kuzin-f-a-sovremennij-imidzh-delovogo-cheloveka-biznesmena-politika.html
  • knigi.bystrickaya.ru/samostoyatelnaya-rabota-uchebno-metodicheskij-kompleks-obrazovatelnih-programm-professionalnoj-perepodgotovki-i.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.